| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Архив
|
12.11.2007 г.
ПЕРВЫЕ ХОДОРКОВСКИЕ ЧТЕНИЯ И ПОРОЖДЕННАЯ ИМИ ДИСКУССИЯ
Стенограмма Ходорковских чтений, состоявшихся 10 июля 2007 года в Москве.
От инициаторов Ходорковских чтений. По нашему замыслу основная задача Ходорковских чтений – способствовать возникновению интеллектуального сообщества, способного выработать стратегию развития России в инновационном ключе. Стратегию, которая могла бы быть востребована обществом. Основное средство решения задачи - организация постоянного творческого взаимодействия между интеллектуалами, согласными с задачей Чтений и желающими внести свой вклад в ее решение. Следующие Чтения мы намерены провести в конце января – начале февраля. Хотелось бы, чтобы в формировании программы (повестки дня) вторых Чтений приняло участие как можно больше заинтересованных лиц. В данной рубрике мы будем накапливать и представлять мнения, на основе которых и будет разработана программа. Присылайте ваши размышления на адрес vnzhenja11@rambler.ru. Желательно, чтобы объем текстов не превышал 1000 слов. Итак, наши вопросы: о чем надо говорить на вторых Чтениях? Почему? 4 января 2008 г. Матвей Ганапольский, журналист: Доминик Рейнье (Институт политических исследований, Париж): "…<Русские> хотят, чтобы власть была в состоянии обуздать олигархическую гражданскую войну, цена которой им известна. Если мы хотим, чтобы ситуация в этой стране завтра улучшилась, сегодня с нашей стороны непоследовательно изолировать ее, навешивать ярлыки и относиться к ней свысока." Юрий Магаршак (президент MathTech, Нью-Йорк): "…Кто купил ЮКОС? Кому идут деньги от продажи газа Украине? И даже всего лишь – кому принадлежит пивной ларек? Все это – тайное, стоящее над явным. Делающее происходящее в России – иллюзией." … первый забыл, что есть такое понятие – Конституция, а второй помнит. Первый готов оправдать что угодно, второй в происходящем видит патологию. Подробнее 17 декабря 2007 г. Анвар Усманов, журналист: … Известен тезис о том, что либеральные ценности это ценности цивилизованного человека, для цивилизованного человека. Дикарю свобода слова, независимый суд, честные выборы, рыночная конкуренция – по барабану, ни к чему. Но вот какая штука, а как стать таким цивилизованным человеком, чтобы быть достойным этих ценностей? В Европе и Америке в кейсах или коробках из-под ксероксов не таскают сотни тысяч евро и долларов. Почему? Потому ли, что они опасаются, а вдруг да полиция возьмет за шкварник? Или потому, что им совесть не позволяет так поступать? М.Б. Ходорковский (я опять обращаюсь к его письму) считает, что главный приоритет – это совесть: «Апелляция к морали сегодня последнее, что у нас осталось. Она же первое...». Замечательный призыв. Одна только малюсенькая вещь не дает покоя, такая крохотная - как это сделать? Как убедить людей жить по совести? Не живут люди по совести, хоть ты тресни -без соответствующих законов, без соответствующих установлений, без сдержек и ограничений, без главенствующих представлениях о морали, отступление от которых делает человека изгоем в обществе. Подробнее 24 ноября 2007 г. Валентин Гефтер, генеральный директор «Института прав человека» …Жить по совести, не по лжи и стремиться к счастью (хотя бы верить в возможность того и другого) – это не может стать императивом для других, если "войдет" в них извне. А потому вряд ли станет основой демократического и правового государства. В данном случае оно первично с точки зрения создания условий для поисков "праведного" образа жизни каждым человеком. При всем заведомом несовершенстве любых государств и выстраиваемых в них условий... Вот, по-моему, в чем точка несходимости многих с МБХ. Причем, это может не осознаваться, оставаясь вопросом веры опять же. И тогда круг (или дурная бесконечность) замыкается. Так как Вера в общественную необходимость Веры или общественной, надличной морали неопровержима. Подробнее 16 ноября 2007 г. Алексей Мазур, политический обозреватель (Новосибирск): …Наш интерес состоит в том, чтобы нас самих не принимали за овец. Это как минимум. Как максимум – чтобы нам предоставили достойное положение в политической системе и дали возможность принимать участие в управление страной. Мы не хотим стричь других и быть остриженными сами. И добиться этого – куда более реалистичная цель, чем немедленное построение гражданского общества и установление демократии европейского образца. Как и построение коммунизма или Русской республики. Подробнее 29 октября 2007 г. С.В. Моташкова, культуролог: … на мой взгляд, в России есть один особый, корневой, высокий и одновременно прагматический миф, способный стать национальной позитивной, конструктивной мифологией, который никак не может воплотиться в жизнь, несмотря на его насущную, но не всегда осознаваемую востребованность. Это миф о Порядке, которого так недостает России на всех уровнях ее жизнедеятельности. …очень трудно объяснять, что высшие общечеловеческие ценности – Жизнь, Свобода, Справедливость, Честность, Трудолюбие, Ответственность, Долг, Любовь, Достоинство и т.п., образующие вместе общее понятие «Порядок» - категории не только философских трудов, но и насущно необходимые всем явления прагматического порядка, способные организовать сознание и определить общие и частные пути развития, быт, режим хозяйствования, взаимоотношения в семье, правовую защиту и т.д. (из "Комментария к письму М.Б. Ходорковского"). Подробнее 25 октября 2007 г. Алексей Левинсон, руководитель отдела социокультурных исследований Левада-центра: Политическая жизнь России свидетельствует о практически полном уходе со сцены либеральной и демократической компоненты. Ясно, что власть приложила к тому немало усилий. Но есть подозрения, что процесс в значительной части был естественным. Симметричное этому соображение - устанавливающийся строй также обладает многими признаками естественности, органичности. Верны эти впечатления? Может быть, это иллюзии? Если они верны, то что перед нами: кратковременная фаза или длительный тренд, или вообще навсегда установившееся равновесие? 17 октября 2007 г. Александр Архангельский, политический обозреватель: …То, что мне приходится читать сегодня, говорит о движении не застывшей мысли. О продолжении поиска. А значит, о возрастающем шансе саморазвития – вопреки положению вещей. Подробнее » 10 октября 2007 г. Гарри Каспаров, лидер "Объединенного гражданского фронта": … Михаил Борисович … приходит к выводу, что одной из ключевых проблем сегодня является эрозия гражданской этики. Во многом нынешнюю тупиковую ситуацию породило почти полное отсутствие в политике моральных принципов. (Из статьи "Моральный кодекс переходного периода") Подробнее » 9 октября 2007 г. Эмиль Паин, генеральный директор Центра этнополитических и региональных исследований: …жизнь рано или поздно заставит самых прекраснодушных мечтателей учитывать сопротивление материала и оценивать политические процессы в модальности "возможного будущего." В связи с этим предлагаю обсудить на будущих Чтениях вопрос: "Какие политические идеи, верования и ценности могут быть в наибольшей мере востребованы после 2008 г." Подробнее » 8 октября 2007 г. Николай Сванидзе, журналист: Разочаровавшись в "прагматическом" дискурсе и выдвигая духовную альтернативу, М.Б. Ходорковский по сути предлагает проект особого, российского, т.е. "cуверенного" либерализма. Подробнее » 8 октября 2007 г. Александр Зеличенко: …насколько слова Ходорковского могут быть сегодня услышаны? Как они могут быть восприняты его потенциальной аудиторией? И тут приходится констатировать, что никаких оснований для оптимизма не видно: сам этот лексический слой - "правда", "справедливость", "совесть", "вера" и даже "мораль" - не воспринимается нашей политической тусовкой. Подробнее » 6 октября 2007 г. Светлана Сорокина, журналист: …это обращение его к теме общества и морали, бизнеса и морали, оно именно его обстоятельствами диктуется или все-таки у нас назрел разговор и сейчас можно и нужно говорить в обществе о морали? Ирина Ясина, вице-президент фонда «Либеральная миссия»: Абсолютно уверена, что это и то, и другое. То, что в обществе назрело это и мы без этого просто не может двигаться дальше, лично для меня очевидно. …и правильно Ходорковский об этом пишет, - другого не осталось. …Общество в этом нуждается. Дмитрий Зимин, президент фонда «Династия»: …начало нравственности – готовность пожертвовать собой ради близкого. Это одно из условий, вообще говоря, выживания общества, в котором должен быть как-то сбалансирован индивидуальный эгоизм, самосохранение и вот эти чувства, направленные на выживание общества. Подробнее » 6 октября 2007 г. Юлия Латынина, журналист, писатель: …в них <в заметках М.Ходорковского> была сказана одна вещь, которая меня поразила и которая является для меня фундаментальной: …вся надобность наша в демократии, в свободе исходит из того, что вы верите в то, что человек рожден быть свободным. Подробнее » 4 октября 2007 г. Д. Быков, писатель, журналист: … прагматизм – это идеология, которая страну завела в нравственный тупик. …Надо верить хоть во что-то. Соблюдать какие-то принципы – помимо прагматизма. Иначе можно все. И ничто не имеет цены. И поэтому… он прикасается к самой болезненной теме. А. Рябов, политолог, член научного совета Московского центра Карнеги: Чем дальше, тем меньше начинают обращать внимание на какие-то моральные нормы. И связано это прежде всего с растущей в российском обществе социальной несправедливостью. Г.Сатаров, президент фонда "Информатика для демократии": … она <моральная политика> слабее, чем политика прагматичная. Это бесспорно. Но эти эпизодические победы способствуют тому, что прагматическая политика становится со временем менее мерзкой. А. Пионтковский, политолог, ведущий научный сотрудник Института системного анализа РАН : Конечно, Ходорковский прав: моральная составляющая демократического движения должна быть определяющей, если демократы рассчитывают на какой-то успех в умах и сердцах людей В.Ерофеев, писатель: …Хорошо, что он письма пишет. Значит он включен в жизнь. Подробнее » 4 октября 2007 г. Гарри Каспаров, лидер "Объединенного гражданского фронта": …все-таки моральные категории должны быть возвращены в политику, если мы хотим выйти из кризиса. Подробнее » 4 октября 2007 г. Л. Радзиховский, журналист: …Ходорковский имеет уникальный опыт - он живет среди самых угнетенных, среди самых обиженных, и так далее – это уникальный жизненный опыт. Исходя из него он пишет. Подробнее » 4 октября 2007 г. Ирина Хакамада, глава фонда "Наш выбор": …Главный месседж послания Ходорковского в том, что либералам не хватает веры в то, что ценность свободы заложена в человеке Богом и этой ценностью нельзя торговать. Подробнее » 4 октября 2007 г. Людмила Алексеева, ветеран диссидентского движения: …Те испытания, которые выпали на его долю, способствовали этим размышлениям. Это традиционный путь для людей, оказавшихся в тяжелых жизненных условиях. Это очень верный путь. Жаль только, что к нему приходят единицы среди людей, которые работают в бизнесе и политике. Подробнее » 1 октября 2007 г. М.Б. Ходорковский, Мораль и справедливость: …Может быть «моральность» громкое слово, но я долго думал и не нашел другого критерия между «можно и нельзя». Либо сила, либо мораль. Подробнее » 28 сентября 2007 г. Михаил Делягин, директор Института проблем глобализации: …я не вижу главной темы: идеология будущей России или, если угодно, "образ желаемого будущего". Как конкретно мы собираемся склеивать либеральные, социалистические и патриотические представления о лучшем будущем - вот главный интеллектуальный вопрос, от которого зависит будущее российского государства. 20 сентября 2007 г. В.Галенко, член инициативной группы по подготовке Ходорковских чтений: На 2-х Чтениях предлагаю обсудить следующие вопросы: 1. Россия-государство и Россия-общество: характер отношений. Возможные варианты и их перспективы. 2. Мировоззрение (мироощущение, ментальность) властной элиты России в начале XXI века: корпоративный романтизм, технократизм, эзотерика, цинизм?.. 3. Цивилизационный вектор России: Запад или Восток? Подробнее » 18 сентября 2007 г. Р. Горбоносов, инженер программного обеспечения, Европейский Центр Ядерных Исследований (CERN, Женева). Что является результатом дискуссии? … Планируется ли, чтобы в результате Чтений …вырабатывался некий набор возможных решений различных проблем с указанием их плюсов и минусов? Хочется, чтобы был какой-то результат, а результатом я считаю выводы и решения по возможным практическим действиям. Подробнее » 20 августа 2007 г. С.В. Моташкова, д. филол. н., профессор, культуролог (Воронеж): …у меня три варианта темы <для вторых Чтений>: "Россия - Восток или Запад ?" (имеется в виду, что, в отличие от Запада, в основе культурной парадигмы Востока отсутствует антропоцентристский модуль, то есть не существует позиции, обозначенной Протагором: "человек есть мера всех вещей"). Второй вариант - "Россия в современном мире". Третий - "Гуманистические ценности в России и современном мире". Подробнее » 23 июля 2007 г. Зоя Ерошок, журналист «Делай, что должно, и будет, что надо». Так что: Михаил Борисович! Знайте: не все в возлюбленном отечестве от страха надели подгузники. Подробнее »
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||