СОБЫТИЯ
| ОБЖАЛОВАНИЕ ПРИГОВОРА
| ХОДОРКОВСКИЙ
| ЛЕБЕДЕВ
| ЗАЩИТА
| ПОДДЕРЖКА
| СМИ
| ВИДЕО
| ЭКСПЕРТИЗА
ПОИСК 
 

ДНИ В ЗАКЛЮЧЕНИИ: Михаил Ходорковский — НА СВОБОДЕ! (после 3709 дней в заключении), Платон Лебедев — НА СВОБОДЕ! (после 3859 дней в заключении)
Архив
Август 2014
    2
78910
13151617
1819202324
27293031
4.09.2014
21.08.2014
21.08.2014
15.08.2014
15.08.2014
14.08.2014
14.08.2014
12.08.2014
11.08.2014
11.08.2014
6.08.2014
6.08.2014
5.08.2014
4.08.2014
15.08.2014 г.

"Что важнее: безопасность сотрудников и прибыльный бизнес или репутация аудитора?"

Алексей Навальный, 15.08.2014

Мне часто пишут: надоело про дачи и офшоры, напишите что-то умное и серьёзное.
Никита Кулаченков из отдела расследований ФБК, которого вы, возможно, помните по отличному ликбезу о санкциях против России (часть 1, часть 2), решил компенсировать недостаток умных текстов и написал важную статью об этических проблемах аудиторов на примере недавнего громкого арбитражного решения по ЮКОСу.

Международный арбитраж в Гааге вынес решение по иску бывших акционеров ЮКОСа и обязал РФ выплатить им $50 млрд. Впечатляет, не правда ли? Сейчас идут обсуждения, должна ли РФ платить, и будет ли она это в принципе делать, но я бы хотел поднять другой вопрос.


Здание арбитража в Гааге

В решении арбитража в Гааге есть “несколько” слов, а именно более 20 страниц, о том, как PricewaterhouseCoopers (PwC) отозвал аудиторские заключения по финансовой отчетности ЮКОСа. Почему это было так важно для арбитража? Дело в том, что подтверждение отчетности аудитором означает, что в ней нет существенных искажений, а в операциях компании нет значительных нарушений законодательства. А это плохо соответствовало утверждениям Генпрокуратуры, что Ходорковский несколько лет уходил от налогов на миллиарды долларов и воровал нефть сам у себя. В свою очередь, бывшие акционеры и менеджеры ЮКОСа ссылались на отчетность, заверенную аудитором, и это был один из важных аргументов их защиты в судебных процессах.

После того, как аудиторские заключения по отчетности 1995-2004 годов были отозваны на основании “новой информации”, ставшей известной аудитору, этот факт стал широко использоваться представителями РФ и в российских судах, и в арбитраже в Гааге. Полагаю, что в Гааге это звучало так: “Вот же, ваши буржуйские аудиторы признали, что там есть нарушения! Чего вы тут еще твердите о политическом преследовании и отъеме бизнеса...” При этом бывшие акционеры ЮКОСа говорили, что PwC отозвали заключения не из-за “новой информации”, а потому, что находились под сильнейшим давлением со стороны различных государственных органов РФ, и реальным оправданием для отзыва отчетности могли быть аргументы, что ЮКОСа больше не существует, и это единственное решение, снимающее серьезные риски для бизнеса PwC и персональные риски для сотрудников аудиторской компании.

В случае, если для отзыва заключений действительно имелись веские основания, то факт отзыва значительно упрочил позицию РФ в арбитраже в Гааге. Однако, если таких оснований не было, то факт отзыва значительно упрочил позицию акционеров ЮКОСа. Но в любом случае, отзыв заключений нанес серьезнейший урон репутации PwC. Арбитраж отдельно уточняет, что в его решении нет этической и профессиональной оценки действий PwC, и перед тем, как будет сформулирован мой вопрос, давайте посмотрим на хронологию событий.

PwC работал с ЮКОС с 1997 года, оказывая не только аудиторские, но также консультационные (в том числе, в области налогообложения) и образовательные услуги, а так же играл ключевую роль в установлении процессов подготовки финансовой отчетности. Один из свидетелей истца сказал, что PwC был предоставлен неограниченный доступ ко всей документации группы, и у аудитора была полная картина финансового положения и процедур ЮКОСа и его дочерних компаний. Аудиторы ни разу не поднимали вопрос об ограничениях в доступе к информации и сотрудникам.

В 2003 году, когда был арестован Платон Лебедев по обвинению в налоговых нарушениях, партнер PwC сообщил Совету Директоров ЮКОСа, что “проблем нет, и ЮКОС вместе со своей схемой оптимизации выполняет требования российского законодательства”.

Происходившее в дальнейшем с PwC похоже на то, что на аудитора оказывалось существенное давление со стороны российских властей. Давление включало в себя:

  • Налоговые претензии в связи зарплатной схемой для иностранных сотрудников PwC.
  • Обвинения в сговоре между PwC и ЮКОСом с целью уклонения от уплаты налогов. Типа “да вы сами эту ЮКОСовскую налоговую схему и разработали!”
  • Маски-шоу в офисе PwC с изъятием различной документации.
  • Проверки аудиторской практики Минфином и угроза отзыва лицензии по результатам проверки.

27 июня 2007 года PwC отозвал ВСЕ аудиторские заключения по отчетности ЮКОСа, которую компания проаудировала за годы сотрудничества. Это уникальный случай в мировой практике - никогда ранее аудиторы не отзывали заключения по всем годам, которые они проаудировали. В обосновании отзыва указывалось, что на основании “новой информации” от Генпрокуратуры РФ аудиторы потеряли доверие к менеджменту ЮКОСа. Аудиторы как бы сказали нам: “Менеджемент ЮКОСа и подконтрольные им люди нас жестоко обманывали все эти годы, а мы по наивности им верили. Нам открыли глаза и теперь мы считаем наши заключения ошибочными..”

Однако стоит отметить несколько важных моментов, которые описаны в решении Гаагского арбитража.

  • На протяжении всей истории PwC старалась не предавать широкой огласке свалившиеся на компанию трудности.
  • Один из старших сотрудников PwC на очередном допросе в прокуратуре сказал, что, по его мнению, аудиторские заключения по отчетности ЮКОСа “должны быть отозваны как минимум с 1999 года”. Для него это было последний допрос, и больше его не вызывали.
  • На следующий день после отзыва аудиторских заключений уголовные дела в отношении руководителей PwC были прекращены.
  • На втором процессе против Ходорковского старшие сотрудники PwC выступали в качестве свидетелей обвинения, и в распоряжении арбитража оказались электронные письма, в которых сотрудники PwC советовались с Генпрокуратурой перед дачей показаний. Справедливости ради стоит отметить, что не все сотрудники PwC стали давать показания, нужные прокурорам, и тем самым сильно рисковали собственным благополучием.
  • Иностранные сотрудники PwC регулярно общались с представителями американского посольства и в таких неофициальных беседах неоднократно утверждали, что на PwC оказывается политически мотивированное давление, а аудиторская лицензия и бизнес компании под угрозой. Впоследствии, по мнению сотрудников посольства, представители PwC не очень охотно говорили о достоверности и надежности “новой информации”, из-за которой они отозвали свои заключения.

Мне кажется, что лет десять назад я слышал от одного из сотрудников PwC о том, как в ЮКОСе “одним нажатием кнопки делаются проводки, отражающие перепродажу нефти по всем промежуточным юрлицам, в целях налоговой оптимизации”. Вполне возможно, что сейчас этот текст читают те, кто участвовал в проверке этих налоговых схем ЮКОСа и подтверждении соответствующих статей отчетности. И вот, по прошествии нескольких лет с момента отзыва заключений и на основании “новой информации” из Гааги какими будут наши ответы на следующие вопросы:

  • Что важнее: безопасность сотрудников и прибыльный бизнес или репутация аудитора?
  • Как вы думаете, правильно ли поступила компания PwC, все-таки отозвав аудиторские заключения за почти 10 лет?

Соглашусь, что эти вопросы скорее риторические, но в настоящее время перед аудиторами и консультантами из международных компаний может возникнуть еще одна этическая и бизнес-дилемма. Логично предположить, что в свете конфронтации со всем миром, наше государство не захочет иметь у себя под боком группу “врагов”-иностранцев, которые имеют доступ к информации о деятельности, денежных потоках и особенностях бизнеса огромного количества компаний, включая государственные корпорации. Вы думаете, аудиторы не знают как работают в Роснефти или РЖД?

Для того, чтобы сохранить свой бизнес в сегодняшней новой реальности, аудиторам и консультантам, возможно, придется выполнить условия, которые поставит перед ними государство. Причем для государства давление на иностранных аудиторов тоже будет рискованной затеей. Т.е. с одной стороны государству хочется избавиться от иностранцев, имеющих доступ к важной информации, но с другой стороны, если их убрать, то есть шанс, что они раскроют информацию о злоупотреблениях, которая им уже давно известна, но они ее не раскрывали ранее.

  • Если аудиторы договариваются с государством и сохраняют свой бизнес на каких-то особых условиях, то это ущерб для их репутации. И рано или поздно об этих “особых условиях” станет известно, как вот сейчас появилось решение арбитража в Гааге.
  • Если аудиторы не выполняют условия государства, сворачивают бизнес, но раскрывают информацию, то это тоже ущерб для их репутации. Аудиторы должны либо сразу раскрывать в аудиторском заключении информацию по обнаруженным проблемам, либо обязаны сохранять конфиденциальность после предоставления заключения. Если они не раскрыли информацию, например, о хищениях ранее, но раскрывают ее сейчас, то это значит, что они ранее нарушили профессиональные стандарты.
  • А если аудиторы не выполняют условия государства, сворачивают бизнес и решают не раскрывать информацию, то это значит, что либо им неизвестно о злоупотреблениях, например, в госкорпорациях, либо злоупотреблений там нет. Вы в это верите?

Таким образом, сейчас перед иностранными аудиторскими компаниями могут возникнуть вопросы, связанные одновременно с этикой, безопасностью и выполнением профессионального долга. И, надеюсь, что, решая эти вопросы, они не будут использовать тактику PwC, которая “старалась не предавать свалившиеся на компанию трудности широкой огласке”.

P.S. Кстати, некоторая информация, изложенная в решении арбитража взята из публикаций Wikileaks, а именно из дипломатической переписки посольства США в Москве. Забавно, что результаты работы Wikileaks продолжают всплывать в самых неожиданных местах, и меня сильно удивил факт рассмотрения Гаагским арбитражем сведений из такого источника.

P.P.S. Гаагский арбитраж использует информацию, размещенную на каких-то “неизвестных серверах в Сан-Франциско”. При этом наш родной российский суд отказывается рассматривать видеозапись, на которой видно правонарушение, по которому нужно вынести решение. Суд игнорирует видеозапись, но принимает устные показания, которые этой видеозаписи противоречат. Как вы думаете, чьи это устные показания оказываются надежнее видеозаписи? Подсказка: это такие люди, которые на работе ходят в форме и следят за соблюдением законов.




Комментарии
eoc | еос | 15.08.2014 19:37
Благодарю вас за опубликованную статью.
С уважением Олег.
Sting | Vladimir | 15.08.2014 20:04
Наверное именно по этому, на Украине решили устроить войну. Желающим войны, просто немного помогли. Интересы совпали.
ecolog | Мария | 15.08.2014 21:07
Статья очень правильная. Утерянную репутацию ничем не восстановишь. Для меня лично PwC перестала существовать, как только я узнала о ее роли в деле ЮКОСа.
lavsel | Сергей | 15.08.2014 22:31
Скажу откровенно, до знакомства с "Делом ЮКОСа" я никогда даже и не слышал о такой аудиторской компании, как PwC.
Впоследствии узнал, что она весьма солидная, и занималась очень серьёзным аудитом во многих странах мира.
Но то, как повела она себя после "общения с органами", как отказалась от всех своих решений по ЮКОСу, как предала своих клиентов, стараясь удержаться на бескрайнем российском рынке, это просто повергло в шок.
Думаю, что такое поведение в приличном обществе, это приговор...
Спасибо Алексею Навальному за его участие в деятельности по разоблачению коррупционеров, словно ржавчина разъевших всю систему государства российского.
Сергей Львович.
vmu | Владимир Юликов | 16.08.2014 00:11
К великому сожалению поведение когда-то авторитетнейшей компании PwC по подлости, трусости, способности опускаться до подлога и предательства резко контрастирует с мужеством и стойкостью сотрудников ЮКОСа.
По-моему необходим судебный иск в отношении этой навсегда потерявшей авторитет компании. Её сотрудники, на совести которых и смерть Алексаняна и несправедливые исполненные приговоры, должны понести соответствующее уголовное наказание.
NYNCK | nick | 16.08.2014 09:27
Взыскать с предателей в пользу GML сумму, за которую их купили, со всеми процентами!
vdemchenko | Владимир Сергеевич Демченко | 16.08.2014 09:39
Вы правы, Владимир! Трусость и подлость, повлекшие подлог, должны быть наказаны.
В.С.
svetilsa | Светлана | 17.08.2014 13:50
Как всегда, Владимир Сергеевич, с Вами согласна. Лучше не скажешь. Спасибо.
eduard1940 | Эдуард | 23.08.2014 16:52
"Кукушка хвалит петушка за то что хвалит он кукушку." Однако, браво!
Natalia11 | Натали | 15.08.2014 23:11
Ну вот я , сильно, далека от мысли о том, что МБХ такой белый и пушистый, каким хочет сейчас казаться. Покажите хоть одного из крупного бизнеса, выросшего в 90-е агнеца. Да, жаль что из жизни выброшено 10 лет, это безусловно трагедия и личностная и семейная... А если честно, Михаил Борисович, так ли чист Вы?! Или Вы себе сравниваете с нынешними чиновниками?! Дак их никто не оправдывает, да , воруют, да обнаглели, с этим и надо бороться, а чего пытаться себя обелить!
lavsel | Сергей | 16.08.2014 13:29
Вы, Natalia11, нынче впервые(!) появились на этом сайте. Поздравляю вас с этим!
Однако, ничего не понимая, ни с чем не ознакомившись, не разбираясь в этом процессе, вы сразу же "отметились" гаденьким комментом.
Это манера довольно низкая, это особенность вашего ущербного воспитания.
Это манера тех, кто сам весьма и весьма "не чист"...
И, простите, такие тексты, - это попытка "себя обелить", таким неприличным образом безнаказанно "самоутвердиться".
С.Л.
eprstu | Антон Непутин | 16.08.2014 00:03
Я очень признателен господину Навальному за его разоблачения этой пакостной шушеры ( от чинуш до судей ) .
Но , к сожалению , эта коррупционная мразь - резистентна ( то есть - защищена ) от мира вокруг ( от реальности ) своей уверенностью в своей …исключительности.
Именно с приходом путина к власти, российские суды превратились в "клубы по интересам власти".
Удивляют «вопрошания» господина Навального , по поводу честности судов и судей.
Именно с судов и судей начинается ПРАВДА в любом СВОБОДНОМ МИРЕ!
Непосредственно председатель «Мосгорштампа» Егорова , не стесняясь вещает : « я один протокол инспектора ДПС ставлю против ста письменных свидетельств и показаний свидетелей»…
То есть , «судебная дама» , не стесняясь, ввергает нас с Вами в … коррупционную систему страны , правила которой , она же сама ( судья называется ) и озвучивает !
Полицейское государство – это государство , где все ( ВСЕ, ВСЕ, ПРИВСЕ ) что делают полицейские ( прокурорские , судебные и фсиновцы ) – нормально , соответствует необходимости , защищает ( так эта мразь уверена ) систему от «нападок» и «разрушения»!
Граждане – мы давно в «дерьме по уши» , в стране ДАВНО нет суда ( как Института Права граждан ) , давно нет Правды , Чести и Достоинства !
Пока путин «индульгирует» свое криминальное прошлое Крымом , вся эта «властная шушера « творит бандитский , преступный шабаш, «актируя « свои преступления – вердиктами бессовестных граждан в судейских мантиях!
А Судьи на этом Шабаше – самые «нарядные» из участников! И тут - судья данилкин – это не самый «худший вариант» , председатель МГС – егорова – не самый яркий «бессовестник», а жирные прокуроры - не самая «страшная маска» .. все ведь ждут ….«ВИЯ»… и ..открывают ему веки , от инаугурации к инаугурации!
Bella72 | Белла | 19.08.2014 17:47
Полностью с Вами согласна
vdemchenko | Владимир Сергеевич Демченко | 16.08.2014 01:07
Прессовать, запугивать, шантажировать, пытать, калечить людей для получения нужного результата - оговору других лиц или самооговору - в этом российским силовикам, пожалуй, нет равных. Беззаконные и палаческие методы и нравы сталинских органов так и не изжиты в России. Тем удивительней стойкость десятков юкосовцев, которые заплатили за свою человеческую порядочность годами тюрьмы, а несгибаемый Алексей Пичугин осуждён до конца срока путинского режима. Скорее бы этот конец настал...
bui | Игорь | 16.08.2014 13:25
Помню на суде Лебедев Платон Леонидович обещал пообщаться с PricewaterhouseCoopers по поводу отзыва аудиторских заключений в международном суде. Интересно как обстоят дела?
NIS-1954 | Наталья Ивановна | 17.08.2014 08:35
Когда они тебя оскорбляют – это «свобода слова».
Пытаешься возразить – это «отсутствие культуры»!

Если они задают вопросы – это «свободомыслие»,
Если ты пытаешься задавать им вопросы – это «допрос»!

Они тебя в чем-то обвиняют – это «поиски правды»,
Ты пытаешься оправдаться – значит, ты – «лжец»!

Они смеются над тобой – это «конструктивная критика»,
Пытаешься ответить - это «нетерпимость»!

Они тебе угрожают – значит, «защищают себя»,
Когда сам пытаешься защищать свои убеждения – ты -«разжигатель ненависти и насилия»!

И несмотря на всю трагичность такой ситуации – я восхищаюсь теми, кто все равно противостоит стремящемуся к господству Западу.

Мортеза Авини, иранский режиссер, любивший Бога и людей
europeancitizen | European Citizen | 17.08.2014 13:03
Теперь осталось понять, о ком он это говорил.
eduard1940 | Эдуард | 17.08.2014 14:22
Эк какой вы недогадливый, а кто у нас один гегемон на планете остался?
NYNCK | nick | 18.08.2014 00:12
Ким Чен Ын!
eprstu | Антон Непутин | 18.08.2014 10:11
))))))
eduard1940 | Эдуард | 18.08.2014 10:50
Эк вас приклинило, однако, или это ваш стёб. Ким Чен Ын это клон дьявола на земле. Вообще то я имел в виду самое "демократическое" государство, которое не гнушаясь применением всеми видами оружия при демократизации планеты Земля и имя ему США.
eprstu | Антон Непутин | 19.08.2014 02:09
Эдуард ..."честные демократы" не могут "накладывать тень" на "супер честную систему" правления МИРОМ - США .. Вы просто забыли .
И этот сайт - не исключение из правил "искусственности и пластмассовой честности".
Просто все в одночасье забыли , что АТОМ на живых людях ( НА ГОРОДЕ С ДЕТЬМИ , БЕРЕМЕННЫХ И СТАРИКАХ !!!) испытали именно США , что именно США молча смотрят , как очередной "говно-правитель" казнит людей гранатометами , и убивает женщин "дикими псами " , рвущими их тело на куски.. ( Северная Корея ) .
Именно США , такие ярые поборники демократии и свобод ( в том числе и гендорных ) во всем Мире и всем , кто может "воспеть эти свободы" молчат , что в Саудовской Аравии за гомосексуализм предусмотрена смерть! Нефть не "пахнет" , как и баксы...
США - это конечно двуличная "свобода" , в "клетке" Гуантанамо , Сев. Кореи, Сауд . Аравии , и далее по списку - могу продолжить!
Национальные интересы - превыше всего ! Ай я яй!
Двуличность политики этой страны без истории и уважения к самим себе - "достала" многих , окончательно !
Европа может и дальше "жрать" эти "американизмы" , но Россия не достойна такого воинствующего двуличия и откровенной порнографической "правды"!
Не обращайте внимания на кривляк - оправдывающих страну , где доллары печатает не государство а... "собрание заинтересованных лиц" - сколько дадут "ИМ" ( то есть народу ) столько и "будут жрать" свободы!
Так что - увы , Эдуард - "эти комментаторы" нас не поймут..
eprstu | Антон Непутин | 17.08.2014 23:23
Если Вы говорите ( уже , может быть ) с акцентом , совсем не поверю , что читаете так же ))) Внимательнее читайте - там по моему про Запад ....нет ?
europeancitizen | European Citizen | 18.08.2014 01:43
Нет.

> теми, кто все равно противостоит стремящемуся к господству Западу.

Да кто ж эти люди? Я правда не понимаю. Это про Иран с его исламскими традициями? Тогда извините, мне запад как-то ближе. И при чем тут вообще эта цитата.
YuRN | ЮРН | 18.08.2014 13:09
Я попытался получить от Натальи Ивановны пояснения на ТОТ ЖЕ самый (и по времени представления) ее текст в комментах к материалу от 12.08.2014 "Граждане не хотят платить по счетам ЮКОСа". Поскольку "дубликат" Натальи Ивановны, по-видимому, подтверждающий СМЫСЛОВУЮ значимость для НЕЕ этого коммента, я обнаружил только сейчас, а ответ на свои вопросы ей вообще не обнаружил :-), то приведу повторно и свой "ответный" коммент, убрав полушутливую концовку и добавив пару "потерянных" запятых. Вдруг поступят АВТОРСКИЕ пояснения?
"YuRN | ЮРН | 17.08.2014 13:33
Есть такое положение: "Истина КОНКРЕТНА" ...
Например, был такой Глава Государства - Бокасса. Он был вполне верующим (на африканский манер) и очень любил людей (был людоедом).
Так о чем Ваш коммент? Кто и кого оскорбляет? Кто, кого/какие суждения и как/где оценивает? Идет ли речь об относительно простых частных вопросах или о вопросах ПРИНЦИПИАЛЬНО сложных, системных, цивилизационных, мировоззренческих и т.д., требующих совсем иного (не "бытового") уровня подготовки для НОРМАЛЬНОГО, т.е. АРГУМЕНТИРОВАННОГО обсуждения? А как обстоит дело с АДЕКВАТНОСТЬЮ восприятия аргументов и контраргументов ПО ТЕМЕ обсуждения в тех конкретных случаях, которые Вы, по-видимому, все-таки имеете в виду? А от чего зависит эта самая АДЕКВАТНОСТЬ - она ведь ГАРАНТИРОВАННО разная у разных людей? А как меняется адекватность, причем не только ВОСПРИЯТИЯ, но и РЕАГИРОВАНИЯ, людьми с разным "бэкграундом" с усложнением обсуждаемой проблемы? Не исключено, что для Авини, для его высказывания, помимо индивидуальной специфики, существовал и вполне определенный КОНТЕКСТ. А каков контекст у Вас? Тот же, что и у Авини? Или просто понравилась цитата "по настроению"?".
Вообще-то я думаю, что версия про "настроение", т.е. без "аналитики", достаточно правдоподобна, но кто знает.
eprstu | Антон Непутин | 19.08.2014 02:14
YuRN | ЮРН | 18.08.2014 13:09
а ответ на свои вопросы ей вообще не обнаружил :-)

Оно , Вы часто просите тут у "народа" ответы на свои вопросы.
А вот принципов своих , сами то, не соблюдаете вовсе.
Еще раз ЮРН - прошу вас - назовите ВАШЕ имя и ВАШУ фамилию , если можно .
А вы все как "барышня" кривляетесь.
Не красиво, а главное - совсем не принципиально как то... не по мужски кого то уличать в том , что сами то не выполняете.
farida | Фарида | 18.08.2014 22:09
Мы в своих войнах не можем разобраться, зато цитируем героев настолько далеких нам культур...Пыталась понять, о ком он говорил...
После получения степени магистра в области архитектуры от Тегеранского университета , Morteza Avini перешел на фотографии и кино, особенно после революции 1979 года в Иране. Трагическая ирано-иракская война(1980-1988) круто изменила жизнь Morteza Avini. Во время и после ирано-иракской войны, снимал документальные фильмы о пропавших солдатах на военных фронтах юго-запада Ирана(фильм "Город в небесах" из докумнтального сериала "Истины" участвовал на Берлинском кинофестивале").

В 1979 году в Иране произошла Исламская революция, после которой произошел разрыв с Америкой. К власти пришел Хомейни. Америка прекратила всю военную помощь Ирану. 22 сентября 1980 года иракская армия под руководством Саддама Хусейна успешно вторглась в профинцию Ирана, которая была богата залежами нефти и наличием двух довольно крупных портов, в одностороннем порядке аннулировав все подписанные с Ираном договоры. Перемирие, окончившее войну, было подписано 20 августа 1988 года и восстановило довоенную ситуацию. По продолжительности, задействованным ресурсам и человеческим жертвам ирано-иракская война является одним из крупнейших военных конфликтов после Второй мировой войны. В ходе войны активно применялось химическое оружие.
Война привела к появлению у Ирака значительной задолженности ряду арабских стран. В частности, долг Ирака Кувейту превысил 14 млрд долларов, что явилось одной из причин, подтолкнувших Саддама Хусейна в 1990 году к решению вторгнуться в Кувейт.
Страны НАТО, также как и страны советского блока, поддерживали Саддама Хусейна, воспринимая его как меньшее из двух зол и как средство сдерживания исламской революции. Основным западным поставщиком оружия была Франция и Германия. Главным поставщиком оружия Ираку (более 57% всех поставок) был Советский Союз. (Википедия)
Несмотря на разрыв отношений Ирана с Америкой,США тайно поставляли Ирану оружие (скандально известный "Ирангейт").
Так кем мог восхищаться иранский режиссер, любящий Бога и людей, Мортеза Авини?
Imhenrik | Jorgensen | 17.08.2014 23:01
Типа, пальчиком погрозили, на суд общественного мнения вынесли - «осудили». Вот мол, негодяи какие — «толькоб о себе думать». Второе, чистый пиар «власти и могущества силы, инициаторов данного процесса». Может две стороны медали? Не знаю... может и так. Видно только одно: «заплёваный сапог силового блока, на лице мировой буржуазии». Лучшеб ты этого не постил. Страшная «правда», с долей сомнений в добавок, сеет отвращение в моём сознании. Но «правда остаётся правдой», как говорится — такова реальность.

***

Написал про «люстрацию» - умница. Есть, что комментировать.
Это необходимая мера, но так-же выполнима по условиям, как и спасение от «ваххабитов» территорию Украины. Видимо это ноша «непосильная». Методы существуют — это сыворотка правды и полиграф со специалистом (а лучше пятью независимыми), с дубляжом на камеру в прямой эфир.
Сожалею, что происходит она медленно и с явными противоречиями между представителями.

***

Проникся этой болью за свободу и справедливость. От всего сердца, прошу прощения, что не могу вам помочь остановить войну. Это непростительная слабость.

***

Бедный народ, который методично убивают: детей... Этот ужас, почувствовать — можно. Не ко всем это приходит, но попробуйте посмотреть фотографии природы Украины... и, что с ней делают «ваххабиты». Что чувствуют люди у которых снарядом разорвало родных. Как по улицам ездят танки. Страну в которую мы все будем ездить в гости, как в Европейскую и процветающую державу.

Люди на подкорке помнить будут, что с ними сделали ещё не менее сорока лет. Представляю, как не смогу смотреть Украинцам в глаза. Мне стыдно.

Ещё можно остановить этот бред — этот ужас мракобесия. Публичные люди — богатые и известные, могут сделать «окупай ...» и призвать. И их послушают. Геройский поступок — поступок всей жизни — остановить кровопролитие. Не просто поступок, а долг чести. Посмотрите, что делают с людьми... Мирных людей — убивают. Лишают жизни, лишают мира, лишают свободы...
Imhenrik | Jorgensen | 18.08.2014 11:05
Какой-то мафиозный сериал. Почему существует такой «пробел в правах?» На каких основаниях были отозваны результаты аудита? Из поста, выходит основанием было давление «неких структур». В итоге, логика подсказывает — эти «структуры и есть Хозяева Мира». «Ходячий Закон типа». Или так надо было? - Зная о «давлении» - молчать всем.

Слишком всё хитро, как в политике. Если социализм — это высшее человеческое, и его способность функциональная, может себя проявить только в высших человеческих существах — то политика, слишком сложное для меня образование.
SVA1968 | Владимир Степанов | 09.09.2014 10:55
А что же им, Прайсам, оставалось делать в условиях наглого прокурорского шантажа? Мужественно подвергнуться уголовному преследованию? Ходорковского было всё равно не спасти... Можно было или как они, прогнуться - или как я, бросить бизнес в России и уехать за границу. Что правильнее - Бог весть... Никто ведь даже спасибо не сказал.
Пресс-секретарь Кюлле Писпанен: +7 (925) 772-11-03
Электронная почта
© ПРЕССЦЕНТР Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, 2002-2014
Мы не несем ответственности за содержание материалов CМИ и комментариев читателей, которые публикуются у нас на сайте.
При использовании материалов www.khodorkovsky.ru, ссылка на сайт обязательна.

Rambler's Top100  
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru