| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Архив
|
05.12.2007 г.
Валентин Гефтер,
генеральный директор «Института прав человека» …< Чтения> не должны разойтись с мироощущением человека-сидельца, имя которого носят. …Пока образ 2-х чтений не складывается - по разным причинам. В этой ситуации я бы взял за отправную точку недавнее письмо МБХ с его акцентом на проблематику морали и Веры. И, отталкиваясь от него, подумал про то, почему и как в наших головах и сердцах эти сугубо личностные ценности (при всем их несовпадении и даже перпендикулярности в некоторых отношениях) связываются с коллективными, тем более идеологическими категориями справедливости, общественного блага и т.п. Жить по совести, не по лжи и стремиться к счастью (хотя бы верить в возможность того и другого) – это не может стать императивом для других, если "войдет" в них извне. А потому вряд ли станет основой демократического и правового государства. В данном случае оно первично с точки зрения создания условий для поисков "праведного" образа жизни каждым человеком. При всем заведомом несовершенстве любых государств и выстраиваемых в них условий... Вот, по-моему, в чем точка несходимости многих с МБХ. Причем, это может не осознаваться, оставаясь вопросом веры опять же. И тогда круг (или дурная бесконечность) замыкается. Так как Вера в общественную необходимость Веры или общественной, надличной морали неопровержима. … Это, конечно, не повестка дня для чтений-2. Но может помочь объяснению, почему они не должны разойтись с мироощущением человека-сидельца, имя которого носят. Его волнует сейчас не прагматика и идеи, как обустроить..., а нечто более глубинное. Может, и нам, отряхнув прах повседневной суеты вокруг набивших оскомину вопросов, повернуться вслед за ним?
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||