СОБЫТИЯ
| ОБЖАЛОВАНИЕ ПРИГОВОРА
| ХОДОРКОВСКИЙ
| ЛЕБЕДЕВ
| ЗАЩИТА
| ПОДДЕРЖКА
| СМИ
| ВИДЕО
| ЭКСПЕРТИЗА
ПОИСК 
 

ДНИ В ЗАКЛЮЧЕНИИ: Михаил Ходорковский — НА СВОБОДЕ! (после 3709 дней в заключении), Платон Лебедев — НА СВОБОДЕ! (после 3859 дней в заключении)
Архив
Декабрь 2007
     12
89
1516
23
24
31      
4.09.2014
21.08.2014
21.08.2014
15.08.2014
15.08.2014
14.08.2014
14.08.2014
12.08.2014
11.08.2014
11.08.2014
6.08.2014
6.08.2014
5.08.2014
4.08.2014
24.12.2007 г.

17.12.2007
На сайте Всероссийского Гражданского Конгресса

Анвар Усманов
Цивилизованность и либеральные ценности

Понятие «цивилизованности» претерпевает существенные изменения по мере изменения политико-экономических реалий. На излете советской власти трудно назвать было цивилизованными в представлениях той, уходящей эпохи, фарцовщиков и валютных спекулянтов, которых советская фемида старалась изловить и упечь в узилища. Публицистика распекала и смеялась над ними, а считающийся тогда цивилизованным люд публично презирал, тайно завидуя тем, кто позволял себе почти открыто щеголять в Ливайсах и Вранглерах, курить Мальборо и Данхилл, попивать Чивас и Колу.

Пробил колокол на башне вечевой, прогремел вселенский Биг Бен, и огромная советская махина, как оказалась, стоящая на глиняных ногах, стала крениться, оседать и рушиться.

Пропускаю целые эпохи, прожитые тогда страной, которые можно обозначить условно так: эпохой китайских пуховиков, эпохой повсеместной киоскизации страны, эпохой турецких кожанок и греческих шуб и т.д., и подойду вплотную к раздаче всем и каждому слонов в виде приватизационных чеков с тогда казавшимся мудреным заморским названием - ваучер. Страна к тому времени уже несколько лет пожила в реальных условиях пусть ублюдочного, но капитализма - челночно-базарного толка. Но большинство людей, в том числе и в первую очередь тех, кто мог считаться вполне цивилизованными, то бишь образованными, начитанными, грамотными, честными и порядочными, совершенно не были готовы к этой раздаче. Они не знали, - что же им с этими ваучерами делать. Не имели ни малейших, самых примитивных, азбучных представлений о рынке ценных бумаг, поведении на нем субъектов рынка, котировках, акциях, не говоря уже о таких вещах, как хеджирование, фьючерсы, опционы, форварды и прочие вещи - для многих и сейчас звучащие как китайская грамота.

Что было делать тогда отцам приватизации? Создавать институции, начиная с кружков начинающего менеджера и кончая развитыми институтами рынка и демократии? На это требуются десятилетия. В теории при наличии таких институтов рыночное демократическое реформирование должно бы пройти плавно, без потрясений. На практике - парижские санкюлоты, ревущие как стадо маралов в брачный период, бегут штурмом брать Бастилию; балтийские моряки грубо, в несколько минут разгоняют Учредительное собрание, а сторонники коммунистического реванша под водительством профессора Хасбулатова, генерала Руцкого и функционера КПСС Зюганова в любой момент, прямо в эту минуту-с готовы реально взять власть в стране в свои руки.

В такие моменты истории, когда счет идет буквально на минуты – не до академических рассуждениях о необходимости институций.

Страну бросили в бурную реку капитализма; не было времени водить ее в плавательную секцию - учиться плавать. Выплывет, не выплывет? Выплыла. И первыми выплыли те, кого презрительно в советские времена называли фарцой. Им не нужно было перестраиваться, азбуку капитализма они изучили у «Березок» (были такие специальные магазины, торгующие за чеки – эрзац-валюту того времени – разнообразным дефицитом). Можем мы назвать цивилизованными этих спекулянтов? До сих пор язык не поворачивается. А ведь именно они и не только они, а все те, кто не был по рукам, ногам и головам связан советской псевдоморалью – торговать нехорошо, перепродавать грешно, спекулянт – враг и жулик и т.д. – первыми повернулись к рынку, к той основе, на которой зиждется цивилизованная жизнь, как мы теперь ее понимаем.

Интересна трактовка приватизации, данная в М.Б. Ходорковским в своем «Открытом письме» : «...политическая ошибка приватизации ... была в свободе обращения приватизированных чеков. Нужны были фонды и фонды закрытые, обеспеченные государственными гарантиями. С учетом абсолютной неподготовленности населения к работе на отсутствующем фондовом рынке. Формально люди - обманули себя сами, но виноваты в этом мы, те, кто мог это предусмотреть».

Ходорковского трудно упрекнуть в непонимании основ рыночной экономики, ее реалий, он плоть от плоти процесса первоначального накопления капитала, но и он считает, что главная ошибка приватизации была в том, что неподготовленных людей кинули в объятья рынка, а надо было их на поводке водить, и отсюда, в том числе и отсюда, от этой ошибки, - нынешнее дикое имущественное расслоение, колоссальный децильный коэффициент и прочие «прелести».

Сейчас невозможно с какой-либо приемлемой точностью сказать, что было бы, коль ваучеры были бы именными, без права свободного хождения, если бы создавались некие закрытые фонды и пр. Случилось то, что случилось. Частная собственность была создана. И сейчас при всей мощи попыток раскачивания частной собственности именно она создает основную долю ВВП, именно она привлекает инвестиции, именно она движет страну вперед.

Вернемся к цивилизованности. Известен тезис о том, что либеральные ценности это ценности цивилизованного человека, для цивилизованного человека. Дикарю свобода слова, независимый суд, честные выборы, рыночная конкуренция – по барабану, ни к чему. Но вот какая штука, а как стать таким цивилизованным человеком, чтобы быть достойным этих ценностей? В Европе и Америке в кейсах или коробках из-под ксероксов не таскают сотни тысяч евро и долларов. Почему? Потому ли, что они опасаются, а вдруг да полиция возьмет за шкварник? Или потому, что им совесть не позволяет так поступать? М.Б. Ходорковский (я опять обращаюсь к его письму) считает, что главный приоритет – это совесть: «Апелляция к морали сегодня последнее, что у нас осталось. Она же первое...Может быть «моральность» громкое слово, но я долго думал и не нашел другого критерия между «можно и нельзя». Либо сила, либо мораль. Построение общества через «силу» мы уже проходили. И не только мы. Результат один: на «первом плане» - довольные, беззаботные лица, а на втором рвы и рвы полные тел. Если мы еще раз пойдем к «общему счастью» через «силу» - мы погибнем как общество, как народ, окончательно уничтожив сами себя, свою культуру, свою человеческую суть. Поэтому надо говорить о морали, как бы не было это трудно и высокопарно, надо добиться, чтобы любой шаг, любой поступок сверялся с представлениями о «должном». И совсем нельзя соглашаться, что возможен компромисс. Можно сделать неправильно, но нельзя этого не стыдиться. Убежден, только повернув общественное сознание от оправдания «вульгарного прагматизма», только убедив людей, что они, в глубине души, не просто хотят жить по совести, а не могут быть счастливы, живя по-другому, возможно заложить тот фундамент, на котором вырастет демократическое правовое государство, наша Россия».

Замечательный призыв. Одна только малюсенькая вещь не дает покоя, такая крохотная - как это сделать? Как убедить людей жить по совести? Не живут люди по совести, хоть ты тресни - без соответствующих законов, без соответствующих установлений, без сдержек и ограничений, без главенствующих представлениях о морали, отступление от которых делает человека изгоем в обществе.

Пока же мы от такого состояния дальше, чем были при раздаче приватизационных чеков. То была эпоха романтизма, всё казалось возможным. Сейчас стало невозможным многое из тогда казавшимся возможным – ведь казалось, вот она вожделенная свобода, только руку протяни, и стало возможным то, возврат к чему тогда казался совершенно невозможным. Сейчас возможна ситуация, когда в Государственную Думу выбран человек, обвиняющийся в тягчайшем преступлении на территории иностранного государства; сейчас возможна ситуация, когда на съезде КПСС (пардон, Единой России) под бурные продолжительные аплодисменты делегаты съезда в единой порыве и трясясь от сладострастной любви славословят своего лидера, а он, скромно потупив очи, соглашается стать лидером и единственной опорой и надеждой; сейчас возможна ситуация, когда партия, исповедующая либеральные ценности, рвалась в парламент, чтобы стать (хорошо, что не стала!) эдакой фривольной виньеткой в красно-бело-голубой гриве овце-быка.

А что с либеральными ценностями? А с ними ничего не происходит. Они ждут, пока мы станем их достойными. Через долгую дорогу в песчаных дюнах. Не захлебнуться бы песком только.

Оригинал текста - http://www.civitas.ru/openarticle.php?pop=0&code=628&year=2007



Пресс-секретарь Кюлле Писпанен: +7 (925) 772-11-03
Электронная почта
© ПРЕССЦЕНТР Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, 2002-2014
Мы не несем ответственности за содержание материалов CМИ и комментариев читателей, которые публикуются у нас на сайте.
При использовании материалов www.khodorkovsky.ru, ссылка на сайт обязательна.

Rambler's Top100  
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru