СОБЫТИЕ: 17 декабря 2003 года Региональная общественная организация "Открытая Россия", созданная акционерами "ЮКОСа", заявила о начале одновременных налоговых проверок всех контрагентов и организаций, осуществляющих просветительскую и благотворительную деятельность на ее средства. Об этом сообщает Газета.Ру.
Как отмечается в пресс-релизе "Открытой России", "тот факт, что проверкам будут подвергнуты все благотворительные и некоммерческие организации - получатели грантов и благотворительной помощи, говорит о том, что целью налоговых органов не является проверка правильности уплаты налогов". "Открытая Россия" рассматривает эти проверки "как давление на ее партнеров с целью заставить их отказаться от сотрудничества с "Открытой Россией" (Сайт Московской Хельсинской группы, 17.12.2003)
На вопросы Пресс-центра отвечает директор проектов фонда «Открытая Россия» Анатолий Ермолин.
- Вы помните события декабря 2003 года? Чем закончились те налоговые проверки для ваших партнеров?
Я хорошо помню те дни. Особенно форму подачи претензий и ту откровенную ложь, которую они содержали. Когда исполнительный директор
«открытки» показал мне текст выдвигаемых обвинений, то сначала я не на шутку разволновался. Да и как тут оставаться спокойным, если 12 контрагентов, курируемых мной проектов, начинают именовать фирмами-однодневками, объявленными в розыск, которые днём с огнём ищут все правоохранительные органы страны.
Невольно думалось, а вдруг и вправду где-то что-то проглядели, не проверили, положились на партнёров? От сердца отлегло, когда в списке «разыскиваемых» и «злостных» я обнаружил свою собственную детскую организацию (МООДиМ «Новая Цивилизация»), Фонд Александра Аузана и ещё добрый десяток таких же «скрывающихся от правосудия» НКО, половина из которых сидела этажом ниже и полным ходом работала с налоговыми инспекторами. На душе полегчало, но именно этот во всём ложный документ вскоре стал поводом для ареста счетов нашей организации!
Проверки для большинства наших партнёров закончились прекращением деятельности большинства наших контрагентов. И совсем не обязательно по суду. Речь ведь шла о комплексном давлении: кого-то вызывали к начальству (когда речь шла о домах детского творчества, на базе которых работали наши детские клубы) и предлагали сделать выбор между закрытием детского объединения и увольнением с работы. Применялись и точечные
персональные провокации. Так в Волгограде руководителя партнёрского фонда «Открытой России» около месяца продержали под подпиской о невыезде и завели уголовное дело по факту использования нелицензионного софта, обнаруженного на личном ноутбуке одного из волонтёров. Позже это стало повсеместной практикой «закрывания» гражданских активистов.
- Лицей «Подмосковный» обыскали с автоматчиками еще 3 октября 2003 года (то есть даже до ареста Михаила Ходорковского). Непосредственный и пристальный интерес государства к деятельности «Открытой России» действительно впервые проявился в декабре 2003 года? Или что-то было и раньше?
Администрация фонда всегда понимала, что «Открытая Россия» не имела права ни на одну серьёзную ошибку в вопросах ведения бухгалтерской и
иной отчётности. Нас проверяли всегда, и мы всегда шли навстречу любого рода проверяющим. Если говорить о моём основном проекте, связанном с детским движением «Новая цивилизация», то инспекторам, как мне казалось, было даже стыдно снова и снова беспокоить нас своим присутствием. Одна женщина даже вздохнула с горечью: «Господи, что мы тут делаем? Люди таким хорошим делом столько лет занимаются!»
- Возникло ли у Вас
тогда (в декабре 2003 года) ощущение, что в итоге дело может закончиться
уничтожением «Открытой России»?
Безусловно! Когда тебе в глаза не просто лгут, но в виде официального
документа предъявляют абсолютно абсурдные ложные обвинения, проверка которых
даже у начинающего опера займёт меньше часа, то сомнений насчёт того, чем всё
это кончится, у меня лично не было. Так бьют, когда не боятся последствий и все
гарантии безопасности выданы на самом высоком уровне.
- Счета «Открытой
России» Басманный суд арестовал в марте 2006-го. Поскольку «Открытая Россия»
была создана в декабре 2001 года, то получается, что история организации
состоит из двух «спокойных лет» и из двух с лишним лет, когда вы работали под
прессингом…
К сожалению, мы ошибались вместе с Михаилом Борисовичем,
думая, что нас ждёт жёсткое противостояние с властью, но противостояние,
основанное на цивилизованной юридической борьбе. В «Открытой России» работали
супер-компетентные люди с огромной практикой ведения дел такого рода
организаций. Мы даже подумать не могли, что на такие «нюансы», как Право и
Закон, можно вообще не обращать внимание. Но это же просто смешно! Представьте, приходят к вам домой правоохранители и говорят, мол, мы вас по всей стране ищем, а вы от нас скрываетесь. Ты пробуешь объяснить очевидное: "Ребята, я же дома! Вы же видите! Я нигде не прячусь!" Ответ: "Ничего не видим – у нас в бумаге написано другое".
- К 2006 году
«Открытая Россия» поддерживала просветительские, благотворительные,
волонтерские проекты 52 российских некоммерческих организаций более чем в 40 регионах страны. Когда локомотив под
названием «Открытая Россия» был пущен под откос, что стало с этими 52 вагонами?
Сколько из них уцелело?
Я сейчас не помню точную цифру. Формально некоторые НКО, с
которыми мы работали, существуют до сих пор. Но вот деятельность по проектам,
которые финансировала «Открытая Россия», в течение года-двух прекратили все
наши партнёры.
- Каковы Ваши самые
большие сожаления в связи с уничтожением «Открытой России»?
Для страны – это вылилось в десятилетие упущенных
возможностей. К словам таможенника Верещагина - «За державу обидно!» - мне
добавить нечего. Правда, есть один очень важный урок: тогда многие промолчали,
как всегда рассчитывая, что это дело частное и их подобное никогда не коснётся.
И бизнес молчал, да и гражданский сектор, за исключением самых стойких и
проверенных ветеранов, делал вид, что горит не та «хата», о которой нужно
беспокоиться. То, что власть делала системный ход, и то, что «все там будут»,
предупреждали многие аналитики. Сегодня по лекалам ЮКОСа и «Открытой России»
расправляются даже с небольшими структурами как в бизнесе, так и в некоммерческом секторе. Страна, как известный страус, прятала голову в песок и как-то по-жлобски надеялась, что эту чашу пронесут мимо. Сегодня и песка уже нет – один железобетон.
- Невозможно не спросить у Вас и о последних событиях: Какой была Ваша первая реакция на недавнее заявление замгенпрокурора о том, что «в отношении Ходорковского и ряда других лиц расследуются несколько уголовных дел, которые имеют хорошую судебную перспективу»?
Насчёт «хорошей судебной перспективы» им там и без судов известно. А насчёт реакции – то она такая: читайте Мережковского, трилогию «Царство Зверя» про природу российского самодержавия. Звери – они и сегодня звери!
* * *
Предыдущие части проекта «В этот день десять лет назад» – ЗДЕСЬ, ЗДЕСЬ и ЗДЕСЬ.
Зато сейчас в государственных школах манкуртов невежественных взращивают. Подруга рассказывала сегодня, что в школе, где учатся её дети, запрещено ставить двойки, упрекать за неподготовленные уроки и вообще на чём-либо настаивать. Результат этой системы "просвещения" - безграмотная невежественная молодёжь, которая не то, что для работы над "инновацией" непригодна, - разумно высказать или написать по-русски ничего не может.