СОБЫТИЯ
| ОБЖАЛОВАНИЕ ПРИГОВОРА
| ХОДОРКОВСКИЙ
| ЛЕБЕДЕВ
| ЗАЩИТА
| ПОДДЕРЖКА
| СМИ
| ВИДЕО
| ЭКСПЕРТИЗА
ПОИСК 
 

ДНИ В ЗАКЛЮЧЕНИИ: Михаил Ходорковский — НА СВОБОДЕ! (после 3709 дней в заключении), Платон Лебедев — НА СВОБОДЕ! (после 3859 дней в заключении)
Архив
Январь 2011
     
59
101215
2223
2930
      
4.09.2014
21.08.2014
21.08.2014
15.08.2014
15.08.2014
14.08.2014
14.08.2014
12.08.2014
11.08.2014
11.08.2014
6.08.2014
6.08.2014
5.08.2014
4.08.2014
12.01.2011 г.

«...И никакой пощады»

 "Новая газета", 12.01.2011

Борис Стругацкий — о приговоре по «делу ЮКОСа», молчании Медведева, игре Путина, страхах элиты и возможностях Запада

— 2010 год закончился суровым приговором Ходорковскому и Лебедеву. По мнению многих, он перечеркнул надежды на «оттепель» и «либерализацию сверху». Вы ожидали такого исхода?

— Ничего неожиданного не произошло. Любому взрослому человеку изначально ясно было, каков будет приговор. Каков он ДОЛЖЕН быть. Единственный осмысленный с точки зрения нынешнего политического курса приговор. Но мы ведь не просто «взрослые», мы — взрослые граждане авторитарного государства, а значит, в какой-то степени дети. Мы не можем жить без надежды на чудо. Пусть это будет абсурдно (чудо всегда абсурдно). Пусть это не лезет ни в какие ворота (на то оно и чудо). Но вдруг появляется некто, весь в белом, и объявляет (безошибочно просчитанный нами) приговор несправедливым, юридически несостоятельным и вообще — жутковатым атавизмом совсем другой эпохи, с которой нам так хотелось бы расстаться навсегда. И все происходит, как в знаменитом гимне государства Швамбрания: «Но никто из них не умер, все они спаслись, — всех врагов вдруг победили и поднялись ввысь». Швамбранию придумали дети. Мы готовы придумывать свое ближайшее будущее, «движимое Чудом», потому что будущее без чуда — это, по сути, есть просто повторение прошлого.

— Чуда не произошло — значит, и «оттепели» ждать уже не стоит?

— Очередная политическая оттепель неизбежна так же, как и весенняя. Мы-то это знаем достоверно: видели. Малая (хрущевская), Большая (горбачевская) — все это происходило на наших глазах, и каждый раз — внезапно, вдруг. И каждый раз «оттепель» возникала как результат жестокого экономического кризиса, многолетнего периода дефицитов, утери экономической и идеологической перспективы. И каждый раз правящая элита раскалывалась на «аскетов» и «гедонистов»: на тех, кто по старинке считал, что главное — сохранить власть, любой ценой; и на тех, кто понимал: надо менять порядки, и не потому даже, что «народ не выдержит», а потому, что не выдержит страна. Путь на огосударствление всего и вся — это путь в тупик, в застой, навстречу неизбежному кризису, очередному и неизбежному приступу бедности, к состоянию тоскливой бесперспективности. А значит — к неизбежной… называйте ее как хотите: к «оттепели», эпохе перемен, по сути — к революции (будем надеяться, бескровной).

— Видите ли вы другие причины для преследования Ходорковского кроме личной мести со стороны Путина?

— Я не очень верю в мотив личной мести. Конечно, этот мотив способен играть некую достаточно важную роль, но все-таки лишь вспомогательную, не основную. Нет, здесь работает какой-то гораздо более мощный системообразующий политический принцип. Может быть, процесс над МБХ призван служить фундаментальным аналогом политических процессов 30-х годов: показать раз и навсегда всем и каждому, кто именно в доме хозяин; никакой самодеятельности: единая власть, единая вертикаль, единый политический курс. И никакой пощады. Если враг не сдается, его уничтожают. Если сдается — тем более. Любое либеральное отклонение от этого проверенного алгоритма означает провал первоначального замысла, а потому и недопустимо.

— Есть две гипотезы о роли президента Дмитрия Медведева в этой истории. Первая: он ничем не отличается от Владимира Путина (играя в паре с ним известную роль «доброго следователя»). Вторая: он просто ничего не значит в государстве, и приговор Ходорковскому и Лебедеву должен это явственно всем показать и окончательно подготовить общественное мнение к возвращению Путина. Какая из гипотез вам ближе? Или у вас есть третья?

— По-моему, вопрос о возвращении Путина давно уже решен, и никакие «мелочи», типа приговора МБХ, на эту ситуацию повлиять не способны. Цены на нефть и газ; раскол внутри правящей элиты; какие-то форс-мажорные обстоятельства, которые невозможно предвидеть, — да, существуют факторы, способные повлиять на расклад сил в 12-м году. Но это все — из области занимательной футурологии. А принципиальные решения давно приняты. Что касается Медведева, то он считает себя учеником Путина. Как это часто бывает, ученик оказывается либеральнее, прогрессивнее и современнее учителя. Но ученики редко предают своих учителей.

— Есть ли в обществе силы, которые могут реально помешать Путину вернуться? Говорят, что очень многих он «достал», и даже совершенно «системные» персонажи публично заявляют, что его курс ведет в тупик…

— Таких сил нет. Появление таких сил означало бы начинающуюся шизофрению власти, возникновение раскола властвующей элиты, осознание заметной частью этой элиты пагубности курса на дальнейшее всеобщее огосударствление ценой отказа от конкуренции и классической демократии. Для возникновения такого раскола сегодня нет серьезных оснований. Большинство общим положением дел довольно и склонно любые перемены рассматривать как перемены к худшему. Прозревшие «системные персонажи» — это всего лишь солома, которая показывает, куда дует ветер. Не надо обладать какой-то специфической информацией или особого склада умом, чтобы понять: избранный курс ведет в тупик. Надо «всего лишь», чтобы эта простая истина сделалась достоянием миллионов, а вот это представляется сейчас совершенно невозможным.

— Возвращение Путина будет окончательным «возвращением совка», которое вы предсказывали?

— Возвращение в совок уже совершилось. От классической брежневской системы нас отделяет наличие нескольких СМИ, которым разрешено пока существовать независимо от власти и наперекор этой власти. Для того чтобы прекратить эти явно экстремистские упражнения, достаточно небольшого «триумфа воли», и вопрос можно было бы решить в два дня. Когда (и если) потребность власти в существовании демократической витрины исчезнет, исчезнет и сама витрина, и это есть характернейший признак победившего совка.

— Вы подписывали несколько обращений к президенту в защиту Ходорковского и Лебедева. Ни разу президент не откликнулся. Почему он традиционно молчит?

— Видимо, сколько-нибудь содержательный и политически значимый ответ на эти запросы невозможен. Не исключаю, впрочем, что президент просто не считает данных конкретных подписантов достойными специального ответа.

— Рассчитывали ли вы на ответ президента? А если рассчитывали, то на какой? Он ведь мог ответить, что у нас независимый суд и влиять на него он не может…

— Именно такого примерно ответа я и ожидал. Но я подписывал эти обращения не потому, что надеялся получить ответ по существу. Я просто считал себя обязанным сделать это. Это тот минимум участия в политике, на который обязан решиться любой уважающий себя гражданин: публично выразить свое несогласие с действиями властей и попытаться обратить внимание главы государства на эти действия.

— В свое время академик Сахаров призывал Запад оказать давление на Советский Союз, чтобы изменить его внутреннюю политику. Сегодня вы бы призвали к подобному или считаете это бесполезным?

— Откровенно говоря, я не вижу в этом особого смысла. Во времена Сахарова такое давление было совершенно бесполезно. Сегодня ситуация несколько иная, само безбедное существование элиты завязано на «добрые отношения» с Западом, но совершенно же очевидно, что фундаментальные основы внутренней политики неприкосновенны и ни от каких «добрых отношений» зависеть не могут.

— Что может повлиять на российские власти? Запрет на въезд в Европу и США (как этого требуют для виновных в смерти Сергея Магнитского)? Блокировка счетов представителей путинского окружения? Арест их активов? И реальны ли эти меры?

— Не знаю. Если дела действительно обстоят именно так, как об этом говорят и пишут, тогда названные меры могут оказать определенное воздействие. Но, во-первых, никакой деловой человек не кладет все яйца в одну корзину. А во-вторых, все ведь они совки, и нет для них ничего более страшного, чем отклонение от принятого курса. Никакие активы и никакие счета не стоят потери доверия на фронте борьбы, скажем, с экстремизмом. Нет, на российские власти могут реально повлиять только российские власти же — в лице возникшей вдруг группы, исповедующей некий новый курс.

— Откуда же возьмется эта группа?

— А откуда взялся Рютин со своим «Союзом марксистов-ленинцев» — единственный, может быть, кто возглавил реальную антисталинскую оппозицию? Откуда вынырнул вдруг Хрущев (вчера еще верный слуга и раб Сталина)? Откуда Горбачев появился? Нужда заставила. И заставит нужда.

— И все же, судя по болезненности реакции, перспектива стать «невъездными» очень даже пугает нашу «элиту». Тем более что деньги и имущество они держат за границей и там же учат детей…

— Не исключено. Но «линия партии», я думаю, все-таки важнее всего. Уклонишься — не вернешься. И что тебе тогда деньги, имущество, да и дети, в конце концов?

— За приговором Ходорковскому и Лебедеву последовал многосуточный арест оппозиционеров в Москве. У вас нет впечатления, что власть пошла «вразнос», перейдя некий Рубикон? И что имиджевые потери ее уже не интересуют?

— Еще интересуют. Не знаю почему. Если бы к имиджевым потерям интерес был действительно утрачен, власть занялась бы крамольными СМИ, а не «уличной оппозицией».

— Мы уже живем в мире «Гадких Лебедей», где возразить президенту — неслыханный подвиг? Если нет, то к миру какой из книг братьев Стругацких мы сейчас ближе всего?

— Это Город эпохи Фридриха Гейгера. (См. «Град обреченный».) Возражать высокому начальству можно, это не есть «неслыханный подвиг», но стоит ли рисковать? Пользы не будет никакой, это очевидно, а неудовольствие большого человека вызвать можно. «Умные нам не надобны, надобны верные».

Борис Вишневский




Комментарии
Sergey | Сергей | 12.01.2011 15:41
Грустно, очень .... Еще недавно думал, что живу в демократичной стране... РАЗОЧАРОВАНИЕ полное... "брежневская!" эпоха - как знакомо все, что сейчас происходит с тем временем... Один к одному. Только "та" номенклатура и не мечтала о такой "сладкой" жизни. А Ельцин начинал с отвержения всех партийных привилегий! Куда коммунистам до ЕдРосов!!
I_AM | Наталия | 12.01.2011 15:54
Со всем согласна, кроме одного, что запрет на въезд в Европу - это существенная мера. Думаю, что нынешние коррупционные руководители именно и готовят плацдарм за рубежами нашей Родины, понимая, что сейчас они рубят сук, на котором сидят, пытаясь определить момент, когда с него надо будет соскочить. Никакие они не партийцы в том смысле, в котором нас учили в школе в Советском Союзе. Большинство - это те, кто через власть присасываются к государственной кормушке. И, если они поймут, что выезд из страны, где лежат их деньги и живут их семьи закрыт, то хоть как-то мир даст понять, что политика России движется не туда. Но беда в том, что мы, скорее всего, сильно идеализируем Запад, тем более сейчас. В эпоху экономического кризиса. Боюсь сползания западных правительств туда же, куда и мы. Как вы думаете, не заразителен ли пример для руководителей других стран, вот так же игнорировать законы по избирательному принципу? Как Вы думаете, когда безработица начнет расти, и люди пойдут на улицы, не соблазнительно ли воспользоваться карательными мерами? Люди мира, к сожалению, пришли в точку, когда надо выбирать останемся ли мы «потребителями» или готовы ограничивать потребности ради предоставления ЛЮБОМУ жителю мира приемлемого уровня жизни. Расслоение общества по имущественному принципу идет огромными темпами в любой стране и ситуация ухудшается во всех странах. Так что люди, мы все на пороге перемен. Как сохранить человеческое лицо и достоинство – вот скорее всего вопрос, на который каждый должен себе ответить сам.
19_iva_41 | Igor | 12.01.2011 18:00
ДВА ВЗГЛЯДА на РЕАЛИИ…
НАРОД России – «Мы ведь не просто «взрослые», мы — взрослые граждане авторитарного государства, а значит, в какой-то степени дети. Мы не можем жить без надежды на чудо. Пусть это будет абсурдно, ведь чудо всегда абсурдно».
ОНИ – «Процесс над МБХ призван служить фундаментальным аналогом политических процессов 30-х годов: показать раз и навсегда всем и каждому, кто именно в доме хозяин; никакой самодеятельности: единая власть, единая вертикаль, единый политический курс. И никакой пощады. Если враг не сдается, его уничтожают. Если сдается — тем более. «Умные нам не надобны, надобны верные».
Но!"Fortes fortuna adiuvat" - "Смелым счастье благоприятствует!" Теренций, IIв. до н.э.
v-lumpov | vladimirlu | 12.01.2011 18:09
Б Стругацкий точен, как всегда: России нехватает людей умных, верных- в избытке.
Mejoles | Елена Викторовна Верещагина | 12.01.2011 18:11
ужас. Я была уверена что времена репрессий позади. Я столько читала о них и думала что для России они никогда не повторятся.
vodavstupe | leonid | 12.01.2011 18:29
Получается, мы все как амёбы на препаративном стекле - для того, оказывается, СМИ и не прихлопнуты. И то правда - зачем тратиться на содержание агентуры, если СМИ сами выполняют эту работу! Не слишком ли мрачно? Но зато солидно - разочарован ... и очень надеюсь на акцию "persona non grata"
lm9ivan | Владимир Иванович | 12.01.2011 20:15
надеюсь на акцию "persona non grata" во всех странах мира.
OLGA-KOROLEVA | Ольга В. | 12.01.2011 20:17
Подпишусь под каждым словом. Все правильно.
В отличие от Сергея уже давно про демократию в стране не думала, все началось в 2000 уже совершенно определенно. Тогда мозг сверлила мысль - зачем двух детей нарожала? чему их учить? Одно понимала ясно - учить языкам.Ольга Подмосковье
Suwan48 | Александр | 12.01.2011 20:30
Комментарий мой в виде басен:

Лев отдыхал, а в это время

Лев отдыхал, а в это время
Назначен был для управленья
Ученый филин - оптимист,
Учитель в прошлом и юрист.

Но как на птицу ни смотри,
Будь ты в очках, хоть глаз протри -
Заметно сразу, что он птица,
Со львом никак ей не сравниться.

Да и зверье все понимало
И что к чему - все точно знало,
А все слова, что он вещал,
Лев диктовал и утверждал.

Так было, знаем, в этот раз
Песец, Варан и Дикобраз
Собрались Филина спросить
О том, как лучше зверю жить.

Расселись возле пня лесного
Мясца попробовать сырого
И первым начал Дикобраз,
На Филина скосив свой глаз:
- Давайте подведем итог, -
И Филин был сначала строг, -
- Я так скажу, но как юрист,
В лесу неплохо, воздух чист,
И в водоемах есть вода,
Вполне нормальная среда.

- Теперь, вам, я задам вопрос,-
Песец потрогал лапой нос:
- Скажите, правда, волк чудит?
И за отбором не следит?
- Отвечу просто, как юрист,
Волк честен и на руку чист,
Бывает, вырежет он стадо,
Но для природы это надо.

Варан: - А как живет баран?
Ну, тот, который Льву отдАн?
- Я ведь юрист, и так скажу,
Я за бараном не слежу.

- Сейчас, я сам задам вопрос:
И будет он совсем не прост:
Свободно ли живет зверьё?
Варан:
- Свободно - ё-моё
Песец: - Конечно, то есть, да,
Свободно ем, коль есть еда.
Но так бывает не всегда,
И я за ней - туда- сюда.
А Дикобраз, прищурив глаз:
- Свободен, так же, как сейчас.
Но я осознано свободен,
Когда совсем я не голОден.

- Тогда, спрошу еще у вас, -
Песец прищурил левый глаз, -
Хорька намерились вы снять,
За что хотелось бы понять?
- Хорек, на то он и хорек, -
Юрист, нахмурившись, изрек, -
Запущен был с женой в курятник,
А съели больше, чем - стервятник.
Хотели отпустить с почетом,
Он возразил, мол, есть охота.
Теперь хорьку не верю я,
Утратил хорь доверие.

И Филин странно ухмыльнулся,
Потом подумал, улыбнулся:
- А в заключенье - анекдот:
Пошел тут как-то Лев наш вброд,
А там не мелко, брода нет,
Правее - брод, я дал совет.

Пожалуй, вся раскрыта тема
И полностью ясна проблема:
Что невозможно средь зверей, -
Мы видим в обществе людей.

Ответил просто, как Ильич
Однажды Лев проснулся весь в тревоге,
Приснилось, что проблемы есть в лесах,
Нажал на вызов, тут же на пороге,
Возникла верная помощница Лиса.
- Доклад, мне сделай, Рыжая, подробный, -
Лев хмурит лоб, и дальше говорит:
- Мне снился сон, что год не плодородный
Что жарко нынче и, что лес горит.
- Горит уже и жарко очень стало, -
Лиса ему доклад такой дает, -
И продолжает, - Зверя стало мало
И справку ГЛАВЛЕССТАТа подает.
Лев посмотрел небрежно и с вопросом:
- А, что давно живет так ареал?
- Давно живет и бедно и непросто!
- И фауне, и флоре?
- Да!
- А, я не знал?

Давай, Лиса, представь мне соображенья
Как жизнь поправить в фауне моей!
- Возможно, сделать надо телеобращенье
Для всех животных, то есть для зверей?

- Была вчера я у знакомого сурка,
И дал знакомец мне такой совет:
Позвать для обращения ведущего хорька
Он выберет вопрос, а я – ответ.
- А, если будут неприятные вопросы?
Ну, например, зачем барана съел?
- Так, что ответить если спросят?
- А вы скажите: сильно есть хотел.
Еще скажите всем, что в прошлом гОде,
Когда его к себе я приглашал,
Он мне призверно, то есть при народе,
Грубил, хамил и очень возражал.

- Вопросов будет много, мало - неудобных,
Сурок знакомый - это точно сообщил,
На все ответите с улыбкой и подробно,
И - чаще: ради вас живу и раньше жил.

Итак, приступим, прямо к разговору?-
Хорек угодлив, лев значительно молчит, -
Прошу вас представляться и не надо – хором.
И первым кто? А, вижу, вот, козел стоит.

- А как с охраною копытных быть? –
Тряхнул седою бородой козел.
- Вам бороденку надо срочно сбрить,
А охранять вас будет волк, а не осел.

- А можно выборы в лесное "Управление"
Вернуть обратно? - и жираф привстал.
- Нет, будет только волчье управленье,
Так победим мы жвачный криминал.

Последний был вопрос: гордитесь ли собою?
Ответил просто, прямо как Ильич:
- Горжусь, конечно, жизнью я доволен!
На этом завершился длинный спич*.

Прошло все по-хорькову и суркову,
Речь льва была пространна и длинна,
Он даже похвалил безрогую корову,
О, как же была счастлива она!

Мораль, же где? Да, вот, она, внимайте:
Когда лукавый держит слово вождь
Вы слушайте внимательно, но знайте,
Что после четверга, возможно, будет дождь.

*- [от англ. speech речь, ораторское выступление или краткая приветственная застольная речь. Длинный спич - длинная, на 4 часа 26 мин. ораторская речь льва
Rich_Richmond | Rich | 12.01.2011 20:39
Президент России уже внятно высказался оп этому поводу. Желаете победы, занимайтесь не просто ором, а реальной помощью. Необходим срочно сайт, на котором мы все преступления власти (той, которая превратилась в оборотней) выведем на чистую воду. Это самое лучшее, что можно сделать. Второе, мне необходимы копии всех имеющихся материалов обоих уголовных дел, в том числе и на электронном носителе. Скоро будет много работы. Прошу эти вопросы решить. С уважением Ричмонд Рич Джонотан.
I_AM | Наталия | 13.01.2011 12:56
Rich, думаю продвинуться по вашей задаче можно на сегодняшней пресс-конференции адвокатов. В общем надо на них выходить.
tatml10 | Татьяна | 12.01.2011 22:42
Уважаемый Борис Натанович, спасибо Вам за честное интервью - очень важно услышать созвучное от того, кто был кумиром нашей молодости. В основе преследования именно системообразующий политический принцип нарушения полномочий вертикали, в частности угроза нарушения монополии на собственность и власть, на свободу предпринимательства и творчества, принятия свободных решений согласно своим представлениям о будущем своего Дела. А непосредственным поводом, переполнившим чашу терпения ВВП&Ко, я думаю, стали успешные переговоры Юкоса о продаже доли акций мощной западной компании.
Татьяна, бывший российский предприниматель.
rjvbkmaj | Игорь Ильницкий | 12.01.2011 23:14
Спасибо, огромное человеческое спасибо
eshunko | Evgeny | 12.01.2011 23:53
Дорогой Борис Натанович, огромное спасибо вам за интервью. Все, что вы сказали по поводу суда над Ходорковским и Лебедевым - правда без всяких прикрас. Я хочу только прояснить проблему упертости власти, готовой пуститься во все тяжкие, но не позволить ни Ходорковскому ни Лебедеву ни малейшей поблажки, включая их содержание в тюрьме на протяжении суда. Дело здесь, на мой взгляд, в том, что всякий руководитель государства приходит к власти при поддержке некой команды. И когда он воцаряется на троне, то команда ждет разумных вознаграждений за свою работу и в счет текущей и будущей лояльности. Так, например, из свежих: ни для кого не секрет, что Дик Чейни получил по протекции Буша хорошие заказы по тыловой поддержке войск в Ираке для компании, где он работал до того как стал вице-президентом. ЮКОС, хорошо подходил для расчетов Путина со своей командой. Это была успешная компания, она не имела долгов и принадлежала “чужакам” Ходорковскому и Лебедеву. Есть косвенное указание на то, что решение о банкротстве ЮКОС было сформулировано не Путиным: незадолго до этого события, на вопрос к Путину журналистов о ЮКОСе, тот отвечал, что-то в духе - да, очень хорошая компания. И второе - Ходорковский был предупрежден, и, по замыслу Двора, он должен был бы уехать, исключив, тем самым еврейскую ноту из процесса банкротства ЮКОСа. Он не уехал, чем значительно навредил Двору. Но это, как мы теперь видим, ни Двор, ни Путина не остановило. Патологическая жадность возобладала над рассудком. Я уверен, что пока цены на нефть (в долларах!) превышают IQ придворных господ, ждать от них демократических поползновений не приходится. Об этом, по-видимому пытался докричаться недавно Медведев, когда говорил, что более поздняя модернизация России потребует значительно больших средств. Никто из этих господ его не слышит.
Ваш Евгений Шунько
olushka05 | Ольга Б. | 13.01.2011 00:04
Ужасно. Писатели умеют видеть и обобщать увиденное. Жестко, без прикрас.
Единственное утешение - что-то зреет в обществе и может что-то неожиданно появиться.
Плохо, что в населении страны сейчас в огромных масштабах живут злоба и ненависть, порожденные властью.
Населению в данный период правящей элиты привит СТРАХ, а это очень неприятное чувство, и сейчас оно начинает постепенно уходить, сменяясь, в том числе, и русским (в широком смысле) пофигизмом, который может далеко завести.
sounio1994 | Алевтина | 13.01.2011 01:29
http://www.inopressa.ru/article/11Jan2011/lemonde/russia.htm­l
Статья Россия: подчиненный президент
microft | Михаил Люфанов | 13.01.2011 01:57
Борис Натанович, спасибо Вам большое. Для меня честь жить с Вами в одно время. Ваши книги научили меня думать, а это интервью фактически сподвигает к действиям. Думаю, Михаил и Платон тоже, как и все мы, благодарны Вам за Вашу смелую и сильную гражданскую позицию. У Вас, также как и у Бориса Акунина, есть множество читателей и почитателей, которым Ваше мнение дороже, чем мнение тех, кто говорит про "справедливый суд". Уверен, что они Вас сейчас слышат. И это сильный вклад. Не меньший, чем Ваши книги.
mtv-spb | Татьяна | 13.01.2011 09:01
Очень умно, но без веры. А без веры дорога только на кладбище. Для нас важно понять, что мы испуганные люди, которые без принуждения бредут за так называемым национальным лидером из страха, часто не обусловленного реальной опасностью. Именно поэтому, "народ" действительно выбрал Медведева, в кабинетах начальников на месте икон зияют два лица иногда в одной рамке, процветает "телефонное" право вместо независимого суда, системы менеджмента качества и конкурентных торгов превращается в дополнительную машину по набиванию карманов наиболее обнаглевших из нас и этот список бесконечен. Это не Путин и не Медведев, это - мы, господа. Мы - не свободны, прежде всего перед самими собой, поэтому у нас такие правители, такая власть и... такие глубокомысленные и выдающиеся писатели.
emir | Алексей | 13.01.2011 09:25
Для того, чтобы время репрессий осталось позади и чтобы оно никогда не повторилось, необходимо было еще во времена Ельцина сделать ряд шагов. Первое. Запретить на территории РФ деятельность коммунистической партии. БН сделал первый шаг - запретил деятельность КПСС, но довести дело до конца духу не хватило. Второе. Признать и осудить деятельность КПСС, ее идеологию, руководителей, способы и методы деятельности преступными, как было сделано в Германии по отношению к нацизму. Судебный вердикт и итоговый документ. Все точка. А пока все это считается легальным и вписывающимся в нормальную жизнь, пока страна празднует юбилеи комсомола, все эти репрессивные методы живы и будут лежать в сундучке до поры до времени. И время от времени вытаскиваться оттуда для прямого использования.
vdemchenko | Владимир Сергеевич vdemchenko | 13.01.2011 10:55
Не стоит драматизировать ситуацию. Не всё так плохо. Не сомневаюсь, что даже те, кто пытается восстановить сегодня в России сталинскую власть на фундаменте страха и беззакония отдают себе отчёт, что это совершенно безнадёжное дело. Во-первых, и это главное, нет уже в природе убеждённых большевиков и чекистов, как мать девочки Искры, товарищ Полякова ("Завтра была война"). Во-вторых, нынешний чиновный люд - главный оплот путинского режима - это, в основной своей массе, корыстные, циничные и аморальные баблососы, которым высокие материи просто по барабану, и которые служат вертикали только находясь у корыта. К своим начальникам и хозяевам они не питают никаких иллюзий. Всё, что удалось путинской власти - построить общество БЕЗ СУДА И СОВЕСТИ. Такое общество обречено. Мы все увидим его бесславный конец.
meteo594 | Алла Николаевна | 13.01.2011 14:10
Владимир Сергеевич, Вы правы, Вы очень правы. Это происходит на всех уровнях, пришли люди которых Вы охарактеризовали, сели у корыта, не являясь профессионалами. Если их пошлют строить космические корабли - они пойдут, если будут иметь бабки. Но что потом будет с этими построенными непрофессионалами космическими кораблями -эта тема их не заволнует никогда. Больно за профессию, за состояние структур, которые очень важны и нужны стране, людям.
vodavstupe | leonid | 13.01.2011 22:26
...хочется перефразировать: единственное, к чему стремится путинская власть, это построить общество БЕЗ СУДА И СОВЕСТИ. (не будем отделять себя от общества, господа!)
Считаю: любое рассуждение о неспособности, незрелости, инертности "низов" (эпитеты опускаю)чрезвычайно вредно в нашем деле. Расцениваю такого рода сентенции как попытки оправдать любой беспредел со стороны власти (и себя, любимого, заодно). Закон для того и существует, чтобы всем было одинаково безопасно и комфортно. Вот и будем требовать - соблюдения закона!
yurik | Юрий Крохин | 13.01.2011 11:37
Во многом согласен с Б. Стругацким. Но, думается, общественное мнение Запада могло бы сыграть роль в деле МБХ, как это было в совдеповские времена с диссидентами (Вл. Буковским). И еще. Каждый порядочный человек ОБЯЗАН выступить в защиту Ходорковского и Лебедева, хотя бы подписав Обращение.
G1c3I_ | Илья Корнеев | 13.01.2011 12:54
К большому моему сожалению вынужден согласиться с основными утверждениями глубоко уважаемого мною Бориса Стругацкого. Может быть потому, что тоже старый человек, который хотел бы поверить в возможные чудеса ("Будущее - непредсказуемо!) - и у него звучит эта нота - но серьёзно к этому возможному чуду наше поколение относиться не может, увы! Мы-то, скорее всего, не дождёмся следующей, третьей оттепели. И остаётся "Не верь, не бойся, не проси и не сотрудничай"
А Борису Натановичу - доброго здоровья! Он - из редкой людской категории "гирь" по Галичу. Илья
Free-thinker | Зоя Полунцева | 13.01.2011 14:30
Знаете, уважаемый Борис Натанович! Я, всё-таки, из серии оптимистов и не возьмусь прогнозировать поведение сегодняшнего молодого поколения, воспитанного в условиях демократической свободы и вдруг, ни с того, ни с сего, столкнувшейся с перспективой оказаться в "сталинской" России оля-21 век. Манежная - это только начало той мощной волны недовольства молодёжи, на которую она способна. Ни одна власть, ни в одной стране не способна долго удерживать общество в состоянии страха, если эту самую власть в упор не боится молодёжь, а она у нас в России ничего не боится. И это радует...
aist11 | Вячеслав | 13.01.2011 17:51
Уважаемый Борис Натанович, поражает точность Ваших оценок: путиноидами «избранный курс ведет в тупик. Надо всего лишь, чтобы эта простая истина сделалась достоянием миллионов».
Вопрос лишь в том, как сделать эту истину достоянием миллионов. Можно «идти в народ», а можно надеяться на «чудо». Но может случиться, что «чудо» будет чудовищным.
25 декабря на Уфимском поезде (из Питера) в нашем вагоне молодежь (20-30 лет), среди которой было много башкиров, возвращалась домой с заработков. На перекуре в тамбуре их внимание привлек мой бейджик «Свободу Ходорковскому», который не снимаю с груди с апреля 2009 года. Они окружили меня с вопросом: почему я за Ходорковского. Вступив в беседу, увидел, что про Ходорковского они знают может быть чуточку меньше, чем я, а их интересовало, почему за Ходорковского, но не за сотни и тысячи других таких же как Ходорковский сидящих в тюрьме. Быстро убедившись, что для меня Ходорковский – это и есть олицетворение этих сотен и тысяч бессудно осужденных, они начали азартно излагать свой рецепт достижения справедливости. Все стоящие в тамбуре 5 человек были единодушны: сейчас в России не хватает только активной личности. Пусть это будет Ленин или Гитлер – это все равно. И они все пойдут за ним свергать ту нечисть, которая творит беззаконие в стране. Мне не удалось их убедить в том, что революция – это плохо. «Кровь прольете вы – талдычил я, а ваши вожди окажутся такими же подонками, что и нынешние. Надо идти на выборы, на митинги протеста и пытаться решить проблему мирным путем».
Они довольно вежливо, но категорически заявили: «Это ничего не даст, и Вы скоро убедитесь в этом».

Допускаю, что это суперлокальная случайность, не имеющая права на обобщение. Но не могу отказаться от мысли, что увлеченные баблом соответствующие органы не умеют измерять температуру кипящего котла и соотносить ее с прочностью его стенок.
den | Денис | 13.01.2011 18:48
http://www.rusallnews.ru/28-russkie-boleznenno-reagiruyut-na­-kritiku-so-storony-ssha.html
Что пишет New York Times...
kuzia | Наталья | 14.01.2011 19:28
Какая страшная страна Россия! И как много делает государство для того, чтобы его не любили, не уважаои собственный граждане!
aist11 | Вячеслав | 14.01.2011 20:06
НЕТ, нет и нет. Страшна не Россия, а те временщики, которые ее временно оккупировали
maracash | Mara Cash | 14.01.2011 21:36
Da-da, net nichego ustojchivee vremennogo..
olushka05 | Ольга Б. | 15.01.2011 00:39
только уж больно надолго эти временщики задержались, и еще пробудут...
а годы идут, дети подрастают.
Ради детей нужно действовать. Но очень умно. В стремительно меняющейся истории предыдущего и нынешнего веков сегодняшнее поколение средних лет сумело увидеть в короткий период целые эпохи. Сейчас очень важно действовать умно - ошибаться нельзя.
Поэтому, роль таких людей, как "наши" подсудимые, - сейчас очень велика и постоянно возрастает. Настолько, что это заставляет менять сознание оппонентов.
baMashka | Марина Драченко | 14.01.2011 23:42
Есть такая "логоцентрическая гипотеза": не национальная литература отражает ментальность и иторию нации, а, наоборот, нация следует по тому пути, который предсказывают("накаркивают") интеллектуалы, в основном писатели. Может, Американцы потому свободны, сильны и успешны, что всё время говорят это, пишут, провозглашают в книгах и публицистике. А у нас потому всё вечно так хреново, что наши интеллектуалы постоянно ноют, уверяют, что всё безнадёжно и ничего от нас не зависит. Люблю книги Стругацких, но не одобряю этого загоняющего в депрессивный ступор нытья.
mike49i | михаил | 17.01.2011 19:23
Уважаемая baMashka(14.01.2011 23:42)! Успешно проведенные эксперименты над нацией в ХХ веке в сочетании с массовым отъездом из страны остатков интеллектуальной элиты сделали современное российское население крайне нечувствительным к предсказаниям и мыслям интеллектуалов по причине полного их незнания. Уверен, Ваши опасения напрасны, влияние "логоцентрической гипотезы" на подавляющее большинство нашей генетически весьма потрепаной нации пренебрежимо мало. Абсолютно согласен, что "нытье" одного из выдающихся интеллектуальных мастодонтов может загнать в депрессивный ступор, если бы ни одно обстоятельство - оно не во всем адекватно реальной ситуации. Скажу только об одной из реалий, хорошо известной мне "изнутри" в связи с характером моей профессиональной деятельности. Приорететом в деятельности нашей циничной чиновничьей шпаны, является вовсе не линия партии. Им глубко плевать, как на линию, так и саму партию, равно как и на борьбу с экстримизмом и прочую "байду" для внутреннего употребления. Все мысли, дела и разговоры "в узком" кругу связаны исключительно с западными счетами и активами,с детьми, родителями, рожающими женами, находящимися на западе.Ужас и панику вызывает сама мысль о невозможности воспользоваться наворованным. Подумайте о беспрецедентной кампании об отмене виз между Россией и странами Евросоюза. Это при тотальной болтовне о вражеском окружении, русофобии, шпионах и агентах, о вражеском финансированни оппозиции и т.д.
И еще одно. Возможно самое главное. Вся эта публика лучше многих предвидит неизбежный экономический "кердык" страны и очень хотела бы наблюдать его из Лондона или Брюсселя.
MerGenius | Mergen | 15.01.2011 04:16
Авторитет братьев Стругацких неоспорим. На счёт "чуда" - в точку. В условиях нынешней парадоксальной государственной несправедливости, действительно, надежда на чудо обостряется - ибо Время неумолимо сокращает век каждого и добавляет к прочей человеческой ответственности - ответственность за будущие поколения.
Однако, я поддержу тех кто призывает не паниковать и с оптимизмом жить и действовать дальше - ибо бессильное ожидание будущего это приговор.
В частности, не стОит так уж безоговорочно списывать со счетов нынешнего молодого президента. Уверен - что наряду с прогрессирующей деградацией расколотой нации по всем фронтам, колоссальной коррупцией - вопрос данного судилища - так же является для него сильнейшим болевым фактором; и он для него из особой категории, поскольку он, в силу временных объективных причин, не может публично адекватно реагировать, несмотря на очевидный диссонанс с провозглашёнными им - как президентом - постулатами.
На счёт безоговорочной гарантированной будущности президентства Путина - не так уж очевидно, ибо человек полагает, а Судьба располагает...
nataliya_dv | Наташа | 16.01.2011 16:20
Зато внятная прозрачная правда. Без мечт и надежд на чудо. Никто не принесет на блюдечке. Подтвердилась моя мысль, что путину все до солнца и что от власти его можно только унести-сам ни за что не уйдет..ну что же...как минимум на выборах ни за тандем ни за едросов.И политинформации для всех кого знаю...
Пресс-секретарь Кюлле Писпанен: +7 (925) 772-11-03
Электронная почта
© ПРЕССЦЕНТР Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, 2002-2014
Мы не несем ответственности за содержание материалов CМИ и комментариев читателей, которые публикуются у нас на сайте.
При использовании материалов www.khodorkovsky.ru, ссылка на сайт обязательна.

Rambler's Top100  
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru