СОБЫТИЯ
| ОБЖАЛОВАНИЕ ПРИГОВОРА
| ХОДОРКОВСКИЙ
| ЛЕБЕДЕВ
| ЗАЩИТА
| ПОДДЕРЖКА
| СМИ
| ВИДЕО
| ЭКСПЕРТИЗА
ПОИСК 
 

ДНИ В ЗАКЛЮЧЕНИИ: Михаил Ходорковский — НА СВОБОДЕ! (после 3709 дней в заключении), Платон Лебедев — НА СВОБОДЕ! (после 3859 дней в заключении)
Архив
Август 2012
  45
11
14161819
25
  
4.09.2014
21.08.2014
21.08.2014
15.08.2014
15.08.2014
14.08.2014
14.08.2014
12.08.2014
11.08.2014
11.08.2014
6.08.2014
6.08.2014
5.08.2014
4.08.2014
04.08.2012 г.

Поколение Европы

"МК", 4.08.2012

Почему, выросшее при Путине, оно требует перемен?


фото: Геннадий Черкасов

Сейчас и в России, и на Западе (среди людей, профессионально или любительски интересующихся российскими делами) не утихает полемика по нескольким вопросам. В чем основные причины массовых протестов, которые начались 10 декабря прошлого года на Болотной площади в Москве? Почему люди выходят на улицы, хотя парламентские и президентские выборы (если этот термин уместен применительно к современной России) давно прошли, а перспективы досрочных федеральных выборов более чем туманны? Отчего количество протестующих не только не снижается, а нарастает, пусть и не быстро? Как можно объяснить, что активные, думающие и (нередко) состоятельные россияне в прошлом десятилетии готовы были мириться с путинской властью, прощая ей отдельные недостатки, но сейчас терпение этой социальной группы, ее внутренняя готовность к компромиссу исчерпаны?

Одни рассуждают о «рассерженных образованных горожанах», которые осознали себя единым мощным сословием и теперь предъявляют запрос не только на бытовые, но и на политические свободы. Другие говорят об идеологически преобладающих в массовом протесте левых настроениях, нарастающем стремлении граждан России принудить государство к более справедливому распределению сверхдоходов сырьевого комплекса. А Ксения Собчак, которая за короткое время эволюционировала из звезды гламура в общественного деятеля оппозиционного толка, впервые произнесла слова «поколенческий протест».

Конечно, моя общественно-политическая оптика не может считаться безупречной: уже 9 лет я не был в России и в силу известных проблем моего отца Михаила Ходорковского живу в США. Тем не менее большую часть жизни я провел в России, причастен к российской политике через Институт современной России, которым руковожу, и надеюсь — по возможности — в скором времени вернуться на Родину. Потому позволю себе обобщить результаты моих наблюдений и размышлений.

Именно при Владимире Путине — за первые 12 лет XXI столетия — в России сформировалось качественно новое поколение. И речь не просто о возрасте. Это поколение смогло — может быть, впервые за всю российскую историю — благодаря открывшимся свободам информации (это понятие шире и глубже «свободы слова», особенно при новом уровне развития телекоммуникаций) и перемещения выйти ментально и творчески из-под тотального контроля государства. Смогло узнать, что такое Европа (в широком смысле; США по цивилизационным меркам тоже Европа) и европейские ценности. А главное — осознать их привлекательность для русского человека. Поскольку по происхождению и основополагающему способу мышления русский — это европеец. Достаточно знать курс истории и литературы в объеме средней школы, чтобы это понять.

По возрасту, образованию и восприятию мира я тоже принадлежу к этому поколению — родился в Москве в 1985 году. Поэтому, возможно, имею право в некотором роде говорить от его имени, хотя формальной доверенности у меня нет — да и у кого она есть?

Наш поколенческий подход прост и ясен. Он состоит в том, что мы уже понимаем, что не человек для государства, а государство для человека; что у демократии масса недостатков, но лучшей общественно-политической системы нет; что для нормального управления государством нужны не какие-то исключительные гении и гиганты, обладающими сакральными, недоступными простым смертным знаниями-умениями, а стабильные институты, работающие всегда — кто бы конкретно ни стоял у руля страны. Это свободно избираемый парламент, суд, подчиняющийся только закону, местное самоуправление, реально независимое от органов госвласти и т.п.

Мы знаем, что Европа — это прежде всего соблюдение простых, но необходимых правил, типа «переходить улицу на зеленый свет», «не парковать машину поперек дороги», «не ездить в общественном транспорте без билета», «платить налоги». На этих банальных правилах и держится европейский порядок, который мы научились уважать. Но этот порядок строится еще и на том, что гражданин принимает законы и правила — как писаные, так и неписаные — добровольно. И подчиняется им не потому, что боится наказания, а в силу внутренней убежденности.

Мы также знаем, что русский, оказавшись в Европе или Америке, прекрасно живет по этим правилам, а значит, нет никаких противопоказаний к тому, что такие же правила можно ввести и соблюдать в России.

Наше отличие от нескольких предыдущих поколений состоит в том, что мы не заражены тотальным историческим скепсисом и склонны считать, что трансформация России в полноценную европейскую страну возможна еще на нашем веку. Почему? Да просто потому, что мы, первое русское европейское поколение, в силу естественных причин выйдем на авансцену и возьмем на себя инициативу.

А теперь, несомненно, главный вопрос: что будет дальше?

Скорость жизни, особенно в последние годы, резко выросла по сравнению со всеми предшествующими эпохами (ну кто мог еще два года назад предсказать «арабскую весну»?). И сейчас мы не в состоянии точно спрогнозировать перемены в России, ее политике, экономике и общественной жизни даже на год вперед. Разве утром 5 декабря 2011 года, когда «Единая Россия» была предсказуемо объявлена победителем выборов в Госдуму, мы знали, что уже 10 декабря 50 тысяч человек выйдут на площадь, чтобы заявить протест против результатов выборов и способов определения их итогов?

Но об общих очертаниях процессов, которые вскоре определят судьбу России, о политических механизмах выхода нашего поколения в актуальную политику, на мой взгляд, говорить уже можно. Прежде всего, объективно должна сформироваться новая оппозиция. В принципе, она уже создается. Имена Алексея Навального, Ильи Яшина, Сергея Удальцова, Ильи Пономарева, Евгении Чириковой, Алены Поповой, прежде всего благодаря развитию Интернета, уже хорошо известны в стране. И смена амплуа Ксении Собчак, человека, насколько я могу судить, очень узнаваемого в России, не прошла незамеченной. Тем не менее процесс создания реальной альтернативы действующей власти всерьез только начинается. Осознаю, что эти рассуждения из уст человека, живущего вне России, могут показаться некорректными. Но — повторю еще раз: я гражданин России и надеюсь в скором времени вернуться на Родину.

Следующий этап — участие новой оппозиции в выборах губернаторов и глав муниципальных образований по всей стране. Причем это участие совсем не обязательно означает, что сами номинальные оппозиционеры должны везде баллотироваться. На мой взгляд, они могут и будут объединяться вокруг компетентных и компромиссных фигур, представляющих местные элиты. Кстати, в нынешних условиях не так важно, каков уровень известности этих фигур на сегодня. При современном развитии коммуникаций, эффективности интернет-кампаний «раскрутить» нового политика можно за считаные месяцы — было бы кого раскручивать.

Не сразу, но за 3–5 лет таким образом можно добиться качественного обновления власти в регионах и крупных городах, где погоду все активнее делают те самые «рассерженные горожане». И, что немаловажно, смены состава Совета Федерации, который неизбежно будет играть большую роль в реформе политической системы страны.

На этой базе (новая оппозиция + модернизированные региональные элиты) можно будет идти на думские выборы 2016 года с шансами на успех. Поскольку представить себе, что «Единая Россия» с ее нынешней (и последовательно продолжающей ухудшаться) репутацией победит, затруднительно, если вообще возможно.

А затем нам нужна новая политическая система. Причем главный вопрос не в том, сколько еще пробудет у власти Владимир Путин. (Хотя в символическом плане это важно, а для меня важно вдвойне — ведь принято считать, что пока он в Кремле, мой отец не выйдет на свободу.) Главный вопрос: какой у нас установится политический режим, европейский или нет?

Принимать решения о новой политической системе должен будет парламент-2016. Возможно, я ошибаюсь, но таким ошибкам, в конце концов, стоит посвятить жизнь.

Павел ХОДОРКОВСКИЙ,

президент Института современной России




Комментарии
Ellen26 | Елена Рохлина | 04.08.2012 19:10
умничка...
Anita | Valentina | 06.08.2012 08:36
СОВЕРШЕННО СОГЛАСНА!!!
Ellen26 | Елена Рохлина | 04.08.2012 19:11
а на самом деле вышли 5 декабря.....и вышли в основном молодые люди.....
и интернет во многом способствовал протесту...интернет и желание быть и жить в цивилизованной стране..
albert_2010 | Albert | 04.08.2012 19:24
БРАВО !!!, Павел ! Все "в точку". Именно так---- новое здавомыслящее поколение, руководствуясь непреложной истиной /самой важной на мой взгляд !!/ ---***не человек для власти/государства , а ВЛАСТЬ/государство для ЧЕЛОВЕКА*** сумеет повернуть Россию на европейский путь развития. Будущее за такими,как Вы,широкомыслящимии ,без догматических шор прошлого.... Вы достойный сын своего отца ! И дай Вам Б-г УДАЧИ
Anita | Valentina | 06.08.2012 08:38
!!!!!
Stanislav | Станислав | 04.08.2012 19:45
Павел, в наших реалиях, уповать на поколение Next несколько легкомысленно. Конечно, некоторый отпечаток жизни в цивилизованной стране имеет место быть. Но в России, пока сам не достигнешь единения с вилами, которыми ты сам проворачиваешь брюхо чужой вражеской плоти узурпаторов, навряд ли сможет получиться как-то по-другому, при всём нашем желании "как в Европе". Не тот статус и масштаб преступлений, чтобы правящее кодло смогло откликнуться цивилизованно на призыв целого поколения.
Здесь так, боюсь, не получится.
При всем моём уважении к вам, вашему отцу, ПЛЛ... у властных бандитов нет выбора - только стрелять. И никакие псевдовыборы не изменят ситуацию.
Выборы губернаторов - фикция. Никогда бандиты не позволят провести их демократически с участием несогласованных персон.
Именно поэтому вряд ли осталась форточка для бескровной смены власти. Увы, сама власть не оставляет на это ни одного шанса.
Вот увидите, европейские сценарии не сработают, как бы нам с вами этого не хотелось...
pashenko-ecolog | Pashenko-ecolog | 04.08.2012 20:46
за годом год года бежали
оракулов легко меняли,
все говорили - Солнце встанет!
но не учли, что для мимоз
ультрфиолетовые кванты
сдирают кожу как мороз...
svetilsa | Светлана | 05.08.2012 17:14
Я не отношу себя к новому поколению, т.к. уже не молода, но я отношу себя как раз к здравомыслящей части граждан, знающих, что можно жить иначе. Что главным условием достойного существования государства являются: права и свободы граждан, главенство Закона во всех областях жизни, честность, порядочность правящей власти, ее честные выборы. С.И.
mila51 | Людмила | 05.08.2012 20:03
Я так же немолода, и,правда,представляете,никто не сломил.При том дефиците собод,честности и прочее.
Anita | Valentina | 06.08.2012 08:39
Присоединяюсь!
Seldon | Seldon | 06.08.2012 10:22
Вы уже вилы взяли, вам цивилизованный отклик не нужен.
Stanislav | Станислав | 06.08.2012 21:30
Мне почему-то кажется, что цивилизованные отклики потворствуют тому, что власть зарвалась до полного беспредела. Если бы ей не спускать всё с самого начала, то, возможно, и не было бы сейчас политических заключенных. В декларации прав человека об этом также есть пункт о самоорганизации нации против узурпаторов. Кстати, цивилизованный документ.
И тот же путин, которому сегодня какой-то балбес в рясе ручку лобызнул, в детстве испугался крысы, загнанной в угол. Теперь в этот самый угол он загнал мою изнасилованную Родину.
Так что вариантов совсем немного, хотя и я не сторонник распри. Единственное, что нас разделяет с вами - я действительно готов встать в строй в качестве вооруженного гражданина оккупированной страны.
Seldon | Seldon | 06.08.2012 22:37
Нет, просто потворствующих или не мешающих беспределу больше, чем этих самых откликов. У нашей страны есть опыт кровавых переворотов, а вот бескровным надо учиться.
А вы не могли знать "с самого начала", как все обернется. Либо сделать ничего не могли.
Если вы хотите защитить Родину, то это прекрасно. Однако гражданская война - это брат на брата. То есть, вроде как за Родину, а вроде как и против неё. Да и последствия не гарантируют свободы, как известно из истории.
Petr | Петр | 04.08.2012 20:09
С совершенной очевидностью наступает новое время, идет новое поколение, которое не захочет вариться в прогорклом соусе прошедшего века. То, что сегодня происходит это предвестники.
Основы сотрясаются. Даже Pussy Rait, как это кому не кажется, это не баловство или глупость и не кощунство, а протест нового поколения против сложившейся анахроничной пошлой, воровитой и бесчестной системы власти, возглавляемой теми, кто не понимает необходимости смены ориентиров и ратует за стабильность, которая может помочь усидеть в теплых сортирах. Процесс пошел. На очереди Садат, за которого так переживает Путин. Его политика обречена. Попытки цепляться за ушедшего Анана бесполезны. Это, как последние судороги зимы. Весна придет рано иди поздно.
nsamko | Наталья | 05.08.2012 15:06
Разделяю!
nataliya_dv | Наташа | 04.08.2012 20:12
Повторюсь. И буду повторяться)). Павел-Достойный Сын своего отца! Ум. Воспитание. Главное-умение думать, анализировать и нести мысли дальше. Молодец!!!
Ну что за семья??? Не смотря на весь трагизм ситуации, улыбаюсь видя и слыша любого из семьи...На сердце теплеет...Ходорковские-мой низкий вам поклон и глубокое уважение! Держитесь!
Anita | Valentina | 06.08.2012 08:42
Хорошо сказано! Именно так и чувствую! Потому - позвольте присоединиться!

Браво, Ходорковские! Так держать!
asklepion | Растислав | 04.08.2012 20:21
Как я рад, что с наследственностью в семье Ходорковских всё в порядке. Умница. Я абсолютно согласен. И буду участвовать в этой жизни сам. Хоть я и не отношу себя к молодёжи. Но опыт подсказывает, что всё идёт к этому. И пусть скепсис говорит, что в этой стране невозможны перемены. Главное сердце. Оно жаждет премен к лучшему. И дай нам Бог сил свершить эти изменения без революций. Только эволюция верный путь.
Anita | Valentina | 06.08.2012 08:43
Отлично сказано!
meteo594 | Алла Николаевна | 04.08.2012 21:23
Да, Павел, этому стоит посвятить жизнь. Правильность Ваших размышлений не вызывает сомнений, процессы, "которые вскоре определят судьбу России" уже идут. И Ваша роль в этих процессах будет усиливаться. Есть молодые люди в России, которые понимают необходимость перемен и уже не сидят сложа руки. Люди меняются,, молодые, образованные не хотят, что бы их обманывали, они знают, что есть другая жизнь. Желаю Вам исполнения всех Ваших желаний и возврата на Родину. Мы ждем Вас!
vdemchenko | Владимир Сергеевич Демченко | 04.08.2012 21:37
Павел Ходорковский составил в общих чертах вполне разумный и реальный план обновления России, без которого нашей стране не обойтись. Весь вопрос в линии поведения путинской ОПГ. Если она сохранила остатки разума и инстинкт самосохранения, то должна плавно, (но без промедления!) начать передавать власть умеренным либералам, которые должны будут решить двуединую задачу: обеспечить приток инвестиций и свежего воздуха задыхающемуся от беззакония и коррупции обществу, а так же гарантировать личную безопасность нынешних властных жуликов, сходящих с политической арены. Второго бандитско - большевистского переворота и раскулачивания Россия не перенесёт. Очень хорошо, что на историческую арену приходит поколение нравственных и честных людей, таких как Павел Ходорковский, Алексей Навальный, Илья Яшин, Сергей Удальцов, Илья Пономарев, Евгения Чирикова, Алена Попова, Евгений Ройзман и многие другие. Но в тысячу раз лучше, что это поколение не держит равнение на аморальных путиных, сечиных, бастрыкиных, данилкиных, абрамовичей, тимченков... Все они - уже вчерашний и недоброй памяти день.
Anita | Valentina | 06.08.2012 08:45
!!!!!!
lav35 | Виталий | 05.08.2012 00:36
Я чуть младше отца М.Б. Итожа жизнь могу сказать: я ненавидел Сталина, презирал Хрущева,видел некчемность всех Генсеков(кроме Брежнева), в том числе и последнего -Горбачева.Ельцына ненавидел еще больше Стлина, но признаюсь вот в чем. Сейчас я боюсь все больше и больше за своих детей,внуков и правнуков. Последний лидер собрал в себе почти все качества предыдущих правтелей. И ничего думающие и образованные молодые люди с этим не поделают. Пока он терпим Заподом, а терпим он будет пока есть что качать из страны, никакие "Болотные" не помогут. Не стройте иллюзий - наша безотчетная власть просто так эту кормушку не покинет. Единственное что бы я сделал, вернувшись в тридцатилетний возраст - ушел бы как Стерлигов в тайгу и не стал бы ей этой власти служить, что делал всю жизнь.
vdemchenko | Владимир Сергеевич Демченко | 05.08.2012 10:43
Ваши чувства, уважаемый Виталий, понятны и близки мне, хотя об отдельных руководителях я бы с Вами подискутировал. Но Вашу оценку ненавистного байкалфинансгруппенфюрера я целиком и полностью раделяю, потому что по моему оценочному суждению путин - воинствующий безбожник, презирающий Великое Учение о любви к ближнему, терпению, прощению и милосердию. Зло он исправляет ещё большим злом. Команда путина - олицетворение аморальности, казнокрадства и государственной коррупции, буквально разложившей основы нашего государства. И сколько бы лживых слов о пользе путинской "подморозки" России не талдычили циничные защитники воровской власти - результат налицо: В России царствует беззаконие; права граждан - фикция; "друзья" нашей страны - только отмороженные ублюдки, продающие свою "дружбу" за бабло (и немалое!). Приговор истории серому, бездарному и прожорливому путинскому режиму будет однозначным: время и триллионы долларов Россия потратила впустую.
В.С.
Anita | Valentina | 06.08.2012 08:47
100000!!!!!!!!!1
Mishenina | Irina | 05.08.2012 06:07
Павел пишет, что "Именно при Владимире Путине — в России сформировалось качественно новое поколение. ...Это поколение смогло — ... выйти ментально и творчески из-под тотального контроля государства." - как то я озадачилась - а при чем здесь путин?? Это заслуга вовсе не путина, как раз таки при нем даже ещё в 2007 году было практическое табу на критику в его адрес и только начиная с 2008 года (этот момент я четко помню, причем это уже было время президенства медведева) стала появляться в СМИ критика в адрес путина,в адрес действующей власти. Мне кажется, что это не заслуга путина, а благодаря развитию Интернета (именно развитию соц.сетей - ЖЖ, ВКонтакте, facebook, твиттер и пр.) наше общество - активная его часть, вышла из под контроля государства и возрастные границы здесь довольно обширны - не всегда это преимущественно молодежь.
А путин, насколько мне известно из СМИ, так до сих пор и не освоил инет в том объеме, который требуется современному руководителю страны.
nataliya_dv | Наташа | 05.08.2012 16:40
"а при чем здесь путин??" путин не при чем. Просто так сложилось, что именно в его правление стало взрослым поколение родившееся +- в 90-е...Новое, думающее,более смелое...Поколение родившееся во время развала Союза. Ну а путин, всеми своими действиями и поступками, толкает молодежь на Болотную...
Mishenina | Irina | 05.08.2012 06:17
Отличная статья!!!! Спасибо!
Che | Юлия Ч. | 05.08.2012 11:48
Со всем согласна. Процесс обновления общества необратим и естественен. Все упирается в конкретные сроки. Дерзайте, "поколение У". Мы, "иксеры",к сожалению,в общей массе растеряли свою пассионарность на полпути от 98 до 2008.
LexusXP | Алексей Сергеевич | 06.08.2012 11:34
Читал, не скрывая слёз.
Дальше будем действовать мы.
kiberigor | Игорь3 | 06.08.2012 13:34
Лишь одно замечание - нельзя забывать об известных законах развития любого общества. Так что перед наступлением этого "светлого будущего" у нас всех в России еще предстоят десятилетия гниения обожравшейся нефте-газовыми деньгами старой империи. И гниение это будет мягко говоря не лицеприятное. А так канеш! Молоца!
smetchik | елена | 06.08.2012 13:46
Я бы согласилась с Вашей статьей, если бы не упоминание о Ксении Собчак, о ее якобы "смене амплуа".Тогда я не с Вами. Скажи мне кто твой друг, и я скажу - кто ты.
konsta_nv | Елена | 06.08.2012 17:28
Елена, у Вас наверное, все друзья достойны Вас? Оглянитесь!
Seldon | Seldon | 06.08.2012 22:38
Вы все ещё смотрите её на ТНТ? :)
vidi | Татьяна | 06.08.2012 15:49
Мужества Вам и удачи, очень хотелось бы успеть пожить в честной и достойной стране, по имени Россия.
michruk | Антонова Яна | 06.08.2012 23:19
Павел,
большинство людей Вашего поколения в России живут не по месту прописки, а на съёмных квартирах, там, где они работают, поэтому они не принимают участия в выборах. И в 2016 году не примут.
Зато глубинка - например, наши кубанские станицы – голосует вся 100%, и вся за Единую Россию.
Не нашла там и одного человека, который бы знал, кто такой Навальный. Просто не знают.
Интернет там есть далеко не у всех.
Infosm | Marina | 07.08.2012 14:50
Товарищи! Друзья! Андрей Макаревич написал ВВП открытое письмо об откатах! Народ! Сообщайте всем! Надо поддержать Макаревича!!!
ALisa_ | Олеся | 08.08.2012 16:44
Абсолютно согласна! Только не верится уже, что у нас может быть "европейское общество"...
mihroz38 | Михаил | 09.08.2012 01:08
mihroz38\Михаил\ 09.08.2012 0:40
Павел, мне Ваша статья не понравилась.Тех людей ,которых Вы перечисляете в качестве лидеров оппозиции,в лучшем случае можно назвать организаторами митингов,критиками режима,людьми рвущимися к власти вместо Путина ,но в системе,породившей Путина.Альтернативу этой системе предлагает только Яблоко ,Явлинский.Эта "оппозиция" не поддержала Яблоко в прошлую выборную кампанию ,чем развязала руки Путину.Что теперь возмущаться завинчиванием гаек?После такой победы режима,ктовы такие, господа?Так вести себя по отношению к Яблоку,к Явлинскому Вами перечисленным велит...осмелюсь обобщить...Чубайс,коллективный Чубайс,автор системы для 25%.Им велит Чубайс!А Вам Павел ,кто велит не замечать Явлинского.Можно с ним не соглашаться,спорить,опровергать...но не замечать...здесь уже что-то с нравами.
momonovboria | Борис | 09.08.2012 18:31
Momovonovboria 09.08.2012/Удачи Вам, Павел! Храни Вас Бог.
Пресс-секретарь Кюлле Писпанен: +7 (925) 772-11-03
Электронная почта
© ПРЕССЦЕНТР Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, 2002-2014
Мы не несем ответственности за содержание материалов CМИ и комментариев читателей, которые публикуются у нас на сайте.
При использовании материалов www.khodorkovsky.ru, ссылка на сайт обязательна.

Rambler's Top100  
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru