СОБЫТИЯ
| ОБЖАЛОВАНИЕ ПРИГОВОРА
| ХОДОРКОВСКИЙ
| ЛЕБЕДЕВ
| ЗАЩИТА
| ПОДДЕРЖКА
| СМИ
| ВИДЕО
| ЭКСПЕРТИЗА
ПОИСК 
 

ДНИ В ЗАКЛЮЧЕНИИ: Михаил Ходорковский — НА СВОБОДЕ! (после 3709 дней в заключении), Платон Лебедев — НА СВОБОДЕ! (после 3859 дней в заключении)
Архив
Август 2012
  5
11
14161819
2225
  
4.09.2014
21.08.2014
21.08.2014
15.08.2014
15.08.2014
14.08.2014
14.08.2014
12.08.2014
11.08.2014
11.08.2014
6.08.2014
6.08.2014
5.08.2014
4.08.2014
22.08.2012 г.

«Я бы спросил Путина, готов ли он рискнуть жизнью и свободой ради России»

Дарья Пыльнова, РБК

Накануне поездки по регионам в 2003 году, несмотря на уже существовавшую угрозу ареста, глава ЮКОСА продолжал строить большие планы по развитию бизнеса и многим другим проектам. Спустя почти 9 лет самый известный российский заключенный Михаил Ходорковский в интервью «РБК» рассуждает о том, что даже 110 долларов за баррель нефти грозит России серьезными проблемами.

Тесные узы

Сейчас многие российские нефтяные компании расширяют географию присутствия. Это и нефтедобыча Лукойла в Ираке (проект «Курна-2»), и Роснефти в Венесуэле. Вы планировали объединить ЮКОС с Exxon Mobil, строить Мурманский и Российско-Китайский нефтепроводы для поставок сырья в Европу и Китай, но этого не случилось. Почему этим проектам так и не был дан «зеленый свет», неужели их экономическая выгода была сомнительной?

Нефтепровод на Китай был построен. Правда, на него потрачено многократно больше, чем планировали мы. Вместо маршрута на Мурманск делается БТС-2, а объединение с Exxon в рамках крупных проектов осуществляет «Роснефть». Таким образом, идеи, предложенные нами в области бизнеса, реализуются с поправками, причины которых – частные интересы бюрократии и связанного с ней тесными узами бизнеса. Отсюда можно сделать два вывода. Первый: коррупция является системной (то есть она определяет целесообразность реализации любых проектов). Второй: политические интересы режима – подавление источников независимого финансирования оппозиции – зачастую превалируют над экономическими интересами страны. Выберите сами тот вывод, который вам кажется более достоверным. Можете выбрать оба в какой-то пропорции.

Почему российские компании стремятся к нефтедобыче за рубежом?

Это снижает территориальные (страновые) политические риски, тем самым улучшая капитализацию (снижая ее волатильность). Помимо этого, таким образом, накапливается опыт, воспитываются и отбираются лучшие кадры, не ограничиваясь сообществом российских нефтяников. Нефтяной бизнес по своей природе вообще склонен к глобализации.

В одном из интервью вы заметили, что увеличение нефтедобычи России до 600-650 млн тонн в год экономически неоправданно. Месторождения исчерпаемы, развитие инфраструктуры требует немалых вложений. Достаточно ли сегодня, на ваш взгляд, руководство нефтекомпаний вкладывает в геологоразведку и модернизацию оборудования?

Убежден, что добыча в России «оншор» 600-650 млн тонн приведет к исчерпанию месторождений, на которых ведется добыча, до окончания срока эксплуатации трубопроводов. Остальной мир меньше связан этой проблемой, поскольку «сухопутные плечи» у нас максимальны. (Могу пояснить подробнее, как только выйду из мест лишения свободы, а то сейчас времени нет – администрация колонии постоянно дает более важные поручения.) Геологоразведка и модернизация оборудования – иная тема. Полагаю, первая должна обеспечивать 100% воспроизводство объемов добычи в России еще лет 15-20. Если этого не происходит, - значит, вложения недостаточны.

Изменение налоговых режимов для нефтекомпаний происходит во многих странах. Вы - сторонник повышения налогов в этом секторе?

Налоговый режим в нефтяной отрасли должен обеспечивать доходность вложений, соответствующую уровню риска. По отдельным типам налогов есть вопросы, но судя по капитализации российских компаний и учитывая дисконт, связанный с их внутренними проблемами эффективности, уровень налогообложения нефтяной отрасли в целом сейчас нормальный. Его можно было бы заметно увеличить, снизив вненалоговые (коррупционные) изъятия, стоимость капитала за счет снижения «политических» рисков, повысив эффективность внутрикорпоративных процедур, законсервированных неповоротливой госбюрократией и спецслужбами. Речь идет, на мой взгляд, о 10-20% «недоборе» бюджетных поступлений при сегодняшнем уровне цен. При снижении цен этот процент будет расти, поскольку вышеупомянутые издержки при подобном развитии событий не уменьшаются.

Каких налогов, на ваш взгляд, не хватает в России, а какие «лишние»? Например, сейчас активно обсуждается введение «налога на роскошь».

Считаю, что в нашей стране фискальная составляющая превалирует над остальными. А это неправильно, поскольку налоги – один из основных инструментов управления экономикой и не только. С этой точки зрения «налог на роскошь», если он будет продуманным и правильно администрируемым, может иметь существенное «воспитательное» значение при заведомо весьма низком фискальном. Стоило бы серьезно подумать о дифференциации налога на наследство и вообще, о кардинальной налоговой реформе - возвращении к реальной «трехуровневой» системе налогообложения (федеральные, региональные, местные налоги). Трансферты и субвенции должны быть исключением, а не правилом. Такая система серьезно влияет на положительную мотивацию к саморазвитию.

Точки напряжения неизбежны

Стоимость нефти 100-110 долларов за баррель, по мнению российских чиновников, может быть стабильной еще лет 20 (об этом, например, заявила недавно Эльвира Набиуллина). К чему стоит готовиться в таком случае - к застою и стагнации или улучшению уровня жизни?

Если предположить стабильную цену на нефть в ближайшие 20 лет, то нашей стране стоит готовиться к серьезным политическим «пертурбациям». Наши граждане привыкли к постоянному и быстрому увеличению своих реальных доходов, основанному не на росте производительности труда и качестве госуправления, а на быстром росте цены на нефть и газ, на увеличении объемов добычи, на притоке иностранного краткосрочного спекулятивного капитала. То есть, фактически, как бы обидно это для кого-то ни звучало, - на паразитической, а не созидательной модели экономики, государства, общества. Ситуация начала меняться в 2008 году, и режим «захромал». Пока ему хватает резервов, и проблемы связаны лишь с нежеланием эти резервы тратить. Впрочем, нежеланием вполне объяснимым – Путин весьма консервативен, и он склонен считать, что сам факт наличия крупных резервов гарантирует пролонгацию стабильности существующей системы, а значит, и его власти. Но при стабильной цене нефти изменения пойдут очень быстро (например, к 2015 году). 4% рост экономики – хороший результат при высоком качестве управления, то есть при отсутствии системной коррупции, при эффективной бюрократии и тому подобном. В нашем случае множественные локальные точки напряжения неизбежны.

Если зависимость от сырьевой экономики останется прежней, какие социально-политические сценарии вы видите для России? Возможен ли в нашей стране инновационный путь, и каким он вам представляется?

Классическая сырьевая экономика позволила сформировать власть, не зависящую от общества; власть, которая не считает, что содержится на деньги общества и служит ему. Сейчас сырьевая экономика стала уже следствием этой власти, при которой инновационный путь невозможен, поскольку противоречит самой философии политико-экономической системы страны. Когда изменятся приоритеты правящей элиты, а точнее – по мере ротации элиты как таковой, когда паразитическая философия управления государством и потребления национальных богатств сменится идеологией созидания, то есть сформируется качественно новая политико-экономическая система, тогда можно будет говорить о прорыве. Но не раньше. А пока сохраняется нынешний режим, мы обречены на индустриально-сырьевую экономику и «витринные» проекты типа «Роснано».

Тенденции последнего года: значительный отток капитала из России (35 млрд долларов по версии ЦБ), и сокращение числа желающих эмигрировать из страны за рубеж (с 22% до 11% по данным ВЦИОМ). На что указывают эти тренды? Почему элита, зарабатывая в России, предпочитает хранить деньги за рубежом? Как бы поступили вы, если по-прежнему занимались бы вашими проектами?

ВЦИОМ для меня – организация абсолютно не авторитетная, поэтому комментировать их данные считаю беспредметным занятием, помимо очевидного вывода, что власть хочет слышать о снижении числа желающих уехать за рубеж. Что же касается оттока капитала, то вывод еще более тривиальный: переоценка российских рисков привела к изменению восприятия эффективности инвестиций. Проще говоря, если Россия развивается по нигерийскому сценарию, но хочет платить инвесторам по европейским ставкам, то деньги лучше вложить в какую-нибудь другую страну. Но даже по нигерийским ставкам далеко не каждый инвестор готов рисковать своим капиталом. Многие предпочитают реальную, а не выдуманную пропагандистами стабильность. Наша, российская, элита понимает фактическое состояние дел лучше многих прочих.

Сегежа, где расположена ваша колония, – так называемый моногород, возникший вокруг основного предприятия – ЦБК. В России сотни таких городов, оказавшихся практически на грани банкротства. Возможно ли реанимировать российские моногорода и наукограды?

Считал и считаю, что моногорода необходимо диверсифицировать. А если экология или климат не благоприятствуют, - то переселять, переводя предприятия на вахтовый метод. Но понятно, что подобные меры не должны приводить к социальным потрясениям. Поэтому важно разработать концепции развития каждого населенного пункта. А как это сделать? Да очень просто. Во-первых, восстановить полноценную муниципальную власть, она же местное самоуправление, в масштабах всей страны. Во-вторых, как уже я сказал выше, - дать муниципалитетам самостоятельную налоговую базу, соответствующую их задачам. Иначе от режима массового ручного управления с федерального уровня никак не уйти, а провинциальные города (в первую очередь - моногорода), лишенные ресурсов развития, будут все равно постепенно вымирать. Федеральный же режим необходимо сохранить для исключительных случаев, когда банкротство муниципалитета неизбежно, а региональных возможностей – недостаточно.

Остальные факторы

Инновации и благоприятный инвестиционный климат в России – об этом постоянно заявляют и Владимир Путин, и Дмитрий Медведев. Почему ни инноград Сколково, ни другие проекты пока не стали креативными центрами притяжения уникальных технологий с высоким коммерческим потенциалом?

Инновационная экономика, центры инноваций базируются на творческих людях. То есть место, где мы ожидаем возникновения такого явления, должно быть привлекательным, в первую очередь, именно для людей подобного рода. Привлечь их неконкурентно высокой зарплатой - значит заведомо обречь технологические разработки на слишком высокую себестоимость. Да и далеко не каждый специалист соблазнится исключительно заработком. Главное – возможность творческой работы, творческого общения, жизненного комфорта, включая безопасность. А для инвесторов еще важна защита их вложений, интеллектуальной собственности, возможность использовать полученный результат. Сколково - территориально неплохо выбранное место (впрочем, так же, как, например, Троицк), но остальные факторы делают его пока не очень конкурентоспособным. Одни только процессы над «учеными-шпионами» способны насмерть перепугать любого инвестора в науку или ученого, а авторитет нашего правосудия таков, что даже самые хорошие законы о защите интеллектуальной собственности не могут успокоить потенциального инвестора. И таких вопросов море. Решать их наша коррумпированная бюрократия не заинтересована, поскольку, если будет создан такой прецедент, стул под ними слегка зашатается. Оно им надо?

Способна ли ставка на развитие инновационных проектов серьезно повлиять на рост экономики России?

Если понимать инновации широко, как новый эффективный бизнес, новые приемы и технологии его ведения, то альтернативы инновациям для обеспечения роста попросту нет. Экстенсивный потенциал полностью исчерпан. Если под инновациями понимать собственные научные разработки, то их влияние на российскую экономику в ближайшие 10 лет будет маргинальным. Ни госинституты, ни, соответственно, промышленность не готовы к экономике знаний. Печально, что мы в том направлении практически не движемся, при вероятной уверенности Путина в обратном. Хотя, впрочем, возможно, что Путин об этом вообще не думает. У него, не исключено, другие приоритеты.

Что следует учитывать иностранным предпринимателям, которым рассказывают сегодня о заманчивых экономических перспективах в России?

Иностранным предпринимателям необходимо учитывать тот факт, что путинский режим строит в России госкапитализм. Коррупция является его неотъемлемой частью. Надеяться на госинституты и их прозрачное, понятное всем и эффективное функционирование не приходится. Суды, законы, правоохранительные органы, - все действует только при наличии «крыши» и в меру ее возможностей, во всяком случае, при столкновении с интересами коррумпированной бюрократии. А эти интересы, чем дальше, тем больше становятся всепроникающими. Ваш расчетный доход должен соответствовать этим рискам.

Что может сделать власть и бизнес, чтобы российские инновации стали конкурентоспособными на мировом рынке?

Открытость экономики для участия в международной конкуренции. Для этого воссоздание государственных институтов (независимого суда, парламента), реальная борьба с коррупцией (для этого необходима реальная и регулярная сменяемость власти, контроль со стороны гражданского общества и оппозиции), стабильность права собственности. Одним словом, - попытаться восстановить доверие.

9 лет назад на встрече в Кремле вы говорили о коррупции в экономике и преференциях в нефтедобыче. Если бы подобная встреча состоялась сейчас, какие вопросы вы подняли бы в первую очередь?

Сегодня я говорил бы именно о необходимости восстановления доверия между властью и обществом, доверия к госинститутам. Я бы спросил Путина, готов ли он рискнуть жизнью и свободой ради России. Готов ли он, чтобы его окружение отвечало за ложь и коррупцию? Готов ли он сделать власть честной? Готов ли он доверить власть новому поколению, либо хочет держать ее до своей последней возможности?

На вопрос журналистов «собираетесь ли в будущем заняться бизнесом», вы отвечаете, что вам «это не интересно». Когда, в результате чего сложилось такое решение, и каким образом изменились ваши приоритеты к настоящему времени?

В 2003 году я заявил, что в 45 лет хочу уйти из бизнеса. Причина была достаточно проста: я добился того, чего хотел, создав крупнейшую и наиболее эффективную российскую нефтяную компанию. Я бы смог вывести ее на международную арену, но управлять международной компанией должен был бы иной, более подготовленный человек. А кроме того, 20 лет в бизнесе на посту топ-менеджера – очень, очень много. Я многое приобрел, но многое упустил. Главное – семья, которая ждала и ждет меня все эти годы. Бизнес - не игра, и свои обязательства нужно исполнять, но тянуть этот воз дальше мне неинтересно. Я не раб на галере. И никогда им не буду, как бы ни сложилась моя судьба.




Комментарии
Rich_Richmond | Рич Джонотан Ричмонд | 22.08.2012 15:04
Меня заботит то обстоятельство, что всё российское и международное законодательство не является основанием для российского суда. Как запишут телефонограмму в приговоре, так и будет. Откуда же черпать российскому бизнесу уверенность в завтрашнем дне, коль Закон не защищает никого, а вечное мытарство предпринимателя и бизнесмена - это бег по кругу, своего рода по кольцу, а колечко на пальчике обмудсмена, омбудсмен назначен одним человеком, и только один человек может решать, чему быть, кого миловать, кого ограбить, разорить и казнить.

Да, это вновь я - Рич Ричмонд
Mishenina | Irina | 22.08.2012 20:07
Абсолютно согласна! И о каком тогда доверии между властью и обществом можно говорить, если по сути вся власть в руках одного человека?
В скольких развитых странах такое же положение - написанные и утвержденные главой государства законы не одинаковы для исполнения в отношении всех кто является гражданином этой страны?
Поразительно, как путин сросся с властью, мне кажется, что последний вопрос Михаила Борисовича вызовет недоумение у путина - о какой передаче власти может идти речь - путин приватизировал место президента РФ на пожизненный срок и в другом качестве себя даже не представляет. Что скажут психологи о таком отношении к работе? Не является ли это отклонением в психическом состоянии личности? Не есть ли это разновидность какой-нибудь паранойи? шизофрении или другой разновидности расстройства личности?
Мне кажется, это не нормально. Тем более, что результаты работы путина за прошедшие 11 лет - налицо - если все страны, даже Китай, шагнули далеко вперед и в науке и в других областях,то Россия сползает в ужасную яму.Уже сползли - наконец-то, хотя бы руководство Роскосмоса признали, что все эти годы развития вперед не было (отставка руководства)- лучшие умы России трудятся на благо других стран - это один из главных ударов, который был нанесен в путинский период правления - выдавливание лучших людей либо за границу, либо заключение в тюрьму. М.Б.Ходорковский яркий тому пример, что умные люди путину не нужны. А это говорит прежде всего о том, что благополучие и развитие России его не волнует и все слова об этом носят популистский характер.
Жаль, что путин не читает информацию на этом сайте, не читает комментарии - иначе он бы мог предостеречь себя от многих ошибок как в настоящем, так и в будущем.
Che | Юлия Ч. | 23.08.2012 09:18
Тоже думала, неужели человеку настолько плевать, каким он останется в истории? Неужели, забравшись на самый верх, совершенно неинтересно поработать на благо страны? Видимо, да.
niknik4reg | Николай | 24.08.2012 19:44
А,вот в том,что Путин ничего не читает, и не знает Вы не правы.Всё он знает,но по другому править он просто не может!
svetilsa | Светлана | 23.08.2012 16:38
Нет, не готов!!!
nkaterli | Нина Катерли | 24.08.2012 12:25
И меня заботит то же самое.Все ниточки в руках одного человека,он дергает за них, и судьи крутятся, как марионетки.
niknik4reg | Николай | 24.08.2012 19:40
Ищите "крышу"!Пока Путин у власти-так и будет.
vdemchenko | Владимир Сергеевич Демченко | 22.08.2012 15:32
Михаил Ходорковский: "Главное – семья, которая ждала и ждет меня все эти годы. Бизнес – не игра, и свои обязательства нужно выполнять, но тянуть этот воз дальше мне неинтересно. Я не раб на галере. И никогда им не буду, как бы ни сложилась моя судьба".

Страдания независимого и честного человека искупляются мудростью. А вороватый раб, прикованный цепями к власти, баблу и зависти как был несвободным дураком, так несвободным дураком и помрёт.
Вместе с Михаилом Ходорковским его невиновными коллегами находится в тюрьме и вся Россия.
meteo594 | Алла Николаевна | 22.08.2012 21:21
Мудро и правильно
С уважением
lana | alexandra | 23.08.2012 00:36
Уважаемый Владимир Сергеевмч! Вы ,как всегда,правы. В ответ Ирине. Этим должны заниматься не психологи,а психиатры и уже ДАВНО! А к чему привела власть этого
параноика почитайте здесь.
http://www.echo.msk.ru/blog/igeid/921363-echo/ Там обязательно почитать комментари и мамонтова тоже. ОООчень впечатляет. Такого еще по-моему не было.Общество"Память" просто детский сад по-сравнению с мамонтовыми,которые уже захватили телевидение.
Che | Юлия Ч. | 23.08.2012 09:35
Мамонтов в этом конкретном случае по сравнению с Эйдманом - дите малое.Вкусы у всех разные, извините.
lana | alexandra | 23.08.2012 18:47
А Вы пожалуйста комментарии почитайте,там все объясняют и мамонтова по-внимательнее.Если речь идет о вкусах,то уж тоже извините меня пожалуйста.К вкусам это никакого отношеня не имеет. Это не литература.Просто мамонтов выдал программу для мракобесов,готовых взяться за топоры с вилами и идти на Вас и на ваших детей.Жаль,если не поняли.
YuRN | ЮРН | 23.08.2012 22:48
Согласен: "Мамонтов в этом конкретном случае по сравнению с Эйдманом - дите малое", если речь идет об интеллектуальном и культурном убожестве Мамонтова, абсолютно не способного, как выяснилось, адекватно воспринять вполне рациональный и логичный текст Эйдмана, ЭМОЦИОНАЛЬНО задевающий его, на мой взгляд, невежественно-агрессивные религиозные воззрения. И еще раз согласен, теперь уже с alexandra: имеет, полагаю, смысл посмотреть комментарии к посту Мамонтова повнимательнее - наряду с констатацией и, иногда, "мировоззренческими" мотивировками категорического неприятия взглядов Мамонтова, там есть и достаточно подробное цитирование перевранных Мамонтовым фрагментов статьи Эйдмана.
Che | Юлия Ч. | 24.08.2012 04:41
Не литература? а мне показалось, что г-ну Эйдману лавры Пелевина покоя не дают:)Свой комментарий я оставила прежде всего к вот этой вот статье. http://echo.msk.ru/blog/igeid/915242-echo/ Свое мнение предпочитаю составлять по первоисточникам. Удивительно, что это пишет социолог. Субъективщина и яростное отвращение к предмету. Прикрываясь Вольтером, смакует необходимость "раздавить гадину". Это уже что-то очень личное, хоть и выражает, наверно, желание определенной части общества. Обе стороны мракобесов друг друга достойны, но г-н Эйдман вполне отличился. Мамонтов на его фоне комаром пищит.
kot5571 | Kobi | 24.08.2012 16:56
Мудро
kiberigor | Игорь3 | 22.08.2012 15:58
Дам кто же г-ну Пу позволит сменить курс страны? Не для того его некая служба выбрала и усадила в президентское кресло!
natyatia | татьяна юрлагина | 22.08.2012 22:39
И то,правда!
niknik4reg | Николай | 24.08.2012 19:48
Логично!
YuRN | ЮРН | 22.08.2012 16:27
Что-то кажется мне, что разговор МБХ с г,Путиным, даже если представить себе его возможность (что Путин на него пойдет), не имеет особого смысла. Если Путин будет еще при хоть какой-то власти, то, отвечая на приведенные вопросы, он соврет под предлогом (для себя и своего окружения) политической путиноидной целесообразности, в которую к тому же будет неизбежно и решающим образом, но не явно/текстуально включена задача само- и группового сохранения (поэтому пишу - "соврет", а не будет искренне отстаивать свою, пусть ошибочную на чей-то взгляд, позицию). А если реальная власть от Путина тем или иным способом уже уйдет, то вопросы ответственности за раскол общества, общества и власти, за ложь, коррупцию и т.д. будут заданы/должны прозвучать, на мой взгляд, в ходе процедур общественного и/или судебного расследования.
1938 | alla | 24.08.2012 08:58
Да, конечно соврет, это делают сегодня все власть держащие, каждый день посмтрите на включенные экраны где говорит любого уровня власть, народ нажимает на кнопки и уходит на другой канал, ни кого из них уже видеть и слышать не хочечся, до чего верно все сказано М. Ходорковсим, все что происходит в стране грустно, страшно, безнадежно, вот в чем трагедия!! Думаю не надо сердить народ и вещать с экрана ложь, сплошную ложь. Алла Москва
yaroslav | yaroslav | 22.08.2012 17:29
Господи! Cпаси нас от партии жуликов и воров, от РПЦ и продажных судей, а от врагов мы сами отобьёмся.
yaroslav | yaroslav | 22.08.2012 17:44
Над Россией тьма кромешная
Правит бал братва гэбэшная
О! Если б знал запуганный народ
Каких КОЗЛОВ пустил он в огород
Ведь знают все, что у России две напасти
В низу власть тьмы
В верху тьма власти
Пока рулит назначенный тандем
Россия не поднимется с колен!!!
HZEJNQxK | Татьяна | 23.08.2012 17:20
Спасибо!
Mishenina | Irina | 22.08.2012 19:26
Спасибо! Отличная статья! Особенно вопросы - искромётны и требуют прямого ответа - ДА или НЕТ, третьего не дано. Только сегодня вспомнился путин осенью (сентябрь-ноябрь)- это и популистские статьи в популярных газетах и встречи с поездки по регионам, как то обещания людям, что всё будет хорошо и прекрасно - если его выберут в России начнется рай. Вспомнила, что на многотысячных митингах после парламентских выборов были такие шикарные по тематике, по слогу плакаты и в отношении чурова, но больше в адрес путина - и полиция как-то нормально реагировала - не винтили за не такого цвета шапочки или майки или не так написанные слова на плакате. И что происходит сейчас - это небо и земля. Правильно Михаил Борисович одним из первых ставит вопрос о восстановлении доверия между властью и обществом, только путин своими действиями или одобрением тех действия, что сейчас происходят в России ответил на этот вопрос - на ближайшие 12 лет ему этого доверия не нужно - ему милее жесткая диктатура.
Поразило событие произошедшее в Ростове-на-Дону 17 августа с.г. когда накаченные бойцы в футболках избивали людей, которые вышли на разрешенный митинг с плакатами. Поразили действия полицейских,которые посчитали достаточным прочитать лекцию тем кто избивал людей о том, что митинг разрешенный и бить людей в данном случае не следовало бы. Как-будто если бы это был НЕ разрешенный митинг, тогда, пожалуйста, избивайте - люди вышли на улицу постоять с бумажными плакатами без разрешения администрации города. МАРАЗМ!!!! Непонято, почему этим полицейским не взбрело в голову задержать этих бритоголовых "защитников", доставить в участок хотя бы для выяснения личности, хотя и за нанесение побоев тоже можно было бы задержать. Но не задержали. Почему?
На кого работает полиция?
В нашем городе утвердилось стойкое мнение, что эта провокация готовилась заранее и она была согласована с полицейскими, именно поэтому никого и не задержали.
Наоборот, задержан был ещё накануне - за день до этого инцидента едиственный заявитель акции - его задержали на 10 суток за то, что он якобы ругался матом в общественном месте. Чего не было и быть не могло. Зато полицейские в день акции завили - раз заявителя нет, значит и акцию проводить нельзя, что является полным бредом, т.к. письменная резолюция на проведение акции была получена в установленные сроки.
Вообщем, судя по ситуации, которая сейчас с каждым днем накаляется особенно в Москве, хорошего не будет. Бандиты, которые открыто устрашали нашу страну в лихии 90-е опять выходят из подполья и будут брать управление на местах в свои руки. Мне видится такое развитие дальнейшей ситуации.
vdemchenko | Владимир Сергеевич Демченко | 22.08.2012 20:00
Вы совершенно правы, дорогая Ирина: каков поп - таков приход.
В.С.
zyxrik22 | Зохраб | 26.08.2012 21:58
это типичная выслуга перед начальством...им плевать какие плакаты
bella_leyfer | Bella Leyfer | 22.08.2012 21:11
Отдичная статья.
lldmkp | Леонид Лихолат | 23.08.2012 01:14
Очень сильно и очень опасно для Михаила Борисовича. Опаснее, по-моему, даже чем крылатое:"Мы начали, нам и заканчивать!" Какой контраст. Как будто писано не в тюремном бараке, а в академической тиши кабинета с библиотекой фолиантов. Как мечется и воет в злобе сейчас бледный плоскоголовый упырь, которому адресованы вопросы. Как я его понимаю - и выпустить МБХ - самому кердык, и не выпускать он самый. Но еще больше потеют от этого потрясающего текста, от брезгливости к самим себе и к свои отражениям в зеркалах: Олег Павлович, Алиса Бруновна, Чулпан Наилевна и прочие умы-чести-совести нашей паскудной эпохи. Как давится сейчас своим нудновато хамским, набившим оскомину "Привет всем!" трусоватый гигант Миня Прохоров. Они точно не понимают или они на свободе или у тюремной параши. Как очумело трясет свой Айпадик Аферист на доверии и шепчет: "Как же так! Как же он может ТАК в аду, а так обмочился 24 сентября на свободе?"
А язык какой! И это после 9 лет сплошной 24-часовой фени не только в лагере, а и во всей России. Как мы (и я сам первый) стали разговаривать? На какой сортирно-замоченный лексикон мы все перешли. А МБХ переходить не желает. Он ясно и четко, как для недоразвитых, простым и ясным языком излагает вещи планетарного масштаба. Сравните с ворохом предвыборных макулатурных опусов Михал Иваныча над которыми трудились "мозговые штабы" без мозгов. Нет! Пока есть такие как МБХ и ПЛЛ надежда есть.
Так это все оставаться не может. Не будут упыри вечно сосать кровь людскую.
И чтоб два раза не вставать. "Приятно" после Михаила Борисовича прочитать небольшой финансовый отчет о расходовании средств от госзаказа, выделенных Уралвагонзаводу по поводу его, завода, хорошего отношения к Путину...
Умеют же люди правильно деньги потратить! Пока умеют. Надеюсь недолго.
................
Если раньше светский сезон на Лазурном Берегу начинался с «Бала цветов» на мысе Кап-Ферра, то теперь уже второй год подряд первую вечеринку августа в «Гранд-отеле» там же, на самом дорогом клочке земли Лазурного Берега, устраивает «ВТБ-Лизинг» совместно с Уралвагонзаводом. Последний в силу пропутинской направленности не афиширует свое долевое участие в мероприятии богатых и знаменитых, тем не менее наравне с членом совета директоров «ВТБ-Лизинга» Андреем Коноплевым вечером в этом году заправлял и гендиректор УВЗ Олег Сиенко. ....
Welcome-drink перед входом в помещение виллы стал для собравшихся могучим источником познания жизни. Владелец компании Penny Lane Георгий Дзагуров поведал, «как он провел этим летом». «Я только из тюрьмы!» — радостно сказал он. Как выяснилось, господин Дзагуров буквально за несколько часов до бала «откинулся» с монакской тюрьмы, куда был препровожден на семь суток за вождение в не совсем трезвом виде. «Не успели отъехать, как через десять метров приняли. Теперь и у меня есть уголовное дело», — радовался он. «Ну наконец-то всё как у людей. Это нынче маст-хэв», — одобрили его дамы.
...................
lana | alexandra | 23.08.2012 11:19
"Но еще больше потеют от этого потрясающего текста, от брезгливости к самим себе и к свои отражениям в зеркалах: Олег Павлович, Алиса Бруновна, Чулпан Наилевна и прочие умы-чести-совести нашей паскудной эпохи."
Еще добавлю Башмета со Спиваковым и примкнувшего к ним Гергиева. Мы должны знать своих героев.(Лагерями им никто не угражал. Так, по зову сердца ) Все,что они наделали рикошетом попадет в их же детей,если они не успеют отправить их по-дальше.Их так всех Мамонтов(смотрите Эхо) приложил,спекулируя православием, крестом по башке,что мне кажется они срочно должны собирать вещи.Мамонтовы разбираться не будут,кого мочить за оскорбленную по его мнению Богородицу,того ,кто на скрипке играет или,кто мимо проходил.
Спасибо Вам, Леонид за полезную информацию.Теперь у этих"все,как у людей" Только скоро приличные люди от российских шарахаться будут.
vdemchenko | Владимир Сергеевич Демченко | 23.08.2012 15:11
Верно, Александра: путин - неплохой "проявитель" достоинств и недостатков людей. На всех, кто публично его поддерживал, будет лежать печать позора. К слову, многие из этих людей уже начали это осознавать и помаленьку дрейфят и дрейфуют в сторону от зловонного патрона.
vdemchenko | Владимир Сергеевич Демченко | 23.08.2012 15:13
Спасибо, Леонид!
Как всегда, познавательно и ядрёно.
В.С.
LAZ1959 | Людмила | 23.08.2012 11:06
Дорогой Михаил Борисович,читая Ваши публикации, каждый раз вспоминаю наши беседы.Спасибо Вам за все,что Вы мне дали и что даете сейчас.LAZ1959
vladimir_SPB | Владимир | 23.08.2012 11:56
Очень внимательно прочитаю интервью в журнале, во только вызывает сомнение мысль М.Б. Ходорковского о "ротации элит": "по мере ротации элиты как таковой, когда паразитическая философия управления государством и потребления национальных богатств сменится идеологией созидания, то есть сформируется качественно новая политико-экономическая система"? А с какого перепуга? Если в условиях стабильной безответственности наполнение верхушки чиновничества происходит по принципам "подобное притягивает подобное"и "чем дальше, тем хуже". Не может внутри существующей системы "паразитический" курс смениться на "созидательный". Такая смена противоречит стремлению системы к консервации и психологии чиновника.
akk67 | Asya | 23.08.2012 15:21
Доверие между властью и обществом, уважаемый Михаил Борисович, восстановлено быть не может. Путина давно пора на нары, а не к отставке. И он это прекрасно понимает, поэтому сам со сцены не уйдёт.
Petr | Петр | 23.08.2012 19:23
Перепост
http://vibori.net/newsoftheday/?id=16275

Разумеется Путин не станет отвечать на неудобные вопросы и сделает оскаленное лицо. Он не станет признавать справедливость вопросов Ходорковского и заявит, что у него полное доверия власти и общества и будет мотивировать это мнением своего большинства. Он будет опираться на самые темные и консервативные силы общества на малограмотных с одной стороны и с другой стороны на растленное коррупционное лобби. Не получится разговора между "рабом на галерах" и свободным человеком. Они антиподы. Между ними возможен только электрический разряд. Однако время Путина на исходе. И тот будет держаться за власть всеми сорока присоскам. Ситуация ухудшается во всех направлениях. Попытки надувать щеки и делать вид, что есть перспектива просто смешны. Падающие спутники - следствие общего загнивания государства. А власти нужен пиар и она хочет использовать космос. Однако сегодня это дело обречено на имитацию.
http://www.lenta.ru/articles/2012/08/22/roscosmos/ Читайте статью:Имитация кипучей деятельности.
(Караш). Нет для этого и в ближайшей перспективе кадров у Путина. И отрасль, как Молох, доламывает и сжигает остатки былой роскоши. А власть беспокоит только, как бы усидеть, как бы заткнуть оппозицию, Навальный, укус Каспарова, Pussy. МИД что-то мяукает про конфликт цивилизаций, пытаясь обелить Путина с Гундяем и заглушить явную критику.
Тут не конфликт цивилизаций. Тут конфликт цивилизованности и нецивилизованности.
Так как не существуют цивилизации, основанные на коррупции, воровстве и откатах, попрании прав человека подмятым под диктаторов судом. Этой власти только и осталось, что гоняться за девушками в балаклавах на территории турецкого посольства. Теперь появилось еще одно развлечение: размахивание покусанным полицейским. Когда это выйдет на просторы планеты, то господин Лавров выйдет с объяснением о новом конфликте цивилизаций: человеческой цивилизации и цивилизации недопокусанных полицейских.
michruk | Антонова Яна | 23.08.2012 21:50
А я бы у Путина спросила, не страшно ли ему чёрта?
Rich_Richmond | Рич Джонотан Ричмонд | 23.08.2012 22:51
Когда-то, я, как и многие бизнесмены, верившие, что какое ни есть законодательство, но оно должно защищать мои права и интересы. Обратившись в государственные органы, я доверяя чиновникам, государственным служащим, могу получить защиту, в том числе представляя свои интересы в судах, отстоять свои права и защитить своё имущество.

Увы, всё намного прозаически, чиновники, прокуроры, судьи, сотрудники милиции (ныне Полиции) оказались теми, кто не совладел со своими инстинктами и решили среди белого дня заняться грабежом и изъятием частной собственности. Уважаемый Михаил Борисович, я давно забыл слово "семья" в отношении себя. Всё настолько зачистили, что если я и что пишу, говорю в этом направлении, то исключительно в отношении других. Рисковать своими родными я более не хочу.

Конечно, самое страшное - это то, что тебя разлучили с семьёй, родными и близкими, 8-9-19=0-11-12-ть лет в полном одиночестве и страхе, что могут последних уничтожить за то, что ты думаешь не так, как "они". У меня есть на это основания.

Мне вообще разговоры о модернизации, разного рода инновациях уже опротивели, в народе люд смеется от того, что власть, как в голодные времена, магазины пустые, а нам то Петросяна, то Степаненко по ТВ мусолят, и их полудэбильные шутки про врагов из США и Европы.

Законы мертвы, они не работают, а сила их в том, что на принятие их потрачены деньги, время, силы, но они нужны лишь для того, чтоб ими пользовались лишь те, кто сидит на телефоне. Гражданина России они никогда не защищали. Омбудсмен - это очередная кость для владеющих искусством лизать зады. Я не верю никому, ни власти, ни тем, кто обслуживает власть, ибо они продолжают шакалить у российского бизнеса, более изошрённо угнетая бизнесменов и предпринимателей.
Рич Ричмонд
step777 | Степан | 23.08.2012 23:10
Cпасибо за статью.
ABF_36 | Boris | 24.08.2012 01:10
Михаил Ходорковский ещё раз предстаёт перед нами в качестве умудрённого, здравомыслящего ГРАЖДАНИНА страны, не озлобившегося, не смотря на немыслимую жестокость и мстительность ВВП и незрелость населения, большинство которого до сих пор не озабочено творимым правовым беспределом. Обезумевший режим планирует очередную пакость в виде третьего дела против МБХ.
Влась не ограничивается правовым беспределом и рейдерством. Ныне она активизирует свою дьяволщину, пытаясь расколоть общество через православное мракобесие, межнациональные столкновения в добавок к социальным стравливаниям и попыткам изоляции лидеров оппозиции с помощью различных провокаций. Это безумие может взорвать Россию и привести к её краху с немалой кровью. Люди, проснитесь и встаньте на защиту наследия своих предков, не дайте этой обезумевшей камарильи разрушить своё будущее!
salyam-aidar | Салимянов Айдар | 24.08.2012 01:48
Спасибо Михаилу Ходорковскому за статью наполненную здравым смыслом.Как бы я хотел видеть чтобы Россию вели вперёд такие люди как Вы,а не рабы на галерах(кажется это Путин про себя сказал примерно так-пахал как раб на галерах,ну если ему нравиться так о себе говорить,я не буду возражать)
kot5571 | Kobi | 24.08.2012 16:58
И я не буду возражать!
goldalen11 | Ауринко | 24.08.2012 12:43
Очень мудрая статья, особенно про семью. Самое главное в жизни - человеческие отношения, духовные ценности, а остальное лирика. Мы можем всю жизнь гонятся за материальными ценностями, но уйдем в мир иной совершенно голыми, как и пришли. Та память, которая останется после нас - вот ради чего стоит жить. Созидать ради потомков, а не ради себя...
niknik4reg | Николай | 24.08.2012 19:38
Умница!Но,пока Путин у власти,сидеть,уважаемому!Для путинского режима и для самого Путина Ходорковский смертельный враг-потому что умный,потому что уважаем людьми думающими,потому что единственный человек,реально знающий что делать,чтобы Россия стала цивилизационной страной.А Страна Закона для Путина-смерти подобно!
goldalen11 | Ауринко | 25.08.2012 01:33
Извините за глупый вопрос, собеседники, но где же шрам, который должен был остаться на щеке у Михаила Борисовича после нападения? Или здесь старое фото, или рана была не такая серьезная, что не осталось следов, или что-то другое? Прям, как в фильме "Ищите женщину":"А кто же все-таки убил... Нолестро?". Надеюсь, что ошибаюсь в своих подозрениях...
YuRN | ЮРН | 25.08.2012 19:05
Извините за глупый вопрос, но если о факте нанесения ранения МБХ в область глаза сообщали адвокаты и СМИ самой разной направленнсоти и не было ни одного опровержения этой информации из заинтересованных официальных источников, то что "что-то другое" Вы, Ауринко, имеете в виду? Честное слово, у меня не хватает воображения для ответа на это вопрос.
goldalen11 | Елена | 26.08.2012 11:32
Спасибо за ответ. Мое воображение увело меня слишком далеко. Главное, что ОН ЖИВ.
Stanislav | Станислав | 26.08.2012 14:14
Замечетельные свободные ответы свободного человека!
Shoor | Александр | 27.08.2012 00:31
Путин не готов. Он ни к чему не готов: ни к тому, чтобы честно ответить на поставленные МБХ вопросы, ни к тому, чтобы эффективно управлять страной и вывести её из тупика, ни к тому, чтобы сохранить личную власть пожизненно, как Сталин. Для того, чтобы сохранить власть пожизненно, нужно быть настоящим диктатором, а не шутом. Необходимо регулярно проводить ротацию кадров по-сталински, с обязательным физическим уничтожением отработанного человеческого материала. Без этого важного фактора "Вертикаль", в конце концов, осознает себя самодостаточной, способной действовать, не сообразуясь с указаниями "нацлидера". Это время или уже наступило, или оно близко. Уже сейчас её совокупный финансовый и политический капитал превышает таковые путинские. И вот тогда Путин станет ещё более ничтожной марионеткой, чем его выкормыш Медведев. Этот период его жизни продлится до тех пор, пока не наступит политический момент, когда "Вертикали" будет выгодно его "сдать". Причём, сдать под флагом демократии. Но стать новым заключённым №1 ему навряд ли удастся. Старенький... Сердчишко слабое... Знает много... Так что ни суда, ни отсидки не будет. А затем верхушка Вертикали начнёт бешеную грызню между собой, с арестами, убийствами и т.д. И развалят страну окончательно. Выходит, что эволюционный путь развития - под большим сомнением, о чём говорил Михаил Борисович. А жаль. Жрать нечего будет...
rogozhskij | Артем | 27.08.2012 19:19
Уважаемый Михаил Борисович, если Вы говорите ".... но управлять международной компанией должен был бы иной, более подготовленный человек." скажите пожалуйста, о чем Вы тогда размышляете... о какой судьбе России, о какой экономике, о каком гражданском обществе, согласитесь судьба России и остальные тезисы - это далеко не крупнейшая нефтяная компания....?
YuRN | ЮРН | 28.08.2012 13:55
На мой взгляд, Вы, Артем, очень странно сформулировали свой вопрос. Ведь понятно, что "управлять" и "размышлять" - вещи абсолютно разные. Например, РАЗМЫШЛЕНИЯ привели МБХ к выводу, что "...УПРАВЛЯТЬ международной компанией должен был бы иной, более подготовленный человек" (ему про НЕФТЯНОЙ бизнес и СЕБЯ в нем, ясное дело, виднее). А, например, мои РАЗМЫШЛЕНИЯ привели меня к совсем не оригинальному выводу, что если за 12 лет УПРАВЛЕНИЯ страной Птиным и К коррупция в ней выросла на порядок, ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ строительство жизненно необходимых систем (реального разделения властей, частной собственности, правозащиты, пенсионной, ЖКХ и т.д.) заменено строительством вертикали авторитарной власти, работающей в "ручном" и "холуйском" режиме и т.д., и т.п. (не сомневаюсь, список Вы и сами можете дополнить), то здесь есть над чем ПОРАЗМЫШЛЯТЬ не только нам с Вами, но и МБХ, что он и делает. Причем поразмышлять вовсе не обязательно с намерением, условно говоря, сесть УПРАВЛЯТЬ на место Путина. Например, РАЗМЫШЛЕНИЯ могли/не могли не привести к выводу, что такого "путиноидного" места вообще не должно быть в системе УПРАВЛЕНИЯ современной цивилизованной страной, которая, абсолютно согласен с Вами, "далеко не крупнейшая нефтяная компания". И что-то мне кажется, что и МБХ о том догадывается, предаваясь своим размышлениям. Более того, уже очень давно я читал у него подобную констатацию, как само собой разумеющийся банальный факт. Так что м.б. имеет смысл как-то переформулировать Ваш вопрос?
Che | Юлия Ч. | 28.08.2012 16:59
Поддерживаю и не понимаю сути претензий к МБХ. Есть теория и есть практика. Не факт, что тот же политолог будет хорошо управлять государством, но "размышлять" об этом - его работа.А Ходорковский сегодня достаточно подкован, чтобы высказывать свой взгляд на развитие страны.И уж точно попрофессиональнее Путина и Ко.
rogozhskij | Артем | 28.08.2012 18:24
Уважаемый, YuRN.
Я являюсь рядовым гражданином, который не относится ни к какой партии,честно могу сказать я не голосовал на президентских выборах, не являюсь сторонником Путина. Но мне не понятна позиция людей, которые как Вы выразились "РАЗМЫШЛЯЮТ", на мой взгляд эти "РАЗМЫШЛЕНИЯ" в последнее время приняли системный характер и видится мне, что имеют вполне конкретные задачи...
Пожалуй я бы поддержал подобные размышления, но они должны исходить от человека, который действительно готов их реализовывать! Или хотя бы указать - поддержать такого человека. К своему сожалению таких людей я пока что не вижу...
Вот скажите пожалуйста, Вы считаете что Евгения Чирикова действительно тот человек, которого необходимо поддерживать на пост мэра Химок, точней сказать это тот человек который сможет изменить реальное положение дел? (лично я не уверен)
Михаил Борисович, несмотря на то что находится там где находится, фигура публичная и его "РАЗМЫШЛЕНИЯ" представляются как призыв, но скажите призыв к чему?
Просто расшатать ситуацию, а там придумаем что сделать? Меня такое положение дел не устраивает.

Вопрос я свой не снимаю!

А задам еще один:
- Уважаемый Михаил Борисович, есть ли в поле Вашего зрения человек или группа лиц, которые могли бы воплотить в жизнь хотя бы половину того о чем Вы говорите? (Здесь конечно же хотелось бы конкретно услышать фамилии)

Буду благодарен за ответ.
С уважением, Артем.
YuRN | ЮРН | 29.08.2012 01:33
Уважаемый Артем!
Что-то я не понял, почему системный характер размышлений и их "привязка" к тем или иным конкретным задачам вызывают у Вас опасения? Ведь все это абсолютно нормально, с ОЧЕНЬ давних времен это - неотъемлемые свойства практически всех видов осмысленной человеческой деятельности. И, само собой разумеется, вовсе не все размышления предназначены для конкретной практической реализации, тем более - непосредственно размышляющим субъектом. Вопрос о наличии или отсутствии лидера практического действа (а это не обязательно "разработчик" идей, да и общественные идеи часто не имеют одного автора), к которому хотелось бы присоединиться, конечно, важен, но ответ на него - личное дело каждого. Здесь принципиальным является наличие полноценных и разнообразных источников информации (поэтому путинский авторитаризм в СМИ - плохо), а также Ваше желание ими пользоваться. Например, я не живу в Химках, не очень знаком с их проблемами, не слежу внимательно за деятельностью Е.Чириковой и, соответственно, не знаю, удачен ли выбор ее в качестве мэра Химок. А вот активизацию граждан Химок, к которой она приложила много усилий, считаю явлением "методически" правильным, положительным.
Далее, мне совсем не ясно, кого вы считаете сторонником идеи типа "расшатать ситуацию, а там придумаем что сделать" (ведь речь идет о буквальном ее прочтении, исключающем, напр., серьезный анализ требуемых/допустимых степеней свободы и ограниченную предсказуемость любых управляющих действий в сколько-нибудь сложной системе и т.д.?). К МБХ и его текстам/размышлениям эта примитивно-вульгарная и даже безграмотная идея во всяком случае не имеет никакого отношения. Да и к существующим думским и внедумским оппозиционным партиям тоже.
И последне - О "человеке или группе лиц, которые...". Вовсе не только МБХ, но и им тоже в качестве условия прогресса назывался переход от авторитарной к демократической системе решения проблем жизни общества. Все это вещи достаточно широко известные, так что их повторять здесь нет смысла. Но в качестве наиболее актуального первоочередного шага часто называют возможно более быстрое, но законное по процедуре, обеспечение сменяемости власти РФ путем честных выборов. Такие выборы приведут к рычагам управления конкретных людей, которым и "карты в руки". До следующих честных выборов. А как и у кого получится - это уже вопрос конкуренции, но - честной конкуренции, в отличие от ныне существующего порядка. Я считаю, что поддержка лидеров и партий, добивающихся этой цели, вполне разумна и для воплощения в жизнь взглядов, близких МБХ. А среди представителей близких мне (и м.б., по крайней мере отчасти, МБХ) взглядов среди политиков и экономистов могу назвать лидеров ПАРНАСа (Рыжков, Немцов, Касьянов, Алексашенко и др.), брата и сестру Прохоровых, отца и сына Гудковых из Справедливой России, отца и дочь Ясиных, Нечаева, Кудрина и т.д.
rogozhskij | Артем | 29.08.2012 18:13
Добрый день.

Вы меня извините, вот у Вас так много слов, а смысла не очень. Как и у большинства граждан, которых Вы перечислили
Рыжков, Немцов, Касьянов (кто это?)
Надеюсь что большая часть людей которая читает материалы на этом сайте - это понимающая часть населения, которой не стоит объяснять что подразумевается под тезисом "расшатывать ситуацию в стране"

PS жаль что на мои вопросы отвечает не Михаил Борисович.

Спасибо за внимание.
YuRN | ЮРН | 29.08.2012 19:38
Виноват: по ошибке решил, что имею дело с пусть не очень информированным, подготовленным и/или умеющим корректно излагать свои мысли и вопросы, но желающим разобраться в происходящем и здравомыслящим человеком. Таким, в частности, который понимает нереальность общения с МБХ через комментарии на сайте, понимает или способен понять в ходе дискуссии всю НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ происходения, сути и назначения тезисов типа "расшатывать ситуацию в стране" и т.д., а потому дает себе труд "продраться" через по необходимости компактное и непривычное по стилю изложение вариантов ответа на заданные им здесь, на сайте вопросы. Ошибся, бывает.
Che | Юлия Ч. | 30.08.2012 11:56
Извините, что опять вклиниваюсь, просто очень удивило. А Вы, Артем, какое именно окружение имеете в виду, учитывая, что Михаил Борисович последние 9 лет находится в тюрьме? Или Вы всерьез считаете, что Ходорковский как тов. Ленин все эти годы держит связь с "революционным подпольем" и может назвать Вам кого-то помимо все тех же "презренных" Немцова, Касьянова, Рыжкова? Что касается расшатывания ситуации в стране - это вопрос напрямую к г-ну президенту с его предвыборными обещаниями. Надеюсь, ему все-таки не придется через пару лет отвечать, что "она утонула".Надеюсь, экспертное сообщество, остатки здравомыслящих чиновников, новые партии и спящие пока профсоюзы этого не допустят.Хоть и маловероятно.
vdemchenko | Владимир Сергеевич Демченко | 05.09.2012 20:12
Михаил Ходорковский: «Я бы спросил Путина, готов ли он рискнуть жизнью и свободой ради России»

Тот бы ответил "да". Он врёт, как дышит.
zvg13 | Василий | 19.09.2012 14:07
Браво!!! Пусть неправильно говорить так сейчас, но я представляю раздел в учебниках, посвященный настоящему человеку МБХ, который уже вошел в историю как выдающийся бизнесмен, патриот, публицист и мученик. в 2000 г. единственная компания, которая активно обучала своих специалистов логистике (управление материальными потоками) в нашем учебном центре была ЮКОС. Очень, очень жаль, что у нас такая судьба, жаль наших детей, которые будут все это потом разгребать.
Пресс-секретарь Кюлле Писпанен: +7 (925) 772-11-03
Электронная почта
© ПРЕССЦЕНТР Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, 2002-2014
Мы не несем ответственности за содержание материалов CМИ и комментариев читателей, которые публикуются у нас на сайте.
При использовании материалов www.khodorkovsky.ru, ссылка на сайт обязательна.

Rambler's Top100  
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru