Глава правозащитной организации «Агора» Павел Чиков
рассказывает о своей работе в «Открытой России» и о 40-минутном собеседовании с
Михаилом Ходорковским.
«Бизнес Online», из
интервью с главой правозащитной
ассоциации «Агора» Павлом Чиковым, 26.03.2014
<…>
— А для чего создали
ассоциацию правозащитных организаций «Агора»?
— Это был следующий этап (предыдущей этап выглядел так: в 2001 году вместе с друзьями Павел Чиков зарегистрировал
Казанский правозащитный центр, который он возглавлял до 2004 года. – ПЦ). В 2003 году мы стали известными не только в Татарстане,
но и за его пределами. Может быть, только две организации в России — «Комитет
против пыток» и наш правозащитный центр — занимались защитой граждан от
произвола правоохранительных органов, конкретно — от милиции.
В 2004 году — первые дела, первые приговоры. Мы,
представляя интересы потерпевших, первыми в России добились обвинительных
приговоров. Мы первые, кто подал в интересах потерпевших иски к казне о
компенсации морального вреда и получившие эти деньги. В то время было мало
подобной судебной практики, мы ощущали информационную изоляцию. Это сейчас
написать об избиении в полиции — норма, а тогда было просто невозможно пробить
информационную блокаду.
— Надо еще учесть,
что не было интернета...
— Безусловно, с интернетом всё стало проще, но у нас к
этому времени был уже очень подготовленный подход. С приходом в нашу
организацию Дмитрия Колбасина, который защищал дипломную работу на тему
«Произвол правоохранительных органов в средствах массовой информации», мы очень
много сделали для того, чтобы эта тема стала активно освещаться и обсуждаться в
СМИ. И это имело один из самых отрезвляющих и санирующих эффектов. Считаю, мы
много сделали для того, чтобы в перспективе была запущена реформа МВД. Как бы к
ней ни относиться сейчас, но на старте был большой консенсус в обществе.
В 2003 году меня взял на работу... Михаил Борисович
Ходорковский в проект «Открытая Россия». За полтора месяца до его ареста я был
у него на заключительном собеседовании в Москве. В то время они замыслили
правозащитный проект от незаконных действий правоохранительных органов. И они
искали людей, которые имели бы опыт такой деятельности. В 2004 году этот проект
был назван «Фонд «Общественный вердикт». К работе я приступил уже в 2003 году и
был главным юристом в этом проекте. Не думайте, что там были какие-то
сумасшедшие деньги! Это была некоммерческая организация.
— Какая цель
ставилась перед вами?
— Во время собеседований мне сказали, что хотят создать
по всей стране 100 таких правозащитных центров, как у нас в Казани.
В то время Михаил Борисович был председателем правления
проекта «Открытая Россия», а она была одной из самых известных и крупных
общественных организаций в России, которая вела огромное количество различных
просветительских программ. Она первая в России начала подключать учебные
заведения, библиотеки к интернету. Государство вернулось к этой программе
только лет 7 спустя.
По всей видимости, на каком-то этапе они доросли до
правозащитной деятельности. Но плюс — у них начались проблемы с
правоохранительными органами. Платон Лебедев уже был под стражей, но
Ходорковский был абсолютно уверен, что он сможет этот вопрос урегулировать. Я
уверен, что он до самого своего задержания и даже после него не предполагал,
что всё будет именно так, как это вышло на самом деле.
— Какие впечатления
у вас остались о Ходорковском?
— Я с ним общался минут 40, и было ощущение, что он за
это время взял у меня всю информацию, которой я владел. У него подход был
такой: «Понял, говори дальше...» То есть это человек, который ценил каждую
минуту. Мне тогда было 25 лет, и Ходорковский оставил о себе очень приятное
впечатление. На всю жизнь.
— Свою роль,
наверное, сыграло и то, что один из богатейших людей страны разговаривает с
вами, молодым человеком...
— И это тоже. Помню, я спросил у людей из его команды:
мой возраст вас не смущает? Мне ответили: нет, потому что когда мы начинали,
нам было еще меньше.
В «Общественном вердикте» я проработал до 2006 года и
вернулся из Москвы в Казань. В 2005 году мы уже учредили ассоциацию «Агора», а
с 2006-го начали активно работать.
<…>
Вот удивительное дело!
Прочитал этот материал, словно испил чистой воды!
Потому что нынче, - оглянуться вокруг, - полный сумасшедший дом!
Захлёбывающиеся в псевдопатриотическом угаре СМИ настолько выворачивают мозги "дорогим россиянам", что они считают крымское присоединение "Великой Победой".
Массовое помешательство!
Теперь уже школьникам и студентам будут на уроках объяснять, почему "воссоединение" было законным, и почему весь западный мир злобно ополчился на Россию, которую он всегда(!) ненавидел и хотел уничтожить...
Промывание мозгов у молодёжи!!!
Вспомнилось, как мы, ребятишки, были убеждены в героизме Павлика Морозова, как везде нам мерещились шпионы и диверсанты, прокравшиеся в нашу "самую свободную" страну!!!
Как обожали Великого Сталина, отца всех народов...
Как же давно всё это было!
И вдруг(!) теперь, оглянувшись, понимаешь, - "то время" по злому волшебству вернулось на нашу землю: вновь появились ослеплённые любители "вождя" (уже нового), вновь "праведная ненависть" к внутренним и внешним врагам нашей "великой Родины" закипает со всех сторон...
И когда пробуешь осмыслить "суть событий", то понимаешь, что вся эта истерия, весь этот психологический бедлам, нужны только для подъёма "рейтинга" нынешней власти.
Всё только для бесконечного и бесконтрольного пребывания у кормушки...
И в свете этого, просто искренне желаешь добра и "Агоре" и "Общественному вердикту", и многим правозащитным НКО, которых так ненавидит и старается развалить наша власть!
Сергей Львович.
Да, почему все в кучу то Сергей Львович? Искренняя поддержка, правозащитников, это правильно, хотя, на моей практике,увы конечно, по большей части у них самореклама и/или низкий профессионализм. Но "Крым" действительно "Великая победа" и не ВВ и власти, а людей, которых сначала "отдали" как "мешок картошки", потом якобы узаконили, а когда удалось вернуться туда куда они хотят, мы поднимаем вой, ой не законно. Украина (и не только) никогда не будет самостоятельной (не потому, что они плохие, а потому, что не хватит ресурсов) и поэтому или мы будем "влиять" или не мы. А тем людям, что живут в Крыму, сейчас лучше с РФ.(будет по другому (ну упадет резко цена на нефть и газ и начнется бардак)и снова отделятся)(Уберите денежный поток из Чечни, и там снова будут воевать и хотеть отделиться) А то, что "запад" хочет изжить Россию как территорию исторический факт, да и не может быть другого отношения к государству, кот. владеет 2/3 мировых ресурсов, занимая всего лишь 1/5 территории (понятно примерно). А у "кормушки" любая власть (и наша и не наша)сидит до последнего, и тут совершенно одинаково, что в Лондоне и Париже, что в Москве. Весь мир по сути (если не врать себе) живет по Макиавелли.(государь)
Прочитал этот материал, словно испил чистой воды!
Потому что нынче, - оглянуться вокруг, - полный сумасшедший дом!
Захлёбывающиеся в псевдопатриотическом угаре СМИ настолько выворачивают мозги "дорогим россиянам", что они считают крымское присоединение "Великой Победой".
Массовое помешательство!
Теперь уже школьникам и студентам будут на уроках объяснять, почему "воссоединение" было законным, и почему весь западный мир злобно ополчился на Россию, которую он всегда(!) ненавидел и хотел уничтожить...
Промывание мозгов у молодёжи!!!
Вспомнилось, как мы, ребятишки, были убеждены в героизме Павлика Морозова, как везде нам мерещились шпионы и диверсанты, прокравшиеся в нашу "самую свободную" страну!!!
Как обожали Великого Сталина, отца всех народов...
Как же давно всё это было!
И вдруг(!) теперь, оглянувшись, понимаешь, - "то время" по злому волшебству вернулось на нашу землю: вновь появились ослеплённые любители "вождя" (уже нового), вновь "праведная ненависть" к внутренним и внешним врагам нашей "великой Родины" закипает со всех сторон...
И когда пробуешь осмыслить "суть событий", то понимаешь, что вся эта истерия, весь этот психологический бедлам, нужны только для подъёма "рейтинга" нынешней власти.
Всё только для бесконечного и бесконтрольного пребывания у кормушки...
И в свете этого, просто искренне желаешь добра и "Агоре" и "Общественному вердикту", и многим правозащитным НКО, которых так ненавидит и старается развалить наша власть!
Сергей Львович.
вернувшему в страну сталинское время врагов народа и национал - предателей!!!
Наступает счастливое время подлинно народной демократии и время звонких песен!
("Чем звонче песни, тем тяжелей жизнь" - китайская поговорка).
(
И еще. К вопросу о Крыме. Конечно, способ захвата-возвращение полуострова в состав России не из самых любезных и юридически грамотных. Скорее, типа: пришел, увидел, победил. И тем войдет в историю, наш незабвенный ВВП. Но тут я вижу такую пару аспектов. Во-первых, таки Крым так полит кровью русских, что они, русские люди, искренне считают его своим, и в том, соглашусь с ними и волной естественного патриотизма от его возвращения. Во-вторых, те санкции, которые последовали за этим захватом, неизбежно вызовут реакцию недовольства ближнего круга к ВВП, и чем дальше, тем больше. Настолько, что он будет смещен или физически, или юридически. Скорее первое. Найдется какой-нибудь "брут" и на него. Но, что характерно, навряд-ли Крым возвратится к Украине. Слишком велико подспудное желание в русском народе оставить его "своим". Соответственно электорат не проголосует за того, кто это захочет инициировать.
Опасность отчуждения Крыма (помимо нарушения сложившегося миропорядка) заключается прежде всего в укоренении в сознание российского человека исключительно вредной мысли, что если нельзя, но очень хочется, ТО МОЖНО! Особенно если ты сильный! Такая "мораль" рождает только ублюдков типа Сашко Белый (Александр Музычко). Беззаконию нет и не может быть оправдания!
В.С.
С П А С И Б О !
Так ведь проблема в том, уважаемый Ваня Иванов, что НИКТО В МИРЕ не признаёт (и никогда не признает!) законным сам этот референдум в оккупированном Крыму! По конституции Украины никакой регион не имеет права самостоятельно решать вопросы выхода из государства. Кстати, таков и Основной закон РФ и абсолютного большинства стран. Вспомните, Ваня, как в середине 90-х годов почти 96 процентов жителей Чечни проголосовали за выход из России... И чем кончилось это народное волеизъявление?.. Что осталось от Грозного?.. Сколько тысяч жизней оборвалось?.. Так что не надо, Ваня, ля-ля. А надо жить по закону, как учит путин, который, правда, сам на закон и право давно положил.
В.С.
По существу на ВАшу позицию я ответил выше, но все же повторюсь: международное право предоставляет право нациям, народностям, субъектам на самоопределение через референдум. История тому знает немало удачных и неудачных примеров. Однако, от этого она не перестала быть историей и международное право остается таковым. Другое дело, что США и ее саттелиты, партнеры и друзья одно и то же право примеряют для разных случаев по-разному. Так на это ответили еще древние Римляне: смотри кому это выгодно и все будет понятно. И не стоит делать вид, что США тут не при чем и не имеет двойных стандартов. Одного Сноудена хватит, чтобы все лицемерие США было вывернуто наизнанку. Я не в обиде на США- они отстаивают СВОЙ и в первую очередь СВОЙ интерес. Где-то у них двух студентов обидели,- так они всю страну захватили без всякого референдума и ничего... А тут Россия с Крымским референдумом и фигвам... Одним словом: кто как хочет- так и примеряет это право на самоопределение с силовыми принадлежностями. США по своему. Россия по своему. А кто судьи??? Время и только время, так как иных судей нет и быть не может- ВСЕ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫЕ ЛИЦА. Так что не я "ля-ля", а ВЫ!))). Я так думаю.
..."Когда один (или немногие) обвиняют многих в помешательстве,- следует подумать о том, кто из них больше соответствует этой оценке)))..."
Не помните, кого там сожгли на костре, - кто в одиночестве выступал "против большинства" со своими неподобающими астрономическими идеями?
А кого с "бредовыми идеями о какой-то генетике" уморили голодом в саратовской тюрьме, он был один, а "народу" эти буржуазные лженауки были не нужны!!!
А скольких одиночек с их идеями "изолировали" или попросту уничтожали...
И ведь с кибернетикой, всё было так же...
И с ракетостроением...
И с культурой, и...
Да, да, не удивляйтесь, Ваня. Так "предметно" в нашей стране решались дела...
Что же касается Крыма, то здесь и я не сомневаюсь, что большинство жителей было "за".
Но только ТАК, как это было сотворено, не внушает никакого доверия!
Дело в том, что мне пришлось быть "наблюдателем" на думских выборах в Москве.
Так ТАКОГО дикого жульничества и охмурёжа, трудно себе просто представить!
Ведь именно поэтому в Москве на Болотную площадь вышло больше ста тысяч, возмущённых откровенным обманом.
А насчёт судов, - так они так волокители и не принимали претензий до того, как истёк "срок", - и все бюллетени были уничтожены! Ручки чистые!
А те, кто возмущался, - под судом, вот они-то получили реальные сроки!!!
Но вас там не было...вас всё устраивает.
С.Л.
Насчет сожженных, уморенных, запытанных и убиенных,- я с Вами полностью согласен. Мне известно понятие роли личности в Истории. Вы себя (свое суждение) причисляете к такой личности? Возможно Вы и правы, но о роли личности в Истории можно судить только спустя много времени. Иначе можно спутать полоумных с Великими. Тем более, что они внешне имеют определенную схожесть...
На Ваше: "Да, да, не удивляйтесь, Ваня. Так "предметно" в нашей стране решались дела...",- а я и не удивляюсь. Мне известно, как в нашей стране решались, да и решаются дела.
На Ваше: "Что же касается Крыма, то здесь и я не сомневаюсь, что большинство жителей было "за". А вот за эту объективную, по моему мнению, позицию я Вам признателен. Честность- она выше всего.
На Ваше: "Но только ТАК, как это было сотворено, не внушает никакого доверия!",- я боюсь руководствоваться доверием или недоверием... ПО определению я доверяю пока не будет опровергнуто. Потому и написал, что пока не опровергнуто... А международные наблюдатели говорили, что нарушений не было и их никто не признал состоящими на службе в России...
Относительно жульничества на выборах в Москве: я там действительно не был, но с Вами полностью соглашусь без доводов и комментариев, так как достаточно имею к тому оснований, как мне представляется. Однако, весь МИР признает легитимной избранную власть. Я вот думаю, что в США чуровых поболее будет. Скандалов и там хватало. Так что мы не одиноки...
На Ваше: "Ведь именно поэтому в Москве на Болотную площадь вышло больше ста тысяч, возмущённых откровенным обманом",- соглашусь с такой формулировкой: "возмущенные обманом властей, сопряженным с обманом лидерами, которые вели людей на Болотную". Так честнее будет, как я полагаю.
Про суды не только не буду спорить, а полностью Вас поддержу и полагаю, что вот уж кого надо "люстрировать", так это этих господ, так как весь произвол (от кого бы он не исходил) стал возможным только из-за них. Были бы они честными и справедливыми,- бизнес России, права Россиян и Россия в целом не были на имеющемся уровне. К сожалению, пока имеем то, что имеем... Я так думаю.
Когда дошёл до фразы "...Так что мы не одиноки...", расхохотался, - сразу вспомнился старый гадкий анекдот (о жизни двух извивистых "существ" в ж--е).
На вопрос младшего, "почему же мы живём здесь, в дер--е?", старший отвечает: "ведь это наша родина, сынок!"
Конечно, понимаю вашу уверенность, "что в США чуровых поболее будет. Скандалов и там хватало".
Даже могу вам помочь: у них были публичные, через прессу разоблачения преступлений и во время вьетнамской войны, иракской, да и "Уотергейтское дело" и т. д.
Эти разоблачения сотрясали даже президентские кресла! Приводили к импичментам и отставкам.
Там для них, КОНСТИТУЦИЯ - "это святое", вот ведь тёмные люди!
Они даже не могут себе представить, что эти законы можно перетряхивать, и править себе, сколько душе угодно, наш бы парламент в момент сделал "одобрямс"!
А у них только "два срока", и на вылет...
И ведь что возмутительно, они своих "бывших" уважают, их имена присваивают университетам, космодромам, библиотекам и пр.
А у нас?
Только имя великого Ленина осталось у метрополитена в Москве...Да и то, на долго ли? Похоже, что и мумию его скоро удалят...
Как жить в таких условиях?
А потом, у нас невозможно иметь наверху никаких скандалов! (При жизни)
Пусть только кто вякнет, мигом кучу уголовных дел обнаружится на "возмутителе спокойствия".
И суд, самый справедливый и гуманный, угомонит под арест...
..."Так честнее будет, как я полагаю".
Правильно полагаете. Правильно думаете.
С.Л.
Вы ошибаетесь, анекдот этот про "извивстых существ", обитающих внутри человека, по научному "гельминтов"? Проще -(glist).
А насчёт Крыма, так вы правы!
Надо думать, - места в Украине больше...
Только пахнет плохо!!!
С.Л.
А насчёт анекдотов, было действительно их много.
Вот за оригинал этого анекдота на меня "стукали" в партком:
- Ну и что, что специалист отличный!
Но он ведь враг, Родину не любит: - за границу не пущать!
С.Л.
А если в какое-то время в каком-то месте сцепляются правозащитники с правоохранителями, значит, кто-то из них не тот, кем себя называет... Дожить бы до того времени, когда оба понятия будут означать одно и то же...