| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Архив
|
12.03.2014 г.
Slon.ru: <Пришедшие на лекцию> ждали от Ходорковского абсолютного одобрения, но не получилиОбзор СМИ Lenta.ru: С лекции бывшего российского олигарха студенты выходили с разным настроением. Кому-то сказанные Ходорковским вещи показались очень разумными и правильными, а вопросы из зала, наоборот, вызвали раздражение. Другие были разочарованы его слишком пророссийской позицией и тем, что даже российские оппозиционеры и эмигранты «не понимают Украину». Slon.ru, Катерина Коберник, 11.03.2014 Почему у Ходорковского не вышло поговорить с Киевом по душам Попасть на лекцию Ходорковского в столичный политех (Киевский политехнический институт) было непросто. Просторный зал заполнился за считаные минуты. Балкон – еще быстрее. Студенты, журналисты, просто киевляне стояли в проходах, сидели на сцене, толпились в дверях. Для украинцев Ходорковский – главный и, пожалуй, самый достойный, оппонент Путина. А Путин – внешний враг, оккупировавший часть страны. На лекцию, как на творческий вечер любимого артиста, слушатели шли с определенными ожиданиями. Ходорковский, конечно, должен симпатизировать украинской революции. Он не может не признать заслуг боровшихся за свободу и демократию людей. Он презирает диктаторов, а значит, Януковича, который так стремился и ненадолго получил абсолютную власть. Он пострадал за свои убеждения и посему просто обязан восхищаться теми, кто погиб ради других. Такие простые вещи в сложные времена (а сейчас именно такие) даже из чужого человека делают союзника. Но разговор по душам не получился. Если бы в зале был прибор, способный измерять одобрение и критику слов лектора, его бы лихорадило. Иногда аудитория громко аплодировала. А временами молчала, и тоже красноречиво. Интонации этой тишины чувствовали те, кто пробыли в Киеве последние месяцы. Понять, что нравилось, несложно: добрые слова о людях Майдана, о важности революции не только для Украины, но и для России. Он говорил не очень гладко, читая заранее заготовленный текст. За это извинился еще в начале, напомнив, что слишком долго не выступал перед большими аудиториями. Еще одна важная ремарка, которую многие пропустили мимо ушей: Ходорковский предупредил, что говорит как представитель определенной части российского общества. Первый раз люди на балконе зашушукались, когда со сцены прозвучало «на Украине». Дальше речь зашла о расколе в обществе по языковому принципу. Дескать, не будь его, никакая внешняя агрессия страну бы не подорвала. МБХ говорил о радикалах, которые дискредитируют революцию, о важности переговоров с Россией и о праве Украины бороться за Крым на том же основании, на котором Россия воевала на Кавказе. Несколько человек ушли с балкона. Кто-то недовольно морщился. Когда дело дошло до вопросов, настроения зала прояснились. В сторону Ходорковского полетели обвинения в покровительственном тоне, непонимании ситуации, необъективности. Журналист популярного революционного канала бросила что-то вроде: нам московских советчиков – старших братьев не нужно. Из зала кто-то выкрикнул, что в контексте Крыма нельзя было не вспомнить о татарах. У микрофона неизвестный предложил почтить память погибших на Майдане. Это не было похоже на диалог. Говорили две стороны. Одна пыталась добиться поощрения. Вторая отбивалась и просила не требовать невозможного. Лекция МБХ еще раз показала слабости Майдана и пропасть между сегодняшней Россией и Украиной. Той, которой три месяца назад еще не было. Майдан жаждет понимания и признания. У тех, кто на нем стоял, простая правда. Они рисковали жизнью, работой, безопасностью ради того, чтобы победить режим воров, убийц и жуликов. Они много отдали за победу: денег, времени, нервов, а главное – жизни уже нечужих людей. Весь мир признал зимнюю революцию подвигом, а украинцев – нацией победителей. Только Россия назвала случившееся переворотом, приютила того, кто давал приказы убивать людей, и тех, кто приказы исполнял. Украинцы злы. Они больше не верят в братский народ и хотят извинений от России за все. Их приносят, но не те и не так. От Ходорковского ждали абсолютного одобрения, но не получили. И не потому, что он глуп или плох. Он просто не знает всего, что пережила страна и люди. И этих людей бывший олигарх тоже не понимает. Он рассказывал о братских народах, а украинцы уже читают инструкции в интернете «Что делать в случае артобстрела» и удивляются, как после вооруженного вторжения в Крым подскочил рейтинг Путина. Ходорковский говорил о радикалах, а киевляне вспоминают, как «Правый сектор» спас вэвээшников, которых у разъяренной после убийств митингующих толпы не могли отбить даже лидеры оппозиции. МБХ советовал решить языковой вопрос, а люди в зале по-русски интересовались: при чем здесь язык, если Киев говорит по-русски? Есть проблема людей, которые выбрали президентом Януковича. Людей, ностальгирующих по Советскому Союзу и сильной руке. Тут водораздел, но со стороны проще делить по языку. Украинцы злятся, что россияне говорят с позиции старшего брата. Но, чтобы было иначе, нужно перестать искать одобрения соседей. Перестать доказывать правоту и упрекать в слабой поддержке. Ходорковский сказал достаточно для современной России и самого себя. Он открыто критиковал лично Путина, чего, очевидно, обещал не делать. Но МБХ честно предупреждал: он говорит как русский гражданин. Он представляет Россию. Он всегда будет за русский язык. Об украинском должна думать украинская власть. О целостности страны – тоже. Майдан научил не надеяться на запад: помощь оттуда пришла слишком поздно. Этот навык нужно закрепить и перестать говорить с позиции младшей сестры и с Россией, ждать оттуда похвал или помощников. Главное – говорить правильные вещи. Ведь Ходорковский верно сказал: «Не можете быть сильнее противника, будьте моральнее». * * * Lenta.ru, Илья Азар, 11.03.2014 Ну, такое В минувшие выходные в Киев прилетел Михаил Ходорковский. Бывший глава нефтяной компании «ЮКОС» произнес речь на Майдане — в том числе он объявил, что «фашистов и нацистов здесь не больше, чем в Москве или Питере». Ходорковский фактически поддержал новую украинскую власть и впервые после своего выхода из колонии открыто выступил против Владимира Путина. Ходорковский считает, что Крым — неотъемлемая часть Украины, отрицает, что идет в политику, и называет события на Украине «революцией справедливости». Тем не менее далеко не все его суждения понравились киевской публике. Корреспондент «Ленты.ру» побывал на лекции Ходорковского в Киевском политехе, а также задал ему несколько вопросов. Майдан и Путин Михаил Ходорковский прилетел в Киев в субботу, 8 марта. Бывший глава ЮКОСа немедленно отправился на ночной Майдан (который сейчас утопает в цветах и свечах; по большому счету, это мемориал «Небесной сотни» — погибших в ходе столкновения с силовиками активистов). Ходорковский пообщался в палатках с теми, кто до сих пор живет на Майдане, и осмотрел баррикады. Следующим утром он посетил Михайловский собор, в котором во время январских и февральских боев на улицах Грушевского и Институтской размещался полевой госпиталь. В воскресенье вечером Ходорковский появился на сцене Майдана — на митинге, посвященном 200-летию со дня рождения Тараса Шевченко. Речь бывшего предпринимателя была короткой, но максимально эмоциональной — особенно для россиянина, притом что россияне нечасто поднимаются на главную сцену украинской революции. Уже одним только появлением там Ходорковский, только в декабре 2013-го переставший быть «главным русским политзэком», объявил о своем возвращении в большую политику. По крайней мере, именно так украинская публика восприняла киевские «гастроли» Ходорковского. В ответ на его приветствие «Слава демократическому народу Украины!» толпа начала скандировать «Россия, вставай!» «Российская пропаганда, как всегда, врет, фашистов и нацистов здесь не больше, чем на улицах Москвы или Питера. Тут прекрасные люди, которые отстояли свою свободу…» — Ходорковский говорил медленно и негромко. На следующий день в беседе с журналистами он пояснил свою мысль насчет отсутствия в Киеве «фашистов и нацистов» (или, как их называют в Крыму и на востоке Украины, «бендеровцев») — мол, ночью на Майдане его никто не обидел. «Я четко позиционировал себя как сторонник сильного российского государства и с этой позиции разговаривал с простой публикой на Майдане. Если бы у них в голове был фашистско-националистический угар, то я бы это увидел. Они ведь не способны к сложным материям, но [слов] "Он за Россию, бей его" не звучало», — несколько высокомерно рассуждал Ходорковский об обитателях Майдана. «Больше сотни убитых [на Майдане] — власть сделала с согласия российской власти. Я видел фанерные щиты, с которыми здесь шли против автоматных пуль. Плакать хотелось... Это страшно», — произнес на митинге Ходорковский, сжимая руку в кулак. Было видно и слышно, как он едва справился со слезами. Позже, общаясь с журналистами, Ходорковский пытался доказать, что не занимается политикой: под ней он понимает исключительно участие в выборах, а выборы его пока не интересуют. «Ситуация с Украиной — это реальный форс-мажор. Это не означает, что я буду расширять свою деятельность за пределы украинской тематики. В российскую проблематику я влазить пока не буду. Но если не заниматься политикой — это молчать, то я [так] не согласен», — сказал Ходорковский. При этом, по его мнению, власти в России еще с советских времен «любое действие воспринимают как политическую акцию». Иностранный журналист сказал Ходорковскому, что в российских СМИ его уже называют «предателем родины». Обычно вежливый и интеллигентный Ходорковский ответил чрезвычайно резко: «Если какая-то гнида на меня будет вешать лейбл предателя родины, то, во-первых (Ходорковский улыбнулся), это гнида, а во-вторых, плевать мне на эту гниду». «Лента.ру»: Вам не кажется, что выступление на Майдане в то время, когда в Крыму едва война не начинается, а Россия не признает украинское правительство, — это вызов? Михаил Ходорковский: Право на использование в Крыму вооруженных сил дал Совет Федерации, а я не признаю этот Совет Федерации, этот парламент. Для меня [сенаторы] — не авторитет, они назначены, а не избраны народом. Я признаю и уважаю волю своего народа, поэтому мне плевать на их точку зрения; считаю, что [ввод войск] — это глупости, [это] нарушает национальные интересы России, а [сенаторы] — глупые и трусливые люди. Учитывая историю ваших отношений с Путиным, я имел в виду, скорее, вызов ему лично. Зная свое эмоциональное отношение к Владимиру Владимировичу, я специально самоустраняю себя от прямой оценки его действий. Не потому, что я чего-то опасаюсь — все, чего я мог опасаться, я прошел за десять лет. А потому, что не могу себе позволить быть некорректным. Есть такой термин «сенсорная депривация». Если человека помещают в абсолютную тихую комнату, а потом там начинает шуршать бумажка, то человек воспринимает это как грохот. Вот Владимир Владимирович вычистил [в России] политическую поляну, и любое несогласие с тем, что он делает, воспринимается как личный вызов, как грохот. Украинский Крым В понедельник, 10 марта, Михаил Ходорковский вновь беседовал с украинцами: в Киевском политехническом институте (КПИ) он прочитал 40-минутную лекцию «За вашу и нашу свободу», посвященную происходящему в Крыму. В центр культуры и искусств КПИ пришло больше полутора тысяч человек, и места хватило не всем желающим. Ходорковский объяснил свой приезд в Киев тремя причинами: «Чтобы продемонстрировать солидарность с народом Украины, чтобы представить взгляд на происходящее со стороны той части российского общества, которая преследуют действительные, а не мнимые национальные интересы России, и чтобы не допустить сползания противостояния между российским и украинским народами в долгосрочное». Ходорковский однозначно высказался против военной интервенции России в Крым и ее попыток вернуть полуостров в свой состав. По его мнению, лучшим решением было бы сохранение Крыма в границах Украины, но с приданием ему статуса самой широкой автономии. «Автономии вроде той, которую имеет Шотландия в составе Великобритании, с безусловным правом на использование русского языка. Можно подумать и о создании на территории Крыма совместной экономической зоны», — предложил Ходорковский. Аплодировать в зале этим словам никто не стал. Позже на вопрос журналиста о «конечных планах Путина» Ходорковский ответил, что «не является его психоаналитиком», но знающие российского президента люди считают, что тот «хочет войти в историю как собиратель русских земель и выиграть [президентские] выборы 2018 года реально, а не путем подтасовок». «С этой точки зрения обработка российского общественного мнения на базе бескровной военной кампании, надо признать, — талантливое решение», — сказал Ходорковский. В декабре 2013 года Ходорковский в интервью «Собеседнику» говорил, что его «представления о целях, о стратегических путях развития России совпадают с путинскими на 70 процентов». Об этом высказывании Ходорковскому напомнил один из киевских студентов. «Предлагаю не преувеличивать мое признание заслуг Владимира Путина. У нас в 70 процентах случаев совпадают глобальные цели, ведь он объявляет, что хочет благосостояния и благополучия для российского народа. Я тоже хочу этого, но у нас глубокое противоречие по методам», — ответил Ходорковский, на этот раз сорвав овации. По мнению Ходорковского, «логически рассуждая, Путин дальше [Крыма не пойдет], но военные действия имеют свою внутреннюю логику». «Я слышал, что проблема Крыма без части близлежащих областей очень плохо решается с точки зрения воды и энергоснабжения», — сказал Ходорковский. Он добавил, что вообще не видит логики в действиях России, поскольку у россиян в Крыму проблем не было: «У [российского бизнес-омбудсмена] Бориса Титова в Крыму лучшие виноградники, и я знаю кучу людей, которые там отдыхают и имеют там недвижимость, там ничего русским из России делать не запрещали». Про интересы и проблемы русскоязычного населения Крыма, которыми и оправдывает свое вмешательство Россия, Ходорковский ничего не говорил. Революция справедливости и примирение Зато в адрес Украины Ходорковский во время лекции был щедр на комплименты. Это на некоторое время расположило к нему зал. По мнению бывшего главы «ЮКОСа», «новая Украина» может стать «лидером в постсоветском пространстве», а также «маяком и источником ценностных ориентиров для новой России, которая еще не создана». Ходорковский считает, что на Украине произошла «революция справедливости», «национальная революция против ополоумевшего от жадности коррупционного режима, который забыл о каких-либо интересах, кроме набивания собственных карманов». Старательно не упоминая Путина, Ходорковский едва не призвал к революции в России, сказав, что «российский народ нуждается в решении тех же проблем». Он напомнил, что «современную Россию, как и режим Януковича, вряд ли можно назвать правовым государством, так как там нет реального разделения властей, независимых судов, подлинной сменяемости власти». «Позор тем, кто развязал войну против собственного народа», — говорил Ходорковский, и это был, пожалуй, момент наивысшего его единения с публикой. Однако затем он перешел к мягкой критике украинской революции. «Было бы большой ошибкой начинать движение в Европу, заправив свой автомобиль нетерпимостью или чувством мести по отношению к политическим противникам», — учил собравшихся в зале украинских студентов Ходорковский. По его мнению, радикализм части активистов Майдана стал причиной того, что Украина «вот-вот сползет к гражданскому противостоянию». «Фатальная ошибка — это попытка отмены закона о языках в лихой кавалерийской атаке. Часть Украины ощутила для себя угрозу в самом чувствительном вопросе, — сказал Ходорковский и добавил: — Ваше нравственное превосходство материализуется в силу, которая заставит противника остановиться, но если вы встанете на один уровень с агрессором, то вы проиграете, потому что в экономическом и военном смысле вы слабы». Немалой частью лекции стали предложения Ходорковского, который выдвигал их с позиции посредника между двумя народами. Он напомнил собравшимся, что Россию и Украину многое связывает, и нельзя это многое разрушить. «Михаил Булгаков такой же украинский писатель, как и русский, Гоголь и Шевченко — такие же русские писатели, как и украинские. Севастополь — город как русской, так и украинской военной славы. Как это все делить? История должна оставаться общей, несмотря на то что сегодня два народа строят два разных национальных государства», — сказал Ходорковский. По мнению «российского публициста» (так Ходорковского назвали в анонсе лекции), для России и русских Крым — это «сакральное место, святая земля, и это должно быть учтено при поиске путей урегулирования». «Тем не менее нет оправдания для грубого вмешательства в дела исторически дружественного государства, из-за чего мы теряем дружбу с братским народом. Это историческая ошибка», — еще раз подчеркнул Ходорковский. По его словам, «ощущается, как улетучивается на глазах благожелательная аура украинско-российских отношений, а ее сохранение — это самое главное». Ходорковский заявил, что хотел бы участвовать в создании на Украине «Общества русской культуры» с самыми широкими просветительскими функциями, которое стало бы «хабом» для самых разных культурных программ. «Кремль монополизировал функцию защиты русских культуры и языка. Выходит, что если ты русский, живущий на Украине, или украинец, кому интересен русский язык, то ты должен получать помощь в пакете с поддержкой нынешнего российского режима, то есть стать пятой колонной, и у тебя нет альтернативы», — заметил Ходорковский. Он также призывал провести конгресс русской и украинской интеллигенции — еще до выборов президента в мае. «Я готов прилагать усилия, чтобы независимые от власти представители российской интеллигенции и элиты приняли в нем участие», — заключил Ходорковский. Татары и перчатка Несмотря на бурные овации по итогам лекции, вопросы к гостю из России (точнее, из Европы — после выхода из колонии Ходорковский покинул пределы РФ) были не самые ласковые. В большинстве случаев Ходорковский не терял выдержки и быстро находился с ответом. — Что именно угрожает русским в Украине? Вы много говорите о фашистах! Почему каждый русский, приезжающий в Россию, не может оставаться вдали? — сбивчиво спросила студентка. В зале кто-то крикнул ей: «Молодец!» — Вы меня хотите обвинить в том, что я, россиянин, выступаю перед украинцами. Но вы знали это [до лекции], и вас сюда никто не загонял, — ответил Ходорковский, в очередной раз заслужив аплодисменты. — Насколько возможен выход из ситуации демократическим путем? — спросил другой студент. — Я не очень понимаю, что в приложении к нынешней ситуации в России вы имеете в виду под «демократическим путем», — пошутил Ходорковский и добавил, что «единственный возможный выход из ситуации — это переговоры». — Почему вы нам навязываете мнение, что Украина должна идти на компромисс, хотя начинала конфликт Россия? — Но нежелание договориться — это что, война? Не думаю, что здесь и сейчас кто-то к этому стремится. — Может ли Россия ввести войска в Украину, а не только в Крым? — Вы задаете сугубо теоретический вопрос и можете получить от меня только сугубо теоретический ответ. Не понимаю, зачем вам это надо. В какой-то момент к микрофону пробился активист с Майдана (вход на лекцию был свободный), который потребовал от Ходорковского почтить память «Небесной сотни», прикоснувшись к перчатке одного из погибших на Майдане. «Вечная слава героям!» — прокричал мужчина и положил перчатку на кафедру перед Ходорковским. «Я бы хотел обратить ваше внимание, — невозмутимо отвечал Ходорковский, не притронувшись к перчатке, — что я представитель российского общества, а вы говорите о внутриукраинских проблемах. Мне как человеку глубоко, поверьте, жалко тех людей, которые погибли на Майдане, я был глубоко поражен кошмаром, который там был, но не заставляйте меня давать оценки и принимать участие в тех вопросах, которые относятся к компетенции украинского народа». Вывести из себя Ходорковского удалось только представителям крымских татар (существенная часть населения Крыма, выступающая против выхода полуострова из состава Украины). «О крымских татарах я от вас ни слова не услышал! А это же международный скандал!» — прокричал кто-то с места. «Я представляю мнение части российского общества, и если украинская аудитория хочет услышать мнение крымских татар — а я считаю, что это необходимо, — пригласите того человека, который компетентен говорить об их интересах», — ответил Ходорковский. Вопросы про татар ему задавали еще как минимум дважды, так что в какой-то момент Ходорковский даже всплеснул руками и тихо вскрикнул «Ну слушайте!» Зато бывшему главе «ЮКОСа» понравился вопрос студента о том, насколько реален отказ Украины или в целом Европы от российских нефти и газа. «Боюсь вас огорчить, но если Европа будет прилагать очень серьезные усилия, то в 20-летней перспективе, неся ежегодные затраты, сравнимые с военными бюджетами всех европейских стран, Европа могла бы решить данную задачу», — сказал Ходорковский и поблагодарил задавшего вопрос. Национализм и русское государство В ходе своего выступления перед студентами Ходорковский еще раз заявил о себе как о националисте и государственнике. Хотя еще недавно этого трудно было ожидать от человека, которого российские либералы называли будущим президентом и едва ли не спасителем России. «Я призываю россиян защищать принадлежащие им земли, в том числе на Северном Кавказе, в том числе с оружием в руках. Это наша земля, она наша, и если кто-то хочет ее у нас отобрать, значит, мы будем драться», — сказал Ходорковский и предложил украинцам действовать так же по отношению к Крыму. Ходорковский считает необходимым соблюдать границы в Европе, утвержденные на ялтинской конференции 1945 года. «Если бы мы пошли на отделение Северного Кавказа, то им бы не кончилось. За ним последовали бы другие территории, и России либо пришлось бы начать внутрироссийскую войну, либо она вынуждена была бы согласиться со вторым за последние 20 лет попаданием русского этноса в тяжелую ситуацию. В Чечне ведь русских не осталось, их оттуда выгнали, а отделение еще одной автономии приведет к тому, что русским придется и оттуда уехать», — заявил Ходорковский. Он неоднократно говорил в эти дни, что приоритетом в оценке событий в Крыму для него являются национальные интересы России. В ходе лекции в КПИ он прямо сказал, что считает себя «безусловным сторонником построения в России правового, демократического, национального государства с единой гражданской нацией» и поддерживает «аналогичные стремления украинского народа». «Лента.ру»: Что вы вкладываете в понятие «российского национального государства»? Михаил Ходорковский: Я воспринимаю два основных типа современных государств — империя и национальное государство. [Последнее] — это общность людей, проживающих на одной территории, обладающих общей культурой и воспринимающих свою историю и свои перспективы как единое целое. Если люди воспринимают историю, культуру и перспективы по-разному, но удерживаются вместе центральной властью, то это империя. Северный Кавказ явно не вписывается в ваше определение национального государства. В текущем режиме не вписывается, но никто же не сказал, что национальное государство создается вот так (щелкает пальцами). Если мы можем позволить себе содержать территории, которые не исполняют российские законы, то это не государство, а хрен знает что. У нас вообще слабое государство — недаром вологодцы попросили ввести войска и к ним, а то там тоже нарушаются права русскоязычного населения. То есть вы можете назвать себя националистом? Если бы мы говорили в нормальной политологической терминологии, то я бы себя называл именно так, но в России термин «национализм» обладает отрицательной коннотацией («А в Украине — положительной!» — засмеялся кто-то из журналистов), [так что] я предпочитаю себя определять как сторонника российского гражданского населения. * * * Свое общение со студентами Ходорковский закончил очевидной «домашней заготовкой». На вопрос одного из студентов о том, как его изменила тюрьма, бывший заключенный разразился тирадой: «Я до заключения был очень увлечен бизнесом, считал, что бизнес — это что-то самоценное, но перед тюрьмой и особенно в тюрьме я понял, что бизнес — это очень важно, он снабжает нас едой, одеждой и условиями для жизни, но есть что-то важнее. Я пытаюсь это что-то отыскать в себе и думаю, что это что-то нашли в себе люди, которые вышли на Майдан под пули». С лекции бывшего российского олигарха студенты выходили с разным настроением. Кому-то сказанные Ходорковским вещи показались очень разумными и правильными, а вопросы из зала, наоборот, вызвали раздражение. Другие были разочарованы его слишком пророссийской позицией и тем, что даже российские оппозиционеры и эмигранты «не понимают Украину». — Ну, как вам Ходорковский? — спросил я молодого человека, отдыхавшего после лекции на лавочке в парке. — Ну, тако-о-е, — ответил он популярной в Киеве присказкой, означающей что-то невнятное, неконкретное и не очень понятное. * * * «Новая газета», Ольга Мусафирова, 12.03.2014 «Зачем моей стране такое на пустом месте?» …Садится не за стол президиума, предусмотрительно увенчанный бутылкой минеральной воды, а на одно из кресел, в круг, ломая строй. Просит всех присутствующих на брифинге представиться. На этом эмоциональное сближение с прессой закончено. Впрочем, только что была лекция «Человек и свобода» для студентов Киевского политеха. Украинские политики и общественные деятели ведут себя на публике куда более театрально, помогая своим речам руками, улыбками, а также историями из личной жизни и борьбы. У Ходорковского за час общения никакие «побочные» воспоминания так и не всплыли — кроме сюжета скорее научно-популярного свойства. Рассказал об опыте с зажженной свечой и рамкой в темном помещении. Свечу следовало установить перпендикулярно полу, но держать в пределах рамки, которую постоянно поворачивали. С заданием справились тридцать процентов испытуемых. Остальные стали невольно подстраиваться под рамку. Независимую точку зрения на российско-украинские отношения сегодня удержать еще сложней — рамки пошли вразнос. О своей миссии — Цель очень простая: не допустить углубления конфликта между народами — не между государствами. С учетом несимметричной позиции, которую заняли главные российские средства массовой информации, думаю, — нужная вещь. О том, какой может быть конечная цель Путина в Украине — Я не Путин и не его психоаналитик. Знающие его говорят о двух целях: войти в историю как собиратель русских земель и выиграть выборы 2018 года реально, а не путем массовых подтасовок. Обработка российского общественного мнения на базе военной кампании. Бескровной. Логически рассуждая, можно предположить, что дальше (дальше Крыма. — О. М.) не пойдет. Но военные действия имеют свою логику. И, как мне объясняли специалисты, проблемы Крыма без части близлежащих областей Украины очень плохо решаются. Вода, энергоснабжение… … Люди, которые принимали решение о втягивании в эту ситуацию, плохо думали. Ну или личные планы для них важнее национальных интересов. О «Правом секторе» — Я — узнаваемый и понятный человек, поскольку в своих выступлениях и в тюрьме, и после тюрьмы четко позиционировал себя как сторонника сильного российского государства. Люди здесь это тоже знают. И разговаривал я с ними именно с позиций российских национальных интересов. Если бы у них в головах был фашистско-националистический угар, заметил бы. Пошел в общежитие (подсказывают: «Украинский дом!» — О. М.), в палатки — нигде проблем не возникало. Даже на эмоциональном уровне. Ходил по Майдану, подчеркиваю, ночью. Днем, когда со сцены выступал, что скандировали? «Россия, вставай!» и «Россия!». Можете представить, чтобы в фашистской Германии люди скандировали: «Советский Союз!»? Убедительнее доказательства того, что наша пропаганда сильно перебрала, нет. А индивидуальные эксцессы, которые возникают, конечно, необходимо расследовать публично. О НАТО Украинские политики говорили: если два месяца назад никому в Украине и в голову не могла прийти мысль о присоединении к НАТО, то сейчас вопрос стоит на повестке дня. Мнение людей изменилось. А это ключевая ломка общей ситуации в Европе. И вот зачем моей стране такое на пустом месте — извините, что Крым называю пустым местом! — понять не могу. Ведь в Крыму и так не было никаких проблем. Зато сейчас себе породили. О снайперах на Майдане (вопрос «Новой газеты») В телефонном разговоре эстонский дипломат ссылался на Ольгу Богомолец (известный врач, общественный деятель, непосредственно участвовала в спасении людей. — О. М.). Я с Ольгой общался два дня. Она в абсолютном шоке от того, что так интерпретировали слова, говорит лишь о характере ранений. А то, что ранения получали из более-менее одинаковых видов оружия, и так очевидно. Еще раз: Ольга не знает, кто это был. Что поразило: столбы с отметинами от пуль. И таблички висят: «Просим не трогать следы, сохранять до следственной комиссии». На Майдане реально озабочены тем, чтобы расследование было проведено. А Майдан в Украине сейчас — одна из ветвей власти, чуть не самая влиятельная. О Тимошенко — Надеюсь, что увижусь с ней в Берлине (Ю. Тимошенко находится в клинике «Шарите». — О. М.). Как бы к ней ни относились разные политические силы, но она — один из политзаключенных современной Украины, человек, который меня поддерживал во время пребывания в тюрьме. * * * «TheWallStreetJournal», 11.03.2014 На Майдане Ходорковского встретили как родного «Здесь нет фашистов и нацистов», - констатировал Ходорковский с трибуны Майдана. Экс-олигарх поддержал действия новой украинской власти, а Россию, наоборот, осудил. В ответ толпа по-русски скандировала «Спасибо!», пишет WSJ. Пока Владимир Путин укреплял свой контроль над Крымом, пишет The Wall Street Journal, Михаила Ходорковского радушно встречали на Майдане. Его приезд еще долго не забудут ни на Украине, ни в России. После освобождения из тюрьмы бывший глава «ЮКОСа» говорил мало. Но это делает его появление на революционной киевской площади еще более значимым, отмечается в статье. «Слава народу новой, демократической Украины», - начал Ходорковский, и толпа тут же бросилась скандировать «Россия, вставай!» Вся его речь была обращена и украинцам, и к россиянам одновременно, пишет издание. «Российская пропаганда, как всегда, врет. Здесь нет фашистов и нацистов». Киевские власти, - продолжал он, комментируя события на Майдане, - делали все «с согласия российских властей… плакать хотелось. Это страшно. Это не моя власть». Ходорковский также обратил внимание на то, что далеко не все в России поддерживают действия российских властей в отношении Украины: «Я хочу, чтобы вы знали: есть совсем другая Россия, есть люди, которые несмотря на аресты и долгие годы, которые им придется провести за решеткой, выходили на антивоенные митинги в Москве. Есть люди, для которых дружба между народами Украины и РФ важнее собственной свободы. Я верю, что у России и Украины единый, общий путь европейского развития». Интересно, что толпа отвечала ему по-русски: «Спасибо! Спасибо!». Не прошло и дня, как его выступление набрало в YouTube более 800 тысяч просмотров. Многие из которых – если не большинство – приходятся на долю России. «Мистер Путин атаковал Крым, чтобы помешать зарождающейся на Украине демократии. И Киеву стать вдохновителем для российских поборников свободы – лучшей мести и не придумать», - заключает издание в конце статьи. (Перевод: ИноПресса) * * * "Foreign Policy", Анна Немцова, 12.03.2014 Российский диссидент пытается навести мосты с Украиной На этой неделе Киев посетил бывший российский заключенный Михаил Ходорковский. Но готовы ли украинцы принять известного россиянина, даже если он враг Путина? 10 марта состоялась лекция Михаила Ходорковского в Киевском политехническом институте, передает журналистка Foreign Policy Анна Немцова. Большинство студентов, пришедших на лекцию бывшего олигарха, были рады его визиту. После освобождения в декабре 2013 года Ходорковский разочаровал многих сторонников, заявив, что не будет заниматься политикой. Однако его появление в Киеве показывает, что он все же не распрощался с ней окончательно, полагает журналистка. Бывший узник заявил, что готов выступить миротворцем и посредником между Украиной и Россией. Ходорковский сказал, что представляет взгляды той части российского общества, "которая не зомбирована телепропагандой", подчеркнув, что они могут не совпасть со взглядами аудитории. По словам бывшего богатейшего человека России, даже для самых либеральных россиян Крым - это "сакральная" и "святая" земля. Назвав российское вторжение на полуостров "исторической ошибкой", он заявил, что наилучшим вариантом будет предоставление региону широкой автономии - примерно такой же, какой пользуется Шотландия в составе Великобритании. "Сидя с другими журналистами на ступенях, ведущих к сцене, я видела, как лица некоторых сидящих в зале людей помрачнели. Будущее Крыма было для молодой аудитории одной из самых больных тем", - передает Немцова. Завершив выступление, Ходорковский ответил на вопросы. Один из них касался его отношений с Путиным. По словам бывшего главы ЮКОСа, в 70% случаев его цели совпадают с целями российского президента: оба они желают благосостояния и благополучия для русского народа. "У нас глубокое противоречие по методам", - сказал он. После мероприятия Немцова расспросила трех студентов об их впечатлениях от услышанного и пришла к следующему выводу: "Даже российский диссидент, зарекомендовавший себя как противник Путина, не может завоевать эту аудиторию". "Даже в университете мы спорим с лучшими друзьями, разделившись на тех, кто за Россию, и тех, кто против, - приводит Немцова слова одного из студентов. - Пока еще рано принимать Ходорковского. Сначала мы должны найти общий язык друг с другом". (Перевод: ИноПресса)
Комментарии
Sophie | Pakamama | 12.03.2014 14:43
Не помню, чтобы Михаил Ходорковский угождал кому бы то ни было. За что и уважаю его.
vdemchenko | Владимир Сергеевич Демченко | 12.03.2014 14:53
Трудно было выступать Михаилу Борисовичу в Киеве в атмосфере кипящего котла эмоций, да ещё с ясным пониманием, что в заложниках у циничного и беспощадного режима находятся самые близкие люди. Но свою миссию МБХ выполнил, заявив, что есть иная - отличная от путинской - Россия. И что именно эта умная и сочувствующая Россия прекрасно понимает и разделяет гениальное пророчество М.Ф. Достоевского, который в далёком 1877 году писал: "...По внутреннему убеждению моему, самому полному и непреодолимому,— не будет у России, и никогда еще не было, таких ненавистников, завистников, клеветников и даже явных врагов, как все эти славянские племена, чуть только их Россия освободит, а Европа согласится признать их освобожденными! И пусть не возражают мне, не оспаривают, не кричат на меня, что я преувеличиваю и что я ненавистник славян! Я, напротив, очень люблю славян, но я и защищаться не буду, потому что знаю, что всё точно так именно сбудется, как я говорю, и не по низкому, неблагодарному, будто бы, характеру славян, совсем нет,— у них характер в этом смысле как у всех,— а именно потому, что такие вещи на свете иначе и происходить не могут Распространяться не буду, но знаю, что нам отнюдь не надо требовать с славян благодарности, к этому нам надо приготовиться вперед. Начнут же они, по освобождении, свою новую жизнь, повторяю, именно с того, что выпросят себе у Европы, у Англии и Германии, например, ручательство и покровительство их свободе, и хоть в концерте европейских держав будет и Россия, но они именно в защиту от России это и сделают". (Ф.М. Достоевский. Собрание сочинений в 15 томах. т. 14. СПб., «Наука», 1995. стр.252)
lavsel | Сергей | 12.03.2014 16:36
Великолепная цитата из Достоевского, которой, вообще-то, и возразить нечего.Причём, если посмотреть внимательнее, то при распаде СССР такого характера трещины и разломы прошли между всеми народами страны. От самого запада, до средней Азии и востока... Видать, в этом есть общее для "империй"... С.Л.
vdemchenko | Владимир Сергеевич Демченко | 13.03.2014 13:22
Да, дорогой Сергей, гениальному писателю в данном случае возразить совершенно нечего! Кстати, я и сам, признаться, никогда не сомневался, что все без исключения "младшие братья" не любят Россию и едва разомкнуться стальные братские объятия, больше похожие на капкан, тут же опрометью сбегут на сторону, как сбегает женщина от нелюбимого мужчины, даже если он богат. А всё потому, что в основе государства российского заложен страх и культ силы. А где страх - там ложь, а где ложь - там подлость. Жить в этом чаду страха, лжи и подлости никому неохота. Просто нам - россиянам - надо наконец себя спросить: ПОЧЕМУ НАС НИКТО НЕ ЛЮБИТ? И хотя бы попытаться на этот вопрос ЧЕСТНО ответить. Но мы даже не пытаемся ответить. Только страшно обижаемся по всякому поводу и без повода, злимся, всем грозим и при всяком случае машем кулаками. Так любви и уважения не добиваются.В.С.
varvara | А. П | 14.03.2014 06:37
Подпишусь под каждым Вашим словом,категорически согласна: в основе государства российского заложен страх и культ силы. А где страх - там ложь, а где ложь - там подлость. Жить в этом чаду страха, лжи и подлости никому неохота. Просто нам - россиянам - надо наконец себя спросить: ПОЧЕМУ НАС НИКТО НЕ ЛЮБИТ? И хотя бы попытаться на этот вопрос ЧЕСТНО ответить.
admiralsib | admiralsib | 12.03.2014 15:18
Русские и хохлы в результате длительной "советизации" имеют одинаковую ментальнось. Она может быть выражена одной фразой,- "кто не с нами- тот против нас"!
RAW | Raissa | 12.03.2014 16:22
Господа !Вы опять не поняли ! М.Б.Ходорковский приехал в Киев, не как враг своего собственного русского народа, который должен бы выступить в Вашу защиту (Он вообще то никому и ничего не должен.Давно уже не должен.) Это был дружеский визит к братскому народу - украинцам, которым за счастье послушать мирную речь в такие неспокойные дни на(в) Украине! Всё было очень здорово! Кто хотел понять - тот понял! Кто всё ещё не понял, тот может посмотреть (послушать) повнимательнее видеозаписи с участием МБХ и постараться УСЛЫШАТЬ ЕГО! (понять правильно - это результат концентрации собственного внимания)
lavsel | Сергей | 12.03.2014 16:28
Спасибо за подборку материалов. Наиболее подробно и логично изложено у Ильи Азара.Конечно, зал был очень "разнопёрый", весьма мало подготовленный именно к такому гостю. Оттого и вопросы часто были попросту дурные, совершенно "не в тему". Однако для тех, кто гораздо глубже следил за МБХ в последние годы, это пребывание в Киеве, несомненно отрадное и долгожданное появление его на публике. Итог: он в прекрасной форме, так же логичен, прост, доброжелателен. Огромный жизненный опыт, мудрость, отшлифованная годами заключения, всё это даёт надежду, что Ходорковский ещё очень многое сможет сделать, как для России, так и для мира. Ключ к его поведению, - это желание выходить на мирное, переговорное решение всех острых вопросов, недопущение перехода конфликтов в горячую фазу. Это практически полностью противоречит приёмам нынешнего главы России, которому для поддержания своего рейтинга раз за разом нужны мощные "встряски" в стране.. Будь это Олимпиады, чемпионаты, даже войны на окраинах, приращение своей территории за счёт малых соседей...Бесконечный поиск "врагов" во всём мире, надувание щёк и хлопание себя кулаками по груди... Первобытное поведение "Алфа-самца", желающего постоянно завоёвывать и доказывать своё доминирующее положение. Сергей Львович.
nikola | Nikola | 12.03.2014 18:19
-"Ключ к его поведению, - это желание выходить на мирное, переговорное решение всех острых вопросов, недопущение перехода конфликтов в горячую фазу."Интересно, как это можно делать читая по бумажке и отказавшись отвечать на вопросы в прямом диалоге. Плюс неадекватные ответы на выкрик из зала о крымских татарах. Если ты не в теме, то зачем тогда устраивать конференцию? Не похоже что таково было желание "свободного" и "отсидевшего свое" ведущего топ-менеджера России. Я его не осуждаю, выйти не сломленным после 10 лет- огромное мужество. Но вероятно это не относится к МБХ
alena | Алёна | 12.03.2014 20:01
МБХ отвечал на вопросы достаточно долго и доброжелательно, даже на резкие и злые. Это была ЛЕКЦИЯ, как объявлено, почему он не мог читать её, если готовился к своей речи? Что касается вопросов про крымских татар - то это не относилось к теме лекции, почему он должен был быть "в теме"? Он посоветовал пригласить экспертов по этой теме - и был прав. Говорил он о взаимоотношениях русского и украинского народов, о том, что ему понятно и близко. И кто хотел - тот услышал и понял.
nikola | Nikola | 13.03.2014 23:51
Все таки согласитесь что любая ЛЕКЦИЯ подразумевает диалог ведущего со слушателями в конце. Я долго и много где учился, знаю о чем говорю. вопросы лектору задаются почти всегда. Тем более когда лекция по такому актуальному поводу, в такое горячее время. МБХ используют, он это осознает, поэтому не переходит черту которую ему начертили. Он не свободный, хотя 10 лет отдал своей жизни, (до ареста говоря что выбирает Россию, что не уедет, пускай и через тюрьму), а сейчас где он? Иск на $500 млн? В России миллионы невыездных граждан по долгам. Скоро ждем триумфального возвращения "нового Солженицына" под град аплодисментов. Только Россия опять станет немного поменьше. Кстати, тогда Солженицына высылало 5-ое управление КГБ, откуда начинал свой трудовой путь Путин. История повторяется.
lavsel | Сергей | 18.03.2014 16:04
Это просто великолепно, nikola|Nikola|, как вы совершенно не зная самой сути процесса (который шёл много лет), сразу же, только-только войдя на этот сайт, уже раздаёте ценные советы!Очень неприятное впечатление это производит, вы не находите? С.Л.
nikola | Nikola | 19.03.2014 01:28
-"как вы совершенно не зная самой сути процесса "Как раз, наоборот, отслеживая процесс со стороны, и кстати с самого его начала, сейчас делаю такие выводы, понимая, спустя годы, многие аспекты дела, развернувшего путь развития России вспять. Кстати, насчет незнания сути процесса- еще в 2003 году мне довелось общаться (правда по телефону) с Платоном Леонидовичем,он тогда возглавлял МФО "Менатеп" по крупному платежу, где он дал личные гарантии его осуществления и не смотря на объективные трудности, свое слово сдержал. Мужество ребят из Юкоса у меня вызывает восхищение, их вклад в будущий демонтаж режима неоспорим. Уверен, что и Путин с о своей камарильей, вынужден сейчас допускать ошибки, признавая Крым и далее разрывая отношения с западом не без испуга о будущем решении Гаагского Международного суда относительно воровства компании "ЮКОС" у собственников. Однако последние поступки МБХ у меня вызывают много вопросов. Время покажет, очень боюсь разочароваться в человеке, который для многих стал примером несгибаемости воли под тяжестью произвола. А вас, lavsel | Сергей | прошу не делать скоропалительных выводов, какое бы "неприятное впечатление" не производило мое личное мнение.
svetilsa | Светлана | 12.03.2014 16:35
И все-таки, это было смело, правильно и понятно. И здесь не прогнулся.
vobla2 | karussel995 | 12.03.2014 17:45
Ну подборка не плохая.Смешно было бы ждать всеобщего одобрям...Если всё так на самом деле,то МБХ выполнил свою установку -поддержать Украину ,а это главное.А самое главное ,что он жив-здоров и нам есть чего ждать и надеяться !!!
Mertens | Татьяна Мертенс | 12.03.2014 18:23
Надеяться )))хорошо когда можно хотя бы надеяться)
vobla2 | karussel995 | 12.03.2014 19:04
Я жду от МБХ статей ,обобщения собственного опыта и каких-то идей,того,что он смог бы транспортировать через СМИ.От России ,в её теперешнем статусе,я ничего не жду и не надеюсь.Я не согласна с МБХ,что эту неповоротливую калошу нужно удерживать в существующих границах.Я вижу Россию большой Российской зоной,в которую входит ДВ,Сибирь,Урал,Татарстан,Башкирия,Поволжье,Москва,С-П и т.д.Все со своими правительствами и общим Советом.Я не верю ,что Россия останется территориально неизменной.
Molodi | Yosef | 12.03.2014 19:49
Как говорится "Лучше с умным потерять чем с глупым найти".Во время выступления МБ на майдане и в КПИ меня смущало его поддержка свержения законно избранного президента и полное одобрение майдана. Но все таки в целом очень понравилось его выступление и даже немного резкие но корректные ответы возбужденным слушателям. ПРосто все мы получили возможность услышать мудрого и сильного человека...а в итоге те кто стремятся к этим качествам почерпнули много из выступления а другие пусть сами получают от жизни свои уроки. Считаю что это отличный старт. Поздравляю , Михаил Борисович!
Maggie | Maggie | 13.03.2014 02:42
Не было «полногo одобрения майдана». Напротив, неоднократно подчёркивал что не знает всех деталей и просил НЕ заставлять его ..«давать оценки и принимать участие в тех вопросах, которые относятся к компетенции украинского народа». Затронь он эту тему, дa без присущей ему дипломатии, то показал бы всем Кузькину мать, упомянув о всепобеждающей силе простых длительных голодовок.
zyxrik22 | Зохраб | 12.03.2014 19:50
Украинцы ждали что Ходорковский признается сам себе,что Путин-российский Янукович и его ждёт та же участь свержение и побег в какую-нибудь Северную Корею,но он в этом не признался,по крайней мере не озвучил...Будь Ходорковский украинцем ушёл бы добровольцем на крымский фронт...На Майдане искренние люди и они ждали такой же искренности и открытости,но Ходорковский сам установил грань,которую не переходил...видимо какие-то данные обязательства ему дороже...но все равно спасибо и за это...быть россиянином и не против Майдана-это тоже подвиг
Nymos | Алексей | 13.03.2014 01:42
Не знаю как сейчас, но прежде в ФИЗТЕХе было принято привлекать студентов, начиная со второго курса, к настоящей научной работе. Сторонники этой методики отвергали опасения, связанные с тем, что молодые люди еще не завершили знакомство с полным курсом физики и математики. Старшие товарищи предлагали им внимательно слушать и запоминать то, что говорится окружающими.Главная мысль, которую пытался донести Ходорковский, состояла в том, что процессы, в числе которых крымский кризис, будут длительными. Эти процессы начались до рождения многих из тех, кто сидел в зале, и закончатся они едва ли до конца их жизни. К кому же, как не к тем, на чьем веку придется разрешать общеевропейский кризис, следует теперь обращаться? Даже при тех условиях, что аудитория пока не обладает необходимым жизненным опытом и выдержкой. Я уверен, что по прошествии некоторого времени слушатели лекции смогут оценить глубину анализа происходящих событий и извлечь для себя пользу из его осмысления.
1938 | alla | 14.03.2014 11:14
М. Ходорковский не приехал кого то завоевывать, он приехал рассказать как может жить народ Украины и России, без крови, стрельбы, насилия, а жить и равиваться в комфортных условиях двум этим странам, потрясающе ппривел Владимир Сергеевич пророчество ДОСТОЕВСКОГО И ОЧЕНЬ К СИТУАЦИИ. Алла Москва | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||