СОБЫТИЯ
| ОБЖАЛОВАНИЕ ПРИГОВОРА
| ХОДОРКОВСКИЙ
| ЛЕБЕДЕВ
| ЗАЩИТА
| ПОДДЕРЖКА
| СМИ
| ВИДЕО
| ЭКСПЕРТИЗА
ПОИСК 
 

ДНИ В ЗАКЛЮЧЕНИИ: Михаил Ходорковский — НА СВОБОДЕ! (после 3709 дней в заключении), Платон Лебедев — НА СВОБОДЕ! (после 3859 дней в заключении)
Архив
Сентябрь 2012
     12
89
10
23
30
4.09.2014
21.08.2014
21.08.2014
15.08.2014
15.08.2014
14.08.2014
14.08.2014
12.08.2014
11.08.2014
11.08.2014
6.08.2014
6.08.2014
5.08.2014
4.08.2014
10.09.2012 г.

«С мифами не борюсь»

"Компания", Юлия Жеглова, 10.09.2012 

Михаил Ходорковский и Наталия Геворкян. Тюрьма и воля. - М.: Говард Рорк, 2012. - 400 с. - Тираж 20 000 экз.

В свет вышла книга, авторами которой выступают бывший глава ЮКОСа и, наверное, самый знаменитый российский заключенный Михаил Ходорковский и Наталия Геворкян, известный публицист с устоявшейся репутацией, автор (вместе с Андреем Колесниковым) книги «От первого лица. Разговоры с Владимиром Путиным». И нет ничего глупее, чем писать рецензию на произведение людей подобного калибра и до такой степени неоднозначно воспринимаемых. Поэтому просто - о книге, о том, чего от нее ждать, а чего нет.

Прежде всего, издали книгу тиражом сразу 20 000 экземпляров, и сделало это креативное бюро «Говард Рорк». Для тех, кто подзабыл: Говард Рорк - герой романа Айн Рэнд «Источник», талантливый архитектор, представитель креативного класса. А главная мысль романа, по которому в свое время был снят и фильм, состоит в том, что основной двигатель прогресса - это творческие люди с ярко выраженным эго.
«Тюрьма и воля» - не автобиография, не биография, не интервью, не мемуары, как можно было бы подумать. Не публицистика и не документалистика. Не книга о бизнесе. И уж, конечно, не фикшн и не разоблачение. Не дневник и не исповедь. Скорее всего, и нет особого смысла быть формалистами и пытаться однозначно определиться с жанром.

Зато можно себе представить, насколько трудно, даже хотя бы чисто технологически, работать с автором, находящимся в заключении. Тексты ходят туда-сюда по почте, не позвонить, e-mail не отправить. Если есть вопросы - жди. Уточнения? Жди. С чем-то не согласен? Жди. И при этом имей в виду все время, что у соавтора, помимо литературного труда, и других забот хватает. Из-за особенностей нынешнего положения Михаила Ходорковского , Платона Лебедева и вообще всей ситуации вокруг них и дела ЮКОСа в книге высказались далеко не все и уж, конечно, не всё, а то, что сказано, сформулировано с величайшей осторожностью. О чем-то и сам Михаил Ходорковский говорит: «Об этом пока не могу». Русский вариант книги несколько отличается от западного: там добавлено две главы Ходорковского про ЮКОС . Работа продолжалась два года, и можно только удивляться тому, что она доведена до конца.

Построен текст в форме глав. Одну писал Ходорковский , одну Геворкян и так далее: бизнесмен и журналист выступают как полноправные соавторы. При этом каждый читал главы второго.
Говорят в книге и многие из участников событий. Например, все акционеры «Менатепа », за исключением Платона Лебедева , за которого «говорят» его показания в суде. Есть в книге и родные Михаила Ходорковского , есть его детство, юность. Есть про то, как появился НТТМ, как из него вырос «Менатеп », а потом ЮКОС . Как проходили залоговые аукционы и как потом все это рухнуло. Почему рухнуло, почему он оказался в тюрьме. Кстати, однозначного ответа в книге нет. Ходорковский , рассуждая, вспоминая, пытается это понять, но вывод, точные и окончательные формулировки ускользают. Михаил Ходорковский рассказывает в книге, почему не уехал, почему всякий раз возвращался из-за границы, хотя ему предлагали остаться. Он говорит, что хочет продолжать то, что начал с «Открытой Россией», и не раз подчеркивает, что политика - это не его, что он не владеет интригой, не любит ее. При этом в книге довольно много о политике и о политических взглядах Ходорковского , и о его отношениях с разными политиками, и о том, что такое политика.

Конечно, есть в книге и сам Михаил Ходорковский . В своих текстах он предстает человеком исключительно своеобразным. Закрытым. Сдержанным. Со стремлением к эффективности во всем. С желанием быть лучшим. Он говорит о том, что считает себя не генератором идей, но человеком, который умеет услышать, понять идею и реализовать ее, заставить работать. Рассказывает о комсомоле, и становится понятно, как и почему он оказался у истоков российского бизнеса. Выясняется, что Ходорковский был очень активным и идейным комсомольцем, и не то чтобы искренне верил в идеологию того времени, но воспринимал ее и ее проявления как нечто само собой разумеющееся.

Найдет читатель на страницах «Тюрьмы и воли» и некоторые оценки. Например, Ходорковский пишет: «Первое впечатление о Путине мне сложно теперь отделить от последующих событий, но ничего особенного ни тогда, ни сейчас я в нем не вижу. Обычный, нормальный человек, на которого наложило серьезный отпечаток воспитание - и дворовое, и по месту службы: никому не верит, кроме «своих». «Своим», впрочем, думаю, тоже не очень, но больше, чем всем остальным. Приверженец «теории заговора», умеет слушать и подстраиваться под собеседника, легко учится, но, в отличие от Ельцина, втискивает чужую точку зрения в свою внутреннюю модель. Не согласующееся с его моделью отсекает. Иногда у него появляется недоумение от слишком очевидных разногласий его модели с реальной действительностью. Он это видит, но подавляет в себе сомнения, встраивая в конце концов то, что встраивается, и забывая прочее. Птолемей так достраивал геоцентрическую модель Солнечной системы, вместо того, чтобы перейти к гелиоцентрической». И ниже: «Откуда взялось это «личное» в отношении Путина ко мне, которое я вижу? Не знаю. Но предположить могу. Надо заметить, что разводкой занимался человек, хорошо знающий Путина. Причем Игорь Сечин работал не только и не столько своими руками. Он опробовал за год много подходов. Они выплескивались в «политологическое пространство». Что именно из опробованного вошло в резонанс? Сложно сказать наверняка. Сегодня многие пытаются объяснить себе, чем вызвано настолько «личностное» отношение. При этом части людей нужно моральное оправдание своей лояльности Путину. Другие люди с той же настойчивостью, с которой они искали «болевую точку» Путина, чтобы создать необходимые личные отношения, теперь - на протяжении более чем восьми лет - ищут «болевые точки» каждой влиятельной части общества, чтобы доказать справедливость случившегося со мной. Это профессиональные мифотворцы, а поскольку у них в руках СМИ, то... В общем, я с этими мифами не борюсь».

Чего в книге нет, так это и намека на попытку обелить Ходорковского и ЮКОС , нарисовать их белыми и пушистыми, пострадавшими за идею и т.п. Нет и судов. Видимо, потому, что это отдельная тема, которой надо отводить - и когда-нибудь отведут - не один том.

Закономерен вопрос: а зачем вообще в таких обстоятельствах делать все это? Можно предположить, что для Михаила Ходорковского важна была возможность самому рассказать всю историю так, как он ее видит и переживает. А для Наталии Геворкян работа стала очевидным профессиональным вызовом и даже искушением. Искушением тем более значительным, что представился шанс сделать книгу с человеком, который, скажем так, совсем не такой, как прежний герой Наталии Геворкян - Владимир Путин, и при этом судьбы - его и Михаила Ходорковского - причудливо переплетены.





Комментарии
Rich_Richmond | Рич Джонотан Ричмонд | 10.09.2012 14:01
Да, информационная атака на ЮКОС была изощрённой, такого количества циничной лжи не было со времён красного террора, когда газеты и радио 70-летнего режима на своей заре для того, чтоб уничтожить серьёзного соперника, сначала подогревали гражданское общество, и уж потом под улю-лю, уничтожали правду и истину на своём пути, стремясь к своей утопии. Мне бы хотелось посмотреть передачу о себе, которая вышла в эфир через 2 часа после того, как мне надели наручники. Выступал в записи Председатель суда. Роскошество и начало террора против российского бизнеса. Рич Ричмонд
kovlarr | Лариса | 10.09.2012 14:33
Да уж, позабавило сравнение с Птолемеем и достраиванием геоцентрической модели Солнечной системы...
Умеет подстраиваться под собеседника - безусловно, но вот умеет учиться... Скорее, легко запоминает правильные слова.
nkaterli | Нина Катерли | 10.09.2012 15:17
Очень интересно переплетение судеб Ходорковского и Путина, различие их характеров и поведения. Сходства наверное нет,это разные люди.
alena | Алёна | 10.09.2012 20:12
Однако сам Михаил Борисович в книге пишет, что между ними много общего, только Путин остановился в своём развитии и взглядах, а МБХ шагнул далеко вперёд. (Это, естественно, не дословно). Ему виднее, хотя кажется - нет людей более несхожих, кроме, может быть, некоторой жёсткости в отношениях с людьми.
vdemchenko | Владимир Сергеевич Демченко | 10.09.2012 17:36
//Они сошлись: Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень.//
//В руке не дрогнул пистолет.//

Два великих русских поэта давно всё описали. Особенно поражает у Лермонтова несоизмеримый масштаб двух противостоящих личностей: вошь - убийца и титан - жертва.
Предугадал всё и третий поэт:
Вошь ползет по России
Вошь.
Вождь встаёт над Россией.
Вождь.
Буревестник последней войны,
привлекательный,будто смерть...
Россияне,
снимайте штаны!
Вождь
желает вас поиметь!
(Роберт Рождественский).
lavsel | Сергей | 10.09.2012 18:42
+10000!
Нет слов, как это ко времени...
С.Л.
COO8TAY | Саяна | 11.09.2012 06:15
И точно, вошь убийца, даже похож...
И точно Вождь встаёт над Россией!
COO8TAY | Саяна | 11.09.2012 06:10
"Об этом пока не могу" - говорит Михаил Борисович.
"ОБ ЭТОМ" МЫ НА МИТИНГАХ ГОВОРИМ ОТСЮДА!
akk67 | Asya | 11.09.2012 20:41
И ещё одна книга в тему - "Кролики и удавы" Фазиля Искандера.
Пресс-секретарь Кюлле Писпанен: +7 (925) 772-11-03
Электронная почта
© ПРЕССЦЕНТР Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, 2002-2014
Мы не несем ответственности за содержание материалов CМИ и комментариев читателей, которые публикуются у нас на сайте.
При использовании материалов www.khodorkovsky.ru, ссылка на сайт обязательна.

Rambler's Top100  
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru