ТВР-Панорама, Алиса Агранович, 20.06.2012
Дочь Михаила Ходорковского навестила отца в Сегеже и рассказала, о чем она с ним говорила.
14 июня Анастасия Ходорковская возвращалась из Сегежи, журналисты не упустили случая задать ей несколько вопросов. Анастасия учится на втором курсе Российского государственного гуманитарного университета на психолога. Параллельно работает в «Новой газете». Встречаться с отцом девушка может раз в три месяца. Разговаривают обо всем: на разные бытовые темы, об учебе.
Обсуждают и то, что происходит в стране. В этот раз, призналась девушка, говорили об оппозиции. Михаил Борисович, по словам дочери, считает, что перспективы развития у нее в нашей стране есть. Тему амнистии, говорит девушка, в этот раз не поднимали: не было причин. Раньше эту тему обсуждали много.
Анастасия читает все написанные отцом статьи, но, как сама признается, гораздо интересней при личной встрече услышать комментарии к ним.
На улице дочь опального олигарха узнают редко, чаще люди пишут в редакцию «Новой газеты», задают интересующиеся вопросы, просят что-то передать папе.
26 июня у Михаила Борисовича будет день рождения. Ему исполнится 49 лет. Вариантов поздравить его у семьи немного: письмо и бандероль. Что подарить папе, Анастасия еще не знает, но есть строгие ограничения по тому, что можно отправлять находящимся в заключении.
Недавно Анастасия узнала, что 26 июня в Сегеже пройдет митинг в поддержку Михаила Борисовича, на который приедут люди со всей России. Примет ли она в нем, девушка не знает: в это время у нее еще будет продолжаться сессия. В любом случае всей семьей они отпразднуют день рождения отца.
* * *
Карельская губернiя, Илона Радкевич, 20.06.2012
В Сегеже намечается пикет за освобождение Михаила Ходорковского
Возвращаясь со своего очередного свидания с отцом, Анастасия Ходорковская встретилась с петрозаводскими журналистами. Она видит своего отца раз в три месяца. Именно с такой периодичностью заключенным полагаются трехдневные свидания с семьей.
- В первый день мы заходим в колонию все вместе - я, мама и братья, - рассказывает девушка. - Братья выходят на следующий день, я еще через день, и мама на третий день. Там особенно никуда не выйдешь, поэтому в основном мы проводим время вместе в комнате. Сотрудники колонии заходят утром и вечером на проверки.
О том, что 26 июня сторонники ее отца намереваются приехать в Сегежу и отметить день рождения Михаила Ходорковского пикетом за его освобождение, Анастасия узнала совсем недавно. Напомним, что в социальных сетях активно обсуждается эта акция, к которой планируют присоединиться около 150 человек.
- Никто никого не спонсирует, и не привозит, - говорят сторонники Ходорковского. Каждый решает для себя сам, хочет он принять участие в данном мероприятии или нет.
- Я думаю, это здорово, - поддержала идею Анастасия. - Я бы присоединилась, только 26 июня у меня все еще идет сессия ( девушка учится РГГУ на психолога. - прим.ред.).
Сейчас Ходорковский сильно загорел потому что работает на улице. В конце июня бывшему руководителю ЮКОСа исполнится 49 лет. По двум уголовным делам он должен отбывать срок до 2016-го года. Родные Михаила Ходорковского понимают, что вероятность увидеть его дома раньше, очень мала.
- Об амнистии мы говорили раньше, когда были предпосылки, - пояснила Анастасия. - Сейчас это особо не обсуждается.
Теперь она с отцом чаще говорит о ситуации в стране.
- По мере возможности он старается внимательно следить за происходящим, в том числе и за митингами, - говорит девушка. - Это явно не финал. Самый расцвет оппозиции еще впереди.
По словам дочери, Михаил Борисович пристально следит за образованием своих детей:
- Всегда очень тяжелые вопросы про учебу. Это очень актуально всегда для всех троих - для меня и для Ильки с Глебом. Мы не то, чтобы плохо учимся, но какие-то вопросы всегда ставят в тупик.
Пока Анастасия общалась с журналистами, ее попутчики в недоумении выглядывали из окон поезда на перрон. Путешествует она в обычном купе.
- Лично меня узнают очень редко, - говорит девушка. - Пока была в Сегеже, никто не подходил. В гостинице, в которой мы останавливаемся на время, рабочий персонал, конечно, в курсе, кто мы, но особо никто не подходит, ничего не спрашивает. Сокурсники, одноклассники меня как-то никогда особо не трогали с такими вопросами, потому что понимают, что не самая это радужная тема.
- Тяжело быть дочерью Михаила Хороковского?
- Я бы не сказала, что очень тяжело. Хотя на отношениях с людьми это, конечно, отражается. Не каждый станет общаться, потому что есть какие-то стереотипы, например, будто я - звездная дочка. Кто-то, наоборот, с интересом идет на общение, и таких гораздо больше. Часто с такими людьми мы становимся хорошими друзьями.
Несмотря на массу возможностей жить далеко за пределами России, покидать страну Анастасия не намерена:
- У папы были попытки отправить меня за границу, но они не увенчались успехом. Я училась в Швейцарии полтора года. И вернулась обратно.
Отчасти потому, что я - патриот, отчасти потому, что у меня здесь братья, мама, папа.
Аукнется! Причём похоже, власть стремится к тому, чтобы эхо этого "Ау" прозвучало по африканскому варианту!
Ох, как не хочется этого!
Сергей Львович