СОБЫТИЯ
| ОБЖАЛОВАНИЕ ПРИГОВОРА
| ХОДОРКОВСКИЙ
| ЛЕБЕДЕВ
| ЗАЩИТА
| ПОДДЕРЖКА
| СМИ
| ВИДЕО
| ЭКСПЕРТИЗА
ПОИСК 
 

ДНИ В ЗАКЛЮЧЕНИИ: Михаил Ходорковский — НА СВОБОДЕ! (после 3709 дней в заключении), Платон Лебедев — НА СВОБОДЕ! (после 3859 дней в заключении)
Архив
Ноябрь 2010
457
14
172021
242728
     
4.09.2014
21.08.2014
21.08.2014
15.08.2014
15.08.2014
14.08.2014
14.08.2014
12.08.2014
11.08.2014
11.08.2014
6.08.2014
6.08.2014
5.08.2014
4.08.2014
24.11.2010 г.

«Я никогда не думал, что останусь здесь»

Ирина Филатова, The Moscow Times, 23 ноября 2010

Павел Ходорковский, старший сын заключенного олигарха Михаила Ходорковского, в качестве напоминания хранит билет на рейс Бостон-Москва в своей нью-йоркской квартире. Он так никогда и не воспользовался этим билетом, чтобы прилететь в Москву на запланированное празднование Нового, 2004 года с отцом, бабушкой и дедушкой.

26 октября 2003 года, на следующий день после того как Михаила Ходорковского арестовали в сибирском аэропорту, Павел получил переданное через адвокатов сообщение о том, что для своей собственной безопасности он должен держаться подальше от России.

Спустя семь лет Павел рассказывает, что никогда не думал, что будет жить в самоличной ссылке так долго. 

«Я никогда не думал, что останусь здесь. Изначально у меня был другой план», говорит Павел во время интервью, сидя за чашкой черного кофе в нью-йоркском кафе. Возможно, его отец не сказал бы лучше.

Арест российского богатейшего бизнесмена в 2003 году поменял планы многих людей, начиная его близкими и заканчивая инвесторами, связанными с ныне уже не существующим ЮКОСом или просто заинтересованными в инвестициях в Россию.

Но для Павла, чьи родители развелись, когда ему было три года, это изменение планов стало исключительно личной потерей. В прошлом году отец пропустил его свадьбу и рождение в декабре своей первой внучки. Хотя они и поддерживают связь при помощи переписки, у его отца не было особой возможности помочь сыну в развитии первого бизнеса, проекта по мониторингу электроэнергии. 

Сейчас, когда московский суд готовится 15 декабря официально объявить вердикт по второму процессу, все внимание снова нацелено на Михаила Ходорковского. В результате этого вердикта к его первому восьмилетнему сроку могут быть прибавлены еще шесть лет. По словам его сына и тех, кто поддерживает Ходорковского, эти обвинения - месть Кремля в отместку за политические и деловые амбиции бизнесмена.

Двадцатипятилетний Павел говорит, что сохраняет оптимизм в отношение итога процесса, не ждет полного оправдания, так как это позволит отцу выйти на свободу, когда срок по первому процессу истечет в следующем году.

«Президентские выборы пройдут в 2012 году. Кто его выпустит прямо накануне в 2011?», рассказывает Павел.

По его словам, он думал, что Путин по-прежнему считает отца угрозой его власти, тогда как президент Дмитрий Медведев отодвинул этот вопрос на задний план.

Путин, комментируя дело Ходорковского, как-то назвал его «уголовным делом», где помимо ухода от налогов замешано убийство. Но Павел Ходорковский отвергает эти обвинения.

В нью-йоркском кафе Павел, одетый в джинсы и черную футболку очень похож на отца, особенно когда улыбается. Во время интервью он часто улыбается и постоянно забывает про кофе, потягивая его из чашки только после напоминания. 

Павлу было 18, когда осенью 2003 года он приехал в Штаты, чтобы изучать управление бизнесом в Колледже Бабсон недалеко от Бостона, после завершения учебы в школе в Швейцарии. По его словам, он сам выбрал учебу в США, и его решение не было связано с тем, что творилось вокруг ЮКОСа. «Отец только посоветовал учиться в университете за рубежом… Я решил поехать в США, но на мое решение папа не оказывал влияния», рассказывает он.

Павел, сын Ходорковского от первого брака, сказал, что у него были «замечательные» отношения с отцом, когда он был мальчишкой, но пожаловался, что редко видел его, потому что отец работал дни напролет. Его мать, которая живет в Москве и звонит ему почти каждый день, никогда не препятствовала встречам с отцом. 

«Папа не строгий. Когда он зол, он просто начинает говорить тише, глядя прямо в глаза. Вот так он строг», говорит Павел.

Еще у Михаила Ходорковского есть 19-летняя дочь и 11летние сыновья-близнецы от второго брака.

Павел говорит, что скучает по отцу и сожалеет о том, что они стали особенно близки только за месяцы до его ареста. «Больнее всего то, что мы стали близко общаться в основном после того как я закончил школу», говорит он, добавляя, что часто виделся с отцом за те 10 недель, которые провел в Москве летом 2003 года, перед тем как уехать в колледж в США. Павел говорит, что уже тогда было ясно, что обстановка вокруг ЮКОСа накаляется.

«Когда я уезжал, компания находилась под давлением, но не было понятно, насколько серьезной окажется атака против менеджмента», говорит он.

По его словам, когда отец прилетел к сыну в Бостон в сентябре 2003 года, ему показалось, что отец предчувствовал маячивший арест. «Я спросил его, как идут дела и он ответил, что единственное, что осталось его только арестовать», рассказывает Павел.

«Но тогда это казалось нереальным. Шел процесс слияния с Сибнефтью. Они создавали четвертую в мире по объему добычи компанию… Казалось, что все закончится нормально и ничего не случится», говорит Павел.

ЮКОС и Сибнефть, подконтрольная Роману Абрамовичу, в апреле 2003 года объявили о планах слияния с целью создать мирового нефтяного гиганта. В ноябре 2003 стороны неожиданно объявили о приостановлении сделки.

Михаил Ходорковский финансировал оппозиционные партии в преддверии выборов в Госдуму в декабре 2003 года, Павел сказал, что Путин, возможно, опасался, что оказываемая отцом поддержка может вылиться в создание «серьезной политической силы». Он сказал, что отец планировал уйти из бизнеса в 2008 году и сконцентрироваться на более политических проблемах, после того как ему исполнится 45 лет, однако он опроверг спекуляции на тему того, что его отец когда-либо планировал подать заявку на Кремль. «Он никогда мне об это не говорил», говорит Павел. «Когда он заявил, что хочет уйти из бизнеса и заняться политикой в 45 лет, он не имел в виду участие в президентских выборах».

Павел рассказывает, что отец хотел развивать демократию и гражданское общество при помощи «Открытой России», организации, основанной акционерами ЮКОСа в благотворительных целях и для осуществления образовательных программ.

Павел собирался вернуться в Россию после окончания учебы в колледже. «Но когда отец попал в тюрьму, возвращение в Москву потеряло смысл», говорит он.

После получения бакалавра, в 2007 году он переехал в Нью-Йорк и начал работать в компании New Media Internet, принадлежащей Владимиру Гусинскому. Компания занимается технической поддержкой различных веб-сайтов, в том числе Newsru.com and Inopressa.ru. 

«Это была моя первая работа», рассказывает Павел, который продолжает трудиться в компании в качестве менеджера проекта. Ему нравится эта работа, но он очень хотел иметь и свой собственный бизнес. В этом году Павел основал Enertiv. Компания производит оборудование и софт для удаленного мониторинга объемов потребления электроэнергии. Продукты компании позволяют клиентам – частному бизнесу и институтам – отслеживать в режиме он-лайн количество электричества, потребляемого на любом участке здания, рассказывает Павел, добавляя, что система позволяет сократить расходы на потребление электроэнергии.

По его словам, у Enertiv нет конкурентов на американском рынке, и компания уже объявила о прибыли.

После отъезда из России Павел продолжает поддерживать отношения с родителями отца, которые делятся с ним последними новостями.

В письмах к сыну Михаил Ходорковский писал, что ждет встречи с ним и внучкой Дианой. «Мой отец много раз в письмах ко мне писал, что сожалеет о том, что не может взять на руки внучку и как сильно он этого ждет», говорит Павел.

(Перевод Пресс-центра, фото на главной странице - The Moscow Times)




Комментарии
Владимир Сергеевич | 24.11.2010 21:03
История семьи Ходорковских, как и тысяч других семей, - это человеческая трагедия, сотворённая бездушными, циничными, аморальными и криминальными ублюдками. Впрочем, кого этим в России сегодня удивишь? Только независимый суд, независимые СМИ, независимый парламент, честные выборы позволят покончить с этой проказой беззакония, медленно, но неуклонно убивающей нашу страну.
Если Президент у нас настоящий - пусть начнёт и возглавит процесс выздоровления России своим Указом о помиловании Михаила Ходорковского и Платона Лебедева без каких-либо условий, либо полностью оградит судью Данилкина от любого давления. Только в этом случае мы поверим своему Президенту и поддержим его на выборах.
Семья Демченко. г. Казань.
Igor | 25.11.2010 05:34
«Только в этом случае мы поверим своему Президенту и поддержим его на выборах».

Уважаемый Владимир Сергеевич! Мы-то готовы поверить модернизатору и блюстителю права в России, если он совершит Данный «героический» поступок, но какова будет обратная связь – ПРЕЗИДЕНТ и народ-дебил?! Вот в чем вопрос?

Хорошему Медведеву мешает «народ-дебил»? http://svpressa.ru/politic/article/30575/
«Только к этому времени «российский народ станет ментально совместим в восприятии демократии со среднестатистическим прогрессивным европейцем». Пока же в России очевидна тенденция деградации человеческого капитала – потеря профессиональных навыков, люмпенизация и даже дебилизация.
Плохому танцору всегда мешают собственные ноги. Так и нашим либералам всегда мешал российский народ. Можно было бы посоветовать им выбрать другой народ, более подходящий, но многие либералы и без советов так поступили. Они уехали из России, и работают теперь здесь вахтовым методом, уезжая на выходные к семьям».
Так верить нам президенту или нет?!
Владимир Сергеевич | 27.11.2010 19:28
Андерс Аслунд - старший научный сотрудник вашингтонского Института международной экономики им. Петерсона: "Ведущие российские бизнесмены часто говорят о «проблеме-2012», имея в виду то, что элита не определилась с кандидатурой президента на выборах, которые состоятся в марте 2012 года. Хотя все может решиться и раньше, в декабре 2011 года, когда придет время для выдвижения кандидатов.
Выбор становится все более определенным: Путин символизирует коррупцию, зависимость от энергоресурсов и застой, а Медведев представляет модернизацию и реформы. Такая альтернатива была предельно ясна и в 1985 году, когда советская элита выступила за перемены.
У Медведева есть реальные рычаги власти и влияния. Среди прочего, у него имеется «зубодробительный вариант» - он в любой момент может дать амнистию бывшему руководителю ЮКОСа Михаилу Ходорковскому. Это во многом изменит характер президентской гонки в 2012 году.
В конечном итоге, предстоит выбирать между годовыми темпами роста в 3,5 и 6,5 %. Неужели российские бизнесмены отдадут предпочтение стагнации своих компаний, а не их здоровому росту? Почему они должны игнорировать собственные интересы?"
"THE MOSCOW TIMES"

Пусть и слабая, но надежда на благополучный исход в судьбе
руководителей ЮКОСа есть. Сегодня такого
исхода требуют, помимо ЗАКОНА И МОРАЛИ,(на которые путинская баблократия плевала и плюёт с высокой колокольни), ещё сугубо прагматические интересы страны и нынешнего Президента РФ. Об этом всё громче говорят специалисты и общественные деятели.
иван | 24.11.2010 23:42
Надежды на праведный суд,на самостоятельность судьи Данилкина и Президента РФ Медведева Д.А. очень невелики, но пока теплятся. Сегодня я откровенно говорю: "Я не хочу, чтобы Путин В.В.стал когда-либо еще президентом РФ. Я не хочу жить с ним в одной стране в таком его качестве."
Каким будет мой выбор в отношении судебной власти в РФ -будет зависеть от приговора и реакции на него президента РФ Медведева Д.А.
Если кому-то кажется, что над такими людьми, как Ходорковский и Лебедев, можно изголяться, удерживая их в тюрьмах и, в то-же время пытаться строить "новую Россию" - это больные люди. Их место на политической свалке.
Обвинительный приговор по второму делу станет приговором всей системе, выстроенной Путиным и точкой отсчета его краха.
Ольга | 25.11.2010 00:40
Если покажет нам, что он - лучшая кандидатура из многих.... Боюсь, времени уже на это не осталось, а сколько до того успел - исправить бы надо.
Саяна | 25.11.2010 03:45
Как-то один коммерсант ответил на вопрос журналиста в эфире: -Вы учёный, как вам удаётся ладить с коррупционерами?...-вопрос типа этого...

На что коммерсант-учёный ответил, что если хочешь быть богат, можно и опуститься до его (коррупционера) уровня.

ХОДОРКОВСКИЙ не пожелал опуститься до его уровня. -И тогда коррупционер обиделся.

Народ стремительно прозревает и голосовать будет за порядочных людей.

ХОДОРКОВСКОМУ и ЛЕБЕДЕВУ ЖЕЛАЮ СКОРЕЙШЕЙ СВОБОДЫ,ЗДОРОВЬЯ и СИЛ на ИСПОЛНЕНИЕ ПЛАНОВ.
Наталья | 25.11.2010 09:31
Сомневаюсь, что президент Медведев заинтересован процессом выздоровления России, он как марионетка, но самое главное ему всё это нравится, нравится эта роль "президента"
Владимир Сергеевич | 25.11.2010 12:22
Наталье.
Людей, в том числе и Президентов, оценивают не по словам и намерениям, а по ПОСТУПКАМ. Дмитрий Медведев всё настойчивей и громче декларирует необходимость демократизации общества и борьбы с преступностью. Лучшего конкретного доказательства начала освобождения страны от криминального гнёта чем восстановление закона и справедливости по отношению к руководителям ЮКОСа трудно придумать. Вот, собственно, и всё, что я хотел донести до Президента.
С уважением, В.С.
Наталья | 25.11.2010 20:15
Вышло бы тысяч десять неравнодушных людей 15декабря в район Хамсуда, может быть только это и заставит власть поступить по закону...
Чейнеш | 25.11.2010 12:07
Граждане, давайте продолжать и расширять начатое дело Михаила Борисовича, развивать демократию и гражданское общество. В первую очередь мы себе поможем, будет меньше таких разрушенных судеб. Сидеть в интернете и жалеть - это мало, надо создавать, объединяться и творить.
Семья Бахтиновых. г. Санкт-Петербург.
Азарова Наталья | 25.11.2010 16:41
Золотые слова... Их бы нашему расейскому "народу-богоносцу", да не только в уши, но и в мозги, отягощённые, с одной стороны - думами о "сионских заговорщиках", укравших у народа всё, что можно и нельзя, а с другой - предпочитающих исповедовать премудрость "Моя хата с краю". И относится это не только к тем, кто "академиев не кончал", но, в первую очередь, к представителям бизнеса, предпринимательства любого уровня; т.н. офисному планктону, мелким и средним служащим, студенчеству. Дело ЮКОСА - это зона умолчания не только на федеральных (и нефедеральных) TV каналах, но и в офисах, в учреждениях, в ВУЗах. Мне представляется, что на эту тему в мозгах подавляющего числа наших сограждан наложено ТАБУ. О нём легче не размышлять, забыть - как о постыдном кошмаре. Вот в чём, на мой взгляд, наша всеобщая драма, если - не трагедия. И, как задача-минимум, для тех кто это понимает, если будет организована перед оглашением приговора публичная акция поддержки, нужно оторвать своё сидалище от стула и прийти на неё.
НатальяХабаровск | 25.11.2010 15:51
На что коммерсант-учёный ответил, что если хочешь быть богат, можно и опуститься до его (коррупционера) уровня===Я не хочу быть резкой. Это похоже на мудрость: Орел может опуститься до уровня курицы, если так вышло, а вот курица никогда не взлетит.
Они прошли все. Страна была такая. Жизнь была такая. И нужно было либо выживать, либо совсем не лезть в бизнес. И я не натягиваю оправдание. И не берусь обвинять Я не знаю ЧТО ТОГДА ПРОИСХОДИЛО. Но я вижу что СЕЙЧАС. Уже не "лихие" 90-е. Уже создали бизнес. Работали и имели доход наши граждане. Соотечественники. Платились налоги. Расширялось производство. развивались социальные проекты.... Все под контролем Путина. То есть Государства.... И что сегодня??? Надо же какой обидчивый наш экс... и ныне премьер... А ведь собак любит. Очень страшный человек. В стерильный бизнес 90-х я не верю. Но сегодня (и последние лет много :)) я верю Ходорковскому и в Ходорковского. И безмерно уважаю всех кто с ним рядом. Был и есть
andrey.pro@mail.ru | 25.11.2010 17:21
Паша !
Не держи зла на ВВП... - ты многого не знаешь.
Пройдёт время и тебе папа всё объяснит, да ты и сам поймёш...
У тебя прекрасная и обеспеченная жизнь, прогресивный бизнес и перспективное будущее.
Страну в целом обвинять не имеет смысла по пречине её нецелостности, родина там - где тебе жить хорошо и комфортно. Есть масса тому примеров, в аналах истории, когда великих людей поздравляли с новой родиной...
Главное не нервничать и спокойно дождаться благополучного исхода дела.
С уважением,
Андрей Прокудин.
Азарова Наталья | 25.11.2010 20:45
Андрюша, Вы бы, прежде чем давать сыну Михаила Борисовича столь пространные и "глубокомысленные", с панибратским похлопыванием по плечу, наставления, потрудились прежде русскую грамматику с пунктуацией выучить. Скромнее надо быть, юноша. В приличном обществе это принято.
Igor | 26.11.2010 01:47
Андрюша! Что ж ты за Пашу переживаешь при его-то обустроенной жизни.
"Не держи зла на ВВП... - ты многого не знаешь".
А что ты такого узнал о ВВП, что его можно лобызать и обливать счастливыми слезами? За то, что он собак любит, но ненавидит умных людей?!
Если обобрать до нитки и затем посадить твоего папу, видимо тебе тоже надо пожелать, Андрюша, "Пройдёт время и тебе папа всё объяснит, да ты и сам поймёш... Главное не нервничать и спокойно дождаться благополучного исхода дела".
Глядишь лет этак через 8-12 при «благополучном исходе дела» папу-то и выпустят. Представляю вашу семейную радость, что папин папа вернулся!
Родина же не выбирается, а предназначена нам Богом, чтобы ты в ней жил, творил и любил. Тогда она и называется РОДИНОЙ!
НатальяХабаровск | 27.11.2010 09:21
Спасибо Игорь! Я когда раздражаюсь и вспыхиваю -кроме а-а-а-а-а ничего путнего не выдаю :). А вот Вы верно ответили. Спасибо :)
Антонова Яна | 27.11.2010 00:24
"родина там - где тебе жить хорошо и комфортно"

Жаль, что двадцать миллионов мужиков в сорок первом году этого не знали!
Маргарита | 27.11.2010 06:55
Паша молодец! Он достойный продолжитель фамилии своего отца. Талантливые люди остаются таковыми в любых условиях. К сожалению сегодня слишком боятся принимать таких людей. Очень хочется верить в то, что окончание этой печальной истории будет совсем скоро и семья будет находится в процессе реабилитации!
Владимир Сергеевич | 27.11.2010 11:45
27. 11.10. Блог "Эхо Москвы".
Гарри Каспаров: "Уникальный для нашей страны опыт «ЮКОСа», который пытался вести дела на основе выстраивания прозрачных отношений с западными корпорациями и социального партнерства со своими работниками, финансировал многочисленные благотворительные и образовательные программы, в корне противоречил представлениям российских властей и бизнесменов о том, как должны идти дела.
Учитывая господствующие в бизнес-элите нравы, неудивительно, что Ходорковский не только не получил поддержки бывших коллег, но и ряд ведущих российских компаний несомненно помогали прокуратуре в подготовке материалов первого дела. И наглость выполняющих политический заказ путинских прокуроров в процессе по второму делу также связана с пониманием, что самые влиятельные российские предприниматели без особого сожаления воспримут очередной обвинительный приговор".

Как говорится, умри - лучше не скажешь.
Спасибо, Гарри Кимович, за чёткое понимание и своевременное предупреждения той опасности для страны, которое несёт сращение коррупционной и воровской власти и бесстыжего, наглого капитала. Именно против этой связки, ведущей к фашизму, боролся Михаил Ходорковский и его соратники. Именно за эту борьбу его лишили свободы. Именно этого не может простить Ходорковскому путинский кооператив нуворишей.
Александр Стуков (Искандер Ког | 28.11.2010 15:59
Факты свидетельствуют, что деятельность Михаила Борисовича Ходорковского была направлена к цели, которую обозначил еще Павел Михайлович Третьяков: «наживать от общества для того, чтобы нажитое от общества вернулось бы также обществу». Но в отличие от Михаила Ходорковского и Платона Лебедева купцы первой гильдии Павел и Сергей Третьяковы не были арестованы, их не судили якобы за неуплату налогов и после долгих лет заключения не судили повторно уже за хищение почти всего произведенного в России текстиля и скупку шедевров русского искусства по ценам в тысячи раз ниже тех, которые бы сейчас были бы предложены на лондонском аукционе "Сотбис", а также за отмывание денег посредством устройства художественной галереи, школ, больниц и приютов.
И.Когаргаш
Екатерина Л. | 28.11.2010 00:51
Мне кажется очень важно, что дети МБХ публично поддерживают своего папу!Даже младшие показали всем, вбежав в зал №7, хотя им нельзя было этого делать.
Артем | 28.11.2010 01:33
да нет внимания у них, выдерживают паузу до 15, а потом начнут сопли пускать после приговора, когда весь мир на них наедет, а уж мы, наше нормальное, понимающе общество страны уж точно такого не выдержит...конца этому не будет, пока не будет по нашему, как хотим мы, народ! Прошу начать не думать, а действовать вместе!
Rich | 05.12.2010 19:24
Узнал о том,что Pepsico покупает 66% акций крупнейшего российского производителя напитков и молочных продуктов "Вимм-Билль-Данн" за 3,8 млрд долларов. Сразу мысль появилась, с чего это вдруг продавать? Всё вроде замечательно, компания развивается, рейдерским способом заводы отбираются, что заставило Давида Михайловича принять такое решение? Я владел ЗАО "Гулькевичский маслозавод". История завода богатая и весьма положительная. лучшая продукция, которого была известна далеко за пределами России и СССР. Завод перерабатывал до 219 тон молока в сутки. снабжал 275 здравниц, санаториев и пансионатов, включая Бочаров ручей. После распада экономики СССР и приватизации. Коллектив взял завод в аренду, заработал прибыль и выкупил у государства завод. Пришли новые люди, завод стал хиреть, местная администрация стала элементарно работать на других, вывозя молоко из молочного района на соседний молкомбинат. Политика, и другие неуместности привели завод к давальческому способу работы. Коллектив не получал месяцами зарплату мизерную, долги по всем направлениям. Когда коллектив оказал мне доверие, и я стал генеральным директором ЗАО "Гулькевичский маслозавод", много пришлось проделать, чтоб поднять предприятие. Что было потом, целый роман, описывать не буду, пока не буду.
Rich | 05.12.2010 19:25
Но рейдерски с помощью силовиков, ряда уголовных дел, тюрьмы, всё отобрали. Никто не помог, никому не было до этого дела. Давил Михайлович лично курировал захватами молзаводов. Теперь сам оказался, как мне кажется, в ситуации, которую мне создал. Бумеранг сработал. Во имя чего вообще в России люди ведут таким образом свой бизнес, когда при любом удобном моменте, готовы отобрать у других, таких же, как они их имущество? Не знаю, что будет завтра, сегодня мне нечего делать в стране, где я изгой. Никому нет ни до кого и не до чего дела. Здоровой оппозиции в стране нет и быть не может при таком страшнейшем застое.
Чтобы оппозиция появилась, настоящая, активная, и действенная, необходимо выслать нескольких граждан России, например меня.Всё равно я балласт на теле ситуации, которая сегодня в России. 10 000 рублей зарплата. Отобранное имущество Вим-Биль-Даном, незаконные уголовные дела. Мне нет смысла жить в стране, где я выброшен из общества, жизни. Я прошу рассмотреть моё предложение на очередном заседании Единой России. В понедельник официально обращусь во все госорганы об этом. Не думаю, что откажут.
Пресс-секретарь Кюлле Писпанен: +7 (925) 772-11-03
Электронная почта
© ПРЕССЦЕНТР Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, 2002-2014
Мы не несем ответственности за содержание материалов CМИ и комментариев читателей, которые публикуются у нас на сайте.
При использовании материалов www.khodorkovsky.ru, ссылка на сайт обязательна.

Rambler's Top100  
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru