СОБЫТИЯ
| ОБЖАЛОВАНИЕ ПРИГОВОРА
| ХОДОРКОВСКИЙ
| ЛЕБЕДЕВ
| ЗАЩИТА
| ПОДДЕРЖКА
| СМИ
| ВИДЕО
| ЭКСПЕРТИЗА
ПОИСК 
 

ДНИ В ЗАКЛЮЧЕНИИ: Михаил Ходорковский — НА СВОБОДЕ! (после 3709 дней в заключении), Платон Лебедев — НА СВОБОДЕ! (после 3859 дней в заключении)
Архив
Сентябрь 2008
67
14
2021
252728
     
4.09.2014
21.08.2014
21.08.2014
15.08.2014
15.08.2014
14.08.2014
14.08.2014
12.08.2014
11.08.2014
11.08.2014
6.08.2014
6.08.2014
5.08.2014
4.08.2014
25.09.2008 г.

Обзор СМИ 25.09.2008

Общественники рассказали министру юстиции, что общее число российских заключенных сопоставимо с «населением небольшой европейской страны» («Независимая газета»)

Виктория Кручинина, «Независимая газета», 25.09.2008
В Министерстве юстиции подготовлен доклад о состоянии гражданского общества в России. Документ будет представлен в начале следующего года в ООН.

Вчера для обсуждения проблем сотрудничества гражданского общества и правоохранительных органов министр юстиции Александр Коновалов пригласил в свое ведомство российских общественников. К началу заседания он опоздал, задержавшись на совещании в Генпрокуратуре. В итоге практически все обсуждение он пропустил, хотя по приезду в министерство проявил чудеса осведомленности о ходе беседы в его отсутствие.

Самыми обсуждаемыми на круглом столе вопросами стали проблема неэффективности работы правоохранительных органов в России и крайне низкий уровень развития уголовно-исполнительной системы. Руководитель Института демократии и сотрудничества Анатолий Кучерена напомнил: «Сегодня люди боятся идти в милицию. Я напишу заявление, а в итоге потом меня самого привлекут к ответственности – так сейчас думает каждый россиянин». Муфтий Мухаммедгали Хузин пошутил по этому поводу: «Самый незащищенный слой населения – это все население России».

Уполномоченный по правам человека при Европейском суде, замминистра юстиции Георгий Матюшкин нашел и приятные моменты в современных реалиях: россияне за последние несколько лет стали грамотнее в юридических вопросах. Что, впрочем, не мешает все большему числу граждан обращаться за помощью в Страсбург. Матюшкин сообщил: «Если в 1992 году количество обращений от россиян в Европейский суд составляло чуть больше 5 тысяч, то за 2007 год исковых требований поступило около 47 тысяч». Чиновник пожалел европейских судей, которые способны рассмотреть не более четверти всех жалоб. Общественники пеклись о своем: они обеспокоены ростом «тюремного населения России». По словам президента общественной организации «Межрегиональный благотворительный фонд помощи заключенным» Марии Каннабих, более 40% заключенных – люди, совершившие преступления небольшой и средней тяжести, они не столь опасны для общества. Эта ситуация, по мнению эксперта, приводит к плачевным результатам – с одной стороны, к нехватке мест в СИЗО, а с другой – к тому, что в России сейчас находятся в заключении более 1 млн. человек: «Население небольшой европейской страны». Подвел итоги дискуссии министр Александр Коновалов. Он сказал, что реформирование правоохранительных органов и системы исполнения наказаний, безусловно, необходимо. Министр выступает за «гуманизацию уголовно-судебной политики»: «Приоритет административных наказаний очевиден».

«Ведомости», 25.09.2008
<…>
В области уголовного судопроизводства министр <министр юстиции Александр Коновалов. - ПЦ > выделил три важные задачи. Это общая гуманизация уголовной политики (пока в России продолжается рост числа заключенных и эту тенденцию не удается переломить), создание эффективной системы ресоциализации бывших заключенных (действующая не работает) и «общая оптимизация положения дел в местах лишения свободы» — под этим Коновалов подразумевает «безупречную дисциплину и недопустимость жестокого обращения».
Руководитель Комитета за гражданские права Андрей Бабушкин говорит, что выступление министра произвело на него впечатление: проблема гуманизации системы исполнения наказания назрела, уверен он. На то, что наконец начнется эффективное взаимодействие с Минюстом, надеется член Московской Хельсинкской группы Валерий Борщев.

Алексей Макаркин, вице-президент Центра политических технологий, «Ежедневный журнал», 25.09.2008
В российских СМИ появилась информация о возможном слиянии Минюста и Генпрокуратуры под эгидой первого. Идея эта не новая, уже давно дебатирующаяся в юридических кругах. Среди ее сторонников есть как «западники», так и «почвенники»: первые любят апеллировать к аналогичному опыту США, вторые — к опыту царской России. Против, разумеется, выступает прокурорская корпорация, что неудивительно. В неформальном табеле о рангах прокуроры и в советское, и в современное российское время были выше чиновников Минюста.

Российская Конституция 1993 года не препятствует поглощению Минюстом Генпрокуратуры (эластичность Основного закона демонстрировалась уже неоднократно — при изменении порядка формирования Совета Федерации, при отмене губернаторских выборов). Ее 129-я статья предусматривает, что прокуратура составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и генпрокурору, который назначается на должность и освобождается от оной Советом Федерации по представлению президента. Кроме того, статья определяет порядок назначения прокуроров субъектов Федерации (генпрокурором по согласованию с субъектами) и иных прокуроров (только генпрокурором). Наконец, в ней содержится отсылочная норма к федеральному закону, который определяет полномочия, организацию и порядок деятельности прокуратуры. Единственная мелкая проблема — при объединении может создастся прецедент, при котором один из министров утверждается верхней палатой, но в условиях полной лояльности Совета Федерации Кремлю этим фактором можно и пренебречь.

Кстати, сама «размытость» формулировки 129-й статьи — явление не случайное. При обсуждении проекта Конституции полтора десятилетия назад столкнулись две точки зрения — прокуроров, настаивавших на детальном описании функций и особенностей функционирования их органа, и либеральных юристов, желавших изъять упоминание о прокуратуре из Конституции или как минимум прописать соответствующее положение настолько обтекаемо, чтобы оставить возможность как для урезания ее полномочий, так и для объединения с Минюстом. Позиция либералов была понятна — прокурорская корпорация считалась самой консервативной частью юридического сообщества, активно сопротивлявшейся принятию нового Уголовно-процессуального кодекса, на чем настаивали реформаторы. Таким образом, речь шла о «мине замедленного действия», которая могла сработать в любое время. Сейчас шансы на это серьезно увеличились.

С одной стороны, прокуратура максимально ослаблена. Вначале (еще при Владимире Устинове) ее лишили функции санкционировать арест, обыск, выемку и др. Затем (уже при Юрии Чайке) создали самостоятельный Следственный комитет, руководитель которого лишь номинально числится первым замом генпрокурора, а в реальности проводит полностью самостоятельную политику. Тогда же у прокуроров отобрали право давать санкцию на возбуждение уголовных дел, на обыск и ряд других функций. Главой комитета был назначен Александр Бастрыкин, однокурсник Владимира Путина, считающийся аппаратным союзником «силовой» группы во власти.

Уже в нынешнем году Министерство юстиции возглавил Александр Коновалов, принадлежащий к медведевской команде и сделавший большую часть своей карьеры в органах прокуратуры (в 2006 году, после отставки Устинова, его даже прочили на пост первого зама генпрокурора). За несколько месяцев пребывания в новой должности Коновалов уже успел добиться назначения двух своих протеже на посты заместителей министра и получить еще одно назначение — стать спецпредставителем президента по взаимодействию с Евросоюзом в области свободы, безопасности и правосудия (эту должность он совмещает с министерской).
На этом фоне позиции генпрокурора Чайки выглядят куда более слабыми. В отличие от Бастрыкина и Коновалова, он пребывает в федеральной элите еще с ельцинских времен — был первым замом генпрокурора, и. о. генпрокурора (после скандального отстранения от должности Юрия Скуратова), министром юстиции, каковым оставался и в течение большей части президентства Путина. Однако столь значительный опыт, по нынешним временам, не столько плюс, сколько минус, означающий принадлежность к элитам 90-х годов, которые сейчас существенно ослаблены. Неудивительно, что если Устинов при поддержке Игоря Сечина стойко удерживал следствие в рамках Генпрокуратуры, то Чайка не смог противостоять аппаратному натиску. Несмотря на периодически возникающие микроконфликты Генпрокуратуры и Следственного комитета, ясно, что следствие больше не вернется в прокурорскую сферу влияния. Напротив, обсуждается вопрос о том, чтобы включить в состав комитета следователей, находящих сейчас в составе других ведомств (в первую очередь, МВД) с возможным выводом этого органа даже из номинального подчинения генпрокурору и преобразованием в Федеральную службу расследований (ФСР). Неясность с решением этого вопроса связана не с позицией прокуратуры, а с сопротивлением со стороны МВД (никому не хочется терять часть своих функций) и, главное, с тем, кто в этом случае будет главным следователем — Бастрыкин или кто-то другой. Напомним, что Следственным комитетом МВД руководит другой однокурсник Путина, Алексей Аничин.
Точно так же и судьба Генпрокуратуры зависит от аппаратных раскладов, в первую очередь, от позиции обоих участников правящей диархии — президента и премьера, которые сейчас по понятным причинам больше заняты проблемами Южного Кавказа и финансового рынка. Поэтому решение вопроса может быть отложено до более спокойных времен. Но даже если оно состоится в обозримом будущем, то абсолютное большинство граждан вряд ли заметят исчезновение прокуратуры как самостоятельного государственного органа. На их судьбах такая революционная (или, если угодно, «реставрационная» — раз уж в отечественной истории был такой опыт) мера никак не отразится — им все равно, чиновник какого ведомства поддерживает обвинение в суде или надзирает за исполнением законов (эти функции у прокуратуры остались). И если в 90-е годы вопрос об объединении двух ведомств имел идеологическую окраску, будучи вписан в контекст конкуренции между сторонниками и противниками реформ, то сейчас речь идет о сугубо аппаратном соперничестве.

«Избранное», 24.09.2008

По понятиям ударили беззаконием. Валерий Борщёв, член Экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в России объяснил "Избранному", кто и зачем сеет рознь между заключенными

Новые подробности о жертвах бунта в самарской колонии: количество заключенных, получивших ожоги и травмы, увеличилось до 29, один человек погиб, пострадали трое работников колонии. По факту массовых беспорядков возбуждено уголовное дело.

- Итог беспорядков в самарской колонии №6: один погибший, несколько тяжело раненных. На чьей совести эти жертвы?
- Пока не знаю из достоверных источников, как именно развивались там события, знаю только из сообщений в СМИ. Но, судя по поступающей информации, в этой колонии произошло столкновение между "активом" – членами так называемой секции дисциплины и порядка – и другими заключенными. То, что эти секции служат постоянным источником напряженности в колониях, давно известно. Мы, правозащитники, занимающиеся уголовно-исправительной системой, твердим об этом постоянно. Когда министром юстиции был Юрий Чайка, он соглашался с нами. Этот вопрос даже выносился на коллегию министерства. Но все осталось по-прежнему.
- Подобные секции предусмотрены законом? Или это самодеятельность руководства исправительных учреждений?
- В том, что в колониях существуют различные секции – производственные, культурного досуга и т.д. - ничего противозаконного нет. Другое дело – секция дисциплины и порядка.
Какова, по замыслу руководства колоний, функция таких секций? Следить за порядком. Но следить за порядком – функция администрации колонии. Уголовно-исполнительный кодекс запрещает передачу каких бы то ни было функций администрации заключенным.
Даже на уровне здравого смысла ясно, что заключенные имеют достаточно своеобразное представление о средствах, с помощью которых нужно поддерживать порядок. Отсюда – то и дело возникающие столкновения между "активом" и остальными заключенными. То "активисты" избивают других, то другие – "активистов". Не только избивают, но, порой, убивают.

Есть и другой тип конфликтов: когда администрация насильно загоняет заключенных в секции дисциплины. Например, именно методы, которые применялись для этого, послужили причиной бунта в Льговской колонии...
- То есть случай в самарской колонии – не единичный?
- Нет, конечно. Подобное происходит сплошь и рядом. Просто не всегда конфликты завершаются пожарами и гибелью людей.
Во Льговской колонии заключенные взбунтовались, потому что их уж слишком жестко загоняли в секцию дисциплины и порядка. В других колониях, может, загоняют более мягко: не палками, а шантажом, угрозами, какими-то посулами... Но сути это не меняет. Повторяю, в любом случае существование в колонии подобной секции – мина замедленного действия. И такие мины периодически взрываются.
- Руководители исправительных учреждений не понимают, что сами под себя закладывают мину? Им же потом расхлебывать последствия бунтов...
- У сотрудников колоний существует иллюзия, что, опираясь на лояльных заключенных, можно с их помощью влиять на остальных, противостоять воровской стихии. Но на практике-то что получается? Противостояние есть – а победы нет.
Конечно, опираться на лояльных, законопослушных осужденных нужно. Только нельзя их ради этого выделять из общей массы в какую-то особую группу – типа этих секций. Закон, кстати, запрещает раздавать кому бы то ни было – даже очень законопослушным заключенным – не прописанные в законе льготы. Между тем, сплошь и рядом у членов секции дисциплины комнаты – малонаселенные, одноярусные кровати и т.п.
- Почему же ФСИН не пресекает эту практику на корню?
- Там считают, что именно таким образом, создавая секции дисциплины, можно и нужно бороться в исправительных учреждениях с воровскими понятиями. Воровские понятия – это, конечно, отвратительно. Но и так называемые "красные зоны", где администрация управляет с помощью секций дисциплины, абсолютно неприемлемы.
На самом деле не должно быть ни "черных зон", где господствует воровские понятия, ни "красных зон". Должны быть только зоны, где главным и определяющим являются российские законы. И сотрудники администрации колоний должны неукоснительно исполнять эти законы.



Пресс-секретарь Кюлле Писпанен: +7 (925) 772-11-03
Электронная почта
© ПРЕССЦЕНТР Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, 2002-2014
Мы не несем ответственности за содержание материалов CМИ и комментариев читателей, которые публикуются у нас на сайте.
При использовании материалов www.khodorkovsky.ru, ссылка на сайт обязательна.

Rambler's Top100  
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru