| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Архив
|
08.09.2008 г.
Обзор СМИ 08.09.2008
СМИ разбираются с итогами работы за год следственного комитета при прокуратуре России (СКП) и обсуждают планы слияния Генпрокуратуры и Минюста.
Анастасия Корня, Ирина Резник, Алексей Никольский, Наталья Костенко, «Ведомости», 08.09.2008 Уже этой осенью Генеральная прокуратура может прекратить самостоятельное существование. Ее функции перейдут к Министерству юстиции. В рамках той же реформы буден создан единый следственный комитет, который объединит аналогичные структуры в разных силовых ведомствах План слияния Минюста и прокуратуры рассматривается в администрации президента, рассказал «Ведомостям» кремлевский чиновник. По его словам, спорным пока остается формат работы Следственного комитета при Генеральной прокуратуре: его глава Александр Бастрыкин претендует на часть прокурорских полномочий. Основную часть функций, которые сохранились за Генпрокуратурой после отделения Следственного комитета, должен получить Минюст. Прежде всего речь идет об общем надзоре — т. е. именно подчиненные Александра Коновалова получат право инициировать проверки того, как исполняются законы, практически в любых отраслях. Функции прокуратуры сведутся к поддержанию обвинения в суде и надзору за следствием, объясняет суть реформы источник в правительстве. Ликвидировать этот орган невозможно, он упомянут в Конституции. Но ничто не мешает включить прокуратуру в состав Минюста — как подразделение, отвечающее за гособвинение. Таким образом будет воспроизведена американская модель: министр юстиции одновременно является и генеральным прокурором. О будущем объединении знают в Генеральной прокуратуре, но этому не рады. «Зарплаты в Минюсте намного ниже», — жалуется сотрудник этого ведомства. По его словам, из-за этого многие прокуроры не согласны на перевод и уже готовы искать другую работу. Бывший чиновник Минюста, который тоже знает о грядущей реформе, объясняет, что новые полномочия — «компенсация» за функции по регистрации, которые после реорганизации правительства в мае перешли от Минюста к Минэкономразвития. По его словам, грядущее объединение двух ведомств связано с планом создания единого следственного комитета. Сроки реализации этих планов зависят от исхода борьбы за пост главного следователя, уверен он. В Следственном комитете при прокуратуре, по словам его сотрудника, начали продлевать контракты с работниками. Вряд ли это стали бы делать в преддверии реорганизации, надеется собеседник «Ведомостей». Но, по словам сотрудника центрального аппарата МВД, реформа может начаться уже в конце сентября и затронет милицейское ведомство. Следственный комитет при МВД будет реорганизован так, чтобы стать в будущем частью единого следственного комитета. Остальные органы внутренних дел, по словам собеседника «Ведомостей», могут быть преобразованы: появится федеральная криминальная полиция, менее важные структуры станут милицией муниципального подчинения, а внутренние войска реорганизуют в новую независимую структуру, которую могут назвать национальной гвардией. О планах слияния Минюста и Генпрокуратуры знают и во фракции «Единой России» в Госдуме: на рассмотрении находится ряд поправок, регулирующих полномочия прокуратуры и Следственного комитета, рассказал депутат-единоросс. Не исключено, что план реформы будет реализован во время работы над этим проектом. Представители Генпрокуратуры и Следственного комитета при ней перспективы слияния не комментируют. Председатель думского комитета по законодательству Павел Крашенинников считает такую реформу «несвоевременной»: нужно еще справиться с «шероховатостями», которые сопровождали выделение из прокуратуры Следственного комитета. Создание единого следственного органа, по мнению депутата, логично, а вот Минюст и так обладает широким спектром полномочий. В его ведении служба судебных приставов, служба исполнения наказаний, координация законотворческой деятельности, которая в последние годы хромает, — хорошо бы со всем этим справиться, отмечает депутат. Представитель правительства в высших судах Михаил Барщевский говорит, что всегда выступал за слияние Минюста с прокуратурой: часть функций они дублируют. Хотя именно сейчас прокуратура работает «близко к идеалу»: из карательного органа она превратилась в правоохранительный, доволен Барщевский. Олег Рубникович, «Коммерсант», 06.09.2008 В следственном комитете при прокуратуре РФ вчера прошло совещание, посвященное годовщине образования этого ведомства. На нем, пожалуй впервые, можно было наблюдать, как потеплели отношения главы ведомства Александра Бастрыкина и генпрокурора Юрия Чайки. Последний весьма позитивно оценил работу следственного комитета. Господин Бастрыкин, в свою очередь, расточал благодарности в адрес прокурорских работников и лично Юрия Чайки за "принципиальность и профессионализм, а также неоценимую помощь в период становления". Минут за пять до открытия совещания, когда актовый зал следственного комитета был забит под завязку, в президиуме оставались два свободных места — не было Юрия Чайки и Александра Бастрыкина. Если в появлении последнего никто не сомневался, то вопрос с генпрокурором оставался открытым. С первых дней работы следственного комитета господин Чайка и его подчиненные выступали против этого ведомства: прокуроры отказывались поддерживать ходатайства об арестах и продлениях сроков содержания даже фигурантам громких дел (в частности, генералу Бульбову), а сами постановления о возбуждении дел (так, например, было со вторым делом замминистра финансов Сергея Сторчака) признавали незаконными. Впрочем, задержка оказалась технической — господа Бастрыкин и Чайка задержались, позируя фотографам в фойе. Первым слово было предоставлено генпрокурору. Господин Чайка отметил, что, несмотря на первоначальные сложности с координацией между работниками прокуратуры и следователями, сейчас необходимое взаимопонимание достигнуто. "Конструктивное взаимодействие и сотрудничество являются для нас приоритетом",— отметил Юрий Чайка. Генпрокурор позитивно оценил работу созданного год назад следственного комитета, сообщив, что за это время следователи расследовали более половины находившихся в их производстве уголовных дел. "Следственный комитет и дальше может рассчитывать на нашу помощь",— завершил свое десятиминутное выступление под аплодисменты Юрий Чайка. Поблагодарив оратора, Александр Бастрыкин вручил ему наручные часы с дарственной надписью. "Сегодня мы понимаем, какой сложный путь прошли, и нам есть чем гордиться,— начал свое выступление руководитель следственного комитета.— Мы можем доложить руководству страны: следственный комитет создан, обеспечен ресурсами и стабильно работает". Далее господин Бастрыкин сообщил, что следственным комитетом рассмотрено около 1 млн сообщений о преступлениях. Через руки его подчиненных за этот год прошло 220 тыс. уголовных дел, 106 тыс. из которых закончено. Из числа последних 98 тыс. направлены в суд. Особой благодарности главного следователя страны удостоились руководители региональных подразделений, где в суд было направлено 100% расследованных дел. По словам Александра Бастрыкина, за последнее полугодие повысилась раскрываемость преступлений, а количество нераскрытых убийств снизилось примерно на 11%. Особо глава ведомства отметил дела коррупционной направленности. Из года в год их количество растет. В 2006 году их было зарегистрировано 6500, в 2007 — 7000, а в первом полугодии 2008 уже 8500. "Расследовать такие дела мы должны быстро и качественно",— обратился к своим подчиненным господин Бастрыкин, не упомянув о том, что в центре самого громкого коррупционного скандала оказался его ближайший соратник, бывший начальник главного следственного управления Дмитрий Довгий, арестованный за получение взятки в €750 тыс. Зато господин Бастрыкин сообщил, что к 2010 году штат следователей будет увеличен на 2000 человек (сейчас в следственном комитете работают 19 тыс. человек). Затем слово предоставили гостям совещания. Председатель комитета Госдумы по безопасности Владимир Васильев, начав с пространной речи о борьбе с коррупцией, заключил, обращаясь к сидевшим в зале: "Каждый из вас может сделать людей счастливыми". Фраза, видимо, прозвучала несколько двусмысленно, вызвав у следователей улыбку. Получив именные часы, господин Васильев уступил трибуну замминистра внутренних дел Аркадию Еделеву. Курирующий ЮФО генерал поблагодарил следователей за самоотверженную работу в "горячих точках". На него подарочных часов не хватило, и Александр Бастрыкин снял с руки свои и вручил их замминистра. Самого Александра Бастрыкина Юрий Чайка наградил медалью "За безупречную службу". Мария Рогачева, Мария Локотецкая, «Газета», 08.09.2008 Вчера исполнился год с тех пор, как в России начал свою работу следственный комитет при прокуратуре России (СКП). Его создание было призвано разделить функции следствия и надзора за ним, до того находившиеся в ведении Генпрокуратуры. И хотя СКП формально был отнесен к органам прокуратуры, а его руководителем стал замгенпрокурора Александр Бастрыкин, как показало время, новая структура заявила о себе как о вполне независимом от Генпрокуратуры подразделении. Это обстоятельство, а также желание руководства Генпрокуратуры вернуть утраченное влияние приводили в течение года не к одному шумному скандалу. Впрочем, главы обоих ведомств пытались максимально дистанцироваться от междоусобицы, опровергая факт серьезных противоречий. <…> Между тем, по мнению Юрия Скуратова, возглавлявшего Генпрокуратуру с 1995 по 1999 год, борьба между двумя ведомствами продолжается. "Она не закончилась, а лишь временно стихла, в том числе и в связи с событиями в Южной Осетии, - сказал он корреспонденту "Газеты". - Перетягивание каната продолжится. Этот конфликт - изъян проведенной реформы, так как не были проработаны взаимоотношения двух систем. Бастрыкин остался замом Чайки, однако реальных рычагов воздействия на своего подчиненного у генпрокурора нет. В итоге СКП существует как внесистемное образование, которое гуляет само по себе". В то же время адвокат Михаила Ходорковского Вадим Клювгант отметил и положительные моменты. "Еще в начале 1990-х годов, будучи народным депутатом, я был в составе рабочей группы, которая подготовила самый первый законопроект о следственном комитете, - сказал он. - Это была концепция независимого СК, не входящего ни в какую правоохранительную структуру. Сейчас я по-прежнему остаюсь убежденным сторонником этой идеи и считаю, что надзор за деятельностью следственного комитета со стороны прокуратуры абсолютно необходим. Касаясь работы СКП за минувший год, отмечу, что появилось хоть какое-то оппонирование позиции следствия со стороны прокуратуры. Это всегда повышает шансы того, что может быть найдено законное решение, но с одной очень существенной оговоркой: кроме случаев, когда это не внутриклановые разборки, выяснение отношений или интриги. К сожалению, это часто прослеживалось весь год существования СКП. Было много негативного и неприятного, однако то, что после появления СКП прокуратура стала выступать за более осторожный подход к арестам как к мере пресечения, - очень позитивная тенденция". Видит перемены и адвокат Дмитрий Аграновский: "О том, что за год следственный комитет и прокуратура стали совершенно разными организациями, свидетельствуют слова Юрия Чайки, которые меня как адвоката не могут не радовать. Например, он не только озаботился тем, что у нас слишком много арестов, но и высказался за то, что решения Европейского суда по правам человека должны оплачивать не налогоплательщики, а непосредственно те должностные лица, которые приняли неправосудные решения. У меня такое ощущение, что со временем следственный комитет и прокуратура в своей деятельности будут расходиться все больше. Поскольку любой контроль и надзор - это благо, то прокуратура становится сейчас независима от следствия, и до нее теперь легче будет достучаться, раз это разные ведомства. Ведь одно дело - когда прокуратуре, разбирая жалобы, приходилось защищать своих, а другое дело - когда это не свои. В этом смысле создание двух независимых организаций - это благо, и соблюдение прав человека в России от этого только выиграет".
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||