СОБЫТИЯ
| ОБЖАЛОВАНИЕ ПРИГОВОРА
| ХОДОРКОВСКИЙ
| ЛЕБЕДЕВ
| ЗАЩИТА
| ПОДДЕРЖКА
| СМИ
| ВИДЕО
| ЭКСПЕРТИЗА
ПОИСК 
 

ДНИ В ЗАКЛЮЧЕНИИ: Михаил Ходорковский — НА СВОБОДЕ! (после 3709 дней в заключении), Платон Лебедев — НА СВОБОДЕ! (после 3859 дней в заключении)
Архив
Ноябрь 2010
457
14
172021
232728
     
4.09.2014
21.08.2014
21.08.2014
15.08.2014
15.08.2014
14.08.2014
14.08.2014
12.08.2014
11.08.2014
11.08.2014
6.08.2014
6.08.2014
5.08.2014
4.08.2014
23.11.2010 г.

Марина Ходорковская рассказала о своем сыне

Марина Филипповна Ходорковская: о том, каким Михаил был раньше и как изменился теперь. Интервью Нателле Болтянской.

Нателла Болтянская: Сегодняшнего Михаила Ходорковского, по крайней мере, в лицо знает почти весь мир. А какого его мир не знает?

Марина Ходорковская: Он рос в детском саду, в яслях возле завода. Но в то время трудно было достать какую-то одежду, и вдруг появились одежда из Болгарии, она была очень яркая. И я ему купила штаны такого ярко-морковного цвета с аппликациями. Так вот, все наши заводские работники до сих пор говорят: «Мы помним Мишу в красных штанах». Вот этого никто не знает.

Нателла Болтянская: А внутреннее?

Марина Ходорковская: Ну, я рассказываю обычно, - обычный ребенок, как все. Но вот, рассказываю всегда такую историю, что у них была воспитательница в детском саду, которая перед каким-то утренником не разрешила ему ложиться спать, а сказала: «Ты будешь носить стулья в зал». Он подошел к ней (это она мне сама рассказывала), «Посмотрел на меня своими, – говорит, – большими туманными глазами и сказал: «Не имеете права»». Это было до шести лет, до шести лет. «А я сказала, что я тебя заставлю. А он сказал: «Ну тогда в меня будете волочь». – И я почувствовала, – она мне ответ сказала, – что придется волочь, он не пойдет». Я сказала: «Ирина Владимировна, вы его плохо знаете. Ему надо было сказать по-хорошему: «Миша, ты сильнее всех, крупней, помоги мне стулья перенести», – он бы вам не только стулья, он вам столы принес». И вот это, по-моему, мне кажется, вот эта черта – она сохранилась до сих пор. То есть его не надо было сажать, с ним надо было говорить, если были какие-то претензии. именно, он договороспособный. Только с ним надо говорить не с позиции силы, а с позиции убеждения. И логики. Мы жили в очень безобразной квартире, наша соседка болела сифилисом. Ну, в те годы никого не отселяли, а как жили, так и могли жить, несмотря на то, что везде хлопотали. Но мне ответили на это, что я – достаточно культурный человек и знаю, как соблюдать санитарию и гигиену. Ну и соблюдали мы ее таким образом: когда Миша входил в квартиру, Боря ему говорил: «Руки назад», – чтоб ни до чего не дотрагиваться. Так что для него это было, наверное, не вновь.

Нателла Болтянская: С чего началась предпринимательская деятельность?

Марина Ходорковская: Да, я очень хорошо помню, потому что это было для нас достаточным потрясением. Поскольку ученик был очень хороший, и прочили ему достаточно большую карьеру в химической области. В десятом классе один академик водил его на симпозиум в университет. Я помню его слова, он сказал: «Так, ты, конечно, там ничего не поймешь, то, что там будет, но ты поймешь общее направление химии в мире». Так что прочили ему карьеру. А потом, в один прекрасный день, когда началась перестройка, ректор, Ягодин тогда был, он привел Мишу, еще каких-то ребят, таких энергичных, инициативных в какое-то помещение в институте, где с пола до потолка на полках лежали, как он сказал, кандидатские, докторские. И он сказал: «Ну, хорошо, и ты напишешь, и, может быть, даже блестящую. Но ее никогда никто не воплотит в жизнь, потому что промышленность и общая направленность у нас в стране, где ничего не воплощается. Поэтому вот мы вам предлагаем вот заняться тем, чтобы в стране развивалась промышленность. А для этого нужны инициативные ребята». Вот с этого и началось. Причем, как ни странно, даже Лужков принимал в этом участие. Аганбегян, Яковлев, Александр Яковлев. Вот они, собственно, уговаривали вот ряд ребят заняться бизнесом, ну, грубо говоря, бизнес или как это уже назвать, предпринимательством. Для воплощения каких-то технических вещей в жизнь. Я понимаю, что вокруг него были единомышленники. Во всяком случае, наши заводские пенсионеры звонили мне и говорили: «Миша делает все правильно». Каждый раз и в лагере, в СИЗО, когда я задаю ему вопрос о том какие у тебя бытовые условия, он всегда говорит: «Не надо об этом говорить, это меня не напрягает». Он когда-то мне сказал: «Знаешь что, ты же знаешь, я все умею: я умею постирать и вымыть посуду, и все сделать». Он у меня один рос и дома оставался с первого класса один. И когда какая-то журналистка из «Комсомольской правды», что ли, написала о том, что ей кто-то сказал, кто якобы с ним сидел, что Миша отказывался мыть пол в камере – ну я только посмеялась. Я думаю, что он мыл лучше всех и еще всех остальных тоже заставлял содержать в чистоте.

Нателла Болтянская: С 2003 года Михаил Борисович находится в условиях несвободы. Вы, видя его нечасто, достаточно ограниченное время, какие изменения видите в нем?

Марина Ходорковская: Ну, семь лет – это семь лет. Человек меняется и на свободе за семь лет. А за семь лет таких испытаний, естественно, человек сильно меняется. Я бы сказала, эти изменения положительные, а не отрицательные. Он стал как-то мудрее, он пересмотрел многое из того, о чем раньше он не мог задумываться из-за вот такого невероятного темпа жизни, который обусловлен был огромным предприятием, которым он занимался. Поэтому изменения, конечно, есть. Я бы сказала, он стал умнее и мудрее. И мягче, как ни странно. Когда он занялся бизнесом, я, конечно, была против этого. Против. А это на уровне генов. В свое время моя мама рассказывала (это я вообще знала как все, из литературы тоже), что когда голод был, революция, а потом наступил НЭП, вот там, где Манежная площадь, это же был Охотный ряд – рынок. И говорили, что буквально в январе появились, вот как сейчас, клубника в корзиночках и свежие огурцы, и все стало дешево. Ну, тогда еще были живы, видимо, старые связи у купцов или каких-то промышленников. И мама всегда говорила, что: «Я пошла на рынок и за какие-то маленькие деньги купила два десятка яиц, и мы с папой сделали яичницу, и первый раз, – говорит, – наелись, за все эти годы». А потом их всех посадили. И когда Миша занялся бизнесом, и вот какой-то был разговор об этом, я ему сказала: «Миша, а тебя не посадят?» А он сказал: «Мама, ты что?! Сейчас перестройка, сейчас все по-другому. Сейчас совершенно этого не вернется ничего». Но вот этот червяк, он во мне сидел все годы. Потому что мне всегда казалось, что опять будет то же самое: сначала дадут людям что-то сделать для страны, для себя, а потом это все отберут. Так оно и получилось.

Нателла Болтянская: В последнем слове он сказал, что он – человек идеи. Идея, которую он отстаивает сегодня, понятна. А вот до 2003 года какая была идея, его идея?

Марина Ходорковская: Вы знаете, тогда, наверное, была идея, как он всегда говорил, что каждый должен заниматься своим делом. Вот сейчас ему все время прочат что он хотел заняться политикой, он никогда не хотел заняться, он всегда говорил: «Вот мне дано делать деньги государству». Вот, наверное, это была идея.

Нателла Болтянская: Можете вспомнить самый какой-нибудь яркий подарок, который был сделан вам, например?

Марина Ходорковская: Вот один раз, могу сказать, он был в Арабских Эмиратах и приехал ко мне в день моего дня рождения, прямо с самолета. Вынимает из портфеля ювелирную коробочку. Открывает, а она пустая. По-моему, если б там лежало, не знаю, что, ну, бы мне не досталось такого удовольствия, как посмотреть на его физиономию. Я так хохотала. Потом он восстановил вопрос: он это купил, пришел, положил на тумбочку, в номере, и побежал расплачиваться за гостиницу. Но, видимо, в это время кто-то зашел, понимая, что человек не будет смотреть, а сунет в чемодан. Это было очень смешно.

Нателла Болтянская: А что он будет делать, когда он выйдет из-за решетки?

Марина Ходорковская: Смотря когда выйдет, смотря что будет со здоровьем. Но я думаю, что ему сейчас надо отдавать долги детям.

Нателла Болтянская: Дети «Кораллова», дети, которые воспитываются здесь в лицее, я понимаю, что в какой-то степени для них он – икона. В какой-то степени. Но вот помимо этой иконности, что еще для этих детей «Кораллова» Михаил Борисович Ходорковский?

Марина Ходорковская: Понимаете, вот я вам могу привести такой пример, я говорю, конечно, о старших детях, которые уже что-то понимают. Во-первых, вот эта речь его, они ее слушали, прослушивали по несколько раз, она произвела на них большое впечатление. А в пошлом году или в позапрошлом один одиннадцатиклассник, когда на ЕГЭ была тема такого плана: «С кого я беру пример» – он написал, с кого он берет пример. Мальчик – полный сирота. Мы очень испугались, что он не сдал ЕГЭ, и что он будет делать. Он получил хорошие очень баллы.

Нателла Болтянская: Тех, кого нельзя назвать поклонниками Михаила Борисовича, можно, с Вашей точки зрения в чем-то убедить? Сторонников идеи «вор должен… и так деле»?

Марина Ходорковская: Нет, я не считаю. Я считаю, что каждый человек имеет право на свое собственное мнение. Единственное, у меня только вот ощущение, что вот эти люди, которые так говорят, они просто ничего не знают. Они не читали, не слушали, что они не в теме. Просто классовая ненависть – вот и все. Потому что те, кто, даже из людей несогласных, но которые вошли в тему по-серьезному, они так не говорят.

Нателла Болтянская: Достаточно острый интерес, который проявляет к процессу общество, и не только в России, может быть, этот интерес только мешает?

Марина Ходорковская: Люди спрашивают, на разных уровнях, а помогают ли их какие-то действия вот процессу и прочее. Я на это ответила, что, возможно, если бы его забыли, то его постигла бы судьба Магницкого.




Комментарии
Ольга Исаева | 23.11.2010 19:11
"если бы его забыли, то его постигла бы судьба Магницкого."
Не забудем никогда!
Marina | 24.11.2010 06:10
"Сегодняшнего Михаила Ходорковского, по крайней мере, в лицо знает почти весь мир"

Мы помним Михаилa Борисовичa и не забудем никогда
Владимир Сергеевич | 23.11.2010 19:50
Много раз, публично, на этом сайте Прессцентра я объяснялся в любви к фантастически красивой, мудрой, обаятельной Марине Филипповне за её великую материнскую душу. Эта удивительная женщина даёт надежду всей России - пока есть такие мамы, Россия не пропадёт. Но кем же надо быть, что надо носить в груди вместо сердца, чтобы грубо, жестоко, несправедливо, противно закону, справедливости и самому здравому смыслу отнять сына у таких родителей, как Ходорковские и отнять у малых детей такого отца, как Михаил Ходорковский.
Именно атмосфера недоверия, насилия, страха, озлобленности сгустившаяся в нашей стране за последние годы до опасных пределов делает жизнь в нашем общем доме всё более безрадостной и опасной. А лечатся все наши хвори, прежде всего, любовью к ближнему, милосердием, терпением, прощением, покаянием… Других лекарств Господь нам не дал. Об этом и напоминает всем нам великая женщина и замечательная мама Марина Филипповна Ходорковская.
Низкий ей поклон и любовь.
В.С. Демченко.
рыба | 23.11.2010 20:40
Марина Филипповна! Я верю, что Вы встретите своего сына на свободе! Вы очень мужественная и мудрая Женщина. Я верю, что Михаил и Платон принесут много пользы моей многострадальной стране. Хочется верить!
Александр Зиновьев | 23.11.2010 20:50
Очень похоже... на мою жизнь... Только я старше и всё было... иначе...
Но, случись... подобное... и мне бы сидеть! Потому как я совершенно ПОНИМАЮ, что всё, что я понимаю, как сволочизм всех, кто крутил вертел при Ельцине, сегодня...имеют силу... непоборимую...
Весь, сколько-то умны народ совершенно не принимает всю эту Кремлёвскую гадость... А им как коту в басне Крылова. Начхать!
iren | 23.11.2010 21:01
Марина Филипповна!
У Вас замечательный сын.
Мы его любим, не сомневайтесь.
Такие Человече,
всегда живут на опережение.
Низкий Вам поклон
и спаси Господи.
Ада | 23.11.2010 21:59
С огромным удовольствием послушала интервью с Мариной Филипповной.
Чудесный, умный сын у замечательной, мудрой мамы.
Совершенно верные рассуждения. В отношении того, что люди, которые не питают симпатию (или остаются равнодушными) к Михаилу Борисовичу, по причине той, о которой предположила Марина Филипповна - они не в теме.
Вчера я слушала мнения людей из разных городов на сайте "ютуб". Мнение Марины Филипповны подтверждается. Те, кто не следят за этой острой, значимой для думающих темой, не могут четко обозначить свою позицию, аргументированно, давая понять, что позиция сформировалась на основе неустанного анализирования и желания понять.
Большой уважение Марине Филипповне.
Всем сердцем желаю и ей, и Борису Моисеевичу, и их уникальному сыну - Михаилу Ходорковскому.. сил, выдержки, стойкого здоровья, скорого освобождения!
Igor | 23.11.2010 22:48
МФХ - "Люди спрашивают, на разных уровнях, а помогают ли их какие-то действия вот процессу и прочее. Я на это ответила, что, возможно, если бы его забыли, то его постигла бы судьба Магницкого".

Наши электрические зарядики в виде выступлений, комментариев, сливаются воедино, создавая мощный электрический конденсатор, способный поломать и даже взорвать Верховную Машину.
Властьдержащие отлично понимают, как бы они не пытались согнуть, поломать нас путем несвободы, репрессий, обезличивания и обездоливания, выполнить до конца эту силовую перегрузку невозможно.
Невозможно потому, что мы несжимаемы как вода, потому что российский народ столько вынес, столько выдержал, что пришедшая к власти хунта чекистских полковников беспомощна против воли и духовной силы народа.

Чем они сильнее давят на нас, тем сильнее сжимается пружина сопротивления, вспомните разговор маленького Миши и воспитательницы. Любое насилие вызывает сначала скрытое, а затем взрывное сопротивление. Началом этого может стать очередной срок заключения МБХ и ПЛЛ.
Судья Данилкин не герой, не Александр Матросов, чтобы ложиться грудью на амбразуру с названием Кремль, конечно, нет, ну, а если так это положит начало импульса короткого замыкания.
Конечно, я не могу назвать сроки, знаю только, что ЭТО СОВСЕМ БЛИЗКО!
Ада | 23.11.2010 22:56
Молюсь... надеюсь.. болею.... за здоровье Михаила Ходорковского.
Нет на земле справедливости....
У выдающихся, светлейших отнимается жизнь.. бесконечно страдаю...

Мысль от бессилия убивает.
Я ощущаю себя в тюрьме.. вся наша страна - нескончаемый карцер.
И только такой как Михаил Ходорковский, освободил бы всех нас, окажись по волшебству сам свободным.
Лариса П. | 23.11.2010 23:45
фантастической силы духа женщина... воплощение Матери и Единомышленника..но... я каждый раз рыдаю, когда слушаю ее или встречаюсь взглядом....
Елена | 23.11.2010 23:46
Может быть, для МБ бытовые условия тюрьмы не имеют значения. А я, например, часто вспоминаю о том, что во времена сталинских репрессий НКВД использовало такую пытку: человека помещали в очень маленькую камеру, метр на метр, и держали там от нескольких часов до нескольких дней, после чего человек во всем признавался. МБ и Платона Лебедева вместе держали в клетке метр на два более полутора лет. Знаете, я не помню, чтобы я в жизни кого–нибудь ненавидела. Так вот, наблюдая за тем, как Путин, Сечин и их прихвостни издеваются над МБ, я узнала это чувство: холодную, чистую, как спирт, ненависть со всеми вытекающими последствиями.
Лариса П. | 24.11.2010 00:09
Елена,
"я узнала это чувство: холодную, чистую, как спирт, ненависть со всеми вытекающими последствиями."
Абсолютно аналогично...жжет внутри... перекрывает дыхание.. сжимает челюсти, кулаки......
Лариса П. | 24.11.2010 01:00
IMM_X
спасибо за ссылку. Весь материал по этой теме публикую где только возможно. Сарафанное радио-единственное, что поможет нам сломать эту чертову вертикаль, что так свято верует, что управляет нами.....
Лариса П. | 24.11.2010 01:08
Друзья,
скоро Новый Год. Вне зависимости от приговора, на попечении МБХ и его родителей были и остаются дети. Для которых этот праздник - настоящее волшебство, ВЕРА и НАДЕЖДА в самое наилучшее. Эти дети-наше с вами будущее. Эти дети-большая ответственность и переживание Михаила Борисовича и его родителей, давайте все вместе подарим им праздник!
http://svobodumbh.ru/forum/15-89-1
Александров | 24.11.2010 09:22
Любовь матери к сыну безгранична! И наверное Михаил Борисович безгранично любит свою мать и своего отца.У родителей только один сын.У сына только одни родители. Как грустно читать это интервью!
Swettlana | 24.11.2010 11:27
Не могу я это комментировать. Вместо комментария - горькие слезы. Что ж за каменные сердца за зубчатой стеной? Людоеды.
Станислав | 24.11.2010 16:44
Дорогая Марина Филипповна! Всё будет хорошо!!!
С уважением, Станислав
Наталья | 24.11.2010 19:28
Так хочется, чтобы у Вас всё было хорошо, ведь это просто невозможно, просто возмутительно, семь лет... Здоровья Вам, спасибо Вам за доброту и свет.
Никита Андреевич Каюров | 25.11.2010 03:43
Надеюсь, что именно такие люди, как Ходорковский и Лебедев будут строить новую Россию. Достаточно нам клептоманов во власти.
stroeva.svetlana@mail.ru | 03.12.2010 20:29
Марина Филипповна! Всё будет хорошо, нужно только верить в это! С уважением, Светлана
Пресс-секретарь Кюлле Писпанен: +7 (925) 772-11-03
Электронная почта
© ПРЕССЦЕНТР Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, 2002-2014
Мы не несем ответственности за содержание материалов CМИ и комментариев читателей, которые публикуются у нас на сайте.
При использовании материалов www.khodorkovsky.ru, ссылка на сайт обязательна.

Rambler's Top100  
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru