СОБЫТИЯ
| ОБЖАЛОВАНИЕ ПРИГОВОРА
| ХОДОРКОВСКИЙ
| ЛЕБЕДЕВ
| ЗАЩИТА
| ПОДДЕРЖКА
| СМИ
| ВИДЕО
| ЭКСПЕРТИЗА
ПОИСК 
 

ДНИ В ЗАКЛЮЧЕНИИ: Михаил Ходорковский — НА СВОБОДЕ! (после 3709 дней в заключении), Платон Лебедев — НА СВОБОДЕ! (после 3859 дней в заключении)
Архив
Апрель 2011
    23
910
1216
24
30 
4.09.2014
21.08.2014
21.08.2014
15.08.2014
15.08.2014
14.08.2014
14.08.2014
12.08.2014
11.08.2014
11.08.2014
6.08.2014
6.08.2014
5.08.2014
4.08.2014
12.04.2011 г.

«Да, я - патриот»

Die Welt, 12.04.2011

(Пресс-центр публикует оригинальный русский текст ответов Михаила Ходорковского. Вопросы немецкого издания приведены в той редакции, в которой их видел интервьюируемый).

Адам Михник когда-то так сказал об Андрее Сахарове: «Протест против неправильной политики государства был его формой патриотизма», - Вы бы смогли назвать себя патриотом в этом смысле?

Мне небезразличны репутация и будущее моей страны. Я готов платить дорогую цену за отстаивание того, что считаю правильным для России. Да, в этом смысле я - патриот.

В своем заявлении на суде в октябре 2010 года Вы сказали: « Надежда – это главное в жизни», - на что Вы надеетесь?

Моя надежда заключается в Вере в свою страну. Мы продолжим свой путь к демократии, уважению человека и верховенству права.

Процесс против Вас и Платона Лебедева напоминает показательные процессы Сталина в 30-е гг., когда сначала Сталин объявлял приговор, а затем уже суд подтверждал это решение – таким образом, в отношении законности, независимости судебной системы, кажется, ничего не изменилось с тех пор?

Я читал сталинские резолюции: «предать суду и расстрелять». Я слышал Путина: «должен сидеть в тюрьме» с пояснением, что именно должен будет содержать второй приговор. «Гуманизация» очевидна. Понимание независимости суда у юриста Путина и бандита Сталина - одинаковое.

24 декабря 2010 года президент Медведев заявил, что до вынесения приговора по делу Ходорковского никто из государственных лиц не имеет права высказываться на этот счет. Это заявление премьер министр Владимир Путин, очевидно, проигнорировал. Действительно ли Дмитрий Медведев всерьез настроен на реформы или же он вместе с Путиным играет в «доброго» и «злого полицейского»?

Медведев – человек с демократическими убеждениями, и он хочет реформ. Увы, хотеть - мало. С практическими возможностями претворить свои желания в жизнь - проблема. Результат – очевидная непоследовательность.

Существует ли какая-то альтернатива «путинизму» в России?

Если под «путинизмом» понимать мягкий авторитаризм, сырьевой тренд развития экономики и некачественное управление (архаичное управление страной), подпитываемые высокими ценами на углеводороды, то альтернатива, несомненно, есть.

Россия – страна с европейской культурой, и никакие нормальные модели нам не чужды. Исторически наша страна всегда шла общеевропейским путем. Нынешний этап – этап «торжества реакции», обычный для большинства революций. Многие наблюдатели с марксистским (экономическим) подходом говорят о развитии капитализма, однако более широкий подход, основанный на правах человека, позволяет заметить, что «маятник свобод», в том числе уважения к частной собственности, достигнув локального максимума в конце 90-х (перед кризисом 1998 года), потом замер на какое-то время и пошел назад. Возможно, крайняя «возвратная точка» была в 2008-2009 гг. С тех пор опять замер.

Коммунизм уничтожил гражданское общество в России, Вы же активно содействовали его возрождению, поддерживали благотворительные проекты. Это должно было только приветствоваться в стране, восстанавливающейся после 70-летнего тоталитаризма. Так почему же Путин до сих пор мстит?

Путин – не коммунист, он автократ, сторонник госкапитализма. Многие европейские страны прошли через что-то подобное в начале прошлого века. Он пока избегает «крайних форм», но категорически не приемлет влиятельной независимой оппозиции, баланса сил за пределами собственного окружения. Я же сторонник именно такой модели – системы «сдержек и противовесов», включающей сильное гражданское общество. Все остальное –психологические особенности его личности.

Некоторые говорят, что КГБ был «государством в государстве», однако сейчас ФСБ и остальные «силовики» «и есть государство» - Вы согласны с этим?

Несомненно, силовая корпорация является основой нынешнего режима. Опасность сложившейся ситуации власть осознает, но и вводить общепринятые в демократических странах формы гражданского контроля не хочет, т.к. это реальный переход к иной, конкурентной политической модели. Силовик–харизматик, желающий занять их место –страшный сон власти, который сбывается, как показывает практика.

Кажется, что менталитет «силовиков» и анти-западничество, осаждающие российское общество, неплохо прижились – почему?

Поиск и демонстрация народу «врагов», внешних и внутренних, – общая (и достаточно эффективная) реакция многих европейских политиков на тяжелые времена. Россия в этом смысле - не исключение. «Реалполитик», часто демонстрируемый европейской элитой, вызвал глубокое разочарование неравнодушных людей в России, неверие в искренность декларируемых ценностей. Все очень обычно.

Была ли передача финансового благосостояния от олигархов к «силовикам» неизбежной?

Определенный возврат к авторитарной модели был неизбежен. Вопрос «персоналий» мог решаться по-разному, как разной могла быть и степень возврата. Причина, на мой взгляд, в следующем.

Для тех, кого обычно называют «олигархами первой волны», кроме, может быть, Березовского, непосредственное получение государственной власти в действительности не являлось целью. Собственно, поэтому термин «олигархи» - неправильный по отношению к ним.

Все-таки все мы - ельцинская команда - собирались на этапе борьбы за демократию, дрались за нее. Много раз рисковали и жизнью, и свободой, не говоря уж о благосостоянии.

Конечно, мы не идеальны. Кто-то смелее, кто-то трусливей… Но чтобы действительно стать «олигархами», нужно было совсем не быть демократами.

А создать самоподдерживающуюся демократическую модель ни Борис Николаевич, ни мы не успели.

Что случилось с движением за права человека, независимыми журналистами, независимыми правозащитниками, которые обнаружились по всей России во время Перестройки? Куда они все пропали?

Многие прежние «несогласные» нашли выход в фактической эмиграции, кого-то купили, а приход нового поколения требует времени. Но многие продолжают свою борьбу. Пусть их и не пускают в «телевизор», перекрывают источники финансирования, но люди не сдаются, и в интернете, печатных СМИ весьма заметны.

Вы родились и выросли в СССР, были членом Комсомола – как и когда Вы узнали о ценностях плюрализма и свободной торговли?

Задатки вольтерьянца у меня были с детства, а, значит, - их заложили родители. Потом повезло с ректором ВУЗа Г.А. Ягодиным, и с человеком, рядом с которым довелось работать, – Б.Н. Ельциным. Понимание важности плюрализма мнений, уважение к альтернативной точке зрения закреплено ими.

Сами же механизмы современной демократии мне показал и помог понять очень хороший человек – американский конгрессмен, бывший узник концлагеря Том Лантос.

О «свободной торговле» я узнал, как и все мои сограждане, в конце 80-х гг., с выходом закона «О кооперации», но действительному пониманию проблемы обязан правительству «младореформаторов» во главе с Егором Гайдаром.

Современные же рыночные механизмы постигал постепенно, благодаря опыту взаимодействия с западными компаниями, от иностранных сотрудников компании, имевших большой опыт работы в рыночных условиях. Среди них - замечательный американский юрист Сара Кэри, прекрасные финансисты – француз Мишель Сублен, немец Франк Ригер, американец Брюс Мизамор и многие другие. Было у кого учиться.

Что стало причиной Вашей оппозиции по отношению к Путину?

Ключевой точкой для моего перехода к неприятию политики В. Путина стал разгром НТВ – ведущего независимого телеканала. Я не признаю и его методов борьбы с оппозицией. Он начал восстанавливать авторитарный режим, пошел в сторону госкапитализма, или, точнее, - бюрократического капитализма, основанного на «кормлении».. Это отход от того, за что я боролся, находясь в команде Б.Н. Ельцина с 1990 года.

Варлам Шаламов писал: « Лагерь – отрицательная школа жизни целиком и полностью. Человек – и обвиняемый, и заключенный – никогда не должен там быть», - после того, как Вы провели несколько лет в отдаленной российской исправительной колонии, что Вы чувствуете, читая такие строки?

С огромным интересом прочитал произведения В. Шаламова. Он помог мне понять сущность той системы, к наследникам которой я попал в руки. Многое изменилось, но существо - стремление к моральному уничтожению личности - осталось. Бороться можно, хотя и тяжело.

Шаламов также пишет, что также пишет, что вопрос о трудовых лагерях является главным вопросом 20-го века, что уничтожение человеческого существа при помощи государства оставило психологический отпечаток на многих семьях. Были ли члены Вашей семьи узниками ГУЛАГ, и, если да, то как это повлияло на Вашу семью?

В моей семье, к счастью, репрессированных не было, но понимание этой проблемы было.

Семья вообще интересная. Дед воевал в гражданскую, был большевиком. Его исключили из партии в 1924 году за венчание с бабушкой. Бабушка - из обеспеченной дворянской семьи. Ее отец остался в России после революции. Но судьба его пощадила.

Мои родители ненавидели советскую власть, но от меня это скрывали. Понял я это только тогда, когда мама очень резко отозвалась о моей работе в комсомоле. И то, понял не сразу.

Можете ли Вы немного рассказать о своей жизни в исправительной колонии? Все читали Солженицына и Шаламова, но мало что известно о том, какие условия в лагерях современной России.

Колония – не лучшее место для жизни, но гораздо лучше, чем тюрьма, где я нахожусь 6 лет из 8. Для меня были созданы «особые условия». Начальник колонии прямо сказал в суде, что ему приказали «осложнить мне жизнь». Штрафной изолятор, специальный надзиратель, – в общем, получил массу впечатлений. Один из заключённых, кого приставили за мной шпионить, ночью ударил меня ножом в лицо. Видимо, его нервы не выдержали давления. Так что не шаламовский ГУЛАГ, но и своих «удовольствий» хватало.

В своей статье Вы писали, что много читаете в тюрьме, не могли бы Вы сказать, что именно читаете? Помогают ли Вам книги справиться со стрессом? Как Вам удается сохранять достоинство?

Я читаю книги двух типов: фантастику и специальную литературу (кроме газет и журналов). Специальная литература – это то, что мне нужно для работы. В меньшей степени это касается уголовного дела, которое, вследствие своей заведомой абсурдности, не требует какого-то глубокого «копания».

Но одновременно я продолжаю писать статьи. Сейчас занимаюсь более фундаментально вопросами государственного управления. Тема, интересующая меня давно. Более 20 лет назад даже получил соответствующее образование, но потом применял его только в области корпоративного строительства. Сейчас «появилась возможность» и вспомнить, и обобщить опыт, и посмотреть, что изменилось в науке.

Фантастика же – это хороший способ отвлечься, перенестись в другой мир, за пределами камеры.

В отличие от многих нынешних молодых людей, более приученных к непосредственному восприятию «картинки» с экранов мультимедиа, мое поколение тренировало мозг к переводу текста в зрительные образы. Когда я читаю хорошо написанную книжку, то вижу не сам текст, а сразу воображаемую картинку, но, в отличие от телеэкрана, здесь я могу сам регулировать «скорость просмотра» и «глубину детализации». Да и приличных книг больше, чем приличных фильмов.

Прямо сейчас я буду читать «Королеву Марго», а может, «Иствикские ведьмы» (иногда читаю несколько книг параллельно).

По работе же у меня «на столе» Тойнби и сборник по политической психологии.

Что же касается достоинства, то его сохранить сейчас несложно. Голодом и холодом теперь не морят. Моральное давление – уже привычный фон. Не обращаю внимания. Лишь фиксирую и классифицирую применяемые приемы, типа делания гадостей в день рождения или накануне праздников. Но это чисто автоматически. В общем-то мне все равно.

Главное – меня поддерживает семья и те люди, которых я уважаю. Остальное гораздо менее важно.

Вообще же в тюрьме тяжелее молодым, тем, у кого нет привычки к самодисциплине, кому нечего вспомнить и не о чем подумать. Нам – людям постарше – проще. Только вот семья…




Комментарии
vdemchenko | Владимир Сергеевич Демченко | 12.04.2011 10:38
Михаил Ходорковский: "Понимание независимости суда у юриста Путина и бандита Сталина - одинаковое".

ПРИГОВОР ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ И ОБЖАЛОВАНИЮ НЕ ПОДЛЕЖИТ.
proc | proc | 12.04.2011 19:10
Во времена Третьего царства Израильского многие иудеи были рассеяны, и жили в богатых княжествах и царствах земных;
И во многих царствах были олигархи иудейские, которые продавали и покупали, и вели дела, и жертвовали синагогам, и отдавали часть от сокровищ своих в казну Израильскую.
Во время оно, был на земле Кесарь Итериан, Император Римский, прозванный Солнцеликим,
прославленный тем, что легионеры его убивали варваров даже и в отхожих местах;
И правил он Третьим царством Римским, которое было царство Северное; было же сие царство шире всех прочих царств земных, и занимало седьмую часть суши, от края небес и до края.

Вот, жили в царстве Римском, Северном, олигархи иудейские, и владели колодцами, в которых было черное золото, глубина же тех колодцев была до самой преисподней земли. И олигархи иудейские меняли черное золото на золото человеческое, и умножали богатство, и росли сокровищницы их.

http://povischuk.livejournal.com/7922.html
proc | proc | 12.04.2011 19:10
И повелел Кесарь созвать всех олигархов иудейских, и сказал им, что недоволен богатством их и вольностью их;
И повелел всем олигархам своей властью императорской, чтобы они отдавали от своих сокровищ десятину и еще треть десятины в казну Римскую, по законам Империи; и сверх того единую десятину в тайную сокровищницу Кесаря Императора.
Был же среди олигархов один по имени Михаил, из рода Ходоров, который был мудрее и богаче всех прочих,
и дела его были успешнее, чем у всех олигархов иудейских и римских купцов; и чинились в надлежащее время трубы его и колодцы его, и кузницы, и была его сокровищница больше всех прочих;
По закону же галахи не был Ходор иудеем, ибо мать его была римлянкою; однако же, раввины всей земли признавали его таковым, потому что был он мудр, и смекалист в делах, и добродетелен и праведен, и соблюдал закон Моисеев, и жертвовал из сокровищ своих в казну Израильскую, и помогал синагогам и общинам Римским;
Был же Ходор честен перед законами Римскими, и были его дела чисты и счетные книги прозрачны, как горная река и как хрусталь и как слеза младенца.
И римляне, подданные Императора, любили Ходора, потому что он помогал многим бедным, и не давал в рост и не наживался лихвою;
И творил благо, и кормил голодных и сирых и одевал нагих, и привечал странников, и строил жилища для бездомных и училища для детей римских, и платил учителям, чтобы они учили отроков и юношей.
http://povischuk.livejournal.com/7922.html
proc | proc | 12.04.2011 19:10
Вот, узнал Кесарь все про дела Ходора, и позавидовал добродетели его, потому что сам он был не столь добродетелен;
И убоялся, что подданные его возлюбят Ходора сильнее, чем его самого, Кесаря Императора Солнцеликого, и возревновал лютой ревностью, и взыграл страшной силой гнев его;
И призвал Кесарь Ходора, и повелел ему отныне приносить половину прибывающих сокровищ в тайную сокровищницу Императорскую.
Ходор же собрал всех глашатаев царства Римского, и объявил перед всеми патрициями: вот, был я честен перед законами Римскими и платил подати, сколько положено, Кесарю же Императору не сделал никакого зла, и не заслужил гнева его; того же, что он требует от меня, не исполню, ибо сие есть мзда неправедная.
И отверг Ходор приказание Кесаря.
Кесарь же рассвирепел, и повелел легионерам своим схватить Ходора, и посадить его в темницу; судьям же велел написать клевету, будто преступал Ходор законы Римские.
И был судьями написан свиток в сто тысяч слов, и каждое из сих слов было лживым и клеветническим; и назвался тот свиток свитком Ходорковским;
Затем посетил Кесарь в темнице Ходора, и сказал ему: знай же отныне и вовек, что мои суть все законы Римские, и слово Кесаря выше закона писаного;
Вот, писано в Писании вашем, что служил Иаков за Лию семь лет, и потом семь лет за Рахиль; подобно сему будешь ты сидеть в темнице семь лет, и после семи еще семь;
Подданным же своим сказал Кесарь: не жалейте его, ибо кровь на руках его. И много раз повторяли глашатаи всем сии слова Императора.
http://povischuk.livejournal.com/7922.html
proc | proc | 12.04.2011 19:13
Михаил же Ходор по галахе не иудей, но деяния его прославили народ Божий, потому что был праведен во всем, и мудр, и трудолюбив и успешен, и помогал людям, и были дела его чисты и счетные книги прозрачны, как горная река и как хрусталь и как слеза младенца;

И за свою добродетель впал в немилость тирана жестокого, и когда тот оклеветал его и судил судом неправедным, вот, мы не вступились за него;

По закону Моисееву не положено употреблять во зло тайное знание Каббалы;

Мы же не будем употреблять сие во зло, но только ради изменения чисел счетного свитка, который лежит в книгохранилище Кесаря Римского.

Прикажите же послать тайных гонцов к Кесарю, и да освободит Император Ходора из темницы, и мы спасем его от смуты в царстве его;

И да войдет первосвященник в Святая Святых, и употребит тайное знание Каббалы, и обратит время, и изменит числа;

И принял Император Римский гонцов во дворце своем, и приказал освободить из темницы Ходора;
bella_leyfer | Bella Leyfer | 12.04.2011 20:51
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА-ОСВОБОДИТЬ ИЗ ТЕМНИЦЫ
alena | Алёна | 12.04.2011 23:13
Браво!
doctor7777 | Alex | 12.04.2011 11:01
Михаил, держись! Будет и на твоей улице праздник! А "ввп & Co" ждет участь сталина и троцкого
nkaterli | Нина Катерли | 12.04.2011 11:10
Спасибо, Михаил Борисович! Все, кто Вас поддерживает, уважает и борется за Ваш освобождение, понимают патриотизм именно так, как Вы его понимаете.Помните, Вас поддерживает множество граждан( а только они и имеют право считать себя гражданами России, а не бессмысленной толпой).Их с каждым днем становится больше. И я, как и Вы, верю, что Россия станет свободным демократическим государством, а не "тюрьмой народов". Вы ведете себя героически, отстаивая все, что нам дорого и необходимо. Так что-пусть эти слова уже стали банальностью- ЗА ВАШУ И НАШУ СВОБОДУ!
Rich_Richmond | Ричмонд Рич Джонотан | 12.04.2011 11:12
Михаил Ходорковский, Стал олицетворением для многих граждан России, угнетённые властью люди, стоят у пропасти, перед которой сидит-стоит Михаил Ходорковский. Стена, за которой пропасть. Путин, изгоняет всё самое перспективное из России, ненавидит свободную молодёжь, презирает стариков, выдавливая им по капле прибавку к пенсии, а заслуги себе все вешает на трусливую грудь. Спрятав Ответственного человека, государственно думающего патриота, путин думал, что стал сильным. Нет, он стал никем, Михаил Ходорковский стал Государственным человеком, Другом и символом Свободы в России. Уважаемый Михаил Борисович, я тоже патриот, мы Патриоты России обязаны спасти Россию от сталинской репрессии, путинского режима, от нищеты российский народ. Ричмонд Рич Джонотан
mikat | Михаил Самуилович Качан | 12.04.2011 11:15
Достойные ответы, Михаил Борисович!
Как бы мне хотелось, чтобы Вы вышли на свободу!
ttm | Татьяна Лобанова | 12.04.2011 11:32
Как я рада Вас слышать, Михаил Борисович!!!
bui | Игорь | 12.04.2011 11:36
Шпаненок лахтин тоже себя патриотом считает, почувствуйте разницу. :)
softgaz | Юрий Гиммельфарб | 12.04.2011 11:45
Михаил Борисович, не теряйте надежды!
Честные люди на Вашей стороне!
vomilku | Климов Вадим Валерьевич | 12.04.2011 11:45
Правильнее было бы сравнить именно Дмитрия Анатольевича Медведева с Иосифом Виссарионовичем Джугашвили (псевдоним Сталин) из-за сомнительных инициатив Дмитрия Анатольевича Медведева таких как
а) «новые миграционные правила» для коренного населения, когда "всех на целину" ( http://infox.ru/authority/state/2010/07/03/Myedvyedyev_poruc­hil.phtml );
б) «заселение освоенных земель иностранцами», когда иностранцам упрощаются регистрации опять же в ущерб высококвалифицированному коренному населению ( http://readers.lenta.ru/news/2011/03/23/foreigners/ ).
Ingwar | Игорь Борисов | 12.04.2011 11:49
"Моя надежда заключается в Вере в свою страну. Мы продолжим свой путь к демократии, уважению человека и верховенству права".

Михаил, страна изменится и поднимется только при одном условии - при обращении к Богу. Если искренно уверует значительная часть населения. Ну, хотя бы, 10 Лотов на Содом :-)

Давайте же и мы будем иметь Веру только в Него и на Него уповать.

Пусть весь мир против нас, лишь бы Он был с нами. Это лучше, чем наоборот.

Держитесь! Силы Вам и Вашим родным!
elena_r | Елена | 12.04.2011 11:49
Дорогой, глубокоуважаемый Михаил Борисович! Больно читать Ваши мысли из-за осознания незаслуженного трагизма Вашей судьбы, судьбы Ваших родных, всех нас... То же самое - про Платона и всех пострадавших ваших коллег...
С огромным сочувствием и надеждой, Елена
bella_leyfer | Bella Leyfer | 12.04.2011 13:11
Вы нашли точные слова...Обращаясь ко всем пострадавшим в деле Юкоса,невероятно больно,больно осознавать незаслуженный трагизм вашиж судеб,его знаковый смысл в развитии России,собственное бессилие.Ваши воля к восстановлению справедливости ,честь,порядочность,мужество вызывают огромное уважение и осознание незаурядности ваших личностей.Свобода не бывает ,не может быть банальностью-СВОБОДУ!Как я однажды писала-даже черная полоса неудач может,а в вашем примере -должна и будет взлетной!
Ingwar | Игорь Борисов | 12.04.2011 16:22
Почтеннейшие дамы! Рассуждая о незаслуженном трагизме, вы игнорируете волю Бога. А Всевышний порой даёт суровые испытания именно тем, кого Он любит.

Михаил несёт свой крест с честью и достоинством. Надеюсь, что недалеко то время, когда именно он станет президентом новой России.
bella_leyfer | Bella Leyfer | 12.04.2011 19:50
Ключевое слово-незаслуженный,воля бога и воля г-на Путина даже для меня -доктора -атеистки - вещи разные.Опять же ,как доктор,постоянно вмешиваюсь в волю бога-иначе и лечить-то некого будет.смеюсь.Как Вы сами к этому относитесь-к докторам и ,например,хотели ли бы Вы сами быть так же ,как Михаил Ходорковский,быть отмеченным незаслуженным трагизмом Вашей судьбы,смеюсь.Прошу прощения за отвлеченный ответ (на отвлеченный комментарий).Михаил Ходорковский и Платон Лебедев всегда и везде ведут себя достойно,это -не повод держать их в заключении ,грустно шучу.
Ingwar | Игорь Борисов | 12.04.2011 21:21
У меня свой трагизм - нищета при трёх дипломах и правильно растущих руках. Но когда гляжу вокруг, вижу людей, которым во много крат хуже.
Путинский паханат медленно, но верно переселяет нас, провинциалов, на кладбища. Население нашей приграничной Псковской области (только по официальным данным переписей) за период с 2002 года по 2010 сократилось на 90 тыс. человек, с 760 до 670 тысяч.
Вы не сможете представить, а я не смогу передать, в какой нищете живёт псковская деревня. Это надо видеть.
Система здравоохранения разрушена уже почти напрочь.
Но начинать нужно всё равно с обращения к Богу. Иначе - тщета.
Я раньше тоже был атеистом, офицером космических войск. Потом прозрел.
Что касается старшего карлика, воблоглазого, с гэбэшным погонялом "Моль", то надеюсь, что он сам скоро предстанет перед судом.
ХОДОРКОВСКОМУ - ВОЛЮ! ПУТИНУ - ШКОНКУ!
bella_leyfer | Bella Leyfer | 13.04.2011 10:13
Грустно и страшно .
70UK | Alina | 12.04.2011 20:36
Не углубляясь в теологические изыски - одного этого проявления воли Вашего всевышнего должно быть достаточно здравомыслящему человеку, чтобы перестать в него верить. Любовь его с оттенком садизма, а дамы абсолютно правы, что игнорируют.
Ingwar | Игорь Борисов | 12.04.2011 21:34
Раньше я тоже был "здравомыслящим человеком" и рассуждал подобно вам. Потом приобрёл крупицу разума (не путать с умом, заходящим за разум).
Оттенков садизма у Бога нет. Просто не каждому дано видеть Его мудрость. Если сталь не пройдёт огонь и воду, как она превратится в булатный клинок?
А Михаил прошёл именно такую закалку. Он сейчас другой человек, нежели 8 лет назад. Не верите мне - спросите его самого.
Сейчас он готов к тому, чтобы стать мудрым правителем.
P. S. А в того бога, в которого Вы не верите, я тоже не верю.
nick | Никита Андреевич Каюров | 13.04.2011 02:23
Негоже объяснять волей Господа то, что порождено нами: нашим собственным попустительством, безразличием, страхом и ленью.

Эдак можно дойти до идеи о том, что "деяния вороватых правителей - угодны Богу, поскольку через них происходят испытания тем, кого Он любит".
Ingwar | Игорь Борисов | 14.04.2011 12:52
Но безразличие, страх и лень - это результат ссоры с Богом! Совершающий богомерзкие дела может не только воли, но и разума лишиться. Так, например, Путина ждёт оччень незавидное будущее. Адекватность он уже теряет.

Вороватые правители почему-то появляются у народа-богоотступника. Если американцы - верующая нация, то там вороватость правителей пренебрежимо мала.
trattoria7 | Евгений Юрьев | 12.04.2011 12:02
Человек.
samzudov | Семён Зудов | 12.04.2011 12:04
Да! Он - патриот! Как Нэльсон Мандела, сломавший апартеид, ОН верх возьмёт! Дай Бог ему здоровья - всё остальное есть, чтоб миссия сбылась .
xodganasreddin1 | xodganasreddin1 | 12.04.2011 12:23
Кто такой Путин - вопрос который задавали в начале его президентства, освещен практически полностью. Путин - это такой термидорианский период истории России. Хорошо об этом периоде вспоминать впоследствии не будут.
kazur0 | Казак Уральский | 12.04.2011 23:31
Очень симпатичны мне Ваши реплики, а слабо предложить план реальных действий (желательно в рамках закона) для скорейшего освобождения МБХ и ПЛЛ.
Sergey | Сергей | 12.04.2011 12:26
Да! Он патриот! Не то, что нынешнее пл.. члены и сопровождающие их лица.

Это интервью, вызывает чувство глубокого уважения, к этому ЧЕЛОВЕКУ.

Блин...
mihroz38 | Михаил | 12.04.2011 12:37
mihroz38/Михаил/ 12.04 2011 12:24
Ну что тут скажешь?Тяжело быть на земле человеком ,потому что терпим лёгкую жизнь скотов.
1938 | alla | 12.04.2011 13:56
уважаемый Михаил, какие достойные ответы!!! храни Вас Господь и Вашу семью, здоровья Вам и надежды. С ОГРОМНЫМ УВАЖЕНИЕМ алла, москва
shut_nik | Евгений | 12.04.2011 13:00
СТОЙКОСТЬ и МУЖЕСТВО достойны УВАЖЕНИЯ. Читать краткие, но емкие по своей сути, мысли МБХ, гораздо полезней, чем сценарные заготовки трусливой власти.
3ermila6 | Илья Корнеев | 12.04.2011 13:34
Прекрасное интервью. Впрочем, плохих интервью у Михаила Борисовича я не припомню, дай ему Бог свободы и здоровья.
bocharov074 | марат бочаров | 12.04.2011 14:03
Как страшно, когда бандиты у власти, а умнейшие люди томятся за решёткой.
golubika88 | Наталья | 12.04.2011 14:35
Достойные, умные, добропорядочные,талантливые - такие люди не нужны этой кровожадной, бесчеловечной, разрушающей всё на своём пути, путинской власти. Здоровья Вам Михаил Борисович.
ir_nik | Irina | 12.04.2011 15:12
...и все равно Вы победили!!!
p-lara | Лариса П. | 12.04.2011 15:20
"Только вот семья..."
больно и невыносимо об этом думать..
viknel | Empelde | 12.04.2011 18:50
Достойные ответы.
zverrr | Владислав | 12.04.2011 15:40
Уважаемый Михаил Борисович,честно говоря,до "событий" к Вам никак не относился. Так, дежурная неприязнь,почти как ко всем "олигархам", олицетворением которых казался Березовский (согласитесь,ничего кроме омерзения не вызывает с первых же секунд появления на экране)... До сих пор так к нему отношусь, как ко многим другим из этой строчки, кстати, к Невзлину, в первую очередь...
Не проникся особой симпатией к Вам и тогда, когда "события" начались, однако стал присматриваться. Ваше поведение и некоторые высказывания вызвали уважение...
Потом начался произвол, и я стал следить за этим процессом постоянно, так как неординарные события и, в первую очередь, неординарные люди вызывают интерес (особенно, если являешься приверженцем общечеловеческих ценностей). Кроме того, это было интересно и профессионально (я юрист): дойдет ли власть и ее лидер до того, что можно будет о нем совершенно обоснованно сказать, то что Вы сказали в этом интервью, сравнивая его и сталинское понимание права. Жизнь показала-дошел.
Я не уверен, что Вы всегда были абсолютно чистоплотны, когда были "на коне"... Не во всем разделяю Ваши подходы, которые тогда озвучивались или прослеживались в действиях... Но Вашим поведением, Вашим достоинством, Вашим мужеством и смелостью при отстаивании гражданской позиции,- просто восхищен! Как восхищен и Платоном Леонидовичем (особенно в ходе общения с "оппонентами")! Вещи и люди называются своими именами, причем очччень сочно и точно.
Дай Вам Бог сил и здоровья, Михаил Борисович! Вы действительно без лишнего крика показали всем, кто способен смотреть и видеть, что Вы-Человек, как и Ваш товарищ по бизнесу, а теперь вот и тюрьме...
Но я тоже уверен, что страна наша возродится. А Вы, надеюсь найдете в ней достойное Вас место. Вы это точно заслужили. К сожалению пока, видимо, не заслужили этого мы... Очень многие из нас...
Tatiana | Татьяна Романова | 12.04.2011 22:38
Как вы хорошо сказали про нас...
NIS-1954 | Наталья Ивановна | 12.04.2011 15:44
Благородный человек благороден во всём. И таких людей гнобят в тюрьмах, обливают грязью (но к благородству грязь не пристаёт). Михаил Борисович Ходорковский - интеллектуальный потенциал России. Но злобным, завистливым людишкам , подобным Путину, Сечину и К", он - кость в горле.
057123 | Александр Сорокин | 12.04.2011 15:52
Возможно, МБХ будет приятно узнать о том, что некоторые его высказывания я оставляю в дневнике, поскольку они настолько точны и объективны, что позволяют экономить время. Внукам будет интересно прочесть размышления неглупых людей.
Ссылки на авторство МБХ присутствуют.
Мне кажется, что скоро весь этот ужас закончится, галерному рабу станет невыгодно держать заложника в тюрьме. Несомненно нужно и давление Запада, без чего ни один диктатор не идет на компромисс.
junkerj | Юрий | 12.04.2011 21:16
Александр,то что вам кажется имеет слабое подтвержление.Не хочу тратить время на факты, но галерному рабу отступление смертельно и он будет держаться до последнего. Нет надежды и на запад. Ему выгодно иметь такую страну, которая вкладывает свои средства не в инфраструктуру а в западные банки. А в банках деньги не лежат, они работают и работают на западную экономику. Судьба страны в руках её граждан. Уже туземцы и папуасы становятся гражданами своих бантустанов, а в стране Пушкина и Лермонтова всё надеются на доброго царя. За процессом над ЮКОСОм сужу по фактам,а не по сплетням. А вот фактов, говорящих о виновности руководства ЮКОСа не вижу. О чикистах говорить не стоит. Весь их путь состоит изо лжи и преступлений. А в том, что до сих пор сидят Ходорковский и Лебедев виноваты граждане. Им давно нужно бы проснуться и жить фактами, а не иллюзиями.
vladimir_SPB | Владимир | 12.04.2011 15:52
Ладно, во многом он прав и без пафоса говорит, уважаю.
И хватило ума понять в свое время, что "рынок" и "бизнес" - это не только базар и ларьки, а экономика, ресурсы ...
Ведь начал он управлять чем-то брошеным фактически - государству в те времена было не до этого, а глядишь - вторая по масштабу компания в России. Несмотря на все тогдашние условия, его компания росла и сотрудники достойно жили. На перспективу работал. И не уехал, как многие.
Artemiy | Артем | 12.04.2011 15:59
Когда читаешь Ходорковского, чувствуются мысли гения. Безумно жаль, что в нашей бедной стране такие человечные с большой буквы и умные люди лишены максимальной самоотдачи для общества. Самое интересное, что Михаил Борисович говорит о понятных для власти вещах, но о которых они сами пока не способны додуматься, т.к. они лучше сдохнут, чем будут делать хорошо для народа. Чем хуже в стране живется, тем сильнее тоталитарная власть и упруже рычаги управления. Большая дистанцированность и откровенная брезгливость к умным людям показывает власть как пережиток нашей глупости, совершенной человечеством для поддержания баланса, вот только с балансом перемудрили, т.к. баланс должен иметь направленность от власти к народу, т.е. помощь, понимание, решение - уважение, поддержка, самоотдача, человеческая жизнь в достатке. А вышло: от государства - завуалированная лож о том, что все хорошо, бездействие в решении проблем граждан на местах, моральное давление повышением отстраненности чиновников от проблем бедных, ускоряющееся классовое разделение, в этом случае от народа можно ждать только одного...
2107 | галина | 12.04.2011 16:06
Михаил Борисович! Каждое время рождает своих героев. Конечно, нам бы всем сейчас хотелось, чтоб Ельцин оказался бы более прозорливым человеком и отстоял бы Гайдара, обошелся бы без Березовского с его ставленником-молью, поменьше бы думал о гарантиях своей неприкосновенности и побольше об ответственности перед потомками. Всего этого не произошло и теперь Вам с Платоном Леонидовичем приходится быть героями. Очень дорого нам всем обходятся чужие ошибки. Но в страданиях рождается истина. Все мы стали мудрее, и, дай бог, что эти страдания очистят нашу страну от скверны Спасибо Вам и Платону Леонидовичу за Вашевосхождение на Голгофу. и все тем, кто вместе с Вами борется за нашу свободу. Низкий Вам земной поклон от всех нас.
KovbaskaNews | Michael Kovbasyanya | 12.04.2011 16:16
Справедливое наказание вредителям и шпионам Ходорковскому и Лебедеву, интервью Натальи Васильевой и Виктора Данилкина, и отдельное мнение Бориса Акунина об этом. Здесь же можно посмотреть немецкий документальный фильм о Ходорковском в русском переводе - http://bit.ly/fwRLsH
VladMalkov | Vladimir | 12.04.2011 16:17
Позволю не сограситься с высказыванием "Россия – страна с европейской культурой". Если бы Россия была страной с европейской культурой, было бы всё иначе.
Россия находися на перепутье Европы и Азии. Не просто так В.О. Ключевский писал, что Россия всегда тянулась к Европе, но её восточные степи тянули её обратно.
В России на протяжении многих веков была борьба "западников" и "восточников". Современный этап развития не является исключением.
И позволю сделать предположение, которое меня самого не радует. По мере пропорционального роста восточного населения Россия будет склоняться именно к восточному стилю жизни, с которым борются люди типа Ходорковского.
svn38 | сергей | 12.04.2011 16:30
Действия квазиюриста (наличие соответствующего диплома лишь только "легенда прикрытия" для чекиста) и большинства его сотоварищей по управлению страной имеют то сходство с деятельность квазигения "всего прогрессивного человечества" и его сатрапов, что имеют весьма сходное будущее. Они, конечно, получат надлежащую и справедливую историческую оценку и вполне заслуженные нелицеприятные эпитеты. Очень возможно также, что их дети и внуки будут долго пытаться смыть с себя позорные ярлыки, полученные от своих предков. Такова уж традиционная российская традиция. Но как было бы хорошо, если бы они, наконец, задумались и проявили свои, вероятно, крепко спящие представления о гуманизме и справедливости!
Lada | Lada | 12.04.2011 16:33
Кто-бы вот донес до Путина знаменитые словы Джорджа Сантаяна о том, что когда человек забывает Историю он, вероятно, обречен на ее повторение и повторял ему их по утрам как мантру. Вас, Михаил, поддерживают намного больше людей чем Вам кажется. Читая Вашу книгу в метро, я несколько раз ловила взгляды посторонних людей - грустно-улыбающиеся. Однажды человек спросил где я купила книгу - я даже вздрогнула от его настойчивого голоса - так он неожиданно возник.

Держитесь. Вы с Платоном нужны нам не меньше чем мы Вам. Мы Вами гордимся. ‘Но в цирке тоже можно быть вполне достойным персонажем’ Д.Быков.
OlgaOk | Ольга | 12.04.2011 16:54
После "Диалогов с Улицкой" прочитала её роман "Переводчик". Очень много аналогий, в центре трагедии неординарная личность, Человек. Его судьба бороться за всех в ущерб своей личной жизни. Борьба достойна романа. Но по-человечески, хочется сказать судьбе, что хватит подвигов и героев, хочется мирной жизни. Если бы все боролись за свои права, ценили бы свои достоинство и честь, не было бы такой безвыходной ситуации, система бы стала менятся. А еще у меня появило чувство гордости, после долгого чувства безысходности. Какой бы не был исход процесса, нам есть на что равнятся и к чему стремится. Есть вектор и это важно.
Alex_spb | Александр_Бернхардович | 12.04.2011 16:56
"Все-таки все мы - ельцинская команда - собирались на этапе борьбы за демократию, дрались за нее. Много раз рисковали и жизнью, и свободой, не говоря уж о благосостоянии. "
Вот они настоящие демократы. Все о нас, о простых людях думают, жизнью рискуют, забывают про бизнес.
и теперь за народ расплачиваются свободой
TheLyudmilaP | Lyudmila | 12.04.2011 17:11
По поводу движения за права человека,о том куда же они пропали? Точно знаю их много 31х,несогласных- единомышленников,коллег. Знайте,что они рядом с узниками совести,что они по всей России.Их премьер премирует по разному, преследуют под предлогом экстремизма....Но они есть и будут всегда.И если в заключении морально невозможно сломать волю человека.Тогда представить нетрудно кто в рядах ООД "За права человека". Верю,что "темница"-(общая камера пыток в России)рухнет и СВОБОДА воспримет радостно у входа всех, преследуемых путинскими холуями.Иначе падение,как некогда Византии.
Olgashmel | Olgashmel | 12.04.2011 17:12
Нет, не сочувствую, горжусь Вами и Платоном Лебедевым, Вашей стойкостью и мужеством. Потеряли Юкос-не упали, отобрали у Вас свободу-крепче стали. ВВП-не дурак, но сам загнал себя в тупик, понимает, выпускать Вас опасно и не выпускать опасно, да ещё перед выборами. Держитесь!Вам ещё есть,что нести в Россию-СЛОВО и ДЕЛО. Жду Вас и в политической борьбе, рядом с Навальным,Немцовым и т.д. Удачи.
lavsel | Сергей | 12.04.2011 17:31
Великолепные ответы на все вопросы, конкретные и содержательные! Даже сравнивать невозможно с дешевым популизмом, рассчитанным на невежественного зрителя, которым в течение 4 часов потчевало страну центральное ТВ. Когда отец едросов, вождь нации, лидер прогресса, снисходительно поучал россиян, как надо жить и кто виноват в наших бедах...
К сожалению, нацлидер прав в осознании невежества и нежелании самостоятельно думать большинства населения России. Он отлично культивирует и пестует эту особенность, по-полной пользуется ею, внушая в опустошённые головы мысль о собственном высоком предназначении. Сталинская методика! К чему она привела, мы отлично знаем...И всё равно, снова ползём к той же пропасти!
Только что я вернулся с презентации в Доме Журналистов книги "Дело Ходорковского". Побывал среди НОРМАЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ, не зараженных коммунизмом, путинизмом и прочими "измами". Людей, озабоченных будущим России!!!
А будущее нашей страны невозможно без освобождения Юкосовских узников и справедливого суда над их гонителями!
С уважением,
Лавринович Сергей Львович.
zolotoyvek | Татьяна | 12.04.2011 17:44
Михаил Борисович!Виват Россия во главе с Вами!!!!!!!!!Я БЛАГОДАРНА СУДЬБЕ,что живу вместе с Вами в одно историческое время!!!!!!Вы в заточении,но я многому учусь у Вас,за что и благодарю жизнь.Поклон Вам и мудрости, на все оставшиеся годы.
eshunko | Evgeny | 12.04.2011 17:55
Спасибо, Михаил Борисович, за разговор. Конечно, его форма “интервью” не может заменить беседы vis-a-vis, но все же остается ощущение, что я с вами поговорил. Буду продолжать делать все, от меня зависящее, чтобы приблизить ваше физическое освобождение и, тем самым, в частности, возможность с вами пообщаться в приватной обстановке. Кроме своей основной работы, а я занимаюсь исследованиями в области физики плазмы, я пытаюсь также проследить участие информации в экономической структуре государства. В настоящее время, у меня есть некоторые наработки в этом направлении. Как только смогу написать что-то цельное, непременно вам пришлю.
Ваш Евгений Шунько
lkt69 | Лев | 12.04.2011 18:35
наполеон, ленин, сталин. Много вреда нанесли человеку разумному уничтожая его без разбора и массово. Но они имели свое мнение, были личностями в истории. Все говорят путин, путинизм. Да нет там ничего путного. Власть захватили те, кто прикрывается путиным и путинизмом. Начнется что-либо подобное Египту, и сдадут они его с потрохами, а сами опять останутся, и будет все как встарь "аптека, улица, фонарь."
michruk | Антонова Яна | 12.04.2011 18:57
Уважаемый Михаил Борисович, Вы ведь не совсем всё-таки «вольтерьянец», поэтому разрешите Вам посоветовать пару книг «для работы».
«Я полюбил страдание» автобиография архиепископа Луки (Во́йно-Ясене́цкого), «Беседы на Евангелие от Марка» святитель Василий епископ Кинешемский (Преображенский), «Путь разума в поисках истины» профессор Московской Духовной Академии и Семинарии Алексей Ильич Осипов, «Православная психотерапия» митрополит Иерофей издана в 2007 году издательством Свято – Троице Сергеевой Лавры по благословлению Алексия Второго.
Эти книги всякому человеку принесут пользу, тем более общественному деятелю, который трудится для блага страны.
С уважением, Антонова Яна.
Tatiana | Татьяна Романова | 12.04.2011 23:08
Яна, спасибо за ценную информацию!
michruk | Антонова Яна | 12.04.2011 19:05
Про гадости накануне праздников – неужели будет кассация в Мосгорсуде на Святой неделе и вступление приговора в силу в страстную пятницу или сразу после Пасхи? От наших кремлёвских политтехнологов всего можно ждать. Креатива там много, а совести ни на грамм.
3699471 | Анатолий Иванович | 12.04.2011 19:06
Поддерживаю позицию М.Б. Ходорковского и П.Л. Лебедева. Им очень тяжело, но они выдержат это насилие. Я верю в них!
utjkjubz | Татьяна | 12.04.2011 19:10
Уважаемый Михаил Борисович, патриоты, наверное, мы все. Просто ОДНА РОДИНА. У нас с давних пор на книжной полке портреты Сахарова, Окуджавы, Высоцкого и других значимых для нас людей. Государство? Все тот же "аппарат насилия", как помню из курса истории КПСС. Очень хорошо помню день 7 ноября, когда мы с мужем и сыном ходили защищать НТВ, в этот день умерла мама. И умерло НТВ. Вы правы, НТВ - ключевая точка для всех, а мама-личная боль. Личная помнится, а судьба страны переживается постоянно. Сын работал у Вас в Открытке, самое продуктивное и счастливое время было. Мы с мужем геологи, т.е. специальность, нужная в Африке, Южной Америке, Монголии, но не у нас, где пока наши правители не считают нужным развивать свое. Очень часто думаю о Ваших родителях, жене, детях. Быстрее бы им с Вами встретиться ДОМА!
rjvbkmaj | Игорь Ильницкий | 12.04.2011 20:01
ГОСПОДИ, ДАЙ СИЛ! Многоуважаемый Михаил Борисович! мы молимся о Вас и постоянно - все будет хорошо!!! И скоро!!!Читайте Пруста и Мамардашвили))) Канта и Декарта))) тоже помогает, ХРАНИ ВАС БОГ!! с неизменным почтением Игорь Ильницкий
HZEJNQxK | Татьяна | 12.04.2011 20:31
Уважаемый Михаил Борисович только вы даете надежду,что в России будут все таки
изменения к лучшему и все же я постоянно убеждаю дочь учи английский и уезжай.
Молюсь за вас с Платоном Леонидовичем здоровья вам и терпения. Татьяна
utjkjubz | Татьяна | 12.04.2011 21:51
Да, у нас тоже внучка учит два языка. Ей 13, 8-й класс, но об уезжать? Родина, мы здесь, друзья, боль, наша жизнь. Не хотела бы при любых ситуациях даже своему родному ребенку без ее желания менять нашу, может и безумную жизнь. Знаете, Татьяна, когда даже через поколение понятие жизни нормальное - это важно. А надежда? Уверена, не умрет.
kazur0 | Казак Уральский | 12.04.2011 20:42
Уважаемый Михаил Борисович. Вы уже вошли в историю России со знаком "+". Благодарная память россиян обеспечена Вам на многие века. Все,что хотелось Вам сказать, увы, уже сказано Пушкиным в его "Письме декабристам". Но Вы, умный и честный организатор высочайшей квалификации, нужны стране сейчас. Мой сын (небезуспешный предприниматель с 20-летним стажем) говорит, если Вас в течение года не освободят, он уедет из России.
Я уважаю Рыжкова, Каспарова, Немцова, но руководить Россией доверю только Вам. Свои взгляды я активно пропагандирую. За Ваше скорейшее освобождение я готов на любые действия, вплоть до самосожжения на Красной площади. (Я - не псих).
alena | Алёна | 12.04.2011 21:37
Стихи не мои, автра не знаю, но думаю - многим скажут о многом...
Свежий ветер летит из Хамовников,
Задышала весною земля.
А в Хамовниках судят храмовников,
Тамплиеров, врагов короля.

Поселянка с гвоздикой, помятою
Охранительским злым сапогом,
Спросит «В чём же они виноватые?»
Да, они виноваты кругом!

Набивали подвалы монетами,
Обирали страну и казну.
Головою клялись Бафометовой,
Тайно чмокали в зад Сатану.

А еще притекли из Израиля
Сарацинские с ними врачи.
…Ах, как птицы весенние граяли
Нынче утром – наверно, грачи!

Репортеры с газетными ксивами
Что-то щелкают, шумно галдят.
Голым торсом Филиппа Красивого
Над домами сияет плакат.

Заседает судья, птица важная,
Правоведы, большие умы.
А на площади, словно присяжные,
Уж растут дровяные холмы.

Что ж, и церковь, и право покорны им,
Но пред тем, как исчезнуть в золе,
Эту власть, эту клику позорную
Прокляни, о мессир де Молэ!

Прокляни их на все поколения,
Возвышаясь, как меч, на костре.
Пусть телегами свозит поленья
Деловитый Гийом Ногарэ.

Пусть подавятся гиблой валютою,
Прокляни их на все времена.
Ведь зима завершается лютая
И в Хамовниках нынче весна!=
bella_leyfer | Bella Leyfer | 13.04.2011 10:01
Красиво,стихи Игоря Караулова.
COO8TAY | Саяна | 12.04.2011 21:50
МИХАИЛ БОРИСОВИЧ и ПЛАТОН ЛЕОИДОВИЧ ПРОВИДЦЫ, обладают ОБРАЗНЫМ МЫШЛЕНИЕМ!
Потому то и ЮКОС получился обустроенным и преуспевающим. Потому они имеют всегда помощь сверху!

На судебном процессе за решёткой смеялись, а хунта лахтиноидов обижалась на них, как смеют...
И не в домёк хунте, что их за руку и за язык поймали Ходорковский и Лебедев. ИМ смешны были своими "изворотами-вывертами" ничего не смыслящие и не понимающие в деле обвинители. Это воспринималось так же, как будто недоразвитый рассуждает о высшей математике...

А повышать свой уровень развития обвинителям некуда, потолок,гены не позволяют! -Зомбированы и заточены на исполнение "заказа". Обвинителям же обещано, что отмажут от "судебных ошибок". Данилкин-то, тот до конца дней своих присудил себе ОТВЕЧАТЬ за ПРИГОВОР. Не будем мешать, ему виднее.

Однако какой мастер-класс граждане получили за время процесса. Даже студенты юрфака МГУ дискутировали и у каждого "Ходорковские чтения" путеводны.

Тем не менее возмущает условия содержания МБХ и Лебедева. Из отбываемого "первого заказного срока" должно быть вычтено время содержание в тюрьме. Разница в условиях и режиме содержания большая. А может это цель "заказчиков"?

Уважаемые МИХАИЛ БОРИСОВИЧ и ПЛАТОН ЛЕОНИДОВИЧ, ждём ВАС вскоре на свободе!
Ludmilla | ЛЕВ | 12.04.2011 22:13
Несколько часов назад я отправила на эту страницу мой комментарий, но он, видимо, не понравился редакторам. Вторая попытка.
Очень весомое и содержательное интервью. Краткие, чёткие ответы. Ясные мысли. Благородное мышление. С нами говорит Личность. Хочется верить, что именно такое видение реальности найдёт своё отражение в жизни. Когда-нибудь.
Ремарка по поводу "Всё остальное - психологические особенности его (Путина) личности". Полковник КГБ, пусть даже бывший. Один только этот факт говорит о психологических особенностях этого существа. Попасть в организацию стремились всегда люди особого склада характера - интриганы, мстительные, изворотливые, лживые, находящие особое удовольствие в манипулировании сознанием и поступками других людей, одновременно с большими внутренними комплексами.
Уважаемый Михаил Борисович! Вам, Платону Лебедеву, Сергею Шимкевичу и всем невинно осуждённым скорейшего освобождения. Мужества и стойкости Вам не занимать. Терпения и любви Вашим семьям!
Tatiana | Татьяна Романова | 12.04.2011 22:29
Михаил Борисович, какой же вы замечательный! Вы обязательно победите!
Irina | Serafim1410 | 12.04.2011 22:31
ЗАМЕЧАТЕЛЬНО!!!! Я ВОСХИЩЕНА И ПРЕКЛОНЯЮСЬ ПЕРЕД ВАШИМ МУЖЕСТВОМ, УВАЖАЕМЫЙ МИХАИЛ БОРИСОВИЧ!!!!! ДАЙ БОГ, ЧТОБ ЭТОТ ОТРЕЗОК В ВАШЕЙ ЖИЗНИ ВСКОРОСТИ ЗАКОНЧИЛСЯ И НАЧАЛСЯ НОВЫЙ ЭТАП НА ЖИЗНЕННОМ ПУТИ - СЛУЖЕНИЕ НА БЛАГО НАШЕЙ РОДИНЫ И ТОЛЬКО НА СВОБОДЕ.
Горько и печально, что те, кто у власти, подойдя к тупику "развития" России не находят в себе мужества достойно уйти; печально, что такое понятия как Патриот своей страны ими уже давно утрачено.
Михаил Борисович, желаю Вам Здоровья, Здоровья и Здоровья, всё остальное у Вас есть и его можно позаимствовать. УДАЧИ ВАМ И СКОРЕЙШЕЙ СВОБОДЫ!!!!!!!
С уважением, Ирина.
ecolog | Мария | 12.04.2011 23:03
С огромным интересом прочитала интервью. Я вообще начинаю день с посещения пресс-центра с некоторых пор. Осталась под большим впечатлением, не могла работать около часа. Пожалуй, такое сильное впечатление оставили прежде произведения Шаламова.
Уважаемый Михаил Борисович, то, что Вы говорите, так близкО и понятно. Вы должны знать, что у Вас много единомышленников. Людей, поддерживающих Вас и Платона Леонидовича с каждым днем все больше и больше. Очень радует, что пишут представители абсолютно разных социальных слоев и возрастов. Может быть, в один день все это сработает.
Думаю, очень многие ждут Вашего освобождения. Я тоже вспоминаю время перемен в России как один из лучших периодов своей жизни, это необыкновенное ощущение свободы и того, что перед тобой открылись все пути! Это ощущение подарил нам Борис Николаевич Ельцин. Так хочется, чтобы Россия вновь "ожила" и почувствовала дыхание свободы! А это дыхание свободы теперь неразрывно связано с Вашей свободой.
Именно в таких патриотах как Вы нуждается наша Родина!
kazur0 | Казак Уральский | 12.04.2011 23:22
Друзья мои. Давайте, наконец-то, кроме слов поддержки, что нибудь реально делать для скорейшего освобождения МБХ и ПЛЛ. Лично я готов устраивать санкционированные митинги хоть еженедельно по субботам под лозунгом "Свободу Ходорковскому". Но нет опыта проведения таких мероприятий. Давайте обсудим план эффективных действий для скорейшего освобождения МБХ и ПЛЛ.
Rich_Richmond | Ричмонд Рич Джонотан | 12.04.2011 23:35
Протест, это единственное решение. Пикеты и митинги в рамках действующего законодательства. Бессрочные пикеты самое лучшее, палаточный городок в защиту Конституции и демократии в России. У меня не палатки и тёплой одежды. Уже бы жил на улице пока Путин не уйдёт. Я сам устал от этого вечного насилия над собой и русскими людьми, над Россией, культурой и историей. Палатку на троих, и по русскому обычаю будем выживать таракана. Ричмонд Рич Джонотан
nick | Никита Андреевич Каюров | 13.04.2011 01:52
Эх, поменять бы их местами: гонимых и гонителей и посмотреть, как проявят себя и те и другие в новых условиях.
lana | alexandra | 13.04.2011 06:15
Ваше,Михаил Борисович, интервью сегодня вселило в меня надежду,что может быть не все потеряно.Есть же у этих деятелей глаза и уши!
Уважаемый Михаил Борисович!ВОСХИЩАЮСЬ ВАШИМ МУЖЕСТВОМ!Самое главное будьте здоровы!Как можете в тех" замечательных" условиях берегите себя. А эти пусть по Балтеру....
nago | Александр Наговицын | 13.04.2011 21:42
У большинства населения до сих пор не искоренено ФЕОДАЛЬНОЕ мышление: "Барин всегда прав!". Жалко нашу страну, жалко наш народ, не жалко уродов во власти, держащих такую страну и такой народ в заложниках собственной серости. Пусть эти уроды все передохнут! (Хотя и не по-Божески так говорить).
annairam | ANNAIRAM | 15.04.2011 11:42
Я не знаю, как Вы держитесь, Михаил Борисович! Правда не знаю. Помимо восхищения Вашей силой и Вашим мужеством у меня элементарно есть и непонимание того, ОТКУДА у Вас силы, чтобы стоять... чтобы бороться... чтобы ЖИТЬ! Вы - СВОБОДНЫЙ ЧЕЛОВЕК! Оставайтесь им всегда. Держитесь, а нас, кто поддерживает Вас и Ваше понимание развития страны становится все больше, независимо от того, что "они" для этого предпринимают. Я уверена, что ждать осталось совсем недолго!
wisegodgiven | Юрий Николаевич | 22.11.2012 12:23
"Главное – меня поддерживает семья и те люди, которых я уважаю. Остальное гораздо менее важно". Выходит, те люди, которых он не знает, но которые его поддерживают словом и делом, для него "менее важно и их он не уважает"!? Пусть ответит или мы прекратим его поддерживать: мы его не сажали в тюрьму, в чём наша-то вина перед ним и его родными?
Пресс-секретарь Кюлле Писпанен: +7 (925) 772-11-03
Электронная почта
© ПРЕССЦЕНТР Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, 2002-2014
Мы не несем ответственности за содержание материалов CМИ и комментариев читателей, которые публикуются у нас на сайте.
При использовании материалов www.khodorkovsky.ru, ссылка на сайт обязательна.

Rambler's Top100  
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru