| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Архив
|
11.09.2008 г.
«Президент Медведев принял единственно возможные решения»
Интервью Михаила Ходорковского газете «The Moscow Times».
Журналистка Надежда Попова взяла интервью у заключенного Михаила Ходорковского, бывшего главы НК ЮКОС. Вопросы в письменном виде были переданы через адвокатов 5 сентября 2008 года. Далее – отредактированный транскрипт интервью. Россия потеряла миллиарды долларов иностранных инвестиции после публично высказанной критики премьер-министром Владимиром Путиным в адрес Мечела и войны в Южной Осетии. Какие шаги должно предпринять правительство, чтобы вернуть обратно доверие иностранных инвесторов? На мой взгляд, более всего инвесторов пугает непредсказуемость ситуации. По собственному опыту знаю: каковы бы ни были твои поступки, если ты их не объясняешь – люди исходят из худших предположений. Поэтому восстановление доверия должно начинаться с многократного и подробного разъяснения своей позиции. Этот шаг делается. Второе, необходимое, на мой взгляд, условие: честно, открыто и обязательно заранее объявить о тех правилах, которыми планируешь руководствоваться в дальнейшем. Нравятся эти правила кому-то или нет. И объяснять те или иные свои действия в конкретных случаях со ссылкой именно на эти правила, общие для всех. Ну и, наконец, надо начинать кропотливую работу по многостороннему институциональному закреплению этих правил, которое единственно является гарантией их стабильности. Другого пути нет. Любой иной рынок – поле свободной охоты для авантюристов и проходимцев, что России совсем не интересно. Что касается Южной Осетии, хочу, пользуясь возможностью, передать глубокие соболезнования всем, кто пострадал, чьи родственники и близкие погибли в эти скорбные и для нашей страны дни. Говоря о востребованности иностранного капитала, считаю, что сегодня деньги для России не главное, их более, чем достаточно. Важны знания, рынки, сотрудничество. Мы хотим построить постиндустриальную экономику, основанную на инновациях, а значит – на возможностях, предоставляемых вовлеченностью в глобальную научную, производственную и торговую деятельность. И именно поэтому показатель уровня доверия инвесторов, инвестиционного климата в целом – динамика инвестиций – конечно же важна. Иностранные финансовые инвестиции же – лишь способ гармонизации интересов и распределения рисков Российская экономика, буквально взлетевшая в своем развитии за последние годы, начинает пожинать плоды своего безудержного роста. Какой метод борьбы с инфляцией наиболее эффективен? Насколько эффективны монетарные методы борьбы, подобные тому, что были предприняты ранее в этом году, когда правительство заморозило цены на определенные группы товаров? Убежден, что чисто монетарные способы подавления инфляции в России неприемлемы. Мы не можем позволить себе неизбежное в этом случае снижение темпов экономического роста и замедление в решении социальных и инфраструктурных проблем. Российская экономика – не замкнутая система, поэтому монетарная модель – совсем не единственная. Сейчас упор надо сделать на повышение производительности труда за счет повышения качества управления и широкого использования современной техники. Кроме этого, в стране (в государстве и в бизнесе) существует гигантская прослойка псевдозанятых людей – порождение нашей бюрократии и коррупции. Речь идет о нескольких миллионах человек трудоспособного возраста. В общем, решения есть. Хотя, конечно, необходимость аккуратной монетарной политики никто не отменял. Золотоносная жила российской экономики – нефтегазовая отрасль – столкнулась с проблемами. Производство нефти падает. Как бороться с проблемами, с которыми столкнулась отрасль? Падение производства нефти в России – вещь абсолютно рукотворная. Еще в 2002 г., выступая на совещании по обсуждению энергетической политики, я предлагал выйти на производство 10 млн. бар./сутки (на суше) и остановиться на этом уровне на 15-20 лет. Считал и считаю, что с точки зрения российских оншорных запасов и эффективности использования инфраструктуры (добывающей и трубопроводной) это было бы наилучшее решение. Однако для его реализации, как и для реализации любого долгосрочного инвестиционного проекта, требуется, прежде всего, уверенность в стабильности правил игры. Что же касается цены на нефть, то, с учетом нынешнего состояния доллара, 70 долл./бар. – та цена, при которой уже существующие технологии позволяют постепенно замещать углеводороды на другие источники энергии. Весь вопрос – в политическом решении, ведь начальные капиталовложения в изменение энергетической основы современной цивилизации не могут быть маленькими. Но они необходимы уже сейчас, время – не ждет. Видите ли Вы какие-то положительные изменения в российской экономике за последнее время? Рост масштабов промышленного производства не может не радовать. В то же время, несоответствие структуры экономики желаемому инновационному сценарию развития продолжает усугубляться. Что печально и опасно. В своих статьях «Левый поворот» и «Левый поворот-2» Вы высказали социалистические идеи. Но также особо подчеркнули, что Россия – европейская страна. Как, по Вашему мнению, можно внедрить в России левые идеи так, чтобы при этом не возродить коммунизм? В каком политическом направлении должна двигаться Россия? Опыт каких стран можно использовать? Левые идеи и Коммунистическая партия Советского Союза – вопросы, лежащие в разных плоскостях. КПСС – это тоталитарный способ государственного управления, в том числе в области экономики. Европейская социал-демократия – это, во-первых, демократическое управление государством и экономикой при значительной общественной собственности. Для России, с ее гигантскими пространствами и тяжелыми климатическими условиями, необходимость гарантированной реализации общепризнанных человеческих прав на жизнь, на образование, на здравоохранение предопределяет повышенную долю государственных расходов. Она, вероятно, сначала должна расти, в связи с необходимостью создания общественной инфраструктуры, а затем – снижаться, по мере роста масштабов экономики. Что же касается проблемы борьбы с призраком тоталитаризма, то здесь особенно важна строгая независимость друг от друга ветвей власти, независимые СМИ и другие институты гражданского общества, включая местное самоуправление. Опыт скандинавских стран и Канады, по-моему, может быть весьма востребован. Как, по Вашему мнению, могут измениться отношения России и США после выборов за океаном? Окажет ли существенное влияние на отношения между двумя странами военный конфликт в Южной Осетии? Очень надеюсь, что мы не выберем друг друга на роль «империи зла». Это было бы контрпродуктивным фарсом в условиях стремительно глобализирующегося мира. Что же касается Южной Осетии, то, очевидно, Саакашвили, рассчитывая на поддержку Запада, пошел на военную авантюру без санкции тех же США и переоценив шансы на поддержку этого безобразия. Последующее заявление американского посла о правомерности защиты российских миротворцев со стороны России хотя и было весьма значимым, но уже не смогло рассеять сложившегося с обеих сторон предубеждения. Важно понимать: в сложившейся в регионе ситуации ни 8, ни 26 августа у Президента Медведева, к сожалению, практически не было выбора – он принял единственно возможные решения. Предстоящая смена американской администрации, постепенное формирование новой властной команды в России дают хороший шанс попытаться начать с нового листа.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||