СОБЫТИЯ
| ОБЖАЛОВАНИЕ ПРИГОВОРА
| ХОДОРКОВСКИЙ
| ЛЕБЕДЕВ
| ЗАЩИТА
| ПОДДЕРЖКА
| СМИ
| ВИДЕО
| ЭКСПЕРТИЗА
ПОИСК 
 

ДНИ В ЗАКЛЮЧЕНИИ: Михаил Ходорковский — НА СВОБОДЕ! (после 3709 дней в заключении), Платон Лебедев — НА СВОБОДЕ! (после 3859 дней в заключении)
Архив
Сентябрь 2012
     12
89
23
2730
4.09.2014
21.08.2014
21.08.2014
15.08.2014
15.08.2014
14.08.2014
14.08.2014
12.08.2014
11.08.2014
11.08.2014
6.08.2014
6.08.2014
5.08.2014
4.08.2014
27.09.2012 г.

«Жизнь меняет принципы. Но не все»

"Esquire", записали Дмитрий Голубовский, Светлана Рейтер, 26.09.2012

Правила жизни. Михаил Ходорковский

Бывший владелец ЮКОСа, 49 лет,
исправительная колония №7, Сегежа, Карелия

Сколько могу отжаться? Сейчас попробую... 70 раз.

Тюрьма тяжелее колонии. Перед глазами только четыре стены, слушать нечего и некого: одни и те же два-три соседа по полгода-году. Солнца нет, ветра нет, запах всегда один... Прогулка — и то «под крышей». Постепенно создается ощущение покинутости, что ты одинок, что тебя забыли. В общем, это такой понятный психологический прием, метод давления.

Новости я готов смотреть любые. Советский опыт позволяет выловить необходимые сведения даже из кучи дерьма.

Здесь, в тюрьме, поток информации, конечно, замедлен, но отставание — недели, иногда месяцы, не годы. Конечно, информации не хватает. Я могу получить любую, но с большой задержкой. А так — радио (одна программа), ТВ (одна программа), газеты (спустя три дня). Телевизор очень важен в тюрьме — это окно в мир. В лагере я его практически не смотрю: он один на 150 человек, чьи интересы понятны.

Лучше всего сказал Губерман: «Тюрьма, конечно, тьма и пропасть, но даже здесь, в земном аду, страх — неизменно лучший компас, ведущий в худшую беду». В общем, не верь и не бойся. Просить можно — чаще помогут, хотя иногда обманут.

Врут часто. А я все равно стараюсь верить. Ведь правду говорят гораздо чаще.

Последний фильм, который я смотрел? Уже не помню. Вероятно, это было больше года назад. А если говорить вообще, то, пожалуй, единственный фильм, который сразу приходит в голову, — «Иди и смотри» (фильм Элема Климова 1985 года об оккупации Белоруссии. — Esquire). Остальные — совершенно замечательные типа «Иван Васильевич...» или гибсоновские «Страсти» — вспоминаются позже. Самому интересно: вопрос о фильме, и сразу в голове «Иди и смотри», который 30 лет назад даже досмотреть не смог...

Чтобы здесь сделать карьеру, нужно стучать. Если, конечно, интересует карьера надсмотрщика. А иной карьеры здесь нет.

Пишу постоянно. В основном для себя, систематизирую мысли. Все, что считаю нужным опубликовать, публикуется. Иногда публикуется даже то, что не нужно.

В колонии все дни типичные. Подъем в 6.00, 10 минут на одевание, заправку койки, бритье, зарядка, туалет — и строем на завтрак. 10-15 минут «на кашу». Встали. Строем на работу. Дальше бессмысленная с экономической точки зрения трудовая деятельность: согласно закону, ФСИН заботится «о получении осужденными трудовых навыков, которые помогут им после выхода на свободу зарабатывать на жизнь», а судя по тому, чему учили, предполагается, что либо я эмигрирую в Китай, либо Китай иммигрирует в Россию. Построение на обед. 20 минут «на кашу». Опять маршируем на рабочее место. В 16.30 возвращаемся в барак. Читаю, пишу. В шесть «поход» на ужин, потом читаю или встречаюсь с адвокатом. В десять отбой. И так день за днем.

Ходить небритым я не привык, хотя здесь обычно бреются редко.

Я много чего боюсь. Боюсь за семью, боюсь умереть недостойно, боюсь остаться неблагодарным, побаиваюсь врачей, а стоматологов — особенно.

Во время второго процесса интереснее всего было следить за судьей Данилкиным и прокурором Ковалихиной. Они далеко не глупые и живые люди. Мимика в протокол не попадает, поэтому они не очень стеснялись демонстрировать свое отношение к происходящему. Наиболее четкой и осмысленной была прокурор Гульчахра Ибрагимова. Она сразу прямо заявила: «Можете не надеяться, мы сделаем все, что задумали». Хотя бы честно. А любимый персонаж, конечно, Лахтин. Когда он начинал говорить, я требовал от адвокатов полного молчания. В нормальном суде Лахтин один, без всякой посторонней помощи, развалил бы процесс. А так — хотя бы повеселил: «Подсудимые имели преступный умысел на увеличение прибыли путем расширения производства, поэтому похищенное вкладывали в развитие компании».

Прокуроры напирали на то, что из скважины добывают чистую нефть, а скважинная жидкость — это наша выдумка. Когда мы принесли в зал суда нефть и скважинную жидкость с конкретного месторождения — а они отличаются даже по виду, — была минута молчания. Потом судья потребовал убрать вещественные доказательства из зала и больше не приносить, а очнувшийся Лахтин заявил, что это ничего не значит.

218 миллионов тонн нефти — это очень много (столько, по версии следствия, похитили Михаил Ходорковский, Платон Лебедев и «другие члены организованной группы». — Esquire). Гораздо больше, чем все цистерны и емкости для нефти в России. Как ее можно украсть? Это вопрос, на который никто из судей и прокуроров не смог дать понятный ответ. Зачем такую глупость написали, даже не знаю. Больше всего нефти видел на базе Транснефти: четыре 50-тысячных резервуара. Если они были полными, то это около 200 тысяч тонн. Резервуары очень, очень большие. А «вживую» нефть можно увидеть только при аварии. Видел — тонн 300-400 разлилось. Смотрится очень нехорошо.

Жизнь меняет принципы. Но не все.

Можно ли сравнить наше дело с делом Дрейфуса? Наверное, такое сравнение имеет право на существование, хотя, как всякая аналогия, хромает. Насколько знаю, по делу Дрейфуса, например, не брали заложников и не держали их в тюрьме, требуя оговора под угрозой смерти или вечной тюрьмы. А один из участников фальсификации доказательств даже был арестован и покончил самоубийством в тюрьме. Преследователи Дрейфуса, посягнув на его честь и свободу, не занимались мародерством в отношении его собственности. Рискну также предположить, что у тогдашнего президента Франции не было столь сильных личных чувств к Дрейфусу, как у Путина ко мне, иначе Дрейфус вряд ли был бы помилован через пять лет после ареста по представлению правительства, без всяких требований «раскаяния» и даже без личной просьбы об этом.

Мужчина может плакать о смерти того, кого не смог защитить.

Суду безразлично, прав я или нет, они — лишь оформители приказа начальства. А мне безразличен их приговор по той же причине. Ведь мой срок «до особого распоряжения». В своем «последнем слове» я сказал, что теперь, судя по всему, прокурор может просто плюнуть на бумагу и попросить 14 лет. «Судья» дальше сам напишет приговор. Так что количество дел (против Михаила Ходорковского. — Esquire) зависит исключительно от путинских эмоций, насколько он будет опасаться меня на свободе.

Я никогда не стремился к роли политического или тем более личного оппонента Путина, а интересовался и занимался тем, что лучше всего понимал: экономикой промышленности, производством. До сих пор считаю, что он сам почему-то выбрал меня на эту роль. Ну что же, пришлось соответствовать, хотя по сей день стараюсь не переходить «на личности». Так воспитан.

На свободе большая часть наших сограждан в общественной жизни так же несамостоятельна и зависима от «начальства», как в зоне, в жизни «частной». И там, и там — правовой беспредел. И там, и там можно отстаивать свои права, хотя это тяжело и опасно. Но на свободе есть возможность эмиграции (совсем или в частную жизнь). В зоне такой возможности нет.

Авторитарный режим разрушает своих создателей и верных адептов. Все это мы видели в советские времена. Причем разрушается мировосприятие как тех, кому «лижут», так и тех, кто «лижет».

Можно ли назвать сильным государство в бывшей Кампучии времен Пол Пота? Он ведь уничтожил 20% населения, но так и не вывел страну из нищеты. Я считаю, что такое государство сильным назвать нельзя. Жестокое, деспотичное, всеподавляющее, но не сильное. Назвать сильным человеком взбесившегося отморозка будет не совсем по-русски. «Сильный человек», как и «сильное государство», — слова, характеризующие что-то большое, великодушное и помогающее людям.

Российское государство большую часть своей истории было самовластным, имеющим огромные полномочия, но слабым. Остается оно таким и сегодня.

Можно ли решить путем общественных инициатив проблему охраны самой протяженной в мире сухопутной границы, через которую потоком идут иммигранты, наркотики, нелегальные товары разной степени вредности и опасности? Нет, нельзя.

Можно ли России с ее неспокойными соседями по континенту обойтись без ядерного оружия или передать его общественным структурам, не представляющим все общество? Нет, нельзя.

Можно ли стране, где 70% территории находится в неблагоприятном для жизни природно-климатическом поясе, страховать от возможных проблем проживающее там население без механизмов, задействующих ресурсы всего общества? Нет, нельзя. А единственный механизм такого рода для крупной страны — государство. Другого человечество не придумало.

Петь я способен, только если сильно выпью. Бывало в молодости. Моя память такого ужаса не сохранила.

В последний раз я дрался в 1987 году. Как потом оказалось, из-за будущей жены.

СССР — моя родина. Я там родился и прожил почти до 30 лет. А вот по «совку» я совсем не скучаю, и мне дико, когда слышу, что в «совке» было лучше. Даже Путин с его коррумпированной бюрократией на этом фоне смотрится не так уж погано. Хотя главное, что осталось «советским», — так именно это: бюрократия, полагающая себя высшим сословием. Наглая, безответственная, прислуживающая начальству и помыкающая прочими согражданами.

Мучиться неохота. Близких жалко. Долги еще не до конца отдал. А смерти — нет, не боюсь. Есть что вспомнить, и уходить не страшно.

Люди меня не разочаровали. Может, мне просто повезло?

Редакция благодарит Каринну Москаленко, Елену Левину и Марию Орджоникидзе за помощь в организации интервью с Михаилом Ходорковским.




Комментарии
maliby1970 | Татьяна Дуборова | 27.09.2012 12:28
Я много чего боюсь. Боюсь за семью, боюсь умереть недостойно, боюсь остаться неблагодарным, побаиваюсь врачей, а стоматологов — особенно....у нас у всех свои страхи...только когда ты в неволе...они обостряются до судорог...и нельзя об этом не думать
vdemchenko | Владимир Сергеевич Демченко | 27.09.2012 12:44
Михаил Ходорковский: "Авторитарный режим разрушает своих создателей и верных адептов. Все это мы видели в советские времена. Причем разрушается мировосприятие как тех, кому «лижут», так и тех, кто «лижет»".

Путинская власть "ДОЛИЗАЛАСЬ" не просто до неприличия, но и до прямой угрозы существования России.
1938 | alla | 27.09.2012 15:04
Да, именно так, уважаемый Владимир Сергеевич!!! Долизались, посмотрите на них, они, власть, уже в глаза нам не смотрят даже с экрана, понимая куда катится по их вине Россия!!! Да и нам народу на их лощеные, папомаженные и подкрашенные лица смотреть пртивно и не приятно. Алла Москва
meteo594 | Алла Николаевна | 28.09.2012 12:53
Да, это так!
nsamko | Наталья | 28.09.2012 16:49
Почему так беспардонно?! Разве что в качестве катализатора разрушения жалких остатков нравственности?!

http://www.firstnews.ru/news/society/vizit-v-mgu-sdelal-iz-p­atriarkha-pochetnogo-doktora/

http://echo.msk.ru/blog/expertmus/934620-echo/
sepa | алексей | 27.09.2012 12:46
Супер!!!
kovlarr | Лариса | 27.09.2012 13:23
Здорово!
bob | Борис | 27.09.2012 13:26
Несомненно,что лахтинскогульчахраевская команда- это обычные лизоблюды,годовые служить кому угодно за "тарелку жидкой похлёбки. Эта публика и мать родную продаст,не моргнув,по команде пахана.Это та ещё публика.Я не сомневаюсь,что придёт время,когда они начнут топить всю верхушку, спасая свою поганую шкуру!!! Омейн!!!
19_iva_41 | Igor | 27.09.2012 13:27
«Подсудимые имели преступный умысел на увеличение прибыли путем расширения производства, поэтому похищенное вкладывали в развитие компании».
Ведь мой срок «до особого распоряжения». Так что количество дел зависит исключительно от путинских эмоций, насколько он будет опасаться меня на свободе.
Российское государство большую часть своей истории было самовластным, имеющим огромные полномочия, но слабым. Остается оно таким и сегодня».
В трех предложениях сформулирован весь циничный, лживый и подлый путинский режим.
kot5571 | Kobi | 27.09.2012 23:04
Сагласен еа все 100%
Anita | Valentina | 28.09.2012 20:48
!!!!! Все точно.
TamaraZar | Тамара | 27.09.2012 14:05
Дай Боже, вам, Михаил, здоровья и Духа внутри себя!!
vladimir_SPB | Владимир | 27.09.2012 14:07
Удивительно великодушно, без злобы, страха и зависти. Уважаю МБХ.
Elenatritonchic | Елена | 27.09.2012 15:17
Спасибо Вам за Вашу жизненную позицию.Держитесь.
akk67 | Asya | 27.09.2012 15:42
Очень тяжело читать, что такой выдающийся человек, как Михаил Ходорковский, содержится в таких малочеловеческих условиях. И Европейский суд по правам человека молчит, хоть Михаил сидит уже 9 лет и признан узником совести. Пусть Путину - ещё при жизни отольётся вся его подлость!
vmu | Владимир Юликов | 27.09.2012 16:39
Да уж. Лучше при жизни, как писали в советское время, оступившийся должен встать на путь исправления. Ведь и его, Путина, его близких пожалеть надо. Не успеет он, Путин, при жизни отказаться от подлых поступков, всем нам хуже. Увы.
Anita | Valentina | 28.09.2012 20:49
Верно.
vdemchenko | Владимир Сергеевич Демченко | 27.09.2012 16:50
!!!
vdemchenko | Владимир Сергеевич Демченко | 27.09.2012 22:06
Согласен с Вами, дорогая Ася! Как хочется хоть капельки справедливости! Жить без неё тяжело... И ещё ужасно хочется стать свидетелем того, как будут наказаны бандиты и нелюди, разрабившие ЮКОС и устроившие лютую, беззаконную расправу над его руководителями и работниками. Дай-то Бог!
В.С.
ntchi2 | Natasha | 30.09.2012 17:44
the same ...
golubika88 | Наталья | 07.10.2012 12:26
Согласна с Вами. Ася.
Stanislav | Станислав | 27.09.2012 16:38
Пожалуй, более свободных современников и не знаю! Спустя 9 лет при слове "олигарх" - чётко всплывает образ недоделанного вождя стерхов! А при слове "Ходорковский" - Человек. Именно с большой буквы!
arina_ | arina_ | 28.09.2012 12:15
!!!
Anita | Valentina | 28.09.2012 20:50
+100000!!!!!!!!!
eprstu | Антон Непутин | 29.09.2012 02:27
Вы, Станислав, как то стерхов обижаете по моему, их итак мало )))
При слове "олигарх" всплывает образ скорее , лупоглазого идиотика, со слюнявыми губами, и с заискивающей позицией некоторых частей тела , возвращающего шариковую ручку восковой фигуре)))
А при слове " амфоры" как раз и всплывает тот самый "дивный" образ одутловатости, трещин, серости и плесени , вкупе с запахом ила, сырости и гнили...
Не прав?
При слове "Ходорковский" у меня всплывает не "образ", а появляется четкое видение ( если можно так описать , конечно ) яркости, красноватого цвета,чистого воздуха... Одним словом , возникает чувство ПРИБЛИЖАЮЩИХСЯ ПЕРЕМЕН к лучшему... как в 88 году..помните ? the wind of changes...
vmu | Владимир Юликов | 27.09.2012 16:47
"Люди меня не разочаровали. Может, мне просто повезло?"
_______________________________________________________
Повезло! Да и мне, нам повезло, что Вы вместе с ПЛЛ, Вашими доблестными родителями, помощниками, сотрудниками, соузниками, ...., живыми и умершими (Алексанян!) работниками этого сайта показываете пример достойной человека жизни здесь и теперь! Не сомневаюсь, мы ещё встретимся и свободно пожмём Вашу руку!
sneg | sneg | 27.09.2012 17:20
Харизматично, Достойно, Стойко!!! Вы мужественный и благородный Человек!!! Таких невозможно сломить. На таких ровняются и ими гордятся Россияне!!!
Anita | Valentina | 28.09.2012 20:54
Присоединяюсь! Какая внутренняя сила и благородство! Хоть один такой есть в правительстве? Если нет, значит - и правительства нет. Жалко россиян.
chemir | Елена | 27.09.2012 17:27
Как всегда не могу читать без слёз.Восхищаюсь МБХ!!!
eprstu | Антон Непутин | 29.09.2012 02:42
А как Вы думаете - путин сюда захаживает ?
Спросить у песковой не могу - она наврет все равно , может сам ...ммм..намекнет как нить?
NIS-1954 | Наталья Ивановна | 27.09.2012 18:13
М.Б.: "Можно ли назвать сильным государство в бывшей Кампучии времен Пол Пота? Он ведь уничтожил 20% населения, но так и не вывел страну из нищеты. Я считаю, что такое государство сильным назвать нельзя. Жестокое, деспотичное, всеподавляющее, но не сильное. Назвать сильным человеком взбесившегося отморозка будет не совсем по-русски. «Сильный человек», как и «сильное государство», — слова, характеризующие что-то большое, великодушное и помогающее людям".

Власть, которая постоянно и намеренно идет на раскол общества, сама уже настолько противопоставила себя обществу переходом на платное образование и медицинскую помощь, введением цензуры везде, включая интернет, награждением полицейских квартирами в Москве за избиение мирных протестующих, в том числе девушек и пожилых людей, своими законами о штрафах за выход на улицу, о правомерности применения силы полиции во время народных акций, тем самым желая узаконить насилие над народом. Власть, считающая общество быдлом, стадом. Нелигитимная власть, состоящая из кгбэшников-олигархов, на что она расчитывает? Расчитывает на полицейские сапоги и гундяевский крест? Эта власть ненавидит народ и мечтает, что б все "свалили", все равно нефти и газа от этого меньше не станет, ведь можно завезти рабов на нефте-газовые плантации - меньше проблем. Только не понимаю - уворованное на тот свет с собой не унесешь. То-то мастера "распилов" и "откатов" возбудились на предложение своих соратников на законопроект о запрете чиновников и депутатов, а также их семей иметь недвижимость и валютные вклады за рубежом. Какую пургу понесли. Мама, не горюй. До сих пор многие из них думают, что страны Восточной Европы на их стороне (ихние слова о том, что в США и странах Западной Европы им нельзя, они страны НАТО и там до сих пор не изжиты рецидивы "холодной войны"), а в Восточной Европе можно будет - это ж бывший соцлагерь! Маразм крепчает. Нарышкин даже сказал, что этот законопроект нарушает "ихние" гражданские права. Премьер-министр же (Медведев), как всегда, выразился определенно и неконкретно одновременно: «Это ничего не даст», не разъяснив, кому не даст и что. Правда, спустя несколько дней он уточнил, что ограничения могут способствовать приходу во власть маргиналов. «А нам таких не надо!» – убежденно добавил премьер. «Маргиналы» – это, как я понимаю, подозрительные личности, живущие на одну зарплату. О, это действительно опасные, неуравновешенные люди, весьма схожие с российским «электоратом», в большинстве своем имеющим ту же вредную привычку. Представьте на мгновение, что несколько таких типов появятся во власти. Ужас. (По материалам сайта "Свободная пресса". Статья Андрея Воронцова "С кем вы, мастера "распилов" и "откатов").
Михаил Борисович всё это ясно описал, сравнив власть с Пол Потом. Только, что нам делать всем?
Tamara40_40 | Тамара | 28.09.2012 11:37
Возмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть по одиночке.
uglevv | Углев Владимир | 27.09.2012 19:25
«Подсудимые имели преступный умысел на увеличение прибыли путем расширения производства, поэтому похищенное вкладывали в развитие компании» - маразм, за который даже в дурдом не примут, подумают, что у человека неоконченное начальное оьразование.
А 218 млн. тонн украденной нефти - это 7 годовых добыч нефти Бакинских нефтепромыслов в конце 30-х годов.
Mishenina | Irina | 27.09.2012 19:39
БЛАГОДАРЮ!!!!!!!!!!!! ОГРОМНОЕ СПАСИБО ВАМ, МИХАИЛ БОРИСОВИЧ!
Max20110 | БОГАТЫРЕВ АНДРЕЙ ВИКТОРОВИЧ | 27.09.2012 20:11
ОЧЕНЬ толковые мысли!!!!!не устаю восхищаться вашей силой!!!крепись!борись!ты уже ПОБЕДИТЕЛЬ!!!ЖМУ РУКУ!!
fsv | Сергей Фищенко | 27.09.2012 20:29
Сильно. Я бы сказал, по-ходорковски. :-)
Stanislav | Станислав | 28.09.2012 17:53
По-ходорковски! Уверен, скоро это станет именем нарицательным! Ведь кто-то перед смертью омолаживает себя ботоксом, а кто-то - думает о душе... И в том, что первые управляют страной, а вторые в тюрьме - скрыт великий драматизм. Прежде всего, драматизм установок: насколько можно уйти от комфорта за собственное достоинство - вот альфа и омега повестки дня! Вот в эту сторону нужно смотреть оппозиции. Здесь, в карельских лесах сокрыт Человек, чьи представления о достоинстве и цена за эти представления являются недосягаемой высотой для московского бомонда, который вряд ли променяет комфорт на гальюн во дворе ради какой-то демократии. Ну чисто по-бизнесу... Уверен, история поставит на сильных по-ходорковски!
eprstu | Антон Непутин | 29.09.2012 02:19
а у нас давно есть выражение : " полный Ходор"... например: Он такую речь толкнул - ну просто полный ходор...
Плакат несли - полный ходор...
и т.д.
по моему - прекрасно звучит - "Полный Ходор"...
ntchi2 | Natasha | 01.10.2012 02:17
(-:
Mishenina | Irina | 27.09.2012 20:34
Прочитала на одном дыхании!!!!! ПОРАЗИТЕЛЬНО!!!! Михаил Борисович -гений - легко, непринужденно пишет о своей жизни и именно это повествование встряхнуло меня не то детски. Оглянулась на себя, спросила - какие твои проблемы, что тебя не устраивает, чем недовольна? Живи, радуйся жизни и по мере своих возможностей делай то,что не можешь не делать. Да, подзарядили Вы меня своей могучей энергетикой. Неудивительно, что путин и К не желают видеть Вас на свободе. А я желаю Вам свободы и как можно быстрее. Судебное сообщество творит настоящий беспредел -2,5-3,5 года заключения за применение пыток, которые в должностную инструкцию полицейских никаким образом не входят,повлекшие смерть человека и так же два года заключения за пляски в Храме, когда ни один человек физически не пострадал. Налицо - наличие заинтересованности - здесь "свои", там "чужие".
Гос.дума отключила мозги и принимает какие то чудовищные законы, отвлекая внимание общественности от решения в самом деле серьезных проблем и сея вражду и разделение среди российского народа. Такое ощущение, что подрывая страну изнутри,разрушая какие то целостные институты, более сильный и в то же время хитрый противник готовится малыми затратами захватить нашу страну. Я не удивлюсь, если это произойдет лет через 6 и Китай юридически будет иметь 2/3 части тех земель, которые сегодня ещё пока принадлежат России.
Неужели в стране нет более важных проблем, чем те законы которые на сегодня обсуждаются и принимаются в думе. Неужели президенту нечем более заняться, чем быть вожаком у нескольких молодых стерхов? Правильно Михаил Борисович отметил, что "Причем разрушается мировосприятие как тех, кому «лижут», так и тех, кто «лижет»." - все они уже реально не могут и не желают по настоящему трудится - вкалывать, им это не нужно, для них власть - это хобби, а не работа. Однако, без настоящей, созидательной работы ничего не получится и тогда захват нашей страны иноземцами будет абсолютной реальностью. К сожалению!
meteo594 | Алла Николаевна | 28.09.2012 13:59
А вот действительно, зачем быть вожаком в стае стерхов? Такой факт нужно в книгу Гиннеса поместить. Я вот бы поняла, когда мужчина хочет показать свою физическую подготовку любимой женщине, которая его не оценила. А вот от президента народ ждет вовсе не демонстрации физической подготовки, поэтому факт полета на дельтоплане народ воспринял как неадекват.
Rita | татьяна | 27.09.2012 20:40
Какой прекрасный, мужественный, сильный человек со своими маленькими слабостями(особенно умилило его боязнь стоматологов - почти все мужчины боятся). Как можно его держать в тюрьме? Ведь почти всем давно понятно, что никаких преступлений он не совершал. Тогда почему мы все молчим? Что ещё должно случится с ними, чтобы мы опомнились?
blagonull | evgenii | 27.09.2012 21:30
Все ответы и определения соответствуют высокой нравственности и культуре. Жаль,что столько сил адвокаты и защитники всего мира затратили только на то ,что бы МБХ не стало уж совсем плохо. Но вот освобождение МБХ осталось не достигнуто. Спасибо всем тем ,кто продолжает борьбу за оправдание МБХ.
HZEJNQxK | Татьяна | 27.09.2012 21:57
Уважаемый Михаил Борисович очень рада,что даже в такой ситуации ВЫ еще шутите,я имею ввиду о Китае.
Но ВЫ долхны знать мы тоже живем в большой ЗОНЕ,но нас еще и травят разрешив ввозить в наш город
ядерные отходы,но при этом открыли ОНКОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР,но только ПЛАТНЫЙ это ли не ЦИНИЗМ
нашего государства.Телевизор тоже можно не включать т.к.в основном показывают только насилие
или тупое шоу,но в основном убийство,кровь,насилие.Самое тяжелое для меня,что многие люди
даже не понимают,что так жить НЕЛЬЗЯ.
ВАМ же и Платону Леонидовичу желаю здоровья и выдержки я уверена,что у ВАС все будет хорошо.Татьяна
michruk | Антонова Яна | 27.09.2012 22:43
"Сколько могу отжаться? Сейчас попробую... 70 раз".

Врёт ведь!
vladmestres | Владимир | 28.09.2012 01:47
Уважаемая Яна,а почему Вы не верите,мне 63года и я отжимаюсь80раз, а Михаил ведь молодой.Владимир Андреев,строитель.
meteo594 | Алла Николаевна | 28.09.2012 14:08
Я думаю, что это правда. Потому что этими отжиманиями Михаил делает очень многое для выдержки и стойкости своей личности!
eprstu | Антон Непутин | 29.09.2012 02:34
Ходор даже когда врет , все равно говорит Правду!
Не огорчайтесь..худейте и у Вас получится))))
Я ему верю! Выйдет - пусть нам всем продемонстрирует!
step777 | Степан | 27.09.2012 22:49
Спасибо, Держитесь Михаил Борисович!!! Мы с Вами!!!!
maliby1970 | Татьяна Дуборова | 28.09.2012 00:12
Михаил,Вы должны помнить о том,что не бывает безвыходных ситуаций. Есть только ситуации, выход из которых вас не устраивает.
rjvbkmaj | Игорь Ильницкий | 28.09.2012 01:24
только ВЕЛИКАЯ ГОРДОСТЬ И ВЕЛИКОЕ СЧАСТЬЕ - знать, что есть ТАКОЙ ЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕ - МИХАИЛ БОРИСОВИЧ ХОДОРКОВСКИЙ - наполняет СМЫСЛОМ ЖИЗНЬ В гадкую эпоху ...дальше не буду уточнять
СПАСИБО ЗА ИНТЕРВЬЮ !
shut_nik | Евгений | 28.09.2012 12:27
Эту ВОЛЮ не сломить, это МУЖЕСТВО не отнять, это ДОБРОЕ ИМЯ не очернить. Свободу! Свободу! Свободу!
nsamko | Наталья | 28.09.2012 14:44
!!!
Anita | Valentina | 28.09.2012 20:59
Присоединяюсь!!!
meteo594 | Алла Николаевна | 28.09.2012 13:48
Снова слова Михаила Борисовича помогают видеть и понимать жизнь в позитивном варианте. Как правильны и высоки его мысли! СПАСИБО за возможность воспринимать такие слова.
"Окончательная победа не за тем, кто сильней, а за тем, кто не сдаётся".
meteo594 | Алла Николаевна | 28.09.2012 14:05
Ф.М. Достоевский: "Господи! что за книга это Священное Писание, какое чудо и какая сила, данные с нею человеку!...И сколько тайн разрешённых и откровенных! Люблю книгу сию! Гибель народу без Божьего Слова, ибо жаждет душа сего слова и всякого прекрасного восприятия".
vidi | Татьяна | 28.09.2012 14:31
Михаил Борисович, спасибо Вам за стойкость и здравый смысл, за общение с мужественным и мудрым человеком.
aist11 | Вячеслав | 28.09.2012 14:43
КАКАЯ ГЛЫБА!!!
Желаю Ходорковскому свое пятидесятилетие отметить на свободе. Если Бог есть, Будет Так.
Anita | Valentina | 28.09.2012 20:33
Kак умно, глубоко, человечно. Какая внутренняя порядочность. Как помочь Таким людям выйти на свободу, чтобы они помогли миллионам людеч стать свободными и счстливыми?
eprstu | Антон Непутин | 29.09.2012 02:39
Как помочь Таким людям выйти на свободу, чтобы они помогли миллионам людеч стать свободными и счстливыми?
СДЕЛАТЬ ВСЕМ ТАК, ЧТО Б ВЛАСТЬ НАЧАЛА НАС Б О Я Т С Я !!!!!!!!!
ПОКА ЖЕ ВЛАСТЬ НАС - НЕНАВИДИТ И ЧМЫРИТ!
nsamko | Наталья | 29.09.2012 14:23
А по-моему, не ненавидит и никаких чувств не способна испытывать ни к стране ни к народу, заняты лишь собой, соревнуются - кто богаче. Невдомек им, что "лягут в землю общую остатки наши бренные, а земле, ей, все едино и апатиты и навоз" (Высоцкий). А вот память о них останется и с этим жить их детям. Вот детей своих следовало бы любить, но эгоцентризм лишает их и этих чувств.

"СДЕЛАТЬ ВСЕМ ТАК, ЧТО Б ВЛАСТЬ НАЧАЛА НАС Б О Я Т С Я" - хорошие слова, но тех, кто слышит и понимает их, ничтожно мало для такой страны огромной. Посмотрите, сколько подписей стоит в поддержку узников за все время существования сайта, лишь 3/4 одного миллиона, а это далеко не критическая масса. А критическая масса сидит и ждет: кто по принципу - лишь бы меня не тронули, такие как Чубайс, а кто просто из категории "Света из Иваново".
Знаю, что на этом сайте есть немало тех, кто относится к Чубайсу с уважением, но я не могу и никогда не смогу разделить такое отношению к нему. Вот цитата из письма Елены Боннер "Господин Чубайс! Ваше заявление газете Handelsblatt, если оно правильно процитировано, лежит за пределами этики и нравственности. Читаешь - и прямо мороз по коже! Не может быть "преувеличенным" внимание к судьбе любого человека, когда речь идет о его свободе, о его судьбе, и еще шире - о жизни и смерти. Ваша (я нарочито пишу слово ВАША) и ваших единомышленников модернизация ничего не стоит, пустое бряцание словом, если за ней стоит такое отношение к человеку."
Скажете - при чем тут Чубайс? - Да при том, что этот режим и стоит на поддержке таких жадных завистливых "Чубайсов", "Борисов Титовых", ..., "Правого дела". Не смог бы Путин один, без поддержки "чубайсов" "обеспечить" такую судьбу Ходорковскому.

"Как помочь Таким людям выйти на свободу, чтобы они помогли миллионам людей стать свободными и счстливыми? " - Я тоже, как и многие на этом сайте, думаю постоянно об этом. Хочется верить в чудо. Но когда же оно наступит?! Больно за всех, над кем безжалостно глумятся проходимцы, утвердившие себя всесильной "системой".
meteo594 | Алла Николаевна | 29.09.2012 19:32
Я, например, не понимаю поздравления с днем рождения Ходорковскому от Чубайса - это просто отвратительно! Какой "великий жест" - это издевательство.
nsamko | Наталья | 29.09.2012 20:19
!!!
nsamko | Наталья | 30.09.2012 15:13
поправка: не "3/4 одного миллиона", а всего около 3/4 от сотни тысяч
322223 | Софья Михайловна | 28.09.2012 23:31
Все больше поражаюсь силой духа и откровенностью.
Берегите себя, Михаил Борисович!
ecolog | Мария | 28.09.2012 23:52
Всегда после прочтения интервью с МБХ невольно возникает вопрос: Кто все же свободен, а кто а заключении? Если человеку свойствнно такое чуство собственного достоинства и такое благородство, то он свободнее многих, а особенно на самом верху, которые всегда зависят от чьего-то чиха и благосклонного взгляда.
Мне тоже показалось трогательной боязнь врачей, в особенности стоматологов ))). Вспомнила, как мама моей школьной подруги говорила: "Девчонки, бойтесь людей в белых халатах".
eprstu | Антон Непутин | 29.09.2012 02:41
Мария - объясняю Вам:
путин на свободе!
Ходорковский в заключении!
путин - НЕСВОБОДЕН ( это видно по лицу, в частности )
Ходорковский - ВОЛЕН ( тоже видно по лицу).
g05031929 | Ганна | 29.09.2012 01:19
Здоровья и мужества Вам, с уважением Ганна
eprstu | Антон Непутин | 29.09.2012 02:17
"...Может, мне просто повезло?". Ходорковский М.Б.

Это нам всем с Вами ПОВЕЗЛО!
Вы нам всем уже открыли глаза!
Вы нас всех уже подняли с колен!
Вы нам все все все объяснили уже!
Мы уже не боимся говорить ворам, что они не "ваше благородие"!
Мы давно не верим шушере из "пула" убийц и " питерских друганов"!
Нас уже не пугают репрессии, суды, полиция, и все, кто "служит" ворам, подонкам, убийцам и гражданам в разного кроя черных саванах... Мы становимся ЕЩЕ СИЛЬНЕЕ!
НЕВОЗМОЖНО УЖЕ ПРИДУМАТЬ ЧЕГО ТО СУЩЕСТВЕННО ВСЕЛЯЮЩЕЕ В НАРОД СТРАХ - МЫ ПРОЗРЕЛИ ДАВНО! ОСТАТКИ "думающих" в силовых и "тайно силовых " структурах уже не знают, что нам такое сделать , что б нас в чем то обвинять, что б суды это "начали жевать" ( хотя бы ...).
Мы уже знаем, кто есть Ваш самый сильный и бесчестный оппонент - ВРЕМЯ! А путин - всего лишь недоразумение ( в понимании Времени) , даже лицо пытается спасти от Его Величества Времени ....смешно ? - да нет - уже неинтересно! Время его не спасет все равно...Время его не щадит ( факт доказанный ) и уж точно НИКОГДА не пощадит...
ВРЕМЯ НИКОГО НЕ ЩАДИТ! ВРЕМЯ только ЛЕЧИТ ВСЕ и всех!
МЫ ВАС ДОЖДЕМСЯ...
МНЕ СКАЗАЛИ , ЧТО ДЛЯ ВАС "ВРЕМЯ" ПРОСЯТ ИДТИ БЫСТРЕЕ... Время ...обещало поторопиться для Вас.
Еще совсем немного ... еще потерпите чуть чуть...
Очень просим Вас! Все!
nsamko | Наталья | 29.09.2012 15:15
!!!
meteo594 | Алла Николаевна | 29.09.2012 19:24
Все просим и ждем!!! Классные слова написаны Вами, Антон!
eprstu | Антон Непутин | 26.12.2012 22:53
Ну вот видите Михаил))) Время не обманывает...уже немного ускорилось...сейчас еще будем просить Его Величество Время...может ... ускорится еще чуток) держитесь - Вы нам очень Нужны!
сегодня - 27 января 2012 года, срок Вам Время уменьшило... Работаем дальше))))))))
Все будет хорошо - главное - оставим силы " на последний рывок" да?)))))
Yewgen | Yewgen | 29.09.2012 12:28
«Подсудимые имели преступный умысел на увеличение прибыли путем расширения производства, поэтому похищенное вкладывали в развитие компании» - вот это перл! Настоящий шедевр "отца русской демократии"... :)))
nsamko | Наталья | 29.09.2012 20:17
Этот прокурорский перл должен войти во все учебники и справочники по юриспруденции. А в ЕСПЧ было достаточно и необходимо внести только эту выдержку, чтобы стало сразу ясно, что такое суд над ЮКОСом и каков профессиональный и интеллектуальный уровень российских прокуроров и судей.
Yewgen | Yewgen | 30.09.2012 17:02
Я бы сказал тошнотворно-шокирующий уровень, поражающий своей наглостью и наплевательством на используемые формулировки, на граждан, на самоуважение... "Вот ещё, щаз все дела побросаю и начну думать над логикой формулировок... какая разница, что я пишу или говорю, всёравно ж никто не слушает и не читает..." :(((
bella_leyfer | Bella Leyfer | 29.09.2012 13:18
Сильный,дистойный , умный человек...Пришло в голову, что во времена Сталина машинв подавления не имела корыстно личной направленности , в массе , во всяком случае...Г-да правительство и иже с ними все с увлечением продолжают пилить сук и плевать в колодец...
maliby1970 | Татьяна Дуборова | 29.09.2012 14:54
Ты страшишься тысячи вещей... Но все это были лишь маски, лишь видимости. На самом деле страшило тебя только одно - решиться сделать шаг в неизвестное, маленький шаг через все существующие предосторожности. И кто хоть один раз оказывал великое доверие, полагался на судьбу, тот обретал свободу
maliby1970 | Татьяна Дуборова | 29.09.2012 23:56
))))).....Ведущая: Вы сказали – многое было достроено к 2003 году. И 2003 год – это дело Ходорковского и дело Юкоса. Как вы тогда оценивали эти события?

Кудрин: Я уже говорил в одном из выступлений: Я не могу дать правовую оценку, но я считаю морально действия Ходорковского были ущербны. Он был виноват. Приведу пример, что значительные налоги в то время действительно уводились через внутренние наши оффшоры от налогообложения. И конечно эти компании – не только Ходорковского – миллиарды долларов клали в карман. Это была проблема. Потом мы ее долго пытались преодолеть. Могу сказать, что до моего ухода эта проблема в минимальном объеме, но оставалась.

Ведущая: И девять лет тюрьмы – это справедливое наказание?

Кудрин: Я считаю, что с учетом накопившихся проблем и противоречий в этих судебных решениях я за то, чтобы в данный момент он уже вышел на свободу.

Ведущие: Многие считают, что решение выйти или нет Ходорковскому на свободу зависит только от одного человека – Владимира Путина?

Кудрин: В какой-то степени да.

Ведущая: Мы снова вернулись к этому человеку. Какие три главные характерологические черты этого человека вы могли бы назвать?

Кудрин: Прагматичный, все пропускает через себя, быстро обучается. Например, в вопросах различных отраслей он уже имеет хорошую подготовку.

Ведущая: Кто-то считает, исходя из дела Ходорковского, что это обидчивость.. Что это мстительность..

Кудрин: Я не могу так сказать. По крайней мере, по делу Ходорковского.
marina_mkh | Хлынина Марина Константиновна | 30.09.2012 19:41
"Я ушел, предупредив, что воспользуюсь той дурью, которую они понапишут. В том числе и свободно обращаемыми ваучерами. Зато потом я пользовался любой дыркой в законодательстве и всегда лично рассказывал членам правительства, какой дыркой в их законах и как я буду пользоваться или уже пользуюсь. Да, это была маленькая месть, возможно — грех тщеславия."
Интересно, а руководители "этих компаний" тоже называли дурью то, что писали члены правительства? И тоже объясняли про дырки в законах? Если да, то с мнением Кудрина об отсутствии избирательной обидчивости и мстительности Путина отчасти можно и согласиться. А вот если нет, то, может быть, отношение Кудрина к Ходорковскому это тоже "маленькая месть"?
ntchi2 | Natasha | 30.09.2012 17:41
Боже мой, и когда же это всё кончится ...
post717 | Павел Беляев | 30.09.2012 20:46
Михаил Борисович!

Не бойтесь ничего! Смерть -чушь.
Человеку с Большой буквы, как Вы, самое страшное потерять честь. А вот этого им у Вас не отобрать!
Бояться нужно им, людишкам не слышавшим о таком слове. У них же в глазах одни только доллары и страх их потерять.
Очень просто проверить человека, извините, "на вшивость": дайте ему много денег и посмотрите на что он их будет тратить. Дворцы и золотые унитазы, как у некоторых... вот и не прошли проверку.
Честь, Родина, Любовь - главные слова в жизни. Всё это у Вас есть. А быт бывает разный.
P.S. Я тоже в последний раз дрался в восьмидесятых, и тоже, как потом оказалось, из-за будущей жены.

Павел Беляев.
Tamara40_40 | Тамара | 01.10.2012 04:37
Свободу. Или я схожу с ума, или посмотрела "Воскресный вечер с Соловьевым" с участием всех фракций.Обсуждали поездку на ПАСЕ. Хором шумели против поездки.-"Не позволим Европе учить нас жить" .Одним словом-дурдом.
Tamara40_40 | Тамара | 01.10.2012 04:51
Господи,когда же вектор правды -силы повернется в нашу сторону?
maliby1970 | Татьяна Дуборова | 01.10.2012 08:33
Друзья,вот и новый день..
Срочно проснитесь простые слова,
Спать уже дальше преступно,
Ждут на земле Вас большие дела
В мире для Вас всё доступно!
maliby1970 | Татьяна Дуборова | 01.10.2012 23:56
У одного человека случилось горе: попал он в болото и заплакал от безысходности. Пришли «добрые» люди поддержать его и выразить ему свои соболезнование и сочувствие. Сели они рядом и давай рыдать вместе со страдальцем. «Вот какие добрые люди, как они переживают обо мне», — подумал человек и продолжил плакать дальше. А болото тем временем от его слёз и от слёз «добрых» людей стало ещё больше, и начал страдалец погружаться в него всё быстрее и быстрее.
Узнал о случившемся и другой человек. Он не был похож на остальных пришедших. Увидев, в каком плачевном положении находится страдалец, он решительно сказал:
— Хватит реветь или ты хочешь утонуть? Лучше хватай верёвку, которую я тебе кинул, крепче держись за неё и перебирай руками и, если даст Бог, вылезешь из болота.
Не понял такой заботы о его жизни утопающий и не счёл он такое поведение проявлением сострадания и, возмутившись, прогнал он помощника, обвинив его в равнодушии, бессердечности и жестокости. Тот ушёл, предварительно привязав верёвку к ближайшему дереву.
Шло время. Слёзы из глаз страдальца и его «друзей» продолжали течь ручьями, и, естественно, что болото от этого не становилось меньше, а наоборот увеличивалось. Когда вода стала доходить до горла, желание жить пересилило чувство саможаления. Пришлось ему схватиться за верёвку и постараться вытащить себя. Много потратил он сил на это, а когда выбрался на сухую землю, обступили его «добрые» люди и стали они со слезами на глазах радоваться, что его постигла такая «удача». Но он, как только увидел их слёзы, убежал от них, боясь, что от их слёз под его ногами образуется новое болото. И побежал он за своим спасителем, а догнав, поблагодарил его, ибо пока он вылезал из болота, то многое понял.
Понял он, что такое истинное сострадание, что «сострадание» и слёзы плакальщиков нисколько не помогли ему, а наоборот ухудшили его положение, что прими он раньше помощь, когда болото было поменьше, то вылезать из него было бы намного легче, ибо тогда ему помогал бы ещё и тот человек.
maliby1970 | Татьяна Дуборова | 04.10.2012 08:38
Как хочется выключить, к черту, мозги,
Отдаться на волю Судьбы или чувства!
Жить там, где в округе не видно ни зги!
Как хочется жить на краю безрассудства!

О трезвой банальности напрочь забыть!
Не думать, а чувствовать, верить, не глядя!
Душою стремиться желания ради,
И, словно последний раз в жизни, любить!

Как это прекрасно – уметь убегать
Из плена рассудка и логики плена,
Не знать беспощадного слова «измена»,
вослед за мечтою, как в сказке, летать!
Odissey | Игорь | 25.11.2012 11:03
Михаил Борисович, очень уважаю Вашу жизненную позицию.
Оставайтесь таким-же хладнокровным, сильным и волевым несмотря ни на что. Власть доведена до отчаяния тем, что не может Вас сломить. Путин на любой вопрос о Вас или ЮКОС реагирует мгновенной переменой в лице, становится резок, сбивчивая речь подтверждает выход из равновесия. Нервничает.
Держитесь Михаил, скорейшего Вам освобождения. Вы нужны России, миллионы следят за Вашей судьбой.
Пресс-секретарь Кюлле Писпанен: +7 (925) 772-11-03
Электронная почта
© ПРЕССЦЕНТР Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, 2002-2014
Мы не несем ответственности за содержание материалов CМИ и комментариев читателей, которые публикуются у нас на сайте.
При использовании материалов www.khodorkovsky.ru, ссылка на сайт обязательна.

Rambler's Top100  
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru