| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Архив
|
14.09.2012 г.
«Скучаю по слову "люблю"»"Московские новости", интервью Ксении Турковой с Михаилом Ходорковским, 14.09.2012 В нашей еженедельной рубрике «Слово и антислово» в рамках проекта «Русский язык» мы расспрашиваем известных людей о том, какие слова им нравятся, а какие вызывают отвращение. Сегодня наш собеседник – Михаил Ходорковский, отбывающий наказание в колонии № 7 в карельском городе Сегежа. — Какие слова/выражения вы бы назвали сейчас ключевыми? Какие слова именно сейчас кажутся вам особенно важными и почему? — Любовь, товарищество, взаимопомощь, свобода. Наверное, есть еще много важных слов. Я верю в Бога. Бог — это любовь, Бог — это свобода воли, любовь и свобода – это товарищество и взаимопомощь между людьми. Когда жизнь идет так остро, как моя, — важность товарищества, взаимопомощи, любви и в узком, и в широком смысле слова понимаешь умом и ощущаешь всей душой. — Существуют ли для вас «антислова»? Что бы вы назвали «антисловом» современности? — Слова, которые я использую для обозначения самых враждебных мне понятий, — предатель, фашист. Фашист для меня иное понятие, чем в политологии, - мучитель, получающий удовольствие от чужих мучений или не ощущающий их, нелюдь. С кем нельзя жить на одной земле. Абсолютное зло. Предатель — просто существо мерзкое, отвратительное, об которое можно только запачкаться. «Антислово» современности – равнодушие. Равнодушный человек живет бессмысленно. Ему никто не нужен, и он никому не нужен. Страшно. Сегодня таких много. Их наказание — одиночество. Второе «антислово» современности. — За то время, что вы находитесь в заключении, у вас поменялась эта языковая «шкала»? Какие слова отодвинулись, а какие вышли на первый план? — За время, проведенное в тюрьме, я подзабыл бизнес-терминологию, производственно-технологическая лексика «всплывает» редко. Зато вперед вышли «взаимоотношенческие слова», философско-политическая и, к сожалению, терминология наших «правохоронителей». Добыча, инвестиции, себестоимость, ректификационная колонна, крекинг и т.п. термины ушли. Осужденные, правоприменительная практика, ШИЗО, карцер, срок (в уголовном смысле) – к сожалению, появились. — Поменялось ли ваше отношение к слову «свобода»? — Конечно, говоря слово «свобода» раньше, я в 100% случаев не имел в виду свободу физическую. Теперь – в 50%. — Есть ли слова, по которым вы особенно скучаете? — Конечно. Эти слова я слышу во время редких свиданий и разрешенных коротких телефонных звонков. Главное из них – «люблю». — И наоборот: каких слов вы сейчас не слышите (или слышите редко) и радуетесь этому? — Ничего в голову не приходит. — Многих интересует тюремный жаргон. Вы им владеете? Можно ли в заключении обойтись без него? — Тюремный жаргон есть, но применяется он ограниченно. В основном его любит молодежь, пришедшая из колоний для несовершеннолетних. Я его знаю в той мере, чтобы понимать сказанное. Сам не использую умышленно, чтобы не привыкнуть за долгие годы (койка — «шконка», ложка — «весло», пайка хлеба — «тюха» или «птюха» и т.д.). — Встретились ли вам за это время люди, речь которых вас поразила, удивила (может быть, образностью и точностью)? — Нет. Образованных людей в тюрьме вообще видел немного. А настолько образованных — не встречал. Наверное, бывают и самородки, но с таким не довелось столкнуться за всю тюремную жизнь. — А что изменилось за это время в речи российских политиков, прежде всего, президентов? Какой она стала? Как вы думаете, какие слова являются ключевыми для Владимира Путина? — Речь наших политиков, особенно первых лиц, возмущает использованием вульгаризмов. Я сам – не образец культуры, но полагаю, что тот, кто выступает для широкой аудитории, тем более являясь по должности примером для подражания, - обязан таким образцом являться. В целом, политики у нас, кроме нескольких либералов, говорят упрощенно, ориентируясь на малообразованные слои, а не пытаются «подтянуть» людей к более высокому уровню общения. — Что вы думаете о лозунгах протестного движения, которое активизировалось в последние полгода? Насколько они конструктивны? Нравится ли вам, что российский протест приобрел несколько игровую форму и тексты плакатов больше смешные, чем серьезные? Какие слова вы бы добавили к этим лозунгам? — Мне нравятся креативные игровые формы в качестве дополнения к ключевым «серьезным» посылам. Лозунги должны быть запоминающимися и содержательными. То, что сейчас делает протестное движение: оно артикулирует перенос общественного недовольства на Путина лично. И это правильно. Путин сделал себя краеугольным камнем системы. Однако в дальнейшем потребуются и более конструктивные лозунги. Хорошие примеры дает советская пропаганда «первых лет»: «Вся власть Советам!», «Заводы — рабочим, земля— крестьянам, мир — солдатам!» Добавил бы к лозунгам «честность», «справедливость», «обновление», «дорогу молодым!». — Делите ли вы слова на свои и чужие? По какому слову/выражению вы можете определить, что это не ваш человек? — Конечно, есть слова «органичные» для меня, и есть «неорганичные». Есть обычные слова, вызывающие непонятное раздражение, типа слова «кушать». Естественно, человек, использующий воровской жаргон, сразу воспринимается, как чужой, и наоборот, — говорящий пусть просто, но «чисто», воспринимается, как «свой». Выделить отдельные слова — сложная для меня задача. — Есть ли у вас любимое слово? Речевая привычка? — «Письменная» привычка к деепричастным оборотам мне известна. Борюсь. С речевыми — сложно. Стремлюсь исключать слова и выражения-паразиты, типа «честно говоря». — Какие слова вы бы изъяли из русского языка? — Мне кажется, русский язык нуждается в пополнении словарного запаса. Сегодня люди вынуждены использовать неадаптированные заимствования, типа «лузер», которые означают либо иное понятие, либо шире, чем формальный русский эквивалент (например, «проигравший», «неудачник»). А исключать слова не надо. Даже такое историческое заимствование из польского, как «быдло» (скот), хотя «овощи» — точнее и не так обидно, почему-то.
Комментарии
Rich_Richmond | Рич Джонотан Ричмонд | 14.09.2012 11:22
Какие могут превалировать ценности над этими простыми и понятными всем словами — Любовь, товарищество, взаимопомощь, свобода. Кода в вашей жизни эти слова имеют смысл, значит в вашей жизни есть согласие и примирение. Коль этого нет, что-то в вашей жизни не так. Сократ об этом говорил недвусмысленно. Рич Ричмонд
Rich_Richmond | Рич Джонотан Ричмонд | 14.09.2012 11:32
Любовь, вера в Бога - есть истина в жизни каждого человека. Чувство товарищества, взаимопомощь - осознанное и принятое тобой понимание того ты руководствуешься духовными ценностями и мыслишь нравственными категориями. Всё это при полной открытости, раскрепощенности, отсутствия угнетающей, и чуждой тебе навязывающей своё понимание о жизни - Свобода.
Ellen26 | Елена Рохлина | 14.09.2012 11:38
манипуляция массами выражается и в том как говорят политики..
svetilsa | Светлана | 14.09.2012 17:45
Как бы хотелось, чтобы во главе нашего государства стояли грамотные, интеллигентные, здравомыслящие патриоты! Как было бы проще и интереснее жить в нашей России. А как мы могли бы ею гордиться! С. И.
Rich_Richmond | Рич Джонотан Ричмонд | 14.09.2012 12:02
Что ж, пусть это будет неким дистанционным уроком риторики для многих и многих, словарный запас которых, собственно говоря, можно разместить на одной стороне тетрадного листа. На этой же странице можно поместить все существующие лозунги за последние 2-года. Смысловое послание Михаила Борисовича, пользуясь прекрасной погодой, бабьим летом, освежить в своей памяти лучшие произведения, язык А.С. Пушкина, В.О. Ключевского вспомнить, если кто знаком с его творчеством, А.П. Чехова переосмыслить и подумать о том, как с вами будут разговаривать ваши дети и внуки, каким языком, сленгом и сколько слов на "жаргоне" будет у них в словарном запасе и в обиходе. Это касается и тех, кто на этом сайте выкладывается по самым разным вопросам, ограничившись 10-15-ю словами. Рич Ричмонд
vdemchenko | Владимир Сергеевич Демченко | 14.09.2012 12:17
Михаил Ходорковский: "Фашист для меня иное понятие, чем в политологии, - мучитель, получающий удовольствие от чужих мучений или не ощущающий их, нелюдь. С кем нельзя жить на одной земле. Абсолютное зло".Беда, коль на российском троне оказывается дурак. Но в тысячу раз хуже, если - живодёр. Пора трон (вместе с царскими полномочиями) выбросить на свалку истории.
arina_ | arina_ | 14.09.2012 12:41
"Беда, коль на российском троне оказывается дурак. Но в тысячу раз хуже, если - живодёр. Пора трон (вместе с царскими полномочиями) выбросить на свалку истории."истинная правда, пора.
vdemchenko | Владимир Сергеевич Демченко | 14.09.2012 12:45
Михаил Ходорковский: "Бог — это любовь, Бог — это свобода воли, любовь и свобода – это товарищество и взаимопомощь между людьми."Уважаемый Михаил Борисович! Вы даже не представляете, сколько людей в стране и мире исренне сострадают Вам и Вашим близким. Сострадание - это проявление любви. Мы Вас любим. Мы ненавидим Ваших палачей. Мы им не простим. Мы ждём Вас, Ваших коллег и всех узников совести подлого путинского режима на свободе. Семья Демченко. г.Казань.
father | Валентин Бедеров | 14.09.2012 15:08
Семья Бедеровых присоединяется.
nkaterli | Нина Катерли | 15.09.2012 14:23
ПРисоединяюсь. У меня те же слова - хорошие, те же противные, что у Вас, МИхаил Борисович. Слово кушать терпет не могу, почему-то не люблю слово "Туалет" вместо " сортир" и " фужер" вместо "бокал". Эти слова кажется мне манерными.А насчет слов "одиночество" и " равнодушие" полностью Ваше мнение разделяю.
Grrub | Grrub | 18.11.2012 11:59
В детстве мне объяснили, что "кушать" значит "пробовать": "Откушайте, пожалуйста..." -- из старой речи. Что же до "туалета" и "сортира", при всем к Вам уважении, чуть-чуть странно выглядит такое рассуждение для профессионала. Язык же для Вас рабочий инструмент, не так ли? По моим наблюдениям в нашем языке наблюдается регулярное замещение обсцентных слов эвфемизмами, которые потом сами становятся обсцентными: "нужный чулан" -- "нужник" -- "ретирада" -- "уборная комната" -- "уборная" -- "сортир" -- "туалет"... Впрочем, боюсь, здесь это мое рассуждение неуместно.
lavsel | Сергей | 16.09.2012 00:10
Полностью присоединяюсь!"Мы Вас любим. Мы ненавидим Ваших палачей"! Мы их презираем, как самозванцев, забравшихся, используя подлоги и фальсификации, к рулю государственной машины. Сергей Львович.
azarovann | Азарова NN | 14.09.2012 12:51
Михаил Борисович был и остаётся для меня подтверждением и живым примером известного правила: всё гениальное - просто. Удивительная способность говорить о важном и сложном простым и одновременно мудрым, языком. И ещё есть одно обстоятельство, которое отличает его ото всех без исключения просто богатых ныне, или безмерно богатых людей, сколотивших капитал в России (в России, как минимум): Размышления вслух о такого рода терминологии, которая затронута в статье - о таких словах и понятиях, как Свобода, Любовь, предательство, фашизм, то есть - о базисном, важном и высоком, звучат в его устах естественно, правдиво и органично. Он своей жизнью и существом заслужил неотъемлемое право говорить и рассуждать на миллионную аудиторию о подобных вещах, не рискуя выглядеть неуместным, лживо-пафосным и обесценивающим эти серьёзные понятия. К Платону Леонидовичу, на мой взгляд, это относится в той же мере.
19401947 | лев лейкин | 14.09.2012 13:13
Всё сказано хорошо и,возможно,правильно.Но,как мне кажется,наверное не всё следовало говорить до полного освобождения.Думаю,что умные люди поймут почему.С другой стороны мне не понятно,как можно говорить,что бог-это любовь и т. д.,понимая,что бога нет,будучи твёрдым атеистом.
yra-nik | юрий | 17.09.2012 12:07
Лев, я вам сочувствую. И не примите негативно, попробуйте не программировать себя на атеиста.То что пишет Михаил Борисович Истина, с одним моим дополнением Любовь это не только что - энергия, а в первую очередь Кто - Тот Кто Ее являет. Я сам не верю в чужие догмы и нутром чувствую вранье, но я это знаю. Как то дотянулся и смог (не надолго) стать этим. И то, что Михаил Борисович предощущает Истины в себе и ставит их выше тлена, для меня очевидно. Вера это тоже очень много. Желаю успехов.
asklepion | Растислав | 14.09.2012 13:43
Спаисбо Михаил. И я согласен (думаю правильно понял), что язык это живущая структура. Потому как только живущее, движущееся, растущее и имеет в природе шанс на жизнь. Смерть это ведь и застылость. Вот "овощи" - это люди которые застыли. Они живут чтобы есть, им много не надо "лишь бы не было войны". Вот им мерзкий пу и угоден. Ещё они же радуются когда он агрессивен. Ведь добро не в ходу. Агрессивность это то, что "цепляет". Вон в опросе (понимаю, что такое опрос но всё же), 44% опрошеных за уголовное преследование девушек из Pussi. Так "проще", так думает большинство. А нас столько десятилетий учили, что большинство это правильно. Эта психология живуча. И слава Богу, что есть такие как Михаил, Платон и другие кто помогает становиться людьми. Я за людей. А ещё заметил, что Михаил не использует слово "звери" для обозначения людских поступков. Я благодарен ему за это. То что делают некоторые "люди" ни одному зверю не прийдёт в голову. Они чище.
ckbdrb | Таня | 14.09.2012 13:49
Пусть это прозвучит высокопарно.Но,вашей силой духа, должна гордиться русская земля.Вы благородный человек, вы стойко переносите беды.Слабые, в беде распускаются.Хотелось бы,чтоб наши мужчины,простые люди,не водкой проблемы заливали,а начали мыслить.Тогда начнуться изменения.
vdemchenko | Владимир Сергеевич Демченко | 14.09.2012 18:12
!!!!!В.С.
Asja | Asja | 14.09.2012 18:16
Очень интересная статья на мой взгляд, очень актуально))) извините меня Михаил Борисович, при всём моём к вам уважении слово товарищи не переношу, говорят что оно произошло от товар ищи. койка — «шконка», ложка — «весло», пайка хлеба — «тюха» или «птюха» )))))) - какой то совсем другой мир... но честно говоря что-то русское во всём этом прослеживается, звучание этих слов очень русское, мне во всяком случае так кажется. Мой лозунг: Перемен. Мы ждём перемен) Честно говоря Михаил Борисович это ваше "честно говоря" такая мелочь по сравнению с тем что вы курите, ай-я-яй-я-яй!
Mishenina | Irina | 14.09.2012 20:06
ЗАМЕЧАТЕЛЬНО!!!! СПАСИБО!Прочитала фразу Михаила Борисовича - "Я верю в Бога" и такая некоторая оторопь - здесь впервые Михаил Борисович признался в этом, так как раньше по теме своей веры он отвечал, что это личное и он не хотел бы говорить на эту тему. Хотя меня, как верующего человека, всегда интересовало отношение Михаила Борисовича к вере в Господа и такой, ранее неоднозначный ответ, не удовлетворял моё любопытство. Ещё раз спасибо. И хочу пожелать, чтоб у Вас было целое море, океан Любви - Вы её по праву заслуживаете!
borzo | irony | 14.09.2012 20:44
************скучаю по слову и в мыслях себе повторяю об этом на каждом углу вам выкрикнуть обещаю... вкус слова - как запах дождя в пыли у дороги вдыхаю, и выйдет на встречу страна Борисыч - мы вам обещаем...!
lldmkp | Леонид Лихолат | 14.09.2012 21:04
Ах, какое язык, какая четкость мыслей! Здорово, Михаил Борисович! Про "честно говоря" я бы просто умолял Вас усилить нажим в искоренении. Из-за невольной ассоциации. Это же любимые выражения Михал Иваныча и его блаженного Мити-Айфончика. Те тоже, перед тем как запустить уж совсем гнилую пургу, обязательно предваряют ее:"честно говоря", "скажу вам откровенно" и "я вам слово даю и землю ем из горшка". И потом как обычно, повышение градуса лживого маразма. Как Вы про фашистов здорово. Для меня особенно актуально прозвучало, скажу, чтобы два раза не вставать, хотя и хотел написать по другому поводу. Смотрел вчера по спутниковому немецкому каналу N24 докуменьальный фильм о фонде "Город без наркотиков" г. Екатеринбурга. Жаль, что его не видит широкая российская аудитория. О самом фонде не буду, есть спорные моменты. О другом. О роли государства, точнее о его активном соучастии в убийствах и заживо-гниении от наркотика "дезоморфин", который варят из легально купленных кодеиносодержащих препаратов. Это именно фашисты в чиновничьих кабинетах. 12 лет существуя, фонд пытается этому противостоять. И кто в "головке"? Ба, то ж знакомые все лица, как Манька Облигация! То ж госпожа министр Т. Голикова! Журналисты пытаются на юлице ей задать вопрос, почему производящую под ее патронатом дурь скармливают в аптеках официально и без рецепта? В ответ - закрывание лица одеждой и ныряние в 7-й BMW. Мама-дорогая, что это за машина. Я видел на своем веку представительские 7-е BMW и довольно неплохие. Но болид пани Голиковой просто потрясает. И кто она ? Моль серая, если разобраться. А сколько же народ России заплатил за все эти болиды? Да за стоимость половины оного можно содержать год демяток наркодиспансеров с приличным персоналом. Вот они фашисты! Самые настоящие, не из исторических книг! Протяни руку только. А ставленник Голиковой, как объяснил голос за кадром, главный нарколог. Раскинувшийся за 10-метровым, девственно-чистым столом красного дерева флорентийских мастеров, такой себе барин в "Brioni", золотым "Rollex" и шикарным кабинетом. Цитата: - Фонд не помогает наркоманам, он их мучает. Согласен, барин ! Согласен ! А чем же ты, су...а за 12 лет им помог ? Кого спас? Со своей милой, застенчивой Альхен? Ау ? Не слышу? Ужас берет. Просто ужас от запредельного цинизма, паталогической жадности, презрения к роду человеческому. Может правы китайцы? Может надо и у нас на Красной площади садануть публично картечью по таким вот "голиковым" и их наркологам ? С их седьмыми и прчих номеров BMW, а остальным, рангом пониже, раздать вместо BMW тачки-китайки в руки? Не вижу уже других путей.
meteo594 | Алла Николаевна | 14.09.2012 23:39
!!!
vdemchenko | Владимир Сергеевич Демченко | 15.09.2012 16:47
Ваша правда, Леонид! Как смертельно надоели все эти наглые крысы, которые просто не могут уже остановиться, что бы не хапать... Патология жадности.В.С.
natyatia | татьяна юрлагина | 14.09.2012 22:01
Вульгаризмы нашего президента,вообще поражают!Планка "полковника"(не хочу оскорбить образованных людей этой профессии).По-моему,начало этому положил Горбачёв,но он,хоть с Кубани был,а этот-то русский,тем более столько лет прожил в Ленинграде(образованном городе),хоть бы у Собчака поучился.А,главное,он и не даёт себе труда над этим задумываться,ему это ни к чему,и это говорит о СУТИ его натуры.Не буду говорить об ушедших(например,академик Лихачёв),а из нынешних,люблю слушать как говорит Ирина Прохорова-чисто,четко,слова просто льются чистым потоком,красивым и понятным.
blagonull | evgenii | 14.09.2012 23:20
"Ректификационная колонна" и " крекинг" они ушли временно. Из мозга их не убрать. Любовь -это святое!!! А Вот где БОГ ,я не видела и не вижу. Я атеист. Вслух это произносить стало неприлично. Лицемерить не могу. Но могу сказать: " О БОЖЕ если ты был или есть освободи МБХ и ПЛЛ" Я думаю ,что за них молятся все ,кто подписал находящееся здесь письмо.
michruk | Антонова Яна | 15.09.2012 00:09
«Бизнесмен и политик Михаил Прохоров не собирается на "Марш миллионов", намеченный на субботу, 15 сентября. Об этом он заявил в эфире радиостанции "Эхо Москвы". По словам бизнесмена, сейчас протестные мероприятия потеряли свою актуальность, а некоторые лозунги оппозиции – нецелесообразны».Впервые полностью согласна с Прохоровым. Путину таки удалось расколоть оппозицию на радикалов и умеренных. Методы борьбы умеренных не действенны. Методы борьбы радикалов – мы их ещё увидим! – неприемлемы для многих.
maliby1970 | Татьяна Дуборова | 15.09.2012 09:58
Когда ты думаешь, что мир отвернулся от тебя, взгляни: рядом с тобой много людей, которые в трудный момент скажут: «Я с тобой!»
JURICH | Андрей | 15.09.2012 11:53
Вероятно многим, кто сопереживает и поддерживает Михаила Борисовича будет любопытно ознакомиться со следующий документом. Он отправлен ровно за 300 лет до разгрома "ЮКОСа" - в 1703 году. Я не буду его комментировать. Документ говорит сам за себя.Австрийский резидент при русском дворе Оттон Плейер сообщает королевскому двору (из СПб): "Канцлер Винус помилован и не повешен, а бит кнутом и приговорен к уплате 7000 рублей". Далее Плейер дает емкое пояснение к этой истории: "ЗДЕСЬ ЕСТЬ ТАКОЕ ОБЫКНОВЕНИЕ, ЧТО СПЕРВА ЧЕЛОВЕКУ ДАЮТ МНОГО НАКОПИТЬ, А ЗАТЕМ ПРЕДЪЯВЛЯЮТ ЕМУ КАКОЕ-НИБУДЬ ОБВИНЕНИЕ - И ОТБИРАЮТ ПОД ПЫТКОЙ ВСЕ НАКОПЛЕННОЕ" (О. Плейер. О Нынешнем сост. гос. упр. в Московии. Рукопись 1710 г.)
Rich_Richmond | Рич Джонотан Ричмонд | 15.09.2012 13:42
«Слово и антислово» в рамках проекта «Русский язык» мне бы хотелось, чтоб Михаил Ходорковский, отбывающий наказание в колонии № 7 в карельском городе Сегежа, в очередном издании «Дилетант» попробовал исследовать исторический путь заимствования слова. В некоторых случаях, попробовать найти грань, за которой русское слово исчезает из оборота, и заменяется заимствованным словом. Как и почему это происходит. И что необходимо сделать, какие исследования, чтоб остановить исчезновения из оборота речи русского языка русских слов, заменяющихся так легко заимствованными словами. Рич Ричмонд
Rich_Richmond | Рич Джонотан Ричмонд | 15.09.2012 14:00
Рождение новых слов в нашей речи– это естественный процесс, я имею ввиду появление новых технический слов. Но, когда появляются заимствованные слова, синоним которых уже имеется в русском языке, и они становятся словозаменяющими русское слово – мне это совсем не понятно. Вообще, история развития России такова, что по словам, новым, заимствованным, фразам и лексике. Можно определить тот или оной путь развития нашего общества. Проследить культурную составляющую определённого этапа времени. Это можно проследить во всех сферах жизнедеятельности нашего общества, и особенно это ярко я вижу в самой культуре, во весь формах её многообразия, как меняется язык. Фольклор – единственная составляющая, которую не тронули заимствованные слова, где изначальное слово, смысл которого мне понятен, осталось своего рода островом русского языка, а где-то мостом для сегодняшнего оборота речи, посредством которого я могу изучать русский язык. В этом разрезе, мне думается, можно попробовать вернуться и истоку русского языка, и проследовать до сегодняшнего времени, прожить всю историю, и максимально сохранить иконные русские слова, уже сегодня заменённые заимствованным словом. «Антислово» для меня и есть то слово, которое заменило первоначальное русское слово (иногда тоже заимствованное) на слово упрощённого языка. Наказание русского языка – это ого обречённость на частичное исчезновение из речевого оборота. О письменности речь тоже необходимо вести, ибо наши дети, приходя в школу начинают по буквам изучать русский язык, а значит и впитывать в себя те слова, которыми будут пользоваться в дальнейшем. Я не специалист, и это моя личная точка зрения. Рич Ричмонд
Rich_Richmond | Рич Джонотан Ричмонд | 15.09.2012 14:08
Уважаемый Михаил Борисович, я не хочу связывать эту статью с делом «ЮКОС», но, заимствованные слова, сам речевой оборот в процессе – всех сторон участников процесса – это уже диссертация. Рич Ричмонд
Che | Юлия Ч. | 16.09.2012 06:38
Всегда с трепетом отношусь к словам Ходорковского, из которых как-то вырисовывается его личность. Порадовали первые два ответа. Все близко и узнаваемо. Спасибо за искренность.
1938 | alla | 17.09.2012 09:47
Уважаемый Михаил! Я, моя вся семья, мои друзья, коллеги, часто говорим в Ваш адрес слова любви, уважения, оставайтесь таким же интелегентным, образованным, да, в той атмосфере, где Вы уже девять лет не возможно не произносить периодически тюремный жаргон, но основы в Вас не те, не тюремные, и Вы останететесь достойным уважения как внашей стране, так и за рубежом. Алла Москва
yra-nik | юрий | 17.09.2012 10:57
В очередной раз "о главном" говорит Человек. М.б. я раньше пропустил, но о Боге слышу от Михаил Борисовича в первые и это важно именно для меня. Мы стали еще ближе. Это те ценности, которые не "прах" и это важно для будущего национального свободного лидера. Такая расстяжка между "не свободным" Человеком и "гробами крашенными" в купе с их подельниками держажимися за свечку. Да и российский "лидер" в кипе у стены плача вызывает только жалость. Забывает что пришел к Богу наказующему.
olly_al | Олеся | 18.11.2012 10:18
слово "кушать" мне почему-то тоже неприятно...не знаю, почему..."— А что изменилось за это время в речи российских политиков, прежде всего, президентов? Какой она стала? Как вы думаете, какие слова являются ключевыми для Владимира Путина? — Речь наших политиков, особенно первых лиц, возмущает использованием вульгаризмов. Я сам – не образец культуры, но полагаю, что тот, кто выступает для широкой аудитории, тем более являясь по должности примером для подражания, - обязан таким образцом являться." - здесь полностью согласна, дико слышать, как власть позволяет себе опускаться до таких примитивно-дворовых высказываний. Непонятно, то ли такими словами они пытаются показать "мы с вами, с народом, все по простому", то ли, что народ у нас в стране такой ублюдочный, что только так и надо с ним говорить, чтобы он понял... | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||