| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Архив
|
06.08.2013 г.
«Считаю, что легализовывать этот юридически безграмотный приговор решением Верховного Суда должно быть стыдно»Михаил Ходорковский заявил в Верховном суде, что для него "всегда было и остается важным добиться справедливости на Родине". (плюс АУДИО) Уважаемый суд! Начиная с дела ЮКОСа, в нашей стране прокуратура, а затем – Следственный комитет, стали, наряду с TV, главными инструментами внутренней политики. Идет ли речь о выборах, о хозяйственных делах или даже о взаимоотношениях в области Веры, слова «возбуждено уголовное дело» - ключевые. Результат, на мой взгляд, - катастрофический. Именно в громких, политически мотивированных процессах, таких, как этот, - задается снижение стандартов доказывания, возможность избирательного и абсурдного толкования законодательных норм. Сами знаете: невозможно убедить десятки тысяч судей, прокуроров, следователей не упрощать свою работу в обычных делах, не пользоваться приемами, демонстрируемыми там, где есть интерес власти. Причем, поскольку задачи в таких процессах стоят часто взаимоисключающие, вся система права в стране постепенно рассыпается. Обычные люди говорят об отсутствии доверия к суду, серьезные ученые – о крушении права. Второе дело ЮКОСа хорошая иллюстрация. Когда я читал приговор Хамовнического суда, то был сильно поражен. Только взаимоисключающих версий, что же я как бы похитил, - в нем три!
Возможно, нам таким образом объясняли, что закон ничего не значит? Важно лишь благоволение власти? Получилось! Первое дело ЮКОСа, при том, что ЕСПЧ подтвердил несправедливость самого процесса, вызывало сомнения: может быть, избирательное применение закона – лишь тактический прием, чтобы не наказывать всех за какие-то реальные прегрешения? Второе дело сомнения развеяло – речь вообще идет не об исполнении закона, а о готовности пожертвовать репутацией судебной системы ради нового тюремного срока оппонентам власти. Небывалый случай! Хамовнический суд добился, чтобы весьма осторожная «Международная амнистия», мягко попеняв в отношении первого процесса, по второму признала крупных предпринимателей, осужденных как бы за экономические преступления, узниками совести! То есть, осужденными по заведомо ложному обвинению в связи со своей гражданской позицией! ЕСПЧ тоже выразился в том смысле, что в первом процессе доказательств политической мотивированности ему недостаточно, но к вопросу надо вернуться при рассмотрении второго процесса. Это насколько же убедительно нужно было вторым приговором плюнуть на закон?! Даже наше общество, обычно радующееся жестким приговорам, судя по опросам – не в восторге. Пара примеров абсурда: (1) Противоречие, которое я назвал «присвоил своё» Хамовнический суд уже на стр.3 приговора установил факт, что аж с 1998 года я был единственным акционером т.н. потерпевших.
Это близко к истине, но с 2001 года и через ЮКОС[1]. Впрочем, суду виднее. Тем более, председатель Мосгорсуда Егорова говорит, что проверила всё лично. При таком установленном факте вывод о том, что я одобрил сделки т.н. потерпевших в пользу ЮКОСа против их воли, выглядит юридическим безумием.
Какая еще воля, кроме моей и сформированных мною органов управления, может быть у компаний, где я собрал 100% акций?[2] Нет логики. Закон такой воли не знает, а, значит, и хищения нет. (2) Противоречие, которое я назвал «недоплата налогов или присвоение нефти?» Невозможно одновременно сохранить видимость законности ограбления ЮКОСа, доначислив ему трехкратные налоги, как собственнику нефти, и видимость законности приговора, где та же нефть признается присвоенной мною, а принадлежавшей – так называемым потерпевшим! Налоговый кодекс РФ однозначен: налоги платит собственник реализуемого товара.[3] Его установили арбитражные суды – это ЮКОС.[4] Хамовнический суд согласился: ЮКОС получил право собственности, т.н. потерпевшие его утратили в результате сделок купли-продажи.
Более того, на стр. 650 он согласился с приговором Басманного суда в отношении Малаховского и Переверзина, который признал: сделки осуществлялись исключительно в интересах ЮКОСа.
Но УК не менее однозначен: если новый владелец товара имеет право собственности, - присвоения нет. Как Хамовнический суд умудрился одновременно признать два взаимоисключающих факта – и то, что ЮКОС купил нефть, стал собственником, и то, что не купил, а собственником остались так называемые потерпевшие?
Что ЮКОС имел право распоряжения и распоряжался нефтью по своему усмотрению, и что не имел права и не распоряжался?
Впрочем, если Верховный Суд готов подписаться под признанием, что ЕСПЧ обманули, налоговые требования и банкротство ЮКОСа имели ложные основания, ЮКОС – не собственник, не получатель законной выгоды, то я спорить не буду. Ведь наличие «разумного зерна» в налоговых претензиях – единственное, в чем ЕСПЧ пока поддержал правительство. Особо отметив, что полагается на его (правительства) и национальных судов добросовестность и сам в этой части ничего не перепроверяет. В такой ситуации обычной мантрой, что все законно и обоснованно, не обойтись. Для нормальных людей - если у ЮКОСа есть право, то есть, если нет – то нет. А взаимоисключающие решения означают обман. Какая уж здесь добросовестность? Стоит ли очередной раз так бить по репутации российской судебной системы? И ради чего? Ради иррациональных страхов чиновников увидеть нас с Платоном Лебедевым на свободе даже после 10 лет заключения? По-моему, так обращаться с законом и репутацией суда – варварство. Знаю, после информации о предстоящем решении ЕСПЧ, ставящем под сомнение даже первый процесс, и понимая всю нелепость второго, - нашлись чиновники, мечтающие затеять третий. Десяти лет им мало… Недостойная эта суета. Люди – не дураки. Недоумение от не самых умных судебных процессов над оппонентами власти накапливается. Тем более, их в сегодняшней России есть с чем сопоставить и в плане гуманизма суда, и в плане внимательности прокуратуры к доказательствам обвинения, процессуальным правам обвиняемых, единообразию толкования законодательных норм. Неправедные судебные решения уже стали одним из главных детонаторов протестов. Требования все большей части общества сводятся к простой формуле Александра Солженицына: «Жить не по лжи». Или, словами улицы: «не врать и не бояться». Не знаю, как для бюрократии, - для страны это было бы полезно. Так я вижу и искупление своих собственных грехов: стараться жить не по лжи. И будь, что будет. Завершаю. Прошу Верховный Суд этот юридически безграмотный приговор отменить. Считаю, что легализовывать его решением Верховного Суда должно быть стыдно. ЕСПЧ признал, что даже в первом процессе я был лишен права на справедливый суд. В чем-то меня это решение удовлетворило, в чем-то – нет. Есть и моя вина. Не доработал. Не хватило опыта. Но все мы знаем, - второй процесс и второй приговор и у нас, и по всему миру критикуют гораздо жестче. Первый внешне выглядел более аккуратно. Вывод понятен: убедить международный суд в справедливости такого суда, оправданности существования взаимоисключающих судебных решений будет трудно. Но для меня всегда было и остается важным добиться справедливости на Родине. Поэтому все мы ждем Вашего решения.
[1] См. т.131, л.д.225об. – Консолидированная финансовая отчетность ОАО «НК «ЮКОС» за 2001 и 2000, а также т. 12 л.д. 102-129 -Отчет о результатах проверки ОАО ВНК в части эффективности управления 36% пакетом акций, находящимся в федеральной собственности: Конвертация акций ОАО «Томскнефть» в 2001 г. - п. 8 отчета. До 01.01.2002 ст.83 ФЗ «Об акционерных обществах» не устанавливала момент времени для утверждения сделки с заинтересованностью Советом директоров или общим собранием акционеров. Действовала более общая норма ГК РФ (ст.183), прямо допускающая последующее одобрение действий представителя. После перехода под контроль ЮКОСа 100% акций добывающих дочек (2001) вступила в силу новая редакция п.2 ст. 81 ФЗ «Об акционерных обществах», которая не требовала вынесения вопроса о таком утверждении на общее собрание акционеров. Достаточно было решения исполнительного органа. Редакция п.1 ст.84 ФЗ «Об акционерных обществах» от 19.07.2009 г. четко закрепила - сделки, одобренные до суда, не могут быть признаны недействительными. Воля единственного акционера, одобрившего решение исполнительного органа до суда, и есть воля общества. Никакой другой воли у юридического лица нет и быть не может (ст.53 ГК РФ). Последующая отмена такого решения новым акционером законом не предусмотрена (ст.183 ГК РФ). ч.1 ст.39 НК РФ: «1. Реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателемпризнается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица...» ч.1 ст.146 НК РФ: 1. Объектом налогообложения [НДС] признаются следующие операции: реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации… ч.1 ст.248 НК РФ: «1. К доходам в целях настоящей главы относятся: доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (далее - доходы от реализации).» ч.1 ст.249 НК РФ: «1. В целях настоящей главы доходом от реализации [налог на прибыль] признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.» Решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.05.2004 г. (т.265, л.д.106-127): «Судом установлено, что собственником нефти и нефтепродуктов являлось ОАО «НК ЮКОС». Приобретение, передача на переработку нефти и реализации нефти и нефтепродуктов в действительности осуществлялась ОАО «НК «ЮКОС» как собственником…» (стр. 12 решения). «Судом установлено, что собственником нефти … являлось ОАО «ЮКОС».» (стр. 13 решения). Решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.10.2004 г. (т. 86, л.д.170-182): «… в ходе проверки было установлено, что собственникомреализованных через специально созданные организации нефти и нефтепродуктов является ОАО «НК «ЮКОС»…» (стр.2 решения). «Судом установлено и материалами дела подтверждается, что собственником нефти и нефтепродуктов являлось ОАО «НК «ЮКОС»….» (стр.19 решения). «…у ОАО «НК «ЮКОС», являющегося собственником нефти и нефтепродуктов, при их реализации возникла обязанность по уплате налога на добавленную стоимость…» (стр.23 решения). «Поскольку собственникомреализованных в 2001 году нефти и нефтепродуктов было ОАО «НК «ЮКОС»….» (стр.24 решения). Решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.12.2004 г. (т. 86, л.д. 185-222) «Материалами дела подтверждается, что собственником нефти и нефтепродуктов, реализованных через специально созданные организации, … является ОАО «НК «ЮКОС» (стр. 3 решения) «…судом установлено, что зависимые организации выступали владельцами нефти и нефтепродуктов по документам, ОАО «НК «ЮКОС», являясь собственником товара…» (стр.17 решения). «Судом установлено и материалами дела подтверждается, что собственником нефти и нефтепродуктов являлось ОАО «НК «ЮКОС».» (стр. 21 решения). «… у ОАО «НК «ЮКОС», являющегося собственником нефти и нефтепродуктов…» (стр.23-24 решения). Решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.04.2005 г. (т. 86, л.д. 223-287) «Материалами дела подтверждается, что собственником нефти и нефтепродуктов являлось ОАО «НК «ЮКОС»…» (стр.52 решения). «… у ОАО «НК «ЮКОС», являющегося собственником нефти и нефтепродуктов…» (стр.56-57 решения). «Поскольку собственником реализованных в 2003 году нефти и нефтепродуктов было ОАО «НК «ЮКОС»…» (стр. 58 решения). Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Томской области от 29.09.1999г. (т. 200, л.д. 284-288) «…так какправо собственности переходит с момента извлечения нефти из недр к ОАО «НК «ЮКОС»….» (стр. 5 постановления). Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 10.12.1998 г. (т. 192, л.д. 32-38) «…Более того, постановлением апелляционной инстанции арбитражного суда округа от 04.02.98г. по делу № 2234-Г признано право собственности ООО «НК «ЮКОС» на нефть…» (стр.4 решения). Постановление кассационной инстанции ФАС Западно-Сибирского округа от 31.03.1999 г. (т. 192, л.д. 43-46) «…так как право собственности переходит с момента извлечения нефти из недр к НК «ЮКОС»…» (стр. 1 постановления). «…нефть, переданная НК «ЮКОС», становится собственностью последнего с определенными правами и последствиями приобретения….» (стр. 2 постановления). Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 27.05.1999 г. (т. 192, л.д. 47-51) «… указанная нефть является собственностью ОАО НК «ЮКОС»…»; «…нефть, которую предполагалось добыть в будущем и которая с момента добычи являлась собственностью ОАО НК «ЮКОС»…» (стр. 2 решения). «…ОАО «Юганскнефтегаз» обязалось передать в собственность ОАО НК «ЮКОС» нефть … Таким образом, весь объем добытой в сентябре 1998г. нефти принадлежит на праве собственности истцу – ОАО НК «ЮКОС»…» (стр. 3 решения). Постановление кассационной инстанции ФАС Западно-Сибирского округа от 06.10.1999 г. (т. 192, л.д. 52-54) «…предусмотрен переход права собственности на весь объем добываемой ОАО «Юганкнефтегаз» нефти к ОАО «НК «ЮКОС»…» (стр. 2 постановления). «…нефть является в силу вышеизложенного собственностью ОАО «НК «ЮКОС»…» (стр. 3 постановления).
Комментарии
meteo594 | Алла Николаевна | 06.08.2013 11:16
Ну что тут скажешь? Логика железная, грамотно все, красивое мышление. Желаю сильному человеку Михаилу успехов в борьбе с этой машиной, которая от страха заказчиков и своего собственного, на полусогнутых выполняют приказы свыше, поправ законность, здравый смысл, а значит и свой профессионализм. Но я вижу в конце концов победу здравого смысла и логическое завершение дела ЮКОСа в пользу ЮКОСа. Низкий поклон красивому во всех отношениях ЧЕЛОВЕКУ Михаилу Ходорковскому!
Smershmen | Анатолий Успенский | 15.08.2013 20:23
+1000
SVA1968 | Владимир Степанов | 06.08.2013 11:26
Сильная, очень сильная речь. Особенно впечатляет, что ни слова не скзано о "мелочах" вроде неправлильных подсчётов сроков. Пусть этим занимаются адвокаты. Ведь завести о них разговор - значит, косвенно допустить, что сам факт преступления мог иметь место...
19401947 | лев лейкин | 06.08.2013 11:39
Я не юрист и в тонкостях юридических кодексов не разбираюсь.Но я твёрдо знаю одно,что если эта вещь моя,то и распоряжаться я ей могу так,как сочту нужным.
mila51 | Людмила | 06.08.2013 17:25
++++++++++++++
goljuk | иван | 06.08.2013 12:43
Большая часть из текста выступления Михаила Борисовича должна войти в обвинительное заключение в отношении группы и инициаторов процесса,проводивших эскперимент вандализма над правом в новейшей истории России...Да,это попытка возврата в средневековое варварство!Кто остановит наметившуюся тенденцию? -Суд? -Протестные акции населения России? -Море крови? А может достаточно благоразумия,независимости и компетентности членов Верховного суда?...
kolleoner | Леонид Коломенский | 06.08.2013 14:03
В российских судах нет порядочных людей. Судя по всему, нет ни одного.
svetilsa | Светлана | 06.08.2013 14:38
Это выступление, непременно, войдет в историю судебной практики в России и издание будет называться "Знаменитые речи узников России 21-го века". Хорошее будет пособие для всех поколений. Михаил Борисович, мы Вам верим и ждем на Свободе!
YuRN | ЮРН | 06.08.2013 16:18
М.Ходорковский: "Считаю, что легализовывать этот юридически безграмотный приговор решением Верховного Суда должно быть стыдно".А если им не стыдно или если их, усл., стыдливость существует только для "домашнего" или - "на себя, любимого" употребления, если так обстоит дело с самого верха до самого низа существующего судейско-прокурорского корпуса, то что делать? Вернее - как говорить/решать вопросы с людьми, которые говорят на совершенно другом языке? Проблема.
lavsel | Сергей | 06.08.2013 17:54
Простая, простейшая логика! Но это понятие не постижимо для шулеров, нацепивших на себя погоны и мантии "правоохранителей"!Если "жить не по лжи", - это основа основ, то что же остаётся делать шулерам, жуликам и ворам, особенно если они забрались на самую вершину "властной вертикали"? Только одно, - прогибать всю систему "под себя"! При народе, который самой историей своей страны запуган до полного равнодушия, это не так сложно... Только и среди такого, зомбированного и бессловесного народа ещё есть существа, не согласные с воровскими законами! И за ними будущее, поскольку ложь не долговечна! Сергей Львович.
milakamenewa | Людмила | 21.02.2014 21:41
Замечательно написал Сергей.Редко очень,но когда жизнь сводит меня с подобными людьми,сил прибавляется.Технология расправы с людьми, на каком бы социальном уровне они не находились,одинакова.В прошлом году вышла моя книга "Самостояние" называется.Она как раз об этом. Самостоянье человека-залог величия его. Это единственное,в наших условиях, чему достойно подчинить человеку жизнь.С уважением Л.Каменева
vdemchenko | Владимир Сергеевич Демченко | 06.08.2013 20:25
Вот и верховный суд теперь по уши в дерьме. Ни одной чистой веточки на этом путинском древе "правосудия" больше не осталось.
Mishenina | Irina | 06.08.2013 22:10
Это точно, Владимир Сергеевич. Именно об этом и подумала, как только узнала об этих издевательских двух месяцах. Понимаю, что и два месяца - это тоже дни уже не в неволе. Однако для данного случая, когда освобождать нужно было уже в зале суда, отменив приговор, это и правда выглядит издевательски
lavsel | Сергей | 07.08.2013 11:54
Дорогой Владимир! Теперь, как я понимаю, остаётся ещё возможность для следующего этапа, - передачи дела на рассмотрение в Президиуме Верховного Суда РФ!!! И на этом все попытки добиться справедливого судебного решения в России будут исчерпаны! Причём здесь, наконец, всё-таки придётся Председателю Верховного Суда В.М.Лебедеву лично поставить СВОЮ подпись! Поскольку "до" этого момента он ещё мог сослаться на свою личную "отстранённость" от дела "ЮКОСа"... Но вот тот момент, когда он сам подпишет решение Президиума Верховного Суда РФ, и будет "моментом истины" для Вячеслава Михайловича!!! Именно с этим знаком он и войдёт в историю... На что он решится?... Время пошло... С.Л.
milakamenewa | Людмила | 21.02.2014 21:50
Да,согласна. Надо доводить дело до окончательного его завершения.И способ правильный Ваша справедливая борьба будет увеличивать и количество достойных граждан и способствовать правовому воспитанию общества. Желаю Вам крепкого здоровья, мудрости, а логики и терпения Вам не занимать,власть об этом позаботилась.
ecolog | Мария | 06.08.2013 22:27
Порадовал уверенный тон Михаила Борисовича! Стойкий и сильный Человек! А решение суда, увы ожидаемое. Видимо у судей в России теперь модно шоры на глазах иметь, ничего не слышать и отмалчиваться при виде несправедливости. Тупиковый путь они выбрали.
zomarev | Pavel Zomarev | 07.08.2013 07:05
зачем ходорковский поднимает в удивлении брови и лукавит, что удивлен обсурдностью суда? разве он не понимает, что эта абсурдность показательная? гебня показывает: не буква закона и не логика обосновывает решения судов в росии, а именно гебня. и гебня не хочет больше шифроваться как это делала в первом приговоре пытаясь подтащить "доказательную базу". карты открыты и маски сброшены: суда нет, есть гебня."Считаю, что легализовывать его решением Верховного Суда должно быть стыдно." стыд для судей уже в прошлом. десять лет назад многим было стыдно. кто не мог с ним смириться - ушли. оставшиеся знают, что они никакая не "ваша честь", а путаны продающие свою совесть за зарплату, которую они отдают детям и внукам живущим за границей.
Smershmen | Анатолий Успенский | 15.08.2013 20:24
+1000
milakamenewa | Людмила | 21.02.2014 22:03
С хамловатостью не согласна, А вот с понятием "Ваша Честь"да Потому в своих судебных делах ни разу не произнесла такую фразу.Честь не присваивается законодательно, она воспитывается,заслуживается. Она либо есть, либо ее нет, и тогда беда во всех поступках человека без Чести и трагедия для общества.
milakamenewa | Людмила | 21.02.2014 21:26
То,о чем сказал Михаил выступая на суде, чудовищно.Верховный суд обязан провести работу над ошибками и гласно сообщить об этом обществу, назвав конкретных авторов абсурда. Кроме того, надо задуматься о кадровой политике судов. Брать в судьи людей Чести,личного Достоинства.Профессионально ответственными могут быть только такие люди.Рада заявлению Миши "жить не по лжи".Многих ошибок избежит. Л.Каменева | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||