СОБЫТИЯ
| ОБЖАЛОВАНИЕ ПРИГОВОРА
| ХОДОРКОВСКИЙ
| ЛЕБЕДЕВ
| ЗАЩИТА
| ПОДДЕРЖКА
| СМИ
| ВИДЕО
| ЭКСПЕРТИЗА
ПОИСК 
 

ДНИ В ЗАКЛЮЧЕНИИ: Михаил Ходорковский — НА СВОБОДЕ! (после 3709 дней в заключении), Платон Лебедев — НА СВОБОДЕ! (после 3859 дней в заключении)
Архив
Сентябрь 2012
     12
389
23
30
4.09.2014
21.08.2014
21.08.2014
15.08.2014
15.08.2014
14.08.2014
14.08.2014
12.08.2014
11.08.2014
11.08.2014
6.08.2014
6.08.2014
5.08.2014
4.08.2014
03.09.2012 г.

«Коррупционные интересы людей во власти <после захвата ЮКОСа > продолжают шириться»

"Новости Хельсинки", Ирина Табакова, 02.09.2012

Известный адвокат Вадим Клювгант - о коррупции и ее последствиях

- 19 февраля 2003 года на встрече представителей крупного бизнеса с тогдашним и нынешним президентом В.Путиным Михаил Ходорковский обвинил в коррупции государственную компанию «Роснефть», что и стало пусковым механизмом дела «ЮКОС». Одни говорят, что это был смелый поступок, другие - что глупый. Вы считаете коррупцию настолько страшным злом, что ради борьбы с ней стоит идти на жертвы? Если да, то в чем именно состоит опасность? Для страны в целом? Для рядового гражданина?

- По-моему, первая часть Вашего вопроса отвечает на вторую. Коррупция страшна для любого человека именно тем, что уничтожает прозрачность, открытость и честность власти, а значит - её предсказуемость, и тем самым делает людей, их жизнь, свободу и имущество, незащищёнными. Иными словами – любой и каждый становится потенциальной жертвой, причём момент и повод превращения потенциальной жертвы в реальную - непредсказуемы. Не говоря уже о том, что распределение благ и преимуществ происходит не по заслугам, а в соответствии с коррупционными приоритетами, что убивает стимулы к нормальному развитию, а во многом и саму возможность развития, будь то отдельный человек, бизнес или всё общество.

Насколько могу судить, Михаил Ходорковский шёл на упомянутое Вами совещание у президента России вовсе не затем, чтобы принести себя в жертву. Более того, тема его выступления была заранее известна и согласована «в инстанциях». Оно было как раз о том, что коррупция не только невыгодна российскому бизнесу, но и становится для него угрозой, поскольку делает его неконкурентоспособным, не позволяет капитализировать активы на достойном уровне из-за слишком высоких страновых рисков. А страну лишает будущего. Одиозную же сделку по покупке «Роснефтью» компании «Северная нефть» (о которой к тому времени уже много говорили и писали) он привёл лишь в качестве одной из иллюстраций непрозрачности, коррупционных мотивов действий высшего чиновничества и, в целом, тогдашнего масштаба бедствия. Но Вы правы в том, что даже этого ему не простили те люди во власти и вокруг неё, чьи коррупционные интересы были и в этой сделке, и простирались на сам ЮКОС. Эти интересы были реализованы, но продолжали (и продолжают) расти и шириться. Впрочем, всё это хорошо известно.
Тогдашний (2003 года) масштаб коррупции (теневого оборота) в России эксперты оценивали около 30 млрд. долларов. Сегодняшний масштаб этого бедствия, опять же по экспертным оценкам, многократно превышает тогдашний. Если 10-15лет назад тревожным явлением были не самые цивилизованные лоббистские усилия частного бизнеса, в том числе так называемых «олигархов»-«семибанкирщины»- по завоеванию благорасположения конкретных чиновников и установлению контроля над ними, то сейчас именно «государевы люди», включая бизнесменов-«государственников», и есть самые настоящие олигархи, а снимаемая ими с этого государственного служения личная «рента» как раз и образует тот самый, сказочно выросший, теневой оборот… А ещё, в том же памятном выступлении Михаила Ходорковского обращалось внимание на показательное различие конкурсов абитуриентов на разные вузовские специальности: на чиновничьи он уже тогда был намного больше, чем, например, на инженерные.
Вот и судите сами – страшно ли всё это, и насколько. И куда мы пришли за десять лет после того совещания, прошедшие под знаком всяческого укрепления нынешней власти и наступления «стабилизации».

- Коррупция, как известно, разнообразна. На бытовом уровне, это взятки чиновников, «покровительство» на основании земляческих, родственных, партийных и тому подобных принципов, кумовство и так далее. И, если взятки всеми безусловно осуждаются, в том числе и уголовным кодексом, то к остальным видам коррупции отношение гораздо терпимее. Действительно, что плохого в том, что руководитель предприятия берет на работу своих знакомых, а чиновник отдает выгодный заказ, например, на строительство, своим родственникам? Более опасной - может быть, из-за объема денежных средств, считается политическая коррупция, то есть, злоупотребление властью в целях личной выгоды. Причем эта выгода не всегда выражается в деньгах. Но, опять же, если речь идет об очень высоких чинах, то какое дело обычному человеку, что они там наверху делят и зачем? Все равно ему ничего от этого «пирога» не достанется.

- Ну да, ещё классик XIX века сказал: «как не порадеть родному человечку»… На самом деле довольно просто убедиться, что коррупция больно бьёт по интересам каждого из нас и всех вместе. Ведь когда должности или подряды достаются не лучшим, победившим в честном соревновании, а «своим», которые к тому же и за назначение на должность платят (и деньгами, и личной преданностью тем, кто над ними), и за получаемые таким путём подряды и ресурсы («откат» уже почти не бывает ниже 50-70%, а порой доходит и до 90-100%), это как раз и означает, что все мы – жертвы и заложники этих самых «своих» и этой системы. И беда здесь далеко не исчерпывается тем, что выбираются не лучшие в своём деле, а порой и вовсе неспособные к тому делу, к которому приставлены. Ведь «свои» думают вовсе не о том, как нам, на наши же налоги, оказать более дешёвые и качественные услуги (выполнить работы, поставить товары). А думают они о том, как поскорее, в том числе с помощью воровства, злоупотреблений и взяток, «отбить» свои деньги, уплаченные за должность, потраченные на «откаты», и как на выгодной позиции подольше сохраниться, чтобы как можно прочнее укрепить своё благосостояние. И для этого они готовы выполнить любое желание тех, от кого реально зависят, а это, опять же, совсем не мы с вами. Пожалуй, для них - «своих» всех уровней, такое положение вещей совсем неплохо. Свидетельство тому – их неуклонно растущее благосостояние, доходящее до какого-то запредельного уже уровня. И, кстати, тянущее резко вверх все цены и расценки: ведь дурные доходы надо материализовать и отмыть, а разнообразные «свои» у нас сильно за последние годы размножились, вот вам и ураганный спрос, разгоняющий цены. Обычным же людям, не «своим», от этого чужого пира достаются всё более дорожающие и всё менее качественные услуги, работы и товары, непредсказуемость, непрозрачность и опасность всего, что исходит от любой власти и от государственного сектора в целом. И от частного, живущего поставками для государственных нужд, разумеется, тоже – он ведь играет по тем же коррупционным правилам.

Здесь вот ещё что важно подчеркнуть: неправильно отождествлять взятку как таковую и коррупцию, это вовсе не одно и то же. Так называемое бытовое взяточничество - явление, конечно, гадкое и вредное, но по своим негативным последствиям гораздо более локальное, чем системная коррупция, исходящая от устройства власти и её приоритетов. Люди ведь в большинстве своём не дураки и не преступники, зачем же им тратиться на взятки и рисковать тюрьмой, если можно защитить и реализовать свои права и законные интересы нормальным способом?! Но вот если власть не просто насквозь продажна, но вообще «приватизирована» её носителями и их ближним кругом и живёт своей жизнью, не имеющей ничего общего с жизнью обычных людей и их проблемами, то рассчитывать не только на помощь и защиту такой власти, но и на элементарное исполнение ею своих обязанностей, не приходится. К тому же такая власть напропалую врёт людям, изображая заботу о них, и одновременно использует их как электоральный ресурс и как источник бесконечных поборов и собственного обогащения. И их же ещё и упрекает, требуя от них стерильного поведения и любви к себе. Это, не побоюсь сказать, одновременно подло и глупо. Так что столь модные нынче в стане «сильных мира сего» и их пропагандистов разглагольствования: «хотите, чтобы не было коррупции, не давайте взятки гаишникам, в собесе и поликлинике» - либо низкопробная и лицемерная демагогия, либо полная некомпетентность.

Коррупция – это разложение власти, её продажность и безответственность, иными словами, разрушение самой её сути, самих основ её взаимоотношений с обществом и гражданами. И самая страшная коррупция - совсем не взятка как таковая, не вульгарные деньги в конверте (или любые «борзые щенки»), скажем, для того же судьи, а явный или неявный приказ ему сверху, кого и как судить, что и как решать. При этом система выстроена так, что он твёрдо знает: если правильно поймёт и выполнит приказ, если будет соответствовать ожиданиям тех, в чьих руках его карьера, будет ему благополучие на долгие годы, а если не поймёт или ослушается – не будет. Так же и любой другой чиновник. А источниками их благополучия становятся как легальные доходы (непрерывно растущие), так и коррупционные – «своим»-то можно позволить, закрыть глаза на их шалости. Помните: «он хоть и сукин сын, но свой сукин сын»…
Вот этот «общественный договор» между «своими» по-настоящему страшен и разрушителен. Не будет его – войдёт «в берега» и бытовое взяточничество.

- Кстати, о взятках. Считаете ли Вы, что бывают ситуации, когда они оправданы?

- В законе сказано: взяткодатель освобождается от ответственности, если в отношении него было вымогательство взятки, и он об этом добровольно заявил. Или если он действовал в состоянии крайней необходимости (это когда вред причинённый меньше вреда предотвращённого, и иначе предотвратить больший вред было невозможно). В этих нормах закона глубокая мудрость, если, конечно, их не извращать и не применять противоположно их духу и смыслу.

- Некоторые экономисты считают, что в «идеальном мире свободной рыночной конкуренции» нет никаких причин для существования коррупции. Она начинается тогда, когда распределение ресурсов зависит, в основном, от желаний управляющих той или иной страной. Если верить этому утверждению, то для «всеобщего счастья» всего лишь нужно поставить хороших и честных руководителей?

- Вообще-то, это совсем неплохо, чтобы и руководители, и подчинённые им чиновники были хорошие и честные, не правда ли? Другое дело, ещё должны быть условия, чтобы они могли быть и оставаться такими, а значит – чтобы именно такие «государевы люди» были востребованы, а не отторгались системой. Потому что невозможно требовать от всех повсеместного и постоянного подвига. Чиновники, да и те же судьи, должны не подвиги совершать, а честно служить обществу и людям, добросовестно выполняя свои рутинные обязанности. Условия эти столь же просты в формулировках, сколь и сложны в реализации: честный независимый суд и честные выборы, сменяемость власти и разделение властей, свободная пресса, развитое гражданское общество, парламентский контроль над исполнительной властью, прозрачность и подотчётность всякой власти, лоббистских и распределительных процедур, доходов и расходов чиновников. Всего-то навсего…

А распределительно-принудительные функции у власти есть и будут всегда и всюду, ибо без них невозможно реализовать роль государства как регулятора. Различаются только масштабы регулирования и его фактические цели и приоритеты (именно фактические, ведь декларативно они почти всегда очень правильные и замечательные). Но об этом мы вроде уже поговорили…

- В некоторых странах все, о чём Вы сказали, вроде бы присутствует. А коррупция все равно есть. Почему?

- Конечно, люди грешны, а соблазны во власти велики. Поэтому мздоимство, лихоимство, бытовое взяточничество – да, присутствуют везде в большей или меньшей степени. Но в странах, где действительно есть система демократических сдержек и противовесов, прозрачность и подотчётность власти, её сменяемость, скорее всего, имеют место именно случаи взяточничества и злоупотреблений, влекущие персональную ответственность от отставки до тюрьмы, но не системная коррупция. Коррупция, основанная на круговой поруке, делающая государственную службу источником огромных неправедных доходов и разрушающая власть как институт, превращающая её из главной помощницы и защитницы людей в главную угрозу для них. Давайте не путать.

- Есть мнение, что построению свободного от коррупции мира уделяется слишком много внимания и средств. Не стоит это делать «неважно какой ценой». Вы с ним согласны? Если да, то какой уровень коррупции «оптимален»? И есть ли он вообще?

- Есть такая горькая шутка: борьба с коррупцией не началась, поскольку ответственные за борьбу ещё не поделили между собой бюджет на неё. Если Ваш вопрос об этом, то конечно – такая «борьба», такой ценой, никому, кроме самих «борцов», не нужна. И вообще, не «борьба» нужна, не «беспощадная война» и не кампанейщина в любом виде, а грамотное и системное противодействие, в первую очередь – упреждающее. Это, кстати, не так уж дорого, а главное - приносит огромную экономию и выгоду.
Думаю, не столько оптимален, сколько терпим, может быть такой уровень коррупции, который позволяет обществу её эффективно контролировать, а значит - не позволяет чиновничеству стать большим организованным преступным сообществом, находящимся в состоянии автаркии и действующим вопреки интересам общества, более того – в интересах, глубоко ему враждебных.

- Как Вы относитесь к вот этим словам: «Если вы большую часть времени честны, то это может быть, только из-за того, что у вас отсутствует возможность обмануть?»

- Отношусь так же, как прекрасный поэт и настоящий гражданин Юрий Левитанский:
«Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу,
Дьяволу служить или пророку –
Каждый выбирает для себя…».

- Журнал New Scientist опубликовал исследования о том, что власть не просто предоставляет больше возможностей для финансовых злоупотреблений, но и влияет на то, как человек думает. И то, что происходит в головах высших руководителей, похоже на опьянение. Ведь алкоголь сужает внимание и провоцирует поведение, которое можно назвать чрезмерной уверенностью в себе. При наблюдении за мозговой деятельностью облеченных властью было обнаружено, что у них наблюдалась активность в областях, связанных с подобной расторможенностью. Получается, что высокопоставленный чиновник, который хочет «взять плату за услуги», не отдает себе отчета в том, что он делает. Вы согласились бы с таким «оправданием» коррупции?

- По поводу больших соблазнов и, в некотором роде, наркотического эффекта власти – да, конечно. По поводу того, что «чиновник не отдаёт себе отчёта в том, что делает» - категорически нет. По-моему, это откровенная демагогия. К тому же, следуя этой замечательной логике, нужно также освободить от ответственности и всех пьяниц и наркоманов за любое преступление в этом состоянии. Вы готовы признать за ними такую привилегию? И ещё: кому много дано, с того много и спросится. Не нами это придумано, не нам и менять.

- Наверное, главным фактором, обуславливающим коррупцию, является то, как относится к ней само общество. Ведь в некоторых странах давать взятки чиновникам на бытовом уровне мало кому придет в голову. Можно ли «воспитать» такое общество? Если да, то как? И сколько поколений это займет?

- О соотношении бытовых взяток и коррупции мы уже поговорили. Что касается сути Вашего вопроса, не очень представляю себе, кто и как может «воспитать общество». Мессия? Добрый и мудрый вождь (царь, генеральный секретарь, президент, национальный лидер)? Ежов и Берия с ГУЛАГом? Поэтому предлагаю поставить вопрос иначе: должно быть активное гражданское общество, способное эффективно контролировать власть, влиять на неё и менять её. Технологии и институты, необходимые для этого, человеческой цивилизацией созданы и временем проверены. Длина, последовательность и ухабистость этой «дороги к храму» зависит от многих факторов, и это – тема отдельного большого разговора…




Комментарии
pashenko-ecolog | Pashenko-ecolog | 03.09.2012 12:43
коррупция- мода разговорчивых, болтовня о чём? \\\ человечество в целом зажралось, а как распределяется зажраловка внутри особей рода нашего - для плачевного всемирного итога вторично уже...
Rich_Richmond | Рич Джонотан Ричмонд | 03.09.2012 12:51
Вадим, спасибо за правильную постановку вопроса. Многие говорили о том ,что Михаил Борисович решил немного посидеть и через самое короткое время ворваться в политику, что полная чушь. Для того, чтоб войти в политику достаточно иметь деньги, чего там греха таить. Михаил Борисович создал, выстроил, организовал и представил российскому обществу модель - образ российского бизнеса, его честность, открытость и предсказуемость. А главное - возможность и условия, при которых каждый желающих работать в бизнесе может это делать, не нарушая законов, привлекая инвестиции из за границы, быть понятным западному инвестору. Когда говорят про нечетную приватизацию, я тут не могу согласиться с теми, кто об этом говорит. Ни один суд в мире этого не признал. А если посмотреть на историю мирового бизнеса, можно увидеть, что в России бескровная передача государственность собственности принесла свои плоды. Рухнувшая экономика стала дышать, рабочие начали получать зарплату, и в этих, не имеющих на то время законов, российская будущая рыночная экономика, как сирота стала сама строить свою жизнь, при этом оборотни продолжали заниматься поборами. Владимир Путин, как мне думается, этого не понял, или его окружение дико испугалось потерять источники своих личных доходов. Весь крупный бизнес знал, с чем идёт Михаил Ходорковский на это совещание, что будет говорить, от чьего имени (от своего, конечно, ибо все остальные испугались слово сказать) Позже я напишу маленькую историю, как мне звонили на мой завод, и напоминали, что время платить, готовить коробки с данью. Когда я об этом услышал, чуть со стула не свалился. Впрочем, это было повсеместно, на всех предприятиях, которые платили дань оборотням, ныне членам ед. Михаил Борисович, остался один, на острове Правды, потерял, всё, Правда перевесила все эти годы мытарств, испытаний, но выжила, Еврейский мальчик, мужчина, настоящий лидер России выжил и обретает силу, с которой прогнившей в коррупции власти уже не устоять, разве покаяться и исправить ситуацию. Рич Ричмонд
eprstu | Антон Непутин | 22.09.2012 00:48
Господин Рич... а вы ведь..."троль".. при чем специальный... мы вас вычислили.... совесть есть?
Rich_Richmond | Рич Джонотан Ричмонд | 22.09.2012 14:52
Антон, мне сложно понять ваше суждение. ибо не могу даже представить, кто вы, и какими нравственными категориями мыслите. Скажу одно - я много чего выслушивал и продолжаю выслушивать от невежественных людей, но от этого хуже я не стану, можно не продолжать. Свой крест я несу сам, и от того, что вы будете плевать, кидать камни в меня и других, ничего не измениться. Мы всё снесём.
novenkii | Novenkii | 03.09.2012 14:24
Добро всегда притягивает к себе равных. Никогда злой и добрый не подружатся. Ходорковский и Клювгант нашли друг друга и понятно почему. Я пришел на этот сайт потому что мне понравился Клювгант. Хотя никогда не был противником? Ходорковского. Скорее его сторонником. Даже в "лихие девяностые". Мне понравилось сегодняшнее чтение. Я рад, что давно "раскусил" Вадима! Пою ему Дифирамб!
vdemchenko | Владимир Сергеевич Демченко | 03.09.2012 14:29
Потрясающее по глубине мысли интервью выдающегося адвоката Вадима Клювганта.
Чудовищный масштаб коррупции в России, об угрозе которого честно и прямо предупреждал Михаил Ходорковский, был неизбежен после того, как власть захватила группа нечистых на руку и питающих патологическую страсть к роскоши бывших и действующих силовиков, презирающих закон и мораль. Достаточно только посмотреть на снимки "спален" в многочисленных дворцах путина, чтобы понять: владельцы и обитатели этой убогой по безвкусию роскоши имеют очевидные психические отклонения. Добром всё это не кончится.
vladimir_SPB | Владимир | 03.09.2012 14:32
Ну, по моему несколько наивному мнению, коррупция отпадает вместе с режимом сразу, а новый режим приходит со своими недостатками, но победить коррупцию в функционирующей системе - это очень трудная задача. А поскольку эта задача противоречит интересам большинства чиновников - это неисполнимая задача.
yelena_ya | Елена | 03.09.2012 14:48
В нашей стране коррупция как система, ежегодно продлевая документы необходимо платить и не важно где ты сидишь и чем ты занимаешься. Чиновники на столько привыкли к этому, что для них это кормушка уже является чуть ли не главным доходом. Неоднократно писались письма президенту о коррупции в таких организациях как Ростехнадзор... но никаких мер не было принято. Жаль(((
nkaterli | Нина Катерли | 03.09.2012 14:59
Верно сказал Вадим Клювгант: "должно быть активное гражданское общество, способное эффективно контролировать власть, влиять на неё и менять её. Технологии и институты, необходимые для этого, человеческой цивилизацией созданы и временем проверены. Длина, последовательность и ухабистость этой «дороги к храму» зависит от многих факторов, и это – тема отдельного большого разговора…"
lavsel | Сергей | 03.09.2012 15:19
Великая трагедия России, что всё, сказанное Вадимом Владимировичем в своём интервью, не является новостью! Что эта болячка,- вседозволенность властей, неизбежно вгоняющих страну в необузданную коррупцию,- эта словно неизживаемая инфекция в организме страны...
Для людей власти изнасилованная конституция, извращённое понятие о чести и честности, лицемерное изображение из себя глубоко верующих, всё это вошло в норму...
Неужели это наша судьба навек?
Неужели ложь, невежество и продажность захлестнули тот вздох свободы, который мы сделали в августе 1991 года?
Огромная благодарность потрясающему адвокату за то, что он не плывёт по течению реки властной подлости, а продолжает бороться вместе со своими соратниками за истину и законность в деле ЮКОСа.
Нынешнее "правосудие", благословляемое "великими юристами", прыщами на теле страны, - это позор России. Пройдут годы, и о них будут говорить, как и о их предшественниках, Вышинском, Ежове, Берии...
В этом я глубоко уверен!
Сергей Львович.
vdemchenko | Владимир Сергеевич Демченко | 03.09.2012 17:30
!!!!!
В.С.
Shoor | Александр | 03.09.2012 15:20
М-да... Нефтегазовая труба делает народ ненужным государству. Может быть стоит горько порадоваться. А то, ведь, если бы нефти не было, приватизировали бы нас (крепостное право). Представляете: у Путина ... душ, у Абрамовича ... душ. А сколько ещё всяких "троекуровых", "коробочек", собакевичей", и - "чичиковы", "чичиковы", "чичиковы"... А РЕВИЗОРА всё нет и нет.
vdemchenko | Владимир Сергеевич Демченко | 03.09.2012 17:30
+1500!
lavsel | Сергей | 03.09.2012 22:29
Дорогой Александр! На какую звонкую струну Вы наступили со своей фразой:
"А РЕВИЗОРА всё нет и нет"!!!
Вы знаете, почему-то пришла в голову такая шальная мысль, что великому русскому писателю не могла даже в голову придти фантазия об продвижении этого прыща и ничтожества, Хлестакова, на должность "хозяина земли русской"...
Действительно, такое и в самом страшном сне не могло привидеться ни Пушкину, ни Гоголю!!!
А вот наше время позволяет в России наблюдать самые фантастические сюжеты...
Видно, эти сюжеты ждут своих исследователей и писателей!
А пока, мы имеем то, что имеем...
Сергей Львович.
Shoor | Александр | 04.09.2012 02:31
Спасибо за такие отклики... Очень приятно. Сюжет, действительно фантастический. Иррациональный. Попробую продолжить мысль. Вопрос: а нужен ли РЕВИЗОР? Откуда он к нам приедет? Почему он нужен? - Да, пожалуй, что и нет (фантастический ответ). Государству не нужен народ? - Отлично! На это может быть только один симметричный ответ: государство не нужно народу. В своё время отделили церковь от государства. А не пришла ли пора государство отделить от народа? Понимаю - фантастично до абсурда. Но из абсурдной ситуации возможен абсурдный выход, который, возможно, абсурден только на первый взгляд и вовсе не предполагает анархию. (Чувствую, что наворотил множество недосказанностей).
YuliaD | Юлия Д. | 03.09.2012 19:34
На мой взгляд, "велосипед" изобретать не надо. Он уже изобретен.
Нужно всего лишь посмотреть, как Михаил Николаевич Саакашвили очистил свою страну от жуликов и ворья на высшем уровне - он просто-напросто убрал весь "старый" состав МВД, который, так или иначе, имел отношение к Российской "школе" и вообще ко всему российскому. И поставил на эти посты людей новой формации, которые не поварились в КГБ-шной сути, а потому не привили того мерзкого, чем эта среда обладает.
И далее, в том же духе, он начал методично наводить порядки и в других областях.
Упразднил множество организаций, ничего не производящих, и паразитирующих на теле общества.
А как он заботится о КОНКРЕТНО каждом человеке в своей стране! Например, он отменил дубляж фильмов, только субтитры, - чтобы люди привыкали к незнакомой речи.
Он направляет свой народ в сторону Запада, обучение английскому языку в школах - обязательный пункт, наравне с изучением родного языка - чтобы человек был открыт миру, и чувствовал себя в другой стране как дома, не сковывая себя ненужными рамками.
Много чего интересного можно взять "на заметку", было бы желание.
И у Ли Куана Ю тоже много чему можно поучиться.
Вопрос, кто этим сможет заняться, даже в случае падения кровавого путинкого режима.
Кто это такие? Мне кажется, наша страна еще не породила таких людей, тут менталитет нужен другой. Выход один - эти люди, новаторы, то есть, должны быть не из Роисси, а из другой цивилизации, например, европеец, американец, азиат, или кто-то еще, главное - чтобы не РОИССЯНИН, а то всю жизнь будем топтаться на одном месте!
Shoor | Александр | 04.09.2012 10:55
Сугубые иностранцы на вершине российской власти? - Не оригинально. Это уже было-перебыло и что толку? К нашим болячкам добавить чужие, против которых нет иммунитета - тогда совсем "кранты". Удивляюсь готовности многих россиян, независимо от национальности и пола, расписываться в собственной несостоятельности. Народ, который создал огромную империю и она настолько крепка, что до сих пор не развалилась, сетует на свою ущербность и готов призвать "варягов" - да он ли это? Очнитесь! И ещё: а чем Вам, сударыня, нынешние "крышеватели" страны не иностранцы? Они, ведь, тоже чужие для нас.
lavsel | Сергей | 04.09.2012 14:45
Дорогой Александр!
А вот здесь я с Вами, пожалуй, не соглашусь.
Не один раз, дорвавшиеся до государственного руля, наши соотечественники доводили страну до состояния дикости и варварства. Вы же сами намекаете, что нынешние "крышеватели",(как я понимаю - "правители" России), это просто "супостаты-пришельцы". Но ведь они же наши, эдесь вскормленные и обученные...
Так-что по мне, ни варяжская, ни немецкая кровь в жилах правителей старой России была далеко не худшей составляющей!
А вот признать ценность для своего развития социальных и культурных достижений западной цивилизации, это необходимо, если не хотим закваситься и "гордо" загнить среди своих имперско-сермяжных "завоеваний"!
Да, Запад шёл к демократии сотни лет, нам надо пользоваться этим опытом, а не набивать кровавые синяки, ища другой, "суверенный" путь.
Потому-то нам хорошо-бы, действительно, очнуться, и не изобретать свой российский велосипед с треугольными колёсами!
Не поедет, действительно развалится...
С уважением,
Сергей Львович.
nsamko | Наталья | 04.09.2012 16:35
!!!
Shoor | Александр | 04.09.2012 23:01
Сергей Львович! Форма комментария не очень подходит для развёрнутого изложения.Увы.
1. Времени на эволюционное, постепенное движение государства от диктатуры и системной коррупции к демократии у России нет.
2. Революционный путь гибелен.
3. Правовое поле практически отсутствует. В сегодняшних условиях самые наипрогрессивные законы не сработают.
Нужна оригинальная идея. Она может выглядеть даже нелепой - для тех, кто обречён на поражение. Между этой новой идеей и традиционными должна быть такая же разница, как между КРУГЛЫМИ колёсами и левитацией. Человек, общество с патерналисткими традициями не способны ни родить такую идею, ни осознать её. У меня такой идеи нет, но есть её предощущение - и только. Извините, но надеяться на своего царя или на рыцаря с Запада, который - совершенно бескорыстно(?!) - поведёт нас к демократии - одно и то же. Называется это - патернализм. От этого рабского качества необходимо избавляться. Для этой цели не грех вспомнить, что казаки-первопроходцы, раздвигавшие границы российской империи, были смелыми, креативными людьми... А Западный опыт пригодится, когда быстро и, по возможности, бескровно, будут созданы условия для его внедрения. Пока что их нет.
novenkii | Novenkii | 05.09.2012 00:49
Во все времена смена вектора развития общества проходила через большие страдания, массовую гибель населения, полный развал государственной машины вплоть до ее исчезновения.Такие, извините, предпосылки коренного преобразования общества, вплоть до изменения правосознания всего народа, произошло в Германии в результате разгрома Третьего Рейха.....
Shoor | Александр | 05.09.2012 18:51
Если России суждено сохраниться, то такого быть не должно. Есть более мягкий пример смены власти - кампания гражданского неповиновения в Индии. Англичанам, в результате, пришлось уйти. Но там был духовный лидер, вокруг которого объединилась нация. У нас такого нет. За Ходорковским, при всём его уме и мудрости, рабочие Уралвагонзавода не пойдут, а без их участия эту махину с места не сдвинуть. Хотя, если бы он не сидел в тюрьме все эти годы, то, возможно, смог бы стать таким лидером. Для людей "простых", без большого образования важен личный контакт. Фальш они чуют за версту, а интернетом не балуются.
Знаковым событием будет олимпиада в Сочи. После неё время ускорит бег. Но пророчить не берусь. Так много неизвестных, что даже страшно. Если ситуация совсем выйдет из-под контроля, любого - путинского ли, оппозиции ли - то и возможен будет германский вариант, только более страшный.
lavsel | Сергей | 05.09.2012 19:19
Прекрасная аналогия! Но не надо забывать, что перерождение самосознания жителей Западной Германии произошло благодаря жесткой "патерналистской" политике победителей, прежде всего США и Великобритании...
И здесь основным было не столько денежное вливание, а прежде всего - насильственная чистка "всей системы". Именно это и было предпосылкой оздоровления нации!
А вот в Восточной Германии вся система по настоящему "не чистилась", монополия нацистов сменилась монополией коммунистов, разумеется, под контролем КГБ и ЦК КПСС... Печальный результат мы знаем!
Очень близкие процессы оздоровления произошли и в разгромленной Японии!
Похожее мы видели и в результате Корейской войны...
Так-что "свои" головы, это хорошо, но мировой опыт сбрасывать со счетов никак нельзя!
Сергей Львович.
Shoor | Александр | 06.09.2012 01:19
Всё так, Сергей Львович. Но в упомянутых Вами случаях война была ДО, а у нас будет ПОСЛЕ. В стране с ядерным оружием огромной силы, но изношенным, плюс атомные электростанции, плюс исламский сепаратизм, плюс Китай. В упомянутых Вами случаях страны маленькие и мононациональные. У нас же один Кавказ чего стоит... Неужели Вы хотите, чтобы мы - я имею в виду народ, а не власть - были разгромлены, деморализованы, а потом спасены? Боюсь, что спасать будет некого и нечего... Мировой опыт применять у нас есть кому. Нет условий для его применения. Война, в результате которой Россия будет разгромлена, может быть только гражданской, потому что извне никто нападать не станет. Во время этой войны очень быстро появятся новые, сильные лидеры. Какие они будут? Одно можно сказать точно: их практика станет новым мировым опытом, который нельзя будет применить в Японии.
Я привёл пример Индии, а Вы этого не заметили. Наверное потому, что индийцы сменили власть сами, без войны и без посторонней помощи. Кстати, это тоже мировой опыт и не стоит им пренебрегать.
С уважением. Александр.
YuliaD | Юлия Д. | 05.09.2012 18:58
Сударь, Вы сравнили Божий дар с яичницей.
YuliaD | Юлия Д. | 05.09.2012 23:48
...этот комментарий предназначался Александру.
Shoor | Александр | 06.09.2012 12:31
Приятного аппетита, сударыня :)
Shoor | Александр | 06.09.2012 14:16
Забыл добавить слова из песни:
"Яичница, ведь, тоже - Божий дар,
Если с ветчиной да на халяву..." :)
ABF_36 | Boris | 03.09.2012 23:43
Следует сказать, что ВВП оказался хорошим стратегом: показательно наказав Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, а также передав ЮКОС в собственность своим друзьям, он вынудил бизнес сообщество засунуть свой язык в одно место, а своим "соратникам" продемонстрировал путь обогащения. Ныне он желает повторить этот успешный эксперимент на сообществе креативных оппозиционеров. Если удастся лишить Г.Гудкова неприкосновенности и мандата, то он повяжет практически всех депутатов Госдумы и сможет ими манипулировать абсолютно без какоголибо противодействия с их стороны. Тем самым российская коррупция лишится каих-либо ограничений. Но здесь стратегия российского "монарха" подкладывает под свой режим заряд такой мощности , который не только ликвидирует всю его камарилью, но и разнесёт Россию на множество осколков с очень мрачными последствиями. Думаю, что это понятно и немалому числу персон из его окружения, которые потенциально способны развернуть Россию на современный цивилизованный путь развития.СВОБОДУ МБХ, ПЛЛ И ВСЕМ НЕПРАВЕДНО ОСУЖДЁННЫМ РОССИЯНАМ!!!!!!.
Пресс-секретарь Кюлле Писпанен: +7 (925) 772-11-03
Электронная почта
© ПРЕССЦЕНТР Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, 2002-2014
Мы не несем ответственности за содержание материалов CМИ и комментариев читателей, которые публикуются у нас на сайте.
При использовании материалов www.khodorkovsky.ru, ссылка на сайт обязательна.

Rambler's Top100  
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru