СОБЫТИЯ
| ОБЖАЛОВАНИЕ ПРИГОВОРА
| ХОДОРКОВСКИЙ
| ЛЕБЕДЕВ
| ЗАЩИТА
| ПОДДЕРЖКА
| СМИ
| ВИДЕО
| ЭКСПЕРТИЗА
ПОИСК 
 

ДНИ В ЗАКЛЮЧЕНИИ: Михаил Ходорковский — НА СВОБОДЕ! (после 3709 дней в заключении), Платон Лебедев — НА СВОБОДЕ! (после 3859 дней в заключении)
Архив
Июль 2010
   34
1011
1718
2425
30 
4.09.2014
21.08.2014
21.08.2014
15.08.2014
15.08.2014
14.08.2014
14.08.2014
12.08.2014
11.08.2014
11.08.2014
6.08.2014
6.08.2014
5.08.2014
4.08.2014
25.07.2010 г.

«Территория гласности» c Юрием Рыжовым и Данилой Гальперовичем

На «Территории гласности» академик РАН Юрий Рыжов и обозреватель радио «Свобода» Данила Гальперович.

В программе: о процессе в Хамовническом суде и визите Грефа и Христенко. Чего и почему боится «одноглавая» власть в России? Почему академик Юрий Рыжов, известный ученый, правозащитник, бывший посол России во Франции придерживается на сегодняшний день пессимистической точки зрения, говоря о процессе и о прогнозах на ближайшие два года для страны.

Данила Гальперович: Здравствуйте, это программа «Территория гласности», я ее ведущий, Данила Гальперович, корреспондент и ведущий программы Радио «Свобода». И мы обсуждаем события, которые происходили на прошедшей неделе в суде над Михаилом Ходорковским и Платоном Лебедевым, и обсуждаем мы их с Юрием Рыжовым, известным российским общественным деятелем, ученым и дипломатом. Я просто напомню, что Юрий Алексеевич – член Комитета защиты ученых, бывший посол Российской Федерации во Франции, ученый, физик-ракетчик. Что вам кажется основным в расстановке, что ли, в этом процессе?

Юрий Рыжов: Первое, что впечатлило, когда вели Ходорковского и Платона Лебедева сверху, с лестницы, а публику отжали они уже, мне сказали: «Иди к нам в толпу, здесь на площадке не толпись», какие-то хорошие дамы и мужчины. И я увидел эту фантастическую охрану, когда впереди три автоматчика, сзади три. И все это – прорва такая, и все чуть ли не в бронежилетах. Ну, думаю, черт его знает, маски-шоу. А потом, я когда посидел на процессе, понял всю фарсовость этого дела: я сказал: «Кафка отдыхает». Это моя первая реакция была на то, что там происходило. Потом мне Михаил Борисович написал письмо такое хорошее, доброе, и я ему ответил, по-своему, так сказать, пытаясь спрогнозировать, что может быть, есть ли шансы при этой власти выйти, и если есть, то в какой момент? И до сих пор прогнозирую, что какое-то коллапсоидальное явление должно произойти в диапазоне десятого-двенадцатого года. Продолжаю настаивать, не потому что в двенадцатом году выборы, абсолютно безотносительно. Просто так складывается, то, что сегодня называют люди научным словом «системный кризис», а в российской истории это называлось «смута».

Данила Гальперович: Но я хотел еще обратить ваше внимание, и спросить о вашей реакции на то, что произошло в суде, это приход в суд, в общем, людей, имеющих отношение к российской власти, потому что Германа Грефа, конечно же, по-прежнему можно называть человеком, имеющим отношение к российской власти, и собственно, Виктор Христенко...

Юрий Рыжов: Мне ближе такая точка зрения, что это очередная декорация для того, чтобы сказать: «А вот у нас и начальство ходит на процесс Ходорковского», чтобы на Западе иметь возможность это говорить. Хотя те, кто придумал это ход – послать этих двух чиновников на процесс, они при примитивности своего мышления понимали, что Запад, как говорится, все знает, знает, что это очередная Потемкинская деревня, так, как и вся наша власть. Власть спокойна. Она при любых показаниях в этом суде в пользу Ходорковского и Лебедева – эта власть, как я и говорил в своем письме Михаилу Борисовичу, его не выпустит.

Данила Гальперович: Почему?

Юрий Рыжов: Потому что у нас не двуглавая власть, у нас одноглавая власть, и ничтожный, довольно, человек с комплексами впал в такую, как говорится, паранойю по отношению лично к Михаилу Борисовичу.

Данила Гальперович: То есть вам кажется, что тому человеку, о котором вы говорите, Ходорковский представляется на свободе...

Юрий Рыжов: Опасным, опасным.

Данила Гальперович: Эли Визель, нобелевский лауреат начал компанию просто по освобождению Ходорковского. Французские дипломатические представители, представители по правам человека, встречались с адвокатами Михаила Ходорковского, сенаторы в США, и сейчас высказывались по поводу необходимости прекращения, как и вы, и как они сказали, этого фарса. Вот, может сложиться некая сумма, которая позволит Медведеву сказать: «Все! Вот этот второй процесс закончится...»

Юрий Рыжов: Нет, не может.

Данила Гальперович: Почему?

Юрий Рыжов: Я же, как говорится, не аналитик, я интуитивист. Интуитивно, я думаю, что нет, этого не произойдет.

Данила Гальперович: Что вы думаете об исходе этого процесса. Ведь, если все складывается так, как вы говорите, то тогда Ходорковского и Лебедева должны приговорить к очередному немаленькому сроку.

Юрий Рыжов: Возвращаюсь к гипотезе кого-то их моих собеседников, что раньше двенадцатого года не выпустят, но могут выпустить после двенадцатого года. Для этого, значит, можно придумать сейчас приговор очень мягенький, так, но, чтобы додержать их ровно до окончания выборов двенадцатого года, президентских.

Данила Гальперович: Мы знаем, что в советские времена кампании самых разных хороших людей вполне себе воздействовали на людей плохих, которые держали множество людей. Там вошел коллега Юрия Федоровича Орлова, Владимира Константиновича Буковского.

Юрий Рыжов: Володи Буковского, да.

Данила Гальперович: И еще достаточно много людей, надо сказать, вышли благодаря кампаниям. Вам кажется, что здесь не тот случай?

Юрий Рыжов: Кампания была на Западе мощная, потому что вынудила нас в брежневскую, так сказать, расцвет, поменять на Луиса Корвалана, как там говорится, хулигана. Замечательный парень этот Володя Буковский, я с ним познакомился уже, когда в Париже жил, он приезжал, там у нас общий знакомый есть, внук бывшего министра царского правительства, замечательный человек, Кривошеин Никита, Запад был большим правозащитником, в первую очередь, применительно к репрессиям в Советском Союзе, репрессиям к диссидентам, чем сейчас. Сейчас возобладала вот экономика. Она возобладала и лица помельче пришли, помельче. Ну вот, Шредер, например, пошел работать в Газпром, правильно?

Данила Гальперович: Когда уже все знают, что фарс. Говорят тут «фарс», говорят там «фарс», говорят в зале «фарс». Что может дать возможность судье принять, тем не менее, обвинительное решение?

Юрий Рыжов: Ну, попробуйте встать на его место. Сейчас он вынужден все время консультироваться, а поскольку четких указаний не дают, пока четких, ну, видимо, такие указания, что «тяни дальше, там посмотрим». Кто-то недавно мечтал, по радио, что ли, что он вошел бы в историю, как вошел в историю уже как-то гарантированно, процесс Ходорковского и Лебедева, если бы он взял и сказал: «А, черт с вами», и оправдал бы, ну, может быть, потом пошли бы там кассации, все, может быть, их опять бы посадили, но этот вошел бы в историю.

Данила Гальперович: Ну да, это был бы поступок личности.

Юрий Рыжов: Да! Ну, вот и я не надеюсь. У нас в стране, Данила, с личностями хреновато давно. У него другая дилемма, конечно. Значит, он все равно войдет в историю при любом исходе процесса. Но он войдет, скорее всего, с самым негативным знаком. Ну и что? Сколько у нас людей сейчас готовы на все, и на историческое, так сказать, презрение, лишь бы прожить сегодня, хорошо прожить, еще лучше – так прожить, чтобы обеспечить себя и семью на много лет вперед, и слинять мгновенно, как только тряханет. После смуты никогда не становится лучше. Может быть, иногда через некоторое время становится лучше. Ну, вот у нас с августа девяносто первого года – значит, восторг и достижение, как февральская революция, да? Но жизнь сразу стала сложнее – материально сложнее, потеря себя в обществе, в котором все было ясно – кончил институт, инженер, тысяча двести рублей, аспирантура, жена, дети, квартира в пятиэтажке, и все было ясно. И вдруг все рассыпалось. А в результате мы пришли к девяносто девятому году, наелись нефти, но ничего не приобрели.

Данила Гальперович: Я очень надеюсь на то, что, может быть, все-таки будет некая сумма усилий, которая приведет к чему-то без страшных потрясений. Спасибо огромное!

Юрий Рыжов: Спасибо вам, Данила. Я постараюсь заразиться вашим оптимизмом.

Данила Гальперович: Это была программа «Территория гласности», вел ее Данила Гальперович, в гостях у нас был Юрий Алексеевич Рыжов. Большое спасибо. До свидания, всего доброго.




Комментарии
Леонид Коломенский | 25.07.2010 20:08
Лично я полностью согласен с Юрием Рыжовым: у нас где-то там личностей нет, им все равно, как они войдут в историю.
Yury Bekker | 25.07.2010 20:30
Грустно читать мнение Юрия Алексеевича,
хотя, исходя из реальности,видимо он прав. И всё таки очень хочется верить,что чудо свершится наперекор воле этой МЕЛКОЙ И ГНУСНОЙ личности."Человек предполагает, а Б-г-располагает."
Ольга Б. | 25.07.2010 23:30
Согласна с Юрием Рыжовым, что что-то произойдет... и правители сами уйдут под красивым предлогом.
Я не знаю ни одного человека, кто был бы доволен режимом. Лично Путин нравится женщинам 40-60 лет (спортивный, непьющий, сильный на вид), но эти женщины смотрели его "беседы с народом" и ради своих детей поддерживать этого человека не будут, смогут отмести "очарование" своим ровесником, потому что наблюдают в своей жизни очень часто опустившихся алкашей, неустроенных, потерявшихся за время перипетий мужчин
Владимир Сергеевич | 26.07.2010 12:12
Юрий Рыжов: "Потому что у нас не двуглавая власть, у нас одноглавая власть, и ничтожный, довольно, человек с комплексами впал в такую, как говорится, паранойю по отношению лично к Михаилу Борисовичу."
Умри - лучше не скажешь! Узкие рамки мелкоЙ, злопамятной, завистливоЙ и мстительной личности никогда и ни при каких обстоятельствах не позволят этому человечку ОБЪЕДИНИТЬ ВСЁ ОБЩЕСТВО для решения жизненно - важных проблем России. Тут нужны фигуры совсем другого МАСШТАБА.
Evgeny | 26.07.2010 18:59
Сожалею, Юрий Алексеевич, что не знаком с Вами лично. Однако для интернет-разговора это совсем не препятствие. Я абсолютно согласен с Вами, что системный кризис в России приближается неотвратимо. И его приближение можно наблюдать по практически полному запиранию вертикали власти. Так что сигналы, посылаемые Президентом и Премьером сверху, не превращаются в рутинную работу вертикали (занятой самообогощением) на всех ее уровнях. И Премьер мечется, как оглашенный, от одной аварии к другой, регулируя деятельность страны “вручную”. Всякий начальник, по пришествии к власти, предоставляет своей команде посильные возможности для ее (команды) обогащения. Основные активы России были распеделены во времена Ельцина, и В. В. Путину, для этой цели, оставалось разьве раскулачить кого-либо из уже сложившихся олигархов. А раскулачивать надо было наиболее успешного (а, значит, и наиболее опасного!). Так что Ходорковский с Лебедевым не были случайными жертвами. Как “старые энергетики” потрошили ЮКОС, когда оздоровительный комплекс был продан за 10 копеек!”, наблюдала вся Россия. И В. В. Путин совсем не ошибся в своих расчетах - Россия наблюдала с нескрываемым злорадством: “Так им и надо, заворовавшимся богатеям!”. Не откажешь В. В. Путину и в чувстве меры. Накормив свою команду, он не стал тотально разрушать всех остальных богатеев, а припугнуть их -припугнул крепко. Но больше чем олигархи, напугались чиновники его вертикали. В дозволенных рамках, они начали с утроенной быстротой “пилить” все что пилится и вывозить напиленное в благополучные страны вслед за детьми. Так что будущее Русского чиновного сословия, их дети, живет теперь за рубежом. Вертикаль все хуже и хуже работает на нужды России, а другой у В. В. Путина нету. Системный кризис близится, а дети от Селигера - пока не помощники. Да и не будут ими. Как когда-то комсомол не стал. Коллапс системы ожидается в 2014 - 2017 годы. Потому что выборы в 2012 совпадут с дальнейшим ухудшением жизни Россиян.
Ваш Евгений Шунько
Владимир Сергеевич | 26.07.2010 21:30
Спорить не о чем, Евгений, всё правильно.
Саяна | 26.07.2010 19:51
Почти не согласна с Ю.А. Рыжовым.Какой смысл держать ХОДОРКОВСКОГО в узниках? ХОДОРКОВСКИЙ не собирается на место президента... ГОЛОСОВАТЬ будем мы ЛЮДИ!

Путину, было бы в его копилку, оправдать ХОДОРКОВСКОГО. Всё равно, нельзя зарегистрировать освободившихся...(кажется). А совсем мнение о себе растаптывать, когда всё на виду Хамсудится, думаю Путину не резон.
Целесообразнее "секретарей" на нары, чтоб не сидели в ноутбуке у Лахтина.-Всё равно суд свой, убегут...
Александр | 28.07.2010 14:43
Господин Рыжов прав: Ходорковского признают виновным, осудят, а после выборов 2012 года его помилует уже сам новый президент. Статус помилованного преступника не придаст Ходорковскому политического веса и о нём постепенно все забудут. А если Ходорковский и его сторонники попытаются вести какую-то политическую борьбу, то Путин через свои СМИ напомнит народу об уголовном настоящем возмутителя спокойствия. Другого в этом деле, скорее всего, не дано.
Пресс-секретарь Кюлле Писпанен: +7 (925) 772-11-03
Электронная почта
© ПРЕССЦЕНТР Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, 2002-2014
Мы не несем ответственности за содержание материалов CМИ и комментариев читателей, которые публикуются у нас на сайте.
При использовании материалов www.khodorkovsky.ru, ссылка на сайт обязательна.

Rambler's Top100  
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru