СОБЫТИЯ
| ОБЖАЛОВАНИЕ ПРИГОВОРА
| ХОДОРКОВСКИЙ
| ЛЕБЕДЕВ
| ЗАЩИТА
| ПОДДЕРЖКА
| СМИ
| ВИДЕО
| ЭКСПЕРТИЗА
ПОИСК 
 

ДНИ В ЗАКЛЮЧЕНИИ: Михаил Ходорковский — НА СВОБОДЕ! (после 3709 дней в заключении), Платон Лебедев — НА СВОБОДЕ! (после 3859 дней в заключении)
Архив
Июнь 2010
 56
111213
141920
27
    
4.09.2014
21.08.2014
21.08.2014
15.08.2014
15.08.2014
14.08.2014
14.08.2014
12.08.2014
11.08.2014
11.08.2014
6.08.2014
6.08.2014
5.08.2014
4.08.2014
11.06.2010 г.

«Территория гласности» с Григорием Дурново

«Территория гласности» с участием журналиста «Ежедневного журнала» Григория Дурново, одного из организаторов выставки «Процесс», проходившей в Москве этой весной и посвященной событиям в Хамовническом суде.
Ведущая: журналист Дарья Пыльнова.

Дарья Пыльнова: Здравствуйте, в эфире программа «Территория гласности», и сегодня у нас в гостях Григорий Дурново, корреспондент «Ежедневного журнала», который пообещал подробно рассказать о той выставке, которая была посвящена процессу.

Григорий Дурново: Выставка так и называется «Процесс». И она была основана на комиксах, посвященных процессу, которые в течение полугода публиковались на нашем сайте «Ежедневный журнал». Художник Александр Котляров делал по четыре обычно иллюстрации в неделю, посвященные тем событиям, которые перед этим проходили в суде. А наша задача как сотрудников «Ежедневного журнала» была подготовка материала, то есть обработка репортажей из суда, которые публиковались на сайте Ходорковский.ru, изъятие из них наиболее ярких реплик, наиболее, возможно, абсурдных, наиболее важных монологов подсудимых и адвокатов, наиболее сильных с точки зрения драматургии диалогов.

Дарья Пыльнова: То есть Вы человек, который отбирал фразы и фактически вы озвучивали эти комиксы?

Григорий Дурново: В основном это была моя задача. Таким образом, мы противопоставляли абсурдные и агрессивные реплики прокуроров здравым, полным аргументов высказываниям адвокатов и подсудимых.

Дарья Пыльнова: А какие реплики, если говорить о стороне обвинения, вас поразили больше всего?

Григорий Дурново: Ну, меня, например, поразило то, что прокурор с трудом читает написанный текст. Когда прокурор Лахтин вместо «ЮКОС OIL» читал «ЮКОС 01», например. Ну и такого было много.

Дарья Пыльнова: Вообще кто фаворит в этой юмористической гонке?

Григорий Дурново: Фаворит Лахтин, конечно. Он больше всего произносит.

Дарья Пыльнова: Вот если бы составить рейтинг, кто на первом месте, Лахтин?..

Григорий Дурново: Валерий Лахтин, потом Гульчехра Ибрагимова, вот, далее, наверное, Дмитрий Шохин, но в меньшей степени.

Дарья Пыльнова: Он такой молчаливый довольно-таки.

Григорий Дурново: Театр абсурда же бывает разным, там бывает и смешно, бывает и страшно. Дмитрий Шохин – та сторона театра абсурда, где страшно.

Дарья Пыльнова: Кафкианский такой.

Григорий Дурново: Да-да. Собственно, название процесса – это же тоже от Кафки, разумеется. Если сейчас уже говорить о том, как это выглядело на выставке, когда комиксы приняли материальное воплощение, они частично даже трехмерные, то в первом из двух помещений на выставке прокурор и судья возвышаются, такие огромные фигуры, гораздо выше человеческого роста, и каждый из них произносит какую-то одну реплику, вот. И иногда эти реплики звучат и звучат все вместе, это производит действительно довольно жутковатый эффект. На одном торце большом два портрета, совместный портрет Ходорковского и Лебедева, и с другой с другой стороны – портрет судьи, который на все это взирает и говорит: «Смешно? Я сейчас зал очищу». Из того, что мы придумали, и воплотил Александр Котляров, наш художник, который у нас рисовал, из этого вот процесса, а пространство вот это выставочное сделал Антон Литвин.

Дарья Пыльнова: Григорий, Вы лингвист по образованию, потом попали в корреспондентско-редакторскую работу в СМИ, сейчас занимаетесь журналистикой. И что для вас сейчас главное событие, которое происходит в России и в мире, определяющее то время, в котором мы живем?

Григорий Дурново: Я стараюсь обращать внимание не только на какие-то события большой политики (там какие-то встречи, какие-то решения), но и на то, что касается простых людей, то есть когда ущемляются их интересы, когда государственная машина давит. Мне кажется, что вот это на самом деле важно, на это следует обратить внимание. Скажем, я внимательно слежу за историей химкинского леса. Это просто люди защищают свои права, защищают свое право дышать воздухом, а государство на них плюет на всех уровнях. Ну и масса других.

Дарья Пыльнова: Если говорить о процессе по делу Ходорковского и Лебедева, вот на выставку приходили люди. Вы наверняка знаете об откликах. Была какая-то реакция, которая вас поразила?

Григорий Дурново: Вот эти реплики, с которых мы начали, и которые в подавляющем большинстве реальные, взятые из реальных процессов, вот это удивляло людей, они не могли поверить, что это действительно реально произнесенные на процессе реплики. Они считают, что это художник придумал, так же как он придумал эти образы, но опять отталкиваясь, естественно, от реальных портретов. Много раз к нам подходили и спрашивали: «Эти фразы – это откуда вообще? Что это? Это художник придумал?» Мы говорим: «Нет, это было вчера на процессе». – «Не может быть!»

Дарья Пыльнова: А если посмотреть на эту историю с точки зрения лингвистики и психологии, в том числе? Если попробовать проанализировать то, что говорят отдельные персонажи процесса.

Григорий Дурново: Безусловно, по фразам, которые произносят прокуроры, а их уже накопилось немало, мы можем судить о том, что у них проблемы с анализом текста, который они читают; у них проблемы с тем, чтобы привязать этот текст к тому, что им нужно, потому что они прямо в качестве иллюстрации, собственно, их обвинения, они приводят то, что какие... что приводят к абсолютно противоположным результатам. Свидетели обвинения оказываются свидетелями защиты. Но и эти документы, которые читают прокуроры, они свидетельствуют о том, что обвинение не строится ровно ни на чем, они это не подтверждают. Ну, видимо, это для многих стало неожиданностью, что вдруг – бац – и прокуроры все решили свернуть. Есть подозрение, что вот этому внезапному завершению этапа предшествовало какое-то решение наверху.

Дарья Пыльнова: У нас программа называется «Территория гласности», не могу у вас как коллегу не спросить о том, как вы полагаете, что сейчас вообще происходит с журналистикой, на ваш взгляд? И что происходит с гласностью?

Григорий Дурново: Ну, если говорить о том, что там все можно говорить, – это же важно, где можно, да. Вот мы знаем, что на телеканалах, в общем, на основных далеко не все можно и даже не то, что критикуют власть, а мы знаем, например, что сообщения о взрывах на основных телеканалах далеко не сразу появились. И даже когда они появились, долго не было информации, помогающей людям. Если говорить, например, о работе «Ежедневного журнала», конечно, у нас есть сложности, и сложности чисто технические. Иногда за какую-нибудь статью нас начинают валить.

Дарья Пыльнова: Ну, сайт, сайт-атака, ДОС-атака.

Григорий Дурново: Да, начинается ДОС-атака, да. Была ДОС-атака после истории с аварией на Ленинском проспекте, когда вышла у нас статья о мигалках и там о поведении некоторых, значит, людей, как они едут. На нас набросились, что тоже, в общем, неизвестно, то есть я бы не взялся предсказать, что будет такая реакция.

Дарья Пыльнова: Еще одно событие, которое мы с вами не обсудили, это митинг на Триумфальной площади. Довольно показательная история. О чем это говорит, по-вашему? Для вас что это значит?

Григорий Дурново: Ну, мне кажется, что в этой погоне за поиском врага как-то все очень увлеклись: и власть увлеклась, и часть общества увлеклась, и такие доброхоты, которые выступают якобы с благими намерениями то ли от имени власти, то ли по собственному почину. Они как-то очень увлеклись.

Дарья Пыльнова: Политологи склонны оценивать как шанс для России то, что происходит в регионах, и говорят о некой общественной активности.

Григорий Дурново: Здесь важно, мне кажется, чтобы тем, кто протестует, было на кого поставить. Потому что протест протестом, очень хорошо, но вопрос в том, что следует за ним. Можно снести кордоны, там кого-то смять, свергнуть, а вот вопрос, что будет дальше. Очень бы хотелось, чтобы были люди, на которых можно было бы опереться.

Дарья Пыльнова: А вы видите кого-то, о ком вы могли бы сказать, что не просто у него лицо порядочного человека, а у него достаточно достойная программа.

Григорий Дурново: Я думаю, что мы их еще увидим, пока я не готов сказать.

Дарья Пыльнова: Благодарю Григория Дурново, журналиста «Ежедневного журнала» за то, что он пришел к нам в студию на «Территорию гласности». До свидания.




Комментарии
Ирина К. | 11.06.2010 18:49
Спасибо за интервью.
Здорово, что заставляете молодежь говорить) Пусть учатся. Надеюсь, послушав себя, господин Дурново в следующий раз будет говорить громче) Из уважения к слушателю).
)да, и фамилия обязывает говорить ясно со всех точек зрения.
Пресс-секретарь Кюлле Писпанен: +7 (925) 772-11-03
Электронная почта
© ПРЕССЦЕНТР Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, 2002-2014
Мы не несем ответственности за содержание материалов CМИ и комментариев читателей, которые публикуются у нас на сайте.
При использовании материалов www.khodorkovsky.ru, ссылка на сайт обязательна.

Rambler's Top100  
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru