СОБЫТИЯ
| ОБЖАЛОВАНИЕ ПРИГОВОРА
| ХОДОРКОВСКИЙ
| ЛЕБЕДЕВ
| ЗАЩИТА
| ПОДДЕРЖКА
| СМИ
| ВИДЕО
| ЭКСПЕРТИЗА
ПОИСК 
 

ДНИ В ЗАКЛЮЧЕНИИ: Михаил Ходорковский — НА СВОБОДЕ! (после 3709 дней в заключении), Платон Лебедев — НА СВОБОДЕ! (после 3859 дней в заключении)
Архив
Декабрь 2013
      1
7
1415
18
23
     
4.09.2014
21.08.2014
21.08.2014
15.08.2014
15.08.2014
14.08.2014
14.08.2014
12.08.2014
11.08.2014
11.08.2014
6.08.2014
6.08.2014
5.08.2014
4.08.2014
23.12.2013 г.

"Выходить тяжелее, чем садиться"

Владимир Буковский о посттюремном Ходорковском.

Snob.ru, 23.12.2013

Ходорковский через 10 лет

Отсидев 10 лет, он сильно изменился. Я помню его речь на последнем суде — это речь зэка. И как зэк он себя вел достойно, арестантский кодекс чести не нарушал: ни на кого показаний не дал, своей вины не признал. Что еще от него требуется? Мать у него действительно очень больна. На положение Манделы он никогда не претендовал, он всегда был жертвой. У меня с ним переписка была, когда он сидел, в ней он четко сказал, что никогда никаких амбиций на политическую роль в России у него не было.

В переходный период людям из власти передали какую-то часть производства, и Ходорковский — отличный бизнесмен — стал одним из их доверенных лиц. Но когда чекистская власть решила всех под себя подмять, он проявил себя очень четко, показал свое чувство достоинства и верность своим принципам. За это его можно только уважать. Мог ведь уехать, мог подчиниться им и процветать, как Абрамович.

Теперь говорят, что Ходорковский не был политзаключенным. Тут я должен принципиально не согласиться. Политзаключенный — это не обязательно политик. Это человек, лишенный свободы по политическим мотивам и причинам. Он может быть кем угодно. Сахаров вообще был ученым. Ходорковский и все люди из ЮКОСа отказались участвовать в той игре, которую затеял Путин, именно поэтому их решили посадить и разорить. Я лично ходатайствовал в органы международной амнистии, чтобы признали политические мотивы, и они признали.

Но Россия — страна, у которой коллективная болезнь Альцгеймера. Тут все забывают через 2-3 года. И теперь Познер может говорить глупости, что Ходорковского интересовали только деньги, и все воспримут эти глупости всерьез.

Меня вообще удивляет, что Познер хоть как-то котируется. Это для постсоветской России довольно типично. Какие-то совершенно темные личности, малоприятные и с очень нехорошим прошлым, вдруг почему-то получили положение и уважение. Я-то помню Познера в начале восьмидесятых, когда он выезжал за границу по поручению Кремля и на своем хорошем английском и французском повторял советскую пропаганду: что Сахарова сослали в Горький — правильно, что в Афганистан вошли — правильно, а диссиденты все сумасшедшие. На Западе его всегда считали голосом Кремля, как он успел мутировать и стал великим демократом, я не знаю. Его семья всегда была прокоммунистическая, папа служил верой и правдой товарищу Сталину, а теперь мы все слушаем его моральные суждения. Ему нужно было исчезнуть, а он почему-то вот расцвел. Таких людей были миллионы в Советском Союзе: говорили одно, делали другое, думали третье. Это типичный шаблон советской шизофрении. Люди в России не могут посмотреть себе в душу и поставить правильный диагноз, потому такие фигуры и оказываются наверху.

Почему Познер говорит такие слова? Возможно, по старой памяти получил от Путина записку. Он ведь врет в каждом слове, что и положено делать кремлевскому пропагандисту.

Ходорковскому несколько раз предлагали писать прошение о помиловании, но он каждый раз отказывался, потому что каждый раз просили признать вину. Никаких обещаний Путину он никогда не давал, ни до, ни во время посадки. Все обвинения ведь были необоснованные и никакого отношения к его деятельности не имели. Он сел потому, что вместе с еще несколькими олигархами отказался лечь под Путина. Это политика.

Его выпустили не потому, что он попросил. Тут причина всему общая ситуация. Развивается кампания за бойкот Олимпиады в Сочи, и сейчас она начинает уже принимать угрожающие масштабы. Для Кремля это крайне неприятно, потому что они эти игры начинали, чтобы улучшить свой имидж, а не наоборот. Такая же ситуация была накануне Олимпиады-80. Мы с диссидентским сообществом тогда тоже начали компанию за бойкот Олимпийских игр, и она стала успешной. Тогда Москва вынуждена была спускать пары и освободить очень много политзаключенных.

Первое время Ходорковский будет заниматься своими делами. Ему нужно как-то вставать на ноги. По своему опыту могу сказать, что реадаптация к свободе — процесс намного более болезненный, чем адаптация к тюрьме. Я 4 раза садился и 4 раза выходил, и каждый раз выходить тяжелее, чем садиться. На воле ты не ограничен в пространстве, всего намного больше, и даже разнообразные цвета начинают шокировать. Все происходящее начинает бить по глазам. Пропадает привычка общаться с людьми, от этого никуда не денешься. Не забывайте, что Ходорковсий в отличии от меня сидел 10 лет безвыходно. Период адаптации у него будет очень долгим — полгода, год.

Его голос будет достаточно заметно звучать во всех общественных дебатах в России. Он может продолжить какую-то благотворительную или спонсорскую деятельность. Я очень сомневаюсь, что он пойдет в чистую политику. Дело даже не каких-то там обещаниях Путину — это просто не его. Я уверен, что он не вернется в Россию. Сейчас он мог бы написать книгу, тем более, что издатели наверняка уже его осаждают. Это может случится даже вопреки его желанию, в связи с большой общественной потребностью. Люди хотят знать, что и как было, а десять лет тюрьмы придадут этим мемуарам огромный вес.

Главное, что мы победили, и Михаил Борисович на свободе. Я ему могу пожелать удачи и скорейшего восстановления.




Комментарии
uglevvi | uglevvi | 23.12.2013 11:18
Одно могу посоветовать всем нам, дайте МБ отогреться в семье, а потом ".... пусть будет, что будет", он и так сделал для большинства невозможное.
kushum | Николай | 23.12.2013 11:24
Во всём согласен с В.Буковским.
vmu | Владимир Юликов | 23.12.2013 13:59
Остаётся только переиначить АСП (Пушкина).:-) Ай да, Буковский, ай да, молодец!
Хорошо помню радость по поводу его "обмена".

«Обменяли хулигана На Луиса Корвалана.
Где б найти такую ять,
Чтоб на Брежнева сменять?»

Это уже слова частушки.

В Москве на пересечении Сиреневого бульвара и 3-ей Парковой перед кинотеатром "Енисей" большой сквер. Власти назвали - площадь Луиса Корвалана. ТЕПЕРЬ ДАЖЕ ЯНДЕКС НЕ НАХОДИТ!

Придёт время. Появятся площади и проспекты и Буковского, и, если не подкачает, Ходорковского. Б.Коммунистическую уже переиначили на ул.Солженицына. А, ведь, совсем недавно в том же аэропорту его, вышвырнутого из СССР, встречал Генрих Бёль.

Боюсь, не доживу. Ничего не поделаешь. "Это наша родина, сынок."

Свободу П.Л.Лебедеву, свободу А.В.Пичугину!
Немедленное начало всеобщей и всеобъемлющей десталинизации страны!
lavsel | Сергей | 24.12.2013 15:34
Маленькое добавление:
Автор приведённой вами частушки - Вадим Делоне, один из тех, кто в 1968 году вышел на Красную площадь, в знак протеста против оккупации Чехословакии.
Всё идёт по кругу...
А недавно и сам В.Буковский приходил к Хамсуду в знак протеста против преследований Ходорковского и Лебедева...
Его нынешнее интервью, - это прекрасное высказывание очень смелого и мудрого человека, настоящего патриота России.
Огромное спасибо ему за всё!
Сергей Львович.
vmu | Владимир Юликов | 25.12.2013 23:45
Спасибо. Я не зря написал слова частушки, не народной частушки. Я, конечно, подзабыл, кто её написал. Придёт время и по примеру Б.Коммунистической, ныне ул.Солженицына, найдут в Москве улицу достойную носить имя Вадима Дэлоне.
borob | borob | 23.12.2013 11:28
Блестящая статья (спасибо, Владимир Константинович:-)!
father | Валентин Бедеров | 23.12.2013 12:10
Буковский замечательно написал!
Shubkina | Анна Шубкина | 23.12.2013 12:17
Респект, Буковский
Shubkina | Анна Шубкина | 23.12.2013 12:19
Буковский - молодец. Все четко резюмировал. Все пропущено через себя.
А Ходорковскому - сил на ре-адаптацию и еще раз поздравления
Swastira2012 | Людмила Клобуцкая | 23.12.2013 12:52
У меня мужа Гладун Г.Н пожизненного инвалида 2-й группы по заболеванию сердца с мерцательной аритмией посадили на 4 года по сфабрикованному уголовному делу,инициатором которого был сын зам прокурора Саратовского района,а отец Журавлёв В.К.--зам председателя Саратовского Областного суда,прошли все инстанции в Саратове,105 человек подписывали Коллективные жалобы в Саратовские и даже во все Московские инстанции,вы-ходили на митинги,а всё спускается до Журвлёва Д.В.--младшего,кто может --откликнитесь--помогите спасти жизнь больного не винного человека,фальсификация уголовного дела доказывается--следователь,которая вела это дело Каленторова Л.В.находится под стражей за незаконное привлечение к уголовной ответственности с целью получения взятки с группой лиц,а Журавлёв В.К.--папа защищая своего сына решил Гладуна спрятать в тюрьме,так,как его сын ,как зам прокурора подписывал все обьвинения Калентаровой,а по Гладун сам лично и возбуждал даже данное сфабрикованное уголовное дело.
tsp | tsp77 | 23.12.2013 12:54
Владимир Константинович очень верно заметил о трудности освобождения: положение ограниченности четырьмя стенами и формальными правилами жизни в заключении отучает, по видимости, от принятия решений, от возможности и необходимости выбора. Но в Ходорковском такая уверенность в себе, такая сдержанная сила, как будто и не было той ограниченности. Открывшийся простор воли отнюдь его не пугает, напротив, он ринулся в работу с первых часов свободы. Дай ему бог всего, всего... И спасибо Буковскому за тонкое и точное наблюдение.
san-mikele | Ирина Борисовна | 23.12.2013 12:57
Спасибо за статью, очень объективную и верную Дай Бог сейчас Михаилу Борисовичу согреться душой в кругу близких, привыкнуть к новой жизни, которая так изменилась за те 10 лет, которая шла за стенами колонии. А дальше - выбор за ним. В одном можно быть увереным - Михаил Борисович никогда не изменит принципам добра и справедливости.
eduard123321 | Эдуард | 23.12.2013 13:17
Владимир Константинович,огромное спасибо за четкий иясный анализ ситуации. Иначе и быть не могло: все про -пущено через себя. Желаю ВАМ МНОГО ЗДОРОВЬЯ,ДОЛГОЛЕТИЯ И УДАЧИ ПО ЖИЗНИ. С наступающим
НОВЫМ ГОДОМ! За скорейшее освобождение ПЛАТОНА ЛЕОНИДОВИЧА И АЛЕКСЕЯ ПИЧУГИНА!!!!
lldmkp | Леонид Лихолат | 23.12.2013 13:19
Не хотел писать о Познере, уважаемый Андрей Илларионов очень четко и достойно ему ответил, но если уж Владимир Константинович открыл эту ветку не удержусь.

1. О том, что боролся только за деньги. А «Открытая Россия», а лицей, а предложения (даже его недругами признаваемые) постепенного превращения России в парламентскую республику ? А превращение ЮКОСа в самую прозрачную компанию ? Я, кстати, подозреваю, что остальные крупные «бизнесмены» были просто взбешены этой прозрачностью. На кой хрен она им здалась. А власти – тем более. С шубохранилищами гораздо удобнее. Именно с момента дела ЮКОСа Россия стала быстро погружаться в то дерьмо в котором она находится сейчас. И способствовали этому, отнюдь не такие как Ходорковский, а такие как В. Познер.

2. Ходорковский не Мандела. Точно, не Мандела. Мне, например, не понравился пост МБХ о покойном, теперь когда Михаил Борисович на свободе, могу об этом сказать, раньше не хотел. Манделы действительно руки по локоть в крови. То что он боролся с апартеидом не отменяет для меня этого факта. Что представляла собой Южная Африкак до Манделы и сейчас – отдельная тема. Но Мандела для Познера герой. Для меня нет. Для меня герой Ходорковский, Лебедев, Пичугин, Алексанян, Переверзин. Вчерашние пресс-конференции это еще раз подтвердили.

3. Не платил налоги. Этот бред легко опровергается для всех, кто умеет читать материалы дела на сайте. Для тех, кто не умеет читать или слепой – достаточно просто знать, что ЮКОС (даже по признанию путинской власти) был одним из крупнейших налогоплательщиков России и налоги обсуждались на самом верхнем правительственном уровне.

4. Олигархи делали политику. На это можно было просто посмеяться и привести длинный-предлинный список членов кооператива «Озеро» с чистыми руками и горячим сердцем, но я скажу коротко: „Лучше уж олигархи будут лезть в политику, чем политики будут строить шубохранилища и дворцы в Маями и Прасковеевке».

5. Ходорковский был комсомольцем и партийцем. Сразу скажу – мне не нравится этот эпизод в биографии МБХ. После всего, что было за 80 лет, я не люблю не то что красных, но даже «розовых». Но !
Удальцов с его бредовыми идеями, вызывает у меня гораздо больше уважения, чем господин телеакадемик.
Вот именно в этом конкретном пункте господину Познеру следовало бы заткнуться поплотнее. Очень и очень плотно. Что такого натворил МБХ в своем, видимо судя по воспитанию, искренном юношеском порыве ? Стройотрядом командовал ? Вечера отдыха в институте организовывал ? Компьютерами и софтом в кооперативе торговал ? В это время господин Познер был подручным дьявола, настоящим проводником геббельсовской пропаганды, которую он так строго осуждает в своем дерьмовом фильме о Германии. Именно от этих слов Познера особенно противно. МБХ - хотел он этого или нет - стал символом противостояния путинскому режиму. Кстати здесь в студии у Н. Болтянской сам Познер это и признавал !
Папа Ходорковского (совершенно на мой взгляд бесподобный мужик, во Бог парует, лед и пламень, дворянка и хулиган!) не служил в ГБ/ЧК, как другие папы, а вкалывал на заводе с болтами и гайками. Не его вина, что резьбу не его болтов, а у всей страны сорвало все равно.
В это время другой папа тянул нас в светлое коммунистическое будущее не только по 1/6 части, а по всей планете.
А Владимир Владимирович, если у кого память отшибло, убедительно по-Левитановски, рассказывал своей глупой западной аудитории, что в Афганистан мы вошли «ограниченно» для помощи братским декханам, а южно-корейский авиалайнер просто исчез с экранов радара и УДАЛИЛСЯ. О том, что удалялся он в ВЕРТИКАЛЬНОМ направлении мэтр умолчал... Он не врал ! Он умолчал.

6. Мне вот сильно интересно, мог бы Владимир Владимирович, сидя на ток-шоу с Филом Донахью и обсуждая перспективы кандидата в президенты от демократической партии в студии Нью-Йорка так лукаво подмигнуть телезрителям и понимающе-снисходительным тоном спросить Америку: „разве может американским Президентом стать НЕГР ?»
Или может кто забыл убогие интервью Познера с типичными нацистами: попом Смирновым и депутатом-неандертальцем Яровой ? Как они возили телеакадемика лицом по столу, а он только беспомощно улыбался в ответ. По-быстрому рассказываю историю, как поступил немецкий журналист. Не такой высокий интеллектуал, как г. Познер, но тоже ничо. Есть в Германии одна известнейшая писательница, пишущая «женские романы». У нее огромные тиражи (были) и целая армия поклонников (думаю, тоже в прошлом). Забыл ее фамилию. И вот однажды, эта дама в одном из интервью сказала примерно следующее: «а Гитлер наряду со всем, что мы знаем, принимал много и хороших законов, в частности в социальной сфере». Разразился бурный скандал и ее тут же пригласили на телевидение для прояснения позиции. Опять же точно не помню, кто из журналистов, кажется Юрген Яух. Она пришла, села и он ее спросил (ВСЕ В ПРЯМОМ ЭФИРЕ):
- Извинтите! Может мы Вас не правильно поняли ?
Ответ:
- Нет, почему! Вы меня правильно поняли! При нацизме приняли закон о «детских деньгах» (что сущая правда)
- при нацизме приняли закон о социальной помощи (что сущая правда)
- при нацизме приняли закон о бесплатных пионерлагерях, морских круизах для рабочих и многое другое.
Журналист дал ей закончить и спросил:
- это все ?
- Да, это все, ответила писательница.
Тогда журналист встал и сказал:
- Спасибо за разъяснение! А теперь я прошу Вас покинуть мою программу.
Немая сцена у фонтана. Писательница:
- Мы живем в свободной стране ! У нас свобода слова !
Журналист:
- безусловно ! Но Вы сейчас в МОЕЙ программе ! МОЕЙ и больше ничей. А у меня к Вам больше нет вопросов и темы для дискуссии. Она ЗАКРЫТА почти 70 лет назад !!!
Сравните с реакцией Познера на Смирнова и Яровую сами..
Ходорковский сидел 10 лет НЕ ТОЛЬКО ИЗ-ЗА ПУТИНА ! Не только из-за него...
И последнее. Я, в отличии от Познера, очень люблю Германию, как впрочем многи страны, где посчастливилось побывать. И мне было мерзко смотреть его опус об этой стране. Опус неумный, опус не талантливый. Но это еще бы ничего. Опус насквозь лживый! Благополучное изменении в судьбе Ходорковского лишнее подтверждение моим словам. Думаю, кстати, это и разозлило Владимира Владимировича, который на протяжении 8 (восьми) серий ЗА НАШИ деньги вещал нам о бездуховности, тупости, примитивизме, отсутствии чувства юмора современных немцев.
Вообще этот фильм смотрится как анекдот просто: два еврея сняли фильм о Германии и впарили его немцу К. Эрнсту ! И он не смог им отказать !
Но это, конечно, уже шутка :>)

Михаил Борисович ! Дорогой !
Надо смеяться ! Чтобы не сойти с ума !
arina_ | arina_ | 23.12.2013 14:50
!!!
kovlarr | Лариса | 23.12.2013 18:23
Отлично, Леонид!
Обязательно перескажу эту телевизионную историю. И буду вас цитировать.
tintoret | Alexander | 25.12.2013 11:08
Про евреев и немца в конце, вы зря. Это в некоторой степени испортило общее моё положительное впечатление от вашего поста. А так, в общем, правильная оценка морально-этических свойств г-на Познера. Такой в тюрьму за убеждения не сядет, ввиду их отсутствия. Он и при Гитлере неплохо пристроился бы, мне кажется.
Infosm | Marina | 23.12.2013 14:21
Да??? Ну надо же!!! Я то была уверена,что ВВП(ознер)-вестник демократии,а оказалось-голос Кремля...
migalin | Галина Михайлова | 23.12.2013 14:46
Вот уж порадовал Владимир Константинович таким материалом на фоне массовых воплей и стонов. На этом сайте их, конечно, нет. Народ проверенный и всё понимающий должным образом. Но слова такого достойного человека особенно дороги. Да и отповедь Познеру "архисвоевременна".
svetilsa | Светлана | 23.12.2013 16:57
Буковский для меня всегда патриот и мужественный человек! Согласна с ним во всем.
lida | lida | 23.12.2013 17:42
мои родители до самой смерти не смогли адаптироваться, так и ушли, ничего нам не рассказав о себе...Радуюсь сейчас за всю семью Михаила Борисовича и жду освобождения остальных.
gpyaset | Галина Пясецкая | 23.12.2013 17:52
Спасибо большое Владимиру Буковскому за его очень полезный и содержательный отклик на освобождение Михаила Ходорковского. Его глубокие и правильные замечания и анализ причины освобождения Михаила Ходорковского кажутся мне очень разумными. Также Буковский прав, говоря, что Ходорковсий нуждается в длительном периоде адаптации после 10 лет несправедливого заключения. Большое спасибо Буковскому за его правозащитную деятельность, связанную с помощью политзаключенным и за глубокий верный анализ положения в стране, а также за объяснение причин, почему некоторые персоны позволяют себе высказывать несоответсвующие реальности мнения о Михаиле Борисовиче Ходорковском.
golubika88 | Наталья | 23.12.2013 18:31
Спасибо. Здоровья Вам.
novenkii | Novenkii | 23.12.2013 22:59
Буковский человек серьезный. Один из немногих кого я уважаю. Его слово весомо. Собственно все, что он сазал, уже итак ясно со слов самого МБХ. И все же. Хорошо бы они состыуовались и... а что из этого выйдет, никто не знает. Но это был бы прекрасный альянс.
KovbaskaNews | Michael Kovbasyanya | 24.12.2013 00:38
Всё, что сказал Михаил Ходорковский - http://ow.ly/a8PfU
ABF_36 | Boris | 24.12.2013 06:21
Согласен с Владимиром Буковским в части персональных оценок В.Познера и Михаила Ходорковского. Не уверен в его прогнозах касательно деятельности МБХ в условиях свободы. Судя по энергетики, проявленной Михаилом Ходорковским в серии интервью и пресс конференций, очень маловероятно что он возьмёт тайм аут на полгода или год. Тем более провозглашённая им цель освобождения не только коллег по ЮКОСС, но всех политзаключённых России не совместима с подобным предсказанием уважаемого В.Буковского. Конечно, МБХ погрузится на какой-то непродолжительный срок в семейный круг и дай Бог семье возможность насладиться этим воссоединением как можно дольше! Здоровье, счастье и всего самого наилучшего всем членам семьи МБХ!!!!
3ermila6 | Илья Корнеев | 24.12.2013 11:00
Уж у меня-то, старого человека, "Радость со слезами на глазах", а что говорить о нем и его близких! Помню закаменевшее лицо его жены Инны у здания суда на процессе по второму делу...
gfdhkjhf | Ярослав | 24.12.2013 20:21
Скажу одно, если ничего не изменится Россию ждёт судьба советского союза- развал лет через 10-15))))))
Rusal | Руслан | 24.12.2013 21:09
"Какие-то совершенно темные личности, малоприятные и с очень нехорошим прошлым, вдруг почему-то получили положение и уважение."

Эти слова очень точно характеризуют нынешние времена, к сожалению. Никогда не был фанатом МБХ, хотя с первого дня, в частности, его задержания считал это жестоким, трусливым поступком. Я так хотел бы сейчас заглянуть в глаза некоторых деятелей культуры. Особенно тех прости Господи, кто различные обращения подписывал в защиту нашего справедливого суда от давления... Бегали в кремль за медальками, да за ручку подержаться. Тьфу на Вас! Живите теперь с этим! О Вас вытерли ноги, попользовались, а "Ходора" все равно отпустили! В.Буковский хорошо написал, правильно все: "какие-то совершенно темные личности, малоприятные и с очень нехорошим прошлым..."
natakant | Natalia Kantovich | 25.12.2013 00:11
Как всегда, все верно... Единственное, возможно, в силу желания жить по-максимуму, наверстать упущенное, деятельной натуры и ускорившегося времени, период адаптации может пройти чуть у МБХ чуть быстрее, соответственно быстрее может начаться его активная деятельностью Но сейчас ему просто надо прийти в себя, побыть с семьей и очень многое понять и решить...
И теперь мне немного более понятно "выступление" Познера, которое меня шокировало именно тем, что практически полностью состояло из лжи (только понятие "олигарх" было определено более или менее правильно, все остальные утверждения были откровенной ложью), что, на мой взгляд, является крайне унизительным для самого Познера.
Спасибо за материал!
vdemchenko | Владимир Сергеевич Демченко | 25.12.2013 10:41
Отличный текст! Спасибо, Владимир!
Уже ни для кого не являются секретом, что для путина личное всегда было важнее всего остального. А его мелкое самолюбие (признак лакейской души), его очевидная мстительность и жестокость требуют унижения даже уже поверженного врага. Поэтому я очень хочу дожить до того дня, чтобы кричать с другими гражданами: "свободу путину!", если вдруг этого вурдалака осудят беззаконно, как он беззаконно отправил на нары десятки людей только за то, что они ненароком задели его легкоранимую душу.
321uim | Ваня Иванов | 25.12.2013 14:39
Великолепные анализ и выводы. В.Буковский, как всегда, на высоте. Спасибо!
Пресс-секретарь Кюлле Писпанен: +7 (925) 772-11-03
Электронная почта
© ПРЕССЦЕНТР Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, 2002-2014
Мы не несем ответственности за содержание материалов CМИ и комментариев читателей, которые публикуются у нас на сайте.
При использовании материалов www.khodorkovsky.ru, ссылка на сайт обязательна.

Rambler's Top100  
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru