СОБЫТИЯ
| ОБЖАЛОВАНИЕ ПРИГОВОРА
| ХОДОРКОВСКИЙ
| ЛЕБЕДЕВ
| ЗАЩИТА
| ПОДДЕРЖКА
| СМИ
| ВИДЕО
| ЭКСПЕРТИЗА
ПОИСК 
 

ДНИ В ЗАКЛЮЧЕНИИ: Михаил Ходорковский — НА СВОБОДЕ! (после 3709 дней в заключении), Платон Лебедев — НА СВОБОДЕ! (после 3859 дней в заключении)
Архив
Апрель 2014
 3456
891213
151920
23
    
4.09.2014
21.08.2014
21.08.2014
15.08.2014
15.08.2014
14.08.2014
14.08.2014
12.08.2014
11.08.2014
11.08.2014
6.08.2014
6.08.2014
5.08.2014
4.08.2014
15.04.2014 г.

«Эти очерки отличаются наглядностью, гуманизмом и остротой»

Две рецензии на зарубежное издание «Тюремных людей» Михаила Ходорковского.

«The Times», 14.04.2014

Автор обзора – Роджер Бойз (Roger Boyes)

Попасть в опалу у Владимира Путина не сложно. Если он или его окопавшаяся клика сочтут кого-либо потенциальной угрозой – а с нарастанием паранойи в Кремле переступить эту границу становится все легче – то никакая известность и богатство не спасут от изгнания из страны, экспроприации или, как в случае с Михаилом Ходорковским, от ГУЛАГа.

Бывшего главу «Юкоса» – компании, которая реанимировала и преобразила российскую нефтяную промышленность – арестовали под дулом автомата в октябре 2003 года на одном из сибирских аэродромов вооруженные сотрудники правоохранительных органов. Его обвинили в мошенничестве и уклонении от уплаты налогов. Однако истинным проступком Ходорковского стало неоказание феодального почтения Путину, выразившееся в финансировании оппозиционных партий и поддержке кампании по борьбе с коррупцией.

Теперь, когда Ходорковский находится на свободе и за пределами России (его помиловали в декабре прошлого года), он написал краткий и пронзительный обзор тюремной системы страны, рассказанный через истории заключенных и охранников, с которыми он познакомился в заключении (на самом деле, своих «Тюремных людей» Михаил Ходорковский публиковал в журнале «The New Times» с августа 2011 года. – ПЦ). Ставший убийцей пастух Леша, посаженный за убийство вора, который пытался украсть одного из его баранов, работал вместе с Ходорковским (некогда самым богатым человеком России) в тюремной швейной мастерской. Как-то Ходорковский предстал перед лагерной администрацией по надуманному обвинению по пустячному поводу с целью лишить его каких бы то ни было надежд на условно-досрочное освобождение. Лешу вызвали свидетелем, но тот отказался давать показания против олигарха, выпалив, что начальник оперативного отдела  дал ему две пачки сигарет, чтобы он соврал.

В результате, Леша попал в карцер. Как ни странно, тюремная администрация испугалась простого человека, который сказал правду.

«Сделка с совестью: соврать, смолчать», – пишет Ходорковский. Однако это не срабатывает; рано или поздно приходит расплата.

Эта тоненькая книжечка – о выборе, который делают люди, прижатые к стенке, причем не только заключенные. Следователь подает в отставку, потому что ему поперек горла встало кривосудие. «Только выход ли это? – размышляет олигарх. - Важно и другое: так идет «отрицательный отбор». В системе постепенно остаются худшие». Кроме того, там «стукачи», к которым относятся с презрением все стороны, полицейский, который умеет бить, не оставляя синяков, и заключенные по ложным обвинениям, добавленными в приговор, чтобы полиция могли выполнить план по раскрываемости.

По вызывающим полное доверие словам Ходорковского фабрикация улик против подозреваемых стала неотъемлемой частью российского уголовного процесса.  Именно эта система привела к страшной смерти неудобного изобличителя Сергея Магнитского, а затем организовала судилище над его трупом, признав мертвого человека виновным в растрате.

Со временем из рядовой жертвы Ходорковский превратился в небезразличного наблюдателя. Вопрос о том, насколько рядовым осужденным он был, здесь не стоит: всем заключенным, скорее всего, было известно о его богатстве (хотя Путин и отнял большую его часть) и политическом статусе. Однако они, похоже, доверяли ему, не только разговаривая на личные темы, но и показывая ему свои судебные дела.

У Ходорковского не было никаких особых привилегий: его телефонные разговоры ограничивались 15 минутами, свидания были жестко лимитированы, в течение десяти лет у него не было доступа к интернету. По подсчетам Ходорковского, каждый седьмой россиянин мужского пола в какой-то момент своей жизни проходит через тюрьму. Поэтому, как он полагает, наблюдая за тюремной жизнью, можно увидеть срез российского общества в целом.

Однажды я спросил чешского диссидента Иржи Динстбира, только что выпущенного из коммунистической тюрьмы, как там было? «В тюрьме? – ответил он, – точно так же, как и за ее стенами».

К тому же выводу приходит и Ходорковский. На его взгляд, Россия – «общество, где доброта и сострадание считаются синонимами безумия». Отсюда можно с уверенностью заключить, что скорого возвращения на родину он не планирует.

* * *

«Financial Times Review», 11.04.2014

Автор обзора – Джон Ллойд (John Lloyd)

My Fellow Prisoners («Тюремные люди»), Михаил Ходорковский,
издательство Penguin
, 96 страниц

В 2003 году Михаила Ходорковского, на тот момент богатейшего человека России, арестовали по обвинению в мошенничестве; следующие десять лет он провел в лагерях и тюрьмах. На своем втором процессе в 2010 году он выступил с мощной и ясной речью, которая сейчас, когда произвол и лживость существующего режима стали более очевидны, звучит еще лучше. «Мне стыдно за свою страну» - заявил он, добавив, что миллионы в России и во всем мире надеялись, что «Россия все-таки станет страной свободы и закона, где закон будет выше чиновника. Где поддержка оппозиционных партий перестанет быть поводом для репрессий… Где права человека не станут больше зависеть от настроения царя. Доброго или злого».  

Подавление писателей и мыслителей в России имеет достойную историю, начиная от пушкинской ссылки в 1820-х годах и заключения Достоевского в 1850-х годах до советских зэков Варлама Шаламова, Александра Солженицына и Андрея Сахарова, если называть лишь всемирно известных.

Ходорковский вряд ли принадлежит к этому кругу. Его книга «Тюремные люди» невелика по объему. Эти очерки о нескольких заключенных, с которыми он вместе отбывал наказание, порождают отзвуки описания «нежных зверей», с которыми Достоевский встретился в Сибири, описав их в «Записках из мертвого дома», а также более отдаленные отзвуки замученных душ из книг Александра Солженицына «Архипелаг Гулаг», «Один день Ивана Денисовича» и «В круге первом».

Ходорковский – не интеллектуал и не писатель. По его словам, он был «чистым технократом… всегда считавшим чтение, главным образом, важным инструментом для получения нужной мне информации». В отличие от большинства олигархов, он был образцовым комсомольцем, и за счет работы в комсомоле создавал все более амбициозные частные предприятия, когда в 1980-х годах экономическая либерализация Михаила Горбачева открыла путь к предпринимательству.

В 1990-х годах он с партнерами учредил первую крупную финансовую группу «Менатеп», а также нефтяную компанию «Юкос»: на одной из встреч с ним, совместно с тогдашним главным редактором  FinancialTimes Ричардом Ламбертом, я слушал его искренние объяснения, что компании, подобные принадлежащей ему, должны держаться ближе к государственной власти, поскольку такова российская традиция.

Однако это мнение поменялось. Ходорковский все радикальнее критиковал российское общество и в этой связи направил часть своего состояния на финансирование активистов  гражданского общества. Стремление к реализации этого критического взгляда привело к его аресту, поскольку президент Владимир Путин увидел в нем квинтэссенцию независимого действия, подкрепленного колоссальным богатством, что стало экзистенциальной угрозой для путинской линии на централизацию всей власти в Кремле.  10 лет, проведенные им в мрачной, но уже (как правило) не смертельной российской тюремной системе, лишь углубили радикальность его мнений о России.

Эти годы также дали ему определенное время для записи различных историй и идей на кусочках бумаги (он пишет, что после своего освобождения в прошлом году испытывает ощущение роскоши, работая на компьютерной клавиатуре). Несмотря на их краткость, очерки из его новой книги отличаются наглядностью, гуманизмом и остротой, идет ли здесь речь о наркоторговце и воре Сергее, отказавшемся пойти на сделку ради сокращения приговора, поскольку от него требовали сознаться в ограблении старушки, чтобы полиция могла закрыть старое дело; о престарелом осужденном, у которого не было «той воли, той готовности к борьбе за свою судьбу, которая необходима, чтобы «выплыть» в нашем нынешнем жестоком мире», о тюремном следователе Юрии Ивановиче, который безуспешно пытался разоблачить коррупцию среди своих коллег. Что касается последнего из этих героев, то, как отмечает Ходорковский, его неизбежная отставка с этой должности указывает, что все честные люди покидают систему, в результате чего в ней остается «дураки или подлецы — хорошенький материал для строительства государственной машины. А ведь это — наше государство».

Как писал Достоевский в «Записках из мертвого дома», уровень цивилизованности общества можно оценить, посетив его тюрьмы. Ходорковский свидетельствует, что это – коррумпированная система, где практически не предпринимается никаких усилий помимо того, чтобы держать в заключении потерявших надежду, наркоманов, подлинных злодеев и, время от времени, провидцев. 

Согласно видению Ходорковского, Россия «в конечном итоге, станет на путь европейской цивилизации». Пока я пишу эти строки, Генеральный секретарь НАТО предостерегает, что Россия пытается «разделить Европу на новые сферы влияния». Чтобы сбылось видение Ходорковского, потребуется время, причем оно может быть реализовано в более жестком варианте, чем он надеется. 

Джон Ллойд – пишущий редактор
и бывший руководитель московского бюро FinancialTimes




Комментарии
vdemchenko | Владимир Сергеевич Демченко | 15.04.2014 11:50
Правда сама по себе дорогого стоит. Но важно и то, КТО СКАЖЕТ ПРАВДУ? Международный авторитет самого известного в мире недавнего российского политзаключённого Михаила Ходорковского, раскрывшего будни и подробности действующих в России бесчеловечных тюремных порядков, заложенных ещё во времена сталинских ГУЛАГов, несомненно привлечёт к этой теме широкий общественный интерес и заставит многих людей и политических деятелей за рубежом по новому взглянуть на путинский режим и его бесчеловечную пенитенциарную систему.
asklom | Альмира Ломова | 15.04.2014 14:50
Вот это:
===«Юкоса» – компании, которая реанимировала и преобразила российскую нефтяную промышленность===,- главное, показательное в России.
Все, что хорошо сделано, немедленно захватывается силовиками и и рассовывается по их личным карманам. В данном случае, Путин , Сечин и Ко, в други случаях Путин,...и Ко.
lavsel | Сергей | 15.04.2014 16:06
Всё именно так:
"...все честные люди покидают систему, в результате чего в ней остается «дураки или подлецы — хорошенький материал для строительства государственной машины.
А ведь это — наше государство»...
И именно сейчас, в дни "украинского кризиса", мы убеждаемся в том, что во многом благодаря нашему государству происходит эта межнациональная катастрофа!
Пройдёт время и мы все узнаем, откуда появились те самые "вежливые зелёненькие человечки", которые нагло и напористо, с отличной выучкой, проворачивают сейчас дела на востоке Украины, расчищая сухопутные коридоры до Крыма и Приднестровья...
Только творятся эти дела по самым примитивным "понятиям" преступного мира...
Сергей Львович.
Tatka | Татьяна | 15.04.2014 19:24
М.Ходорковский -гордость России!!! Если бы такой человек управлял страной, Россия бы выздоровела от дебилизма, в которую ее завел Путин.
svetilsa | Светлана | 16.04.2014 14:53
Татьяна, такие мысли и у меня! И я надеюсь, что придут умные, честные, деловые людей на смену амбициозным, жестоким, непоследовательным деятелям из власти. Пожелаем этого себе и всем, кто ждет развития нашего государства, перемен к лучшему.
Mira46 | Мириам | 15.04.2014 23:25
Изредка общаясь с М.Б.Х. (1996–2003), могу только добавить, что он на самом деле человек, который пытался помочь своей стране стать пригодной для жизни. Казалось бы, его должна была устраивать высокая цена на нефть, но он однажды публично (в зале было 60 человек) заявил, что Россия должна срочно слезть с нефтяной иглы, если хочет стать цивилизованным и экономически развитым государством.
Imhenrik | Jorgensen | 16.04.2014 06:14
К тому же выводу приходит и Ходорковский. На его взгляд, Россия – «общество, где доброта и сострадание считаются синонимами безумия». Отсюда можно с уверенностью заключить, что скорого возвращения на родину он не планирует.

------------------------------------------------------------­------------------------------------------------------------­------------------------

Мы все, должны жалеть друг - друга ...
Пресс-секретарь Кюлле Писпанен: +7 (925) 772-11-03
Электронная почта
© ПРЕССЦЕНТР Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, 2002-2014
Мы не несем ответственности за содержание материалов CМИ и комментариев читателей, которые публикуются у нас на сайте.
При использовании материалов www.khodorkovsky.ru, ссылка на сайт обязательна.

Rambler's Top100  
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru