Алла Гербер не видит учебника истории без фигуры Михаила Ходорковского.
Русская служба новостей, программа «Позиция», 01.11.2013
Ведущая: Екатерина Родина
Гость: Алла Гербер
Из разговора о проекте концепции единого учебника истории
<…>
А. ГЕРБЕР: Как можно в учебнике сегодняшнего уже периода нет имени человека ох какого сложного, ох какого трагического, ох какого дьявольского, ох какого шекспировского – Березовского, который вообще столько сделал для того же самого Владимира Владимировича Путина, который творил и добро, и зло одновременно. Это человек, о нём когда-нибудь романы будут написаны. И не упомянуть его просто невозможно. И как не сказать о Ходорковском, о Михаиле Борисовиче, человеке, который за 10 лет тюрьмы стал какой-то совестью, какой-то душой, каким-то интеллектом, каким-то мозгом народным, пройдя, в общем, через разное. Начав, так сказать, со своего бизнеса, наверное, противоречивого, как у всех, кто делал тогда деньги. Есть ли это в учебнике – не знаю.
<…>
Ходорковский – очень интересная, очень сложная фигура. Да, он был бизнесменом очень крупным, можно сказать самым крупным по своим деловым и умственным качествам. Он сделал громадную совершенно компанию ЮКОС – это всё мозги. И он сделал очень интересное такое явление общественное, как «Открытая Россия». Это раз, и второе – интернет в каждую школу. Это то, с чего он начала на свободе. И «Открытая Россия» – это люди, и учёные, интеллигенты, деятели культуры, искусств разъезжали по всей стране. У него было много своих филиалов, что-то около 50. И разговаривали с людьми, говорили с людьми на гуманитарные, интеллектуальные темы. Это просвещение, равно как и интернет в каждую школу – это просвещение. Когда Михаил Борисович сел, первый процесс был достаточно спорным, но по тем обвинениям, которые были там, можно было посадить 20-30-40 тысяч, не знаю, как все начинали тогда бизнес. Второй процесс – это полная
лажа, полная выдумка. Почему он явление в нашей истории? Потому что посаженный
в тюрьму за то, что он говорил правду, не боялся правды. За то, что он остался
в России, любя Россию, хотя все ему говорили, что он на грани, что его не любит
наша власть, и что его могут <посадить>. Он сказал: я здесь родился, я
здесь буду жить и служить этой стране, и остался. Знал, знал, что его посадят,
его предупреждали. И тем не менее остался. Всё, что произошло за 10 лет: письма
Ходорковского, дневники Ходорковского, его переписка, его размышления о жизни,
о судьбе, о России прежде всего, они настолько интересны, они настолько в духе
Андрея Дмитриевича Сахарова и вообще лучших наших диссидентов. Он стал
политическим арестантом в итоге, потому что его хотели посадить, его в итоге
посадили. Это явление нашей жизни, оно должно быть.
Е.РОДИНА: Позиция Аллы Гербер. Сейчас звонок от того человека, кто не согласен с какими-то репликами нашей гостьи. 788-107-0 – телефон прямого эфира. Слушаем вас, здравствуйте. Как вас зовут?
СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Николай, Москва.
Е.РОДИНА: Здравствуйте, Николай.
СЛУШАТЕЛЬ: Странно, конечно, слышать, как мне на глазах кого всё это происходило, сейчас говорят на чёрное, что это белое, что оказывается какой интересный человек. Человек, у которого, скорее всего даже не по локоть, а по шею все в крови…
А.ГЕРБЕР: Господи.
СЛУШАТЕЛЬ: Он, оказывается, болел за Россию, хотел здесь жить. Да он её продать хотел по кускам.
А.ГЕРБЕР: Какой вы интересный свидетель. Хотелось бы очень с вами познакомиться, потому что я не встречала ещё ни одного свидетеля, который мог бы мне…
СЛУШАТЕЛЬ: Извините.
А.ГЕРБЕР: Вы мне очень интересны, потому что если вы видели, как у Ходорковского локти или горло, или голова в крови, как он хотел загубить сотни, тысячи людей…
СЛУШАТЕЛЬ: Я просто знал людей, которые…
А.ГЕРБЕР: Так вы знали людей, или? Пожалуйста, будьте добры, дайте мне имена этих людей, телефоны этих людей. Я с удовольствием, с интересом с ними поговорю. Никто не исчез.
СЛУШАТЕЛЬ: Вы мне неприятны просто-напросто.
А.ГЕРБЕР: А вы мне, наоборот, очень приятны. У вас есть мнение, уже хорошо.
Е.РОДИНА: Отвечает Алла Гербер.
А.ГЕРБЕР: Очень приятны. Пожалуйста, звоните, буду рада с вами познакомиться.
Е.РОДИНА: 788-107-0 – телефон прямого эфира. Впредь все-таки наших слушателей прошу быть вежливыми, по крайней мере.
А.ГЕРБЕР: Ну что делать, такое воспитание.
Е.РОДИНА: Это минимальное требование.
А.ГЕРБЕР: Он не виноват, так его воспитали.
<…>
Воспитали наши "славные", непомерные органы, не раз топившие Россию в крови и последовательно уничтожавшие почти целый век самых лучших и самых талантливых Граждан страны. Что же касается места Михаила Ходорковского в новейшей истории Отечества, то не злобным политическим гномикам, ослеплённым ненавистью ко всем, кто выше, талантливей, образованней, умнее и благороднее их самих, определять, кто достоин, а кто недостоин стать историческим персонажем. Так и хочется повторить бессмертные слова из бессмертного романа: "Вы, воля ваша, что-то нескладное придумали! ...Над вами потешаться будут". Обязательно будут!