СОБЫТИЯ
| ОБЖАЛОВАНИЕ ПРИГОВОРА
| ХОДОРКОВСКИЙ
| ЛЕБЕДЕВ
| ЗАЩИТА
| ПОДДЕРЖКА
| СМИ
| ВИДЕО
| ЭКСПЕРТИЗА
ПОИСК 
 

ДНИ В ЗАКЛЮЧЕНИИ: Михаил Ходорковский — НА СВОБОДЕ! (после 3709 дней в заключении), Платон Лебедев — НА СВОБОДЕ! (после 3859 дней в заключении)
Архив
Октябрь 2012
567
14
172021
242728
    
4.09.2014
21.08.2014
21.08.2014
15.08.2014
15.08.2014
14.08.2014
14.08.2014
12.08.2014
11.08.2014
11.08.2014
6.08.2014
6.08.2014
5.08.2014
4.08.2014
05.10.2012 г.

«Надеюсь, мы доживем до освобождения Ходорковского»

Интернет-журнал "Лицей" (Карелия), Наталья Мешкова, 04.10.2012

«Тюрьма и воля» – книга о человеке, которого никто не знает.

Книга Михаила Ходорковского и Наталии Геворкян «Тюрьма и воля», изданная в сентябре,  возглавляет список бестселлеров. Она подобна удару током. Что, думалось, может быть в ней нового для тех, кто подобно мне следит за перипетиями судьбы знаменитого узника? Интерес к Ходорковскому не угасает возрастает, особенно после второго процесса. Информация поступает постоянно: через его многочисленные интервью и статьи, через книги и документальные фильмы. Активно работает сайт «Пресс-центр Михаила Ходорковского». Наконец мы, журналисты Карелии, регулярно берем интервью у адвокатов и родственников Михаила Ходорковского, когда после свидания  с ним в колонии они возвращаются из Сегежи в Москву.

И тем не менее в книге много новых фактов, часто шокирующих, заставляющих на многое посмотреть иначе. С этого началось наше интервью по скайпу с Наталией Геворкян.

Это интересно… удивилась она моей реакции на книгу.Я боялась издания книжки на русском языке, казалось, все всё знают.

– Никогда прежде не слышала, что в 90-е годы ЮКОС год охранял ядерный арсенал России…

Я тоже не слышала. Он не стал подробно рассказывать – обратили внимание? И понятно почему. Михаил Борисович Ходорковский государственник, был и остается, для него это государственные секреты, не пришло еще время рассказывать. Я пыталась из него это вытащить, но не получилось. Хорошо хоть упомянул.

– Увидев эпиграф из Пушкина к вводной главе «Русский народный Кафка» «Властитель слабый и лукавый…», поняла, что главная тема книги – противостояние Ходорковского и Путина. На Западе книга так и называется – «Узник Путина»…

По-разному, все западные издательства дали свои названия. Но мне лично больше всего нравится «Узник Путина». Вся эта история с ЮКОСом неразрывно связала Ходорковского с Путиным. Их дальнейшая судьба зависит друг от друга. И не только судьба Ходорковского зависит от Путина, но и судьба Путина от Ходорковского.

– Вы создавали эту книгу в переписке. Увидев слова Ходорковского, где он сравнивает себя с Путиным, как вы восприняли эту параллель?

Михаил Ходорковский:

«Он очень похож на меня (или я на него, поскольку он старше).

Только мне удалось (пришлось?) повзрослеть. Он же еще «там».

 Он видит лишь игру. Опасную, серьезную, но игру, где нет «человеков»,

только «фигуры», перед которыми «не стыдно».

– Я ни разу в интервью не ответила на вопрос, в чем сходство двух этих людей. Не могла найти ответа. Недавно была в Берлине и почему-то именно там поняла, в чем же их сходство. Они похожи тем, что оба очень удачливы. Им везло, по разным причинам и разными усилиями. Но про Ходорковского мы знаем, какой он в удаче и какой в испытании, в беде. В ситуации, скажем так, унизительной. А Путин не прошел еще свой путь испытаний, но пройти ему его придется рано или поздно, уверена в этом. Я не имею в виду испытания, через которые проходит любой человек, у которого есть власть. Я имею в виду падение. И мы не знаем, как он себя поведет. А как Ходорковский – уже знаем.

– Сила духа Ходорковского потрясает. Это его признание, что после ночного нападения, когда ему ножом порезали лицо, следующую ночь он спал сном младенца, на окровавленном матрасе…

–  Мы с вами не понимаем, что такое тюрьма, реакции, которые там, за решеткой. В экстремальных ситуациях, абсолютно непредвиденных, человек делает то, что в обычной ситуации  не может себе представить. Меня это не очень удивило. Он пришел усталый, после сильного стресса и заснул на этом матрасе. Удивительно не то, что на том же матрасе, а что человек не перестал спать после этого, у него не возникла фобия. Сейчас подумала, как же тяжело это читать его матери, жене,  детям...

Еще одним откровением в книге стала история с несостоявшейся реабилитацией олигархов, когда они предложили Путину доплатить в казну деньги за приватизацию, причем немалые – 20-25 миллиардов долларов.  Не кажется ли вам, что эта несостоявшаяся реабилитация олигархов аукнулась Прохорову на выборах?

– Не думаю, кстати, что это была очень хорошая идея. Всем олигархам, которые легли под Путина, аукается, естественно. Несвободой. Как бы это странно ни звучало в разговоре о человеке, который в тюрьме. Но кто знает, что хуже – внутренняя или формальная несвобода… И поход Прохорова в политику согласован с Кремлем, насколько мне известно. Кстати, о свободе и несвободе. Никто из олигархов не самостоятелен, с 2003 года точно, когда поняли, что с ними может быть. Они согласились на такое положение.

Я, наверное, одна из немногих на стороне капиталистов. Для меня это люди, которые вытянули страну и подняли лежавшие компании. Бизнес – это большие налоги, даже при всей их оптимизации. У меня куча претензий по форме и содержанию приватизации, но эти люди не украли, не сбежали, выстроили свою компанию, сделали ее прозрачной   и это Ходорковскому тоже аукнулось, потому что коррумпированной бюрократии гораздо сложнее иметь дело с открытой компанией.

Михаил Ходорковский в книге никак не комментирует информацию – со слов Чубайса, что Кудрин и Греф стучали на него Путину, требовали что-то с ним сделать. А ведь Греф на суде свидетельствовал в пользу ЮКОСа. Где Греф лукавил?

– В суде он не мог позволить себе нести ерунду. Если через компанию Ходорковского исчезает 20 процентов добываемой в стране нефти, это означает, что надо сажать все правительство.

У меня такое ощущение, что это какая-то дань и Грефа, и Кудрина отношениям с Путиным, они из его команды, сохраняют с ним отношения. Они же чувствуют патрона и прекрасно понимают его отношение к Ходорковскому. Думаю, они лукавят, когда наезжают на Ходорковского.

Допускаю, что лоббирование нефтяного сектора через парламент было жестким, но это все-таки лоббирование. Специально спрашивала Шахновского, который отвечал в компании ЮКОС за работу с Думой. Он говорит, что они в жизни не позволили бы себе некорректно разговаривать с министрами или какие-то наглые интонации. Судя по тому, что мне рассказывали, до ареста Ходорковского у них у всех с Кудриным и Грефом были вполне приличные отношения.

Михаил Ходорковский. Из главки «За что же мне стыдно?»:

«Стыдно за то, что до 1998 года  я не замечал людей. Не рабочих заводов, а людей.

Я был прекрасным организатором производства, но не был человечным.

Отбрасывал от себя «чужие» проблемы. Я не жалел тех, кто стоял за воротами.

Когда кризис заставил меня оглянуться, мне стало больно,

больно сегодня,  и это чувство останется со мной».

 

– Поразила в книге степень откровенности Михаила Ходорковского, даже, можно сказать, его покаяние. Вы в те годы уже общались с Ходорковским, заметили ли вы изменения в нем?

– Мы не так тесно общались, он был для меня в первую очередь ньюсмейкером. Я заметила, когда у него появился интерес к политике. И меня это удивило. Когда году в 98-м или 99-м мы пригласили Ходорковского в Московскую хартию журналистов, он пришел к нам с Невзлиным. И как только возникал политический вопрос, он переадресовывал его Невзлину: «Я про скважины!» Для меня Ходорковский всегда был про скважины, а не про политику. Возможно,  я тогда не увидела изменений  в нем... Я начала замечать изменения в 2000 году. Уже за год до ареста это был другой человек, но я не понимала насколько другой. Мне казалось, что через все свои интернет-проекты он готовит своего будущего избирателя, образованного, самостоятельно мыслящего, которого трудно распропагандировать.

Ну а что душа перевернулась – подумать не могла. В этой книжке Ходорковский, как мне кажется, очень открыт. По его меркам, разумеется. В ней он откровеннее, чем был со мной до ареста. То, что он стал думать о людях, стало и для меня неожиданностью. Все, что связано с кризисом 98-го года, для меня открытие. Я не понимала, насколько тяжело они вылезали из него, как тяжело это было психологически. Это был ключевой и переломный год.

Разные есть версии относительно того, зачем Михаил Ходорковский создал «Открытую Россию». Чаще всего говорят, что ради создания благоприятного имиджа, но приходилось слышать и довольно циничные версии. Но вот я читаю в книге его признание о том, что случилось с ним в 98-м году, и верю в душевный перелом, в сострадание к людям.

– Во всех проектах, которые шли через «Открытую Россию», была, конечно, и прагматика. Он хотел, чтобы его семья, дети, внуки жили в России – в нормальной, развитой, образованной стране. У меня вдруг появилось острое ощущение в какой-то момент: эти ребята считали, что пришло время отдавать. Возвращать долги обществу? Может быть, и так. Это был ровно тот момент, когда они готовы были вкладывать в гражданское общество, в образование, в науку. Они готовы были возвращать обществу то, что, как им казалось, они ему недодали. И когда арестовали Ходорковского, этот процесс был сломлен, приостановлен. Они стали делать это иначе – появились фонды поддержки культуры у Потанина, Мордашова, но ни о какой поддержке гражданского общества речи уже не было.

Что, на мой взгляд, сделал Путин? Он заморозил, уничтожил этот поворот бизнеса в сторону общества. И это ужасно негативно. Если бы этот процесс продолжался, изменилось бы очень многое. Ходорковский с Невзлиным намерены были вложить 100 миллионов в РГГУ. Я не вижу в этом никакого негатива, только позитив. Изменилось бы отношение общества к богатым, если бы этот позитив продолжался? Возможно, да. Думали ли они об этом? Почему нет? Они тоже устали быть вечно плохими, во всем виноватыми, «ворами», которые должны сидеть в тюрьме. То, что был сломлен процесс обратной связи бизнеса с обществом, абсолютно трагично.

Не могу не согласиться с вами. Видела, как работала федерация интернет-образования в Карелии. Учителя со всей республики, порой из медвежьих углов,  приезжали на две недели в Петрозаводск и в интернет-центре обучались IT-технологиям, в современных условиях на новейших компьютерах. Они возвращались к себе другими людьми. В том, что сейчас Карелия в России на третьем месте по интернетизации, есть, убеждена, и заслуга Ходорковского.

– Всё, что было вложено, никуда не делось. Представляете, что было бы, если бы Ходорковский все годы, что он проводит в заключении, продолжал этим заниматься? А он продолжал бы! И я думаю, что продолжит, если, дай бог, выйдет из тюрьмы.

Обращают на себя внимание в вашей книге фигуры умолчания.На ее страницах присутствуют практически все первые лица государства, видные представители бизнеса, медиа 90-х – 2000-х годов. Тем красноречивее фигуры умолчания – Дмитрий Медведев в первую очередь. О нем едва несколько слов, вскользь.  Почему?

На мой взгляд, фигура такая, неяркая. Не хочу додумывать за Ходорковского, но я допускаю, что у него была какая-то надежда, что Медведев подпишет перед уходом указ о помиловании, сделает какой-то жест. У меня, честно говоря, таких надежд не было. Вполне допускаю, что Медведев хотел что-то такое сделать, но не мог. Я даже не знаю, что можно сказать о Медведеве… Его фраза «свобода лучше, чем несвобода» была хорошая, но осталась лишь фразой.

– Недавно вы написали, что, слушая приговор по второму делу и понимая к чему всё идет, все же надеялись на иное решение. Похоже, свобода все дальше от Михаила Ходорковского, речь идет уже о третьем деле. Неужели Путин пойдет на это? Не потому ли, что, хотя по опросам доля россиян, выступающих за его досрочное освобождение растет, но она не так велика – 31 процент на данный момент?

– Мне говорят, что следственная группа, которая вела дела по ЮКОСу, не расформирована. Для чего-то ведь ее держат, правда? Я не верю, что в 2016 году его выпустят. У меня ощущение, что пока Путин у власти, Ходорковский – в тюрьме. Что-то они к 2016 году должны такое придумать, чтобы его не выпустить. Не знаю, из какого пальца они будут высасывать следующее дело. Уже второе-то перебор. Если бы речь не шла о человеческих судьбах, то можно было бы сказать, что третье дело –  это анекдот. Но я не понимаю, какая другая возможность удержать его в неволе. Есть еще одна возможность, о которой я не хочу ни думать, ни говорить.

Михаил Ходорковский:

«Я ведь понимаю, что до сих пор меня не «грохнули» чудом

и могут в любой день.

Понимаю – велика вероятность никогда не выйти на свободу».

 

– С большим интересом прочитала завершающую книгу статью Ходорковского «О будущем России». Потребительскую парадигму, пишет он, должна сменить экономика знаний. 80 процентов людей с высшим образованием – достижение более важное, чем 80%-ная автомобилизация. Пишет о том, что сильная, современная Россия невозможна без сильного гражданского общества. Это отвечает мыслям очень многих людей. Как вы считаете, какая-то часть элиты поддерживает эти взгляды Ходорковского?

Конечно, какая-то часть поддерживает, я уверена в этом. Знаете, он написал статью и потом не хотел публиковать ее, по разным причинам. Например, ситуация изменилась – появились митинги. Во французском издании ее нет. А в русском я очень хотела, чтобы она была. Она нелегко читается, такая добротная, в довольно сухой форме, она не для развлечения, это плод раздумий.

Когда я прочитала ее, подумала, что не знаю сравнимого с Ходорковским интеллекта, например, в оппозиции. Интеллектуально равного ему сегодня среди лидеров оппозиции нет. Да и не только в оппозиции. У него иной уровень мышления, знаний, иная база. Ходорковский очень сильная фигура. И, конечно, в этом смысле для кого-то очень опасная. Если вы заметили, не очень часто о нем говорит оппозиция.

Почему я так хотела, чтобы Ходорковский написал эту статью? Я фактически тащила из него ее клещами. Потому что мне было важно, чтобы люди поняли, что это не просто узник. Это серьезная фигура, Ходорковский думает не в масштабах камеры, зоны, он ухитряется в заключении думать о стране так, как мало кто сегодня думает, говорит и формулирует. Статья многое говорит о нем. Можно с чем-то не соглашаться, спорить, но уровень мышления вам понятен.

Книгу я писала не просто с узником с человеком, с которым я, находясь на свободе, говорю на равных, без учета, как повлияло заключение на его характер, сколько часов он сегодня работал, успевает ли писать. Он очень достойно сделал свою часть работы.

– Андрей Битов как-то сказал: «Когда я хочу что-то понять, я берусь за перо». Что вы, работая над книгой, поняли, открыли для себя?

– Я для себя более-менее разобралась, какая интрига стояла за его арестом, чисто политическая. Для меня это было важно. Я, конечно, лучше стала понимать Ходорковского, потому что два года я говорила с людьми и условно с ним. Не могу сказать, что это всегда было позитивно, потому что иногда некоторые вещи, которые он писал, меня раздражали, и он меня иногда раздражал, иногда позитивно удивлял. Мне приятно, что эта фигура перестала быть для меня плоским ньюсмейкером, я стала его лучше чувствовать. Еще я поняла, что тот Ходорковский, который сегодня сидит в колонии, это человек, которого не знает уже никто из тех, с кем я говорила для этой книги.  За исключением, наверное, жены и матери. Даже самые близкие друзья. Не потому, что он поменялся, обстоятельства раскрыли другие стороны его характера. Когда он, дай Бог выйдет, это будет человек, которого никто из нас не знает. Мне очень интересно, каким он выйдет. Я очень надеюсь, что мы с вами доживем до этого.

Михаил Ходорковский:

«Главная проблема нашего общества не радикальные течения. Они были, есть и будут всегда – такова жизнь таков человек. Достаточно посмотреть на любую страну мира, включая самую благополучную Швейцарию.

Главная проблема нашего общества крайняя инертность, апатичность, стремление переложить на кого-то ответственность за свою судьбу: на начальника, мэра, президента.

В XX  веке мы перестали быть гражданами своей страны, превратившись в население. Да, несколько раз мы «просыпались» – во время войны, в конце 1980-х – и засыпали вновь, упуская из рук собственную победу, собственное будущее, будущее своих детей. Похоже, совсем недавно снова начали просыпаться…

Без граждан, гражданского общества не может быть здоровой элиты, здоровой страны, здорового государства»

О Наталии Геворкян.  Известный российский журналист. Политической журналистике училась у Егора Яковлева. Писала для «Московских новостей», «Известий», «Новой газеты», «Времени новостей» и «Общей газеты». Была специальным корреспондентом ИД «Коммерсант» и несколько лет проработала в парижском корпункте. В 2000-м вместе с Андреем Колесниковым и Натальей Тимаковой написала книгу «От первого лица. Разговоры с Владимиром Путиным». Лауреат премии «Золотое перо» Союза журналистов России за интервью с Пиночетом.

Фото svobodanews.ru

Книга в продаже на Озон.ру.




Комментарии
shut_nik | Евгений | 05.10.2012 11:41
Спасибо за книгу. После прочтения передал ее знакомому, который считает МБХ одним из "пауков в банке, который оказался слабее". Очень надеюсь, что изложенный Вами материал изменит его мнение об этом Человеке с большой буквы.
tti | Т.И.Трудова | 05.10.2012 14:32
Следущей-в-очереди-на-книгу,пожалуйста,считайте-меня.Обещаю-­передать-ее-дальше-достойным-людям.Эту-просьбу-пишу-для-всех­-счастливых-обладателей-книги.Найти-меня-легко-через-админис­трацию-этого-сайта.С-уважением-ко-всем-Трудова-Т.И.Н.Геворкя­н-большая-благодарность-за-труд.
Yewgen | Yewgen | 10.10.2012 12:32
Где скачать или купить книгу?
svetilsa | Светлана | 06.10.2012 15:18
Нашей России нужны сильные, интеллектуальные лидеры, которых, к сожалению, до сих пор нет (на свободе), в чем и состоит главная проблема нашего общества. Дайте свободу умным, деловым, сильным людям! Дайте надежду гражданам России! С нетерпение жду книгу, уверенна в ее несомненной пользе для многих россиян.
Andrew_1962 | Андрей | 05.10.2012 11:59
Отличная статья. Честная. Умная.
Открывает МБХ совершенно с новой стороны.

Дай Бог ему скорейшего освобождения!
Он нужен нам всем на Свободе!
Anita | Valentina | 05.10.2012 23:23
!!!Присоединяюсь
nkaterli | Нина Катерли | 06.10.2012 15:07
Я тоже присоединяюсь.А книга меня есть.
Asja | Asja | 05.10.2012 12:14
Наталья огромное вам спасибо за книгу и за это интервью, я вот помню вас ругали за то что вы до этого брали интервью у Путина а теперь у Михаила а мне наоборот это всё очень нравится, знаете по этому интервью я просто убедилась много раз что именно такой человек как вы и должен был её написать, потому что вы очень хорошо знакомы не только с Михаилом Борисовичем но и со многими гос. чиновниками не гов. уже о самом Путине, именно такой человек кот. знает и подмечает тонкости политики может дать самую объективную оценку на мой взгляд. Биографию, её ведь и в википедии можно почитать...))) А вам Михаил Борисович тоже огромная благодарность за эту можно сказать бесценную информацию, очень важно что бы вы и дальше писали и что вы нек. вещи за собой признаёте кот. вам сегодня не нравятся, это по той причине важно что бы опередить извините в моём понимании дурней, иначе они такое понапишут...
Asja | Asja | 05.10.2012 12:26
В отношении капиталистов, хотя мне это слово не очень нравится, мне кажется в наши дни уже давно надо подобрать такому явлению как Юкос, Микрософт и т.д. другое название, так вот я туда же, я вообще не понимаю как может страна без таких людей и фирм существовать и как такая страна должна называться, что-то вроде пролетарии всех стран объединяйтесь а по украински это звучит ещё краше: голодранцы, геть до кучки. Нет, ну это же вообще не мыслимо что бы в Америке президент неумеха да неудачник не мог свести концы с концами и нашёл выход: отобрать у Билла Гейтса его фирму, даже не мыслимо такое. Вот грядёт нефтяной кризис и опять будет передел имущества, хотим мы или не хотим, а дальше? Что опять будут крайние те что целину поднимали что-ли???????? Президент ведь ни сном ни духом что он грядёт!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Asja | Asja | 05.10.2012 12:53
Я с вами Михаил Борисович абсолютно согласна что будущее за образованными людьми, но и конечно сельским хозяйством кот. в России уже почти всё безжалостно искоренили. Зачем России столько заводов по производству машин, ведь уже и так понятно что запасы нефти сужаются, не будут люди на таких машинах ездить, будущее за совсем другим видим транспорта, с альтернативной энергией, на водороде, масле, с аккумулятором кот. можно заряжать и т.д. Зачем вкладывать многомиллиардные затраты в оборон технику кот. лет через 10 будет ржаветь?! Путину явно надо статью в википедии о пике нефти почитать. Мне бы хотелось заметить, может не к месту, это касается другой вашей книги, где напечатана переписка с Людмилой Улицкой и т.д, я с вами так же солидарна того что касается коммунистов и вашей симпатии к ним, вы знаете, я как человек верующий должна их презирать, должна но не могу, не могу т.к. из всех партий что на сегодняшний день имеются это единственная кот. не фальшивит когда гов. о народе, о его благосостоянии и т.д. Я вообще даже подозреваю что Геннадий Зюганов по меньшей мере не отрицает существование Всевышнего, он просто на данный момент обходит этот вопрос стороной, мне бы хотелось что бы вы Михаил Борисович если конечно это возможно подсказали им две вещи кот. на сегодняшний день уже созрели: первое, это что бы они к названию своей партии добавили одну букву, например НКПРФ, т.е. новая ну или нечто похожее, думаю и так понятно что это уже не те коммунисты что были раньше и мне жаль что они своим старым названием отпугивают многих избирателей, а второе: что может очень сложно, но им надо признать свои ошибки, вот если они это сделают, тогда как мне кажется - цены им не будет, вот на сегодняшний день это единственный шанс как мне кажется спасти страну, ну или по крайней мере начать спасать теми средствами кот. нам разрешил Путин.
maliby1970 | Татьяна Дуборова | 05.10.2012 13:00
Михаил Ходорковский:

«Я ведь понимаю, что до сих пор меня не «грохнули» чудом

и могут в любой день.

Понимаю – велика вероятность никогда не выйти на свободу»....это ужасно слышать...в этих словах звучит безнадега...Михаил....трудно,но все будет хорошо, жить то надо ради нашего будущего
step777 | Степан | 05.10.2012 15:07
Великолепная статья и книга!!!
eduard123321 | Эдуард | 05.10.2012 15:55
Наталия Павловна и Михаил Борисович,огромнейшее спасибо за отличную книгу!!! ЗДОРОВЬЯ,УДАЧИ и УСПЕХОВ во ВСЁМ.
С безграничным уважением
lldmkp | Леонид Лихолат | 05.10.2012 16:31
Купил, наконец, книгу но еще не закончил читать.
Уроды, посадившие МБХ и укравшие его компанию, когда кончаются аргументы как ведрами и котелками вычерпать и стырить 350 млн. тонн нефти, обожают прибегать к последнему, неубиенному с их яйцеголовой точки зрения, доводу: "А вот Ходор наш Парламент хотел купить! Вот он всех на корню деньгой нефтяной обложил!"
Не то даже, что не могу представить себе человека, которому не жалко потратить 10 рублей на Геннадия Андреича... С его фотогеничной бородавкой... Не это даже главное. Главное то, что во всех этих обвинениях "друзья" Ходорковского и на секунду не сомневаются, что купить наш - самый честный, неподкупный парламент - это просто вопрос желания. Вопрос суммы, и даже не очень космической. Вот ведь феномен где ! Никто даже на секунду НИКОГДА не усомнился, что это возможно ! За нефть, значит.
Вот в Намибии нет вообще никакой пресной воды. Т.е. вообще никакой. Ни рек, ни озер. Ваааще ничо. Вся вода - только собранная от дождей. Есть дожди, есть вода, нет дождей - сушись. И "весла суши". Интересуюсь знать, а вот там можно было бы за ящик минералки местный Парламент (или как там он зовется) купить ?
fsv | Сергей Фищенко | 05.10.2012 21:46
Верно подметили, коллега.
Меня тоже искренне изумляет "молчание ягнят" среди энтих бессменных "парламентутов" типа Зю или Жи или того же, прости Господи, Явлинского, которых якобы хотел купить МБ (ну не "отечество" же с "единством" он стал бы "покупать"!). По всем понятиям эти пацаны должны с ходу с носка подмолаживать тех, кто так говорит, если порядочные, конечно. Однако же молчат в тряпочку.
Очередная "загадка руской души" или профессиональное похабно-ужимчатое пренебрежение к собственной репутации (ввиду давнего и полного разрушения оной)?
19_iva_41 | Igor | 05.10.2012 17:05
"Только мне удалось (пришлось?) повзрослеть. Он же еще «там».
Он видит лишь игру. Опасную, серьезную, но игру, где нет «человеков»,
только «фигуры», перед которыми «не стыдно».

Есть здесь все - сила души, осмысление смысла жизни, достоинство мудрого человека!
vdemchenko | Владимир Сергеевич Демченко | 05.10.2012 17:13
Наталия Геворкян: "...все западные издательства дали свои названия. Но мне лично больше всего нравится «Узник Путина»."

Без малого девять лет томится в застенках узник совести и ЛИЧНЫЙ УЗНИК путина - Михаил Ходорковский. И все эти девять лет путин хранит упорное молчание по поводу истинной причины, которая толкнула его на арест и долгое тюремное заключение одного из самых ярких и талантливых предпринимателей России. Вот все и гадают: почему кремлёвский хозяин - вопреки закону, здравому смыслу и даже в ущерб своей репутации в стране и мире – с упорством маньяка продолжает мучить живого человека и его близких? Самые распространённые из версий:
1. Показательная расправа с МБХ помогает путину держать в узде крупных российских бизнесменов;
2. К насильственному уничтожению ЮКОСа подтолкнуло путина его алчное окружение, погревшее руки на беззаконном банкротстве дорогой компании.
3. Желание власти иметь «ценного заложника» для выгодного обмена Ходорковского на «нужного человечка», попавшего в руки западных спецслужб;
4. Боязнь международных судебных санкций, связанных с насильственным банкротством ЮКОСа, и желание принудить Ходорковского признать это банкротство законным...
И всё-таки ни одна из этих причин и даже комбинация из них не может объяснить причину запредельной по жестокости, буквально граничащей с садизмом ЛИЧНОЙ расправы. Тут что-то другое. Иррациональное. Глубоко ЛИЧНОЕ. То, что заставляло и заставляет путина, как свидетельствуют очевидцы, «буквально зеленеть» при одном только имени Михаила Ходорковского. Мне кажется, ларчик открывается на удивление просто: ЗАВИСТЬ. Уму, таланту, внутреннему достоинству, независимости, твёрдости духа, мужской стати… Вот и вся тайна хозяина Кремля...
Президент путин готовится отметить своё шестидесятилетие. Вот интересно, задумывается ли юбиляр о том, почему его почти никто не любит, но многие искренне ненавидят? Если задумывается, то должен понять: люди не любят злых, жестоких, жадных и завистливых. А любят добрых, щедрых и милосердных. Чего и желаю юбиляру, пока он может ещё что-то исправить.
tti | Т.И.Трудова | 05.10.2012 17:56
Дорогой-Владимир-Сергеевич! Вам-моё-уважение. Да.Только-завист­ь. И-неспособность-признать-свою-"ошибку". Сошлись-в-схватке:"­лёд"-и-"пламень","-"-и"+","черное"-и-"бе­лое","плохое"-и-"хор­ошее".2-жизни.2-характера. Досадно,горько-то,что-терпит-народ­-лютое-лихо. Сколько-еще-терпеть-можно? Дожить-бы-до-того-дня,­когда-Россия-будет-отмечать-День-Побе­ды-в-борьбе-с-властью
vdemchenko | Владимир Сергеевич Демченко | 05.10.2012 20:38
Спасибо, дорогая Тамара Ивановна, на добром слове.
Вот прямо сейчас по ящику идёт сюжет заседания правительства РФ. Сидят унылые дядьки и тётки с потушхими глазами и, как болванчики, согласно кивают дежурным и тусклым словам премьера. Смотришь на этих людей и невольно сравниваешь две команды: МБХ и путина. Давно известно: талантливый руководитель не только не боится конкуренции, но стремится окружить себя умными, яркими, грамотными, креативными, независимыми людьми. Только так можно добиваться нужного результата. Не случайно блистательная команда топ-менеджеров ЮКОСа, собранная Михаилом Ходорковским из уникальных (штучных!) специалистов, была безусловно лучшей в истории современной России. (Увы, многие их них отбывают незаконные сроки, а феноменальный Василий Алексанян по сути был убит). В отличие от таланта, серый начальник, боясь конкуренции, всегда окружает себя личностями ещё более мелкого достоинства, чем он сам. Нет сомнений, что подобная "селекция", в основе которой подлость и зависть очередного властолюбца, чрезвычйно губительна для страны. Всё буквально гниёт на корню. Вот почему России необходимо без промедления кончать с путинским самодержавием, пока самодержавие не кончило Россию.
В.С.
lana | alexandra | 06.10.2012 07:10
"Сидят унылые дядьки и тётки с потушхими глазами и, как болванчики, согласно кивают дежурным и тусклым словам премьера".
Дорогой Владимир Сергеевич!Все они из прошлого. На некоторое(короткое)время их заморозили,а теперь они снова ожили и стали еще страшнее и бесполезней и ,как и тогда, убивают неугодных.
lldmkp | Леонид Лихолат | 06.10.2012 22:18
Современная, умная и образованная молодежь - главный крепчайший гвоздь-дюбель вбитый в крышку гроба мафиозного режима. Поэтому у нашего крестного папы так желвачки дергались от "Открытой России", не дурак, смекает. После заседания правительства-банды очень полезно на "Дожде" посмотреть дебаты по выборам в Координационный совет опозиции. Какие лица, какие умнички. Про блистательного Ашуркова даже и не говорю, но вот выходит в схватке с непревзойденным энциклопедистом и полемистом Гарри Каспаровым никому не известная Наталья Чернышева. И как держит удар! Просто блеск. Гарри Кимович победил заслужено, но с каким трудом! И буквально сотней голосов! Вы правы, Владимир, тысячу раз правы. Как говорится, почувствуйте разницу двух картинок.
meteo594 | Алла Николаевна | 08.10.2012 11:49
!!!
Anita | Valentina | 05.10.2012 23:29
Великолепно сказано!!!
natyatia | татьяна юрлагина | 06.10.2012 01:39
vdemchenko:"Ум,талант,внутреннее достоинство,независимость,твёрдость духа,мужская стать.."Всё точно.А кроме зависти,мне кажется,ещё и животный страх никогда не позволит путину вернуть Ходорковскому свободу физическую,и от этого сострадание к мучениям М.Б.без проблеска надежды на освобождение(Помоги ему,боже,не сломаться!!!)и реальный страх за его жизнь.А внутренней свободы ему не занимать таких ЧЕЛОВЕКОВ(!) о-о-очень мало.
mila51 | Людмила | 06.10.2012 07:02
http://www.inopressa.ru/article/04Oct2012/forbes/Unlovable.h­tml
Исправить ничего не возможно,Владимир Сергеевич.
vdemchenko | Владимир Сергеевич Демченко | 06.10.2012 19:34
Спасибо за ссылку, Людмила. Ничего не скажешь, зубодробительная получилась "ложка" к праздничному обеду альфа-самца от авторитетного в деловом мире издания.
omsm | OlegSmirnov | 05.10.2012 19:03
Наталия Павловна и Михаил Борисович!
Спасибо за книгу!
Вопреки ожиданию она открыла мне много нового в двух аспектах: Ходорковский и власть.
Михаил Борисович. До прочтения книги я не верил в искренность трансформации убежденного комсомольца и члена КПСС в олигарха. Теперь, кажется, понял. Думаю, сравнение Михаила Борисовича себя с Путиным его недостойно. Более подходяще сравнение с Ульяновым-Лениным. Общее: интеллект, приверженность идее, целеустремленность, популярность у соратников, рисковость. Только Ленин не дожил до раскаяния.
Про власть книга не изменила моего мнения, только добавила множество фактических деталей к своему беспардонному образу.
Особая благодарность Наталии Павловне. Представляю, насколько трудно было собрать столько материала. Но благодарю не за это, а за сочувствие и сопереживание главному герою, его судьбе и судьбе нашей страны.
Олег Смирнов
Shubkina | Анна Шубкина | 05.10.2012 19:15
Я не во всем согласна с г-жей Геворкян. Но вот этим абзацем она отметила реальный водораздел между временщиками, а-ля г.Пу и Ходорковским. МБХ делом подтвердил свой выбор - "Он хотел, чтобы его семья, дети, внуки жили в России – в нормальной, развитой, образованной стране" - и его дети и семья живут в России, такой, какая она есть.
Напротив, оппоненты МБХ )хотелось бы назвать их по другому, но будем корректны) своих детей и свои семьи запихивают куда угодно, лишь бы подальше... И о-очень боятся списков Магнитского и т.п.
vdemchenko | Владимир Сергеевич Демченко | 05.10.2012 20:40
!!!
vdemchenko | Владимир Сергеевич Демченко | 05.10.2012 20:47
Выражаю глубокую благодарность коллктиву нтернет-журнала "Лицей" (Карелия), и корреспонденту Наталье Мешковой за профессиональную, честную и смелую работу. Это и есть журналистика! Спасибо!
С уважением,
Владимир Демченко.
Ellen26 | Елена Рохлина | 05.10.2012 23:31
Без граждан, гражданского общества не может быть здоровой элиты, здоровой страны, здорового государства»

это наверное самое важное утверждение на сегодняшний момент...
Mishenina | Irina | 05.10.2012 23:39
К огромному своему сожалению я ещё не имею возможности прочитать эту книгу. А так хочется!!!!!
eprstu | Антон Непутин | 06.10.2012 02:28
Ир, и не читайте- там факты , без слез и .... выделений из носа.... там просто ....ЛЕДЯНЫЕ ФАКТЫ...
.. а факты бывают очень(!) страшными...взгляните , например, на лицо человека, который "въезжал залихватски" на машине без номеров, по "умершей" Москве на свою "инаугурацию" в Кремль- чем Вам не ФАКТ УЖАСА?
Mishenina | Irina | 06.10.2012 19:31
всё ясно
maliby1970 | Татьяна Дуборова | 06.10.2012 00:26
в воскресенье 20:50 на канале НТВ программа,где в очередной раз Путину В.В зададут *не удобный* вопрос о Ходорковском М.Б ....
eprstu | Антон Непутин | 06.10.2012 02:56
Татьяна - так это всего лишь анонс... НТВ - это ...так сказать " бублики путина" - они его так сильно любят по всем путинским "углам" , что даже не стеснялись про амфорки подложенные кем то вещать для "зомби" россиян! Что может нам выпустить пут-тв про "их" " заПУТанного лидера"???? Только то , что путин - работает как ленин - и день и ночь.... как и его тезка Вовик- работал в 1917 -м ...будучи БОЛЬНЫМ сифилисом мозга..... но зато, до сих пор "коптящий" главную ГОРДОСТЬ РОССИИ - КРАСНУЮ ПЛОЩАДЬ своими останками !
путин нам всем покажет свои "рецепты молодости " из холодильника, расскажет как он отдыхает от ...назойливых шестерок, и научит ( явно) любить разворованную чинушами и им самим (!) Россию! Что тут сказать - смотреть всем - КАК НЕ НАДО ДЕЛАТЬ С РОССИЕЙ НИКОМУ и Н И К О Г Д А!!!
maliby1970 | Татьяна Дуборова | 08.10.2012 12:18
Иногда перемены так стремительны, что ахнуть не успеешь, не то что привыкнуть.
olegdamaskin | Олег Дамаскин | 06.10.2012 02:22
О Наталии Геворкян. Ещё она достаточно регулярно, хотя и редко, публикуется в http://www.gazeta.ru/column/gevorkyan/
eprstu | Антон Непутин | 06.10.2012 02:25
ночь...2 часа уже как... сижу тут и читаю ...
Так не хватает этого Ходора среди нас по моему...
мне так надоели все эти гадские бредни по пут-тв... все эти глупости по "сити эфэмам" и прочим радио "времянкам"...
Господи ! Верни нам Ходора с его Лебедевым... ну сил уже нет - просто ..... вакуум беспредела!
olegdamaskin | Олег Дамаскин | 06.10.2012 03:40
"Михаил Ходорковский в книге никак не комментирует информацию – со слов Чубайса, что Кудрин и Греф стучали на него Путину, требовали что-то с ним сделать."

Не только, думаю, Кудрин и Греф, и не только на ЮКОС. Однако, для этого были причины. Об этом говорит Уильям Браудер, глава инвестиционного фонда Hermitage Capital, заработавший миллиарды на инвестициях в Россию. Он считает, что большинство крупных компаний искусственно занижали стоимость своих активов. Он называет, например, такие компании, как "Газпром", РАО ЕЭС, ЮКОС и др. http://www.snob.ru/magazine/entry/36099?preview=print
Lelik21 | Lelik21-Leonid | 06.10.2012 05:00
Неужели этот изверг не выпустит МБХ и ПЛЛ в 2016 году? Это уже за гранью издевательства.
So_Va | Iosif | 06.10.2012 09:08
Для высасывания очередных фальшивых уголовных дел оркестру дирижера Чайки предоставляет свой
21-й "палец" композитор-гарант демократии и конституции Михаил Иванович.
Zinovyev | Александр Зиновьев | 07.10.2012 07:12
@Для меня это люди, которые вытянули страну и подняли лежавшие компании. Бизнес – это большие налоги, даже при всей их оптимизации. У меня куча претензий по форме и содержанию приватизации, но эти люди не украли, не сбежали, выстроили свою компанию, сделали ее прозрачной – и это Ходорковскому тоже аукнулось, потому что коррумпированной бюрократии гораздо сложнее иметь дело с открытой компанией@/ Простите, но как мало по сути вы знаете о этом нашем скудном капитализме.
Наверное даже вообще ничего не знаете и поэтому заблуждаетесь в главном! А это как идти на врага в обратную сторону.
И ещё - то, что я пишу, возможно и модераторы не прочитают. А уж вы тем более.
Но одна мысль наверное у многих из нас, сегодня живущих, сильно бьётся - кто КОГО! Мы эту систему (а в ней и путин - с маленькой буквы) или система нас. И мы тоже с маленькой буквы.
И ещё мысль - вот если бы Геворкян написала о ком-то любом почти из ныне живущем, а не о Ходорковском, у меня к ней было бы больше интереса.
Причём не сразу, но уже пожалуй интуитивно понимая многое, я стал на сторону Михаила и... боюсь такого, что как только выпустят (а ведь и такое может случиться, не станем отрицать), его тут же убьют.
Zinovyev | Александр Зиновьев | 07.10.2012 07:14
Поискал книгу в интернете - (319 рублей вроде бы совсем не деньги - но не нашёл текста)ну и естественно решил, что проект скорее коммерция. Иначе бы в каждый наш почтовый адрес в интернете пришёл текст - читайте, думайте!
Я не про халяву, я про КАЖДОМУ!
vdemchenko | Владимир Сергеевич Демченко | 07.10.2012 18:15
Уверен, что текст обязательно будет размещён в интернете! Но позже. А пока надо хотя бы покрыть немалые затраты на издание и реализацию книги.
В.С.
olegdamaskin | Олег Дамаскин | 07.10.2012 19:07
Естественно, для тех, кто предложил написать эту книгу - это коммерция. А издатели эти в Германии и Франции. Это говорит о том, что в Европе многие интересуются судьбой Ходорковского и, следовательно, книга будет хорошо продаваться.
"Все началось с того, что пришла моя агент, которая живет в Германии, и предложила написать книгу. Я, честно говоря, сопротивлялась. Потом решила: давай, попробуем. И сделала предложение Ходорковскому. Он сопротивлялся, а потом сказал: попробуем. Книга была продана Германии и Франции, в четыре главы. На основании четырех глав издательство покупало рукопись целиком. Конечно, рисковали, потому что никто не мог гарантировать, что эта книжка будет дописана в ситуации, когда один из авторов в тюрьме."
http://www.svobodanews.ru/content/article/24689700.html
Думаю, российские издатели тоже надеются подзаработать. И это нормально.
В Интернете книга может появиться только с согласия этих всех издателей.
maliby1970 | Татьяна Дуборова | 07.10.2012 13:39
Если развивать что-то одно, то изменяется и все, что находится вокруг.
vdemchenko | Владимир Сергеевич Демченко | 07.10.2012 17:42
"Владимир Путин готов рассмотреть прошение о помиловании Михаила Ходорковского. Правда, в соответствии с юридическими процедурами, если экс-глава "ЮКОСа" подаст подобную бумагу, заметил президент в эфире телеканала НТВ. Он вновь напомнил, что за преступления, аналогичные тем, что совершил Ходорковский, в Соединенных Штатах назначают свыше 100 лет тюрьмы. По двум приговорам Михаилу Ходорковскому предстоит отбывать наказание в колонии еще 3 с половиной года". (Радиостанция "Эхо Москвы". 7 октября).

Не верь, не бойся и никогда ничего не проси у тиранов и садистов. Обманут и ещё приэтом обязательно унизят.
olegdamaskin | Олег Дамаскин | 07.10.2012 19:25
Путин и Ходорковский
"за преступления, аналогичные тем, что совершил Ходорковский, в Соединенных Штатах назначают свыше 100 лет тюрьмы."
Таких дурацких обвинений, как Ходорковскому, в США никому не предъявляли и не предъявят.
http://echo.msk.ru/news/938120-echo/comments.html#comments
maliby1970 | Татьяна Дуборова | 07.10.2012 20:22
Побудешь тут свободным, когда даже сердце в грудной Клетке.)))))
KovbaskaNews | Michael Kovbasyanya | 07.10.2012 21:05
Про Михаида Ходорковского - http://bit.ly/nlANiT
helmut39 | Александр | 07.10.2012 23:46
Когда-то, до рокового 2003 года, я очень надеялся, что зтот замечательный человек сможет изменить мир, в котором мы живем. Время беспощадно. И теперь уже молю бога на скорое освобождение из застенков преступной власти человека, способного хоть что-то исправить в тактике нашей оппозиции. Или хотя бы просто высвободиться. Чисто по-человечески уже, действительно, хочу просто дожить до того дня, когда Михаил и все юкосовцы выйдут на свободу. Чтобы они смогли увидеть хоть маленький свет среди того дерьма, которое так еще неотступно расползается по России.
Tamara40_40 | Тамара | 08.10.2012 06:07
Кроме отвращения к п. ничего нет. 60% доверия??? Кроме козыря, что его поддерживает "большинство" , у него нет других аргументов. Грубо говоря, из 50% проголосовавших 50 с небольшим % за п., но 50% не голосовали. Задача для 1 класса.Вопрос -сколько людей доверяют п.? А мой ответ-1/4 населения. В %~25. Господи, дай нам свободу и Х О Д О Р К О В С К О М У.
maliby1970 | Татьяна Дуборова | 08.10.2012 08:34
Господин президент!Пока мы все, ожидаем освобождения МБХ и ПЛЛ что бы жить по человечески)))-- если Вы не можете существенно повысить пенсии и обеспечить всех достойной работой,зарплатой, то,пожалуйста, сделайте мусорные ящики не такими высокими, а то неудобно в них лазить.
Спасибо.
От всех нас.
mikhail | Mikhail | 08.10.2012 10:51
Уважаемые друзья! Я пишу это послание назавтра после слов президента о готовности помиловать Ходорковского. Я прошу Михаила Борисовича и Платона Леонидовича все-таки написать прошения о помиловании. Никакого ущерба репутации заключенных это не принесет. Если хотят рискнуть, пусть в прошении напишут, что не признают себя виновными. Но вполне допустимо и обойти эту тему.
Кто-то, может быть, напомнит, что наши герои когда-то отказывались писать прошение о помиловании. Так Лев Толстой говаривал, что он не канарейка, чтобы петь всегда одну песенку.
lldmkp | Леонид Лихолат | 08.10.2012 11:18
Вы, уважаемый Михаил, очень не внимательно смотрели эту передачу "Центральное телевидение" или так же невнимательно читали ее пересказ. Незаконно захвативший президентский пост персонаж, не заявлял никогда о "готовности помиловать Ходорковского". Ни последний раз, ни десятки раз до того. Он и его консильери всегда заявляли и заявляют о "готовности РАССМОТРЕТЬ прошение Ходорковского".
Разницу между двумя этими понятиями подробно объясняют слушателям Дипломатической Академии, Высшей школы КГБ/ФСБ, Высшей разведшколы, Института разведки, Высшего военно-командного училища связи им. М.И. Калинина и еще пары десятков ублюдочных контор, которые в достатке содержатся на деньги дорогих россиян.
meteo594 | Алла Николаевна | 08.10.2012 12:03
Он у власти. Он чувствует себя суперимператором. И для своего самолюбия и самоутверждения ему просто необходимо, что бы перед ним унизился умный, незаурядный, талантливейший из людей, над которым он издевается уже столько лет, получая удовольствие. И когда он склонит голову перед ним - он пнет его с еще большей яростью.
Grrub | Grrub | 08.10.2012 12:32
Проблема прошения о помиловании обсуждалась здесь, и не раз. По имеющему силу закона указу президента (Типун подписал его еще в прошлое правление) непременным условием помилования является признание вины. Рассматривать это прошение будет комиссия по помилованиям для начала, она это прошение незамедлительно отвергнет, как не содержащее признания вины. До "президента" это прошение попросту не дойдет, его завернут раньше.
konsta_nv | Елена | 08.10.2012 10:54
Их дальнейшая судьба зависит друг от друга. И не только судьба Ходорковского зависит от Путина, но и судьба Путина от Ходорковского. Наверное каждый из читателей, Не раз задавался вопросом. А что же мешает, убрать человека, в тюрьме. Нужен, ой как нужен, Путину, Михаил Борисович. Даже устану перечислять для чего.
belahodova | Бэла Харитоновна Ходова | 08.10.2012 16:55
Вчера смотрела "Центральное телевидение" с тоской и болью за нас всех! За нас, которые вынуждены против своей воли лицезреть этого, с позволения сказать, самовлюбленного, высокомерного и очень злого экземпляра в облике человека! Глаза пустые и холодные! Физиономия образчика сатаны, который очень прикидывается ангелом. Улыбка сквозь зубы, даже не улыбка - оскал, оскал чудовища перед нападением на жертву! Одним словом ужас! И эта нарочитая демонстрация на борту №1, в спортивном зале, плавно перетекающая в бассейн, оттуда в столовую и т.д. Боже! За что нам это? Почему он обскакал всех и Ельцин дал ему отмашку на "царство"? Самому незначительному, самому неинтересному?! Может за то, что хитрее других был? Во всяком случае не умнее! Зато сколько апломба, снисходительной манеры общения с журналистом, великодержавного шовинизма во взгляде и походке!!!! Ой, ой, ой! Как же страшно за нас, за наших детей и внуков! Неужели мы так и обречены на вечное его присутствие?! Я человек, прошедший по жизни абсолютно честно, стараясь никого не обидеть и обмануть, я жила по закону человеческих добрых взаимоотношений и мне всегда казалось, что основная добродетель человека - это совесть! Совесть, которая останавливает любую вражду! Совесть, которая влечет к себе, как магнит, любого порядочного человека! Совесть, которая не позволяет грабить прохожего, бить слабого и старого! Совесть, с которой живет Любовь и преданность! Совесть, которая правит миром!!!... Что есть из всего этого у нашего президента? На мой взгляд - ничего! Иначе бы вчера на вопрос журналиста о Ходорковском, опять не выплыла речь демагога и фигляра о так называемой законности и рассмотрении прошения! Как же! А была бы совесть, ответ был бы конкретным! Наверно, даже самый злобный, но умный правитель уже давно бы принял решение, что каждый получил свое в полной мере и дал бы приказ привезти узника к нему инкогнито прямо в резиденцию(абсолютно секретно) и открыто побеседовал... но наш "высокопоставленный" снова проявил свой дьявольский талант говорить обо всем и ни о чем...Печаль но все это!
Но вот я хочу сказать о книге "Тюрьма и воля". За последние двадцать лет я не видела лучшего издания! Это лучшее авторское произведение и лучшее, что можно сказать о ней это два слова: ЧЕСТЬ! ДОСТОИНСТВО! Звание им обоим - ЛИЧНОСТЬ! Если кому-то очень хочется прочесть, я могу дать на время.Подробности в следующий раз. ХБХ.
Rita | татьяна | 09.10.2012 23:49
Большое спасибо Наталье Павловне за книгу! Читается на одном дыхании - честная, правдивая, без прикрас о мужественном и замечательном человеке. Господи, дай ему силы всё вынести, а нам - увидеть его на свободе!
Пресс-секретарь Кюлле Писпанен: +7 (925) 772-11-03
Электронная почта
© ПРЕССЦЕНТР Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, 2002-2014
Мы не несем ответственности за содержание материалов CМИ и комментариев читателей, которые публикуются у нас на сайте.
При использовании материалов www.khodorkovsky.ru, ссылка на сайт обязательна.

Rambler's Top100  
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru