СОБЫТИЯ
| ОБЖАЛОВАНИЕ ПРИГОВОРА
| ХОДОРКОВСКИЙ
| ЛЕБЕДЕВ
| ЗАЩИТА
| ПОДДЕРЖКА
| СМИ
| ВИДЕО
| ЭКСПЕРТИЗА
ПОИСК 
 

ДНИ В ЗАКЛЮЧЕНИИ: Михаил Ходорковский — НА СВОБОДЕ! (после 3709 дней в заключении), Платон Лебедев — НА СВОБОДЕ! (после 3859 дней в заключении)
Архив
Ноябрь 2011
 56
1213
1920
2526
    
4.09.2014
21.08.2014
21.08.2014
15.08.2014
15.08.2014
14.08.2014
14.08.2014
12.08.2014
11.08.2014
11.08.2014
6.08.2014
6.08.2014
5.08.2014
4.08.2014
25.11.2011 г.

«Для русской версии я попросил Павла Ходорковского прочитать для озвучки письма его отца»

Русская служба ВВС, Интервью с Кириллом Туши, 24.11.2011

Автор документальной картины о заключенном олигархе Кирилл Туши рассказал Русской службе Би-би-си, что отказ кинотеатров взять в прокат фильм, успешно показанный на Берлинском кинофестивале и прошедший по экранам Европы, не стал для него сюрпризом, но вызвал большую грусть.

С режиссером беседовала Юлия Очетова.

Би-би-си: Вы ожидали, что так может получиться, когда планировали показать фильм в России?

Кирилл Туши: Нет. Я надеялся, что так не будет, я не ожидал этого, но это и не полный сюрприз.

Я знаю, что дистрибьютор Ольга Паперная пытается найти альтернативные площадки - другие частные кинотеатры, или просто большие помещения. Даже просто чьи-то большие квартиры.

Мне просто грустно оттого, что все, кому я об этом рассказываю, говорят мне: "Мы так и знали". Это очень грустно, потому что люди просто привыкают к таким вещам. Мне говорят: "Ты такой наивный". Это отравляет, по-моему, - люди не надеются на лучшее.

Говорят, мол, так всегда было, так всегда и будет, такова жизнь. Это-то и грустно. Не все, но многие говорят: "Ты ничего не понимаешь здесь".

Би-би-си: А как вы представляли себе показ фильма о Ходорковском в стране, где он получил уже второй длительный срок заключения?

К.Т.: Я ожидал, что люди придут, что будут открытые дискуссии – критические отзывы, споры, но что эти обсуждения будут. Я думал, это возможно. Что люди, например, смогут сказать: вот это ерунда, или - вот это было интересно, а этого я не знал.

Я надеялся, когда делал фильм, изменить немного и свои собственные стереотипы. Но без показа нельзя начать дискуссию. Люди начинают все больше и больше бояться. Они все более и более отстраняются. И потом они уезжают из своей страны. Точка. И потом будет пустая страна - только из олигархов, и людей, которые недостаточно образованы, и тех, у кого нет средств, чтобы уехать. Это очень грустная ситуация.

Изначальный план был не очень реалистичный: арендовать поезд и поехать от Читы по Транссибирской магистрали до Карелии, останавливаться в каждом городе и показывать фильм. Потому что Москва - это Москва, а я думал также и об остальной стране.

Би-би-си: Вы обсуждали этот план с Российскими железными дорогами?

К.Т.: Я бросил эту идею довольно скоро - люди мне говорили, слушай, Кирилл, железная дорога принадлежит государству, это будет невозможно... Нет, я попробовал [связаться с железными дорогами], но все говорили мне: Кирилл, это смешно...

Вообще мы даже думали использовать надувной экран, чтобы быть независимыми. Поскольку я знаю по примеру [Гарри] Каспарова - когда он ездит по регионам, - точнее, ездил, - в помещениях, которые он арендовал, вдруг отключалось электричество. Так что мы хотели быть независимыми, имея надувной экран. Но все это было романтической мечтой.

Би-би-си: Но ведь прокат вашего фильма никто не запрещал?

К.Т.: Я надеялся, что препятствий не будет, и был очень рад, когда Ольга сообщила мне, что получила необходимые бумаги - прокатное удостоверение, пройдя бюрократическую канитель, и что пятнадцать кинотеатров сказали "да".

И я подумал: "Ого, они начинают умнеть". Потому что намного умнее просто разрешить показ, чем вся эта дурацкая суета. Ведь это помогло бы всем, даже государству.

Би-би-си: Каким образом?

К.Т.: Потому что Запад тогда бы не повторял эти скучные клише об авторитарном государстве. А в дальней перспективе это изменило бы страну к лучшему, потому что был бы диалог, а не перекрытие коммуникации. Это же просто глупо.

Би-би-си: Вы в контакте с Ходорковским, он сам как-то откликнулся на фильм, ведь премьера была уже давно?

К.Т.: Ну, не напрямую, конечно, а через адвокатов. Посмотреть фильм у него не было возможности, поскольку мы не продали его Первому каналу… Ходорковский попросил прислать расшифровку фильма. Сначала я отказался, потому что думал, что это глупо посылать просто расшифровку. Но когда он попросил второй раз, я передал расшифровку, когда был в Страсбурге на концерте-бенефисе... Один из его адвокатов, с которым я встретился, сказал, что ему (Ходорковскому) понравилось. Мое понимание такое, что все, что появляется в медиа о нем, поддерживает его актуальность, даже если это и критика, он поддерживает фильм потому, что он привлекает к нему внимание. Я осознаю это. Но это нормально.

Би-би-си: Вы планировали показать фильм перед выборами, или это чистое совпадение?

К.Т.: Мы только недавно закончили русскоязычную версию. На фестивале Берлинале у нас была англоязычная версия.... Есть немецкая версия. Сейчас я нахожусь в Кельне, у нас организован тур по городам. Каждый день в трех городах, всегда полный зал и очень хорошие обсуждения. То же самое было в Париже, Польше и Эстонии - очень большой интерес, всегда полный зал...

Для русской версии я попросил сына - Павла Ходорковского прочитать для озвучки письма его отца. Так что у нас есть полная русскоязычная версия с русскими субтитрами и продублированная на русском языке. Так что было много работы. Мы закончили только три недели назад, так что более ранний показ был невозможен.

Би-би-си: Многие критики говорят, что ваш фильм односторонен, отмечалось, что вы разговаривали больше с его сторонниками, нежели противниками. Вы пробовали связываться со вторыми?

К.Т.: Я пытался четыре года. Я не имею ничего против Путина, он не сделал ничего мне или моей семье, я хотел привлечь как можно больше критичных голосов.

Я просил об интервью Медведева, Дворковича, Путина, Пескова, Суркова - всех! Потанина, Абрамовича, Дерипаску. Но они все отказались. Никаких шансов. Никаких. Конечно, я пытался, надеялся, что они что-то скажут. Но было одно сплошное, сплошное, сплошное молчание.

Би-би-си: К каким выводам вы пришли, что вы открыли для себя, работая над фильмом, как вы объясняете преследование Ходорковского?

К.Т.: Я открыл для себя это уже после того, как сделал фильм. Я думаю, что они посадили его, потому что он хотел освободить себя от круговой поруки. Потому что все влиятельные и богатые люди были связаны общей виной... Он хотел быть свободным от этого кольца вины, освободиться от возможности стать объектом шантажа. И они не дали ему стать свободным, потому что, когда ты свободен от такой "черной технологии", то на тебя нельзя давить. А все должны быть под давлением, чтобы ими можно было управлять.

Би-би-си: В одном из своих интервью вы отметили, что объясняете преследование Ходорковского мужским конфликтом между Путиным и Ходорковским - вы по-прежнему думаете так?

К.Т.: Да. Этот менталитет мачо - часть стремления держать все под контролем. Я также думаю, что если бы Ходорковский и Путин были бы женщинами, этого конфликта не было бы. Дело в тестостероне.

Би-би-си: К каким выводам вы пришли для себя относительно фигуры Путина в процессе работы над фильмом?

К.Т.: Ровно это - что он помешан на контроле. Что он воспитан КГБ в духе паранойи, когда повсюду видишь врагов... Что он хочет все контролировать.

Би-би-си: А Ходорковский?

К.Т.: Что он тоже помешан на контроле.... Что мне в нем было интересно: он продукт смеси убеждений - чисто социалистических, чисто капиталистических убеждений, социал-демократической жертвеннической логики. Вот что мне было интересно - неоднозначность. И что такой рациональный человек, как он, делает такую ошибку, вернувшись в Россию. Хотя он мог бы не делать этого.




Комментарии
akk67 | Asya | 25.11.2011 12:46
Молодец Кирилл Туши! Так держать! Если бы в России было побольше таких людей, как он, то и проблем бы не было. Ася.
ikrabtri | Ирина К. | 25.11.2011 13:40
Кирилл Туши: "Мне просто грустно оттого, что все, кому я об этом рассказываю, говорят мне: "Мы так и знали". Это очень грустно, потому что люди просто привыкают к таким вещам. Мне говорят: "Ты такой наивный". Это отравляет, по-моему, - люди не надеются на лучшее."

Очень верно замечено. Страшно то, что люди начинают воспринимать: избиение людей на площадях людьми "в штатском", запрет неугодных фильмов под угрозой санкций (а как у нас, могут засадить человека за здорово живешь, на этом сайте, думаю, никому рассказывать не надо), назначение в госучреждении на руководящую должность лишь при условии, что ты член Единой России,- все это (примеры творящегося на государственном уровне беззакония у нас стране можно, увы, приводить бесконечно) мы начинаем воспринимать как норму (как то, под что надо подстраиваться, с чем надо считаться, планируя те или иные действия). Это становится привычным (не удивляет). А привычка, увы,- вторая натура.
vdemchenko | Владимир Сергеевич Демченко | 25.11.2011 14:04
Кирилл Туши: "Я также думаю, что если бы Ходорковский и Путин были бы женщинами, этого конфликта не было бы. Дело в тестостероне".

Если бы путин был женщиной, но вокруг её юбки увивались бы сечин, богданчиков, устинов и прочие любители чужого добра, то результат был бы таким же. Дело не в тестостероне, а в идеологии чекистского безбожника, считающего, что неконтролируемая власть освобождает его от закона и морали.
lavsel | Сергей | 25.11.2011 14:28
Спасибо за это интервью и за сам фильм.
Очень чёткие характеристики и источники этих характеров.
Воспитание подростка, внука сталинского поварёнка, в идеалах героики кино "Щит и меч", в идеалах "героев-разведчиков" и "славных чекистов", - это вечная подозрительность и готовность жертвовать другими, и ради этого... лгать, но лгать "ради пользы дела".
Второй случай,- воспитание на классической литературе, на примерах чести, порядочности, на примерах самостоятельного огромного труда и требовательности к себе и тем, за кого ты в ответе...Это уже другой ряд ответственности и другое понимание ПОЛЬЗЫ ДЕЛА. Здесь уже и готовность к самопожертвованию!
Вот столкновение "человечка" и "ЧЕЛОВЕКА"...
Сергей Львович.
anatoliy_pipa | Анатолий | 25.11.2011 14:59
Согласен с мыслью о том, что иметь независимого от власти предпринимателя, была одной из причин уничтожения ЮКОСа. Именно возможность иметь независимого предпринимателя и прозрачную компанию, подвигла пукина уничтожить "курицу" несущую "золотые яйца". Конкурировать цивилизованно с ЮКОСом не могла ни одна компания. В 2002 и 2003 годах проводился мониторинг качества и количества отпускаемого топлива на АЗС шести основных производителей топлива. И данные полученные в ходе проверки поразили. Ни на одной АЗС ЮКОСа не был выявлен недолив топлива, а качество топлива всегда соответствовало показатель данной марки. Рядом с домом, в котором я жил, находилась одна из АЗС ЮКОСа (начало улицы Хлобыстова). При том что количество АЗС в Москве было в начале двухтысячных более чем достаточно, на заправках ЮКОСа отбоя от клиентов никогда не было.
Che | Юлия Ч. | 25.11.2011 15:14
"Я также думаю, что если бы Ходорковский и Путин были бы женщинами, этого конфликта не было бы. Дело в тестостероне."

Если вспомнить, что все началось с доклада о коррупции, то это очень узкая трактовка конфликта. Можно подумать, что женщинам не свойственно желать и добиваться справедливости в бизнесе и социуме.

"он продукт смеси убеждений - чисто социалистических, чисто капиталистических убеждений, социал-демократической жертвеннической логики. Вот что мне было интересно - неоднозначность. И что такой рациональный человек, как он, делает такую ошибку, вернувшись в Россию. Хотя он мог бы не делать этого."
Понятие чести для западного человека, по-видимому, устарело или подзабыто, поэтому вызывает искреннее удивление.
gorod2222 | Наталия | 28.11.2011 14:46
БОЛЬШОЕ СПАСИБО ВАМ, КИРИЛЛ! Очень надеюсь, что нам удастся посмотреть фильм! И путин, во главе своей шайки, не начнет применять различных мер для срыва показа.
Jonceg | Griffindorka | 01.12.2011 13:51
ТЕСТОСТЕРОН и путин? Не соглашусь... Скорее эстроген и путин. мне так кажется...
Пресс-секретарь Кюлле Писпанен: +7 (925) 772-11-03
Электронная почта
© ПРЕССЦЕНТР Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, 2002-2014
Мы не несем ответственности за содержание материалов CМИ и комментариев читателей, которые публикуются у нас на сайте.
При использовании материалов www.khodorkovsky.ru, ссылка на сайт обязательна.

Rambler's Top100  
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru