СОБЫТИЯ
| ОБЖАЛОВАНИЕ ПРИГОВОРА
| ХОДОРКОВСКИЙ
| ЛЕБЕДЕВ
| ЗАЩИТА
| ПОДДЕРЖКА
| СМИ
| ВИДЕО
| ЭКСПЕРТИЗА
ПОИСК 
 

ДНИ В ЗАКЛЮЧЕНИИ: Михаил Ходорковский — НА СВОБОДЕ! (после 3709 дней в заключении), Платон Лебедев — НА СВОБОДЕ! (после 3859 дней в заключении)
Архив
Май 2010
     12
345689
1516
2223
2930
      
4.09.2014
21.08.2014
21.08.2014
15.08.2014
15.08.2014
14.08.2014
14.08.2014
12.08.2014
11.08.2014
11.08.2014
6.08.2014
6.08.2014
5.08.2014
4.08.2014
05.05.2010 г.

Месяц ЮКОСа. Томск-Стрежевой, часть 2.

В рамках акции «Месяц ЮКОСа» мы продолжаем публиковать видеоинтервью из городов России. Сегодня - Томск-Стрежевой, вторая часть. Горожане о Юкосе и Ходорковском.

Оксана Вождаева, журналист:
Конечно, в Томске присутствие «ЮКОСа» больше всего заметно в Стрежевом, там «Томскнефть» фактически градообразующее предприятие. Я там была в 2006 году на праздновании сорокалетия города, и было впечатление остановки, это было три года после «ЮКОСа». Там, конечно, на «ЮКОСе» многое держалось, и он делал для города то, чего не могло сделать государство, вплоть до социалки. Там люди вспоминали «ЮКОС»-классы» для одаренных детей, первый и единственный, собственно, досуговый центр с Интерне-кафе, спорткомплекс, дешевую столовую, в которую весь город ходил, это там все «ЮКОС» построил. И вообще город строился, а это очень важно, чтобы строился, когда ты живешь посреди тайги, и до ближайшего центра цивилизации сотни километров. Вот вплоть до ремонта и современного постельного белья в производственной гостинице. Это, конечно, мелочи, но эти мелочи говорят об отношении к людям, что можно уважать людей, даже имея большие деньги и должности. За четыре дня командировки я там не встретила ни одного человека, который бы негативно отзывался о Ходорковском, и это через три года после его ареста, после целой кампании пропагандистской на федеральных каналах в стиле «он у всех все украл». А образовательные проекты? Вот все эти интернеты для школ, все эти лидерские школы для молодежи? Там ведь людей учили думать прежде всего и жить своим умом, вот это как раз то, чего сейчас в нашей стране очень сильно не хватает. И он тогда это почувствовал, и он понял, как и где нужно это развивать. Ходорковский показал пример того, как можно относиться к людям как к людям, а не к какому-то там абстрактному народу, что можно уважать и ценить мозги, что можно делать так, чтобы молодые, перспективные люди, которые эти мозги имеют, чувствовали себя нужными в этой стране. Оказывается, все это можно и здесь было. Вот просто обидно, даже… даже не так, даже досадно, просто за Родину обидно, знаете, что не поняли и не подхватили, что не оказалось готово наше общество оценить это по достоинству. Ведь если бы хотя бы образовательные проекты сохранили, гораздо больше пользы было бы, чем от всех этих трибунных речей про модернизацию или светлое инновационное будущее. С другой стороны, мы это увидели, увидели, что можно и как можно, и теперь хочется верить, что когда-нибудь мы до этого дорастем. И мне кажется, что этот пример – это и есть главная заслуга «ЮКОСа» и Ходорковского.

* * *

Жительница города Стрежевой:
Я о нем думаю, что это довольно хороший человек, грамотный, добрый, мне кажется, вдумчивый. Мне понравились его последние слова, которые были недавно транслированы по нашему телевизору, ну, немножко, может, я их искажу, что он сказал, что «хорошо там, где нас нет, а где мы, надо всегда стараться, чтобы было хорошо». Я думаю, он старался.

* * *

Жительница города Стрежевой:
Очень много сделал для детей, школьников. У нас «ЮКОС»-класс был, самых одаренных детей мы отбирали. Очень много для пенсионеров было сделано. Да и вообще, город маленько вздохнул, так скажем. А сейчас… Ну, кто осуждает, а многие, в общем-то, с сожалением относятся.

* * *

Жительница города Стрежевой:
Жалко, если честно, то жалко как бы… Очень жалко.
- Почему?
Ну, раньше у нас был «ЮКОС», да, наш город был как бы зависел от «ЮКОСа», у нас было намного лучше, чем сейчас.

* * *

Жительница города Стрежевой:
Он приложил немало усилий для развития нашего города и нашей организации, «Томскнефти». И обеспечил рабочих достойной зарплатой более-менее, социальная программа у него неплохая была.

* * *

Жители города Стрежевой:
В городе как-то, не знаю, движения больше было, и в социальной программе, строились как-то. Сейчас вообще строительства не видать. Выделений я тоже никаких не ощущаю. Взять вот медицинское там, на больницу, при Ходорковском много оборудования там было нового.

* * *

Житель города Стрежевой:
Я вообще-то не обижен на него, он неплохо, неплохо с нами поступал. А сейчас люди, собственно говоря, не знают, то ли получишь зарплату, то ли нет, и как вы думаете, какой вывод сделать?

* * *

Владислав Сокольников, бизнесмен:
- Владислав, вы бизнесмен, довольно давно бизнесом занимаетесь и помните, когда «ЮКОС» был на территории региона, и видели, чем он занимался. Вот как вы оцениваете роль компании «ЮКОС» в социально-экономической жизни Томской области?
Активное развитие «ЮКОСа» развивало, на самом деле, регион, куда они входили. Это чувствовалось по тем программам, которые они проводили. Уход… Ну, вход был плавным постепенным, поэтому, возможно, мы не замечали, но когда резко «ЮКОС» ушел, мы четко увидели – да, это делал «ЮКОС». И после него образовался вакуум, который ни государственная компания, которая встала на его место, никакие другие коммерческие структуры его не заменили. То есть, «ЮКОС» здесь проводил планомерную, системную и ответственную политику, я считаю. То есть, присутствуют в регионе и, соответственно, давали какие-то дивиденды для региона. Регион в этом выигрывал.

- А экономически регион выигрывал?
Не знаю. Я думаю, конечно, выигрывал. Потому что были гранты, были различные у нас… образование существенно они финансировали. То есть, конечно, финансовые вливания однозначно были в регион. То есть, тут были большие плюсы, я считаю, что были.

- Вы были участником Школы публичной политики, слушателем, вот ля вас лично что это давало?
Школа публичной политики дала несколько вещей. Первое, она показала, на каком уровне можно проводить такие мероприятия. То есть, совершенно другой уровень проведения таких мероприятий. Второе. Дала другой кругозор, государственный взгляд на многие вещи, которые мы, как обыватели, иногда оцениваем как обыватели, а как предприниматели оцениваем совершенно по-другому. На многие позиции мы стали смотреть с точки зрения интересов государства, не политиков, не систем каких-то политических, а именно государства, его народа, его правительства, и так далее, и многие шаги стали понимать уже по-другому, потому что то, что идет по телевизору с экрана, это несколько другое. А здесь был доступ, прямой доступ к тем экспертам, к тем специалистам, которые в масштабах государства и на федеральном уровне принимали решения. Принимают, имеют опыт, имеют информацию, которую мы, живя здесь, в регионе, конечно, не знаем.

- Ну, вот лично вы что-то потеряли с тем, когда ушел «ЮКОС», перестали действовать эти социальные программы?
Не стало той звездочки, на которую можно было ориентироваться. «ЮКОС» показывал открытость бизнеса, его темпы роста и правильный менеджмент, на который хотелось равняться. Вот сейчас равняться не на кого, на самом деле, потому что была та компания… Во-первых, она была… Это коммерческая структура, не государственная. Во-вторых, она динамично развивалась, и она была впереди планеты всей, имеется в виду в России, потому что имеет ресурсы, но эти ресурсы эффективно использовались для менеджмента, и можно было брать многое… Мы много что переняли у «ЮКОСа», когда он работал. А сейчас такой опыт взять не у кого, таких примеров, ярких, красивых и действительно открытых нет. Я просто ощущаю, что для меня образовался вакуум. Почему, наверное, это комплексная оценка, нет той компании, о которой можно было с гордостью сказать: «Вот она в регионе работает», той компании, которая, работая в регионе, давала какие-то интересные проекты, интересные мероприятия, интересные толчки для развития, точки для отсчета, старта, который можно было здесь начать. Их не стало, и стало как-то скучно. Ну, мы стали жить в провинции. Город, область стала более провинциальной, потому что таких ярких, сильных компаний здесь не стало.

* * *






Комментарии
Анна | 05.05.2010 17:54
Какие молодцы! Вы посмотрите в их лица, они и правда сожалеют о Юкосе и Ходорковском даже через 7 лет, а это о многом говорит. Спасибо пресс-центр за эти маленькие интервью.
Vladimir Yurovsky | 05.05.2010 21:08
Нечто подобное я постоянно слышу и от работников ЮКОСа и от людей из регионов, где он работал: и в Стрежевом, и в Лесном, и в Мордовии...
Де недели назад мы сидели с женщиной, которая работала в "Открытой России". Через ее руки проходило очень много проектов. Как жаль, что все это оборвалось. Осталась одна трепотня и показуха.
Мне кажется, что в 1917 Россия получила страшную рану. Очень страшную, но не смертельную и только потому, что страной правили личности. Повторю слова Шолохова: "Да, был культ, но была и личность". Поэтому, даже несмотря на темные дела, в России оставались точки роста. А вот нынешняя пошлятина уничтожит все. Я все меньше верю, что Россия воспрянет, поскольку не остается "точек роста": все светлое и талантливое либо губится на корню нынешним "образованием", либо просто уезжает из страны. Среди правящей серости стало модно кивать на "лихие 90-ые". Но мои однокашники по Физтеху в 90-ые уезжали "на время", переждать. НО вот в 2000-х стали получать гражданство за рубежом. Повально. И возвращаться уже не собираются. Больно все это: одна небольшая кучка мрази губит всю Россию.
bui | 07.05.2010 16:29
Полностью согласен. Можно много рассуждать о времени социализма, плохом и хорошем, но споры всегда сводятся к одному, что на равнее со страшными преступлениями были и достижения и не благодаря золотому дождю из нефтедолларов. А, что есть сейчас? Я даже всех призывов не помню (Медведев по второму кругу пошел), а о результатах и говорить нечего.
Alexander DS | 06.05.2010 09:16
Для любого нормального человека очевидно что была уничтожена успешная компания. Очень хочется видеть М.Б. Ходорковского на свободе!
Лев | 06.05.2010 09:44
Сейчас вот уже заканчиваю ТПУ, специальность в нефтегазе. Помню как на первом курсе мне старшекурсники рассказывали о порограммах проводимых ЮКОСом. В университете были организованы тренниговые группы, в которых обучали командной работе, личной эффективноси, лидерским, ораторским и могому другому. Все это было бесплатно и для всех желающих. Позже эти учителя стали работать от имени университета для студентов ТПУ все тренинги бесплатно и организовали свою школу где уже за деньги обучаю томичей. Это я к тому что начинания ЮКОСа не пропали.... Также все студенты нефтегаза получали стипендию от ЮКОСа, и были выделены средства на строительство нового учебного корпуса, корпус уже работат 3 года и на мой взгляд этот корпус один из самых красивых в ТПУ.
Пресс-секретарь Кюлле Писпанен: +7 (925) 772-11-03
Электронная почта
© ПРЕССЦЕНТР Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, 2002-2014
Мы не несем ответственности за содержание материалов CМИ и комментариев читателей, которые публикуются у нас на сайте.
При использовании материалов www.khodorkovsky.ru, ссылка на сайт обязательна.

Rambler's Top100  
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru