| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Архив
|
04.02.2008 г.
Слово и дело Эзопа
Журналистка Ольга Бакушинская о том, какой сигнал посылают обществу «делом Алексаняна».
"Тот, кто ищет в свободе что-либо иное, кроме ее самой, создан для рабства" Алексис де Токвиль, французский историк
Кому убийство Василия Алексаняна кажется бессмысленной жестокостью - наполовину заблуждается. Жестокость-то она - жестокость, но никак не бессмысленная. Тяжелое безумие в экономической и социальной политике нередко сочетается с ясной осмысленностью политических мессаджей точно нацеленных на аудиторию. Наука известная, либералы, впрочем, ею почти не владеют, поскольку в каждой человеческой особи признают личность. Неудобно им к этой личности обращаться с иными словами и идеями, чем к себе самому. А некоторые совершенно не парятся и большую часть населения, справедливо или нет, считают быдлом. Именно к нему обращены рассказы про кольцо врагов и происки американской военщины. Быдло нужно держать слегка подогретым безвредными развлечениями, правда? Совсем другие письма власти шлют людям знающим, думающим - и оттого ужасно неприятным. Вот, скажем, и в мордовании ЮКОСа есть два послания. Для "простых-с" - мы будем сажать мерзких олигархов, несмотря на влияние и состояние, это не поможет вам выселиться из барака, но вы сможете потешить в себе дьявола. Для "сложных" - мы будем сажать всех, кто осмелится нам возразить, несмотря на влияние и состояние, не хотите ли в барак? Древний баснописец Эзоп ведь тем и прославился, что не тайными знаками на специальной бумаге писал, и не шифровки в лесу выстукивал советскому командованию. Он писал басни, в которых все и всем было понятно, но и вменить ему что-то было трудно. Стихи были не из жизни цезарей, а из жизни лисичек и зайчиков. Поэтому, когда власть говорит про закон, справедливость и выборы, ей очень трудно что-то вменить. С теми, кто ее активно не любит, она разговаривает истинным "эзоповым языком" - ясным, но оставляющим возможность наставить пару прозрачных циничных глаз и от всего с ухмылкой отпереться. Вернемся все-таки к последним событиям. В принципе, именно для простого народа, издревле считающего, что СПИД - заболевание крайне позорное, ибо циркулирует исключительно среди проституток и секс-меньшинств, был публично объявлен диагноз Василия Алексаняна. Кстати, как там с уголовной ответственностью за разглашение оного? Алексанян - это явно "басня" для настоящих мужчин: "Вы считаете невозможным предать друга, вы не даете нужных показаний, вы живете понятиями о чести - вы не будете жить вообще." Поскольку всякой басне положена мораль "про зверюшек", то можно придумать и для этой. Например: "И никакой ваш любимый Европейский суд вам не поможет, шакалы". Всего несколько смертей, зато какой урок. Где-то это даже гуманно. Каждому есть, что терять и каждый боится смерти. Автор этих строк, например, боится ужасно. Но вот ведь какой парадокс, второй раз, как в середине восьмидесятых, свобода нам с неба не свалится. Не бывает в истории таких "камбэков". Но она вернется, если достаточное количество граждан искренне решит, что честь и свобода им дороже жизни. Просто искренне решит и все. Ничего особенного даже и не предпринимая. Утопично, разумеется. Но когда ушли все реальные средства транспорта в цивилизованное будущее, остается надеяться только на корабль с алыми парусами. В конце концов, перед Эзопом однажды встал такой выбор - улыбнуться, отбрехаться стишком про волка и вернуться к хозяину. А он спросил: "Где тут пропасть для свободных людей?" И нырнул в нее. Не можете - не ныряйте. Но силу подобного внутреннего выбора очень трудно переоценить. И, судя по всему, Алексанян и Ходорковский выбор этот сделали. Ольга Бакушинская, 04.02.2008
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||