СОБЫТИЯ
| ОБЖАЛОВАНИЕ ПРИГОВОРА
| ХОДОРКОВСКИЙ
| ЛЕБЕДЕВ
| ЗАЩИТА
| ПОДДЕРЖКА
| СМИ
| ВИДЕО
| ЭКСПЕРТИЗА
ПОИСК 
 

ДНИ В ЗАКЛЮЧЕНИИ: Михаил Ходорковский — НА СВОБОДЕ! (после 3709 дней в заключении), Платон Лебедев — НА СВОБОДЕ! (после 3859 дней в заключении)
Архив
Декабрь 2013
      1
7
1415
1821
     
4.09.2014
21.08.2014
21.08.2014
15.08.2014
15.08.2014
14.08.2014
14.08.2014
12.08.2014
11.08.2014
11.08.2014
6.08.2014
6.08.2014
5.08.2014
4.08.2014
21.12.2013 г.

Михаил Ходорковский свободен

Реакция на освобождение. Первые впечатления.

Арсений Рогинский, письмо в Пресс-центр:

Бесконечно счастлив освобождению Михаила Борисовича. Здоровья ему и его близким.

* * *

Ирина Ясина, Радио ЭХО Москвы

Не спрашивайте меня ни о чем, я знаю столько же сколько и все остальные. Я просто очень рада. Мне кажется, что мой дорогой начальник будет чувствовать себя так, как будто не было 25 октября 2003 года. А было только 22, а потом сразу 21 декабря 2013. Но прошло 10 лет. Постарели родители, выросли дети. Изменились друзья. Да и он сам поседел. Ему наверняка будет прикольно повидать родившуюся в его отсутствие внучку.

А чем он будет заниматься, я думаю, он и сам сейчас не знает. Но он точно что-нибудь придумает.

* * *

ЖЖ Алексея Навального, 20.12.2013

Интересно понять, что он чувствует сейчас. То есть, никому не пожелаешь узнать это на практике, но прочитать мысли было бы очень интересно.
Десять лет жизни отняли по неправосудным приговорам. Много месяцев смотреть на наглые ухмыляющиеся морды "прокуроров", "судей" и "следователей".
Получить "помилованные" пару месяцев, после сотни украденных.
Держаться все эти десять лет с таким потрясающим достоинством.
Что у него сейчас в голове и душе?

Ну, что бы ни чувствовал, мы должны поздравить Михаила с тем, что сегодня он обнимет своих родных.

* * *

Сергей Пархоменко, Радио ЭХО Москвы

То есть вы понимаете, да?

Им пришлось выстраивать всю интригу с «третьим делом», разворачивать всю свою гнилую пропагандистскую телегу, чтобы надавить на Ходорковского, запугать его и ЗАСТАВИТЬ ЕГО СОГЛАСИТЬСЯ НА ПОМИЛОВАНИЕ.

Они вынуждены были СИЛОЙ, на веревке его к помилованию тащить. И согласие на помилование — это то, что они у него ВЫМОГАЛИ, прилагая все свои силы, употребляя всю мощь своего «аппарата подавления», шантажируя, напоминая о заложниках, пугая тем, что не пустят к больной матери.

То есть «мы всех этих людей не будем мучить, мы согласимся на то, отменим это, резрешим сё, а ТЫ НАМ ЗА ЭТО согласишься принять президентское помилование».
Понимаете?

И это — после 10 лет каторги с шитьем руковиц, клеянием папок и пыткой надеждами. Если это не моральная победа Ходорковского над всей этой бандой, то я не знаю, какие и где еще бывают моральные победы.

* * *

Евгений Ясин, научный руководитель ГУ-ВШЭ:

Поздравляю Михаила Ходорковского. Хочу пожелать ему скорейшего приспособления к мирной свободной жизни и правильного определения своего дальнейшего пути после длительного заключения. Михаил еще достаточно молодой человек, надеюсь, он найдет себя так же, как ему это удавалось раньше.

Я также поздравляю президента Путина с тем, что он принял разумное решение по этому вопросу. После парламентских выборов 2011 года, после выборов президента и мэра Москвы это помилование становится очень важным шагом к возвращению формирования в России демократического правления. Это также важный сигнал для развития российского бизнеса, который постепенно снова начнет доверять государству. («Сноб», 20.12.2013)

* * *

Денис Драгунский, Радио ЭХО Москвы

Ходорковский уже на свободе!
И это прекрасно. Это - событие года.

Мне тут случилось прочитать такое: мол, Нельсона Манделы из него не вышло.
И слава Богу.

Во-первых, это беспредельно цинично - сидя в теплой квартире, с айпадом на коленях, требовать от человека геройских подвигов и желать ему 25 лет тюрьмы.

Во-вторых, Нельсон Мандела, при всём его личном мужестве, был, извините, проектом международного отдела ЦК КПСС.
В кампанию солидарности вбухивались несчитанные (советские, то есть наши с вами) деньги.

В-третьих, давайте вспомним, во что превратилась ЮАР после выхода Манделы на свободу.

Так что вот.
Давайте без Манделы как-нибудь...

Ходорковский свободен.
Точка. Вернее, восклицательный знак!

* * *

Ирина Хакамада, общественный деятель:

Слава Богу, что он наконец-то вышел. Я ему желаю, в первую очередь, чтобы его мама выздоровела, чтобы он привел свою нервную систему и здоровье в порядок, наполнился как можно большей энергией от общения с семьей. Главное ему сейчас не спешить ни с какими решениями. В первое время лучше всего заняться тем, что ему действительно нравится. Находясь в тюрьме, он много писал: рассказы, экономические статьи, аналитические обзоры, и ему стоит сейчас сделать упор на публицистику («Сноб», 20.12.2013)

* * *

Сергей Мохнаткин, Радио ЭХО Москвы

Ходорковский вышел на свободу. В качестве точной информации можно безусловно доверять только информации его адвоката Клювганта, и он только что подтвердил в Интернете, что Ходорковский действительно покинул колонию.

Помилование политических - явление, конечно, не просто редкое, а абсолютно редчайшее, и если я не ошибаюсь, это второе после моего собственного, после помилования меня президентом Медведевым (2012 год).

Но надо сказать, что его (Медведева) указы тогда не особо тщательно выполнялись. После того, как стало совершенно ясно, что указ президент подписал (а он вступает в силу с того момента, как президент отрывает свою авторучку от подписи на Указе), меня колония мурыжила еще более трех суток под различными предлогами (не получили оригинала, что-то еще, и т.д.). А это уже совершенно незаконное лишение человека свободы и, формально, преследуется по закону: без основания лишать человека свободы нельзя ни на один момент.

Лично я воспринял известие о помиловании совершенно спокойно, даже слишком спокойно. Во-первых, для начала оно было очень неопределенным и неофициальным, через сотрудников колонии (случайно), затем через адвоката на свидании, но уже тогда администрация выдвинула требование получения Указа в оригинале с приказом на его освобождение (чтоб за подписью начальника Управления ФСИН по области), - ту систему не трогало ничего, даже угрозы адвоката привлечь за незаконное лишение свободы не на один день. В общем, в итоге я просидел в ШИЗО дополнительно более 3-х суток. (Кстати тот, кого совершенно невиновного, например, в ОВД продержат трое суток, тот должен это понять хотя бы юридически).

Но и это было воспринято более чем спокойно. Во-первых, уже хорошо изучил систему, знаешь ее подлость, и никому и ничему не веришь. Во-вторых, я совершенно не рассчитывал на помилование и и был готов не только досидеть до конца, но возможно, и еще на небольшой довесок (почему бы было не пришить мне еще 318-ю, только не по нападению на мента, но на вертухая?). И последнее: более 10 лет строгача не то же самое, что менее 2-х лет общего...

А мама у меня умерла на второй год заключения. Я узнал об этом через три месяца после выхода на свободу. И если я действительно что-то неплохое имею, то безусловно обязан ей.

Дай бог, чтобы у Ходорковского с мамой было все хорошо. Она действительно сильно болеет.

Это главное - чтобы Марина Филипповна была жива и здорова.

* * *

Владимир Переверзин, бывший менеджер ЮКОСа:

Прежде всего я бы ему пожелал поскорее восстановиться и адаптироваться после пережитого. Вижу его общественным деятелем, если он сам того захочет («Сноб», 20.12.2013)

* * *

Борис Акунин, Радио ЭХО Москвы

Михаил Ходорковский свободен. После первой - огромной - радости пытаюсь оценить общественные последствия этого большого события. И вот что мне думается.

Последние два года, начиная со знаменитых «бандерлогов», Путин вел себя в общественно-политическом смысле очень глупо, по временам истерично – я бы сказал, саморазрушительно. И вдруг теперь сделал чрезвычайно ловкий ход.

Если это не предолимпиадный маневр, а смена стратегии, то в скором времени протестное движение, очевидно, расколется на «радикалов» и «умеренных». Первые будут по-прежнему непримиримы по отношению к режиму, вторые начнут выступать за гражданский диалог.

Если вслед за Ходорковским, девочками из «Пусси Райот» и первыми «болотными» освободят остальных политических, тогда сторонники тотального игнора и бойкота власти вроде меня лишатся своего главного этического аргумента. Да, режим останется авторитарным, недемократическим и коррумпированным. Но Россия перестанет быть полицейским государством, а значит, с оппонентами можно будет (даже придется) спорить, что-то обсуждать - в общем, разговаривать.
Впрочем, говорить об этом рано. На свободе еще далеко не все.

* * *

Дмитрий Муратов, «Эхо Москвы», 20.08.2013

Д. МУРАТОВ: Эта история уже даже не драматичная, а трагичная. Это очень серьезная и масштабная история. Марина Филипповна и Борис Моисеевич, что мне достоверно известно, от своего сына, от Михаила Борисовича Ходорковского, долгое время скрывали, что они болеют. Они не хотели его огорчать и расстраивать. Во время коротких разговоров – по субботам давали 15 минут, которые делились между всеми членами семьи, - они пытались ему про это не говорить.

Но Ходорковский опытный зэк и руководитель гигантской корпорации, его очень сложно провести. В какой-то момент Михаил Борисович потребовал правды, заподозрив, что от него что-то скрывают. Так он узнал, что у мамы и у папы непростые диагнозы. Какие – я, конечно же, ни при каких обстоятельствах говорить не буду, это относится к обстоятельствам гуманитарной, врачебной и любой иной тайны. Насколько мне известно, и действующая власть была осведомлена о состоянии здоровья родителей Ходорковского. А дальше произошло то, что произошло.

По-моему, у Камю есть рассуждение о прорывных поступках. Ничего в судьбе человека и в его предыдущей биографии и деятельности не предвещает некого выламывания из привычного стереотипа поведения. Мы и столкнулись как раз с двумя такими прорывными поступками. С одной стороны, это прорывной поступок президента Путина. Вспомните прошлогоднюю или позапрошлогоднюю конференцию, его высказывания о Ходорковском и последнюю пресс-конференцию, где он отвечал на вопрос корреспондента «Новой газеты» Дианы Хачатрян и сказал, что нет никакого третьего дела и он о нем ничего не знает, а после этого, после окончания пресс-конференции решил поставить логичную, абсолютно давно ожидаемую обществом точку. Общество очень настойчиво ожидало подобного решения. Если бы еще не общественная атмосфера, изменившаяся в стране за последнее время, этого могло и не произойти вот так запросто.

А второй прорывной поступок, кроме поступка президента, совершил Ходорковский. Он, конечно, человек несгибаемый. Каждый из нас производит какой-то продукт: мы – газеты, ты, Таня, и «Эхо Москвы» - эфир. Ходорковский, Лебедев, другие, которые пошли по делу ЮКОСа, иные политические заключенные страны, но Ходорковский и Лебедев в первую голову - все эти труднейшие 10 лет они производили достоинство. Они производили достоинство так, что люди понимали, что такое норма, высочайшая норма человеческого поведения. Это такой ежедневный подвиг: и иронии, и терпения, и обманутых надежд, и несправедливости, которая сгущалась, и попыток покушения. Мы же помним заточку, полетевшую в глаз Ходорковского в Краснокаменске. Мы помним всех этих судей. Мы помним все эти придуманные истории.

Так вот Ходорковский всё это время производил достоинство. Потому что когда он понял, что сейчас важнее мама… Ни разу про себя. Никогда. Он даже про бытовые условия в зонах и в СИЗО ни разу не говорил. Это была его принципиальнейшая позиция. Здесь он понял: так, ребята, если мы за ценности, то сейчас ценность – мама. И сделал то, что он сделал. Я, в отличие от этих многих людей, которые жопами лежат на FaceBook и лайкают, что как же наше знамя выходит, значит, вину признал… Вот этого делать не надо. Это уродство. Вот такого уродства надо стесняться, а не выпячивать его в аккаунтах. Стоит просто взять и заткнуться и порадоваться, что встретится сын с родителями и со своими детьми.

Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Продолжается программа «Особое мнение», в которой сегодня выступает главный редактор «Новой газеты» Дмитрий Муратов. Вокруг освобождения Михаила Ходорковского накрутили миллион всяких гипотез. Во-первых, то, что он улетел в Германию, вроде как приземлился в Берлине. Говорят, что это, наверное, часть договоренности – что его не будет в России. Сам факт освобождения связывают с тем, что Путин пытается как-то подготовиться к Олимпиаде, что олимпийский фактор сыграл свою роль, что он пытается как-то улучшить имидж России. Экономисты рассказывают о том, как у нас сейчас инвестиционный климат прямо попрет. Стоит ли здесь искать здравый смысл или нет? Или каждый видит что-то свое?

Д. МУРАТОВ: Вот эта аналитика «Живого журнала», аналитика российского LiveJournal, и вот эта народная политология, и политология вот этих людей, политологов бедных, несчастных, обделенных судьбой людей - политологов, она укладывается в формулу, которую когда-то придумал (фамилия неразборчиво), что русская интеллигенция всегда начинает прогнозировать результаты после подведения итогов. Всё же уже случилось – и теперь вдруг все становятся умными. Те люди, которые говорят – спецоперация, Путин победил Ходорковского, это не имеет ни к жизни, ни к действительности, ни к правде абсолютно никакого отношения. Если кто-то в стране думает, что Ходорковского или Лебедева можно, извините, развести… Вот есть люди, которых развести нельзя. Эти люди относятся к той самой элите, которую не проведешь, не разведешь, не купишь ни по-пацански, ни по-другому. Это решение было решение Ходорковского. И это было решение Путина. Еще раз говорю – это два правильных поступка, два поступка, абсолютно выламывающихся из их, казалось бы, предопределенной судьбы. И Ходорковский сам принял это решение, и оно абсолютно гуманное. Правильно в указе написано – по гуманистическим соображениям, для того чтобы поддержать родителей. И он понимает, что это сейчас абсолютно необходимо.

* * *

«Эхо Москвы», 20.12.2013

НИКОЛАЙ СВАНИДЗЕ – У Платона Лебедева отдельная судьба. Во всяком случае, сейчас тот остаток срока, который ему предстоит, по-видимому, он будет досижен. Может быть, ему тоже предложат написать прошение о помиловании. С намеком на то, что оно будет подписано. Тогда он наверное напишет. Потому что, почему нет, собственно говоря.

К. ЛАРИНА – Он должен выйти в марте.

Н. СВАНИДЗЕ - Это абсолютно неунизительно. Если такой вариант будет, он напишет. В любом случае третьего дела ЮКОСа теперь уже можно сказать с очень высокой долей вероятности, практически на 99,9 не будет. Поэтому если он сейчас и останется досиживать, выйдет в срок.

* * *

Газета.ru, 20.12.2013

Людмила Алексеева: «Очень многие предрекали, что эти два человека никогда не примирятся друг с другом. И такой неожиданный акт помилования – это, конечно, большая радость».

* * *

Лев Рубинштейн, Грани.ru, 20.12.2013

Первая реакция - это, конечно, радость. Беспримесная чистая радость за человека, который вот прямо сейчас вышел на свободу. Все остальное - потом.

Уже потом будут непрошено возникать робкие, но от этого не менее отчетливые "но". Робкие, но капризно требующие ответов вопросы. Главным из них, как мне кажется, будет вопрос, не забудем ли мы в своей радости о судьбе его друга Платона Лебедева. Не забудет ли он? А ведь именно эта доблестная пара во все бесконечные дни обоих тягостных и абсурдных судебных процессов стала для многих из нас вдохновляющим образцом мужества, верности, немыслимой, казалось бы, в наши тухлые времена поведенческой безупречности.

Не могут не возникнуть вопросы и о том, как, каким образом это смогло произойти и какой нравственной или политической ценой все это обошлось и обойдется.

Все спрашивают друг у друга и у самих себя, а что же будет дальше. Я всегда избегаю "предположительного наклонения", я не люблю начинать размышлений со слов "а вот если". Предъявите сначала "если", а потом поговорим.

Я не знаю, хватит ли у Михаила Ходорковского сил на то, чтобы после этих десяти лет оставаться тем символом сопротивления, каковым он волею обстоятельств был все эти годы. Я не знаю, останется он жить в одной с нами стране или уедет за границу, где ему будет спокойнее и безопаснее. Но я точно знаю, что никогда и ни за что не осужу ни одно из его решений, ни одно из его высказываний или поступков.

Потому что такое осуждение может позволить себе только тот, кто нашел бы в себе столько же нравственных сил, чтобы быть готовым повторить его судьбу. Если он найдет в себе внутренние ресурсы, достаточные для того, чтобы продолжать борьбу – за своих друзей в первую очередь, – я был бы бесконечно рад. Если не найдет, то он все равно заслужил покой. В том числе и душевный.

Мне не хватает ни воображения, ни знания человеческой природы и границ ее возможностей, чтобы представить себе его будущее, даже самое близкое.

Но мне хватает воображения представить себе человека на пороге собственного дома, человека, обнимающего мать, отца, жену, детей, друзей. Я легко, радостно и сочувственно представляю себе человека, надевшего домашние тапочки, севшего в кресло, прикрывшего глаза и, не окончательно еще веря во все это, блаженно пробормотавшего "как же хорошо дома".

Остальное – потом.

* * *

Коммерсантъ FM, 20.12.2013

Ведущая: Дмитрий Львович, как вы считаете, если Ходорковский все-таки выйдет, будет ли он в действительности свободен, какова будет широта его свободы?

Дмитрий Быков: А какова широта свободы всех, кто в России пока еще, слава богу, находится на свободе? Они очень четко знают границы, которые нельзя переходить, и за несколько лет они очень четко привыкли к этим границам, — мы говорим примерно о ситуации после второго путинского срока. Они как бы попали в ситуацию, о которой в свое время хорошо сказал Шендерович: "Тухлый кубик рабства навеки растворился в крови".

Может быть, Ходорковский будет более свободен, чем остальные, в силу своей какой-то нравственной последовательности. И все-таки у меня есть ощущение, что для него лучше всего было бы покинуть пределы страны и уж во всяком случае не подвергать себя риску дополнительной политической деятельности.

* * *

Коммерсантъ FM, 20.12.2013

Политик Михаил Касьянов ответил на вопросы ведущих Алексея Корнеева и Дарьи Полыгаевой.

Ведущий: Вы один из немногих, наверное, кто был в самом начале этого дела, кто знает об истоках дела Ходорковского и Лебедева, дела ЮКОСа. Можно сказать, что милосердие победило?

М.К.: Мое мнение немножко отличается от такого, потому что, конечно, здесь не идет речи ни о каком милосердии, поскольку власть сфабриковала и первое, и второе дело, и говорить о милосердии в отношении человека, который отсидел в тюрьме по сфабрикованному обвинению и по неправосудному решению, мне кажется, немножко цинично и лицемерно. Но я рад, что все-таки хоть какой-то разум восторжествовал, значит, и это безумство вокруг Ходорковского прекратится.

* * *

Коммерсантъ FM, 20.12.2013

Ведущий: Почему российским властям именно сейчас выгодно освободить Ходорковского, как вы считаете? Некоторые эксперты в нашем эфире говорили, что это с Олимпиадой в какой-то степени может быть связано?

Глеб Павловский: Это классический вопрос, его повторяют бесконечно. Еще раз, никакой другой причины, кроме повода, который мог дать сам Михаил Борисович, нет, и не может быть просто.

Если бы не было какого-то его заявления, то был бы третий срок. Но ведь здесь никакого сомнения нет. Его заявление связано с реальной и абсолютно незаконной перспективой третьего срока, фактически пожизненного заключения.

* * *

Коммерсантъ FM, 20.12.2013

Лия Ахеджакова: С одной стороны, радуюсь, что он, наконец, закончит этот ужас. С другой стороны, надо было так тяжело заболеть Марине Филипповне, чтобы пришлось спасать имидж, я не знаю, чего — страны ли, судебной системы или самого президента, я не знаю, я не политик. Но очень хочу, чтобы Марина Филипповна выздоровела.

— А есть ли шанс, на ваш взгляд, что будет помилован и Платон Лебедев?

— Не знаю. Боюсь, что могут поступиться свободой Платона Леонидовича. Вот этого выпустим, а этого не выпустим. Потому что хотя он сам болен, я знаю, что он нездоров. Но это не действует никогда. Имидж. А имидж — это все-таки Ходорковский. Не знаю, могу сильно ошибаться, но спасибо Олимпиаде. Хоть в этом она сыграла положительную роль.

* * *

Коммерсантъ FM, 20.12.2013

Ведущий: Как вы восприняли новость об освобождении Михаила Ходорковского? Какие чувства испытали по этому поводу? Было ли это для вас неожиданностью?

Владимир Мирзоев: Для меня это было неожиданно, но очень радостно. Я как-то надеялся на это, ждал этого и очень порадовался и за Михаила Борисовича, и за его семью.

— Вы верите в то, что Ходорковский писал Путину то самое прошение о помиловании?

— Михаил Борисович оказался в ситуации, когда в каком-то смысле у него не было другого выхода, потому что его мама очень больна, он должен быть в этой ситуации рядом с ней. И если ему было предложено на выбор все-таки подписать это прошение или иметь перспективу третьего срока, как любящий сын, он просто вынужден был согласиться на именно такой выход из этой развилки.

* * *

Коммерсантъ FM, 20.12.2013

Ведущий: Как вы полагаете, чем займется Михаил Ходорковский? Станет ли он правозащитником или уйдет в политику, в бизнес?

Геннадий Гудков: Сейчас Михаил Ходорковский после десяти лет разлуки с семьей должен насладиться вот этим счастьем — общением со своими родными и близкими, с семьей, поэтому я думаю, что какое-то время ему потребуется именно на это.

— Это понятно. А после, спустя месяц, два, полгода — как он сам решит?

— Я думаю, что сам он в политике участвовать непосредственно не будет. Скорее всего, он займется общественной деятельностью. В этом смысле должность, или звание, или занятие уполномоченного по правам человека — это очень разумно. Я думаю, что за это время он стал неким моральным авторитетом в хорошем смысле этого слова. И, естественно, он будет пользоваться большим уважением, поскольку он очень достойно проявил себя за эти десять лет, ни разу не срывался ни на какие эмоции, ни на оскорбления, ни на какой-то переход на личности. Это очень достойный человек, у которого тюрьма оттенила только его вот эти качества волевые. Я думаю, что, скорее всего, действительно он будет каким-то крупным общественным деятелем, неким моральным авторитетом, нравственным авторитетом, который и будет использовать во благо людей.

* * *

Коммерсантъ FM, 20.12.2013

Ведущий: Это решение <помилование Ходорковского> повлияет на отношение к России за рубежом? Как-то, может быть, изменит отношение к нашей стране с точки зрения соблюдения прав и свобод в России?

Валентин Гефтер: Я думаю, повлияет, и надеюсь, что в лучшую сторону. Но только не надо думать, что это такой крутой прорыв с точки зрения большего уважения к правам и свободам человека. Это все-таки индивидуальный акт. Его можно только приветствовать. Но для того, чтобы это стало не исключением, а некой нормой, надо еще очень много работать и власти, и нам.

* * *

Коммерсантъ FM, 20.12.2013

Ведущий: Что лично для вас означает освобождение Ходорковского? Как вы восприняли эту новость?

Алексей Кортнев: Несомненно, это праздник. Когда мы об этом узнали, мы были на гастролях в Киеве. И у меня на глазах, и у моих коллег по группе – хотя у нас там сплошные суровые мужчины – реально были слезы. Мы как-то косвенно, но принимали участие в судьбе Ходорковского, что-то делали, записывали обращение к нему и как-то пытались помогать. Плюс еще я очень хорошо знаком с людьми, которые с ним работают совсем близко, с помощниками. И сейчас такой праздник со слезами на глазах, действительно.

– А может ли Путин помиловать и другого обвиняемого — Платона Лебедева?

— С точки зрения такой человеческой логики, это нужно сделать. И, кстати, это будет очень серьезной проверкой, насколько Владимир Владимирович действительно искренен в этом своем жесте. Фигура Ходорковского более публична. Это такая икона и для западного мира, и для нас. И если он ограничится помилованием одного Ходорковского, а Платона Лебедева оставит за решеткой, то будет совершенно очевидно, что это просто демонстративный шаг, продиктованный не гуманитарными соображениями, а просто необходимостью немножко подрисовать фасад перед Олимпиадой, поправить образ Росси в глазах мировой общественности.

* * *

Коммерсантъ FM, 20.12.2013

Ведущий: Ранее появлялись сообщения о возможном "третьем деле ЮКОСа", в четверг Владимир Путин сказал, что, вероятно, у него нет перспектив. Что это за новости такие? Вам об этом что-то известно?

Генрих Падва: Я не очень верил, потому что считал, что это будет перебор, которого наши власти не допустят.

— Чего ожидать по поводу Платона Лебедева? Он подавал прошение об УДО совсем недавно. Увеличиваются ли его шансы на условно-досрочное освобождение в связи с тем, что Ходорковского отпустили?

— Немножко обидно, что освобождают одного Ходорковского. Просто у него особенные обстоятельства, связанные со здоровьем мамы. А вообще, конечно, нужно было бы освобождать их обоих одновременно.

— Генрих Павлович, для нашей юридической системы, для нашего правосудия какое значение это решение будет иметь? Увеличится, может быть, количество отпущенных политических заключенных?

— Боюсь, что наше правосудие не сильно улучшится в связи с этим. Горбатого могила исправит.

* * *

«Эхо Москвы», 21.12.2013

Юлия Латынина: Конечно, самая главная новость – это помилование Ходорковского. Канцлер ФРГ Ангела Меркель сказала «Я счастлива». <…> Меркель просила об этом Путина много раз постоянно. Меркель встречалась с матерью Ходорковского. Собственно, Ходорковский куда прилетел? В Берлин. И Меркель была, действительно, единственным из европейских лидеров, который реально добивался освобождения Ходорковского. Все остальные, на самом деле, вели себя как полные импотенты, которыми они и являются. Причем, заметьте, что Ангела Меркель делала это не в предвыборных целях, а просто потому, что как и, скажем, Маргарет Тэтчер она является не только политиком, но и государственным деятелем.

* * *

ТК Дождь, 20.12.2013

Ведущая Юлия Таратута: Что вы вчера почувствовали?

Дмитрий Зимин: Для меня это одно из самых радостных извести. Боже мой, неужели этот мрак, эти 10 лет для Ходорковского, которого я считал и считаю одним из светлых личностей, может завершиться? У меня есть еще чувство, что это милость с барского плеча, что если бы это было одновременно - разбирательство «БайкалФинансГрупп», а кто это сделал… Милость.

Таратута: То есть вам хочется не милости, а восстановления доброй памяти?

Зимин: Да.

<…>

Таратута: Как вам кажется, почему все-таки Путин отпустил Ходорковского? Что это значит политически, что это значит в вашем понимании его личности??

Зимин: Черт его знает. Я не знаю. Это очень радостное событие. Я молю Всевышнего, чтобы со стороны Путина это было проявление добрых чувств. В каждом человеке они есть, даже у Путина они должны быть. Это проявление чисто добрых чувств, дай Бог. Вместе с тем у меня имеет неудовлетворенность тем, что это должно быть не помилование, а реабилитация. Я забыл, кто это сказал, надпись на кремлевской стене у могилы Сталина, «посмертно осужденному от посмертно реабилитированных». Кто это сказал? Слушайте, литературу надо знать, дорогая моя. Между прочим, очень крупный писатель земли русской. Это должно быть не помилование, это должна быть реабилитация. Недавно я был на одной очень авторитетной тусовке, там бизнесмены, один очень крупный чиновник правительства, хороший очень, между прочим, человек, грамотный. Уже в конце я протянул руку и спросил у него. Я ему сказал: «У меня есть мечта, что я утром просыпаюсь и слышу, что власть извинилась перед Сергеем Гуриевым, осудила тех силовиков, которые унизили его обысками, дала ему всякие гарантии, и он возвращается в страну. Скажите, пожалуйста, эта мечта реализуема?». Много народу было, человек сто. Он довольно нудно отвечал, но смысл был такой: «И я об этом мечтаю». Кто был, тот может вспомнить. Я хочу, чтобы это было не помилование, а это была реабилитация. Реабилитация всегда связана с осуждением инициаторов. Слава Богу, я мечтаю увидеть Мишу, надеюсь, это удастся сделать. Я хочу, чтобы в страну вернулся Гуриев. Кстати говоря, а с Лебедевым что? Ведь Мишу загнали в такой… А Лебедев где?

* * *

«Дождь», 20.12.2013

Юлия Таратута: А почему, по-вашему, Путин выпустил Ходорковского?

Алексей Кондауров: Ой, не хотелось бы спекулировать по этому поводу. Сейчас такой день.

Таратута: Скажите, что думаете по этому поводу.

Кондауров: Я много чего думаю по этому поводу. Вот выпустил и выпустил. Несколько месяцев назад в кругу близких друзей я говорил примерно следующее, утверждая, что Ходорковский будет выпущен в 2014 году.

Таратута: Вы считали так?

Кондауров: Да, я даже считал, что до нового года, я такие сроки называл.

Таратута: Что вас заставляло?

Кондауров: Психология спецслужбиста, отчасти Путин подтвердил. Для Путина десяточка – это такой сакральный срок, он всегда звучал «10 без права переписки, 5810 статья», то есть 10 лет – это…

Таратута: Некоторая валюта.

Кондауров: Некая разменная монета. Ходорковский 10 лет отсидел, я думаю, для Путина это была зарубка, щелкнуло. Он, когда объявлял о помиловании, он сказал про эти 10 лет. Я думаю, что этот тот предел, который он отмерил ему с самого начала.

* * *

«Дождь», 21.12.2013

В декабре 1976 года из Советского Союза так же стремительно, как и накануне Михаил Ходорковский, вылетел писатель, политический и общественный деятель, ученый-нейрофизиолог и диссидент Владимир Буковский. Его, в отличие от Ходорковского, обменяли на известного чилийского политзаключённого — лидера коммунистической партии Чили Луиса Корвалана. Но сама операция по вывозу диссидента была очень похожа на быстрый отъезд экс-владельца «ЮКОСа» в Германию. Владимир Буковский на связи со студией ДОЖДЯ по телефону из Лондона.

Павел Лобков: Скажите, когда вы следили за этими новостями, напомнило ли вам это историю из вашего прошлого?

Владимир Буковский, писатель, диссидент: Чем-то напомнило, чем-то нет. Все-таки, ситуации очень разные, согласитесь. И страна сейчас совсем другая. Тогда же все это было герметично закрыто, никто ничего заранее не знал, никто не мог догадаться. Я и сам ничего не знал до самого момента, как меня посадили в самолет. Сейчас, конечно, это проще: и вы есть, и другие.

Лобков: Да мы тоже ничего не знали, вот в чем дело. Мы себя почувствовали в 1976-1979 годах в период расцвета таких операций.

Буковский: Это спецоперация, она по своему стилю похожа в чем-то на то, что мы все переживали. Не я один, обменов было много. 5 человек: Гинзбурга, Кузнецова обменяли в 1979 году на двух советских. Но и не только обмены, были просто высылки, когда людей или выдавливали, или просто высылали. Скажем, Юра Орлов позже и многие. Так что, конечно, это очень похоже. Решения, которые нынешняя власть пытается найти для своей проблемы внутренней оппозиции, они те же самые – высылать за границу.

* * *

РИА Новости, 20.12.2013

"Я знаю, что сейчас на Ходорковского накинутся толпы людей, которые будут его втягивать в одно-другое-третье. Я думаю, что ему вообще лучше уехать на время за границу — от всех отгородиться, никого не слышать, и какое-то время отдохнуть, прийти в себя и спокойно подумать, что он будет делать дальше. Потому что у нас очень много бестактных людей, которые будут требовать от него то, что ему сейчас не под силу. У нас найдутся люди, которые потребуют, чтобы человек шел на костер, чтобы сгорел, желательно на глазах у всех, чтобы он при этом не дрогнул, не издал стона, а если застонет, то его уже осудят за это", — сказал РИА Новости писатель-шестидесятник Владимир Войнович.

* * *

РИА Новости, 20.12.2013

Режиссер-мультипликатор Гарри Бардин признался, что помилование Ходорковского стало для него новогодним подарком.

"Я рад, как за очень близкого человека. Как будто мне сделали новогодний подарок. Я знаком с его родителями, я рад, что они увидят его. Мне жаль, что Платон Лебедев еще остается там. Можно было и его, конечно, освободить", — сказал он РИА Новости.

По его мнению, сейчас трудно говорить о том, чем экс-глава ЮКОСа мог бы заняться на свободе. "Если ему определили ограничение политической деятельности, пусть просто живет, пользуется благами свободы, общается с семьей, с детьми. У меня к нему отношение не потребительски-гражданское, я не жду от него подвигов", — пояснил Бардин.

* * *

РИА Новости, 20.12.2013

"Это очень темная и мутная история, как и многое, что связано с государством, силовиками и так далее. Все это погружено в зыбкую темноватую массу из каких-то интриг, недомолвок, всего такого секретного и оперативного. Это само по себе непонятно. Но очень здорово, что Михаил Борисович выйдет на свободу", — сказал РИА Новости Артемий Троицкий.

По его словам, мама экс-главы ЮКОСа в самом деле чувствовала себя плохо в последнее время, об этом критик знает, поскольку его сын учится в лицее "Подмосковный", который патронируют как раз родители Ходорковского.

"Михаил Борисович на это согласился, и правильно сделал, я считаю. Думаю, что Ходорковский — человек умный и сильный, и он найдет слова и убедительное объяснение тому, как и почему это произошло. А такие объяснения, конечно же, понадобятся, потому что позиция Ходорковского до сих пор была и остается, что сидит он ни за что и вины своей не признает", — отметил он.

Троицкий выразил надежду на то, что эта позиция Ходорковского не изменилась, а история с его помилованием стала редким случаем гуманной акции со стороны властей.

Он напомнил, что Ходорковский много раз говорил, что не будет заниматься прямой политической деятельностью и что большой бизнес его тоже не интересует. "Думаю, что он может посвятить себя каким-то научным, образовательным и гуманитарным программам. Мне кажется, он бы очень пригодился в этой сфере, поскольку у нас в России она находится в дикой запущенности, и, думаю, человек с авторитетом, умом и ресурсами Ходорковского именно в этой сфере мог бы лучше всего пригодиться", — предположил Троицкий.




Комментарии
vdemchenko | Владимир Сергеевич Демченко | 21.12.2013 05:34
Странное, а точнее горькое, послевкусие оставляет долгожданное освобождение самого знаменитого в мире узника совести Михаила Борисовича Ходорковского. Что-то мешает ликовать и радоваться от всей души. Это что-то - несвойственная МБХ линия поведения и неприятный душок от полной секретности, внезапности и ошеломительной быстроты спецоперации под названием «Царская милостыня». Давно уже ТАК не освобождали в России политических заключённых. Последний раз, пожалуй, это было в далёком 1974 году, когда из подвалов Лубянки тайно был вывезен в ФРГ(!) писатель Солженицин. Именно узнаваемый почерк спецслужб приводит к мысли, что инициатором подачи ходатайства о помиловании выступил не сам Михаил Ходорковский, а его адресат. Ничуть не удивлюсь, если со временем станет известно, что силовики целенаправленно «обрабатывали» МБХ и в конце концов УБЕДИЛИ его обратиться к «гаранту беззакония» с ходатайством об амнистии. (О методах убеждения этих «специалистов» можно догадаться без особого труда).
Впрочем, может быть, всё было по иному. Скоро узнаем.
А пока от всей души поздравляю Михаила Борисовича и его родных с долгожданной свободой и посылаю проклятья властным бандитам, укравшим десять лет жизни у одного из великих Граждан России.
В.С.
Gennadiy | Матюхин Геннадий | 21.12.2013 12:28
А может быть, это был всё-таки ПОБЕГ?!
vdemchenko | Владимир Сергеевич Демченко | 21.12.2013 13:51
Увы...
Gennadiy | Матюхин Геннадий | 22.12.2013 14:35
Ссылкой заменили зону? Как Бродскому?
lavsel | Сергей | 21.12.2013 14:18
Дорогой Володя!
"Внезапность и ошеломительная быстрота спецоперации" вряд ли удивят старшее поколение, которое помнит всемогущество и всевластие "конторы". Такие спецоперации они проделывали неоднократно, защищая всевластие "своей родной КПСС"...
Но сегодня главное, что "лёд тронулся", и мы будем ждать дальнейшего развития событий.
Завтра многое прояснится, на пресс-конференции М.Ходорковского. Допускаю, что не всё ещё будет названо своими именами, это можно понять...

И ещё, так хочется помянуть в этот день великолепного человека, настоящего Гражданина России, - ЮРИЯ МАРКОВИЧА ШМИДТА!
Сколько же сил он отдал в борьбе за освобождение своего "гениального" подзащитного, - Михаила Борисовича Ходорковского. Именно так он отзывался об МБХ!
Да, его интуитивное предвидение об досрочном освобождении Михаила Борисовича сбылось, правда с некоторым опозданием.
Но эта "отсрочка" легко объясняется: слишком упорно, слишком дуболомно сопротивлялась власть очевидному ходу истории. И это упрямство, боязнь потерять "лицо", теперь сыграет с ними самими злую шутку, - ведь они предстали миру как злобные и бесчеловечные самодуры.
Как же жаль, что Юрий Маркович не дождался этого дня!
Спасибо ему, мы помним, он с нами!!!
С уважением,
Сергей Львович.
yra-nik | юрий | 22.12.2013 08:20
Присоединяюсь.
Светлая память Юрию Марковичу.
В освобождении МБХ очень не малая доля его жизни
ЮСН
Tonic | Антон | 21.12.2013 14:31
Да, полностью согласен. Вроде, всё хорошо, но это странное поведение очень непохоже на то, что можно было бы ожидать. Два письма Путину, некие договорённости (Песков знает, но молчит), немедленный вылет в Германию, а не Кораллово... И ещё юридический вопрос: неужели для МБХ и его адвокатов теперь невозможно добиться справедливости? Были мнения (не только Сечина) о том, что прошение о помиловании подаётся после "справедливого судебного решения" (это не связано с признанием вины, но формулировка настораживает). С другой стороны, даже если так, есть ещё Лебедев, который вряд ли выйдет по помилованию и скорее всего будет добиваться справедливости дальше.
Arushaiman | Алексей Иман | 21.12.2013 21:46
Да, без сомнения, эта стремительная спецоперация - результат долгой предварительной работы. В 12:00 подписать помилование, в 12:20 уже выпустить, а в 19:00 уже встречать в Германии. Шпионский (политический) детектив так и прёт. Теперь все политически вовлечённые граждане извлекут из этого ту или иную пользу. Некоторые найдут какую-нибудь причину утешиться и довольствоваться просто свободой, хотя бы Ходорковского, из гуманитарных соображений. Другие будут в непонятности - то ли радоваться, то ли разочароваться, то ли бояться того, что теперь неизвестно откуда и чего прилетит, как теперь всё станет ещё хуже...
vdemchenko | Владимир Сергеевич Демченко | 22.12.2013 01:59
Выясняются, Алексей, любопытные подробности. Если я всё правильно понял, Михаила Борисовича разбудили в 2 часа ночи 21 декабря! Быстро собрали и сразу отправили на вертолёте до самолёта. Когда рано утром к колонии приехали многочисленные корреспонденты, МБХ там уже не было. Впрочем, уже скоро мы всё узнаем в деталях.
В.С.
yra-nik | юрий | 22.12.2013 08:28
Не так важно как произошла высылка - пароходом или вертолетом. Самое важное для многих людей - какие договоренности были достигнуты?
Надеюсь сегодня многое станет на свои места. В 16.00 пресс конф в прямой трансляции на евроньюс.
ЮСН
nut7 | Немезида | 21.12.2013 06:33
Поздравляю, Михаил Борисович! Мы все Вас ждали!
4on | Чон | 21.12.2013 06:45
Все высказывания по делу. Только Ясин опять насмешил с поздравлением Путину.
Gennadiy | Матюхин Геннадий | 21.12.2013 12:29
Это от ОЧЕНЬ ХОРОШЕГО ВОСПИТАНИЯ!
dad | Дмитрий | 21.12.2013 12:59
+1

Унылый пу никому не интересен абсолютно в этом контексте. Интересен только Михаил Борисович! Не верится до сих пор, что он на свободе. Остается только поздравить и пожелать ему здоровья и долгих лет жизни. И свободы всем оставшимся заложникам юкоса, в т. ч. Лебедеву и Пичугину...
ntchi2 | Natasha | 21.12.2013 07:01
Какая радость! До сих пор не могу поверить, так счастлива за всю Вашу семью, за нас всех ... и горечь, горечь 10 с лишнем лет украли, украл ... здоровья Вам, счастья, легкости бытия ...
Gennadiy | Матюхин Геннадий | 21.12.2013 12:43
Наташа, "Ничто на Земле не проходит бесследно". Михаил и Мы учились все эти годы. Конечно, было бы лучше без зоны, изоляции, отрыва от родных. Хотели "они" упрятать противника режима и сечь ин всё подряд, а получилось КАК ВСЕГДА у "них" получается, то есть, ПРОТИВНИКОВ приумножили и закалили. Горячие головы, холодные руки и бегающие глаза не полезны даже для своих деток.
Makar | Дмитрий | 21.12.2013 07:16
Михаил Борисович! От всей души поздравляю Вас с этим событием. Несмотря на 10 лет, проведенных в местах лишения свободы, желаю, чтобы в дальнейшем у Вас все было замечательно. Искренне рад тому, что Вы встретили/те своих родных и близких. Выздоровления Вашей матери. И всего наилучшего Вашей семье.
Дмитрий Макаров.
fsv | Сергей Фищенко | 21.12.2013 08:43
У МБ взгляд еще зеческий - пронзительно-колючий. Через неделю, аккурат к НГ и РХ, это пройдет :-) Господи, хорошо-то как!
pashenko-ecolog | Pashenko-ecolog | 21.12.2013 08:56
главное жив - остальное как душа споет
marina_mkh | Хлынина Марина Константиновна | 21.12.2013 09:13
Евгений Ясин: "Это также важный сигнал для развития российского бизнеса, который постепенно снова начнет доверять государству."
Доверять-то он, наверное, будет. Тому, что компании могут отобрать, владельцев засадить в тюрьму и держать там много лет. А потом, когда никакой надежды на освобождение законным путём уже практически не останется, вдруг может произойти чудо. Но вот захочет ли российский бизнес это проверять на своей собственной шкуре?
И вывод Людмилы Алексеевой о том, что неожиданный (???) акт помилования - результат примирения Путина с Ходорковским, на мой взгляд, не менее странный. Вот если также неожиданно помилуют Пичугина, тогда может и поверю.
buharov | Сергей Бухаров | 22.12.2013 09:56
Разочарую Ясина-бизнес не начнет доверять государству при Путине!Впрочем,Ясина понять можно-именно такие как он дают советы прыгать без парашюта в пропасть.Им кажется, что так быстрее долетишь до цели!
eprstu | Антон Непутин | 21.12.2013 09:16
Как и следовало ожидать , стремительный выход Ходорковского из тюрьмы стремительно меняет холуев , еще вчера писавших негатив про этого Человека!
путинизм - это надолго , как и сталинизм... это надо выжигать каленым железом!
ninaromano | Нина Романова | 21.12.2013 09:26
Хотелось бы поставить точку,
Но мало будет запятой...
Да черт со всем - важнее то, что
Случился поворот крутой.
Пускай закончатся напасти,
И предстоящий Новый Год
Одно лишь счастье, только счастье,
Сплошное счастье принесет...
grigorev1987 | Андрей | 21.12.2013 09:47
Михаил Борисович!! Здоровья Вам, Вашим родителям и Вашей семье! Искренне рад, желаю Вам всех благ! И чтобы никогда и ничто Вас больше не смогло разлучить с любимой семьей и друзьями! Вы, человек с большой буквы, который у меня вызывает нескончаемое уважение! Еще раз повторюсь, я очень, очень рад за Вас!
akjmpg | Aleksandr52 | 21.12.2013 09:51
Михаил Борисович, бесконечно счастлив, что Вы на Свободе. Всё, что Вы сделали - совершенно правильно! Впереди, дай Вам Бог, ещё вся жизнь, и с Вами семья - родители, жена, самоотверженно ждавшая Вас, дети. Как много это на самом деле значит в нашей быстротекущей жизни! Всё преходящее - суета, а это - главное в жизни. Вы - мужественный человек, только настоящие мужики, такие как Вы, способны всегда оставаться свободными и любимыми!
mgd | Марина Дашковская | 21.12.2013 09:58
Очень рада, что Михаил Борисович на свободе. Всегда восхищалась внутренней силой этого человека. И желаю ему простой человеческой жизни с родными и близкими рядом. Прежде всего...
talovka18 | Галина | 21.12.2013 10:04
Очень рада за Вас,Михаил!Здоровья Вам и Вашим родителям,успехов в делах,счастья в семье!Наслаждайтесь свободой,ведь многие совсем незнакомые Вам люди с тревогой и болью следили за Вашей судьбой!День этот, к счастью ,наступил раньше...И это здорово!
lavsel | Сергей | 21.12.2013 10:13
Думаю, что Людмила Михайловна здесь не права, говоря: «Очень многие предрекали, что эти два человека никогда не примирятся друг с другом. И такой неожиданный акт помилования – это, конечно, большая радость».
Думаю, что это "помилование" - вынужденный шаг, с зубовным скрежетом. Это результат расчёта со стороны загнанного в угол хищника.
С.Л.
admiralsib | admiralsib | 21.12.2013 10:15
О судьбе Платона Лебедева и еще многих.... НЕ ЗАБУДЕМ,НЕ ПРОСТИМ!
19401947 | лев лейкин | 21.12.2013 11:19
Третьего дела пока,может быть,и не будет,но материалы по нему могут полежать в сейфе.Их вынут оттуда,когда придёт время и команда из Кремля.Не зря ведь получали зарплату и повышения в чинах работники прокуратуры и следствия.Всё это под грифом "Совершенно секретно"ещё долгие годы будет почивать на полках архивов КГБ.
natali6262 | natali62 | 21.12.2013 11:45
А я думаю что 3 делом его будут держать на контроле, шаг влево, шаг вправо - сами понимаете, дело запустят.
Отпускать вернее всего уже заранее хотели, и спецом перед выходом такую инфу слили, чтоб не дергался после освобождения.Но это мое мнение, может и не так.
В любом случае я безмерно рада за МБ, воспринимаю это как праздник личный тоже, подарок к новому году всем нам.
Михаил Борисович, спасибо что Вы вышли!!!!Мы с вами!!!
rjvbkmaj | Игорь Ильницкий | 21.12.2013 12:16
ВОТ НАПИСАТЬ НУЖНО И ХОТЕЛОСЬ БЫ МНОГО, НО ТОЛЬКО - РАДОСТЬ СЕРДЦА ПЕРЕДАМ СВОЕГО,ДЕТЕЙ МОИХ И ВСЕХ ДРУЗЕЙ - С ПРАЗДНИКОМ СВОБОДЫ,МНОГОУВАЖАЕМЫЙ МИХАИЛ БОРИСОВИЧ !!! И САМОЙ СКОРОЙ СВОБОДЫ И ПЛАТОНУ И АЛЕКСЕЮ И ВСЕМ ВСЕМ УЗНИКАМ ЭТОГО ГНУСНОГО РЕЖИМА!!!!!
Gennadiy | Матюхин Геннадий | 21.12.2013 12:49
ОН ВЫРВАЛСЯ из зоны, а МЫ в ней остались...
vdemchenko | Владимир Сергеевич Демченко | 21.12.2013 13:04
ЦИТАТА
Владимир Познер: "Вы знаете, я бы, наверное, воздержался от сравнений. Ходорковский не боролся за что-то, кроме денег. Его политическая деятельность заключалась в том, что он давал деньги представителям разных партий, и коммунистической партии, кстати говоря, и партии Явлинского, и т.д. За это, кстати говоря... Давайте я отступлю и расскажу об этом. Я ведь с ним знаком, не близко, но знаком. У нас были когда-то олигархи. Их больше нет. Потому что олигарх имеет политическую власть, обязательно. Олигарх – это греческое слово, которое имеет в виду человека с деньгами и с властью. Сегодня, конечно же, есть люди с деньгами, но власти-то у них нет. Путин это все закрыл... Мне все равно. Ну вернется, ну не вернется, в моей жизни Ходорковский не играет никакой роли. Кроме как в жизни журналиста. А так, его дальнейшая судьба совершенно меня не интересует.//
http://echo.msk.ru/blog/pozner/1222581-echo/

Одно из двух: либо бывший тележурналист познер лишь прикидывается наивным дурачком, либо действительно потерял мозги вместе с совестью и честью. Впрочем познеру, который отдыхает на фешенебельных курортах вместе с подельником путина по разграблению ЮКОСа олигархом абрамовичем, уже не понять узника совести Михаила Ходорковского, который беззаконно отсидел ДЕСЯТЬ лет только за то, что публично предупредил страну об опасности коррупции. ПОЗОР ВАМ г.ПОЗНЕР! "ВЫ В БОГА ВЕРИТЕ?"... ТАК БЕССЛАВНО ЗАГУБИТЬ РЕПУТАЦИЮ...
vdemchenko | Владимир Сергеевич Демченко | 21.12.2013 13:59
ВДОГОНКУ.
Друзья, не поленитесь, прочтите указанную выше ссылку
http://echo.msk.ru/blog/pozner/1222581-echo/
Такую оголтелую ненависть к МБХ, и откровенное, без всяких приличий, лизание путину, как у познера, нечасто встретишь. Дармовой отдых и выпивки с путинскими корешами до добра не доводят.
В.С.
OLGA-KOROLEVA | Ольга В. | 21.12.2013 22:35
Владимир Сергеевич! А пусть их. МБХ - как лакмусовая бумажка на то, кто из них что стОит. Это даже здорово, как все раскрылись на нем. ПО крайней мере, мы теперь про многих знаем главное. А могли бы не узнать никогда, либо - очень долго. Ваша единомышленница Ольга Подмосковье.
lavsel | Сергей | 21.12.2013 14:34
Очень горько, но приходится согласиться.
Ведь из неволи вышел человек, не дравшийся за свои "газеты, заводы, пароходы", а за человеческое достоинство, за законность, против государственной коррупции...
Особенно неприятно то, что ведь Познер сам был в Хамсуде, и видел этот невероятный фарс своими глазами...
Трудно поверить в такой резкий вираж, но...
С.Л.
Petr | Петр | 21.12.2013 15:36
Ничего он не потерял, т.к. терять было нечего. Это функционер, который, как актер играет то, что скажут. Иногда ляпнет что-нибудь. Но всегда держит нос по ветру. Ограниченный человек. Болтун, фразер и демагог.
ekaterinas | ekaterina | 21.12.2013 16:27
100 процентов!!!! Моё презрение познеру
Login | V.V. | 21.12.2013 22:43
Да, и до этого на него уже было неприятно смотреть (вспомните программу с Сергеем Юрским), а после этих слов уж совсем противно...
yra-nik | юрий | 22.12.2013 08:33
Неожиданно . Не ожидал.
Думал он умнее и порядочнее.
До свиданья познер.
ЮСН
cvv55 | cvv55 | 21.12.2013 13:07
Искренняя радость за человека, показавшего такую силу духа!! Я не думаю, что у меня хватило бы сил вести себя так как Михаил Борисович в тех адовых условиях целых 10 лет. Это для меня безусловный и однозначный пример! Можно много говорить о подлости власти, о полнейшем беззаконии, о самодурстве самодура, о лизоблюдских судьях, прокурорах, готовых на все лишь бы угодить. Но так было во все времена, во всех странах. В демократических странах поняли, что с людьми так нельзя, и постарались сделать так, чтобы не самодуры вершили власть, а Закон. У нас пока очень малая часть думающих людей хочет сделать также. Но ведь не мало и других, кто не считает мерзость, подлость, продажность - бедой России. Их много и они все рвутся во власть. Первая реакция Сечина показательна! Он, вероятно, тоже рад, что человек вышел из тюрьмы, отсидев ни за что 10 лет и поэтому вместо поздравления сразу закричал: "У меня все имущество на законных основаниях! Ничего не отдам! Нет у вас прав!" А ведь вроде официально он не имел прямого отношения к воровству компании! Чего переживать-то, если все по закону? Какое счастье, что Михаил Борисович на свободе..
vdemchenko | Владимир Сергеевич Демченко | 23.12.2013 10:02
Блистательный комментарий! Коротко и ёмко!
В.С.
Grrub | Grrub | 21.12.2013 13:12
Да, МБХ неоднократно заявлял, что не намерен после освобождения заниматься политикой. Теперь можно уже поставить два вопроса. Во-Первых, что он имел в виду под "занятием политикой"? Во-вторых, получится ли у него "не заниматься"? Ведь теперь журналисты со всех концов света начнут спрашивать у Михаила Борисовича его мнения по всем мало-мальски важным поводам. И публиковать. Действительно, стремиться к политической власти он, скорее всего, не станет. А вот сумеет ли Ходорковский не стать духовным лидером, независимо, хочет он этого или нет?
wladimir9 | Владимир | 21.12.2013 13:13
Совсем не хочется выстраивать конспирологические теории...
Просто, еще 11 декабря Мария Филипповна находилась в клинике,Михаил Борисович,наверняка об этом знал. Её приезд в Москву,в ущерб лечению, наверняка связан с желанием, лишний раз кругу семьи сообщаться с сыном по телефону. Теперь же, без дополнительного риска, все (может и сегодня) встретятся в Германии.
Рождество, действительно ЧУДЕСНЫЙ ( определяющее здесь корень - ЧУДО)праздник. Забудем (хоть на время горечь, послевкумие..и просто от души порадуемся тому счастью которое произошло.
stroler | Александр Раппопорт | 21.12.2013 13:18
ЭТОТ ДЕНЬ МЫ ПРИБЛИЖАЛИ, КАК МОГЛИ

Дорогой Михаил Борисович!
Члены Новосибирского городского общественного объединения "КЛУБ АЛЕКСАНДРА ГАЛИЧА" сердечно поздравляют Вас - давнего и Почётного члена нашего Клубв с таким долгожданным освобождением! Желаем счастья и здоровья Вам и Ващей семье!
Когда-то Вы говорили, что одним из первых городов, которые Вы посетите после своего освобождения, станет Новосибирск. Понимаем, что всё произошло - не по Вашей воле - так, как произошло, но на встречу по-прежнему надеемся.
Пока же мы будем делать всё, что в наших силах, для скорейшего освобождения Вашего друга Платона Лебедева (кстати, тоже Почётного члена нашего Клуба), Алексея Пичугина, других юкосовцев - и всех политзаключённых нынешней России.

С глубочайшим уважением к Вам,
Члены Клуба Александра Галича
Новосибирск,20 декабря 2013
prusskaya | Нелли | 21.12.2013 13:20
Слушать рассуждения Сечина, в том числе и о квалификации Ходорковского - было бы смешно, если не было бы грустно. Главное- Михаил Борисович жив, здоров и на свободе.
edasol | Solomon | 21.12.2013 14:05
edasil! Свершилось! Очень рады за Вас Михаил Борисович! Долгожданной встрече с родными, жаль конечно, что не дома. Переживал конечно за Вас. Еще раз поздравляем с долгожданной свободой.
baMashka | Марина Драченко | 21.12.2013 14:25
По-мому, только Дмитрий Муратов дал достойные, глубокие комментарии радостному событию. Согласна с ним полностью - и МБХ, и Путин приняли верные решения, и обоим это было нелегко.
Зато напыщенные поучения Ясина и Хакамады вызывают чувство презрения, хотя по сути - смешны. У Ясина в последнее время любая реплика маразмом отдаёт, да и у Хакамады тоже, хоть по возрасту ей ещё рановато на рандеву с Альцгеймером. "Моськи" гламурные взялись "слона" поучать. Анекдот!
Tonic | Антон | 21.12.2013 14:27
Очень интересно узнать, почему МБХ так внезапно и без участия адвокатов написал прошение, да ещё и длинное личное письмо Путину (судя по словам Пескова). Может, на пресс-конференции завеса тайны приоткроется...
radnama | Р,Р, | 21.12.2013 19:27
Интересно будет послушать.Неужто не достойны адвокаты были знать про это? Ну а если написал - никто не имеет права осуждать. Только что скрывать-то было...Вот по-этому и не верится во всю эту историю с прошением...
wladimir9 | Владимир | 21.12.2013 14:37
В октябре 2003 года депутат Госдумы Гаджи Махачев написал генпрокурору бумажку с просьбой "проверить факты неуплаты "ЮКОСом" налогов и всех прочих сборов, включая платежи за недропользование". Эта самая бумажка и стала формальным поводом для инициирования разгрома ЮКОСа и десятилетнего заключения Михаила Ходорковского.

19 декабря 2013 года президент Путин объявил о своем решении помиловать Михаила Ходорковского. В тот же вечер на Кутузовском проспекте столицы в страшном ДТП с пожаром и человеческими жертвами погиб заместитель председателя правительства Дагестана Гаджи Махачев.
Rjkjrif | Александра | 21.12.2013 14:50
Мое самое большое предновогоднее желание сбылось!!!! МИХАИЛ ХОДОРКОВСКИЙ НА СВОБОДЕ!!!! Дай бог Михаилу Борисовичу, его родителям, его семье скорее встретиться, обнять друг друга. От всего сердца желаю им СВОБОДЫ, ЗДОРОВЬЯ И СКОРЕЙШЕГО ВОССТАНОВЛЕНИЯ!!!!!
alexandr | Олег | 21.12.2013 15:38
Большой поклон Вам Михаил Борисович за урок мужества, стойкости и чести нашим детям.
Здоровья Вам и вашим близким.
С победой Вас Михаил Борисович!
На Вашем фоне становится очень заметно настолько мелки все эти путины, сечины и прочая кремле-шушера …
nataliyas-05 | Natasha | 21.12.2013 15:41
Уважаемый Михаил Борисович! Счастлива, поздравляю! Вы на свободе!!! Дай Бог здоровья Вашим родителям,всей Вашей семье!!! Берегите их и себя!!!!
С огромным уважением и благодарностью за Ваше бесконечное мужество, достоинство, волю, честь!!!!
alfilsher | Александр | 21.12.2013 16:21
Бесконечно счастлив освобождению Михаила Борисовича !!!
О вероятном освобождении Вас я узнал сам, но о реальном выходе на свободу узнал от своих близких родственников. Вчера у меня было такое ощущение что вместе с Вами как будто сам вышел на свободу !! Такой этот режим ...
kot13 | kobi | 21.12.2013 16:38
Наконец свершилось. Михаил Борисович на свободе. Дай бог ему и его семье здоровье любви и радости ...
dedpotap | Алексей | 21.12.2013 16:55
ДМ.Муратов: М.Ходорковский и ПЛ Лебедев все эти труднейшие 10 лет в застенках производили ДОСТОИНСТВО!Какэто ТОЧНО иВЕРНО! От всей души поздравляю Михаила Борисовича с освобождением!Здоровья Вам ивсем вашим родным.Алексей
wisp_of_freedom | Nataliya | 21.12.2013 17:03
Уважаемый Михаил Борисович!
Вот уже несколько дней миновало с той самой новости, слетевшей "между прочим" с уст "гаранта", а меж тем - 10 лет миновало с того самого октября 2003г. Сейчас, равно как и тогда - также трудно поверить в эту новость, потому что пугает ошеломляющий эффект. Много говорят про "давление" при подаче прошения...Но в виду неоднозначности обстоятельств с учетом характеристик личностей - я бы сделала предположение о том, что принуждение имело место быть для обеих сторон...не могу поверить в "великодушие"...
Радуюсь за Вас безмерно! Узнав от друзей спустя 10 минут после эфира- не поверила,что все случится и случится так скоро, ибо моя Вера не так сильна, все больше разочарований от несбывшихся ожиданий. Но Вы...Вы выстояли!Вы...Вы- тот самый идеал для общества, который дает неравнодушным веру и надежду на перемены в Отечестве!Ваш ДУХ- непокорён и несломлен! А это обессиливает их больше...которые терзали Ваш ДУХ все эти годы,закрыв "светлую голову" (так говорит моя мама) в темницу в самом расцвете сил, на взлете. Ваше заточение пришлось на мои студенческие годы на юрфаке "керосинки". Даже там тема "дело ЮКОС" была запретной, которую большинство преподавателей отказывались обсуждать.
P.S.:после того как сама убедилась, что ВВП действительно пообещал в эфире- тот час же позвонила маме и обрадовала ее новостью, но в ответ услышала тишину...через несколько секунд я переспросила, слышит ли она меня, МБХ обещали отпустить!еще через пару секунд, дрожащим от слез голосом, по -матерински вскликнула - Я просто очень рада, что прекратятся эти бесконечные издевательства над его личностью, отнявшие 10 лет его расцвета!

Михаил Борисович! Вы всем нам очень нужны как "луч света в темном царстве". За Вами- строй неравнодушных!Держитесь!Всё ещё будет! Вы непременно подтвердите легенду о Фениксе!

До слез рада за возможность Ваших родителей в ближайшее время приголубить Вас и обнять!Здоровья им!Дождались...

с огромной радостью и уважением,
Смирнова Н.С.
edasol | Solomon | 21.12.2013 17:55
edasol! Прочитал реакцию Познера на освобождение Ходорковского, ну и удивился конечно. А Вот с Илларионовым согласен.
Видно Познер меняет потихоньку свои взгляды. Жаль.
Kamdent | elvira Kamenetskaya | 21.12.2013 19:55
Просто счастлива , что Михаил Борисович свободен! Как-то легче стало дышать!
Теперь поскорее бы вышел Платон Леонидович!
Ничтожества, захватившие власть в нашей стране, не могут сосуществовать с людьми умными, интеллигентными, благородными и мужественными, ибо сами трусоваты, не образованы, лживы и нечисты на руку. Чем иначе объяснить выдворение в Германию МБХ, когда всем было известно, что тяжело больная Марина Филипповна прилетела из Германии встретить сына. И я не уверена, что Михаилу Борисовичу дадут возможность жить в России и при этом быть на свободе. Хорошо бы натянуть им нос и выбрать МБХ главой ООН!
Kamdent | elvira Kamenetskaya | 21.12.2013 19:58
Просто счастлива , что Михаил Борисович свободен! Как-то легче стало дышать!
Теперь поскорее бы вышел Платон Леонидович!
Ничтожества, захватившие власть в нашей стране, не могут сосуществовать с людьми умными, интеллигентными, благородными и мужественными, ибо сами трусоваты, не образованы, лживы и нечисты на руку. Чем иначе объяснить выдворение в Германию МБХ, когда всем было известно, что тяжело больная Марина Филипповна прилетела из Германии встретить сына. И я не уверена, что Михаилу Борисовичу дадут возможность жить в России и при этом быть на свободе. Хорошо бы натянуть им нос и выбрать МБХ главой ООН!
anatoliy_pipa | Анатолий | 21.12.2013 20:13
Поздравляю родных, близких и Михаила с встречей на свободе. Помянул недоживших до этого светлого дня. И вспомнил о находящихся в застенках о Платоне и об Алексее. Желаю им скорейшего освобождения!
annairam | ANNAIRAM | 21.12.2013 22:09
СЛАВА БОГУ! Он - на СВОБОДЕ! Он ВСЕГДА был СВОБОДЕН внутри! Но теперь он еще свободен и "вовне"! УДАЧИ! МУЖЕСТВА! ТЕРПЕНИЯ! Самому великому человеку России!!!
OLGA-KOROLEVA | Ольга В. | 21.12.2013 22:27
Ощущение вселенской радости за Михаила Борисовича и его близких! Поздравляю всех! Верю, что будут выпущены остальные заложники. Болеем душой за всех них и их близких, которые также проходят сейчас тяжелейшее испытание надеждой. Дай им Бог снести такие пытки стоически....
Поздравляю и всех нас, кто долгие годы ежедневно имел в своей домашней повестке дня судьбу всех узников. Уже чуть легче, чуть меньше щемит ....
buharov | Сергей Бухаров | 22.12.2013 09:50
Ходорковский как политическое блюдо под Новый Год!

Михаил Ходорковский будет еще не раз вспоминать годы, проведенные в тюремных изоляторах и колониях, переезды по этапу и тюремные подставы. Еще не раз будет прокручивать в голове все, что с ним случилось - приключение человека, который хотел .. Вы помните, чего хотел Ходорковский? Сегодня это пока отошло на второй план.
Видимо, Ходорковский и все, кто его поддерживали эти годы (все прогрессивное человечество, сказали бы в СССР), сейчас будут задавать вопрос, а чего собственно хотел Михаил, и за что система и (лично Путин) вынесли ему приговор. Думаю, ответ даст со временем и сам Михаил Борисович.
Все эти 10 лет вне свободы Ходорковский боролся с собственными слабостями и человеческими инстинктами, чтобы доказать людям на свободе силу и стойкость человеческого организма. Не всякий выдержал бы такой срок. Ходорковский сумел приказать себе не сломаться.
Многие российские оппозиционные политики, журналисты и представители среднего класса в тайне питали надежду, что Ходорковский будет тем знаменем оппозиционного противостояния политической системе Путина, которое со временем можно будет водрузить в Кремле. Но как то все не получалось, не сумел Ходорковский оправдать надежды оппозиции. И тогда все стали просто бороться за его освобождение. Ходорковского в неволе сделали занозой в политической системе Путина. Уж большая или маленькая заноза была - чувствовал только Владимир Путин. Однако, система жила с этой занозой и двигалась…..
Уже в этом 2013 году Ходорковскому дали четко понять - просто так не выйдет. И началась (мы то, наивные, вне игры) тайная и совершенно мерзкая торговля (за кулисами общественной жизни) государственной машины с одним человеком из плоти и духа. Машина, видимо, показала свои челюсти так, что Ходорковский, отсидев 10 лет, понял - это конец. Надо принимать решение! И принял! Мы не узнаем, что еще подписал Михаил Ходорковский кроме прошения, чтобы Путин мог спать спокойно. Но то, что через несколько часов после освобождения Ходорковский оказался в Германии говорит только о том, что Путин принципиально использовал исторический опыт царской России - неугодных немедленно за кордон! И это очень настораживает, потому что герои, которые побеждают в сказках, в России наяву проигрывают уже много столетий.
Сейчас политологи говорят, что Путин уже не боится оппозиционности Ходорковского, что последний за эти годы переплавил в своей голове всю оппозиционность в простое и жизненное правило- не стоит жертвовать семьей и детьми ради человечества. А вы бы как поступили?
Все мы в России, будучи на воле, просто переживали за судьбу Ходорковского (кто за утренней кашей за столом, кто за блюдом с устрицами и креветками, кто на митинге под коньячок). Но толком гражданское общество ничего не сделало существенного, чтобы освободить Ходорковского. Так тихонько ныли! И под это нытье ходили в Кремль и улыбались системе! И все время ныли и скулили!
В этом смысле на месте Ходорковского я бы сказал, что гражданское общество в России ничего из себя не представляет! Можете обижаться! Но в итоге освободили Ходорковского исключительно по прихоти Путина (я про коварство не говорю). И выкинули Ходорковского из России как отработанный политический шлак. И дали понять - система сломает любого! Хоть сто навальных подавай! И сломает! И выкинет из страны себе на потеху!
В итоге гражданское общество в России умылось! Гражданское общество даже не поняло, что произошло! Мы разучились даже стыдиться своей трусости, мы всегда придумываем себе оправдание. И всегда находим! И это проблема….
Ходорковский сейчас в Германии! А у меня на устах стихи Лермонтова:

Прощай немытая Россия
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ!

Скоро Новый Год! Политическое блюдо их Ходорковского приготовлено! Ешьте, не подавитесь…..
Gennadiy | Матюхин Геннадий | 22.12.2013 14:44
Из САМИЗДАТА стишки берёте, наверное? Теперь корректировочка некоторая:
"Прощай, Умытая Россия!
Страна воров - страна господ.
И вы, в мундирах, голубые.
И ты, обманутый народ!"
eprstu | Антон Непутин | 23.12.2013 03:09
"...Уж большая или маленькая заноза была - чувствовал только Владимир Путин..."
Ничего этот Ваш "бесчувственный" не чувствовал..ни к своей жене , которую бросил спустя 30 лет, ни к Ходорковскому , который обвинил его в коррупции!
vdemchenko | Владимир Сергеевич Демченко | 23.12.2013 10:24
Отличный комментарий, уважаемый Сергей Бухаров!
Только мне кажется, я даже уверен, что "шеф повар" политических блюд из узников совести - путин и его многочисленные подручные - сечины, бастрыкины, чайки, сердюковы, данилкины, егоровы и прочая нелюдь - подавятся первыми. Мы, Сергей, ещё будем иметь удовольствие наблюдать, как эти аморальные "повара" блюд из человеческих судеб будут корчится на сковороде истории. Рано или поздно, но всякое злодеяние наказывается.
С наступающим!
В.С.
eprstu | Антон Непутин | 24.12.2013 00:11
Я вот все время жду - ну когда же они подавятся то ? Может хоть поперхнулись немного...
svetilsa | Светлана | 23.12.2013 16:29
Спасибо всем, кто радуется Свободе Ходорковского! Не важно, что там было в этой спец операции, важно,что Михаил Борисович на Свободе! Очень надеюсь, что его мстителям за все воздастся! Благополучия всем Ходорковским!
wou | svetlana | 23.12.2013 19:07
Свобода Ходорковского - это невероятное счастье!

п. с. ГУ ВШЭ уже давно называется НИУ ВШЭ.
mestospb | Павел | 24.12.2013 04:36
Знаете что я подумал смотрев интервью ? У Ходорковского есть очень знатный способ потролить чиновников в России, причём безопасно для себя, а заодно эффективно вести правозащитную деятельность и стать действительно крутым правозащитником. Марк Цукерберг в последнее время весьма озабочен правозащитной деятельностью. И весьма в ней заинтересован. Когда Михаил Борисович сказал фейсбуки твитеры - я сразу подумал , а ведь это то что тебе надо. Надо ему, и надо им. Фейсбук самая мощная правозащитная платформа в мире, не одно СМИ не обладает такими возможностями. Хочет фейсбук правозащитную деятельность вести ? Так кто более лучший кандидат чем человек отсидевший по политическому делу 10 лет ,а до того в 2002-2003 бывший самым инновационным лидером в России. Человек который не сядь стал бы российским Джобсом. Человек обладавший такой же харизмой, такой же манерой, видением и пониманием мира. Кто лучший лидер правозащитного направления для фейсбука как не отсидевший по политическим мотивам джобс ? Это и Цукербергу на самом деле выгодно - это куда более мощная сенсация и команда чем Дуров и Сноуден, который толи работает толи не работает в кальке фейсбука - вконтакте. Это будет очень мощный пиар ход для Фейсбука, и повысит интерес и расположенность людей к нему. Не какой то менеджер из теплого кресла, и не какой то бедуин который с инновационностью не вяжется, пускай и трижды правозащитник. А именно тот кто и строил себе имидж инновационного локомотива, и был бы им если бы его не посадили.
Пресс-секретарь Кюлле Писпанен: +7 (925) 772-11-03
Электронная почта
© ПРЕССЦЕНТР Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, 2002-2014
Мы не несем ответственности за содержание материалов CМИ и комментариев читателей, которые публикуются у нас на сайте.
При использовании материалов www.khodorkovsky.ru, ссылка на сайт обязательна.

Rambler's Top100  
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru