Репортаж Юрия Векслера на "Радио Свобода".
10 декабря во многих странах мира отмечался установленный решением ООН 60 лет назад День прав человека. Эта дата была выбрана в честь принятия и провозглашения Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года Всеобщей декларации прав человека. В Берлине по инициативе директора Музея берлинской стены Чекпойнт-Чарли Александры Хильдебрандт прошла демонстрация против нарушений прав человека в России.
Звучали требования не на словах, а на деле осуществлять основные права и свободы человека, освободить политических заключенных, в том числе, Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, найти и судить убийц российских журналистов и тех, кто совершает избиения журналистов с целью устрашения. Участники демонстрации пронесли от Музея Берлинской до посольства России 50-метровый российский флаг, который был пронесен в 1991 году по Москве, как символ победы над путчистами. В Берлин флаг привез инициатор его создания российский предприниматель и политик Константин Боровой:
– Я шил этот флаг. В свое время мы принесли его к Белому дому и подарили демократическому правительству России. Я очень рад, что этот флаг теперь в Берлине, а не у тех, кто к демократии не имеют никакого отношения. Мне приятно его здесь носить и дразнить этим флагом нынешнее российское правительство.
Директор Музея берлинской стены Александра Хильдебрандт говорит, что появление этого флага здесь и сейчас вполне закономерно:
– Мы несем этот флаг к российскому посольству, чтобы показать, что мы хотим свободы для политических заключенных в России, свободы для Михаила Ходорковского, Платона Лебедева и для многих других людей. Мы хотим добиваться свободы прессы и свободы слова в России.
В берлинской акции принял участие и прибывший из Лондона известный правозащитник Владимир Буковский. Демонстрация завершилась вручением представителю посольства России в Германии петиции под названием "Берлинская декларация", под которой подписались сотни известных политиков, общественных и культурных деятелей Германии и других стран. Среди подписавших декларацию – лауреат нобелевской премии по литературе немецкая писательница Херта Мюллер, пианист Евгений Кисин, скрипач Гидон Кремер, композиторы Гия Канчели и Арво Пярт, кинорежиссер Терри Гиллиам, писатель Андрей Курков, депутаты бундестага, в частности сопредседатель партии "зеленых" Германии Клаудиа Рот.
Сбор подписей начался в день открытия в музее Берлчинской стены выставки, посвященной процессу над Ходороковским и Лебедевым.
Накануне демонстрации Владимир Буковский на вопрос о смысле подобных акций, ответил:
– Мы давим на власти, и им приходится что-то говорить. Дело не в них и не в нас. Дело в том, какой эффект это может произвести в России. Это создает кумулятивный эффект. Чуть ли не 30-летний наш опыт показал, что когда люди надеются нахрапом что-то изменить – пришел, увидел, победил – они не добиваются успеха. А когда затевается затяжная кампания – на год, два, три – когда власти начинают понимать, что от них не отстанут, тогда они реагируют. В конечном итоге мы освободили всех своих друзей. Всех! Это заняло много лет, это было непросто, но это возможно, достижимо. Это надо делать. Этот опыт мы теперь пытаемся передать тем, кто столкнулся со сходными проблемами уже в новое время, у кого сидят друзья, кто хочет им как-то помочь. Мы объясняем, что методы есть.
Юрий Векслер: Владимир Лукин заявил, что процесс Ходорковского и Лебедева имеет серьезную политическую составляющую. Это что – итог его разговора с собственной совестью, или результат такого давления?
В. Буковский: Видимо, тут много причин. Лукин – человек осторожный, он у нас - дипломат. Помимо совести, помимо давления он наверняка заручился и какой-то поддержкой со стороны властей. Я думаю, и там нет единого мнения на эту тему, и сам процесс Ходорковского это очень явно показал. Когда министр дает показания в суде в пользу обвиняемого, это не слабо. При этом никто его не выгоняет с поста на следующий день. Понятно, что там далеко не все благополучно и едино.
Приближается час оглашения приговора.
«Приговора» … язык не поворачивается – так неуместно звучит это слово по отношению к Михаилу Борисовичу Ходорковскому и Платону Леонидовичу Лебедеву.
На самом деле, обвинительный приговор будет означать, что дан зеленый свет процессу разрушения независимого суда как важнейшего государственного института, дальнейшему разрушению доверия между властью и обществом, юридическому нигилизму, сталинско-бериевским показательным процессам, словом, – окончательному развалу основ независимого правосудия. Обвинительный приговор будет означать, что дан зеленый свет дальнейшему уничтожению политической конкуренции в России, превращению выборов в фарс, призыв к постоянно нарастающему применению административного ресурса. Вот свежее подтверждение: призыв Суркова к «нашистам» и им подобным – «тренировать мускулы» для подготовки к парламентским и президентским выборам в стране. Не подобные ли призывы поощряют происходящие нацистские погромы в Москве, Питере, по всей стране? Понятно, кого при подготовке к выборам собирается громить господин Сурков, воспитывая отечественных хунвейбинов!
Михаил Борисович, Платон Леонидович! Мужества Вам не занимать! Здоровья Вам, сил, берегите себя для ваших близких, для всей России! Правда – за Вами!
Только полное оправдание Михаила Борисовича Ходорковского и Платона Леонидовича Лебедева даст надежду, что Россия остановит движение к позору, свернет на путь позитивного развития!
Сильный ход. Жаль только, официальные СМИ опять решили, зачем мол россиянам знать о том, что символ демократии несли не по Москве, а в Берлине.