| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Архив
|
23.11.2013 г.
Люди ненависти и люди свободыБорис Грозовский о том, как оппозиция мутирует в своего же врага, и о книге «Государство. Общество. Управление». Несколько недель назад издательство «Альпина Паблишер» выпустило книгу, серьезно улучшающую карму всех, кто имел отношение к ее выходу. Редактировали этот том замдиректора Института философии РАН Сергей Никольский и заключенный Михаил Ходорковский. Это размышление об институтах, условиях существования гражданского общества, его взаимоотношениях с властью, о том, благодаря чему государство может стать эффективным. Как рассказывал на посвященном выходу книги круглом столе в фонде «Либеральная миссия» Никольский, книга готовилась два с половиной года. Редактировать объемный том из тюрьмы — нетривиальный опыт. Открывает сборник статей текст самого Ходорковского, который сегодня перепечатывает COLTA.RU. Главный российский заключенный пишет о свободе как о неочевидном благе. Проведенное в неволе десятилетие все больше настраивает МБХ на философический лад. Действительно, «свобода лучше несвободы» не для всех. Далеко не всем она жизненно необходима. Повсюду есть люди, «для которых несвобода — более комфортная среда». И народ в российской истории часто не справлялся со свободой, бежал от слишком сложного выбора, или, словами Ходорковского, от своего злейшего врага — самого себя. Это, впрочем, не означает, что кто-то (обычно государство) вольно решать, кто достоин свободы, а кто нет и какой именно свободы. Алгоритм определения зрелости здесь невозможен. В послекантовской философии свобода граждан должна восприниматься властью как данность. Взамен от нее (это показывает Эрих Соловьев из Института философии) можно не требовать доброты, мудрости, совпадения с идеалом. Нужен, казалось бы, минимум — государственно-правовые гарантии. Но это минимум надежный, создающий возможность общественного развития, правового государства, республики (демократии). От власти нужно лишь, писал Кант, «согласие с тем, что люди в состоянии самостоятельно, самозаконно устраивать свою жизнь. Не может считаться хорошим выражение: известный народ не созрел для свободы. Крепостные помещика (будто бы) не созрели для свободы, а для свободы веры не созрели люди вообще. Но при таких предположениях свобода никогда и не наступит, ибо для нее нельзя созреть, если предварительно не ввести людей в условия свободы (надо уже получить свободу, чтобы иметь возможность пользоваться своими силами на свободе). Первые проявления свободоволия могут, конечно, оказаться грубыми и обыкновенно сопровождаются бóльшими затруднениями и опасностями, чем те, при которых все стояло еще не только под приказаниями, но под попечением, однако созревают для разума не иначе, как только через свои собственные попытки». Нельзя научиться ходить «теоретически» — не имея возможности попробовать сделать первые шаги. Доверие должно быть упреждающим. О свободе как труде, как бремени много говорил Мераб Мамардашвили. Если не относиться к свободе как долгу, отсутствие внешних «скреп» легко превращается в «инертную злую энтропию», «безразличный косный хаос». Мир, в котором люди, как герои Достоевского, хотят легкой, ничем не ограниченной свободы, захватывают «страшные идолы страсти, почвы и крови». Именно поэтому распад тоталитарного государства в большинстве стран соцлагеря привел к погружению (более или менее длительному) в джунгли, антиобщественное состояние, войну всех против всех. Свобода невозможна без тяжелого и непрерывного поиска мысли, порядка, гармонии, говорил Мамардашвили, с которым в этот раз созвучен МБХ. Не случайно 500-страничный том завершается любимым Мамардашвили Кантом — «Ответом на вопрос “Что такое просвещение”». Я думаю, примерно такая мыслительная конструкция и привела МБХ к философам. Кроме Никольского участвуют Эрих Соловьев, Светлана Неретина, Владимир Порус, Вадим Межуев, Александр Огурцов и другие. Впрочем, не только философы: судья в отставке Сергей Пашин, Наталья Зубаревич, Алексей Левинсон, Владимир Рыжков, Евгений Гонтмахер и др. Вступительный текст МБХ, где ставится проблема конструирования государства, системы правил, в рамках которой люди могут быть свободными, — органический зачин посвященной свободе и государству книги. Продолжает ее Адам Михник (весьма удачное решение редакторов книги), один из участников «Солидарности» и «Комитета граждан», который возглавил Лех Валенса. Но Михник не стал рассказывать о польском опыте движения от несвободы к свободе, а дал свое предисловие к книге Вацлава Гавела «Сила бессильных», где повествуется, как шла к свободе Чехия. Кстати, за 15 лет до обретения Чехией свободы Гавел работал грузчиком на пивзаводе, а Михник еще за три-четыре года до «бархатной революции» сидел в тюрьме. Там, в тюрьме, Михник пообещал себе: 1) никогда не вступать ни в какую ветеранскую организацию, где будут давать ордена за борьбу с коммунизмом; 2) никогда никому не мстить. Очень хочется надеяться, что какие-то похожие по смыслу зароки дал себе и МБХ. Иначе, оказавшись на свободе, он, по собственному рассуждению, будет менее свободным, чем сейчас. Вообще книжки Михника и Гавела я бы раздавал на оппозиционных митингах: они очень четко показывают, что «диссидентская субкультура имела свои ловушки». Бескомпромиссная позиция «людей ненависти», борцов с тираническим, деспотическим государством, легко ведет к ставрогинской бесовщине — через конформизм в собственной среде и «ангелизацию самого себя». Сейчас этот путь, увы, интенсивно проходят лидеры российской оппозиции. Анатомия этого превращения, по Михнику и Гавелу, психологически проста: «В подсознании ненавидящих есть чувство, что они — единственные настоящие обладатели истины, то есть какие-то сверхлюди или боги… Ненависть — это дьявольская черта падшего ангела: это состояние души, которая хочет стать вровень с Богом или же самим Богом, хотя всегда болезненно убеждается, что им не является… Для ненавидящего сама ненависть важнее, чем ее объект, она может быстро менять свои объекты, хотя его отношение к ним остается тем же… Ненавидящий человек не знает улыбки, ее заменяет гримаса. Он не способен к настоящей иронии, ибо ему чужда самоирония. По-настоящему смеется только тот, кто умеет смеяться и над самим собой… Кто ненавидит конкретного человека, почти всегда способен поддаться ненависти коллективной и активно в ней участвовать… Коллективная ненависть освобождает людей от одиночества, чувства оставленности и бессилия, анонимности, благодаря чему они избавляются от комплекса неполноценности и безуспешности. Вместо этого она предлагает общность и создает какое-то особое братство… Они могут непрестанно наперебой заверять друг друга в собственной значимости, соревнуясь в проявлениях ненависти к какой-то группе мнимых виновников их обид». Но эта простота не мешает все новым и новым поколениям борцов за свободу превращаться в людей ненависти. Итак, людей свободы мало. А люди ненависти, борющиеся с «кровавым режимом», постепенно уподобляются своим венценосным гонителям. Об этом говорит Эрих Соловьев, вспоминая «Оправдание добра» своего однофамильца Владимира Соловьева: «Задача права вовсе не в том, чтобы лежащий во зле мир обратился в Царство Божие, а только в том, чтобы он до времени не превратился в ад». Рай на земле невозможен: нет такого состояния мира, в котором межчеловеческие противоречия будут устранены, воцарится полная гармония и все будут довольны общественными установлениями, властью и друг другом. И не надо искать невозможного: различия в интересах, целях и образе мыслей не сгладить, но правовым образом можно хотя бы, по Канту, упорядочить столкновения людских притязаний. Для этого нужно, в частности: 1) признание первостепенности прав человека; 2) реальное и действенное верховенство закона; 3) равенство всех граждан перед законом. Собственно, об этих трех пунктах (плюс правила сменяемости власти) в ближайшие годы предстоит договориться оппозиции и власти — если она решит вдруг примкнуть к базовому общегражданскому договору. Правителя невозможно воспитать, просветить, продолжают Соловьев и Кант. Эта иллюзия присуща, увы, не только экспертам, пытающимся внушить определенные идеи нынешнему руководству страны, но и тем, кто пытается воспитать, в духовном смысле взрастить их сменщиков. Из этих попыток ничего не выходит. Лимитировать деятельность правителей можно только силой закона. Если нам всем удастся об этом договориться, задача общественного обустройства заметно упростится. Об этом же говорит Владимир Порус (ВШЭ): без законодательного ограничения мы обречены иметь не настоящую (работающую как часы) бюрократию, а лишь жалкую пародию на нее, обслуживающую собственные интересы. Остальное — скороговоркой. Светлана Неретина (Институт философии) великолепно показывает эволюцию власти от ее сакрально-божественного восприятия (откуда родом наш патернализм) к современному. Государственное единство по-нашему — это коллективность, общность идеологических лозунгов. Значит, в России «государство» все еще синоним «царства», монархии. А английское state — всего лишь состояние, положение, смысл которого может меняться в зависимости от социальных и экономических отношений. Неретина предлагает языковую реформу — например, отказаться от слова «управлять», подразумевающего вертикальные отношения, и говорить применительно к государству о регулировании, менеджменте (горизонтальная координация). В интересной работе Сергея Никольского дано свежее описание отношения к государству и обществу в литературе XIX века: Фонвизин, Пушкин, Герцен, Салтыков-Щедрин, Достоевский, Сухово-Кобылин, Лесков. К удивлению тех, кто не возвращался к классикам со времен изучения школьной программы, оказывается, что они обсуждали ровно те же вопросы, что мы сейчас. В другой статье Никольский доказывает, почему на пути к демократии нельзя «перепрыгнуть» стадию национального государства — которого, в отличие от феодально-клановой империи, у нас никогда не было. Евгений Гонтмахер (КГИ) очень четко описывает симптомы загнивания современной социально-экономической структуры, сложившейся в рамках персоналистского режима путинской власти, превращения всех институтов в свою противоположность. Далее он дает проект, как исполнительную власть можно сделать более компактной и эффективной. Сергей Пашин демонстрирует ту же подмену на конкретном примере, показывая, как государство в России в последние века заменило собой правосудие, а также должно ли оно стать «третьей властью». Текст Пашина — хорошее дополнение к опубликованному недавно Европейским университетом в Санкт-Петербурге плану реформы милиции. Бессмысленность вертикали власти в управлении регионами блестяще показывает Наталья Зубаревич (МГУ). Централизация только мешает развитию. Альберт Алешин (РГГУ) пытается выявить иррациональную природу антикапиталистических настроений в широких народных массах. Алексей Левинсон (Левада-Центр) и Дмитрий Дробницкий (Terra America) рисуют систему политических воззрений рождающегося среднего класса, предъявляющего спрос на стабильность и свободу. Греческие и немецкие философы, как и русские писатели, и авторы рецензируемого сборника, прекрасно знали: водораздел между людьми свободы и людьми ненависти проходит не по линии политического противостояния или гражданского сопротивления. Он проходит внутри каждого из нас. Государство. Общество. Управление. — М., Альпина Паблишер, 2013. Под редакцией С. Никольского и М. Ходорковского
Комментарии
father | Валентин Бедеров | 23.11.2013 13:48
Не оппозиция мутирует, а отдельные её представители!
vdemchenko | Владимир Сергеевич Демченко | 23.11.2013 13:53
//Греческие и немецкие философы, как и русские писатели, и авторы рецензируемого сборника, прекрасно знали: водораздел между людьми свободы и людьми ненависти проходит не по линии политического противостояния или гражданского сопротивления. Он проходит внутри каждого из нас//.Спасибо создателям и авторам исключительно актуальной книги! Будем читать и думать...
vdemchenko | Владимир Сергеевич Демченко | 23.11.2013 23:59
ВДОГОНКУКонечно, ненависть сродни безумию и уже поэтому непродуктивна, не говоря уже о спасении души, в которой, по завету Отца нашего Небесного, не может быть места такому разрушительному чувству. Но это вовсе не значит, что, к примеру, бандитам и негодяям, ограбивших акционеров ЮКОСа и сломавшим жизнь многим невинным людям, это злодеяние должно сойти с рук. Ненаказанное преступление - это страшное зло. Будет величайшей несправедливостью, если нелюди, укравшие ЮКОС, избегут суда и наказания. Поэтому, когда придёт час расплаты, этот час должен стать торжеством ЗАКОНА. Никакой политики, никакой ненависти, никакого мщения - только законный, беспристрастный и справедливый суд над теми, кто десять последних лет цинично измывался над людьми и законом. Только тогда душа многих из нас станет на место. В.С.
yra-nik | юрий | 25.11.2013 16:30
!!!!!ЮСН
goljuk | иван | 23.11.2013 14:02
"Судьба моей страны,быть может в том,что не было в ней рабства? -Мы,крепостные,испокон веков.Такими сделаны Историей и властью!"
meteo594 | Алла Николаевна | 23.11.2013 14:07
Великолепно все обрисовано. Узнают себя судьи, может поймут, что служат сатане. И представляю, что прочтя это у "лидера" увеличится ненависть до скрежета зубами, а бессилие будет съедать его изнутри. Есть умные, мыслящие люди, знающие как организовать управление государством. И время их не за горами.
lavsel | Сергей | 23.11.2013 14:51
Совершенно очевидно, что именно изменение обстановки, изменение условий бытия, заставляет талантливого человека перестроить направление своей мыслительной работы в новое русло.Помещённый в замкнутое пространство неволи, Михаил Борисович Ходорковский превратился из активного предпринимателя, руководившего колоссальным предприятием, в совершенно уникального мыслителя, масштабного философа! Недаром говорят, что талантливый человек - талантлив во всём!!! Причём мы видим, что его мировоззрение вовсе не направлено на отмщение тем мерзавцам, которые разграбили, присвоили себе его бизнес, оболгали его и его соратников. Здесь перед нами вовсе не мстительная одержимость Графа Монте-Кристо! Михаил Ходорковский, человек огромного интеллекта, богатой культурной основы, участвует в гораздо более масштабных "проектах". Его заботит будущее страны, будущее её народа, погрязшего в культивируемом властями тёпленьком и беззаботном невежестве. И что греха таить, для нынешнего примитивно-полуграмотного руководства России уже не страшен блестящий "предприниматель" МБХ. Тем более, что он, как мы хорошо с вами знаем, вовсе не собирается "идти в политику". Пожелаем же и предложенной нам книге, и её авторам больших успехов, а самому Михаилу Борисовичу скорейшего возвращения к своей семье, к свободе. Мы очень ждём его. Сергей Львович.
tsp | tsp77 | 23.11.2013 17:18
Как-то не близко к соверменной российской действительности стоит разговор о том, чтобы нам всем договориться о лимитировании деятельности правителя исключительно законным путем. Да уж давно договорились: требование честных выборов, равных прав перед законом и самостоятельных судов - это тот самый договор и есть. И что? Нас перестали оболванивать телевидением? Нашим детям доступно образование и просвещение? Толоконникову и Алехину оправдали и отпустили? лучше бы порассуждали на тему, как просветить народ. Как - реально как - направить его на путь осознания своих духовных ценностей и политических предпочтений? Опять замкнутый круг: народ боится свободы, потому что не пробовал, а попробовать не дадут, потому что не требует? А ненависть как органическое отторжение, к примеру, сталинских способов правления, фашизма, расизма, преследования инакомыслящих - очень даже и полезное дело. Но в основе ненависти должно лежать знание фактов и четкое понимание своего к ним отношения. Ни того ни другого в народе нет.
albert_2010 | Albert | 23.11.2013 22:36
***tsp | tsp77 | 23.11.2013 17:18 Как-то не близко к соверменной российской действительности стоит разговор о том, чтобы нам всем договориться о лимитировании деятельности правителя исключительно законным путем. ***ИМХО, ключевое слово "четкое понимание" СПРАВЕДЛИВОСТИ и своего ПРАВА на эту справедливость...см. также http://www.novayagazeta.ru/society/61086.html ****К вопросу о коммунизме. Имеет ли каждый из нас право получать деньги от государства просто так? Лучшие мировые умы разрабатывают идеологию нового устройства жизни: каждый человек имеет право на гарантированный ежемесячный доход**** Цитата : **Несмотря на кризисы, мировое богатство растет. Швейцария в 2011 году стала первой страной, где богатство на душу населения превысило 500 тысяч долларов. Австралия и Норвегия имеют 350 и 330 тысяч на человека, Япония и США с 270 и 260 тысячами долларов стоят выше Франции и Италии с их 200 тысячами долларов. В условиях такого зашкаливающего, одуряющего, немыслимого во всей предыдущей истории человечества богатства сам собой должен был возникнуть вопрос о том, как его использовать и что с ним делать. Инвестировать в суперпроекты вроде освоения Марса? Построить мосты над океанами? Вложить в государственную медицину и образование? Или просто закрыть глаза, глядя в приятном расслаблении, как огромные деньги утекают в сторону десяти миллионов человек, уже имеющих крупные состояния и правящих миром?**
novenkii | Novenkii | 23.11.2013 19:39
Что знаем мы? Как плохо нас учили.Быть может вас получше, чем меня, но в школе мне сказать забыли об отношениях народа и царя. О войнах говорили, и кого, когда убили, но умолчали о любви к тиранам зря. История российская сюжетами богата: чем круче царь, чем больше крови - сильней народная любовь. Природа в этом виновата, что русский любит кнут до боли? Когда над нами царь-мудрец и дал народу послабленье, Мать- Родина, орем: конец! Но вот пришел его наследник: в руках кинжал, в крови передник. Народ ликует: слава Богу, явился всем нам Царь – отец! Катком прошелся по народу – Его Великим назовут. Другой, захочет дать свободу – его на бомбе подорвут. Кичимся мы: дворяне - предки! Другой: крестьянин от сохи! Мечтаем: твердостью руки, морями крови накати, нас в три погибели скрути, но не уйдешь ты от любви! Что за народ, мы с вами, братцы? Пора Людьми, с колен подняться. 1998 г.
kovlarr | Лариса | 24.11.2013 16:13
Как интересно, спасибо.
Gennadiy | Матюхин Геннадий | 24.11.2013 22:41
Прочитал статью, открывающую сборник (перепечатывает COLTA.RU.), и ВСЕМ советую! "Достоевский", конечно, "прав": в России каторга - это БЛАГО, своего рода УНИВЕРСИТЕТЫ. Очень развивает мысль. Такова она - Русь... Суверенно демократическая. Шучу, конечно. Просто, у Михаила Борисовича возникло "СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ и СВОБОДНАЯ ГОЛОВА" (от бизнеса). Согласен, что страна наша (Государство) ещё только в начале пути. Надо очень умно его начинать и ПРЕОДОЛЕВАТЬ. Ещё следовало бы разобраться, как мы "дошли" до жизни ТАКОЙ? И при этом не потерять граждан России, как потеряли 15 лет назад Галину Старовойтову. Не грозить судами праведными. СУД над всеми ОДИН. Устали уже ВСЕ (Общество) от ДРЕМУЧЕЙ власти (Управление).
GMF220956 | Мария | 24.12.2013 21:46
В своих обсуждениях мы рассматриваем только одну сторону проблемы:правовые гарантии и соблюдение конституционных прав граждан. не могу не согласиться с Н. Афанасенко, который раскрывает проблемы России в увязке с ее историей в своей книге "Экономика и духовная программа России". Приведу небольшой отрывок:" Каждая страна имеет свою духовную программу и внутреннюю философию, которыми и определяется логика их экономического и социального развития. Моральное поведение хозяйственной деятельности – в наличии обратной связи между экономической жизнью людей и общественными, социальными задачами, которые люди решают посредством хозяйственной деятельности. Успехи хозяйственной жизни служат лишь средством достижения людьми социальных и нравственных идеалов. В этом заложено единство духовного и материального мира. Русскому государству и национальной экономики присуща характерная особенность: хозяйственная деятельность выполняет роль объединяющего начала. Это исходит из глубинных слоев русской культуры: менталитета, мировоззрения, философии хозяйства и особого понимания назначения государства. Русское общество - общество социальных и духовных предпочтений. Хозяйствующий субъект рассматривается как целое с его экономическими и неэкономическими поступками. Чувство долга и личной ответственности за судьбу отечества побуждало русских предпринимателей «хозяйствовать из понимания общей, общественной пользы, а не только из личной выгоды». Мощные культурные традиции смягчили остроту конфликтов и не допускают разрыва общей духовной основы. В России произошла не только смена идеологии, но и утрата основ, на которых сформировалось и держалось все общественное устройство: разрушение коллективных начал, представлений о национальных интересах, о целостности общества. Вместе с отказом от этих культурных ценностей мы утратили социальное ядро общества – гражданство, т.е. степень социальной интеграции общества, для достижения которой потребовались столетия. Произошло нечто более серьезное и опасное, поставившее российское общество перед катастрофой. Разразился кризис основных жизненных и мировоззренческих установок. Однако изменение стереотипа поведения людей способствуют усилению центробежных сил, вызывающих политическую раздробленность, разрушение государственности и утрату суверенитета. В стереотипе поведения русских всегда присутствовало сильное нравственное начало, но оно не стесняло материальный интерес. Рыночные силы в российской действительности проявили себя своеобразно: вместо ожидаемых благ и процветания - обвал экономики, разорение и разграбление одного из самых мощных производственных потенциалов, созданных трудом многих поколений, обнищание основной массы населения, невиданное социальное расслоение общества." У нас высокий потенциал, позволяющий перейти на новый путь развития на основе нравственных основ и созидания. И безусловно России, как никогда сейчас нужны личности, которые могут повести за собой. Консолидация общества и взаимопонимание его слоев может быть только на основе удовлетворения их интересов.
novenkii | Novenkii | 24.12.2013 22:47
Страх.Вот с именем одним два чувства эти: мечты исполненной глоток в руках одних, боязнь свободы для себя – у остальных: оставшись без вождей, они за все в ответе! Пусть остальные могут все: ходить по праздникам к друзьям, в кастрюльку сыпать рис, овес, курить хулу иль фимиам, Сбиваться в партии лихие, на выбор банкам доверять – хранить в них деньги трудовые их легитимность проверять. Но броситься в свободы море, страх не дает. Там ждет их горе! (фрагмент) 1997г.
GMF220956 | Мария | 25.12.2013 14:10
Скоро Новый Год! Эйфория по поводу освобождения Михаила Ходорковского пойдет на спад. Произошло ли осознание значимости этого события? Услышали ли мы то, главное, что было в выступлениях Ходорковского? Произошло ли переосмысление наших ценностей, поступков, и осознанности того, а что я лично несу в этот мир? Можно много говорить о российском народе: темные, униженные, не сознательные, «быдло». Дорогие россияне, это народ, который сохранил самое главные ценности: духовные, семью. Это народ, который неосознанно проявляет и несет в себе смирение. Можно возмутиться по этому поводу, но это те, кто не сидел в тюрьме, но все осознавая, смиренно принимал существующий режим и при этом был профессионалом в своем деле, сохранил свою семью, вырастил достойных детей, но которых и будет держаться Россия. Посмотрите структуру и содержание информации в интернете – о них кто –то, что – то написал??????? Кроме информации о «гламуре», звездах и как похудеть, что можно прочитать ? У нас, что в стране кроме «звезд» нет других героев, интересных людей? Почему композиторов (классическая музыка), которым сегодня аплодирует весь мир, поддержали представители бизнеса западных компаний, а российские компании отказали? Почему к работам в области национальной и мировой экономики проявляют интерес зарубежные страны, а в своей стране их игнорируют потому, что у автора нет регалий и чинов? Россия – страна, обладающая несметными богатствами, и не столько природными, сколько человеческими, которым свойственно и благородство, и смирение, и безусловная любовь, и милосердие, и честь, и доброта, и искренность. Основная проблема России в том, что все эти люди не являются элитой общества. КТО У НАС ЭЛИТА ОБЩЕСТВА????? ЧТО ОНИ СОЗДАЮТ ДЛЯ РОССИИ????? ЧТО ОНИ СОЗДАЮТ ДЛЯ ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ?????? А ТО, ЧТО ОНИ СОЗДАЮТ, ЧТО ДАСТ НАШИМ БУДУЮЩИМ ПОТОМКАМ???? Уважаемые россияне, зайдите в любой пункт продажи СМИ и почитайте заголовки. А потом задайте себе вопрос - все это важно для вас, ваших детей, будущего страны? Много езжу по России, встречаюсь с удивительными людьми, с людьми исполненными человеческого, божественного достоинства и чести, и благородства души. С людьми, которые своим трудом создают богатство для России и будущих поколений. И поверьте, у них нет времени на политические «тусовки», но они живут сердцем, имеют образование и мудрость, чтобы поддержать тех (того), кто предложит вменяемые экономические, социальные и политические программы. Когда я слушаю наших политиков в рамках различных по формату программ, когда я слышу, что они говорят, у меня складывается впечатление, что они инопланетяне. За научной и политической терминологией абсолютно нет понимания того, чем и как живет Россия. Многие россияне, обладающие достоинством и честью, прошли и проходят свои «тюрьмы» не предавая ни своей чести, ни своего достоинства. Мой 8-ми летний сын как –то сказал: «Люди думают, что приходят в этот мир, чтобы работать. Это не так. Люди приходят создавать мир, в котором живут. Богатые, как бомжи, они все время в чем – то нуждаются». И еще один совет моего восьмилетнего сына: «Мама, если тебе трудно, создай мир в душе своей и живи в нем. Он защитит тебя от всех невзгод». Эту мудрость он вынес из свои лагерей (кавычек не ставлю) – школы. Михаил Ходорковский этот совет тоже поймет правильно. Этот мир гораздо шире границ России, это мир планеты Земля. И все, что происходит сегодня в мире, подталкивает нас к осознанию этого. Очень хочется верить, что Михаил Ходорковский, пойдя испытания, станет одним из тех мировых лидеров, которые дадут миру новую философию, объединяющую людей планеты Земля. Есть такие теоретические и концептуальные разработки, уникальные, интересные для мирового сообщества, но отвергнутые в России.
GMF220956 | Мария | 25.12.2013 14:11
Скоро Новый Год! Эйфория по поводу освобождения Михаила Ходорковского пойдет на спад. Произошло ли осознание значимости этого события? Услышали ли мы то, главное, что было в выступлениях Ходорковского? Произошло ли переосмысление наших ценностей, поступков, и осознанности того, а что я лично несу в этот мир? Можно много говорить о российском народе: темные, униженные, не сознательные, «быдло». Дорогие россияне, это народ, который сохранил самое главные ценности: духовные, семью. Это народ, который неосознанно проявляет и несет в себе смирение. Можно возмутиться по этому поводу, но это те, кто не сидел в тюрьме, но все осознавая, смиренно принимал существующий режим и при этом был профессионалом в своем деле, сохранил свою семью, вырастил достойных детей, но которых и будет держаться Россия. Посмотрите структуру и содержание информации в интернете – о них кто –то, что – то написал??????? Кроме информации о «гламуре», звездах и как похудеть, что можно прочитать ? У нас, что в стране кроме «звезд» нет других героев, интересных людей? Почему композиторов (классическая музыка), которым сегодня аплодирует весь мир, поддержали представители бизнеса западных компаний, а российские компании отказали? Почему к работам в области национальной и мировой экономики проявляют интерес зарубежные страны, а в своей стране их игнорируют потому, что у автора нет регалий и чинов? Россия – страна, обладающая несметными богатствами, и не столько природными, сколько человеческими, которым свойственно и благородство, и смирение, и безусловная любовь, и милосердие, и честь, и доброта, и искренность. Основная проблема России в том, что все эти люди не являются элитой общества. КТО У НАС ЭЛИТА ОБЩЕСТВА????? ЧТО ОНИ СОЗДАЮТ ДЛЯ РОССИИ????? ЧТО ОНИ СОЗДАЮТ ДЛЯ ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ?????? А ТО, ЧТО ОНИ СОЗДАЮТ, ЧТО ДАСТ НАШИМ БУДУЮЩИМ ПОТОМКАМ???? Уважаемые россияне, зайдите в любой пункт продажи СМИ и почитайте заголовки. А потом задайте себе вопрос - все это важно для вас, ваших детей, будущего страны? Много езжу по России, встречаюсь с удивительными людьми, с людьми исполненными человеческого, божественного достоинства и чести, и благородства души. С людьми, которые своим трудом создают богатство для России и будущих поколений. И поверьте, у них нет времени на политические «тусовки», но они живут сердцем, имеют образование и мудрость, чтобы поддержать тех (того), кто предложит вменяемые экономические, социальные и политические программы. Когда я слушаю наших политиков в рамках различных по формату программ, когда я слышу, что они говорят, у меня складывается впечатление, что они инопланетяне. За научной и политической терминологией абсолютно нет понимания того, чем и как живет Россия. Многие россияне, обладающие достоинством и честью, прошли и проходят свои «тюрьмы» не предавая ни своей чести, ни своего достоинства. Мой 8-ми летний сын как –то сказал: «Люди думают, что приходят в этот мир, чтобы работать. Это не так. Люди приходят создавать мир, в котором живут. Богатые, как бомжи, они все время в чем – то нуждаются». И еще один совет моего восьмилетнего сына: «Мама, если тебе трудно, создай мир в душе своей и живи в нем. Он защитит тебя от всех невзгод». Эту мудрость он вынес из свои лагерей (кавычек не ставлю) – школы. Михаил Ходорковский этот совет тоже поймет правильно. Этот мир гораздо шире границ России, это мир планеты Земля. И все, что происходит сегодня в мире, подталкивает нас к осознанию этого. Очень хочется верить, что Михаил Ходорковский, пойдя испытания, станет одним из тех мировых лидеров, которые дадут миру новую философию, объединяющую людей планеты Земля. Есть такие теоретические и концептуальные разработки, уникальные, интересные для мирового сообщества, но отвергнутые в России. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||