Грегори Л.Уайт, "The Wall Street Journal", 06.09.2010
МОСКВА—Адвокаты заключенного в тюрьму российского нефтяного олигарха Михаила Ходорковского поворачивают свое правовое оружие против одного из бывших союзников своего клиента – аудиторской компании «PricewaterhouseCoopers».
Адвокаты господина Ходорковского, когда-то основного акционера и руководителя нефтедобывающей компании ОАО ЮКОС, которого теперь судят якобы за присвоение десятков миллиардов долларов компании, говорят, что, отзывая свою печать одобрения финансовой отчетности ЮКОСа за 10 лет, PWC действовала ненадлежащим образом.
Команда адвокатов господина Ходорковского утверждает, что PWC, многие годы являвшаяся аудитором и консультантом ЮКОСа, отозвала свои аудиторские заключения с целью защитить свои собственные бизнес-интересы в России и оградить своих партнеров от возможного тюремного срока, а не из-за каких-то реально существующих вопросов о достоверности бухгалтерии ЮКОСа.
PWC отрицает, что сделала что-либо несоответствующее, и в заявлении указала, что подтверждает принятое ею в 2007 году решение об отзыве аудиторских заключений. По словам фирмы, она предприняла этот шаг после получения новой информации, «позволяющей предполагать, что бывшее руководство ЮКОСа, возможно, сделало недостоверные заявления» в ходе ее аудиторских проверок.
По мнению отраслевых обозревателей, впутывание PWC в правовые усилия господина Ходорковского подчеркивает этические и правовые дилеммы, с которыми могут столкнуться аудиторы на развивающихся рынках со слабыми корпоративным управлением и судебной системой.
Адвокаты господина Ходорковского полны желания подвергнуть сомнению мотивацию отзыва PWC своих аудиторских заключений, шага, лишившего защиту исключительно важного доказательства утверждения их клиента о своей невиновности в финансовых преступлениях в ЮКОСе. По их словам, PWC повернула вспять под давлением со стороны российского правительства, осуществляющего политически-мотивированное преследование.
Прокуратура отказалась от комментариев для настоящей статьи.
Деловой партнер Михаила Ходорковского и другой подсудимый по этому делу Платон Лебедев, по словам своих представителей, также планирует поднять вопрос о действиях PWC в своих показаниях в Хамовническом суде г. Москвы на этой неделе. В случае обвинительного приговора по обвинениям в хищении путем присвоения, которое оба они отрицают, им обоим грозит еще по 15 лет лишения свободы.
Проблемы с законом у господина Ходорковского начались в 2003 году, когда он был заключен под стражу по обвинению в уклонении от уплаты налогов. Его заключение и последующее разрушение руководимой им компании рассматривались как попытка покончить с его политическими амбициями, срежиссированная тогдашним российским президентом Владимиром Путиным. Сейчас господин Путин занимает пост премьер-министра.
Господин Путин и другие российские официальные лица неоднократно отрицали какую-либо политическую мотивированность этих дел. Однако западные правительства и суды с ними не согласились, называя судебное преследование господина Ходорковского и санкционированное судом разрушение ЮКОСа несправедливым, наносящим удар по верховенству закона в России.
Когда в 2007 году российская прокуратура решила предъявить господину Ходорковскому новые обвинения, в отношении PWC и ее сотрудников также началось предварительное уголовное расследование по якобы имевшему место уклонению от уплаты налогов. После отзыва PWC своих аудиторских заключений дело в отношении нее было закрыто. Власти утверждают, что они пришли к выводу об отсутствии в действиях PWC состава какого-либо преступления.
«PWC просто искала предлог для отзыва аудиторских заключений, чтобы снять давление с них самих, – заявил Брюс Мизамор, являвшийся финансовым директором ЮКОСа до своего отъезда из страны в 2004 году на фоне судебных исков в отношении компании. – Все причины, приведенные ими для отзыва аудиторских заключений, были информацией, которая была им ранее известна».
Адвокаты господина Ходорковского обратились в окружной федеральный суд США на Манхеттене с ходатайством об истребовании у PWC документов, относящихся к ее решению. Они также попросили Калифорнийский Совет по бухгалтерскому учету отозвать лицензию у Дагласа Миллера, являвшегося в то время партнером в фирме PWC, одобрившим отзыв аудиторских заключений.
Господин Миллер в своем заявлении сказал: «Я убежден, что всегда придерживался соответствующих профессиональных стандартов». PWC заявила, что жалоба в отношении господина Миллера является «в значительной степени вводящей в заблуждение», но отказалась от более подробных комментариев.
Калифорнийский орган говорит, что проводит проверку по жалобе в отношении господина Миллера и вынесет решение о том, возбуждать ли официальное производство, позднее.
По данным протоколов бесед между прокурорами и господином Миллером [вполне вероятно, что имеются в виду допросы Миллера прокуратурой - прим.перев.] и других документов, поданных господином Ходорковским в рамках правовых процедур в США, вся информация, указанная PWC в ее решении об отзыве аудиторских заключений по ЮКОСу, была предоставлена российскими властями. Как говорят те, кто знаком с ситуацией, PWC не провела независимую проверку утверждений прокуратуры перед тем, как отозвать заключения в июне 2007 года.
В течение многих лет ЮКОС был одним из крупнейших клиентов PWC в России. Фирма тесно работала с господином Ходорковским и другими людьми в ЮКОСе, в дополнение к проведению аудиторских проверок финансовой отчетности компании еще и консультируя их по вопросам налоговой стратегии. PWC также помогла ЮКОСу создать его финансовые и бухгалтерские подразделения.
В 2003 году господин Ходорковский был арестован по обвинению в уклонении от уплаты налогов. Позднее он был осужден и приговорен к 8 годам лишения свободы. В 2004 году российские власти предъявили иски о неуплате налогов на миллиарды долларов в отношении ЮКОСа, который был затем разрушен и распродан, в основном государственным компаниям.
Затем в 2006 году у PWC начались свои собственные проблемы с законом. Налоговые органы подали гражданский иск в отношении аудитора, утверждая, что он недоплатил свои собственные налоги. PWC отрицала какие-либо неправомерные действия, но суд постановил, что она должна уплатить правительству 14 млн. долларов. Позднее это постановление было отменено.
Позднее в том же году налоговые органы подали еще один гражданский иск, утверждая, что PWC вступила в сговор с ЮКОСом с целью помочь компании в уклонении от уплаты налогов. Следователи провели обыски в московских офисах PWC, изъяв документы и компьютеры, и объявили о возбуждении уголовного дела в отношении действий неназванных руководителей PWC. PWC неправомерные действия отрицала.
На фоне растущего давления основной партнер PWC по работе с ЮКОСом господин Миллер покинул Россию. Но в апреле 2007 года он вернулся в Москву, чтобы побеседовать со следователями по просьбе PWC. Материалы дела показывают, что за 10 дней в начале мая 2007 года он был допрошен в качестве свидетеля в московском офисе Генерального прокуратуры 5 раз. Ему не предъявлялось обвинений ни в каком преступлении.
«Wall Street Journal» изучил протоколы допросов. Они указывают на то, что прокуроры добивались показаний в поддержку обвинений в присвоении, предъявленных ими господину Ходорковскому и его партнеру господину Лебедеву в начале 2007 года.
На шестом допросе 4 июня 2007 годы прокуроры спросили господина Миллера о планах PWC по отзыву своих аудиторских заключений по финансовой отчетности ЮКОСа. Господин Миллер ответил, что ведутся активные обсуждения этого вопроса на более высоких уровнях PWC.
В ответ на вопрос нашего корреспондента сотрудник PWC заявил, что решение об отзыве было принято господином Миллером и другими сотрудниками российского офиса PWC.
Затем прокуроры прошлись с господином Миллером по вопросам, которые затем были указаны в письме PWC об отзыве аудиторских заключений.
Через 10 дней после встречи 4 июня ведущий прокурор по делу написал в PWC письмо с вопросом о том, можно ли полагаться на аудиторские заключения по финансовой отчетности ЮКОСа. Господин Миллер быстро ответил письмом об отзыве аудиторских заключений за 10 лет.
В государственной газете «Российская газета» Генеральный прокурор России приветствовал этот шаг как успех своих сотрудников и доказательство признания миром вины господина Ходорковского. Через несколько дней прокуроры закрыли уголовное дело в отношении PWC, не предъявив обвинений. У судов ушло около 18 месяцев на отмену ранее вынесенных постановлений против аудиторов по гражданским делам.
Когда российские прокуроры готовились вызвать его в качестве свидетеля по второму делу в отношении Ходорковского весной 2009 года, господин Миллер покинул Россию и ушел из PWC, обосновавшись в Сан-Диего. В прошлом месяце прокуроры в московском суде сослались на отзыв аудиторских заключений как на доказательство того, что заключения были недостоверными и не должны использоваться защитой.
«Я не виню их за то, что они сделали в июне 2007 года, – сказал в московском суде в июне Жак Косцюшко, французский банкир с большим опытом работы и бывший председатель Комитета по аудиту Совета директоров ЮКОСа. – Я не одобряю эти действия, но я их понимаю, особенно, после того как я увидел, что произошло с «НК «ЮКОС».
Честно говоря, по-моему неправильная позиция. "Умри сегодня - ты, завтра -я".
Ну сказал бы: "Понимаю, но не одобряю" - более верная позиция.
А так - трахнут всех поочереди