СОБЫТИЯ
| ОБЖАЛОВАНИЕ ПРИГОВОРА
| ХОДОРКОВСКИЙ
| ЛЕБЕДЕВ
| ЗАЩИТА
| ПОДДЕРЖКА
| СМИ
| ВИДЕО
| ЭКСПЕРТИЗА
ПОИСК 
 

ДНИ В ЗАКЛЮЧЕНИИ: Михаил Ходорковский — НА СВОБОДЕ! (после 3709 дней в заключении), Платон Лебедев — НА СВОБОДЕ! (после 3859 дней в заключении)
Архив
Октябрь 2009
   34
11
17
2124
 
4.09.2014
21.08.2014
21.08.2014
15.08.2014
15.08.2014
14.08.2014
14.08.2014
12.08.2014
11.08.2014
11.08.2014
6.08.2014
6.08.2014
5.08.2014
4.08.2014
21.10.2009 г.

Обвиняемый Ходорковский, встаньте!

Марк Нексон, «Le Point», 15.10.2009

Кафкианский процесс. Бывший российский нефтяной магнат, осмелившийся бросить вызов Путину, снова перед судом. Хроника событий.

От нашего специального корреспондента, Марка Нексона

Он встает, открывает блокнот и достает из него три листка, исписанных тонким почерком. Постучав по микрофону, установленному в его стеклянной клетке, обращается к судье: «Вы меня слышите?» Затем начинает говорить четко поставленным голосом: «Я знаю, что в его глазах, я – олицетворение абсолютного зла, но я просто хотел бы задать несколько вопросов свидетелю обвинения…» Михаил Ходорковский, 46 лет, некогда самый богатый россиянин, бледен; его седеющие волосы острижены наголо. Он одет в черный джемпер, слишком широкие для него джинсы, подвязанные красным шнурком, и пластиковые туфли. После каждого своего вопроса он отпивает глоток воды. Он улыбается, наслаждаясь моментом. Тридцати минут ему достаточно, чтобы камня на камне не оставить от предъявленного ему обвинения: хищения 350 миллионов тонн нефти в период между 1998 и 2003 годом. Объем почти равный всему российскому годовому производству!

Это гротескное обвинение легло в основу судебного процесса, начатого 7 месяцев назад, с ясной целью: оставить за решеткой бывшего нефтяного магната, ставшего самым известным политическим узником России.

Сегодня Ходорковский заработал очко в свою пользу. Но это абсолютно ничего не значит. Он знает, что власти прочно держат его в тисках и отпускать не намерены. Недавно российский президент Дмитрий Медведев, говоря о Ходорковском, заявил следующее: «Некоторым бизнесменам присуждают очень серьезные сроки наказания, по 150 лет в тех же самых Соединенных Штатах Америки».

Врезка 1 Нескончаемые судебные преследования. Каждый день Михаил Ходорковский, самый знаменитый политический узник России, прибывает к 10 часам утра в Хамовнический суд на заседание по его делу, открытому 7 месяцев назад.

Какое преступление совершил Ходорковский? В начале 2000-х он осмелился бросить вызов Владимиру Путину. Каким образом? Выделив субсидии в несколько десятков миллионов долларов российской оппозиции. В те годы состояние Ходорковского оценивается в 15 миллиардов долларов. Это умный предприниматель с западным имиджем: костюмы без галстука, очки в тонкой оправе… Он управляет «Юкосом», самой процветающей нефтяной компанией страны, которая может себе позволить пригласить на работу лучших менеджеров, в том числе из США.

Для путинского режима Ходорковский становится угрозой. Он арестован 25 октября 2003 года, при выходе из самолета. Следствие по его делу ведет Игорь Сечин, бывший сотрудник КГБ и приближенный Путина. Собирать обвинения против Ходорковского – дело нехитрое: все российские олигархи построили свои промышленные империи в ходе нечестной приватизации, и нефтяной король - не исключение из правила. Приговор не заставляет себя ждать: 8 лет тюрьмы за уход от уплаты налогов. Ходорковского переводят в тюрьму в Сибири, неподалеку от Читы, в краях бывшего Гулага. Во время своего заключения в этой земле вечного холода Ходорковский регулярно подвергается притеснениям и проводит немало времени в изоляторе. Его компания долго не продержится: «Юкос» расчленен на куски и поделен между пропутинскими олигархами.

Пародия на правосудие. Однако это еще не конец. Ходорковский, рассчитывавший выйти на свободу в конце 2011 года, т.е. накануне следующих президентских выборов в России, вновь оказался перед судом. И на сей раз ему грозит срок в 22 года! «Они хотят держать меня под замком до моей смерти», - говорит обвиняемый. Обвинительный акт представляет собой ворох бумаг из 4 тысяч страниц, конфискованных в головном офисе его бывшей компании. Среди них и счета из химчистки, и банальные записки секретарш о том, где они оставляют ключи от своих офисов. «Полный абсурд», считает адвокат Ходорковского Вадим Клювгант. Верхом же абсурда является безумное обвинение в хищении нефти на сумму в 25 миллиардов долларов. «Я искренне пытался убедить следователей не срамить себя», - заявляет обвиняемый. Но впустую…

Врезка 2. Наличность для государства.
Разрушение «Юкоса», возглавляемого Ходорковским, стало отправной точкой процесса перехода нефтяного и газового секторов под контроль Кремля. Самые доходные активы «Юкоса» достались в 2007 году государственной группе «Росфнеть». Кто является президентом совета правления «Росфнети»? Игорь Сечин, доверенное лицо Путина, ныне вице-премьер, курирующий вопросы топливно-энергетического комплекса России. Однако экономический кризис смешал все карты. Лишившись наличности, российские власти раздумывают о перепродаже 25% акций компании. Что принесет в казну государства около 20 миллиардов долларов…

Пародия на правосудие происходит ежедневно в Хамовническом суде Москвы, на третьем этаже обшарпанного здания, по четко установленному сценарию. Около 10 часов утра трое стражей порядка проникают в зал № 7, куда они запускают немецкую овчарку для выявления - чего неизвестно. Затем зрителей просят собраться на лестничной площадке. С верхнего этажа к залу спускаются трое одетых в черное спецназовцев, с «калашниковыми» наперевес. За ними следуют Михаил Ходорковский и Платон Лебедев, другой бывший управляющий «Юкоса», преследуемый по тем же статьям, что и Ходорковский. Оба в наручниках. Их сопровождают два милиционера. Звучат аплодисменты. Подсудимые улыбаются в ответ и размещаются в «аквариуме», камере с пуленепробиваемыми стеклами, созданной специально для них и снабженной двумя отверстиями для переговоров с адвокатами. «Таким образом, милиционеры, несущие вахту, слышат все, что они говорят», - жалуется Елена Липцер, одна из адвокатов.

Врезка 3. Миллиардеров подкосил кризис.
По данным американского журнала «Форбс», в 2008 году 4 российских олигарха фигурировали среди 20 самых богатых людей мира. Однако, в результате кризиса они исчезли из первой двадцатки. Отныне первый российский миллиардер занимает лишь 40-ое место. Его зовут Михаил Прохоров (состояние: 9,5 миллиардов долларов) и он стоит во главе металлургической империи. Особенно больно кризис ударил по одному из российских олигархов: состояние «алюминиевого короля» Олега Дерипаски сократилось с 28 миллиардов долларов до 3,5 миллиардов. Если в прошлом году в Москве проживало 87 миллиардеров, то в этом их осталось всего 32.

Сегодня зал судебных заседаний, тесный как классная комната, заполняется очень быстро. Какая-то женщина положила букет желтых роз на стол адвокатов. На одной из скамей сидят родители Ходорковского. Больной отец Ходорковского, Борис, подмигивает сыну. Мать, 73-летняя Марина Филипповна, чертит в своем блокноте карикатуры на представителей обвинения, пририсовывая им крылья ангелов. Она пытается себя успокоить: «Если суд так затянулся, возможно, что там, наверху они между собой несогласны». Неподалеку сидит школьный приятель Ходорковского, которого последний приветствует взмахом руки. В зале есть и просто сочувствующие, например, нарядно одетая в блестящую куртку пенсионерка Нателла. «Мои подруги говорят, что я сошла с ума, но я пришла сюда, потому что этот человек пытался защитить демократию…»

Затем свои места занимают обвинители: прокурор Валерий Лахтин, одетый в синюю форму, сгорбленный, с угловатым лицом. Слева от него - его ассистентка в мини-юбке и замшевых сапогах, постоянно поправляющая свое кольцо с черным камнем. Наконец входит судья Виктор Данилкин, прославившийся своей ритуальной фразой: «Говорите медленнее, чтобы секретарша суда могла за вами записывать».

Перед ними - сегодняшний свидетель, Евгений Рыбин, краснолицый верзила, затянутый в костюм в полоску, бывший руководитель предприятия, выкупленного «Юкосом». Накануне, Рыбин обвинил Ходорковского в том, что тот четырежды пытался организовать его убийство. А также в хищении нефти, посредством игры на ценах. Проблема однако в том, что его утверждения не подкреплены ни малейшими доказательствами. «Оказывалось ли на вас психологическое давление, чтобы заставить вас давать эти показания?» - спрашивает прокурор, стремящийся снять с себя всяческие подозрения в пристрастности. «Никоим образом. Я сделал все, чтобы способствовать следствию», - отвечает свидетель. «Все знают, что это бандит», - шепчет мать Ходорковского. «Наконец-то интересный свидетель», – ликует в коридоре журналистка из РИА Новости, официального российского информационного агентства.

Ходорковский просит разрешения задать несколько вопросов свидетелю. «Вы называете себя экспертом по нефтяной промышленности последних 20 лет. Известно ли вам, каково научное название вещества, извлекаемого из буровой скважины? - Нет. – Каков процент воды, содержащийся в этом веществе? - Не знаю. – Знаете ли вы, что такое сорт нефти «Юралс»? – Нет.» Бывший миллиардер поворачивается к судье: «Эти знания для любого нефтяника - как первые азы грамоты для человека, учащегося писать». «Прекратите унижать свидетеля!» - негодует судья, вскакивая со стула. Затем Ходорковский подробно разъясняет то, как нефть поступает в нефтепроводы. И неожиданно его собеседник соглашается с тем, что похитить значительные количества нефти представляется довольно сложным. Свидетель в тупике. «Блестящая демонстрация того, как свидетель обвинения становится свидетелем защиты!» - радуется адвокат Вадим Клювгант. Одна из его коллег по защите встает и направляется к блондинке из РИА Новости: «Ну как, вы все записали?»
Прокурор Валерий Лахтин бросает ручку и удрученно смотрит на своего свидетеля, качая головой.

Врезка жирным шрифтом на последней странице.

Бывшему нефтяному магнату, приговоренному в 2005 году к 8 годам тюремного заключения за уход от уплаты налогов, сегодня грозит 22 года тюрьмы.

Заседание завершено. Судья, задумчиво рассматривающий оконную штору через очки, подавляет зевок и смотрит на часы. «Суд возобновится завтра», - говорит он. Прокурор закрывает свой лэптоп, в который он ни разу ни заглянул, и быстро уходит с тяжелыми папками документов в руках. Оба обвиняемых откровенно веселятся. Ходорковский даже делает поклон свидетелю, как чемпион, благодарящий проигравшего. Последний в ярости покидает зал. «Видно, что в тюрьме у них есть время проработать свою защиту. Но вы увидите, их все равно приговорят», - на ходу кидает он.

В углу зала суда боевик спецназовец в черной форме, обязанный сопровождать подсудимых в камеру, не может сдержать своих чувств: «Какая же здесь тоска! Вот на Кавказе хотя бы стреляют».

С участием Кати Сваровской (Москва).


Файлы


Комментарии
Гончарова | 21.10.2009 16:45
Чуть не заплакала, когда читала.
Natali | 21.10.2009 19:16
Отличная статья. Спасибо!
"Оба обвиняемых откровенно веселятся".
Это здОрово! Даже в такой ситуации они не теряют чувство юмора, а каждое новое заседание для них - это новое представление.
Здоровья вам, силы и выдержки, дорогие Михаил Борисович и Платон Леонидович!
Tanya | 21.10.2009 20:04
Бог видит все. Я надеюсь.
Smit | 21.10.2009 20:31
"Он арестован 25 октября 2003 года, при выходе из самолета. Следствие по его делу ведет Игорь Сечин, бывший сотрудник КГБ и приближенный Путина."
"Самые доходные активы «Юкоса» достались в 2007 году государственной группе «Росфнеть». Кто является президентом совета правления «Росфнети»? Игорь Сечин, доверенное лицо Путина, ныне вице-премьер, курирующий вопросы топливно-энергетического комплекса России."
Без комментариев.
Пономарев Александр | 22.10.2009 10:01
Подсудимый Ходорковский, встаньте! Хватит сидеть!
... У меня маечка сохранилась - "Ходорковский, go home!"
uglevvi | 22.10.2009 12:33
Миша! Так держать! Сил вам с Платоном, здоровья! Бог в помощь!
Vladimir Yurovsky | 22.10.2009 14:18
@Собирать обвинения против Ходорковского – дело нехитрое: все российские олигархи построили свои промышленные империи в ходе нечестной приватизации, и нефтяной король — не исключение из правила. @
______
Ага, очередная "развесистая клюква" и "сапоги всмятку". Чтоб не писать подобной бредятины почитал бы приговор, что ли. По "полноте доказательной базы" и "качеству" обвинения первое дело такое же тухлое, что и второе.
Пресс-секретарь Кюлле Писпанен: +7 (925) 772-11-03
Электронная почта
© ПРЕССЦЕНТР Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, 2002-2014
Мы не несем ответственности за содержание материалов CМИ и комментариев читателей, которые публикуются у нас на сайте.
При использовании материалов www.khodorkovsky.ru, ссылка на сайт обязательна.

Rambler's Top100  
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru