| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Архив
|
14.11.2008 г.
Обзор СМИ 14.11.2008
Майя Кучерская: «Милует сильнейший. Милует тот, кто не боится. Даже в дикие времена тем, кого боялись, отрубали голову, тем, кого не боялись, ставили клеймо, а потом отпускали. То есть отпускали даже убийц и разбойников, а не беременных матерей, попавших под колесо обстоятельств» («Ведомости»)
Майя Кучерская, «Ведомости», 14.11.2008 На этой неделе «дело Cветланы Бахминой» получило новое развитие. Более 80 писателей, журналистов, актеров и режиссеров подписали письмо, адресованное президенту с просьбой о помиловании бывшего юриста ЮКОСа, матери двоих детей, ожидающей третьего ребенка, которой без всяких видимых причин было отказано в условно-досрочном освобождении. В Москве в поддержку Бахминой прошел митинг. До этого были и другие письма, другие обращения. Молчание президента можно осмыслить в терминах политики, что и делается, или нравственности (и тут все очевидно), но есть в нем еще и историко-культурный аспект. Эта самая культурная, символическая составляющая из поступков наших политиков как-то незаметно испарилась. Никакой культуры и истории в том, что делают наши лидеры, не стало. Красивых публичных политических жестов, лучащихся человеческой щедростью и потому обреченных на фиксацию в большой истории, все меньше. Нашим политикам словно бы давно не до работы на будущее, на историю, а потому и ощущение связи со своим прошлым у них исчезло. Кто они, откуда, из страны с каким наследием? Не все ли равно. У этого равнодушия печальные последствия. Одно из них — утрата древнейшего российского института, института помилования. Преступников миловали даже самые жестокие наши властители — и Иван Грозный, и Петр Первый, не говоря уж о других. Институт помилования работал в России и совсем недавно, в 1992 г. была образована Комиссия по вопросам помилования при президенте, которая облегчила участь десятков тысяч заключенных, но в 2001 г. федеральную комиссию упразднили. И число помилованных в нашей стране немедленно устремилось к нулю: в 2007-м президент не помиловал ни одного человека, в начале 2008-го — одного, в октябре одно помилование подписал уже новый президент (см. «От редакции: Упразднение милости», «Ведомости» от 15.07.2008). Многовековая протяженность традиции миловать преступников, конечно же, не случайность. Политики всегда прагматики. Милость к заключенным — это еще и демонстрация собственной силы. Теперь, после такого общественного давления, казалось бы, как и помиловать Бахмину? Все решат, что власть проявила слабость, прогнулась под общественное мнение. Да как раз и наоборот. «От нас не убудет» — вот что присутствует в подтексте снисхождения власти к заключенному. Милует сильнейший. Милует тот, кто не боится. Даже в дикие времена тем, кого боялись, отрубали голову, тем, кого не боялись, ставили клеймо, а потом отпускали. То есть отпускали даже убийц и разбойников, а не беременных матерей, попавших под колесо обстоятельств. На недавней встрече с банкирами Дмитрий Медведев призвал банки соблюдать свои нормативы как «Отче наш», таким образом ясно продемонстрировав, что по крайней мере на уровне языковом, идиоматическом принадлежит к христианской культуре. В упомянутой президентом молитве, есть, кстати, такие слова: «И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим». Здорово было бы, если бы наш президент хотя бы их соблюдал как «Отче наш». Автор — писатель; книжный обозреватель «Ведомостей» «Эхо Москвы», Программа «Особое мнение», 13.11.2008 Гости: Виктор Шендерович Ведущие: Евгения Тен Е.ТЕН: 17:08 в Столице, в студии Эха Москвы и RTVi Евгения Тен. Вопросы я задаю сегодня нашему гостю Виктору Шендеровичу, писателю, журналисту. Вопросы можно присылать по телефону 985 970-45-45. Здравствуйте, Виктор. В.ШЕНДЕРОВИЧ: Добрый вечер. <…> Е.ТЕН: Если вернуться к разговору о правосудии, прошло уже довольно много времени с тех пор, как впервые начали собираться подписи в защиту Бахминой, и каждый гость в нашей студии, кто бы сюда ни приходил, приходит масса вопросов именно о Бахминой, вне зависимости от специализации гостя. И, пожалуй, не было еще, ну, в последнее время, наверное, не было такого вопроса, который так сильно расколол бы и ваших коллег – писателей, журналистов, сатириков. В.ШЕНДЕРОВИЧ: Нет, моих коллег он не может расколоть. Приличные люди, которых я считаю своими коллегами – для них это не повод для дискуссий. Е.ТЕН: Вы даже попали... В.ШЕНДЕРОВИЧ: Нет, я просто не считаю Марию Арбатову с некоторых пор своим коллегой – у нас разные специальности совершенно, и профессии разные. Е.ТЕН: То есть, литература не объединяет? В.ШЕНДЕРОВИЧ: Нет, литература не имеет никакого отношения… Е.ТЕН: Вот строки: «Пусть за нее посидит Новодворская, пусть Шендерович родит за нее» - она вот в поэтической дуэли с Быковым вас упомянула касательно Светланы Бахминой. В.ШЕНДЕРОВИЧ: Это вот - ее стихи, да? Е.ТЕН: Это цитата из стихотворения поэтической дуэли с Дмитрием Быковым по вопросу о... В.ШЕНДЕРОВИЧ: Простите, кто дуэлировал с Дмитрием Быковым? Мария Арбатова? Е.ТЕН: Да. В.ШЕНДЕРОВИЧ: Она совсем неосторожная женщина. Бог с ней. Забудем это имя. Я не могу это комментировать никак. Можно, я не буду комментировать больше Марию Арбатову? По поводу же Бахминой… - понимаете, какая штука? - мне кажется (и я убежден), что это как раз, в отличие от очень многого, вообще не повод для дискуссии среди приличных людей. Мы живем в России, это русская традиция – милосердие, особенно если человек называется писателем и интеллигентом, то тут нету вопроса: надо освобождать при первой возможности людей, надо проявлять милосердие при первой возможности! Тут вопрос слишком очевидный, чтобы о нем дискутировать. То, что власть позволяет себе делать вид, что этого нету; то, что власть позволяет себе плевать на общество - и плевать на подписи тех славнейших людей, которые, например, уже просто поименно высказались за Бахмину, за освобождение Бахминой... - то, что власть позволяет себе этого не замечать, это лишь показывает уровень деградации нас как общества. И полной, абсолютной глухоты и безнравственности власти. Вот и все. А дискутировать тут не о чем. <…>
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||