СОБЫТИЯ
| ОБЖАЛОВАНИЕ ПРИГОВОРА
| ХОДОРКОВСКИЙ
| ЛЕБЕДЕВ
| ЗАЩИТА
| ПОДДЕРЖКА
| СМИ
| ВИДЕО
| ЭКСПЕРТИЗА
ПОИСК 
 

ДНИ В ЗАКЛЮЧЕНИИ: Михаил Ходорковский — НА СВОБОДЕ! (после 3709 дней в заключении), Платон Лебедев — НА СВОБОДЕ! (после 3859 дней в заключении)
Архив
Ноябрь 2008
     2
4689
1516
2223
30
4.09.2014
21.08.2014
21.08.2014
15.08.2014
15.08.2014
14.08.2014
14.08.2014
12.08.2014
11.08.2014
11.08.2014
6.08.2014
6.08.2014
5.08.2014
4.08.2014
06.11.2008 г.

Обзор СМИ 06.11.2008

Валерий Панюшкин о миссии русского писателя: «Знаешь одну беременную каторжницу, моли, чтоб ее пощадили. Знаешь десятерых - моли за десятерых. Хватает силы и голоса, моли за всех, за миллионы, как Солженицын»(«The New Times»).

Валерий Панюшкин, «The New Times», 03.11.2008
Писательница Мария Арбатова, настаивающая на том, что Светлана Бахмина должна отсидеть полный срок, почти права. Потому что виновата - сиди. Потому что суд был - сиди. Потому что нечего отпускать одну беременную женщину, если по тюрьмам их сидит вона сколько. Потому что закон есть закон, даже если он плохой закон и плохо применяется. Правильно. Она почти права, Мария Арбатова. Ее позиция хорошо аргументирована.

Только это позиция прокурора, милиционера, тюремщика. Она была бы совсем права, Мария Арбатова, если бы была прокурором, милиционером, тюремщиком... Солдатом, сторожем... Она была бы совсем права, зарабатывай она на хлеб каким-нибудь ремеслом, смысл которого охранять, ограждать, защищать... Но она писатель, и в этом все дело.

Россия, как значится в эпиграфе к набоковскому роману "Дар", - наше Отечество. Главный у нас писатель-Пушкин. На памятнике Пушкину в Москве написано, высечено в граните "МИЛОСТЬ К ПАДШИМ ПРИЗЫВАЛ", и пока существует русский язык, ни один русский писатель не будет свободен от этой священной сути своего ремесла. "Восславил свободу", "милость к падшим"-навсегда. Или снесите памятник Пушкину с Тверской улицы.

Вы спросите, почему именно к Светлане Бахминой надо призывать милость? Потому что беременна? Потому что двое детей? Потому что отсидела полсрока? Да, разумеется, но дело не в этом. Пушкин призывал милость царя к здоровым молодым мужчинам, заговорщикам, мятежникам. Достоевский призывал милость к убийце. Чехов призывал милость к каторжникам на Сахалине. Вот и весь разговор, если ты русский писатель. Знаешь одну беременную каторжницу, моли, чтоб ее пощадили. Знаешь десятерых - моли за десятерых. Хватает силы и голоса, моли за всех, за миллионы, как Солженицын.

Два столетия, черт возьми, русские писатели только и делают, что пишут про то, как можно простить, пожалеть, понять. Толстой, Короленко, Горький... Набоков целый роман написал о том, как можно понять и простить человека, изнасиловавшего несовершеннолетнюю. И другой роман - о том, как понять и простить брата и сестру, всю жизнь предававшихся инцесту. У Булгакова последняя глава в знаменитой книге называется "Прощение и вечный приют".
Алло! Мария Арбатова! Это Россия. Здесь казни требует чернь, а писатели здесь призывают милость. Какие же это времена наступили, если не просто люди вокруг упыри, а не стыдно стало выказывать себя упырем публично писателю? Без принуждения, не под дулом автомата, не под страхом ареста, не за деньги даже, я надеюсь? По велению сердца. По здравом размышлении.

Впрочем, видали мы в России писателей, требовавших тюремных сроков. Мы даже изучали этих писателей в школе. Мы даже сочувствовали им, спившимся и застрелившимся от чудовищного несоответствия написанных ими слов словам, высеченным в граните на постаменте памятника Пушкину в Москве на Тверской. Строго говоря, мы можем даже найти у этих писателей стилистические красоты, мастерство, талант.

Мы даже не осуждаем их за то, что требовали для своих сограждан неволи. Мы понимаем. Мы простили.

Простим и Марию Арбатову. Мы, семьдесят с лишним тысяч человек, естественнейшим для себя образом просившие о помиловании каторжницы, наверное, про Марию Арбатову чего-то не понимаем. Понимаем только, что Пушкин главнее. Вавилон кончится, а Пушкин будет стоять на Тверской, как всегда. И на постаменте все так же высечено будет: "Восславил свободу", "Милость к падшим призывал".

Армина Багдасарян, «The New Times», 03.11.2008
Недавно там появился сайт bakhmina.net. По дизайну - почти точная копия bakhmina.ru. Вот только цвет другой и по смыслу - полная противоположность. Неизвестные лица тоже организовали сбор подписей президенту Медведеву. Их девиз - "Помочь Светлане Бахминой до конца досидеть свой срок". Между тем и "приключения" прошения Бахминой о помиловании все больше напоминают дурной детектив
Сайт bakhmina.net работает больше недели, набрал чуть более 2 тыс. подписей. Некоторые из них оказались фальшивыми. Среди якобы подписантов - журналисты Максим Соколов, Андрей Мальгин, Сергей Бунтман, писатель Дмитрий Быков, блогер Арсений Смоляк и другие (их имена потом все-таки удалили). Фамилии там никто не проверяет, ставь что хочешь, все сразу же отображается на странице. Есть в списках даже Артур Шопенгауэр.
Фальшивка
Домен зарегистрирован анонимно. The New Times направил письмо администрации сайта с вопросами, кто отвечает за ресурс и как там оказались фамилии известных людей. Ответа не последовало.
Зато с Андреем Мальгиным (от его имени было написано: "Дорогой Дмитрий Анатольевич! Прохиндейки должны сидеть в тюрьме. Это мое кредо, которое я твердо блюду") они вступили в переписку. На запрос журналиста удалить его имя пришел ответ: "Мальгин или как там тебя. Убрали твою липовую подпись не плачь" (1) ((1) Здесь и далее сохраняется стилистика и орфография оригинала.).
И далее: avmalgin: "Вы мне по-пацански не тыкайте. Я с вами на брудершафт не пил. Когда вы размещали дезу, вы ведь назвали меня Андреем Викторовичем".
bakhmina.net: "ты свои еврейские термины "типа пацан" не применяй, мне плевать кто ты такой вообще, не знал тебя и знать не хочу, и не пиши сюда больше а то взад подпись верну и Дмитрий анатольевичь жопу тебе надерет".
"Теперь они сами даже не скрывают, что их сбор подписей - фальшивка, и делают они это только для того, чтобы отчитаться перед какими-то людьми, которые дали им деньги на этот сайт", - говорит Андрей Мальгин. Судя по IP адресу писавших с bakhmina.net, их сервер расположен где-то в канадском городе Торонто, что вряд ли может быть правдой.
"Мне было очень неприятно увидеть на сайте bakhmina.net свою фамилию, поскольку я не разделяю этой позиции, - говорит Арсений Смоляк. - Я вообще критически отношусь к любому виду интернет-голосований, потому что и в том и в другом случае все делается анонимно и в конце концов приводит вот к какому результату".
Одновременно на сайте bakhmina.ru продолжается сбор подписей под обращением к президенту РФ с просьбой помиловать Светлану Бахмину. На момент сдачи номера в печать под обращением поставили свои подписи более 75 тыс. человек.
Странный ящик
А в это время в Мордовии, где отбывает наказание Светлана, тоже случилась любопытная история. До сих пор неизвестна судьба ее прошения о помиловании. Адвокаты уверяли, что еще 20 октября Бахмина опустила его в специальный ящик на территории колонии. Однако там журналистам заявили, что никакого письма не видели. И тогда пошли споры, подавала она или не подавала прошение вообще и в чем там может быть подвох.
Можно ли сомневаться в том, что Светлана опустила ходатайство в ящик? Во-первых, сама Светлана еще накануне сообщала о своих намерениях адвокату Роману Головкину во время личной встречи. Во-вторых, как сказал The New Times друг семьи Светланы Бахминой, она, после того как опустила письмо, позвонила своему мужу. В-третьих, другой ее адвокат Руслан Смакаев позже видел это ходатайство в канцелярии колонии.
"Она 20-го его опустила, из ящика оно достается на следующий день, - говорит Смакаев. - Когда в колонии давали информацию СМИ, они, видимо, еще сами не знали, что это ходатайство у них там в ящике лежит. Я сказал им, что она обратилась с ходатайством. При мне же его и нашли".
Правда, с самой Светланой адвокаты не могут встретиться больше недели. "Говорят, у нее резко подскочило давление и ее поместили в гражданскую больницу в поселке Явас, - сказал Роман Головкин. - Мы пока не можем переговорить с ней, чтобы до конца прояснить ситуацию. И не можем пока проверить, зарегистрировано ли ее ходатайство".
Позже представители колонии заявили, что 24 октября Светлана отозвала свое прошение, но до встречи с подзащитной адвокаты не берутся комментировать это сообщение.
Начальник пресс-службы УФСИН Мордовии Марина Ханиева от ответа на вопрос The New Times о судьбе прошения уклонилась: "Обращайтесь, пожалуйста, к ее адвокатам. Если они не могут вам ответить, как я могу вам сказать? "
Начальник пресс-службы ФСИН РФ Валерий Зайцев дал более развернутую аргументацию: "Мы комментировать это не будем. Это ее личная жизнь, а я ее личную жизнь не имею права комментировать без ее согласия".

Александр Борин, «The New Times», 03.11.2008
"ПОЧЕМУ К СВЕТЛАНЕ БАХМИНОЙ ОСОБОЕ ОТНОШЕНИЕ, ЧЕМ ОНА ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ДРУГИХ, ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ МИЛОСЕРДИЕ НЕДОПУСТИМО, ПОСТУПАЙТЕ С НЕЙ ТАК ЖЕ, КАК СО ВСЕМИ", - СЕРДЯТСЯ НАШИ ОСОБО "СЕРДОБОЛЬНЫЕ" ГРАЖДАНЕ. ОТНОШЕНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ОСОБОЕ. ТОЛЬКО В ЧЕМ И С ЧЬЕЙ СТОРОНЫ?
Оставим судебный приговор, внесший, кажется, новое слово в юриспруденцию: похититель есть, а того, у кого Бахмина вроде бы похитила 8 млрд. рублей, оказывается, нет, он не существует. Представитель "потерпевшего" так прямо и заявил в суде: "Ничего у нас не украли, все на месте". Ну ладно, судебная материя - дело тонкое, поговорим лучше о вещах очевидных.
Взвешенная милость
19 апреля 2006 года Симоновский районный суд Москвы приговорил Бахмину к 7 годам лишения свободы. 24 августа того же года Московский городской суд снизил наказание до шести с половиной лет. Не до шести, а именно до шести с половиной. На каких же аптекарских весах грехи Бахминой потянули еще на эти скромные полгода, каким образом они были скрупулезно вычислены и измерены? Гадать не надо: если бы ей оставили только шесть лет, Бахмина бы вышла на свободу по амнистии от 30 ноября 2001 года, касающейся несовершеннолетних и женщин. А раз дали больше шести, хотя бы на эти полгода, пусть сидит. Многие ли осужденные женщины бывают осчастливлены таким пристальным, персональным к себе вниманием?
Судья Мосгорсуда, почувствовав, видимо, некоторую неловкость (если только наши судьи способны еще чувствовать неловкость), посоветовала Бахминой попросить у суда первой инстанции отсрочить исполнение приговора. Женщинам, имеющим малолетних детей, такая льгота по закону полагается.
Оказалось, что полагается всем другим, да только не Бахминой. В статье 82 Уголовного кодекса РФ сказано, что отсрочка применяется к женщинам, имеющим детей до 14 лет, кроме осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления против личности. Бахмина, как известно, ни на чью личность не покушалась, никакого вреда никому лично не причинила, но Симоновский суд ей отказал.
Против лома
Пережить разлуку с детьми Светлане было очень тяжело. Четыре месяца ей не давали поговорить с ними по телефону. Она и голодовку объявляла, и протестовала. Однако постепенно взяла себя в руки, осознала: против лома нет приема. Взыскания с нее сняли, за хорошее поведение администрация мордовской колонии даже предоставила ей краткосрочный отпуск домой. А когда отбыла половину назначенного срока, подала ходатайство об условно-досрочном освобождении. По закону оно ей полагалось: и необходимый срок отбыла, и положительную характеристику ей дала администрация колонии, и поощрения получала, и малые дети дома ждут. Кроме того, к тому времени Бахмина была уже на четвертом месяце беременности. Однако Зубово-Полянский суд, наплевав на закон, Бахминой отказал. Мало ли что взыскания сняты, но они же были!
Решение это не оставило равнодушной даже вышестоящую инстанцию - Верховный суд Мордовии. Вердикт нижестоящего суда был отменен. Нельзя ссылаться на взыскания, раз они погашены, сказано в определении Верховного суда, нельзя! Бахмина "к труду относится добросовестно, характеризуется положительно, имеет три благодарности".
Вы знаете другие случаи, когда нижестоящий суд посылает вышестоящую судебную инстанцию ко всем чертям? Автору, последние полвека пишущему о судебных делах, нет, неизвестно. А судья Зубово-Полянского суда Евгений Маркин, к которому вернулось дело Бахминой, не постеснялся - взял и послал. Во второй раз отклонил ходатайство Бахминой. Снова сослался на погашенные уже взыскания. И ничего, как судил Евгений Маркин, так, конечно, и будет судить. Знает, что подлинные грехи Бахминой куда страшнее, чем те, что записаны в юридических документах: она же работала у Ходорковского, в ЮКОСе. Такое разве прощается?
Молчание ягнят
Хотя бы здесь наконец совестливым нашим согражданам прервать молчание, наводнить газеты и сайты возмущенными письмами: "Какое творится издевательство над законом, кому нужен такой судья, почему проявляют к Бахминой особое отношение? " Нет, не возмутились. Опять, как всегда, спокойно промолчали. Все в порядке.
А когда десятки тысяч интернет-пользователей, члены Общественной палаты, видные деятели культуры подняли голос в защиту измученной женщины, в защиту ее будущего ребенка, озлобленные сограждане принялись негодовать: "Что, избирательное милосердие? ! Долой! Не допустим! "
Нет, не избирательное милосердие, а избирательное правосудие. То самое, которое всю дорогу испытывала и продолжает на себе испытывать Светлана Бахмина.

«Эхо Москвы», 05.11.2008
Бывший юрист ЮКОСА Светлана Бахмина, переведенная в связи с беременностью из тюремной больницы в гражданскую, обратилась к руководству Мордовского управления ФСИН с просьбой оградить ее от посторонних.
Как сообщил сегодня Интерфаксу начальник УФСИН по Мордовии Виктор Мальков, на его имя поступило заявление от осужденной Бахминой, в котором она ставит его в известность о том, что не хочет ни с кем встречаться, за исключением врачей и родных.
"В связи с многочисленными обсуждениями в различных СМИ, прошу вас проинформировать вех заинтересованных лиц о том, что сейчас по состоянию здоровья я не хотела бы ни с кем встречаться, кроме лечащих врачей и родных". "По понятным причинам самое важное для меня в этот период – это покой и душевное равновесие", - привел Мальков выдержку из заявления Бахминой.
Писатель Виктор Ерофеев, который подписался под обращением к президенту с просьбой помиловать Светлану Бахмину, считает, что её отказ от общения с кем-либо, кроме родных и врачей, красноречиво говорит о ситуации с соблюдением прав человека в России. Ерофеев сказал, что остановка сбора подписей сейчас будет означать отказ от поддержки Бахминой. Поэтому его нужно продолжить и надеться на то, что это всё-таки поможет Бахминой выйти на свободу.
Заявление Светланы Бахминой, которое было обнародовано сегодня через Федеральную службу исполнения наказаний, заставляет ещё раз задуматься о том, что происходит. Однако сбор подписей под обращением к президенту с просьбой помиловать Бахмину, необходимо продолжать. В этом уверена главный редактор Интернет-газеты Избранное.ру Людмила Телень
"Эта акция продолжится, никаких других решений нет", - сказала она. "Адвокаты до сих пор не имеют контакта с С.Бахминой и не знают, почему она отозвала свое помилование. Всю информацию мы получаем только от ФСИН. Я не ставлю ее достоверность под сомнение, но она не совсем полная", - отметила Л Телень. Она добавила, что в сложившейся ситуации "очень страшно повредить" С Бахминой. Однако, по словам Л.Телень, она "не думает", что сбор подписей людей, которые просят президента о том, чтобы С.Бахмину помиловали, может повредить". "Те люди, которые начали эту акцию, исходят из того, что у нас адекватная власть. Надеюсь, это не будет воспринято как давление, а будет воспринято, как должно быть воспринято в нормальной демократической стране", - отметила Л Телень.
Телень добавила, что сегодняшнее выступление президента России Дмитрия Медведева, в котором он затрагивал и тему становления гражданского общества в России, также говорит о том, что акцию по сбору подписей с просьбой о помиловании Бахминой не нужно останавливать.

Лев Пономарев, «Ежедневный журнал», 06.11.2008
Подведём промежуточный итог в борьбе общества за освобождение Светланы Бахминой. Моё мнение — она похищена. Похищена пенитенциарной системой, наследницей советского ГУЛАГа, похищена публично и нагло. Это вызов всем нам — почти восьмидесяти тысячам подписантам письма о помиловании, миллионам тех, кто хотел бы видеть страну свободной, а власть — милосердной.
Что нам известно?
22 октября было зарегистрировано прошение Бахминой о помиловании;
24 октября была зарегистрировано ее заявление об отзыве прошения о помиловании;
в тот же день, в связи с резким ухудшением состояния здоровья, Светлана Бахмина переведена из колонии в гражданскую клинику, где помещена, как и Василий Алексанян, под охрану сотрудников ФСИН;
25 октября от Бахминой (в клинике) получена расписка о получении возвращенного прошения о помиловании;
адвокатам Бахминой не разрешают, под предлогом состояния ее здоровья, посещение своей подзащитной;
в течение почти десяти дней руководство ФСИН скрывало и факт подачи прошения, и его отзыв.
Мы видим малопристойные игры руководства ФСИН вокруг Бахминой и можем предполагать самые плохие сценарии, в том числе то, что она подвергается давлению или что, опасаясь еще большего взрыва общественного возмущения, чиновники пытаются скрыть от родных и общественности сведения о реальном состоянии ее здоровья…
Как получилось, что состояние здоровья Светланы Бахминой не позволило ей встретиться с защитниками, но позволило принимать от чиновников под роспись документы 25 октября?!
Ещё нам известно из многочисленных утечек в прессе, что якобы президент России Д.А. Медведев готов в любой момент подписать прошение о помиловании, как только оно до него дойдёт. Теперь, после отзыва прошения, уже не дойдёт. Президент может умыть руки и успокоиться — от него судьба Светланы Бахминой по формальным обстоятельствам больше не зависит.
Что это? На глазах всего общества гулаговская система победила президента, который в своё время говорил о «верховенстве права» и что «свобода лучше несвободы». Или это согласованная игра?
В любом случае мы должны продолжать борьбу.
Мы должны требовать, чтобы защита и родственники немедленно получили возможность встретиться с Бахминой.
К сожалению, меня не удивляет развитие ситуации со Светланой Бахминой — правозащитникам известна существующая практика: либо обращения заключенных не выпускаются из стен пенитенциарной системы, либо заключённых вынуждают отказываться от своих жалоб, снимать претензии к администрации. В этом смысле судьба Светланы Бахминой типична для заключенной в современной России.
Все, кто сегодня лишен законного права обратиться за защитой своих конституционных прав, тоже похищены тюремной системой, так как они незаконно изолированы от общества и государства.
Сейчас наша страна стоит перед выбором: либо возродившийся пенитенциарный ГУЛАГ, который сегодня перемалывает судьбы сотен тысяч людей, поглотит всю страну; либо общество остановит произвол и заставит власти соблюдать права всех без исключения, в том числе и лишенных свободы.
Правозащитники обратились к правительству Москвы с уведомлением о проведении митинга в поддержку освобождения Светланы Бахминой 12 ноября в 18 часов на Триумфальной площади у памятника Маяковскому.
Призываю всех, кто не равнодушен к судьбе Светланы Бахминой, придти на этот митинг.




Пресс-секретарь Кюлле Писпанен: +7 (925) 772-11-03
Электронная почта
© ПРЕССЦЕНТР Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, 2002-2014
Мы не несем ответственности за содержание материалов CМИ и комментариев читателей, которые публикуются у нас на сайте.
При использовании материалов www.khodorkovsky.ru, ссылка на сайт обязательна.

Rambler's Top100  
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru