| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Архив
|
08.07.2008 г.
Обзор СМИ 08.07.2008
«Когда именем государства нужно было отнимать активы у частного бизнеса, оно не слишком заботилось о его интересах. Когда этот бизнес стал частным бизнесом государевых людей, начала проявляться и забота». «Газета.ru» пишет о трудовых буднях Игоря Сечина.
«Газета.ru», 07.07.2008 Борьба за ресурсы среди чиновников в России практически всегда происходит под видом либерализации, а экономическая либерализация чаще всего лишь следствие попыток перехвата управления. Один из самых зловещих персонажей путинского окружения, вице-премьер Игорь Сечин выступил против газпромовской монополии на прокачку газа. Ирония заключается в том, что этим он повторил предложения посаженного им в тюрьму и лишенного бизнеса экс-главы бывшей нефтяной компании ЮКОС Михаила Ходорковского. Новый куратор ТЭК провел совещание, посвященное свободному доступу независимых производителей газа к Единой системе газоснабжения (ЕСГ), контролируемой злейшим врагом бизнеса Сечина — ОАО «Газпром». Федеральной антимонопольной службе и «Газпрому» поручено за месяц подготовить предложения по недискриминационному доступу независимых производителей газа к системе газоснабжения. Дело не в том, что Игорь Сечин — убежденный либерал и антимонополист. Право прокачивать свой попутный газ в большем количестве и по более выгодной цене через ЕСГ жизненно необходимо компании «Роснефть», совет директоров которой он возглавляет, и которая существенно расширила, в том числе, и добычу газа за счет присоединения при известных обстоятельствах добывающих мощностей «ЮКОСа» (Михаил Ходорковский оценивал перспективные газовые возможности ЮКОСа в 25—30 млрд кубометров в год). Налицо не только личный коммерческий интерес г-на Сечина, но и объективная производственная необходимость. У других крупнейших независимых производителей газа — «НОВАТЭКа», «ЛУКойла», «Сургутнефтегаза» — пока нет достаточных политических ресурсов, чтобы бороться с «Газпромом» за увеличение поставок своего газа и более высокую цену. Например, «ЛУКойл» продает «Газпрому» свой попутный газ по $46 за тысячу кубометров при средней цене на российском рынке в $71. У Игоря Сечина, представляющего не только правительство России, но и компанию «Роснефть», такие политические ресурсы, видимо, пока есть. При этом безотносительно причин, по которым Игорь Сечин и ФАС пытаются прогнуть «Газпром», речь идет о демонополизации системы газоснабжения и увеличении предложения газа в стране. По оценкам экспертов, независимые производители сейчас дают около 15% всего объема газодобычи в стране, а могли бы вдвое больше. Если учесть, что при пятикратной разнице внутрироссийских и мировых цен на газ в России не первый год существует дефицит газа на внутреннем рынке, независимые производители могли бы его восполнить. Тем более что с контрагентами в Туркмении и Казахстане «Газпрому» договариваться все труднее, они тоже хотят поставлять газ России по ценам, максимально приближенным к мировым. Кардинально решить проблему недискриминационного доступа к газовой трубе можно было бы, лишив «Газпром» права фактически управлять этими сетями, как не управляют российскими нефтепроводами нефтяные компании. Но едва ли политического ресурса г-на Сечина хватит на такое радикальное решение. Остается тактическая борьба за умеренную либерализацию. Объективная либерализация с учетом производственной необходимости и коммерческих интересов правящей элиты с большой долей вероятности ждет нас еще в одной новой сфере российской экономики, в госкорпорациях. Сейчас это предприятия с промежуточной формой собственности между государственной и частной. Но там, где есть лакомые куски бизнеса, и там, где корпорации созданы не на конкретный срок (как госкорпорация по ЖКХ) или под конкретные проекты (как госкорпорация «Олимпстрой»), руководители этих структур будут делать все возможное и невозможное, чтобы приватизировать госактивы. Поскольку государство дает лишь первоначальный взнос в уставный капитал этих госкорпораций, дальше надо будет зарабатывать уже самим. Или пытаться выбивать новые бюджетные ассигнования. Поэтому та же госкорпорация «Ростехнологии» активно пытается втянуть в себя массу разнородных непрофильных активов, в том числе предприятий, находящихся на грани банкротства. Такие и приватизировать по дешевке легче и использовать как предлог для получения дополнительных денег из госбюджета — для спасения «утопающих». Приватизация собственности под маркой госкорпораций или борьба за облегчение доступа к газотранспортной сети ради обеспечения производственных интересов связанных с крупными госчиновниками нефтяных компаний и есть фундаментальный способ достижения относительно либеральных экономических решений в России с ее нынешним вариантом госкапитализма. Кстати, как только путинское окружение окончательно разобралось со своим нажитым в прежнюю эпоху обширным нефтяным бизнесом, правительство Путина тут же созрело для налоговых льгот по НДПИ. Они вполне объективно могут стимулировать разработку новых месторождений, но вводятся именно для соблюдения коммерческих интересов политической элиты страны. Когда именем государства нужно было отнимать активы у частного бизнеса, оно не слишком заботилось о его интересах. Когда этот бизнес стал частным бизнесом государевых людей, начала проявляться и забота. Игорь Сечин стал немного Михаилом Ходорковским, и теперь ему гораздо легче понять, зачем опальный бизнесмен добивался строительства частного нефтепровода в Китай или отстаивал либеральные правила доступа независимых производителей к системе распределения газа.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||