СОБЫТИЯ
| ОБЖАЛОВАНИЕ ПРИГОВОРА
| ХОДОРКОВСКИЙ
| ЛЕБЕДЕВ
| ЗАЩИТА
| ПОДДЕРЖКА
| СМИ
| ВИДЕО
| ЭКСПЕРТИЗА
ПОИСК 
 

ДНИ В ЗАКЛЮЧЕНИИ: Михаил Ходорковский — НА СВОБОДЕ! (после 3709 дней в заключении), Платон Лебедев — НА СВОБОДЕ! (после 3859 дней в заключении)
Архив
Июнь 2008
      1
68
12131415
2122
2829
      
4.09.2014
21.08.2014
21.08.2014
15.08.2014
15.08.2014
14.08.2014
14.08.2014
12.08.2014
11.08.2014
11.08.2014
6.08.2014
6.08.2014
5.08.2014
4.08.2014
06.06.2008 г.

Обзор СМИ 06.06.2008

Главная тема СМИ - вчерашние заявления Дмитрия Медведева и Ангелы Меркель.

Кира Латухина, Иван Преображенский, «Ведомости», 06.06.2008
<…>
Немецкие журналисты не могли не спросить о свободе слова и Михаиле Ходорковском, за которого в мае во время поездки в Москву просил германский вице-канцлер Франк Штайнмайер. Меркель призналась, что говорила об этом с Медведевым.

Ходорковский может прибегнуть к процедуре помилования, не исключил президент, но отметил, что все процедуры, в том числе и уголовно-исполнительные, должны покоиться на внутреннем законодательстве и не должны быть предметом международных переговоров. Прошли времена, когда такие решения принимало Политбюро.
«Вопросы об освобождении путем помилования в темы наших разговоров с Ходорковским не входили, — говорит адвокат Юрий Шмидт, встречавшийся в мае со Штайнмайером. — Мы намерены подавать на условно-досрочное освобождение».
<…>

«Газета.ru», Отдел политики, 05.06.2008
В ходе своего первого официального визита на Запад президент России Дмитрий Медведев по-новому заговорил о судьбе Михаила Ходорковского. Находясь в Берлине, Медведев допустил, что Ходорковский может быть помилован, если напишет соответствующее прошение. Адвокаты и общественность рады словам президента, но считают, что освободить политзаключенного Кремль должен без всяких просьб.

Мировая и российская общественность уже неоднократно намекали новому главе государства, что ждут от Медведева значительных перемен в работе судебной системы. В качестве «лакмусовой бумажки» таких изменений наблюдатели чаще всего использовали дело Ходорковского. Еще 24 октября 2007 года, в канун четвертой годовщины ареста Ходорковского, группа российских правозащитников обнародовала заявление российским властям в лице президента Владимира Путина с требованием «освободить Ходорковского... и других узников дела ЮКОСа». В феврале 2008 года сам Ходорковский в интервью газете Financial Times выразил надежду, что с приходом к власти Медведева изменить сложившуюся ситуацию все-таки удастся. «Я с трудом могу себе это представить. Все против него – традиции и образ мысли жителей России, а также отсутствие сил в обществе, способных предпринять хоть какие-то шаги для установления законности. Но дай Бог ему сил сделать это! Все, что мы можем делать – это надеяться», – заявил тогда экс-глава ЮКОСа. В мае этого года российские правозащитники обратилась уже к президенту Медведеву с просьбой помиловать 15 человек, которых они считают политзаключенными. Среди тех, кого, по мнению авторов письма, необходимо помиловать, – заключенные по делу ЮКОСа.

Неоднократно намекала на свои надежды в связи со сменой власти в России и Европа. Канцлер Германии Ангела Меркель заявила в марте 2008 года, что судебная система в России при Медведеве должна «стать более прозрачной». Она же на последней в марте этого года встрече с Путиным говорила о желательности смягчения наказания Ходорковского.

Вопрос о судьбе Ходорковского стал, возможно, главным на пресс-конференции Медведева и Меркель после их нынешних коротких переговоров в Берлине. Ответ Медведева можно считать в значительной степени сенсационным.
Медведев предложил Европе безопасность

Дмитрий Медведев совершил свой первый европейский визит. В Германии, где все еще прекрасно помнят Владимира Путина, Медведев сообщил, что Россия «вернулась с холода» и предложил европейцам «Вопросы исполнения наказания не должны быть предметом межгосударственных переговоров. В этом заключается проявление суверенитета государства», – начал Медведев. По словам президента, «все уголовные исполнительные процедуры должны покоиться на внутреннем законодательстве», а «к процедуре помилования, как и к другим процедурам, может прибегнуть любой осужденный гражданин, в том числе Ходорковский». В то же время, отметил Медведев, решение о судьбе того или заключенного должно быть правовым, но не политическим.
Заявление президента внушило надежду адвокату экс-главы ЮКОСа Юрию Шмидту: «Мне понравилось, что ответ Медведева о судьбе Ходорковского был достаточно полным и подробным. Приятно и то, что Медведев в этом разговоре сделал упор на правовом пути решения этого дела».

Защитники Ходорковского отмечают, что Медведев заговорил о судьбе политзаключенного совсем не так, как это делал Владимир Путин, при котором олигарх был посажен.

Действительно, только в марте этого Путин на встрече с той же Меркель ответил на аналогичный вопрос весьма сухо: «Вопросы помилования находятся в компетенции главы российского государства».

Шмидт пока не обсуждал с клиентом саму возможность подачи прошения о помиловании. Ранее, однако, адвокат отмечал, что «Ходорковский не тот человек, который будет просить о помиловании». Действительно, подача прошения сопряжена с признанием собственной вины и раскаянием. Ни Ходорковский, ни Лебедев в ходе судебного процесса своей вины не признали.

Сторонники освобождения Ходорковского считают, что ему не нужно писать прошение, Кремль сам должен принять решение о прощении. По словам экс-советника Путина Андрея Илларионова, для освобождения бизнесмена вполне достаточно решения Кремля. «Решение об освобождении политзаключенных действительно должно быть принято в России. Для этого Ходорковскому не нужно прибегать к прошению о помиловании. Для восстановления справедливости и освобождения невиновных необходимо принятие соответствующего решения российскими властями и только российскими властями. Освобождение политических заключенных российской властью должно быть односторонним, безусловным, не требующим от них прошений о помиловании. При этом освобождение должно распространяться не только на Ходорковского, но и на всех российских политических заключенных», – поделился своим видением проблемы с «Газетой.Ru» Илларионов.

В том, что для освобождения Ходорковского не требуется прошения о помиловании, уверен и лидер движения «За права человека» правозащитник Лев Пономарев. «Заключенному совсем не обязательно признавать свою вину, чтобы быть выпущенным на свободу. Это решение может принять сам президент. Путин в свое время, по слухам, так и не смог дозвониться до генерального прокурора, чтобы решить проблемы Ходорковского. К сожалению, телефон у него плохо работает. Может, вот у Медведева получится дозвониться», – заявил «Газете.Ru» Пономарев.

Другим способом освобождения Ходорковского из заключения могло бы быть условно-досрочное освобождение. Оно, однако, сейчас невозможно в принципе, так как Ходорковский сейчас проходит обвиняемым по так называемому «второму делу ЮКОСа», к тому же имеет неснятое взыскание за нарушение дисциплины.

НТВ, 05.06.2008
<…>
Немецкие журналисты не могли не задать вопрос о судьбе Ходорковского. Глава МИД ФРГ накануне консультировался в России по этому поводу. Медведев, в компетенции которого сейчас вопрос о возможном помиловании Ходорковского, впервые обстоятельно высказался на этот счет.

Дмитрий Медведев, президент России: «Нынешняя жизнь отличается от прежней именно тем, что такого рода процедуры должны проходить в государственных рамках и за их осуществление отвечает судебная инстанция и в некоторых случаях глава государства. При наличии этих условий можно рассматривать любые обращения любого человека».
<…>

Павел Зарубин, Вести.ru, 05.06.2008
<…>
Спокойного тона Россия ждет и по вопросу, который время от времени возникает во время зарубежных визитов, - о судьбе Михаила Ходорковского. Теперь западные журналисты спрашивают, возможно ли его помилование.

"Что же касается самих процедур, то они действительно существуют и должны проходить в строгом соответствии с нашими правилами. И процедура помилования, к которой может прибегнуть любой гражданин, осужденный за то или иное преступление, в том числе и Ходорковский, и другие процедуры, которые существуют в нашем уголовно-исполнительном законодательстве. Но это не может быть решением, которое обсуждается на межгосударственном уровне, или решением, которое принимается политиками. В нашей истории были эпизоды, когда такого рода решения принимались Политбюро ЦК КПСС и другими структурами, которые носили надгосударственных характер. Нынешняя жизнь отличается от прежней именно тем, что такого рода процедуры должны проходить в государственных рамках, и за их осуществление отвечает судебная инстанция, в некоторых случаях - глава государства. При наличии этих условий можно рассматривать любые обращения любого человека", - заявил Дмитрий Медведев.
<…>

Рустем Фаляхов, «РБК daily», 06.06.2008
Российские власти дают понять западному сообществу, что Россия — правовое государство, с прозрачной судебной системой, не отягощенной политическими рисками. И с такой обновляющейся Россией выгодно иметь дело любому инвестору. Доказательством тому послужит возможность пересмотра «дела ЮКОСа» и смягчения наказания для экс-главы этой компании Михаила Ходорковского. При условии, что он напишет прошение о помиловании. Такой подтекст усматривают эксперты в заявлении президента Дмитрия Медведева в Германии. Проблема в том, захочет ли Ходорковский, не признавший своей вины, просить о помиловании.

На совместной пресс-конференции с канцлером Германии Ангелой Меркель российский президент дал понять, что вопросы помилования Михаила Ходорковского, осужденного в 2005 году на восемь лет за налоговые преступления и мошенничество, не могут быть предметом государственных переговоров. Тем не менее экс-глава ЮКОСа может написать прошение о помиловании, и власти готовы начать необходимую судебную процедуру. По словам Медведева, такого рода процедуры должны проходить в рамках действующего закона, за них несет ответственность судебная инстанция, а в некоторых случаях глава государства. «При соблюдении этих условий можно рассматривать любое обращение любого человека», — сказал Медведев. Он отметил, что в СССР была практика принятия политических судебных решений, сегодня ситуация в России иная.

Заявление Медведева хотя и можно назвать сенсационным, тем не менее оно ничуть не противоречит сказанному ранее премьером Владимиром Путиным. 31 мая в интервью французским СМИ Путин сказал, что не видит препятствий для амнистии Ходорковского. Решение этого вопроса зависит от президента Медведева, уточнил Путин. «Если закон позволит, то к этому (амнистии) нет никаких препятствий», — заявил тогда глава правительства.

Еще один сигнал, свидетельствующий о смягчении позиции российских властей в отношении «дела ЮКОСа», был получен вчера из уст председателя совета директоров НК «Роснефть», вице-премьера Игоря Сечина. Напомним, эта компания стала владельцем активов ЮКОСа. Сечин заявил, что не исключает возможности того, что акционерам «дочек» обанкротившейся компании Михаила Ходорковского будут выплачены компенсации.

Бизнес не сомневается, что заявление Дмитрия Медведева свидетельствует о возможности досрочного освобождения экс-главы ЮКОСа. «Если Ходорковский сочтет для себя возможным просить о помиловании и тем самым автоматически признать свою вину, то власти, судя по всему, готовы сделать встречное движение», — говорит глава РСПП Александр Шохин. Он предполагает, что Медведеву будет удобнее не столько помиловать Ходорковского, сколько «начать процедуру пересмотра дела в сторону его смягчения».

Эксперты полагают, что в отличие от Владимира Путина у Медведева нет «личной эмоциональной составляющей» в «деле ЮКОСа» и нынешний президент готов выпустить Ходорковского на свободу досрочно. «Найти формулировку помилования, при которой Ходорковский не был бы назван виновным, не составит труда, прецеденты были в деле журналиста Пасько и ученого Сутягина», — говорит вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. Он считает, что власти, выражая готовность смягчить наказание бывшему олигарху, решают прежде всего имиджевые задачи. «При таком росте цен на энергоносители у России нет проблем с привлечением западных инвесторов, тем более из Германии, поэтому Медведев решает сейчас задачу внушить Западу мысль о возвращении страны к демократическим ценностям, к более прозрачной судебной системе», — считает эксперт. «С одной стороны, такое заявление ни к чему не обязывает Медведева, но, с другой стороны, власти сами разморозили тему Ходорковского, и поэтому шансы на его досрочное освобождение растут», — соглашается гендиректор Центра политической конъюнктуры России Михаил Виноградов. По мнению эксперта Горбачев-Фонда Андрея Рябова, во властном тандеме Путин—Медведев нынешний президент пока что воспринимается Западом как более слабый игрок. «Но в этой ситуации, когда нельзя входить в конфронтацию с некоторой частью российской элиты, Медведев сделал максимум возможного как вполне грамотный политик», — считает эксперт.

Сюзанна Фаризова, «Коммерсант», 06.06.2008
<…>
Обсуждалась в ходе переговоров и тема соблюдения прав человека в России. На пресс-конференции господину Медведеву был задан вопрос: "Есть некоторые сигналы, что соблюдению прав человека при нынешнем президенте будет уделяться больше внимания, чем при предыдущем. Обсуждали ли вы в этой связи шансы Михаила Ходорковского на помилование?"
Дмитрий Медведев не хотел этого вопроса и именно поэтому оказался к нему готов. "Вопросы помилования не должны быть предметом межгосударственных переговоров,— отрезал президент.— К процедуре помилования в нашей стране может прибегнуть любой человек, в том числе Ходорковский. Но это не может быть решением, которое принимается политиками". Ангела Меркель со своей стороны подтвердила, что речь о господине Ходорковском действительно шла, однако заметила, что "Дмитрий Медведев лишь указал на пути правовой безопасности в России". И добавила: "Господин Медведев совсем недавно на посту президента, и поэтому пока нельзя оценить, что происходит и что будет происходить".
<…>

Галина Шакирова, Алексей Топалов, «Газета.ru», 05.06.2008
На годовом собрании акционеров «Роснефти» вспомнили о судьбе бывших акционеров ЮКОСа, большую часть которого купила госкомпания. Ее руководство считает справедливой просьбу о компенсации «сгоревших» акций, но хочет переложить ответственность на государство. Акционеры самого ЮКОСа ничего не получат.

В четверг состоялось годовое собрание акционеров нефтяной компании «Роснефть». Подводя итоги деятельности компании за прошлый год, председатель совета директоров ОАО «НК «Роснефть» вице-премьер Игорь Сечин отметил, что компания стала мировым лидером по доказанным запасам – 21,699 млрд баррелей нефтяного эквивалента. По итогам 2007 года «Роснефть» добыла 15,7 млрд куб. м газа, что на 15,5% превышает показатель 2006 года.

Таким образом, «Роснефть» стала одним из важнейших игроков и на газовом рынке. Председатель совета директоров компании также подчеркнул, что цена ее акции с июля 2006 года выросла на 40% в рублевом и на 60% в долларовом выражении. А в планах на ближайшее будущее – увеличение нефтепереработки и нефтедобычи (до 130 млн тонн в 2010 году и 160 млн тонн в 2015 году), выход на азиатский и европейский рынки. Кроме того, «Роснефть» планирует инвестировать 60 млрд рублей в утилизацию попутного газа (до 95% в 2011 году).

Однако помимо успехов и планов «Роснефти» на встрече акционеров обсуждались и весьма спорные вопросы.

Сечин своими словами почти произвел сенсацию.

Он заявил о возможной компенсации акционерам дочерних обществ НК ЮКОС акций, потерянных ими в ходе банкротства компании. Напомним, что на аукционах по распродаже имущества опальной нефтяной компании самые интересные активы купила именно «Роснефть». Сечин сообщил, что бывшие акционеры компании «Самаранефтегаз», ныне дочернего предприятия «Роснефти», обращаются с просьбой о возможной конвертации потерянных ими акций в ценные бумаги госкомпании, указывая на то, что акционерам других «дочек» пошли в этом вопросе навстречу.

Правда, сейчас непонятно, за чей счет будет производиться такая компенсация. По мнению Сечина, вопрос о конвертации акций, безусловно, должен быть рассмотрен, но он не относится к компетенции руководства «Роснефти», так как противоречит закону об акционерных обществах. Дело в том, что указанные «дочки» входили в структуру «Роснефти» еще до процедуры банкротства ЮКОСа. «Действительно, акционеры ЮКОСа не могут обращаться со своими претензиями к «Роснефти», поскольку иски к ЮКОСу были предъявлены не «Роснефтью», а государством. «Роснефть», в свою очередь, всего лишь купила активы бывшей империи на аукционе, на который они опять же были выставлены государством после того, как была завершена процедура банкротства», – объясняет директор департамента due diligence НКГ «2К Аудит – Деловые консультации» Александр Шток.

Проще говоря, на момент приобретения «Роснефтью» «Самаранефтегаза» и других бывших «дочек» ЮКОСа их акции ничего не стоили, и обменивать было нечего.
Однако председатель совета директоров «Роснефти» считает, что компенсировать акционерам их потери могли бы региональные власти.

Отраслевые эксперты расценили это заявление как пиар-ход с целью обелить репутацию «Роснефти» за рубежом. «На Западе до сих пор обсуждают банкротство частной компании ЮКОС российским государством и роль «Роснефти» в этой истории», – напоминает эксперт ИК «Финам» Станислав Август.

Действительно, власти явно хотят подвести черту под неоднозначным прошлым госкомпании и начать все с белого листа. «Заявление Сечина ясно показывает, что процесс поглощения ЮКОСа завершен, и теперь надо упорядочить структуры, перешедшие «Роснефти» от компании Ходорковского, – объясняет заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин. – «Роснефти» нужно максимально стабилизировать ситуацию в поглощенных структурах, чтобы избавить их от груза проблем, оставшихся со времен конфликта ЮКОСа с государством».

Однако решение госкомпании о компенсациях может создать прецедент, на основании которого акционеры другой «дочки» опальной компании могут тоже поднять вопрос о возвращении своих средств. Речь идет о зарубежной «дочке» ЮКОСа Yukos Finans, за которую до сих пор идет борьба. Правда, эксперты считают, что окончательное решение, которое, по всей видимости, будет еще не скоро, не обрадует иностранных акционеров.

Этот актив ждет та же судьба, что всю бывшую империю Михаила Ходорковского.

К тому же эксперты считают, что чем бы ни руководствовались менеджеры «Роснефти», бывшие акционеры самого ЮКОСа ничего не получат. «Если выплатить компенсации каким-то отдельным акционерам, то создастся прецедент, которым могут воспользоваться другие. Государство на это не пойдет, тем более при нынешней политической ситуации», – резюмирует эксперт «Антанты-Капитал» Тимур Хайруллин.



Пресс-секретарь Кюлле Писпанен: +7 (925) 772-11-03
Электронная почта
© ПРЕССЦЕНТР Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, 2002-2014
Мы не несем ответственности за содержание материалов CМИ и комментариев читателей, которые публикуются у нас на сайте.
При использовании материалов www.khodorkovsky.ru, ссылка на сайт обязательна.

Rambler's Top100  
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru