| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Архив
|
15.05.2008 г.
Обзор СМИ 15.05.2008
Для Владимира Устинова нашлось пока место под южным солнцем. Бывший генпрокурор и экс-министр юстиции стал полпредом президента в Южном федеральном округе.
Газета.ru, 14.05.2008 Вечером в среду нашли новую работу почти все виднейшие представители так называемых кремлевских силовиков. Вслед за Игорем Сечиным, ставшим вице-премьером, пост полпреда в ЮФО получил бывший глава Минюста Владимир Устинов. Пока непристроенным остается только Виктор Иванов, еще не переназначенный в администрацию Дмитрия Медведева. Дмитрий Медведев почти закончил формирование своей администрации. В среду поздно вечером указами нового главы государства были назначены семь полномочных представителей президента в федеральных округах. Чуть раньше Медведев назначил тех советников, которые не были оглашены накануне, – посты в Кремле сохранили экс-министр связи Михаил Лесин и Владимир Шевченко, руководивший протоколом в администрациях Бориса Ельцина и Михаила Горбачева. Тогда же Медведев переназначил своих представителей в органах власти: в Конституционном суде продолжит работать Михаил Кротов, назначенный на эту должность в ноябре 2005 года; в Совете федерации позицию президента для депутатов продолжит представлять Александр Котенков; сохранил свою должность и Александр Косопкин, с 2004 года представлявший президента в Госдуме. Полпреды в округах в подавляющем большинстве также остались прежними. Экс-глава Генштаба Анатолий Квашнин остался полпредом в Сибирском федеральном округе, Олег Сафонов – в Дальневосточном, Георгий Полтавченко – в Центральном, Петр Латышев – в Уральском. Все эти переназначения ожидались. Сенсационным можно считать только назначение уволенного два дня назад министра юстиции Владимира Устинова в Южный федеральный округ. Работавший в Ростове-на-Дону Григорий Рапота был передвинут ближе к Москве – теперь он станет полпредом в Приволжском округе. Пост там – единственный освободившийся в результате правительственной реформы. Бывший приволжский полпред Александр Коновалов был взят премьер-министром Владимиром Путиным в правительство на должность Устинова – главой Минюста. Ссылки на юг некогда казавшегося непотопляемым бывшего главы министерства и бывшего генпрокурора Устинова эксперты и источники ожидали давно. Согласно одной из версий, Устинов рассматривался как кандидат в губернаторы Ставропольского края взамен ушедшего с этой должности Александра Черногорова. Накануне назначения источник «Газеты.Ru» в окружении Устинова сообщил, что люди, «которые выполнят любое указание от федерального центра», очень сейчас востребованы. «Отставка была предсказуема. За полгода-год до того в Москве уже ходили слухи об этой отставке. Поговаривали о Южном федеральном округе и администрации Краснодарского края. Кроме этого, Игорь Сечин на месте и своего родственника без работы не оставит», - заявил источник. Устинов исторически связан со Ставропольем и Южным округом. В 1994 году Устинов был прокурором Кубани. При генпрокуроре Юрии Скуратове работал начальником главка Генпрокуратуры на Северном Кавказе. «Устинов любит Кавказ, и он там уже хорошо работал. Там нужен жесткий человек», – говорит близкий к новому полпреду источник. Значительные проблемы у Устинова в южных регионах все-таки будут. В частности, именно его критиковали за бездействие прокуратуры жители Северной Осетии после теракта в Беслане. Взывали правозащитники к Генпрокуратуре и по поводу неправового, по их мнению, отъема земли в Краснодарском крае под олимпийские нужды. Отставка Устинова с поста генпрокурора летом 2006 года и двухдневной давности увольнение его из Минюста носили характер сенсации. Дело в том, что новый полпред в ЮФО всегда ассоциировался с кланом всесильных кремлевских силовиков. Помимо того, что он сват негласного лидера этой группировки Игоря Сечина (ныне вице-премьера), именно при Устинове-прокуроре власти начали и довели до полной победы судебно-следственное преследование компании ЮКОС. Впрочем, летом 2006 года отставка Устинова из прокуратуры обернулась к удивлению многих экспертов простой рокировкой Устинова и Юрия Чайки. Последний стал генпрокурором, а Устинов занял место Чайки в Минюсте. Глеб Черкасов, Арина Бородина, Наталья Беспалова, Юрий Чернега, «Коммерсант», 15.05.2008 Экс-министр юстиции Владимир Устинов станет новым полпредом президента в Южном федеральном округе. Соответствующий указ Дмитрия Медведева был подписан вчера. Новый президент очередной раз своими кадровыми решениями подтвердил верность курсу Владимира Путина. <…> Новые назначения в президентской администрации подтвердили стремление Дмитрия Медведева к сохранению путинского наследия. Проявляется это не только в персоналиях, но и в подходах. Владимир Путин предпочитал назначать своими полпредами в федеральных округах выходцев из силовых ведомств. Дмитрий Медведев продолжил традицию: и господин Рапота, и господин Устинов с полным на то правом могут быть названы силовиками. В большинстве округов полпреды остались прежними, это может означать, что существующая практика взаимодействия с регионами признана как минимум приемлемой и никаких реформ в этой области в ближайшее время не будет. Северный Кавказ, а теперь и олимпийский Сочи являются объектами повышенного внимания со стороны нового президента и нового премьера. И в избранной управленческой модели поведения вполне логичным выглядит и назначение в Южный округ Владимира Устинова. На должности генпрокурора (с 2000 по 2006 год) он проявил себя в ряде кризисных для путинской администрации ситуаций (катастрофа подводной лодки "Курск", дело ЮКОСА и т. д.) с лучшей для Кремля стороны. <…> Эля Вермишева, «Газета.ru», 14.05.2008 ЛДПР предлагает амнистию, на этот раз посвященную вступлению в должность президента РФ Дмитрия Медведева. В честь нового босса жириновцы предлагают выпустить на свободу до 20 тыс. заключенных. Правозащитники считают предложение пиар-акцией, а проект амнистии – бессмысленной копией амнистии в честь столетия Думы. Во вторник на рассмотрение в Госдуму был внесен проект постановления об амнистии, приуроченной к вступлению в должность президента РФ Дмитрия Медведева. По замыслу авторов документа, членов фракции ЛДПР, под амнистию попадут несовершеннолетние; совершеннолетние, совершившие преступление в возрасте до 18 лет, женщины, имеющие несовершеннолетних детей; беременные и пенсионеры (женщины старше 55 лет и мужчины старше 60 лет), а также мужчины, имеющие детей в возрасте до трех лет. Амнистия коснется лиц, не совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления (большинство правонарушений, наказание за которые не превышает 5 лет лишения свободы, за исключением некоторых статей, в частности экстремизма). Она не будет распространяться на освобожденных из мест заключения в период с 1993 года по амнистии или в порядке помилования, а затем вновь совершивших преступления, либо злостных нарушителей режима содержания под стражей. По расчетам ЛДПР, амнистия затронет 15–20 тыс. человек. «Планируется, что в течение шести месяцев на свободу могут выйти до 20 тысяч человек, – рассказал РИА «Новости» глава ЛДПР Владимир Жириновский. – Но среди них ни в коем случае не будет тех, кто совершил тяжкие преступления». Жириновский отметил, что амнистия может затронуть заключенных, отбывающих наказание за экономические преступления, в том числе экс-главу НК ЮКОС Михаила Ходорковского. «Амнистия касается и совершивших экономические преступления, включая и Ходорковского, тем более что он уже отсидел часть срока», – заявил он. Правда, один из непосредственных авторов проекта постановления Сергей Иванов вскоре поправил главу фракции, отметив, что амнистия коснется, скорее, тех, «кто попал в тюрьму по дурости». Экс-глава ЮКОСа Михаил Ходорковский, утверждает Иванов, под этот критерий никак не подпадает. Впрочем, в профильном комитете по уголовному законодательству к предлагаемому законопроекту относятся скептически. «Это просто пиаровский ход. Эта амнистия почти точная копия той, что была приурочена к столетию учреждения Госдумы», – заявил «Газете.Ru» глава комитета Павел Крашенинников. «Зачем одинаковые амнистии? Чтобы подготовить амнистию, необходим глубокий анализ ситуации. В частности, нужно посмотреть по статьям, какова общественная опасность тех или иных правонарушений, как амнистия скажется на криминогенной обстановке. Это дело не одного дня», – заметил он. Вместе с тем, по мнению Крашенинникова, амнистии периодически надо проводить, просто стоит относиться к ним посерьезней. Правозащитники также уверены: амнистия стране нужна, но только не такая. «То, что амнистия нужна, несомненно. Особенно после той имитации амнистии, что прошла в 2006 году и была приурочена к столетию Госдумы (она коснулась 8 тыс. человек), а предыдущая амнистия, проведенная в мае 2005 года и приуроченная к годовщине победы в Великой Отечественной войне, была вообще беспрецедентной: амнистировали всего 246 человек», – отметил председатель общественного совета при министре юстиции России, член Московской Хельсинкской группы Валерий Борщев. Но и то, что предлагает сейчас ЛДПР, тоже имитация, считает правозащитник. Цифры, о которых говорят авторы законопроекта, явно завышены, уверен Борщев. «Не думаю, что она действительно коснется 20 тыс. человек», – заявил он. По словам Борщева, серьезная амнистия должна предполагать не только освобождение заключенных, но и сокращение сроков содержания под стражей. «К этому нельзя подходить формально. Не готовы к амнистии по тяжким преступлениям – давайте сокращать сроки, – считает Борщев. – Ведь по той же 105-й статье (убийство) в тюрьмах нередко сидят люди, ставшие, по сути, жертвами обстоятельств. Это и так называемая бытовуха, и другие подобные истории. Например, недавно в Новооскольской колонии я видел девочку, которая убила отчима, пытавшегося ее изнасиловать. К подобным преступлениям нужен дифференцированный подход. Это серьезно изменит ситуацию в колониях». Еще в середине 2005 года после бунтов в нескольких российских колониях правозащитники стали говорить о необходимости «разгрузочной» амнистии. Беспорядки эксперты напрямую связывали с тем, что заключенные не дождались широкой амнистии, на которую рассчитывали. Тогда члены общественного совета разработали законопроект об обширной амнистии, которая должна была коснуться 20–30 тыс. человек. Госдума не поддержала идею, дав законопроекту отрицательное заключение, смысл которого, по словам Борщева, сводился к одному слову – «нецелесообразно». То, что предлагают депутаты сейчас, делается только ради галочки и непрофессионально, считает правозащитник. «Я не понимаю, например, почему в этом проекте не учитываются инвалиды. Их положение в зоне очень тяжелое, им угрожает гибель, потому что проводить квалифицированное лечение инвалидов не позволяет уровень медобслуживания, – возмущается Борщев. – Необходимо также, чтобы под амнистию попали больные СПИДом и туберкулезом, совершившие ненасильственные преступления. Кроме того, в колониях высок процент людей с психическими заболеваниями. Строго говоря, они должны содержаться в соответствующих больницах. Речь идет о тех, кто социально не опасен. В частности, это люди с замедленным развитиям: в тюрьмах они подвергаются насмешкам и унижению. С этой категорией тоже нужно разбираться. Если суды дали промашку – положение можно исправить амнистией». По мнению правозащитника, также большая ошибка – сужать круг подпадающих под амнистию заключенных, вычеркивая из него совершивших злостные нарушения режима. «У нас несколько небольших нарушений – курил в неположенном месте, не поздоровался с сотрудником УИН, сделал пилотку из газеты, имел неопрятный внешний вид – расцениваются как злостное нарушение. Эту норму в законопроекте необходимо скорректировать и лишать права на амнистию совершивших лишь противоправные действия сидельцев. Иначе получится, что выпустят в основном тех, кто входит в секцию дисциплины и порядка, а именно они нередко бьют других заключенных», – отметил Борщев.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||