СОБЫТИЯ
| ОБЖАЛОВАНИЕ ПРИГОВОРА
| ХОДОРКОВСКИЙ
| ЛЕБЕДЕВ
| ЗАЩИТА
| ПОДДЕРЖКА
| СМИ
| ВИДЕО
| ЭКСПЕРТИЗА
ПОИСК 
 

ДНИ В ЗАКЛЮЧЕНИИ: Михаил Ходорковский — НА СВОБОДЕ! (после 3709 дней в заключении), Платон Лебедев — НА СВОБОДЕ! (после 3859 дней в заключении)
Архив
Апрель 2008
 356
1213
1920
27
30    
4.09.2014
21.08.2014
21.08.2014
15.08.2014
15.08.2014
14.08.2014
14.08.2014
12.08.2014
11.08.2014
11.08.2014
6.08.2014
6.08.2014
5.08.2014
4.08.2014
03.04.2008 г.

Обзор СМИ 03.04.2008

В статье о пристрастии российской правоохранительной системы к самой строгой мере пресечения Илья Кригер из «Новой газеты» вспоминает «историю юриста Василия Алексаняна, которого пока спасает только пристальное публичное внимание».

Илья Кригер, «Новая газета», 03.04.2008
По данным Генпрокуратуры, около 30 % "населения" СИЗО находится за решеткой без веских оснований. "Сейчас под стражу берется около трети обвиняемых в преступлениях небольшой и средней тяжести, а впоследствии более 70 % из них получают меру наказания, не связанную с лишением свободы, - заявил на днях Юрий Чайка. - Удовлетворяется свыше 90 % ходатайств о заключении под стражу. Зачем мы прививаем людям тюремную субкультуру?". Недавно Федеральная палата адвокатов России опубликовала исследование, касающееся положения людей, попавших в СИЗО. Ежегодно через следственные изоляторы проходят десятки тысяч человек. Поданным ФСИНа, 1 марта 2008 года в СИЗО, тюрьмах и помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов, находились 160 тысяч человек (во всех пенитенциарных учреждениях страны - 892, 3 тысячи).

Летом 2002 года вступил в силу долгожданный Уголовно-процессуальный кодекс. Одним из радикальных изменений стал судебный порядок взятия под стражу - процедура, принятая в большинстве стран мира. Сначала нововведение дало положительные результаты - суды внимательно оценивали факты, а следователи, опасаясь разноса, выбирали меры пресечения, не связанные с лишением свободы. Однако вскоре правоохранительная система освоилась с новыми правилами игры, и ситуация снова изменилась к худшему. В 2006 году судьи рассмотрели 273 186 ходатайств о заключении под стражу, причем согласились со следователями в 249 736 (91, 3 %) случаях, а в отношении несовершеннолетних удовлетворили 14 900 таких ходатайств. Суды изучили также 214 841 ходатайство о продлении срока содержания под стражей и удовлетворили 211 661 (98, 5 %) из них, а в отношении несовершеннолетних -13 499 ходатайств. Ситуацию усугубили введенные в сентябре 2007 года изменения в УПК, которые привели к ослаблению прокурорского контроля: если раньше следователь мог ходатайствовать об аресте только с согласия прокурора, то отныне достаточно было одобрения своего непосредственного начальника.

Адвокаты признают свое бессилие: УПК, на который возлагались большие надежды, сохранил традиционно неравноправные отношения адвоката и следователя. Например, следователь до направления в суд ходатайства об аресте вправе допросить свидетелей и потерпевшего, а защитник может опрашивать людей только с их согласия, но не вправе предупредить их об ответственности за дачу ложных показаний. Обычная картина в изоляторах - длинная очередь адвокатов, пытающихся попасть на свидание к своему подзащитному. Удается не всем: причина - нехватка в изоляторах следственных кабинетов. Еще администрация большинства СИЗО незаконно ограничивает "документооборот" между защитником и подзащитным (к сведению: в ряде стран давно существует непроницаемая для следователя и сотрудников СИЗО "адвокатская почта").
По мнению адвокатского сообщества, главной причиной массового нарушения прав граждан является несовершенство закона, прежде всего Уголовно-процессуального кодекса. Так, статья 97 УПК, в которой перечислены основания для ареста (обвиняемый или подозреваемый может скрыться, продолжить преступную деятельность, угрожать участникам судопроизводства, уничтожать доказательства или иначе препятствовать расследованию), не требует доказательств - достаточно одного подозрения. Так что если у вас есть загранпаспорт, то вы, скорее всего, проведете время до суда, а также само разбирательство за решеткой. Другая норма УПК гласит: арест возможен, если инкриминируемое деяние грозит наказанием более серьезным, чем два года колонии. Однако преступления классифицируют не только по их тяжести, но и по форме вины (умышленные и совершенные по неосторожности). Согласитесь, вряд ли есть необходимость держать в СИЗО человека, который совершил неумышленное преступление.

Еще одна причина - судейский менталитет. Статистика показывает, что правоохранители предпочитают арест или подписку о невыезде. А личное поручительство, залог и домашний арест, эффективность которых доказана мировой практикой и которые являются разумной альтернативой аресту (например, по делам об экономических преступлениях), в России пока применяются редко. Дело не только в корпоративной вере следователей и судей в порочность человеческой природы (это не позволяет использовать поручительство). Вопросы вызывает воплощение этой специфической этики в законе. Так, согласно УПК, дознаватель или следователь может обратиться к судье с ходатайством о залоге, а подозреваемый или его адвокат - не может. А посадить под домашний арест никого нельзя потому, что за пять лет, прошедшие с момента вступления в силу УПК, специальный закон так и не появился.

Репрессивный характер ареста проявляется отчетливее всего в случаях, когда под замком оказываются те, чье здоровье заведомо не позволяет находиться в изоляторе. Вспомним, например, бывшего владельца "ЮКОСа" Платона Лебедева, которому до сих пор не позволили встретиться с независимыми врачами. Или - страдающего тяжелой астмой адвоката Михаила Трепашкина, которого во время заключения никто толком не лечил. И, конечно, историю юриста Василия Алексаняна, которого пока спасает только пристальное публичное внимание.

Человек, попавший в следственный изолятор, хотя и считается невиновным до вступления приговора в силу, находится в гораздо худших условиях, чем заключенный в колонии. Европейский суд по правам человека неоднократно квалифицировал условия содержания в отечественных СИЗО как пытки. Например, редкий человек занимает в изоляторе более двух квадратных метров жилплощади, из-за тесноты спать приходится по очереди. Неудивительно, что многие заключенные умирают, не дождавшись приговора. Кстати, абсолютное большинство процессов заканчиваются не оправданием подсудимого, а его осуждением.

Ситуацию мог бы изменить общественный контроль над изоляторами, колониями и другими местами принудительного содержания. Соответствующий закон был принят в первом чтении еще одиннадцать лет назад - и успешно похоронен силовым лобби: правоохранительные органы не собираются делиться полномочиями с обществом.

Алексей Топалов, «Gazeta.ru», 03.04.2008
Следственный комитет при МВД закончил расследование дела бывшего главы НК «Русснефть» Михаила Гуцериева и жаждет его арестовать. По информации следствия, бизнесмен скрывается в Великобритании и шансов, что его выдадут, очень мало: британские власти легко найдут в этом деле политическую подоплеку.
Расследование дела бывшего главы НК «Русснефть» Михаила Гуцериева завершено и дело готово к передаче в суд. Об этом сообщил замначальника Следственного комитета при МВД РФ Олег Лагунов, отметив также, что по имеющейся информации, Гуцериев скрывается в Великобритании и периодически оттуда наезжает в Азербайджан.

«В связи с этим Следственный комитет наладил работу с британской и азербайджанской сторонами, чтобы решить вопрос об экстрадиции Гуцериева», – заявил Лагунов. Впрочем, Лагунов тут же сказал, что процедуры выдачи лиц, находящихся в розыске, осуществляются очень медленно. «Особенно в случае с Великобританией», – подчеркнул замглавы Следственного комитета. и отметил, что в целом по делу о неуплате налогов и незаконном предпринимательстве проходит четыре фигуранта, трое из них – Гуцериев, а также его компаньоны Сергей Бахир и Игорь Еланский – сейчас за границей. По словам Лагунова, суд заочно выдал санкцию на их арест.

Дело четвертого обвиняемого, Виктора Курочкина, в суд уже передано, а сам он находится под стражей.

Изначально Михаил Гуцериев и его компаньоны проходили по делу о незаконном предпринимательстве лишь как свидетели. Еще в ноябре 2006 года Генпрокуратура возбудила несколько уголовных дел в отношении «дочек» «Русснефти». ОАО «Аганнефтегазгеология», ОАО «Ульяновскнефть» и ЗАО «Нафта-Ульяновск» были уличены в нарушении закона «О недрах»: компании превысили установленный лицензией лимит добычи нефти и газоконденсата. Полученный от реализации этих объемов углеводородов доход (7,7 млрд рублей) был сочтен незаконным, и дочерние структуры «Русснефти» были обвинены в незаконном предпринимательстве. Сама «Русснефть» тогда заявила, что подсчет ее общего дохода был произведен некорректно, и сумма, вычисленная Генпрокуратурой, превысила реальный доход в 28 раз.

Затем, уже в январе 2007 года, против «Русснефти» было возбуждено дело по факту уклонения от уплаты налогов в особо крупном размере. По подсчетам Генпрокуратуры, компания недоплатила государству около 740 млн рублей.

В мае прошлого года Гуцериев, Бахир, Курочкин и Еланский превратились из свидетелей в обвиняемых.

Однако на этом власти не остановились, и в июне 2007 года были арестованы 50% акций «Русснефти», так как Федеральная налоговая служба (ФНС) обвинила компанию в нарушении законодательства путем распыления акций через длинную цепочку сделок купли-продажи. По мнению налоговиков, сделки по этим акциям совершались по заведомо заниженным ценам. Разбирательства по этому делу закончились тем, что 31 июля Лефортовский суд Москвы постановил наложить арест и на оставшуюся половину акций «Русснефти».

Аналитики сразу были уверены, что массированная атака на «Русснефть» производилась в интересах госкомпаний, в частности «Роснефти», для которой компания Гуцериева является весьма привлекательным активом. В итоге Гуцериев ушел с поста ее главы, заявив, что делает это под давлением. Но на этом правоохранительные органы не успокоились, и с 6 августа 2007 года он был объявлен в розыск, но успел скрыться за границей, где находится и по сей день.

Однако пока конечный покупатель компании никак себя не проявил. Судя по всему, сейчас как раз и решается судьба «Русснефти». В настоящий момент официальное ходатайство на ее приобретение подали «Базовый элемент» Олега Дерипаски и швейцарский трейдер Glencore, основной кредитор компании. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) своего решения по этим ходатайствам пока не вынесла: вполне возможно, в дело вмешался один из претендентов на компанию. Стоит отметить, что «Базэл» явно пытается ускорить сделку – даже ходили слухи о назначении главой компании представителя Дерипаски, однако сделать это не удалось.

При этом некоторые эксперты упорно считают «Базэл» промежуточным звеном в сделке и считают, что компания перейдет под контроль одной из влиятельных госструктур.
Скорее всего, для решения, кому в итоге достанется компания, ее бывший глава уже и не нужен – представители «Базэла» заявляли, что переговоры о покупке компании ведутся не с Гуцериевым, а с некими «другими людьми». К тому же вряд ли российским правоохранительным органам удастся задержать Гуцериева. Аналитики полагают, что шансов на это немного. «Российские отношения с Азербайджаном довольно противоречивы, и эта страна может как выдать Гуцериева, так и не выдать: все будет зависеть от конкретного момента, – говорит заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин. – Поэтому, скорее всего, Гуцериев будет стараться не выезжать из Великобритании, так как оттуда его не выдадут наверняка».

Эксперт объяснил, что Великобритания не выдает лиц, находящихся в розыске, если в деле, заведенном против них, существует хоть малейший намек на политику.
«А Гуцериев был и депутатом, и вице-спикером российской Госдумы, – напоминает политолог. – Кроме того, он был одной из влиятельнейших политических фигур Северного Кавказа, и в СМИ неоднократно проходили заявления о том, что его конфликт с российскими властями имеет именно кавказские корни». В связи с этим, по словам Макаркина, шансы на выдачу Михаила Гуцериева Великобританией исчезающе малы.

«Новая газета», 03.04.2008
Фото экс-главы компании «Русснефть» Михаила Гуцериева, разыскиваемого российскими правоохранительными органами по обвинению в уклонении от уплаты налогов, появилось на официальном сайте Интерпола. Поисковая система сайта, принадлежащего международной полицейской организации, на запрос по фамилии Gutseriev выдает фотографию предпринимателя и данные о его возрасте и национальности. Упоминание об особых приметах разыскиваемого и инкриминируемых ему деяниях, которыми обычно сопровождается краткое досье на сайте Интерпола, в данном случае отсутствует.

Как напоминает РИА Новости, накануне на пресс-конференции в Москве замглавы следственного комитета при МВД РФ Олег Логунов сообщил, что расследование дела в отношении Гуцериева завершено, и сейчас Россия добивается экстрадиции бизнесмена, предположительно, укрывающегося в Великобритании.



Пресс-секретарь Кюлле Писпанен: +7 (925) 772-11-03
Электронная почта
© ПРЕССЦЕНТР Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, 2002-2014
Мы не несем ответственности за содержание материалов CМИ и комментариев читателей, которые публикуются у нас на сайте.
При использовании материалов www.khodorkovsky.ru, ссылка на сайт обязательна.

Rambler's Top100  
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru