СОБЫТИЯ
| ОБЖАЛОВАНИЕ ПРИГОВОРА
| ХОДОРКОВСКИЙ
| ЛЕБЕДЕВ
| ЗАЩИТА
| ПОДДЕРЖКА
| СМИ
| ВИДЕО
| ЭКСПЕРТИЗА
ПОИСК 
 

ДНИ В ЗАКЛЮЧЕНИИ: Михаил Ходорковский — НА СВОБОДЕ! (после 3709 дней в заключении), Платон Лебедев — НА СВОБОДЕ! (после 3859 дней в заключении)
Архив
Февраль 2008
    23
59
1617
2324
25  
4.09.2014
21.08.2014
21.08.2014
15.08.2014
15.08.2014
14.08.2014
14.08.2014
12.08.2014
11.08.2014
11.08.2014
6.08.2014
6.08.2014
5.08.2014
4.08.2014
05.02.2008 г.

Обзор СМИ 05.02.2008

Голодовки поддержки. Люди как могут протестуют против пыток Василия Алексаняна.

Эдвард Лукас, «The Times», 05.02.2008
<…>
В России политика - воистину вопрос жизни и смерти. Михаил Ходорковский, некогда самый богатый человек России, объявил голодовку в тюрьме в знак протеста против жестокого обращения с его помощником Василием Алексаняном. Алексаняна держат в заросшей плесенью камере, потому что он отказывается подписать ложное признание против Ходорковского. Эти пытки - а суд отказал ему в медицинской помощи, отчего Алексанян уже ослеп - были осуждены Европейским судом по правам человека. Читая о его судьбе, поражаешься - будто перед глазами роман Достоевского, а не рассказ о реальных условиях тюремного заключения в стране, как бы входящей в восьмерку наиболее промышленно и демократически развитых стран мира.
<…>

«Эхо Москвы», 04.02.2008
<…>
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ: Тогда позвольте, я буду по нашим скорбным всяким делам, какие-то вещи, они у меня вызывают недоумение, я, собственно, знаете, каждая передача – это ведь не только интервью, это не только вопросы гостю, это какая-то попытка через гостя понять, почему то или иное происходит. И все это складывается в какие-то такие осколочки. Бывший глава ЮКОСа Ходорковский продолжает голодовку. Голодовка Ходорковского продолжается, никаких изменений не произошло, он продолжает пить только воду, сказал Шмидт, адвокат, Ходорковский требует перевести смертельно больного вице-президента компании Алексаняна в СИЗО, из СИЗО «Матросская тишина» в специализированную больницу, там сегодня какие-то уже митинги отдельные начались и т.д. Как вы понимаете, зачем это все надо, почему такая жестокость к Алексаняну или это пиар такой? Мы не понимаем, на самом деле, все нормально?

А. ВОЛИН: Здесь нет никакого пиара, потому что это не жестокость, которая направлена непосредственно в адрес Алексаняна, это общий подход исправительной системы, и к всем, кто содержится в заключении, ко всем другим заключенным, потому что, по сути дела, то, что происходит в отношении Алексаняна, оно происходит, такой же подход, он практикуется, происходит в отношении, я думаю, всех остальных людей, которые находятся в заключении. Это общероссийская традиция, что заключенный, он по своему статусу становится недогражданином, недочеловеком, в этой связи живет в совершенно другой и иной системе координат.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ: Хорошо, был суд, вы знаете, там как-то выкатили эти все доказательства и сказали – смотрите, как болен. Чего проще, тем более ему инкриминируется не злодейское убийство, а экономическое преступление, что-то такое сделали, нет, не сделали.
А. ВОЛИН: Я еще раз говорю, это же не только к нему относится, это относится и ко всем, и к другим тоже. И любой человек, который окажется на нарах, не дай бог…
<…>

Максим Калач, «Коммерсант» (Самара), 05.02.2008
Александр Лашманкин с женой требуют выпустить из СИЗО экс-менеджера ЮКОСа
Правозащитник Александр Лашманкин и его супруга Светлана Чернова объявили трехдневную голодовку в поддержку находящегося под стражей исполнительного вице-президента нефтяной компании "ЮКОС" Василия Алексаняна. Они требуют от Прокуратуры РФ выпустить тяжело больного СПИДом господина Алексаняна из СИЗО, иначе, по их мнению, он просто не доживет до окончания процесса. Впрочем, голодающие признались, что используют случай с топ-менеджером ЮКОСа как информационный повод, с тем, чтобы привлечь внимание общественности к проблеме всех ВИЧ-инфицированных, находящихся в заключении.

Известный самарский правозащитник и по совместительству главный редактор информационного агентства "Свобода" Александр Лашманкин объявил трехдневную голодовку, попутно направив письма в государственную прокуратуру, а также на имя председателя правительства РФ, с требованием освободить из-под стражи исполнительного вице-президента нефтяной компании "ЮКОС" Василия Алексаняна. С теми же заявлениями выступила и супруга господина Лашманкина Светлана Чернова. Она также в течение трех дней отказывается принимать пищу. Сам Александр Лашманкин называет свою акцию предупредительной, правда, какие действия он намерен предпринять, если в ответ на свои требования получит отказ, пока не знает. "В случае с Алексаняном государство в очередной раз расписалось в том, что оно не готово соблюдать права человека. Оно не может обеспечить нормальное лечение заключенным, в частности тем, кто заражен ВИЧ-инфекцией",— завил правозащитник. Бывший вице-президент ЮКОСа Василий Алексанян был арестован 6 апреля 2006 года. До этого он проходил в качестве одного из свидетелей по так называемому "делу ЮКОСа". Прокуратура обвинила господина Алексаняна в хищении акций и имущества "Томскнефти", а также акций Восточной нефтяной компании и в неуплате налогов. Уже два года бывший топ-менеджер ЮКОСа находится под следствием. За это время у него развилась крайняя форма СПИДа, обнаружено еще несколько серьезных заболеваний, он ослеп на один глаз. В конце января в Симоновском суде Москвы началось предварительное слушание по его делу. На первом же заседании Василию Алексаняну стало плохо, пришлось вызывать даже карету скорой помощи. Тогда же он сообщил журналистам, что медики обнаружили у него еще одно заболевание— рак лимфатических желез. Подсудимый свою вину полностью отрицает, а процесс над собой называет "хладнокровным убийством". На прошлой неделе, в знак солидарности с Алексаняном, объявил голодовку его бывший начальник Михаил Ходорковский. Но в Генеральной прокуратуре РФ утверждают, что права подследственного нарушены не были. "В ходе проверки нарушений закона об условиях содержания под стражей Василия Алексаняна не выявлено", — говорится в сообщении Генпрокуратуры РФ, размещенном в четверг на сайте ведомства.

Самарские голодающие не скрывают, что в данном случае они преследует цель не столько привлечь внимание общественности именно к самому Василию Алексаняну, сколько к проблеме всех ВИЧ- инфицированных, находящихся в заключении. Супруга Александра Лашманкина Светлана Чернова, являясь руководителем региональной общественной благотворительной организации "Единство", последние несколько лет занимается проблемой ВИЧ-инфицированных в Самарской области, в том числе и теми, кто отбывает наказание в местах лишения свободы. "Сейчас в области почти 30 тысяч только зарегистрированных больных. Примерно каждый пятый из них, это заключенный. А если учесть, что даже те, кто на свободе не всегда может рассчитывать на нормальное лечение, что говорить о тех, кто находится за колючей проволокой",— сказала госпожа Чернова. В ГУФСИН по Самарской области не отрицают, что сложности с лечением ВИЧ-инфицированных действительно существуют, но "масштабы проблемы преувеличиваются". "По мере возможности, больные обеспечиваются необходимыми им препаратами. Возможно, их не всегда хватает, но такого, чтобы мы оставили человека просто умирать, еще не было и не будет",— сказали в пресс-службе ГУФСИН по Самарской области.

Семен Новопрудский, «Время новостей», 05.02.2008
Судьба умирающего в тюрьме Василия Алексаняна — экс-адвоката главы ЮКОСа Михаила Ходорковского — дает российской власти шанс вернуть дело ЮКОСа из сферы беззакония и аморальности в сферу закона и морали. Для начала — хотя бы в сферу морали.

От власти на самом деле требуется немногое: провести немедленную независимую экспертизу состояния здоровья человека с не оспариваемыми стороной обвинения двумя смертельными диагнозами — рак лимфатических узлов и СПИД, после чего перевести человека в гражданский стационар. Никаких препятствий для вынесения очередного обвинительного приговора по делу, связанному с ЮКОСом, от этого не возникнет: представители стороны обвинения не хуже адвокатов Алексаняна знают степень тяжести его состояния. С точки зрения приговора совершенно неважно, где именно, в тюрьме или гражданской больнице, окончится земной путь подсудимого. На качество правосудия это точно никак не повлияет.

Если же Алексанян умрет в тюрьме, как если что-нибудь случится с Михаилом Ходорковским и Платоном Лебедевым на зоне, и без того некрасивая история с разгромом крупнейшей в стране частной нефтяной компании из-за обычной мести и страстного желания захватить чужие бизнес активы, обуявших часть представителей властной верхушки, станет еще и историей убийства.

Привычка подменять право моралью и политической целесообразностью стала прочной традицией российского правосудия, укоренилась в веках. В том числе поэтому дело ЮКОСа — и главное, тот факт, кому и каким образом в результате досталась эта компания, — не вызвало в российском обществе должного резонанса. Оно воспринималось в обществе и как "разборки власти с олигархами " , до которых обыкновенным людям нет дела, и как " акт возмездия " олигарху ельцинской поры или просто проходило мимо внимания " простых " людей. Его влияние на атмосферу политической жизни и качество правосудия в стране большинство людей просто не заметило.

Но сейчас проблема уже не в атмосфере и не в правосудии — правосудие у нас было "басманным" всегда, а не только в эпоху " суверенной демократии " , политическая атмосфера тоже чаще всего не отличалась приятными ароматами. Проблема вот в чем. Новая российская власть (даже при сохранении в ней старых лиц) неизбежно будет строить свое правление на основах, заложенных предшественниками. Или разрушать эти основы. Дело ЮКОСа — один из краеугольных камней фундамента власти. И это очень гнилой камень.

Люди, находившиеся у власти все годы с момента начала разгрома ЮКОСа, в отличие от населения знают истинные мотивы и истинных заказчиков этого разгрома. И часть этих людей прекрасно понимает, что если начать разбираться по закону, они сами окажутся обвиняемыми. Бесконечно жить на таком гнилом фундаменте ни чисто человечески, ни политически никакая власть не может. Страх, подозрительность, месть — ненадежные стройматериалы для эффективной власти.

В частной истории Василия Алексаняна месть и корысть, едва-едва прикрываемые буквой закона во всех уголовных делах, связанных с ЮКОСом, должны уступить место элементарной совести. Как ни странно, это тот редчайший случай, когда мораль должна быть поставлена выше закона, хотя и закон не препятствует возможности перевести Алексаняна в гражданский стационар. Это вовсе не будет шагом к пересмотру дела ЮКОСа. Это будет всего лишь элементарным проявлением минимального гуманизма теми органами, которые по самой своей сути должны не только карать, но иногда и миловать. Тем более, повторим еще раз, на судьбе самого расследования дела Алексаняна его перевод в гражданский стационар никоим образом не скажется.

Фундамент преступлений, совершенных "именем закона ", сопровождает Россию долгие века. Впрочем, это далеко не только российская проблема. Правда, в России любой власти крайне редко и с большим трудом удается признавать даже очевидные преступления далекого прошлого, не говоря уже о собственных ошибках.

Из дела ЮКОСа у новой власти в России еще есть шанс выйти относительно достойно. А первый шаг к этому можно сделать уже сейчас, обеспечив возможность подсудимому Алексаняну хотя бы умереть по-человечески, если уж он не может рассчитывать на объективное правосудие.



Пресс-секретарь Кюлле Писпанен: +7 (925) 772-11-03
Электронная почта
© ПРЕССЦЕНТР Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, 2002-2014
Мы не несем ответственности за содержание материалов CМИ и комментариев читателей, которые публикуются у нас на сайте.
При использовании материалов www.khodorkovsky.ru, ссылка на сайт обязательна.

Rambler's Top100  
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru