СОБЫТИЯ
| ОБЖАЛОВАНИЕ ПРИГОВОРА
| ХОДОРКОВСКИЙ
| ЛЕБЕДЕВ
| ЗАЩИТА
| ПОДДЕРЖКА
| СМИ
| ВИДЕО
| ЭКСПЕРТИЗА
ПОИСК 
 

ДНИ В ЗАКЛЮЧЕНИИ: Михаил Ходорковский — НА СВОБОДЕ! (после 3709 дней в заключении), Платон Лебедев — НА СВОБОДЕ! (после 3859 дней в заключении)
Архив
Сентябрь 2007
     12
89
101516
23
2930
4.09.2014
21.08.2014
21.08.2014
15.08.2014
15.08.2014
14.08.2014
14.08.2014
12.08.2014
11.08.2014
11.08.2014
6.08.2014
6.08.2014
5.08.2014
4.08.2014
10.09.2007 г.

Обзор СМИ 10.09.2007

«Spiegel», 10.09.2007
Отношениям Москвы с Европой предстоят новые испытания. Органы европейской юстиции единодушно отказывают в экстрадиции двенадцати высокопоставленных сотрудников уничтоженного Кремлем нефтяного концерна ЮКОС, хотя российский генпрокурор Юрий Чайка настаивает на их выдаче. Среди прочих в удовлетворении этого запроса недавно отказали Великобритания, Литва и даже традиционно дружественный России Кипр. После ареста олигарха Михаила Ходорковского его бывшие топ-менеджеры бежали за границу в Европу и в Израиль, который также отвергает наглое требование Москвы.
Сопротивление подкрепляет решение Парламентской ассамблеи Совета Европы, которым депутаты одобрили доклад бывшего министра юстиции Германии Сабины Лойтхойзер-Шнарренбергер (СвДП), резко раскритиковавшей процесс по делу Ходорковского. Российская юстиция препятствовала работе адвокатов и даже пыталась лишить некоторых из них адвокатской лицензии, говорится в докладе; возможности общественности "очень ограничены".

Сейчас критика Кремля, исходящая из Страсбурга, получила дополнительный вес благодаря экспертной оценке уважаемого лондонского адвоката Дэвида Коркера, поступившей в Совет Европы. Британский юрист считает российскую систему правосудия "пронизанной коррупцией и политическим влиянием". Она не гарантирует даже "минимальных стандартов, принятых в правовом государстве", говорит также Лойтхойзер-Шнарренбергер.

Дмитрий Быков, писатель, «Деловой Петербург», 10.09.2007
Политические темы сейчас обсуждаются вынужденно открыто -- дан старт выборам и надо имитировать политическую жизнь в стране. Но это дискуссия по строго заданным вопросам.
Я много думал, какие темы сейчас закрыты. В допутинское время запретные темы и персонажи зависели от СМИ: на НТВ нельзя было хвалить Березовского, на ОРТ -- Гусинского. На НТВ нужно было поддерживать Примакова и Лужкова, на ОРТ про них нельзя было сказать хорошего слова. Но такого, чтобы человек совсем не имел доступа к телевидению, не было. Можно было лавировать и таким способом отвоевать себе кусок свободы. Сейчас правила только формулируются. Главная проблема современной России -- неоформленность запретов. Мы их на интуитивном уровне понимаем, но со словесным оформлением -- беда. Мы все чувствуем, что нельзя, но сказать, почему нельзя и что именно, не можем. Отсюда тотальная пассивность: пока не понятно, что нельзя, а что можно, -- лучше вообще ничего не делать. Вот о Ходорковском можно или нельзя? Можно, но под определенным углом, в определенном градусе, а лучше -- нежелательно. Это очень зыбкая и неприятная ситуация, потому что когда зло сформулировано, ему легче противостоять. У нас нет политического языка, на котором можно внятно сформулировать собственные страхи, навязчивости и причины внутренней подавленности. Все политические и интеллектуальные темы вытеснены бытом, а быт -- это очень страшно. Это какие-то ужасные разборки, кровавые драки, множество фриков, извращенцев, насильников, распутников. Это вытесненность из нормальной жизни. Ведь человек придумал себе политику и искусство, чтобы отвлекаться от кошмаров быта. Мы бесконечно вникаем в ток-шоу Лолиты и Малахова, в эти страшные взаимоотношения каких-то грязных, необразованных, кровавых людей. И все это в страшной атмосфере тотального невежества.

Яков Паппэ, «Коммерсант деньги», 10.09.2007
В 2004 ГОДУ ИД "КОММЕРСАНТЪ" РЕАЛИЗОВАЛ ПРОЕКТ "КОМУ ПРИНАДЛЕЖИТ РОССИЯ", В КОТОРОМ ПОДРОБНО ИССЛЕДОВАЛ, КАК В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРИВАТИЗАЦИИ В РОССИИ СФОРМИРОВАЛАСЬ КРУПНАЯ ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ. СЕГОДНЯ ПРИШЛО ВРЕМЯ ПОГОВОРИТЬ ОБ ОБРАТНОМ ПРОЦЕССЕ - ФОРМИРОВАНИИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ НОВОГО МОЩНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА. О ТОМ, КАК ЭТО ПРОИСХОДИТ И В ЧЕМ ОБЪЕКТИВНЫЙ СМЫСЛ ЭТОГО ПРОЦЕССА ДЛЯ СТРАНЫ И ЕЕ ГРАЖДАН, МЫ РАССКАЖЕМ В НАШЕМ НОВОМ ПРОЕКТЕ "КАК НАЦИОНАЛИЗИРУЮТ РОССИЮ"*.

О чем речь

У экономистов и политиков можно найти много толкований понятия "национализация". И это вполне естественно, поскольку она является наиболее радикальным способом усиления роли государства в экономике. Чтобы не ввязываться в длинные дискуссии, мы выберем самое простое и, на наш взгляд, операциональное определение. Национализация -- это переход контроля над любым активом от частной структуры к государству. При этом контроль государства может быть как прямым, так и косвенным, но должен базироваться на легитимных правах собственности. То есть, например, изъятие милиционером ножа у преступника -- это не национализация, равно как и экспроприация экспроприаторов революционными массами в 1917 году.

Национализация уже около четырех лет является наиболее заметным процессом в отечественной экономике, и потому сегодня правомерно поставить вопрос о ее промежуточных итогах. Привела ли она к тому, что ситуация в экономике радикальным образом изменилась и мы на всех парах движемся к плановому хозяйству? На наш взгляд, ответ на этот вопрос пока, к счастью, отрицательный. Государственный сектор стремительно растет, но основная часть предприятий и компаний продолжает жить в основном по рыночным правилам. И это относится даже к тем из них, которые перешли в собственность государства. Точка невозврата еще далеко не пройдена.

Понимая, что такой взгляд может показаться слишком розовым, мы приведем лишь один аргумент в его пользу. Нам удалось насчитать всего лишь пять субъектов частного крупного бизнеса, покинувших историческую арену в результате процессов национализации. Это компании ЮКОС, "Сибнефть", "Иркут", ОМЗ и банк ПСБ (СПб). По этой же причине перестали существовать две госкомпании -- АХК "Сухой" и РСК МиГ, которые вместе с "Иркутом" составили ядро Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК). Новых же субъектов крупного бизнеса, контролируемых государством, появилось и того меньше -- четыре. Это упомянутая ОАК, вертолетостроительный холдинг, управляемый недавно созданной УК "Вертолеты России", и Объединенная судостроительная корпорация (ОСК). И, конечно, это новая "Роснефть", поскольку нельзя отрицать, что до и после поглощения ЮКОСа это две принципиально разные компании. О разбухании "Газпрома" подробнее поговорим в следующей статье, а пока отметим лишь, что другой компанией он не стал. Такие сдвиги, хотя и очень заметные, не являются еще кардинальной сменой рыночного ландшафта.

Где начало и конец

Официальный старт национализации был дан в декабре 2004 года -- в момент продажи компании "Юганскнефтегаз" "Роснефти". Но можно начать отсчет событий двумя годами раньше. В 2002 году перед "Газпромом" была поставлена задача -- возвращение уведенных активов. Усилиями менеджмента, а также известного предпринимателя-металлурга Алишера Усманова, возглавляющего "Газпроминвестхолдинг", в лоно монополии были возвращены СИБУР, "Стройтрансгаз" и основные газодобывающие предприятия "Итеры". Но поскольку в это же время "Газпром" другие свои активы, наоборот, передавал в частные руки (тому же Алишеру Усманову продал пакеты акций Оскольской электрометаллургического комбината и Лебединского ГОКа, а банк НРБ -- Александру Лебедеву), эти события были восприняты как оптимизация корпоративной структуры, поддержанная государством. Тем более что и на государственном уровне процессы приватизации тогда все еще превалировали (в 2000 году продана нефтяная компания ОНАКО, в конце 2002 года -- "Славнефть"). А создание с высочайшего одобрения компании ТНК-BP в первой половине 2003 года и вовсе снимало всякие страхи по поводу национализации. Нужно было быть очень прозорливым человеком, чтобы за произошедшим тогда же арестом совладельца ЮКОСа Платона Лебедева увидеть смену политики государства по отношению к крупному частному бизнесу.

Сегодня число национализированных крупных частных компаний и банков приближается к двум десяткам. И перспективы не менее масштабны, чем свершения. По результатам идущих сейчас судебных процессов у нынешних частных собственников могут быть изъяты компании "Русснефть" (из наиболее приметных активов -- нефтедобывающие "Варьеганнефть", "Варьеганнефтегаз"), "Башнефть" и "Башнефтехим". Завершается процедура создания "Атомэнергопрома", объединяющего под государственным контролем все гражданские активы этой отрасли. Все новые проекты создания отраслевых холдингов выдвигает ФГУП "Рособоронэкспорт". Последние из них -- "Русская спецсталь" (уже известно, что в нее должны войти волгоградский завод "Красный Октябрь" и Ступинское металлургическое производственное объединение) и "Русские композиты" (об этом проекте широкой публике, кроме названия, пока ничего не известно). Напомним, что ставить и решать задачи в этой сфере "Рособоронэкспорт" умеет -- его структуры создали холдинг "Вертолеты России" и управляют АвтоВАЗом.

Есть амбиции и у других государственных монополий. РЖД намерены купить блокпакет своего основного поставщика оборудования "Трансмашхолдинга", а "Газпром" -- значительную долю тепловой электроэнергетики и крупнейшего производителя энергетических углей СУЭК, а также на эксклюзивных условиях получить контроль над всеми газовыми активами на востоке страны. Если все эти планы будут реализованы, вопрос о том, рыночная ли у нас экономика, нужно будет рассмотреть заново.

Разные мотивы для песни о главном

Нам представляется очевидным, что никакого плана, программы или концепции национализации у власти не было, нет и не ожидается (что, конечно, не исключает вероятности наличия некоторого количества бумаг с похожими названиями, написанных по заданию сверху или без оного). Есть конкретные действия представляющих ее субъектов, обусловленные разными мотивами. Мы сумели выделить шесть таких мотивов.

Во-первых, отраслевой, то есть сознательно принятое решение о том, что в некоторых секторах должно быть обеспечено доминирование государства. В данный момент это нефтяная промышленность (как наиболее рентабельная) и атомная (как наиболее чувствительная). О газовой речи нет, поскольку ее государство контролировало всегда. Логика в таком подходе, безусловно, есть, но никто не сказал, что ее нельзя применить и к другим отраслям, и завести она может как угодно далеко.

Во-вторых, элементарная корысть госмонополий. Этот мотив очевидно доминирует у "Газпрома" при вхождении в проект "Сахалин-2" и Ковыктинское месторождение, у "Рособоронэкспорта" при покупке титанового холдинга "ВСМПО-Ависма". В этом же ряду планы РЖД получить блокпакет в "Трансмашхолдинге". Объяснение этих планов необходимостью контролировать ключевого поставщика не является убедительным. Для рыночных структур покупать оборудование лучше на конкурсной основе, а вовсе не у зависимой компании.

В-третьих, национальная безопасность. Или же спекуляция на этой идее. Некто объявляет некоторую отрасль или подотрасль критически важной для страны, и в связи с этим обнаруживается необходимость полного госконтроля в ней. Это, в частности, конек главы "Рособоронэкспорта" Сергея Чемезова.

В-четвертых, мотивом является честная попытка государства выступить в роли антикризисного менеджера в отраслях, действительно в таком менеджменте нуждающихся. Так было с АвтоВАЗом. Менеджеры "Рособоронэкспорта" взяли в управление отсталое, убыточное предприятие с крайне запутанной структурой собственности и кооперационных связей. И если будет достигнут хоть сколько-нибудь заметный успех, им уж точно можно будет устанавливать бронзовые бюсты на родине. То же и с ОАК. Объединив успешные предприятия военного самолетостроения и неуспешные -- гражданского, государство пытается за счет бюджетных денег, административного ресурса и наиболее успешных менеджеров из частного бизнеса вытянуть всю отрасль. Здесь шансы, на наш взгляд, безусловно, выше. Близкие мотивы двигали авторами создания Объединенной судостроительной корпорации, но в нее вошли пока только верфи, находящиеся в госсобственности.

В-пятых, совпадение желаний объекта и субъекта национализации. То есть у владельца некоторого актива есть желание выйти из бизнеса и возможность убедить государство в целесообразности его покупки. По широко распространенному среди экспертов мнению, именно так совершались сделки по выкупу "Сибнефти" и банка ПСБ (СПб). Покупатели -- "Газпром" и ВТБ соответственно. (Напомним, что бывший владелец банка ПСБ (СПб) Владимир Коган сменил карьеру бизнесмена на пост заместителя руководителя Росстроя).

Последний, шестой мотив мы бы назвали "нет мотива". В эту группу мы объединяем действия явно ситуативные и действия, не имеющие рационального объяснения. Например, никто не хотел ни продавать, ни покупать Гута-банк. Но он оказался в трудном положении, могло пострадать большое количество вкладчиков, поэтому государству в лице ВТБ пришлось вмешаться. Гута-банк был куплен за символическую цену 1 млн рублей, санирован и преобразован в "ВТБ Розничные услуги" (брэнд ВТБ 24). Вместе с Гута-банком в собственность ВТБ попали также абсолютно ненужные ему акции предприятий Пермского моторного комплекса (по некоторым данным, уже перепроданные АФК "Система"). Аналогично совсем не нужен Газпромбанку "Уралмаш", попавший к нему в составе компании ОМЗ, национализированной ради атомных активов. Особенность этой сделки состояла в том, что основным продавцом выступал создатель ОМЗ Каха Бендукидзе, ставший к тому времени министром в правительстве недружественной Грузии, поэтому выкупать нужно было все и сразу.

А не имеет, на наш взгляд, рационального объяснения самая "благозвучная" акция -- получение государством контрольного пакета акций "Газпрома". На тот момент, когда эта задача была поставлена, у государства уже находилось 38% акций, еще примерно 10% владели "дочки" монополиста, а около 5% было у "Рургаза" -- основного потребителя, по определению лояльного к России. Выкуп акций был не более чем формализацией всегда имевшегося контроля. Объяснить происшедшее иначе чем "захотелось" не представляется возможным. Реализовать это желание было просто, PR-эффект от события вполне положительный, так почему бы и не сделать.

И тем не менее некая общая мелодия в этих мотивах (извините за топорный юмор) присутствует. Точнее, даже две. Первая: напев о том, что повышение роли государства в экономике -- это хорошо. И вторая: о том, что консолидация спасет мир. Если в какой-то отрасли есть проблемы, то, видимо, это оттого, что слишком много разных игроков там толчется. В качестве решения всегда предлагается концентрация ресурсов на главных направлениях, объединение маленьких с большими, устранение дублирования и отказ от ненужного соперничества.

То, что подобная логика является антирыночной, вполне очевидно. Но даже советская экономика -- в наиболее успешных своих отраслях -- также не строилась на полной консолидации.
<...>

Екатерина Цырлина, «РБК daily», 10.09.2007
Российские энергетические активы, приобретенные итальянскими компаниями Eni и Enel в этом году, могут иметь больше запасов природного газа, чем предполагалось ранее. Об этом в интервью Bloomberg заявил главный исполнительный директор Enel SpA Фульвио Конти. По мнению аналитиков, из всего набора этих активов, которые достались итальянцам в результате банкротства ЮКОСа, запасы газа предположительно могли увеличиться у "Арктикгаза" и "Уренгойла", которые работают в регионах с достаточно высоким потенциалом перспективной газоносности.
Весной этого года, 4 апреля, ООО "Энинефтегаз", 60% которой контролирует Eni и 40% — Enel, выиграло торги по второму лоту с имуществом ЮКОСа, предложив 151,54 млрд руб. (5,83 млрд долл.). Лот включал векселя "Нефтегазтехнологии" на 625 млн руб. и доли ЮКОСа в 18 компаниях, в том числе 20% акций "Газпром нефти", по 100% "Арктикгаза", "Уренгойла", "Нефтегазтехнологии", "ЮКОС Экспорт Трейд", "ЮКОС-Гео", 50,15% "Уренгойнефтегазгеологии", 45,29% уставного капитала (56,74% обыкновенных акций) "Новосибирскнефтепродукта" и др.
"Газпром" подписал два двухлетних опциона с Eni и Enel. Первый подписывался только с Eni — на покупку 20% акций "Газпром нефти", которые та оплачивала отдельно от Enel. Второй опцион, как объявил тогда "Газпром", давал ему право на выкуп у альянса по 51% "Арктикгаза", "Уренгойла" и "Нефтегазтехнологии". Их суммарные запасы, составляющие 5 млрд барр. нефтяного эквивалента, могут почти на 3% увеличить запасы всей группы "Газпром". Покупка этих трех газовых активов могла обойтись "Газ­прому" в сумму более 1 млрд долл., подсчитывали ранее аналитики.
Однако, как сообщил в интервью Bloomberg главный исполнительный директор Enel Фульвио Конти, данные геологоразведки показали, что запасов гораздо больше, чем ожидалось. Он не привел точных цифр. Первые данные геологоразведки будут получены в середине следующего года, добавил г-н Конти. В "Газпроме" заявление глава Enel комментировать не стали.
Речь может идти о переоценке запасов природного газа в регионах с достаточно высоким потенциалом перспективной газоносности, говорит аналитик крупной нефтегазовой компании. По его мнению, из всего набора энергетических активов, которые достались италь­янцам в результате банкротства ЮКОСа, под этот критерий больше всего подходят "Арктикгаз" и "Уренгойл". Тем не менее до появления точных данных о превышении окончательной величины запасов над ожидаемым значением говорить об итоговой финансовой выгоде от проведенной переоценки запасов (то есть превышение потенциальной стоимости актива над ценой приобретения) пока преждевременно, отметил он.
В то же время директор консалтинговой компании East European Gas Analysis Михаил Корчемкин считает, что итальянские компании даже с увеличением запасов российских активов не смогут существенно поднять на них цену при продаже "Газпрому". "Я думаю, опцион предполагает какой-то фиксированный диапазон цен", — отметил он. Г-н Корчемкин считает, что в действительности проблема для "Газпрома" состоит в том, что со следующего года в связи с началом крупномасштабных работ на Ямале резко возрастут капитальные затраты монополии, а поскольку объем продаж и доходы компании в 2007 году ожидаются ниже прошлогодних, то у "Газпрома" не будет свободных средств на приобретение новых активов.



Пресс-секретарь Кюлле Писпанен: +7 (925) 772-11-03
Электронная почта
© ПРЕССЦЕНТР Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, 2002-2014
Мы не несем ответственности за содержание материалов CМИ и комментариев читателей, которые публикуются у нас на сайте.
При использовании материалов www.khodorkovsky.ru, ссылка на сайт обязательна.

Rambler's Top100  
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru