СОБЫТИЯ
| ОБЖАЛОВАНИЕ ПРИГОВОРА
| ХОДОРКОВСКИЙ
| ЛЕБЕДЕВ
| ЗАЩИТА
| ПОДДЕРЖКА
| СМИ
| ВИДЕО
| ЭКСПЕРТИЗА
ПОИСК 
 

ДНИ В ЗАКЛЮЧЕНИИ: Михаил Ходорковский — НА СВОБОДЕ! (после 3709 дней в заключении), Платон Лебедев — НА СВОБОДЕ! (после 3859 дней в заключении)
Архив
Август 2007
  4
1112
18
2526
30  
4.09.2014
21.08.2014
21.08.2014
15.08.2014
15.08.2014
14.08.2014
14.08.2014
12.08.2014
11.08.2014
11.08.2014
6.08.2014
6.08.2014
5.08.2014
4.08.2014
30.08.2007 г.

Обзор СМИ 30.08.2007

Онлайн-интервью в «Газете.Ru», 30.08.2007
Здравствуйте! Скажите, когда, по Вашему мнению, прекратится передел собственности в нефтегазовой отрасли? Спасибо.// Андрей Викторович (Москва)

БОРИС НЕМЦОВ: Наш правящий класc настолько алчен и кровожаден, что, думаю, пока он у власти, передел будет продолжаться. Честно говоря, думал, что после истории с ЮКОСом, потом "дружеской продажи" Абрамовичем "Сибнефти" за $13 млрд, после истории с "Сахалином-2", когда в результате такого мародерства и госрэкета вежливые иностранцы потеснились, после драмы с Ковыктой – думал, что успокоятся.
Сейчас ордер на арест Гуцериева, за копейки проданный актив – $3 млрд – свидетельствуют только о том, что конца не видно.

Люк Гардинг, «The Guardian», 30.08.2007
<…>
По-видимому, невзгоды Гуцериева начались после приобретения некоторых активов нефтяной компании ЮКОС. 30 июля он опубликовал обличительное письмо, в котором обвинял российские власти в том, что под предлогом действий регулятивных органов они отбирают назад нефтяные и газовые активы у российских и западных компаний.

Гуцериев написал, что "они" предложили ему уйти из нефтяного бизнеса, уйти по-хорошему, а он отказался. Тогда, чтобы склонить его к сговорчивости, они завинтили гайки по отношению к его компании, подвергнув ее беспрецедентной травле. Письмо стало наиболее значимым публичным вызовом Путину со стороны одного из ведущих бизнесменов после того, как четыре года назад был заключен в тюрьму экс-глава ЮКОСа Михаил Ходорковский.

В 2004 году Ходорковский был приговорен к восьми годам за уклонение от уплаты налогов и мошенничество. По распространенному мнению, его привлекли к судебной ответственности, чтобы наказать по политическим мотивам – за отказ прекратить финансирование антикремлевских оппозиционных партий перед выборами 2004 года. Олигарх, когда-то богатейший человек в России ныне отбывает срок заключения в Сибири.

Вчера российские газеты присвоили Гуцериеву прозвище Михаил-второй, подразумевая под первым Ходорковского, и предсказали, что, подобно ЮКОСу, нефтяная империя Гуцериева "Русснефть" будет быстро расколота на части, распродана и, скорее всего, поглощена новой государственной компанией. Российские следователи уже наложили арест на ее активы и обвиняют Гуцериева в неуплате налогов общей суммой в 800 млн долларов.
<…>

Алексей Мухин, генеральный директор Центра политической информации
Аnnews.ru, 30.08.2007

<…>
Жесткий «наезд» на Михаила Гуцериева развеял миф о том, что Кремль остановится в задумчивости перед «проблемой Ходорковского-2» и не будет впредь применять известную формулу «спор хозяйствующих субъектов» для решения проблем перераспределения собственности.

Дело по-прежнему не политизировано, хотя в качестве причин выдачи санкции на арест главы «Русснефти» неизбежно прозвучат не только налоговые преступления и нарушения режима подписки о невыезде, но и недавние инициативы Михаила Гуцериева по созданию в Ингушетии оффшорной зоны, а также попытки протолкнуть своего человека на пост президента этой республики.

Показательно, что Гуцериев не стал дожидаться ареста лично и покинул страну (вариант Кахи Бендукидзе, вовремя уехавшего в Грузию и ставшего там министром). По сути, Гуцериев повторил (до известных пределов) путь Ходорковского, начав заниматься политическими проектами в качестве подспорья своему бизнесу. Возможно, его пример сделает более осторожными тех крупных собственников, кто собрался «разложить яйца» по совсем уж разным корзинам в преддверии смены верховной власти.

Радио «Свобода», 29.08.2007
Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие журналист Дмитрий Травин.
<…>
Дмитрий Травин: Мне кажется, что уже четыре года, с начала дела Ходорковского, фактически такого рода процессы идут. Они всюду идут по-разному, где-то достигается полюбовная договоренность о том, чтобы бизнес так или иначе был трансформирован (скажем, известная история с продажей "Сибнефти" Абрамовичем "Газпрому"), либо в некоторых случаях не достигается полюбовное соглашение. Либо, когда существуют такие фигуры, как Гуцериев и Кумарин-Барсуков, только ленивый не называет их авторитетами, и там действия прокуратуры оказываются более энергичными, поскольку там просто есть где копать. И, соответственно, их имущество может на более выгодных условиях потом переходить к тем, кто его пытается забрать. Как только был дан сигнал о том, что забирать можно, в том числе с помощью Генпрокуратуры, забирают очень активно по всей стране, без особых перерывов. В различных регионах страны существуют тысячи аналогичных малых дел, просто из-за их малости мы их не замечаем.
<…>

Константин Новиков, «Московский комсомолец», 30.08.2007
<…>
Точно неизвестно, что именно лоб в лоб столкнуло Гуцериева с группой кремлевских силовиков во главе с Игорем Сечиным. По наиболее популярной в среде политэлиты версии, Гуцериев не понял прозрачных намеков власти на то, что право приобретать остатки ЮКОСа имеют лишь люди, на которых укажет государство. По другой версии, в Кремле решили, что "Русснефть" сама по себе слишком важная компания, чтобы оставаться вне государственного контроля. Еще популярно мнение, что все дело в слишком независимом и вызывающем поведении Гуцериева по отношению к не привыкшим к этому царедворцам.

Но, так или иначе, Гуцериеву было сделано предложение, отказ от которого не предполагался. Магната попросили отдать "Русснефть" в обмен на отступные и при этом не выражать никакого неудовольствия. Однако Гуцериев не стал "благодарить партию и правительство", а попытался разными способами дать сдачи. Этого перенести не смогли. Репутация "непобедимых" — это главное, что у них сейчас есть. Если этот имидж вдруг даст трещину, то клан ждет весьма незавидное будущее в "жизни после Путина".
<…>

Антон Орехъ, «Ежедневный журнал», 30.08.2007
<…>
Гуцериев со своей "РуссНефтью" оставался последним независимым нефтепромышленником, на что уже все давно обратили внимание. И перспективы его бизнеса казались туманными даже тогда, когда формально еще не было никаких причин для беспокойства. Я не думаю, что Гуцериев не понимал, каковы нынче тенденции и надеялся сохранить свой частный нефтяной заповедник. Видимо, он просто хотел поторговаться, наивно полагая, что торг здесь уместен и что ему дадут за компанию настоящую цену.

В конце прошлого года его предупредили "по-хорошему", а когда намек остался непонятым, заработала обычная схема: предъявление налоговых претензий и "разработка" дочерних предприятий с тем, чтобы рано или поздно выйти на головной офис. В итоге Гуцериев кого-то вывел из себя своей непонятливостью. И когда он согласился продать компанию практически за любые деньги, когда был готов ее подарить, оказалось, что уже слишком поздно. Платить ему никто не собирается, и даже подарки брать не хотят.

Если Гуцериев окажется в руках "правосудия" (без кавычек это слово в нашей стране писать более нельзя), ему не позавидуешь. То, что пощады не будет, ясно по одному-единственному факту: ордер на арест выдан сразу после того, как Гуцериев похоронил своего сына.

Гуцериев не Ходорковский, а "РуссНефть" не ЮКОС. Да и технология уже отработана. Так что "утилизация" пройдет относительно быстро и беспроблемно. И эта история станет второй прививкой для нашего бизнеса. Бизнесменам теперь нельзя не только политикой без спроса заниматься, но и самим бизнесом! Предприниматели, даже самые богатейшие и якобы влиятельнейшие, обязаны не только по примеру Дерипаски ритуально поклясться в готовности по первому требованию отдать государству все, чего бы оно ни попросило – они должны быть готовыми отдавать реально, не торгуясь и понимая, что иначе вместе с бизнесом можно лишиться и свободы. Таким образом, все миллиардеры в стране становятся похожи на игроков в "Монополию": их "фабрики" и "отели", все их деньги – не настоящие. Игра в любой момент может закончиться, и игрок останется ни с чем.

Алексей Полухин, «Новая газета», 30.08.2007
<…>
Но вряд ли с Гуцериевым обошлись бы так жестоко только ради "Русснефти". Его определенно решили наказать, в том числе с помощью отъема собственности. Чем именно Гуцериев обидел некоторых представителей элиты, неизвестно. По наиболее распространенной версии, он отказался продавать свой бизнес по цене, которую назвал "смехотворной". Эксперты вспомнили и о том, что он, единственный, еще до официального банкротства "ЮКОСа", купил ряд его активов, на которые рассчитывала "Роснефть", и о том, что он вопреки законам равноудаления занимался политикой и противостоял президенту Ингушетии Мурату Зязикову.

Впрочем, никто до сих пор не знает, в чем именно "виноват" Ходорковский. Скорее всего, обоих наказали "по совокупности" — за излишнюю самостоятельность. Это неправда, что в российской политэкономике нет правил. Правило есть, и оно одно: Кремль всегда прав. И только это правило нарушать нельзя.

Кстати, многочисленные аналогии между "делом "ЮКОСа" и ситуацией вокруг "Русснефти" вовсе не говорят о том, что Гуцериев — это новый Ходорковский. Или — не-Ходорковский. Аналогии возникают не из-за мнимого сходства жертв, а изза того, что у обоих дел один… ну, не заказчик, а, скажем так, идейный вдохновитель. Отсюда и совпадения на уровне исполнения.



Пресс-секретарь Кюлле Писпанен: +7 (925) 772-11-03
Электронная почта
© ПРЕССЦЕНТР Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, 2002-2014
Мы не несем ответственности за содержание материалов CМИ и комментариев читателей, которые публикуются у нас на сайте.
При использовании материалов www.khodorkovsky.ru, ссылка на сайт обязательна.

Rambler's Top100  
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru