| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Архив
|
01.08.2007 г.
Обзор СМИ 01.08.2007
«РБК Журнал» разбирается с пятью глобальными российскими проблемами, которые встанут во весь рост перед следующим президентом. В ноябре 2005 года будущего президента России знакомил с его будущими проблемами Михаил Ходорковский в статье
«Левый поворот-2». «РБК Журнал» Пять главных проблем, которые придется решать следующему главе российского государства. До выборов президента остается чуть больше полугода. Будущим участникам предвыборной гонки самое время вступать в состязание людей и идей. Пока речь идет главным образом о "смотринах преемников", конкурирующих за благо-склонность уходящего первого лица государства больше, чем за доверие избирателей. Однако вне зависимости оттого, кто именно встанет у руля в марте 2008 года, ключевые задачи у России останутся теми же. Мы попытались выбрать из всего их многообразия пять самых насущных, решение которых позволит наконец закрыть дискуссию о том, является ли Россия полноценной державой первого порядка или же по-прежнему ее нужно считать развивающейся страной, сумевшей подсуетиться и заработать на дорогих энергоносителях. Эти задачи в принципе сводятся к двум категориям - что государству нужно делать со своими людьми и с прилегающим, а также контролируемым географическим пространством. При этом нет особого смысла концентрироваться на одной-двух проблемах - на наш взгляд, именно параллельное решение всех обозначенных задач должно дать необходимый кумулятивный эффект. 1 Увеличить число россиян Первоочередная задача на ближайшие десятилетия - сохранить и приумножить население. Что бы ни говорили о том, что демографическая проблема присуща развитым странам, сокращение численности населения - верный признак деградации. Особенно для России, масштабы территории которой задают определенные требования к количеству живущих на ней людей -по различным подсчетам, 150-200 млн человек. В XX веке демографии страны был нанесен чудовищный удар. Только прямые потери от войн и сталинских репрессий составили, по разным оценкам, 50-100 млн человек, сведя на нет увеличение на те же самые 100 млн человек в 1812-1913 годах. И сегодня Россия по-прежнему очень расточительно относится к человеческому потенциалу. По средней продолжительности жизни и уровню смертности от внешних причин - убийств, аварий, несчастных случаев и отравлений алкоголем - показатели России сравнимы с показателями стран, где идет гражданская война. При этом повышенные показатели смертности на 50% определяют социально неблагополучные слои, составляющие, согласно разным оценкам, от 5% до 15% всех живущих в России. "Если бы все граждане нашей страны жили столько, сколько россияне с высшим образованием, то наши показатели продолжительности жизни были бы равны французским", - констатирует замдиректора Института демографии Высшей школы экономики Сергей Захаров. Это и демонстрирует ключевую проблему: в отличие от советского периода сегодня государство практически самоустранилось от "просвещения" населения, пропаганды образования и четкого фиксирования в сознании граждан определенных моделей социально-культурного поведения. Так, повысить рождаемость практически невозможно при существующем ныне на телевидении наборе ежечасно пропагандируемых установочных стереотипов потребительского общества (свободный от любых обязательств образ жизни, непрерывное времяпрепровождение в стиле "оторвись" и т. д.). По распространенному среди маркетологов мнению, гораздо больше можно заработать на свободном, не обремененном семьей и детьми потребителе, готовом безостановочно тратить деньги. Только государство способно скорректировать кон-тентную политику каналов. "Необходимо воздействие государства на тот же самый алкогольный рынок", -добавляет г-н Захаров. Принимаемые законы в этой области вызывающе не соблюдаются даже милицией: пиво в Москве по-прежнему можно пить где угодно. Если же хоть немного очистить общественное сознание от забивающей его рекламы алкоголя и табака, то уже через 10 лет по продолжительности жизни Россия приблизится к показателям стран Восточной Европы. Обещанная президентом Путиным материальная поддержка семей - это хорошо, но в дополнение к материальному стимулированию необходим комплекс системных мер: улучшение условий для работающих матерей, повышение качества дошкольных учреждений и их доступности (вспомним, сколько сотен детских садов, и школ разрушены за последние годы в Москве ради жилой застройки). Дети как класс" должны стать приоритетом. По сути, им надо вернуть детство, ту границу между детским и взрослым мирами, которая существовала в сознании людей в советские времена, чтобы выращивать полноценных граждан, а не искалеченных суровыми реалиями сегодняшней жизни "монстров" с неуравновешенной психикой и разрушенным здоровьем. Кроме того, в срочном порядке нужно резко ужесточить наказания за жестокое обращение с детьми и преступления против них. В области миграционной политики необходимо разработать целевую программу по массовому "переманиванию" в Россию наиболее экономически активных граждан-славян из стран СНГ- Белоруссии, Казахстана, Молдавии, Украины (поставив задачу привлечь за пять лет, скажем, 10-15 млн мигрантов). Вместе с тем надо решительно пресекать создание на территории страны различных чайна-таунов, жестко и показательно ликвидировать этнические преступные группы, что существенно снизит риск возникновения конфликтов приезжих с коренным населением. Сергей Захаров, заместитель директора Института демографии Высшей школы экономики "Ценность человеческой жизни очень мала на общественном, государственном и индивидуальном уровне. Люди крайне неразумно относятся к своей жизни и очень низко ценят жизнь соседа. Это несчастье советской, "колхозной" жизни. Нужна система страхования рисков, в первую очередь медицинских. Должны быть повышены компенсационные выплаты за гибель людей в армии, в строительстве, в ДТП. Чем скорее человек осознает экономический смысл своей жизни, тем выше вероятность, что он будет вести себя экономически разумно". 2007-2012 На 10 лет увеличить ожидаемую продолжительность жизни (с 65 до 75 лет) Вчетверо сократить смертность от внешних причин (с 211 на 100 тыс. населения до 55 на 100 тыс. населения) 2) Зафиксировать общественные ценности Помимо сохранения и увеличения количества населения, ключевой задачей является повышение "качества" наших сограждан. Если в России будет жить 200 млн бедных, малообразованных, примитивных маргиналов, смысла в этом будет немного. С точки зрения качества населения в стране две главные проблемы. Первая - экономическое расслоение, отсутствие устойчивого ядра в виде среднего класса. По данным Росстата, коэффициент дифференциации доходов населения по итогам 2005 года составил 14,8 раза. Но альтернативные оценки дают цифру почти вдвое большую. "В 2003-2004 годах разрыв между 10% самых богатых и 10% самых бедных был 25-27 раз, - констатирует ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) Игорь Поляков. - Изменения в лучшую сторону есть, но они слабые". Риски экономического расслоения снимет появление широкой прослойки экономически активных людей, сумевших так или иначе реализовать себя, - пресловутого среднего класса. Сегодня, по данным ЦМАКП, он составляет 25% от численности населения страны, и пока сконцентрирован в анклавах экономического роста. Так, его доля в Москве уже доходит до 30-33%, в Санкт-Петербурге -до 30%. Чуть ниже она в Тюмени, Самаре, Свердловской области. Долгосрочной задачей властей, по мнению Игоря Полякова, должно стать расширение среднего класса до 40% населения и достижение стандартов потребления на уровне Восточной Европы - Чехии, Венгрии. Но решение этой задачи займет не менее 10-15 лет, а к 2012 году удастся в лучшем случае достичь доли среднего класса в 32%, полагает эксперт, и то при условии, что власть решит целый ряд вопросов. Первый из них-создание новых центров экономического роста за счет больших инвестиционных проектов. "Перспективными могут стать регионы, где реализуются крупные проекты государства и бизнеса. Например, Краснодарский край, где есть попытки создания мощной туристической индустрии, Красноярский край, Иркутская, Новосибирская, Челябинская области, Калининград, - отмечает г-н Поляков. - Здесь доля среднего класса находится на уровне 20%. На подходе к этим показателям Вологда, Коми, Татарстан и Башкортостан". Помочь делу смогут и благоприятные условия для малого и среднего бизнеса. Это позволит значительному числу россиян стать более независимыми, в том числе от щедрот государства. Сегодня основная часть жителей страны -работники по найму, и зарплата составляет 65-68% их денежных доходов. Самостоятельная занятость помогла бы не только снизить эту долю, но и повысить сами доходы. А избавиться от проблемы депрессивных территорий с постепенно деградирующим населением можно было бы за счет более высокой мобильности людей. Это позволило бы многим вырваться из родных "гарлемов" и найти место для благополучной жизни. "В 90-х годах внутренняя миграция в России оказалась зажата в силу экономических причин, - поясняет Сергей Захаров. - Ослабла и образовательная миграция, после того как стало необходимо платить за проживание и обучение". Власть может бороться с этим, совершенствуя и демонополизируя рынок недвижимости, развивая систему финансирования образования. "Там, где есть платное образование, есть гранты, фонды, образовательные кредиты, - говорит г-н Захаров. -Иногда за образование работника платит работодатель, а родители копят на образование ребенка с его раннего детства. Государство должно запустить эту систему и не мешать ей". Вторая проблема - расслоение социально-культурное. В отсутствие продуманной политики государстве по пропаганде базовых общественных ценностей сегодня до половины россиян, в значительной степени молодых, стремительно деградирует, превращаясь в то, что мы в просторечии называем быдлом. <Быдло" - понятие не экономическое. Это люди, образ жизни которых (крайне упрощенное понимание реальности) и модель поведения (нарушение общественных табу, не ведущее к уголовной ответственности) являются серьезным тормозом для развития страны. "Быдло" зачастую активно и агрессивно, и без решительного пресечения со стороны государства (высокие штрафы и другие административные меры) соответствующая модель поведения (использование нецензурной лексики в общественных местах, публичное распитие спиртных напитков, бросание мусора под ноги и т. д.) легко прививается обществу. Решение проблемы социальной деградации неотделимо от создания среднего класса, представители которого должны разделять базовые ценности общества. Общественные нормы не являются некоей отвлеченной категорией, их несоблюдение приводит к вполне ощутимым последствиям, таким как рост преступности, сокращение рождаемости, увеличение рисков для бизнеса и пр. После распада СССР государство самоустранилось от фиксирования и защиты этих ценностей и результаты, как уже говорилось выше, не заставили себя долго ждать. Согласно последнему опросу ВЦИОМ, за прошедшие 15 лет россияне стали более циничными (54%), менее честными (66%) и менее бескорыстными (67%). По сути, в России возникло потребительское общество, которое отбросило всякие морально-этические нормы. Возвращение к жизни в первые перестроечные годы таких ценностей, как свобода слова и творчества, институты собственности и предпринимательства, шло без учета этических норм. "Во время перестройки и реформ мы призывали людей "осваивать свободу", но при этом все ограничения были забыты, - сказала "РБК" депутат Госдумы Наталья Нарочницкая. - Протестантская модель была обрушена на неподготовленное, атеистическое в четвертом поколении общество". Считается, что если человек соблюдает закон, то этого достаточно. Но закон - это нижняя планка, после которой уже идет преступление, а норма морали в обществе должна быть выше закона. Россия-большая страна, слишком разная, разрываемая бесконечными противоречиями и конфликтами, -может сохраниться только при выработке и соблюдении общих норм поведения. Помимо образовательной системы громадное значение в формировании моральных ценностей общества играют СМИ. Сейчас практически все телеканалы напрямую или опосредованно находятся под контролем государства, но то, что транслируется на телеэкране, зачастую просто ужасает нормальных людей. "Медиа утратили способность положительно влиять на общественную мораль", - говорит "РБК" член Общественной палаты РФ Алексей Чадаев. Телеканалы, принадлежащие государству, де-факто работают как "отвязные" частные каналы, борющиеся за аудиторию и рекламу методом "чем хуже, тем лучше". "Речь идет о негласном пакте: при условии, что канал проводит правильную политическую генеральную линию, все остальное ему дается на откуп - показывай что хочешь. Удивительно, но главный конкурент для ОРТ - СТС, а не CNN", - резюмирует г-н Чадаев. Государству нужно в ближайшее время решить проблему со СМИ, прежде всего телеканалами (такими как "ТНТ", "Муз-ТВ", MTV), которые своей контентной политикой способствуют маргинализации населения, а также четко озвучить необходимую для страны систему общественных ценностей, включив ее продвижение в планы всех государственных СМИ. Очень важным сигналом государства был фактический запрет игорного бизнеса, однако останавливаться на этом нельзя. "С одной стороны, Владимир Путин сетует, что нашу молодежь воспитывают на бездуховных суррогатах. С другой - есть некая Ксения Собчак, которая может делать на телеэкране все, что захочет, по известным всем причинам. Государство должно или покончить с такими компромиссами, или перестать лицемерить и сожалеть о нравственной деградации", - считает представитель общественной организации. Центральным властям надо брать пример с губернаторов: так, глава Калининградской области Георгий Боос пригрозил просто отключать каналы, травящие зрителей похабщиной. Закон о защите нравственности разрабатывает и глава Карелии Сергей Катанандов. Наталья Нарочницкая, депутат Государственной думы РФ "Я уверена, что Россия переживет этот период, но государство должно создавать моральные права и нравственные условия существования общества. И это не противоречит принципам предпринимательства и свободы, тем более что общество уже готово к этому. Если умело подтолкнуть и методично культивировать, то все возможно. Внутренние нравственные ограничения не ограничивают свободу. Реклама и медиа должны показывать привлекательность праведного образа жизни. Надо смотреть на жизнь с оптимизмом, без фатализма". 2007-2012 Вдвое сократить разрыв между богатыми и бедными (с 23-25 раз до 10-12 раз) В полтора раз увеличить средний класс (с 25% населения до 40%) 3 Активизировать население Ни создать средний класс, ни навести порядок в обществе невозможно при пассивном, ко всему равнодушном населении, отсутствии у него гражданской позиции. Данная проблема станет особенно насущной по мере того, как нефтегазовая "жировая прослойка" российского госбюджета начнет сокращаться - о возможности этого в течение пяти лет свидетельствуют даже самые оптимистичные прогнозы. Когда это произойдет, российскому государству нужны будут активные и независимые граждане. Если же массы будут по-прежнему апатичны и настроены лишь на получение благ от властей, то ухудшение ситуации в экономике может привести к социальному взрыву. Ведь чем зависимее от государства люди, тем больше у них возникает поводов для недовольства - особенно если экономическая конъюнктура ухудшается. "Дееспособного населения в России очень много, но его экономическая активность искусственно подавляется. Государство совершает большую ошибку, отсекая людей от экономической деятельности и предлагая взамен подачки, -полагает эксперт Фонда эффективной политики Сергей Белановский. - Положение угрожающее: у учителей и врачей сейчас доходы растут на 20% в год, но если они станут увеличиваться на 5% в год-люди могут выйти на улицы". Хорошим примером того, как власти на местах не хотят передавать гражданам больше экономической ответственности, является эпопея с товариществами собственников жилья (ТСЖ). Так, за первую половину 2007 года, как утверждают эксперты, в Москве не было зарегистрировано ни одного ТСЖ. Конкретными виновниками, как правило, являются префектуры и управы. "В нашем районе Сокол дело доходит до угроз физической расправы в адрес активистов", - сообщил "РБК" представитель общественной организации. По его словам, жизнь ТСЖ также серьезно усложнили недавние изменения в порядке регистрации: товарищества приравняли к некоммерческим организациям (НКО). "Количество бумаг, которые нужно собрать для регистрации, измеряется тоннами", - заметил он. Россияне пассивны, потому что они не доверяют не только государству, но и друг другу. "Возникает своего рода порочный круг: недоверие порождает разобщенность - разобщенность питает недоверие", - говорит член Общественной палаты РФ Мария Слободская. Примерно четвертая часть граждан считает, что людям можно доверять, тогда как остальные полагают, что с людьми надо быть осторожными, подчеркнула она. Это соотношение почти не изменилось с середины 1990-х, и на него не влияет ни политическая реформа, ни рост благосостояния граждан. Высокий уровень самоорганизации характерен только для отечественного бизнес-сообщества. Критерием активности граждан является деятельность общественных организаций и объединений. Ту или иную вовлеченность в общественные инициативы в прошлом году демонстрировали лишь 10-15% российских граждан, тогда как потенциал развития общественной активности оценивается в 25%. Правда, по словам президента фонда "Политика" и члена Общественной палаты РФ Вячеслава Никонова, количественные показатели относительно неплохие. На тысячу жителей в нашей стране приходится 2,5 зарегистрированных НКО, тогда как в Польше -1,4; а в Болгарии -1,1. Однако депутат Мосгордумы от оппозиционной партии "Яблоко" Сергей Митрохин не верит в реальную отдачу этих показателей и указывает основную, по его мнению, причину, препятствующую развитию гражданской активности в России "Это отсутствие реального разделения властей, действенного парламентского контроля за исполнительной властью", - говорит депутат. Интересно, что пассивность и отсутствие самореализации для самих же людей оборачивается неудовлетворенностью жизнью. Россияне не слишком-то счастливы, констатируют социологи. По данным ВЦИОМ, жизнью доволен всего 51% граждан, неудовлетворены ею - 46%. Для сравнения, средний по Европе "уровень счастья" превышает 80%. Сергей Митрохин, депутат Мосгордумы "Полтора года назад, когда была создана Общественная палата, в обществе был всплеск надежды, но палата оказалась такой же бесправной организацией, как и Госдума. Сейчас Общественная палата завалена тоннами жалоб, и они не знают, что с этим делать!" *** 4)3ащитить собственность и обуздать коррупцию Активность населения во многом зависит от того, гарантирована ли плодам его труда полная неприкосновенность. Сегодня даже простые жители столицы (а вовсе не олигарх Ходорковский) не могут быть уверены в том, что некий чиновник за взятку не признает их дом ветхим, дабы расчистить приглянувшийся какому-нибудь инвестору участок (квартира для многих россиян - едва ли не единственная дорогостоящая собственность). Права собственника в данном случае должны быть жестко закреплены российским законодательством путем передачи в собственность прилегающего к дому земельного участка, посягнуть на который у столичных властей не было бы уже никаких оснований. Российская экономика в целом могла бы быть вполне конкурентоспособной - если бы собственность в стране не была так беззащитна. Научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин утверждает, что бизнесмены могли бы вкладывать в отечественную экономику гораздо больше средств, если бы права собственности были защищены государством. "Необходимо развитие новых компаний - не тех, которые были созданы в результате распределения остатков советской собственности, - добавляет руководитель Экономической экспертной группы России Евсей Гурвич. - Когда их влияние станет значительным, они будут предъявлять спрос на защиту собственности. К тому же их собственность будет более легитимной в глазах общества". Власти в этом случае должны просто не мешать: ведь уже сейчас этот второй эшелон развивается более динамично, чем экономика в целом. Активность российского населения также заметно страдает из-за такого исконно русского государственного порока, как коррупция. Наша коррупция - это не просто взяточничество инспекторов ГАИ. В России коррупция пришла в каждый дом и тем более - в жизнь любого бизнеса. По оценке Росстата, рассчитанной совместно со Всемирным банком, теневой сектор экономики в 2006 году составлял до 23% ВВП. Независимые эксперты представляют другие результаты. "Объем теневой экономики в 2005 году составлял 80% от объема легальной - причем без учета преступного бизнеса, - утверждает президент фонда "Индем" Георгий Сатаров. -А объем коррупционных доходов составил 31 % от полного оборота бизнеса". Терпеть такое положение дел без последствий для страны невозможно. "Коррупция вносит вклад в инфляцию, способствует росту имущественного расслоения, делает неэффективной конкуренцию", - отмечает политолог. По сути дела, в России сложилась своего рода вторая экономика - со своими законами-понятиями и налогами-взятками. Причем по уровню эти неофициальные "налоги", замечает г-н Сатаров, вполне сопоставимы с обычными налогами в легальной экономике - так же как "серая" экономика сравнима по объему со своей "белой" сестрой. Уровень коррупции могло бы снизить сокращение доли государства в экономике и бизнесе. "Усиление роли государства в экономике скорее ведет к росту коррупции, так как госкомпании менее подконтрольны, - отмечает президент фонда "Индем". - К тому же люди, определяющие цели госпредприятий, участвуют и в управлении ими". Однако главными все же должны быть меры системного характера. И в российском законодательстве уже существуют все необходимые нормы. "Хозяйственное законодательство в России в целом приемлемо, хотя в нем и есть некоторые пробелы, - констатирует Евгений Ясин. - Проблема в том, что это законодательство часто применяется в интересах определенных лиц". Эксперты считают ключевым элементом антикоррупционной кампании повышение прозрачности государства. Дать ее может стандартный набор демократических преобразований, для которых потребуется, как принято говорить, лишь политическая воля. "Нужно создать условия, при которых какие-либо меры могут сработать. Необходимо восстановить внешний политический контроль за бюрократией: политическую конкуренцию, независимые СМИ", -убежден Георгий Сатаров. По его мнению, целевым показателем для властей могут быть Соединенные Штаты 1970-х годов. Тогда теневая экономика США составляла около 20% ВВП. Георгий Сатаров, президент фонда "Индем" "Будучи предоставленной сама себе, коррупция растет, как гора грязной посуды, которую вы не моете. Бизнес решает рациональную задачу: оставаться в тени или выходить в легальную сферу, исходя из издержек. Необходимо снижать издержки легального поведения. А сегодня легализация часто способствует отъему бизнеса". Вчетверо сократить масштабы теневой экономики (с 80% официального ВВП до 20%) 5) Стать №2 после США Для эффективного использования своих людских ресурсов стране нужна внятная стратегия освоения собственной территории. Российская экономика нуждается в коренной перестройке, рывке в освоении новых пространств. И здесь страна должна пойти по традиционному для себя пути - на Восток, куда сместятся центры хозяйственной деятельности. Сейчас пришло время сделать очередной шаг на Восток - сырьевой центр должен сместиться в слабо освоенную пока Восточную и Северо-Восточную Сибирь. Процесс освоения уже запущен - в стадии активной разработки находится Ковыктинское газоконденсатное месторождение, начата добыча нефти в Якутии. Параллельно Уральский промышленный район должен расшириться на всю Западную Сибирь. Тем более что необходимая инфраструктура уже имеется - города с высокообразованным населением, коммуникации и предприятия. При этом Россию невозможно представить без так называемого постсоветского пространства-территорий, которые россияне так или иначе контролировали последние несколько сотен лет. Прежняя политика РФ на постсоветском пространстве окончательно изжила себя. Содружество независимых государств (СНГ) - бесполезный и неэффективный блок, в рамках которого не принимаются никакие стратегические решения. Основной задачей участников СНГ с 1992 года являлось выбивание из России всевозможных преференций в виде беспроцентных кредитов, поставок энергоносителей по заниженным ценам. Общая сумма задолженностей стран Содружества перед Россией, по данным Минфина России, на январь 2007-го составила почти 4 млрд долларов. Наибольшие долги у государств, отношение которых к России оставляет желать лучшего. Так, Украина должна РФ 1,3 млрд долларов, Грузия -138,7 млн. "При имеющейся в СНГ разнице потенциалов входящих в него государств принцип "одна страна - один голос" не дает осуществлять полноценные экономические проекты", - отмечает заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин. Москве необходимо оставить ущербную псевдоинтеграцию и заняться выстраиванием нового союзного государства на постсоветском пространстве. По оценкам президента консалтинговой компании "Неокон" Михаила Хазина, статусом мировой державы может обладать государство с населением не менее 250 млн человек, контролирующее рынок сбыта объемом не менее миллиарда человек. Примечательно, что во многих республиках элиты и население позитивно относятся к вхождению в состав России. В парламенте Киргизии этот вопрос обсуждался дважды, оппозиция предлагает вынести его на референдум, а социологические опросы в Таджикистане показали, что более 80% его граждан хотели бы, чтобы их страна стала частью РФ. Москве остается лишь грамотно инициировать процесс создания нового союза. В объединении необходимо заинтересовать республиканские управленческие элиты Казахстана, Белоруссии, Киргизии, Таджикистана, Узбекистана, Армении и Азербайджана, инкорпорировав их в общероссийскую элиту. Что касается глобальной политики, то последние месяцы, когда ключевым вопросом мировой повестки дня стали российско-американские переговоры по ПРО, показали, что Россия имеет все возможности стать вторым по важности после США игроком в мировой политике, обогнав довольно инертные Евросоюз и Китай, озабоченные прежде всего своими внутренними проблемами. Статус этот определяется активностью страны, масштабом и важностью выдвигаемых инициатив, а также упорством в их продвижении. С той же целью - усиления влияния Москвы в мире - Кремлем были выдвинуты глобальные энергетические инициативы, бурно развивались отношения с региональными странами-лидерами, которые тоже не хотят следовать в русле американской политики (Иран и Венесуэла). Неудивительно, что растет сопротивление со стороны конкурентов -это ощущает на себе в первую очередь бизнес. США и Евросоюз пытаются не допустить широкого проникновения российского капитала в экономики западных стран и таким образом ограничить доступ России к передовым технологиям в самых разных сферах. "Запад меняет принципы рыночной экономики то в одну, то в другую сторону, - рассуждает вице-президент Академии геополитических проблем Леонид Ивашов. -С одной стороны, не пускает российский бизнес на свои рынки, а с другой - заставляет покупать польское мясо, какого бы качества оно ни было. Члены НАТО говорят с нами языком ультиматума". Для того чтобы стать второй в мире после США державой, Москве необходимо собрать пул союзных и дружественных государств. Внешняя политика Москвы должна строиться по традиционной схеме "кольцевого присутствия". У России должно быть "первое кольцо" из дружественных и экономически связанных с ней стран, в которое должны войти Восточная и Юго-Восточная Европа, Иран, Турция, Афганистан и Пакистан. А "второе кольцо" формируется из сильных, самостоятельных государств, дружественно настроенных по отношению к РФ, со значительным российским присутствием. В Латинской Америке таковыми могли бы стать Венесуэла и тяготеющие к ней страны, на Ближнем Востоке - Израиль или Сирия, в Африке - ЮАР, Ангола и Алжир. Оптимальной схемой можно считать массированную экспансию российских компаний в "нужные" страны, поддержанную на государственном уровне. Владимир Жарихин, заместитель директора Института стран СНГ "Для того чтобы начать итеграционный процесс на постсоветском пространстве, Россия должна сначала сформулировать перспективы собственного развития, а потом оглянуться вокруг и понять, какие из республик бывшего СССР необходимы ей в качестве партнеров". («РБК Журнал», 01.08.2007)
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||