| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Архив
|
24.05.2007 г.
Обзор СМИ 24.05.2007
Сергей Куликов, «Независимая газета», 24.05.2007
Вчера президент НК "Роснефть" Сергей Богданчиков заявил в Ангарске, что его компания рассматривает возможность продажи части активов, приобретенных на аукционах в рамках банкротства ЮКОСа. "На самом деле, мы купили много активов, не все нам нужны, – пояснил он свое заявление. – Мы будем продавать непрофильные активы, активы в обособленных районах и активы, которые не вписываются в стратегию компании". Данный шаг, по его словам, позволит "Роснефти" сократить кредиторскую задолженность. При этом Богданчиков опроверг информацию о договоренности с "Газпромом" о перепродаже ему части активов ЮКОСа в Восточной Сибири. Впрочем, Богданчиков не пояснил, какие активы и по какой цене планируется выставить на продажу, а также конкретные сроки избавления от ненужного компании наследства ЮКОСа. Сообщение главы "Роснефти" прозвучало через день после полемики министров финансов и экономразвития Алексея Кудрина и Германа Грефа о возможности дефолта по долгам увлекшихся заимствованиями крупнейших госкомпаний. Алексей Кудрин обвинил государственные компании в опасном наращивании заимствований и предрек им скорый дефолт. В свою очередь, Герман Греф заверил общественность в том, что дефолт им не грозит, так как "если наступит сложная ситуация, у компаний всегда существует возможность что-то продать..." Сейчас сложно оценить серьезность ситуации с долгами, в которой сегодня находится "Роснефть". Общая сумма ее долгового портфеля впечатляет: к 14 млрд. долл., которые она была должна своим кредиторам на конец 2006 года, добавились 22 млрд. долл., которые она заняла в последние месяцы под покупку активов ЮКОСа, итого – 36 млрд. долл. Победа на пяти из 12 аукционов обошлась ей дорого – было потрачено примерно 542 млрд. руб., или около 21 млрд. долл., – что сопоставимо с суммой взятых под покупку активов ЮКОСа кредитов. Вероятно, именно этот факт заставил ее руководителя заговорить о предстоящей продаже непрофильных активов первым. По мнению начальника отдела рыночного анализа ОАО "Собинбанк" Александра Разуваева, премия, на которую "Роснефть" может рассчитывать при продаже активов, составит 20–25% к цене, по которой они были куплены на аукционах. <…> В свою очередь, управляющий партнер НКГ "2К Аудит – Деловые консультации" Иван Андриевский считает, что "ощутимо сократить кредиторскую задолженность "Роснефть" сможет только за счет продажи восточносибирских активов. По его оценкам, на перепродаже госкомпания сможет выручить около 6,5 миллиарда долларов. Эксперт отмечает, что еще до начала торгов по ЮКОСу стало понятно, что основными претендентами на них будут две госкомпании – "Роснефть" и "Газпром". Несмотря на то что последний напрямую не купил ни одного актива, компании, аффилированные с газовым холдингом, активно участвовали в торгах. Таким образом, "Газпром" и связанные с ним компании позволили "Роснефти" выкупить все интересующие ее активы, при этом стартовая цена лотов значительно не повышалась. Учитывая такие отношения компаний, Андриевский полагает, что некоторые активы, приобретенные "Роснефтью", будут раздроблены и перепроданы именно структурам "Газпрома". Речь прежде всего идет о восточносибирском лоте ЮКОСа, включавшем такие крупные активы, как "Томскнефть", ВСНК и Ачинский НПЗ. "Газпром" не скрывал своей заинтересованности в ВСНК и "Томскнефти", однако компания "Юнитекс", участвовавшая в торгах и, судя по всему, аффилированная с газовым холдингом, фактически без борьбы уступила этот лот "внучке" "Роснефти" – компании "Нефть-Актив". "Роснефти" в данном лоте были интересны прежде всего перерабатывающие активы, поскольку в Восточной Сибири госкомпания испытывала серьезный дефицит в мощностях по переработке нефти. Впрочем, и ВСНК – весьма привлекательный актив для нефтяного гиганта. Месторождения "Томскнефти" расположены в непосредственной близости к месторождениям "Газпром нефти", и интерес "Газпрома" к этому активу более чем очевиден. Вероятно, "Роснефть" перепродаст "Газпрому" "Томскнефть". По оценкам эксперта, компания стоит около 6,4 млрд. долл. Однако "Роснефть" приобрела восточносибирский лот с дисконтом, так что не исключено, что данный актив будет перепродан "Газпрому" также со скидкой. Кому достанется ВСНК, сказать трудно, возможно "Роснефть" оставит компанию себе. Если же актив будет продаваться, то его рыночная стоимость не превышает 1 млрд. долл. По мнению Андриевского, "Роснефть" будет дробить и продавать лот, в котором присутствует ЗАО "Нефтепромстройсервис" – ремонтно-строительная компания, которая ранее обслуживала "Юганскнефтегаз". Остальные предприятия, входившие в лот, не являются профильными и, вероятно, будут перепроданы. Три телекоммуникационные компании "Роснефть" может продать с выгодой для себя. Остальные активы – предприятия группы "Алвис" распродать будет сложнее. Все они были включены в третий лот, однако претендентов на них так и не нашлось. Впрочем, по отдельности компании могут представлять интерес для некрупных игроков рынка. Александр Тутушкин, «Ведомости», 24.05.2007 <…> "Мы проведем инвентаризацию функций всех приобретенных компаний, – рассказывает сотрудник "Роснефти", – а потом будет принято решение, какие именно оставить". А источник, близкий к "Роснефти", говорит, что компания хочет сохранить основные производственные активы и предприятия, которые их обслуживают. Он думает, что она избавится от части энергоактивов. "Энергетика – непрофильный бизнес для "Роснефти", и ей понадобятся только те из них, которые обслуживают ее предприятия", – объясняет собеседник "Ведомостей". Все приобретенные "Роснефтью" энергоактивы сосредоточены в Томской области. Это блокирующие пакеты акций в "Томскэнерго" и еще пяти энергосбытовых и ремонтных предприятиях. Но в этом же регионе расположены и купленные "Роснефтью" нефтедобывающие и перерабатывающие активы, являющиеся крупными потребителями электроэнергии. Управляющий партнер компании "2К Аудит – Деловые консультации" Иван Андриевский отмечает, что структуры, близкие к "Газпрому", активно участвовали в аукционах по имуществу ЮКОСа, но позволили "Роснефти" купить все, что она хотела, причем цены существенно не повышались. Он предполагает, что за это "Роснефть" уступит газовой монополии часть активов. По мнению эксперта, это "Томскнефть", которую он оценивает в $6,4 млрд. Что же касается непрофильных активов, продолжает Андриевский, то с выгодой могут быть проданы только телекоммуникационные компании (крупнейшая – "Сибинтек"). Если будет политическое решение, "Роснефть" поделится с "Газпромом" восточно-сибирскими активами – "Томскнефтью" или ВСНК, продолжает аналитик МДМ-банка Андрей Громадин. Он допускает, что "Роснефть" может отказаться от Ачинского НПЗ, так как планирует построить новый НПЗ в конечной точке нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан. Богданчиков вчера опроверг информацию о том, что компания договорилась перепродать "Газпрому" часть восточносибирских активов ЮКОСа. «Ведомости», 24.05.2007 <…> В последние годы своего существования ЮКОС был одной из самых прозрачных российских компаний, и тут "Роснефть" наследует своему прародителю. Журнал SmartMoney, оценивая "Роснефть" по тесту Баффетта вместе с инвестиционными аналитиками, по пункту "Достаточно ли информации о бизнесе компании?" дал "Роснефти" 4,33 балла из 5. Финансовая отчетность представляется ежеквартально, к тому же подготовка к IPO позволила инвесторам детально ознакомиться с бизнесом компании. "Газпром", наоборот, славится своей непрозрачностью: не всегда понятно, на что расходуются средства компании, неочевидно ценообразование, и, что самое удивительное, трудно разобраться с объемами экспорта, добычи и запасов. Для сравнения: SmartMoney оценил открытость "Газпрома" в 4 из 5, а открытость его менеджеров – в 3 из 5. С крупнейшей российской госкомпанией "Роснефть" сближает другой показатель. Объем долговых обязательств "Роснефти" составляет порядка $36 млрд. Долг "Газпрома", учитывая одобренное привлечение еще $12 млрд, превысит $40 млрд. Стоит отметить, что для "Газпрома" долги гораздо менее обременительны: его капитализация сейчас – около $226 млрд, а "Роснефти" – около $85,5 млрд. У ЮКОСа не было внушительной кредитной задолженности – в сентябре 2003 г., до ареста Михаила Ходорковского, капитализация ЮКОСа зашкаливала за $33 млрд, а чистый долг не превышал $3,7 млрд. <…> Долги "Роснефти" объясняются легко: пришлось занимать средства, для того чтобы приобрести сначала "Юганскнефтегаз", а затем остальные активы на прошедших аукционах. Эти долги не грозят "Роснефти" банкротством, поскольку государство включило компанию в список стратегических предприятий. Эффективность использования заемных средств весьма высока: "Роснефть" с большим дисконтом приобрела не только практически весь ЮКОС, но и лидерство и готовые финансовые потоки. <…> Елизавета Осетинская, «Ведомости», 24.05.2007 Каждому времени свои загадки. "Кто стоит за Reforma Investment?" – задавались вопросом журналисты в конце 90-х, когда эта фирма купила на аукционе 9% акций "Лукойла". "Есть ли среди бенефициаров Omrania Trading менеджеры "Газпрома"?" – не унимались любопытные, изучая структуру собственности "Итеры". "Швейцарский трейдер Runicom – это Абрамович, Березовский или кто-то еще?" – допытывались другие. Теперь это уже для любителей покопаться в прошлом. Нынче всех интересуют Raiffeisen Investment, "Байкалфинансгруп", "Прана". На фоне современных тайн старые секреты кажутся игрушечными: и суммы другие, и размах. То ли дело "Прана" – пообещала 100 млрд руб. за 13-й лот с активами ЮКОСа, которые даже непонятно из чего состоят. Только повадки невидимок остаются теми же. Федеральная антимонопольная служба не может дозвониться до гендиректора "Праны" Владимира Есакова – мобильный телефон в базе данных "СПАРК-Интерфакс" указан неверный. И почта не находит адресата. Пока молчат Сейшелы, где прописан владелец 99% ООО. Указанные в базах данных бывший и нынешний директора "Праны" Есаков и Анатолий Нам разводят руками – о фирме с таким названием они впервые слышат. Чиновникам впору думать не о том, отдавать ли "Пране"-невидимке дом ЮКОСа с деньгами трейдеров в придачу. Вот где "Прана" взяла 4,4 млрд руб., которые перечислила в виде задатка, это вопрос. Уж не отмытые ли деньги? Уж не мафия ли провела их с одного на другой счет в Газпромбанке, как если бы это был какой-нибудь BoNY? Или, еще хуже, Леонид Невзлин, утомленный южным солнцем, решил еще раз попытать счастья на родине? Не стоит ли ФАС подключить Росфинмониторинг? И Федеральную налоговую службу на случай, если "Прана" окажется фирмой-однодневкой, – волнуются читатели на форуме "Ведомостей" в Интернете. Опыт подсказывает: если задаться целью, навалиться всем миром, концы можно найти. Когда-то в представителях "Байкалфинансгруп" узнали сотрудников "Сургутнефтегаза". Вот и сейчас одному безумцу привиделось, что от имени "Праны" документы ЮКОСа брали посмотреть бывшие и нынешние сотрудники Deutsche UFG, "Газсвязи", Salans. Почему бы не расспросить этих уважаемых людей? В конце концов, задета честь государственной "Роснефти", проигравшей на аукционе. Или в стране есть люди, работающие в нефтяной отрасли еще дольше? А вдруг есть, гадают журналисты и аналитики, косясь на "Газпром". А вдруг есть, опасается ФАС, продлевая срок рассмотрения материалов по "Пране". Наверное, ждут, что никем не созданный, никому не принадлежащий и никем не управляемый карлик превратится в какого-нибудь нефтегазового слона. Александр Елисов, Эмма Коган, Мадина Шавлохова, «Газета», 24.05.2007 Выделение из прокуратуры органов следствия завершается: завтра Совет федерации рассмотрит проект закона о следственном комитете при Генпрокуратуре, который был принят Госдумой 11 мая. А вчера документ одобрил профильный комитет Совета федерации по правовым и судебным вопросам, несмотря на активные возражения пришедшего на заседание заместителя генпрокурора Сабира Кехлерова. Он заявил, что создание следственного комитета при Генпрокуратуре в одобренном Госдумой варианте приведет к масштабным нарушениям прав человека в сфере уголовного преследования. Законопроект разделяет следственную и надзорную функции прокуратуры. Предполагается, что в комитет перейдут все следователи, а его глава, хоть и является первым замом генпрокурора, будет подчиняться напрямую президенту. Такое нововведение не могло понравиться руководству Генпрокуратуры, а эксперты сразу оценили законопроект как политическое решение сверху. Кехлеров на заседании профильного комитета раскритиковал все пункты нововведений. Во-первых, по его словам, законопроектом "предлагается разрушить работающую единую систему". Во-вторых, высокий статус главы следственного комитета "противоречит конституционным и правовым нормам". А в целом, как он выразился, предполагается "сделать эксперимент над людьми, и он касается конституционных прав граждан, в том числе сидящих". Многие сенаторы в приватных беседах с корреспондентом "Газеты" тоже выступают против нововведений, но официально — все "за". "Объединение в одном флаконе надзора и следствия — неправильно, поскольку фактически надзор осуществляется за собой", — заявил в интервью "Газете" председатель комитета Совета федерации по конституционному законодательству Юрий Шарандин. По его словам, несмотря на то что прокуроры часть своих функций (к примеру, возбуждение уголовного дела) теряют, при этом "прокуратура, как целостная система с этой функцией не расстается — ее получает руководитель следственного органа". Тем не менее группа сенаторов намерена завтра открыто голосовать "против", поэтому легкой дискуссии не ожидается. "Следственный комитет — это первый шаг к созданию федерального комитета, который объединит все следственные органы, — заявил в интервью "Газете" спикер Совета федерации Сергей Миронов. — У нас есть большие вопросы по этому закону. Тем не менее я считаю, что он будет одобрен исходя из целесообразности политического решения, а наибольшие вопросы возникнут по надзору". Юрий Сенаторов, «Коммерсант», 24.05.2007 Вчера Генеральная прокуратура выступила резко против создания следственного комитета — новой силовой структуры, которая формально будет функционировать в составе Генпрокуратуры, но фактически не будет подчиняться главе этого ведомства. Замгенпрокурора Сабир Кехлеров назвал соответствующий закон, который уже принят Госдумой, антиконституционным. Тем не менее комитет Совета федерации по судебно-правовым вопросам рекомендовал верхней палате одобрить закон. Не исключено, что главой нового ведомства станет замгенпрокурора Александр Бастрыкин, однокашник Владимира Путина по Ленинградскому госуниверситету. Выступая на заседании комитета Совета федерации, заместитель генпрокурора Сабир Кехлеров заявил, что закон о создании следственного комитета при Генпрокуратуре "противоречит Конституции и международным нормам". По его словам, принятие закона "приведет к масштабным нарушениям прав человека в сфере уголовного преследования". Господин Кехлеров подчеркнул, что "прокуроров лишают не только права на дачу согласия для возбуждения уголовного дела, но и самого права возбуждать уголовные дела, а это нонсенс, который понимает каждый юрист". "Ни в одной стране мира нет такой структуры, которую планируется создать в России",— отметил он. В Генпрокуратуре убеждены, что разделение ведомства на следственный комитет, сотрудники которого будут иметь право возбуждать и расследовать уголовные дела, и собственно прокуратуру, за которой останутся лишь функции надзора за соблюдением законности, противоречит 129-й статье Конституции. В ней говорится, что "прокуратура РФ составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и генеральному прокурору". А согласно новому закону следственный комитет будет фактически независим от Генпрокуратуры: прокуроры не будут давать санкции на возбуждение уголовных дел и никак не смогут влиять на работу следователей из следственного комитета. Но главное — руководителя нового комитета, который формально будет иметь статус заместителя генпрокурора, будет предлагать для утверждения Совету федерации не генпрокурор (за ним это право также закреплено Конституцией), а президент РФ. "О каком надзоре может идти речь, если согласно этому закону прокурора лишают возможности отменить решение следователя следственного комитета, если он действовал незаконно? — говорит сотрудник Генпрокуратуры, попросивший не называть его имени.— Все, что может теперь прокурор в случае несогласия с действиями следователя, это писать жалобы в надзорном порядке руководителю того или иного следователя и месяцами ждать от него ответа". Проект закона о следственном комитете разработало государственно-правовое управление администрации президента РФ, а внесли его на рассмотрение Госдумы депутаты Алексей Волков (бывший начальник УВД Курской области) и Алексей Розуван (экс-начальник Кировского областного УВД). Попытки реформировать прокуратуру предпринимались и при прежнем генпрокуроре Владимире Устинове, но тому удалось сохранить ведомство в прежнем виде. Новый генпрокурор Юрий Чайка занял более осторожную позицию, сказав, что в законопроекте есть "шероховатости", но он станет "первым шагом к созданию единой службы расследований". В Генпрокуратуре рассчитывают, что законопроект может быть не поддержан сенаторами. "Наши представители провели консультации с несколькими членами Совета федерации, и они выразили озабоченность",— сказал " Ъ" источник в Генпрокуратуре. Но в комитете СФ по судебным и правовым вопросам " Ъ" сообщили, что его члены единогласно рекомендовали верхней палате одобрить закон о создании следственного комитета при Генпрокуратуре РФ. Комитет также предложил коллегам по Совету федерации уже после принятия закона "создать рабочую группу для его доработки, а также внесения изменений в действующую нормативно-правовую базу". Как пояснил " Ъ" глава комитета Анатолий Лысков, "из закона вытекает, что нужно внести поправки примерно в 50 законодательных актов", подготовкой которых и займется рабочая группа. Господин Лысков не исключил, что "могут быть подготовлены и поправки в сам закон", однако его "принципиальные положения", по убеждению сенатора, изменению уже не подлежат. "Ранее прокуроры уже были лишены права давать санкции на арест и обыск,— отметил господин Лысков.— Мы выступаем за то, чтобы прокурор вообще не имел права осуществлять предварительное следствие. Однако он может в суде заявить, что следователь и его начальник нарушили закон". По мнению главы комитета, таким образом будут выстроены "правовые гарантии беспристрастности прокурора". "Прокурор, не связанный решениями следствия, сможет лучше отстаивать презумпцию невиновности. Что же здесь плохого? Такая схема дает больше гарантий защиты прав человека",— считает сенатор. Сейчас, как стало известно " Ъ", в администрации президента обсуждаются кандидаты на пост руководителя следственного комитета. Основным из них является замгенпрокурора Александр Бастрыкин, однокашник Владимира Путина по Ленинградскому госуниверситету и староста его группы, ранее работавший в МВД и Минюсте РФ. -------------------------------------------------------------------------------- ЧТО ТАКОЕ СЛЕДСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПРИ ГЕНПРОКУРАТУРЕ -------------------------------------------------------------------------------- Предполагается, что следственный комитет при Генпрокуратуре вертикально будет выстроен как следственный комитет при МВД. У генпрокурорского комитета будут свои управления по федеральным округам, субъектам федерации, районам и городам. Их сотрудники будут возбуждать и расследовать уголовные дела, возбужденные по тяжким и должностным преступлениям. СК при МВД, который изначально собирались объединить с СК при Генпрокуратуре, сохранится в прежнем виде и будет вести дела экономической направленности. Глава СК при Генпрокуратуре будет в ранге первого заместителя генпрокурора, но в то же время не будет находиться в его прямом подчинении. Во всяком случае, за ним закрепляется право независимости от генпрокурора при принятии решений, связанных с расследованием тех или иных уголовных дел. В случае несогласия со своим заместителем генпрокурор может обратиться в суд, а нижестоящие прокуроры должны обращаться с жалобами к руководителям управлений СК при Генпрокуратуре на местах. За самой же прокуратурой остается только надзор и утверждение обвинительных заключений перед передачей уголовных дел в суды.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||