| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Архив
|
07.03.2007 г.
Обзор СМИ 07.03.2007
Николай Вардуль, «Газета», 07.03.2007
Когда перед российской экономикой ставят масштабные и от этого неконкретные задачи, то каких только эпитетов для нее не находят! Она должна стать и диверсифицированной, и суверенной, и даже этически ориентированной. На задачи щедры и политики, и политтехнологи, и даже священники, пришедшие к несколько неканоническому, на мой непросвещенный взгляд, выводу, что "опасно и греховно не только стяжание, но и бедность". Понятно, что решить все задачи экономика не сможет, да и не станет. Потому что она, во всяком случае пока, живет собственной жизнью. И у нее это, замечу, совсем неплохо получается. Правда, правительство, а именно оно должно находить общий язык с экономикой, намерено эту ситуацию в корне изменить. Перелом во взаимоотношениях государства и экономики, полустихийно начавшийся в 2003 году с дела ЮКОСа, теперь завершается. Экономика, и раньше изрядно монополизированная, становится, по определению Германа Грефа, госмонополизированной. Ее собираются взнуздать отраслевыми госхолдингами, чтобы она выполняла поставленные государством задачи. Конечно, самые благие: инновационные прорывы, диверсификация, а там хоть этическая ориентация. Вот только в эффективность госзаказа на инновации я не верю. Зато верю в то, что госхолдинги как "субъекты хозяйствования" очень быстро сумеют переварить госзадачи в свои собственные. И будут действовать не столько в общегосударственных интересах, сколько в интересах конкретных групп и лиц. Впрочем, специально отобранным лицам они и доверяются. Так что круг замыкается: если в 2000 году ставилась задача "удаления олигархов из политики", то теперь на место прежних олигархов, получивших этот статус при соучастии государства, приходят другие, прямо отобранные все тем же государством. Более послушные. И все бы ничего, вот только монополии, чьими бы они ни были, к вершинам инноваций и диверсификации не ведут. Китай, обладая куда более разнообразной экономикой, проводит нацеленную политику ее дальнейшей диверсификации отнюдь не за счет насаждения монополий. Ключ — поддержка экспорта. Причем в первую очередь продукции с ростом добавленной стоимости, свою роль играет и курсовая политика, то есть слабый юань. Россия политику слабого рубля проводить не может просто физически. А без крепкого рубля не было бы сегодняшнего роста инвестиций. Но хотя бы важность поддержки экспорта осознается — назначен специальный вице-премьер. Вот только на проводника российской промышленности на мировые рынки за счет непротиворечащих регламентам ВТО схем ее поддержки гарантиями, кредитами и налогами Сергей Нарышкин, на мой взгляд, не похож. Да и вообще, непрозрачный он вице-премьер. Маленький пример: правительственную комиссию по экономической интеграции (не в рамках СНГ, а во всемирном масштабе) возглавляет Нарышкин, а такую же комиссию по вопросам ВТО— Александр Жуков. Одно из трех: или в правительстве слишком много вице-премьеров, или поддерживать экспорт собираются только на словах, или Нарышкин пришел решать совсем другие задачи. Сергей Строкань, «Коммерсант», 07.03.2007 Госдепартамент США обнародовал вчера очередной ежегодный доклад о положении с правами человека в мире. Значительная его часть посвящена России, ситуацию в которой авторы сочли одной из самых неблагополучных. Главный вывод российской части доклада сводится к тому, что в 2006 году ситуация с правами человека в России продолжала ухудшаться. Наиболее вопиющими примерами авторы считают рост числа заказных убийств, все большее вмешательство силовиков в жизнь гражданского общества, усиление контроля над СМИ и разжигание межнациональной розни, кульминацией которого в докладе названа антигрузинская кампания. Обнародуемый ежегодно в начале марта доклад внешнеполитического ведомства США, посвященный ситуации с правами человека в мире, традиционно содержит обширную "российскую часть", как правило включающую острую критику в адрес России. В этом смысле доклад этого года имеет немало общего с предыдущим, повторяя его главный вывод: Российская Федерация в ее нынешнем виде является "слабой многопартийной системой с сильной президентской властью". По мнению авторов, отличительными чертами политической системы в России в 2006 году являлись "продолжающаяся централизация исполнительной власти, послушная Госдума, политическое давление на судебную власть, нетерпимость к национальным меньшинствам, коррупция и избирательное применение законов, продолжающееся ограничение свободы СМИ и самоцензура, преследование некоторых НПО". Результатами всего этого авторы называют "эрозию ответственности руководства страны перед народом". Многие из вышеупомянутых определений содержались и в предыдущем докладе. Тем не менее в последнем исследовании госдепа содержится ряд новых моментов, определяющих главные тенденции развития ситуации с правами человека. Авторы собрали огромный фактический материал — в этом году российская часть доклада насчитывает 92 страницы. В его основу легли как официальные, так и альтернативные источники, по тем или иным причинам не попадающие в российские СМИ. Это позволяет говорить о том, что столь подробного анализа ситуации с демократией и правами человека в России госдеп США еще не проводил. Одной из самых заметных тенденций последнего года, свидетельствующей об ухудшении ситуации с правами человека в России, авторы доклада называют "заказные убийства прореформистски настроенного первого зампреда Центробанка РФ Андрея Козлова и журналистки Анны Политковской, известной раскрытием нарушений прав человека в Чечне". Ситуацию в Чеченской республике, анализу которой посвящена значительная часть доклада, авторы определяют так: "В Чечне продолжали процветать беззаконие и коррупция. Власти осуществляли расследование преступлений, совершенных военными против гражданских лиц, и судили некоторых из них, однако лишь немногие были осуждены. Появлявшиеся сообщения о числе осужденных за эти преступления были противоречивыми". По мнению авторов доклада, при оценке динамики ситуации с правами человека в Чечне за последний год нельзя целиком опираться на российскую официальную статистику, поскольку, называя число осужденных, статистика "умалчивает о том факте, что многие из них были осуждены условно". Резкой критике в докладе подвергнута ситуация в российских силовых структурах. Главный упрек, адресованный российским силовикам госдепом США, звучит так: "Силовые структуры были вовлечены в новые существенные нарушения прав человека". Среди этих нарушений авторы называют не только многочисленные злоупотребления в Чечне, но и неблагополучную ситуацию в российских исправительных учреждениях и армии, наиболее вопиющими проявлениями которой стали многочисленные случаи неуставных отношений, а также коррупцию в правоохранительных органах. Авторы доклада также возлагают на коррумпированных представителей российских правоохранительных органов ответственность за продолжавшую иметь место в 2006 году торговлю людьми. "Журналисты, политики, представители НПО и научные эксперты указывали на то, что коррумпированные элементы в министерстве внутренних дел и других правоохранительных органах в некоторых случаях контролировали торговлю людьми",— констатируют авторы. Особое место в российской части доклада занимает раздел "Политзаключенные и осужденные". Напомним, что в январе этого года, когда работа над докладом внешнеполитического ведомства США вышла на финишную прямую, председатель комитета по иностранным делам палаты представителей американского конгресса Том Лантос направил в госдеп жесткое письмо на имя заместителя госсекретаря по правам человека и демократии Бэрри Ловенкрона, который отвечал за подготовку доклада. В своем послании Том Лантос просил господина Ловенкрона включить в готовящийся под его руководством отчет о ситуации с правами человека в мире фразу о том, что "Ходорковский и Лебедев являются политическими заключенными". Свою позицию Том Лантос обосновывал тем, что экс-руководители ЮКОСа "находятся в заключении не за совершенные ими преступления, а за политическую активность, которая угрожала тоталитарным ожиданиям режима Путина". После того как о содержании письма Тома Лантоса стало известно СМИ, главная интрига заключалась в том, прислушается ли республиканская администрация Буша к призыву конгрессмена-демократа, имеющего в Вашингтоне репутацию одного из наиболее непримиримых критиков России. В итоге госдеп внял призыву господина Лантоса, включив в доклад применительно к Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву формулировку "политические заключенные". Правда, формулировка оказалась не столь резкой, как в письме Тома Лантоса: "Правозащитники и правозащитные организации называли политзаключенными следующих лиц: Зару Муртазалиеву, Михаила Трепашкина, Валентина Данилова, Игоря Сутягина, Михаила Ходорковского, Платона Лебедева и Светлану Бахмину. Все они оставались в заключении на конец года". По традиции значительная часть российского раздела доклада госдепа США по правам человека посвящена ситуации со свободой СМИ, которая, как считают авторы, в 2006 году еще больше ухудшилась. "Государственное давление продолжало ослаблять свободу слова и независимость прессы, что особенно явно проявилось в федеральных СМИ. Свобода прессы убывала в связи с ограничениями, а также унижениями, запугиваниями и убийствами журналистов",— отмечается в докладе. Впрочем, анализируя динамику ситуации в российских СМИ, авторы находят и положительные примеры. "В августе, после года слухов о том, что государственная компания " Газпром" приобретет независимую деловую газету " Коммерсантъ", полный пакет акций газеты был куплен гендиректором " Газпроминвестхолдинга" Алишером Усмановым. До конца года никаких видимых проявлений изменения редакционной политики газеты не наблюдалось",— констатирует госдеп США. Одной из тревожных тенденций последнего года авторы доклада называют разжигание межнациональной розни, кульминацией которой госдеп США считают "антигрузинскую кампанию против примерно одного миллиона грузин, проживающих в стране". "По официальной версии, грузин депортировали за нарушение миграционного законодательства,— пишут авторы, высказывая свою версию: — Правоохранительные органы получили установку активизировать действия против грузин". Вчера вечером " Ъ" удалось получить первые российские комментарии по поводу той части доклада госдепа, которая касается России. "Безусловно, у нас есть серьезные проблемы,— признала председатель президентского совета по правам человека Элла Памфилова.— Я согласна с большей частью того, что говорится в докладе госдепа США". "Надо понять, связана ли эта цепочка убийств единой логикой",— заявила правозащитница. "Мы вообще грузин очень любим, они наши, родные. Мы выступали против того, чтобы политические проблемы переносились на людей. Хорошо, что вовремя спохватились",— сказала она " Ъ". "А вообще, спасибо большое ведомству Кондолизы Райс за то, что оно уделяет столь пристальное внимание ситуации в нашей стране. Будем дальше работать. Главное сейчас — не исправлять ситуацию, а научиться предотвращать нарушения прав человека",— заключила госпожа Памфилова. "Я согласен со всем, что говорится в докладе,— заявил в свою очередь руководитель движения " За права человека" Лев Пономарев.— А есть ведь ситуации, о которых Кондолиза Райс и ее коллеги еще не знают и не понимают". "Антигрузинскую кампанию инициировал сам президент, а когда ксенофобию и национализм разрешают " сверху" — это крайне опасно",— сказал правозащитник. "Политические убийства случаются с пугающей регулярностью",— отметил он. "То, что происходит в нашей стране, это не нарушение прав человека — это безумие",— заключил Лев Пономарев. Светлана Дементьева, «Коммерсант», 07.03.2007 Банк России решил кардинально изменить банковское законодательство в части раскрытия конфиденциальной информации, составляющей банковскую тайну. В качестве источника для предоставления соответствующих сведений, по замыслу ЦБ, должны выступить аудиторы. Законопроект, обязывающий их предоставлять в Банк России информацию по результатам аудиторских проверок в банках, уже направлен на согласование в Минфин. Фактически речь идет о девальвации понятий аудиторская и банковская тайна. Как стало известно " Ъ", Банк России представил на совет по аудиторской деятельности при Минфине РФ законопроект, обязывающий аудиторов сообщать в ЦБ о выявленных в ходе банковских проверок фактах, затрагивающих интересы вкладчиков и кредиторов банков. Эти нормы заложены в пакет поправок в законы "О банках и банковской деятельности" и "Об аудиторской деятельности". В документах, оказавшихся в распоряжении " Ъ", речь идет о том, чтобы сузить понятия аудиторской и банковской тайны. Формулировки с соответствующими требованиями выглядят лаконично. Согласно предложенным Банком России поправкам, передача регулятору для целей банковского надзора выявленной аудиторами информации о проблемах в банке попросту не будет считаться разглашением банковской и нарушением аудиторской тайны. <…> Устранение выявленных аудиторами нарушений может потребовать от банков привлечения значительных финансовых ресурсов. "Все будет зависеть от того, как ЦБ будет реагировать на выявленные аудиторами риски, даст ли банкам время на устранение недочетов,— говорит член правления Международного московского банка Эдуард Иссопов.— Если ЦБ потребует немедленного закрытия риска, средние и мелкие банки могут столкнуться с необходимостью вложения крупных денежных средств на закрытие среднесрочного риска. Мы, например, имеем возможность оперативно потратить $10 млн на усовершенствование IT-системы, если того потребует ЦБ. В среднем и мелком банке это может привести к банкротству". Ряд участников рынка полагают, что ЦБ действует в рамках негласной общегосударственной стратегии на максимальное раскрытие конфиденциальной коммерческой информации госорганам. "Если будет создан такой прецедент в банковском секторе, аналогичные претензии, бесспорно, заявят регуляторы других секторов,— прогнозирует президент Аудиторской палаты России Борис Соколов.— Тотальный контроль над бизнесом захотят получить Росстрахнадзор, ФСФР, Росфинмониторинг. Что будет, если такие же требования к аудиторам предъявят налоговики, даже представить страшно". Обвинение в недоносительстве налоговики уже предъявили ЗАО "ПрайсвотерхаусКуперс Аудит". В исковом заявлении о признании недействительными договоров на проведение аудита ЮКОСа, поданном в арбитражный суд Москвы 14 декабря прошлого года, налоговики утверждают, что аудитор обязан был сообщить в Росфинмониторинг о незаконных операциях, выявленных в ЮКОСе и направленных на уход от уплаты налогов. При этом налоговики сослались на закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". Андрей Козенко, «Коммерсант», 07.03.2007 Россия заняла второе место в мире по числу журналистов, убитых в последние десять лет при исполнении профессионального долга. Такие данные содержатся в опубликованном вчера исследовании Международного института безопасности новостей (INSI). Россию опережает только Ирак, где еще совсем недавно велись боевые действия. В основном, считают авторы исследования, журналисты в России становятся жертвами заказных убийств. Международный институт безопасности новостей обнародовал исследование "Гибель журналистов", где сказано, что с января 1996 года по июнь 2006 года в мире погибло около 1000 сотрудников СМИ. Только четверть из них были убиты во время войн и боевых действий. Самой опасной страной для работы журналистов стал Ирак, где погибло 138 журналистов. Россия в списке INSI идет на втором месте, в стране было убито 88 журналистов. Замыкает тройку Колумбия. Еще в перечень опасных для работы прессы стран входят Иран, Пакистан, Украина, Нигерия, Афганистан, Индонезия и Гватемала. INSI обратился к правительствам этих стран с призывом "не допускать убийств и других форм насилия и гарантировать, что преступники не останутся безнаказанными". "Правительства не должны позволять преступникам диктовать гражданам, что им читать и смотреть",— говорится в исследовании INSI. ------------------------------------------------------------------------------- INSI — авторитетная международная неправительственная организация со штаб-квартирой в Брюсселе. Она занимается подготовкой исследований, докладов, рекомендаций, а также проводит тренинги и семинары, направленные на повышение безопасности работников СМИ в мире. -------------------------------------------------------------------------------- По данным INSI, большинство журналистов в России пострадали за свои материалы о коррупции, нарушении прав человека и "других противоправных действиях". Самая частая причина смерти журналистов в России — заказные убийства. "Предпосылки к убийствам создаются коррупцией, беззаконием и безнаказанностью преступников, а также нарушениями свободы СМИ",— сказано в исследовании. Как сообщал " Ъ" в октябре 2006 года, по данным другой международной правозащитной организации, "Репортеры без границ", Россия в рейтинге свободы СМИ занимает 147-е место из 168 стран. "Убийство стало самым простым, дешевым и эффективным способом заставить замолчать " проблемных" журналистов,— утверждает директор INSI Родни Пиндер.— Неугодные были устранены властями или преступным миром за попытку пролить свет на темные стороны жизни общества". Отметим, что российские Союз журналистов и Фонд защиты гласности ведут свою статистику профессиональных потерь. По ней с 1993 по 2007 год в России было убито 214 журналистов. Последним обозреватель " Ъ" Иван Сафронов (см. статью на этой стр.). "Дело не в том, у кого какие цифры. Главное в том, что подавляющее большинство убийств остается нераскрытыми. Отсюда и разночтения",— прокомментировал " Ъ" исследование INSI глава Фонда защиты гласности Алексей Симонов.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||