СОБЫТИЯ
| ОБЖАЛОВАНИЕ ПРИГОВОРА
| ХОДОРКОВСКИЙ
| ЛЕБЕДЕВ
| ЗАЩИТА
| ПОДДЕРЖКА
| СМИ
| ВИДЕО
| ЭКСПЕРТИЗА
ПОИСК 
 

ДНИ В ЗАКЛЮЧЕНИИ: Михаил Ходорковский — НА СВОБОДЕ! (после 3709 дней в заключении), Платон Лебедев — НА СВОБОДЕ! (после 3859 дней в заключении)
Архив
Февраль 2014
     12
3789
1416
212223
27  
4.09.2014
21.08.2014
21.08.2014
15.08.2014
15.08.2014
14.08.2014
14.08.2014
12.08.2014
11.08.2014
11.08.2014
6.08.2014
6.08.2014
5.08.2014
4.08.2014
03.02.2014 г.

В. Переверзин: «Это настоящая пытка, которую я буду с ужасом вспоминать»

Российские автозаки и столыпинские вагоны доездились до особого внимания Европейского суда.

«Коммерсант», Григорий Туманов, 03.03.2014

Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) подвергнет комплексному анализу российскую систему транспортировки заключенных. Вчера Страсбург направил правительству РФ вопросы о техническом оснащении российских автозаков и запросил ведомственные приказы, регулирующие транспортировку зэков. Юристы говорят, что в ЕСПЧ скопилось не меньше 40 аналогичных жалоб и в отношении России может быть вынесено так называемое пилотное решение — обязывающее в кратчайшие сроки устранить нарушения прав заключенных. (Воспоминания Михаила Ходорковского и Владимира Переверзина о тюремном транспорте читайте в конце этой страницы. – ПЦ)

Сведения о техническом состоянии российских автозаков и поездов, предназначенных для транспортировки заключенных, а также нормативные акты, регулирующие вопросы этапирования, ЕСПЧ запросил в рамках рассмотрения жалобы жителя Коми Алексея Томова. В 2011 году правозащитная организация "Общественный вердикт" от его имени обратилась в ЕСПЧ с жалобой на нарушение ст. 3 Европейской конвенции о правах человека (запрет на пытки). Как рассказал "Ъ" адвокат господина Томова Эрнест Мезак, житель Коми в 2009 году при перевозке по Воркуте более двух часов провел в неотапливаемом автозаке, где на трех квадратных метрах находилось еще десять заключенных с личными вещами. Так же тесно и холодно было и в железнодорожном вагоне, куда затем пересадили осужденного для этапа в колонию. "Это первая жалоба, по которой Страсбург направил в Россию столь подробный запрос. До этого в суде по упрощенной схеме было коммуницировано порядка 40 аналогичных жалоб от российских заключенных",— заявил господин Мезак.

Вопросы конвоирования регулируются внутренним приказом Минюста и МВД 199дсп/369дсп от 24 мая 2006 года. В пункте 167 документа говорится, что при конвоировании в спецвагоне не более четырех часов допускается посадка в большие камеры до 16 и в малые до 6 человек, а в автомобиль грузоподъемностью 1,5-2 тонны — до 13 человек, 2,5-3 тонны — до 21 человека, 4 тонны — до 36 человек. Однако 25 января 2012 года Верховный суд РФ отменил норму инструкции, касающуюся перевозки в спецвагонах, при этом признав допустимой перевозку заключенных в условиях, когда на каждого приходится от 0,3 до 0,5 квадратного метра. При этом в ряде постановлений ЕСПЧ прямо говорится, что 0,5 квадратного метра является недостаточной площадью при этапировании, сколько бы оно ни длилось.

В пресс-службе ФСИН "Ъ" заявили, что пока не видели запроса от ЕСПЧ, но отметили, что "тщательно следят за условиями перевозки заключенных". "Каждая жалоба на холод или тесноту в автозаках становится предметом интереса высшего руководства. Мы стараемся максимально оперативно устранять эти недостатки. Можем сказать, что сейчас большинство автозаков и поездов оснащены и кондиционерами, и печками",— сказали в ведомстве.

Глава рабочей группы по защите прав граждан в местах принудительного содержания при Госдуме Владимир Осечкин говорит, что большинство заключенных по-прежнему сталкиваются "с нечеловеческими условиями транспортировки". "В той же Москве конвоирование является настоящей пыткой. С утра порядка 30 человек заталкивают в сборное отделение, а затем часами возят по судам в автозаках, нарушая все возможные нормы, в том числе и по количеству заключенных на один квадратный метр",— пояснил он. По словам господина Осечкина, основная проблема заключается в устаревших нормативных актах, регулирующих правила транспортировки осужденных и подследственных.

По мнению господина Мезака, ЕСПЧ может вынести так называемое пилотное постановление, позволяющее указать государству на меры решения структурной проблемы и определить сроки ее устранения. Последний раз в отношении РФ оно выносилось в январе 2012 года и также касалось системы ФСИН: судьи проанализировали около 30 жалоб на условия содержания в российских тюрьмах и СИЗО. "В данном случае,— считает господин Мезак,— ЕСПЧ может обязать РФ полностью пересмотреть нормативную базу, касающуюся условий транспортировки заключенных".

* * *

Из статьи Михаила Ходорковского «Один день из жизни…» («The Sunday Times», 13.09.2009)

<…>

Через час с небольшим – на выход в суд. По пути – обыск. Просмотрят всё, так что про конфиденциальность бумаг лучше сразу забыть.

Машина. Железный ящик на одного, размером 120х80х50 см. Здесь предстоит провести 2 часа дороги «туда» и 2 часа – «обратно». Всегда с ужасом думаю о возможности ДТП. Шансов выжить маловато при любой скорости. Но привык, даже умудряюсь готовиться к заседанию, насколько это получается.

<…>

Вечер. Судья объявляет, когда следующее заседание, и разрешает 10 минут поговорить с адвокатами. Конвой будет стоять сбоку в полуметре, а мы с адвокатами – говорить через 15-сантиметровую щель в «аквариуме». Ну всё. Адвокатов удаляют, нас пристегивают к конвоирам наручниками, окружают автоматчиками. Пошли. Впереди опять два часа дороги, очередной обыск. Привет, камера!

* * *

Михаил Ходорковский о деле Pussy Riot, 06.08.2012

<…> Это такое изощренное глумление над людьми, осмелившимися подать жалобу в ЕСПЧ: ах, мол, вы говорите, что клетка с решеткой - плохо, а вот получите клетку из стекла, стакан с амбразурой для переговоров с адвокатами, в которой надо нагибаться в три погибели, чтобы что-то сказать. Летом в стеклянной клетке чувствуешь себя тропической рыбой - жарко, воздух от кондиционера в зале через стекло не циркулирует. В аквариуме нам вдвоем с Платоном было трудно находиться целый день. Не представляю себе, как бедные девчонки там умещаются втроем…

Читал про отказы судьи в ходатайствах о сокращении времени судебного заседания, об отказах вызвать скорую.

Когда тебя возят из СИЗО в суд, происходит это так: подъем еще до общего завтрака, маринование, согнувшись, в "стакане", транспорт по московским пробкам - минимум 2 часа. Меня держали в «Матросской тишине» - это в центре, а девушек везут из Печатников - это в два раза дальше. Они, наверное, только чистого времени в дороге проводят часа по три в один конец.

Два унизительных обыска в СИЗО с раздеванием догола - до отбытия и после приезда, еще два проводит конвой. Итого минимум четыре обыска в день.

Потом пристегивают наручниками и вытаскивают из автомобиля сразу в подъезд суда. Есть 10 секунд, чтобы покрутить головой, посмотреть на свободный мир. Если повезет - замечаешь кого-то из знакомых. Поэтому так важно, чтобы "встречали": каждая улыбка поддержки в этот миг - на вес золота, помогает стряхнуть с себя 6 часов издевательств, уже вынесенных с момента подъема, и войти в суд, вновь чувствуя себя человеком. <…>

* * *

Из книги Владимира Переверзина «Заложник: История менеджера ЮКОСа»:

«<…> Рассаживаемся по своим местам. Я залезаю в «газель», где есть четыре глухих железных ящика-отсека для зэков. В одном уже кто-то сидит. Это Малаховский. В железном ящике тесно, очень холодно и некомфортно. <…> Дорога занимает не более двадцати минут. Басманный суд не так далеко. Мне повезло – я езжу на суд с относительным комфортом на персональном транспорте. Все для нас. Обычно выезд на суд превращается в длительный и болезненный процесс. Общий автозак следует по определенному маршруту, объезжая все суды. Дорога может растянуться на несколько часов. Попробуй посиди в автозаке на морозе или в жару!

Мы приезжаем в пункт назначения. Грязный дворик Басманного суда. Я вылезаю из железного ящика, успев прилично промерзнуть. Ощущение такое, будто металл вытягивал из меня тепло и, словно увеличительное стекло, в разы увеличивал холод. На улице так не замерзнешь <…>».

Этапирование в лагерь.  <…>Мы приезжаем на отдельный пустынный перрон, почти вплотную к вагону. Слышу разговор конвойных, они решают, кого выгружать первым. <…> Я с трудом втаскиваю свой багаж в поезд. Сумка цепляется за двери и мешает идти, баулы тянут вниз. Едва протискиваясь по узкому коридору вагона, я добираюсь до купе. Оно пустое. Обычное купе стандартного размера без окна. Вместо двери – решетка. В коридоре небольшое окно, через которое, если оно открыто, видно волю. Внизу две скамейки, вверху – две пары полок. Всего три яруса. Столыпин – так арестанты называют этот вагон. После столыпинской аграрной реформы для перевозки крестьян использовали вагоны для скота. С тех пор мало что изменилось, и мы недалеко ушли в своем развитии.

<…>

Ко мне заводят попутчиков – одного, второго… Я сдвигаю свои вещи. Заходит третий, четвертый. Купе заполняется сумками и людьми. Пятый, шестой, седьмой. Люди лезут наверх и укладываются на верхних полках. Внизу, на нижних полках, впритирку умещается по пять человек. Свободное пространство между скамейками и под ними заполняется баулами. В купе набивается восемнадцать человек. Теснота неимоверная. Очень душно. По инструкции конвой может открыть окна только во время движения поезда. Вывести в туалет – тоже только во время движения. На дворе конец июля, жара неимоверная…

<…> Из восемнадцати человек не курил я один.

<…> Наш вагон передвигается очень медленно, делает многочисленные остановки. Он едет своим маршрутом, его прицепляют то к одному поезду, то к другому. Мы едем во Владимир, дорога до которого занимает без малого сутки. Я весь липкий от пота, насквозь пропитался сигаретным дымом, одурел от смрада и пустых разговоров, у меня все затекло от многочасового сидения в одном положении. Это настоящая пытка, которую я буду с ужасом вспоминать. <…>




Комментарии
eduard123321 | Эдуард | 03.02.2014 16:12
Дай БОГ,чтобы всем нынешним правителям и их помощникам в репрессиях на себе испытали эти "прелести" перемещения з/к.
Anita | Valentina | 05.02.2014 07:59
Вот-вот!!!
nata_borisyk | Наталья | 05.02.2014 10:06
Эдуард, БОГ (как вы написали, а я неверующая) против мести. Это грех. Никому нельзя желать мук. Ниже в ответе кому-то уже написала, что, по-моему, лучшее наказание для Путина, самое страшное, - это признание народом его неправоты, угроза остаться в истории воплощением зла, и главное - пример, что можно-то и по-другому. По-человечному. Вот если Путин и Ко при жизни увидят, что построенная ими система рухнула, а демократия и свобода слова действительно реальны, что свобода слова не влечет неминуемый крах, что людям становится жить и легче, и веселее, вот тогда - пусть даже сидя в кресле на своей даче - этот человек испытает настоящие муки. А не в автозаке, поверьте. Если он окажется в автозаке, а потом в тюрьме, - считай, что его система победила. Ведь он мыслит масштабом истории, а не сиюминутных проблем.
vdemchenko | Владимир Сергеевич Демченко | 03.02.2014 16:15
Только садисты во власти могут терпеть такие тюрьмы и такие средства перевозки заключённых, которые иначе как орудиями пытки назвать невозможно. Десятки юкосовцев на своём горьком опыте испытали все ужасы этой бесчеловечной машины. Именно российские тюрьмы, через которые проходит практически каждый шестой житель страны, становятся рассадниками жестокости, болезней и преступлений. Бесчеловечную, пыточную, ГУЛАГовскую систему надо решительно ломать, или эта система окончательно сломает Россию.
vmu | Владимир Юликов | 03.02.2014 23:57
Не может быть, чтобы тов.Путину и Ко никак не отлились эти слёзы.
vidi | Татьяна | 04.02.2014 15:00
Абсолютно согласна с Вами, система, уничтожающая человеческую личность, не имеет права на существование.
grabarenko1946 | римма ивановна | 03.02.2014 16:15
Жуть....
Swastira2012 | Людмила Клобуцкая | 03.02.2014 16:20
Как страшно,о Боже,особенно,если знаешь,что не за что такие издевательства приходится терпеть и что это всё происходит с близкими и дорогими нам людьми.
TheLyudmilaP | Lyudmila | 03.02.2014 16:25
Надеюсь, это войдёт в историю и ПОЗОР РЕЖИМУ палачей!
Alexander_137 | Alexaner | 03.02.2014 16:28
И это ещё не все.
А камеры - стаканы в здании суда.
При этом Не кормят.
Утром выводят До Завтрака.
Привозят после ужина.
Так называемый "Расход" не оставляют.
Несколько дней подряд выезд в суд
И толстая рожа обвинителя вызывает...
- о каком равноправии сторон речь?
Ar17081948 | Александр | 03.02.2014 18:01
И это ещё не всё.Сегодня,читая жалобы,диву даюсь,как всё жестоко,но это по сравнению с тем,что происходит на дальних перегонах,где в воронок,расчитаный на 8 посадочных мест,забивают до 30 голов.Когда конвойный не в состоянии уплотнять,на помощь приводят собаку.Те,кто якобы не умещается и висит наружу,в миг оказывается на головах,остальных.Собака не даром ест корм,она служит исправно.Столыпинские вагоны,камеры в которых не расчитаны не на сидячии не на лежачии места,но забьют туда столько,сколько будут подвозить и переполнений там не происходит.Но это всё мелочи,по сравнению с тем,что происходит в пересылках,это дикое средневековье,заслуживает отдельного триллера.Кто на шкуре своей перенёс прелести ГУЛАГа,откровенно позавидовали бы Ходорковскому и Пусям с райтом
freealecs | александр | 03.02.2014 16:47
Посмотрите вот этот сайт!!!http://zeki.su/publikacii/2012/9/09132408.html
vdemchenko | Владимир Сергеевич Демченко | 03.02.2014 19:24
Спасибо, Александр, за ссылку! Но посмотреть видео по ней уже нельзя - зарубили.
Ищите его на
http://police-russia.info/index.php/2012/09/10/kuda-ischezay­ut-dengi-ufsin/
В.С.
lavsel | Сергей | 03.02.2014 17:01
Эх, показать бы журналистам, съезжающимся на Олимпиаду, эти вагоны и автозаки, в которых страна "хозяйка Игр", транспортирует своих граждан, которых кто-то хочет осудить!!!
Не столь далеко мы ушли от Сахалина, который удалось увидеть А.Чехову.
Сергей Львович.
inessa78 | Inna | 03.02.2014 17:16
жесть...слов нет.
rjvbkmaj | Игорь Ильницкий | 03.02.2014 17:21
вот прочел...и окаменел ((( ..ЕДИНСТВЕННОЕ УТЕШЕНИЕ - ЭТО КОММЕНТАРИИ ПОСЛЕ ТЕКСТА..."ДАЙ БОГ НЫНЕШНИМ ПРАВИТЕЛЯМ ВСЁ ЭТО ИСПЫТАТЬ .." просто УЖАС(((( НЕЛЮДИ((((
nata_borisyk | Наталья | 05.02.2014 09:58
Нельзя, люди милые, НЕЛЬЗЯ желать ТАКОЕ испытать кому бы то ни было, даже нелюдям. Это грех (хотя я не религиозный человек, но другого более точного слова нет). Лучшее наказание - это построить другую систему, человечную, и чтоб эти люди увидели, что дело их жизни - НИЧТО, что МОЖНО жить по-другому, а они были неправы. Уверена: увидеть, что все, что ты строил, - зло, и люди это отвергли, оставили в прошлом, - вот самое страшное наказание.
Bobbyboy87 | Igor G Ter-Arakelov | 03.02.2014 17:45
А страна спит спокойно,быдло спокойно жрет и спит...
несчастная,глупая страна,сама уничтожает своих лучших детей.
Anita | Valentina | 05.02.2014 08:01
!!!!!
Bobbyboy87 | Igor G Ter-Arakelov | 03.02.2014 17:49
а ведь в определенном времени была почти свободна.куда всё ато делось?где эти люди,где всё то что было созданно??
svetilsa | Светлана | 03.02.2014 18:37
Это ужасно! Но в нашей стране ничего другого ждать не приходится. Ездят же у нас граждане в наших плацкартах, да и в купе с относительным комфортом: кое-где появились биотуалеты, но в остальном, все по российски. Поэтому палачи злорадно мучают людей, попавших в эту пыточную систему. Позор.
farida | Фарида Борисова | 03.02.2014 18:40
Даниил Гранин: "Рабская психология формировалась долго. Понадобился Террор, начиная с двадцатых годов, надо было высылать людей в Соловки, на Колыму, в Магадан, надо было раскулачить лучших крестьян, сослать их в Сибирь. Нужны были расстрелы дворян, оппозиции, спецов, а затем и беспричинные расстрелы во всех республиках, городах, надо было уничтожить миллионы и миллионы советских людей - это на их трупах вырос страх."

http://www.rg.ru/2013/03/05/granin.html
Petr | Петр | 04.02.2014 11:17
Даниил Гранин: Я это знаю по собственному опыту. Нами, нашим мясом просто затыкали фронт. Но вдруг оказалось, что передний край - это свобода. Он обнажает правду. Свобода мысли и возможность поступка - это тоже свобода. Нет давления власти. Я задумываться начал именно на Пулковских высотах, в промерзшем окопе. Но процесс от недоумения к разочарованию был долгим. Через тот самый ХХ съезд, через "Блокадную книгу", которую уродовали цензурой. И мне становилось ясно, что Сталин вроде бы умер, но атмосфера осталась.

Когда вы впервые почувствовали, что системе можно и нужно сопротивляться?

Даниил Гранин: Уже после смерти Сталина, в 1954 году. На собрании Союза писателей, когда устроили публичную экзекуцию Михаилу Зощенко. Он на встрече с английскими студентами сказал, что не согласен с обвинениями Жданова в 1946 году, прозвучавшими в постановлении о журналах "Звезда" и "Ленинград". "Не согласен" - это, конечно, на нас произвело впечатление ошарашивающее: как так, сказать, что не согласен с мнением секретаря ЦК!

Даниил Гранин: Помню, как читал я это постановление на уличном газетном щите на Литейном проспекте. Стоял в намокшей от дождя танкистской куртке, еле разбирая печать на темном сыром листе. Считал, что раз постановили, значит, нужно, зря не будут. Но зацепило: уж больно яростно ругали, исступленно: "беспринципный, бессовестный хулиган" - это про Зощенко! Принял бы и это, если бы не Жданов. Еще со времен Ленинградского фронта все связанное со Ждановым вызывало недоверие. Тогда еще запало, что призывал он, требовал, упрекал, а сам ни разу за месяцы блокады на передовой не побывал, во втором эшелоне - и то его у нас в армии не видали. И в городе тоже... Но потом это ощущение как-то сгладилось, что ли. А тут опять, уже в 1954 году, ждали перемен, теперь уже благоприятных. Пришел первым секретарем ЦК Хрущев. И вдруг эта новая кампания против Зощенко. Она всех насторожила: неужто опять начинается... Народу в зале набилось тьма. Я с трудом протиснулся в проход и так и простоял до конца у стенки. Винили и Ольгу Берггольц, Юрия Германа, Михаила Дудина, Евгения Шварца, Михаила Слонимского за то, что они "раздували авторитет Зощенко и Ахматовой, пропагандировали их писания".

От Зощенко тогда ожидали публичного самобичевания.

Даниил Гранин: Это было бы привычно и естественно - таков сценарий. Все двигалось слаженно. Верноподданные старались показать себя, либералы старались успокоить начальство, пусть видят, что наша писательская организация "здоровая", "правильно расценивает". Будет хорошо, если собрание "даст отпор". Важно для начальства, которое присутствовало. В свою очередь начальству это было важно для Москвы, для их начальства. Словно бы все старались для кого-то незримого. Но Зощенко не стал просить прощения, отказываться от своих слов. Понимаете?! Никому в голову не приходило, что он осмелится восстать. Сил-то у него никаких не должно было оставаться, ни сил, ни духа - его же травили все эти восемь лет, с 1946 по 1954-й. А они были у этого невысокого, худого, больного человека. Он опять повторил, что не согласен. И закончил так: "Я не собираюсь ничего просить. Не надо мне вашего снисхождения". Зал оцепенел. И вдруг раздались аплодисменты. Хлопали два человека в разных концах зала. Одного из аплодирующих я увидел, это был писатель Израиль Меттер.

Вторым был Александр Володин. Он рассказывал мне, что именно это "не надо мне вашего снисхождения" он и запомнил из всей речи Зощенко. И, как он выразился, не смог молчать "хотя бы руками". И Меттеру, и Володину эти аплодисменты дорого стоили...

Даниил Гранин: Ну конечно - поддержали врага. Много лет спустя я искал стенограмму выступления Зощенко. Ее нигде не было. Числилась, но не было. Она была изъята. Вырвана из всех папок. Сколько я ни справлялся у коллег-писателей, присутствовавших на том собрании, никто не записал.

Побоялись, я думаю: не дай бог, кто-то "засек" бы, что фиксируют такую крамольную речь.

Даниил Гранин: Но нашелся один человек, который не побоялся. Стенографистка, работавшая на том заседании. Она сохранила себе копию, хотя делать это было запрещено. Она передала мне стенограмму. Вы понимаете - тихая женщина, за маленьким столиком фиксировавшая это судилище, оказалась мужественнее всех нас. Честнее.

Почему в сегодняшней России, 60 лет спустя после смерти тирана, такая ностальгия по жестокости?

Даниил Гранин: Потому что она ассоциируется с силой и утерянным государственным величием. Потому что царит безнаказанность. Такая, что порой задумываешься и о смертной казни... В Германии нет этой отстраненности от преступления власти. Германия проделала огромную работу по осознанию исторического прошлого на личном уровне. А мы, прошедшие через сталинизм, такой работы не провели. Мы не осмыслили свою личную ответственность перед прошлым. Эта отстраненность дает если не индульгенцию, то уверенность в невиновности... И еще: признание трагических ошибок власти, национального позора никогда не было делом государственной важности. Только победы, завоевания, героика.аниил Гранин: У нас не было "Нюрнбергского процесса" над большевистским режимом. Нашу советскую жизнь, наш коммунистический режим можно и должно сравнивать с фашистским... Справедливая, заслуженная гордость и радость от Победы как бы лишила нас возможности сопоставления двух тоталитарных режимов. Победа - наше оправдание, как бы возможность списать все грехи. Кстати, культ Сталина исказил и историю Великой Отечественной войны. Сталина сделали единственным автором Победы. Он сам этому способствовал, умаляя роль Жукова. И не только его... Пушкин задавался вопросом об "авторе победы" в войне 1812 года: "Кто нам помог? Остервенение народа, зима, Барклай иль русский бог?" Заметьте, в этом ряду нет Александра I. В Великую Отечественную нашим Барклаем был Жуков. А Сталин отнюдь не был и Александром. Присвоил победу, и никто не смел возразить... Так вот хотя бы много лет спустя пора заняться самими собой. Нам нужен свой "Нюрнбергский процесс". Иначе так и будут по улицам ездить автобусы с изображениями Сталина, по-прежнему будут лукавить, говоря о том, что надо переименовать Волгоград в Сталинград, что это-де патриотично. А на самом деле это пропаганда сталинизма.

http://www.rg.ru/2013/03/05/granin.html
lavsel | Сергей | 04.02.2014 17:37
Спасибо вам, дорогие Фарида Борисова и Пётр!
Спасибо за это напоминание о тех мыслях Даниила Гранина, которые очень ко времени сегодня!
Я уже и сам неоднократно писал, что наша трагедия - в отсутствии в российской истории своего "нюрнбергского процесса"!
Было великое множество всяческих "процессов", а вот "САМООЧИСТИТЕЛЬНОГО", - не было!!!
И именно сегодня очень точно ко времени эти мысли!
Какое-то фантастическое наваждение - процесс над узниками "Болотной"!!! Когда судят совершенно безвинных людей, за то, что их же избила полиция!!!
Людей, вышедших в знак протеста против обманов на выборах!
Все документальные кадры и ролики подтверждают невиновность ребят! Сотни свидетельских показаний...
Но "суд" всё равно жёстко и непреклонно идёт по обвинительному пути, заказанному напуганной и вороватой властью!
Нет, - "сталинская отрыжка" ещё клокочет в трусливых душонках нынешних властителей!!!
И ведь всё равно, что ни говори, требуется определённое мужество и неравнодушие для протестных выходов в поддержку узников полицейского произвола. Многие побаиваются, здесь на сайте можно это тоже ощутить!
Но люди выходят! Мало? Да, мало, - страх бабушек и дедушек, липко маскирующийся под "рассудочность" и "мудрость", сковывает волю и ответственность перед детьми и внуками...

Или вот ещё одна "блокадная" аналогия:
Горят..."Бадаевские склады", - это была катастрофа для жителей Ленинграда! С этого момента Ленинград стал реально задыхаться от голода...
А сегодня, сегодня "враг разбомбил" телеканал "Дождь"...(Это наши "Бадаевские склады" - надежда на, хоть и малый, но "паёк" свободной и честной информации)!
Без свободного дыхания, захлёбываясь в Киселёвско-Мамонтовском теледерьме, мы неминуемо погрузимся в то самое трясинное мразное сталинское болото!
Трясина, из которой с такими муками выползали и Даниил Гранин, и многие другие, по-настоящему культурные и совестливые люди!!! Лучшие люди России!
Несколько поколений наших соотечественников не могут "придти в себя", вернуться в "достойное человеческое состояние"...Вновь стать СВОБОДНЫМИ ЛЮДЬМИ!!!

Неужели и эту историю с "Дождём" проглотим?...
Нет, до сих пор не сделала Россия решающего шага от сталинизма!
Сергей Львович.
Anita | Valentina | 05.02.2014 08:08
Великолепно!!!!!! Спасибо!!!
yra-nik | юрий | 09.02.2014 08:28
Спасибо.
ЮСН
RAW | Raissa | 04.02.2014 02:07
Спасибо за "фрагменты из жизни"...
Фото с изображением пространственно-временного измерения жизни ЧЕЛОВЕКА!
Больно воспринимается... Не по-человечески как-то...
Длинный коридор с "клетками для перевоза" не сравним с масштабами Кремлёвских коридоров.
И то, и другое создано человеком и для человека!
Яркий пример Презрения к русскому человеку, заключённому, ставшему жертвой системы(точнее её отсутствия)страны.
Таких примеров множество: перечитано, переслышано, перевидано!
Чем ярче пример - тем больше света излучает характеристика "примера".
"Где больше света, там гуще тень!" (И.В. Гёте)

Какой бы ни была эта жизнь - в тюремном заключении или за пределами
lavsel | Сергей | 04.02.2014 17:51
Дорогая Raissa!
А вот это вы совершенно зря акцентируете именно на одной национальности:
"Яркий пример Презрения к русскому человеку"...
Ведь этими коридорами, по этим этапам прошли практически все народы не только бывшего СССР, но и других стран. Кто здесь только не побывал!
И украинцы с белоруссами, и якуты с узбеками, и шведы с финнами, и корейцы с американцами, и французы с англичанами...
ГУЛАГ поглощал всех без разбора, не разбирая национальностей.
Формальным(!) разделением была лишь классовая принадлежность.
С.Л.
RAW | Raissa | 05.02.2014 01:28
Уважаемый Сергей!
Спасибо за ответ на коммент.
Вы напомнили мне о национальной принадлежности тех, кто прошёл по этой "презренной тропе".
Это история совсем недавних времён. Почти история нашей современности.
Не знать её - значит "не шагать в лапу с эпохой",(так повторял частенько М.Я.Гефтер)
А говорить о русских с таким эмоциональным оттенком, как "комок в горле", мне особенно больно,
потому что в венах моих течёт эта кровь!
Иногда "кипит" во мне эта жидкая материя,
потому что история дней сегодняшних создаётся "искусственно",вопреки диалектике разума!
Не так, как читалось, мечталось и даже конспектировалось в недалёком прошлом.
(конспекты хранятся в старом комоде!-В папке "Моя Реликвия")
В детстве нас учили жить и гордиться своей Родиной! + многому другому.
Давать Клятву Гиппократа!
Кто из студентов-выпускников медицинских Вузов не помнит этого апофеоза?
............................................................­........
Никто не учил нас противоположному...Но гордость когда то иссякла...
Слишком много лжи, презрения, несправедливости, беззакония, оскорбления, унижения были если, не компонентами нашей жизни,то составным элементом "системного" окружения.
Можно сказать в повседневной жизни.
Независимо от профессиональной классификации,не взирая на национальную принадлежность!
Поэтому сегодня ВСЕМ НАМ есть что сказать!
Каждому из нас -"Во весь голос"!
Всем вместе - громким рокотом!
lavsel | Сергей | 05.02.2014 21:50
Дорогая Raissa !
Боль за "бесцельно прожитые годы" мучает не только вас.
У меня вообще складывается такое историческое сравнение нашей российской истории, будто Россия в Октябре 1917 года сорвалась с цивилизационного пути, и отвергнув все нормы и правила, отринув все достижения мировой и национальной культуры, вошла в тяжелейшую фазу "наркотического отравления".
Разумеется, первичные симптомы пришли в страну значительно раньше, с проникновением модного учения, - марксизма...
Но примитивно прочитанные, ещё более невежественно осмысленные, и уж совершенно варварски осуществлённые большевиками, идеи эти и дали эффект жесточайшей, фатальной "наркотической ломки".
И сейчас мы переживаем тот самый этап, когда отходящий от тумана этих иллюзий, человек вдруг начинает понимать, что всё, что "привиделось", во что беспрекословно верил, за что приносил такие колоссальные жертвы, - было понапрасну потерянным временем...
А потерянное время, - это целое столетие,
А рассеявшийся туман, - потеря идеалов,
А жертвы, - многие миллионы и миллионы людей, несколько поколений...
А в результате, - во власти, - вновь "самодержавие", только новое, живоглотистое, малообразованное, из холопов и лакеев, продажное и словоблудное...
Круг замкнулся?
С.Л.
Anita | Valentina | 05.02.2014 08:08
!!!
COO8TAY | Саяна | 04.02.2014 02:44
ЭТОТ АД И ЕСТЬ ПРЕДМЕТОМ РАЗБИРАТЕЛЬСТВА В ЕСПЧ.
КТО ИЗ "СТОЛЫПИНСКОГО" ВАГОНА ОСУЖДЁН К ПЫТКАМ? - НИКТО!!!

ЧЬЯ ИНИЦИАТИВА СОЗДАВАТЬ НЕВЫНОСИМЫЕ УСЛОВИЯ ГРАЖДАНАМ?
КАКОВА ЦЕНА ИСЦЕЛЕНИЯ ОТ ТАКОГО СОДЕРЖАНИЯ И ПЕРЕДВИЖЕНИЯ?
ФСИН ОПЛАЧИВАЕТ ЛЕЧЕНИЕ "ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ПЕРЕДВИЖЕНИЯ" ГРАЖДАН НА МОРЕ?
ssr | тамара | 04.02.2014 04:33
я думаю ТОЛЬКО ОБ ОДНОМ-ПУСТЬ ЭТИ МУКИ ИСПЫТАЮТ ВСЕ ДУШИТЕЛИ РОССИИ.
nata_borisyk | Наталья | 05.02.2014 09:52
Нельзя такое желать. Даже врагам. Иначе вы уподобляетесь им.
glove | Сусанна Аpутюнян | 11.02.2014 20:16
Наталья, большое спасибо Вам, совершенно согласна с Вами. Дай Бог нашим правителям осознать и почувствовать , что они творят. Надеюсь, что это время тоже придет.
waterfall | Елена Воробьева | 04.02.2014 12:27
Нет сил все это читать...
Anita | Valentina | 05.02.2014 08:09
!!!!!!!!!
vbhjndjhtw | Светлана | 04.02.2014 15:01
ПРАВИЛЬНО, ВСЕ ДЕЛО В ТОМ, ЧТО МЫ И НА САМОМ ДЕЛЕ - НЕДАЛЕКО УШЛИ В СВОЕМ РАЗВИТИИ...
Mariacat | Мария | 04.02.2014 20:45
Читать страшно. Зверства.
Swettlana | Swettlana | 04.02.2014 22:05
Мне кажется, вся система ФСИН построена на пытках. Если не физических, то моральных. Так было раньше, так все осталось и сейчас. Никто никогда на самом деле не ставил задачу исправления и перевоспитания осужденных - а ведь именно в этом состоит основная цель наказания, как записано в законе. Нужно все менять, абсолютно все, но как, как?
farida | Фарида Борисова | 05.02.2014 01:52
Прочитайте исиорию жизни Виктора Франкла, который прошел нацистскую тюрьиу смерти. Однажды сидя в одиночной камере,он открыл для себя то, что впоследствии наховет "последней человеческой свободой". " Все можно отнять у человека, за исключением одного: последней частицы человеческой свободы — свободы выбирать свою установку в любых данных условиях, выбирать свой собственный путь".• "Не последний из уроков, которые мне удалось вынести из Освенцима и Дахау, состоял в том, что наибольшие шансы выжить даже в такой экстремальной ситуации имели, я бы сказал, те, кто был направлен в будущее, на дело, которое их ждало, на смысл, который они хотели реализовать". http://lib.ru/DPEOPLE/frankl.txt•
nata_borisyk | Наталья | 06.02.2014 07:45
Надо же - не одна я его люблю и восхищаюсь уже много лет, как только открыла для себя. У Франкла все работы очень глубокие, это вам не Фрейд. Вы правы, а я добавлю чуть проще: всегда все зависит от человека, всегда есть выбор, даже в безвыходных ситуациях, - это выбор отношения к происходящему, принципиальная позиция человека - сохранить достоинство. Мы можем позволить обстоятельствам сломать нас, а можем - не позволить. Вспомните у того же Франкла: многие люди даже в газовую камеру шли с гордо поднятой головой. Уверена, Михаил Борисович читал этого великого гуманиста и философа.
farida | Фарида Борисова | 06.02.2014 18:15
Было юы разумым включить в школьную программу историю жизни Человека с большой буквы Виктора Франкла."Я видел смысл своей жизни в том, чтобы помогать другим увидеть смысл в своей жизни."
http://hpsy.ru/authors/x102.htm
http://www.koob.ru/frankl_viktor/
nata_borisyk | Наталья | 07.02.2014 11:11
Согласна на сто процентов - надо включать. Но читали ли Франкла сами чиновники от образования?... Сомневаюсь.
farida | Фарида Борисова | 08.02.2014 15:53
Чиновникам от образования можно посоветовать посмотреть знаменитую речь Виктора Франкла:«Если мы рассматриваем человека таким, как он есть, мы делаем его хуже, чем он есть. Но если мы рассматриваем его таким, каким он должен быть, мы не даем ему стать таким, как он мог бы стать». Это сказал Гете. Теперь вы понимаете, почему я в одной из своих работ написал: это самая подходящая максима для любой психотерапевтической деятельности. Поэтому, если вы не признаете у молодого человека его желание иметь значение, его поиск значения, вы делаете его хуже, скучнее, разочарованным. Вы еще более усиливаете его разочарование. А если вы допускаете в этом человеке, в этом так называемом уголовнике или несовершеннолетнем преступнике или наркомане хотя бы искры поиска значения… Давайте признаем это! Давайте допустим это! И тогда вы вызовите у него это, вы заставите стать его тем, кем он в принципе может стать."
http://www.youtube.com/watch?v=VEsQPMbqXHw
farida | Фарида Борисова | 08.02.2014 15:02
"Разумеется, поиск человеком смысла может вызвать внутреннюю напряженность, а не внутреннее равновесие. Однако именно эта напряженность является незаменимой предпосылкой душевного здоровья. Я рискну сказать, что в мире нет ничего, что могло бы так эффективно помочь выжить даже в наихудших условиях, как сознание, что в жизни есть смысл. Много мудрости заключено в словах Ницше: "Тот, кто знает зачем жить, может вынести почти любое как." Я вижу в этих словах девиз, справедливый для любой психотерапии. В нацистских концлагерях я видел, как люди, знавшие, что их ждет задача, обязанность, которую надо выполнить, имели больше шансов выжить. С тех пор такой же вывод был сделан другими авторами книг о концлагерях, а также в психиатрических исследованиях людей, бывших в японских, северокорейских и северовьетнамских лагерях военнопленных. Обратимся к моему личному опыту. Когда меня отправили в Освенцим, моя рукопись, готовая к печати, была конфискована. Без сомнения, сосредоточенное стремление востановить эту работу помогло мне пережить ужасы лагерей. Когда в баварском лагере я заболел тифозной лихорадкой, я стал набрасывать на маленьких клочках бумаги заметки, которые помогли бы мне восстановить рукопись, доживи я до дня освобождения. Я уверен, что восстановление утраченной рукописи в темных бараках баварского лагеря спасло меня от сердечно-сосудистого коллапса." Виктор Франкд.
farida | Фарида Борисова | 11.02.2014 20:02
После окончания гимназии в 1923 г. изучал медицину в Венском университете, где позднее выбрал специализацию в области неврологии и психиатрии. Особо глубоко изучал психологию депрессий и самоубийств. Ранний опыт Франкла формировался под влиянием Зигмунда Фрейда и Альфреда Адлера, однако впоследствии Франкл отойдет от их воззрений.
В 1924 г. Франкл становится президентом школы Sozialistische Mittelschüler Österreich. Работая на этой должности, Франкл создал специализированную программу поддержки для студентов в период получения аттестатов. За время работы Франкла в этой роли не было отмечено ни одного случая самоубийств среди Венских студентов. Успех программы привлек внимание Вильгельма Райха, который пригласил Франкла в Берлин.
В 1933—1937 гг. Франкл возглавлял так называемый Selbstmörderpavillon, отделение по предотвращению самоубийств одной из Венских клиник. Пациентами Франкла стало свыше 30 тыс. женщин, подверженных риску самоубийства. Однако, с приходом к власти нацистов в 1938 г. Франклу запретили лечить арийских пациентов по причине его еврейского происхождения. Франкл занялся частной практикой, а в 1940 г. возглавил неврологическое отделение Ротшильдской больницы, где также работал нейрохирургом. В тот период это была единственная больница, куда допускали евреев. Благодаря усилиям Франкла нескольких пациентов удалось спасти от уничтожения в рамках нацистской программы эвтаназии.
25 сентября 1942 г. Франкл, его жена и родители были депортированы в концентрационный лагерь Терезинштадт. В лагере Франкл работал врачом, однако когда стало известно о его знаниях в области психиатрии, Франклу предложили создать специализированную службу для работы с новоприбывшими узниками. Задача службы состояла в преодолении первоначального шока и оказании поддержки на начальном этапе адаптации. Позднее Франкл создал также отделение по предотвращению самоубийств.

Чтобы не утратить собственное достоинство в тягчайших условиях лагерного существования, Франкл представлял себя перед аудиторией и читал вслух лекции о психотерапевтическом опыте в концентрационном лагере. Он верил, что объективный взгляд на испытываемые страдания помогает выжить. Франкл и его соратники, среди которых были Лео Бек и Регина Джонас, прилагали все усилия, чтобы помочь заключенным преодолеть отчаяние и предотвратить самоубийство. Франкл трудился в психиатрическом отделении, возглавлял неврологическую клинику и создал службу психогигиены для больных и тех, кто утратил волю к жизни. Он читал лекции о нарушениях сна, душе и теле, о медицинской поддержке для души, о психологии альпинизма и горных массивах северных Альп, о здоровье нервной системы, экзистенциальных проблемах в психотерапии и о социальной психотерапии. 29 июля 1943 г. Франкл организовал закрытое заседание научного общества.

19 октября 1944 г. Франкл был переведен в концентрационный лагерь Аушвиц, где провел несколько дней и был далее направлен в Тюркгейм, в один из лагерей системы Дахау, куда прибыл 25 октября 1944 г. Здесь он провел следующие 6 месяцев в качестве чернорабочего. Его жена была переведена в концентрационный лагерь Берген-Бельзен, где была убита. Отец Франкла скончался в Терезинштадте от отека легких, мать была убита в Аушвице.
После страшных лет, проведенных в концлагерях, Франкл вернулся в Вену. В 1945 г. он закончил свою всемирно известную книгу «Сказать жизни „ДА“. Психолог в концлагере». В книге описан опыт заключенного с точки зрения психиатра.

Вскоре после окончания войны Франкл высказал идею о примирении.
В своем основополагающем труде «Человек в поисках смысла» (опубликован в 1959 г. под названием «Из лагеря смерти к экзистенциализму»
Терапевтический метод Франкла относят к категории экзистенциальной терапии. Франкл, посвятивший свою карьеру изучению экзистенциального подхода, пришел к выводу, что отсутствие смысла является главнейшим стрессом для человека. Франкл отождествлял экзистенциальный невроз с кризисом бессмысленности жизни.

Есть мнение, что именно Франкл изобрел определение «воскресный невроз», характеризующее подавленное состояние и ощущение пустоты, которое люди часто испытывают по окончании трудовой недели. Франкл отмечал, что такое состояние происходит из так называемого экзистенциального вакуума, которое характеризуется ощущением скуки, апатии и пустоты. Человек ощущает сомнение, потерю цели и смысла деятельности.

http://www.youtube.com/watch?v=ik6Vv6ouh9g
vdemchenko | Владимир Сергеевич Демченко | 05.02.2014 18:28
//В пресс-службе ФСИН "Ъ" заявили, что пока не видели запроса от ЕСПЧ, но отметили, что "тщательно следят за условиями перевозки заключенных". "Каждая жалоба на холод или тесноту в автозаках становится предметом интереса высшего руководства. Мы стараемся максимально оперативно устранять эти недостатки. Можем сказать, что сейчас большинство автозаков и поездов оснащены и кондиционерами, и печками",— сказали в ведомстве.//

Господи, когда же закончится эта бесстыжая, даже по своему бесхитростная, а главное, привычная ложь российских чиновников и силовиков, которая столь легко опровергается не только правозащитниками, но даже государственными органами:

//Глава рабочей группы по защите прав граждан в местах принудительного содержания при Госдуме Владимир Осечкин говорит, что большинство заключенных по-прежнему сталкиваются "с нечеловеческими условиями транспортировки". "В той же Москве конвоирование является настоящей пыткой. С утра порядка 30 человек заталкивают в сборное отделение, а затем часами возят по судам в автозаках, нарушая все возможные нормы, в том числе и по количеству заключенных на один квадратный метр",— пояснил он. По словам господина Осечкина, основная проблема заключается в устаревших нормативных актах, регулирующих правила транспортировки осужденных и подследственных.//

Как можно уважать страну, где официальные лица (в том числе президент!) беспробудно врут на каждом шагу?
goahead | ИКС | 06.02.2014 06:46
Уважаемый Владимир Сергеевич. Коротко. Всегда точные, и интересные коменты. Спасибо.
Какому же Герклу и его команде и когда удастся вычистить эти государевы авгиевы конюшни. Узурпаторам власти только такая система и подходит. И все их действия и решения, в том числе и поддержка ВПК и науки, это только для удержания у власти и кормушки. Все граждане РОССИИ и международное сообщество мешают этому. Надо защищаться, в том числе, и в первую очередь от собственного народа. Иначе могут помешать этой кучке наглых "дельцов" пилить эту кормушку и власть между собой и по своим карманам и счетам. Разве может эта компания допустить умного, умелого, способного но чужеродного, да еще думающего о собственных ГРАЖДАНАХ И ГОСУДАРСТВЕ. Ни в коем случае, даже если граждане выберут. (примеры из Ярославля и др. регионов). У такой власти и вся их система такая-же и под их цели. А где тут Граждане РОССИИ????? Вот и получается, что отодвинуть от кормушки и заставить работать власть дпя людей, а не людей на власть могут только огромные и сплоченные людские массы. Взглянем на соседей по бывшему Союзу.......
Imhenrik | Jorgensen | 07.02.2014 02:40
Не могу не оставить "комментарий" по данному поводу (учитывая в ближайшем будущем, ваше место для «Росии»).

Тюрьмы нужно отменить, как пережиток "дикого прошлого". Суды должно проводить по принципу выяснения: чего человеку не хватает в жизни, что он совершил проступок, осуждаемых другими... и решать его проблему, а не проблему тех, кто повинен в его нужде.

Могу только сравнивнить заключение — даже такое как у вас (когда не били, не пытали и кормили) — со срочной службой в ВС РФ 90-х годов. С учётом дяди, начальника ВЧ. С разницей, что "служить" пришлось десять лет, вместо двух.

В любом случае, зло "заточения" — невозможно переоценить. Димагогию по этому поводу, стоит провести один раз, что-бы принять соответствующую реформу...
eprstu | Антон Непутин | 07.02.2014 22:43
Как хорошо господин Переверзин «задал тему» мне лично и «вагонному содержанию» …
«Столыпинский вагон » это ведь «Абсолютный символ» всей той помойки, всех тех миазмов и гнили , что создает в своем «подсознании» ( практически материализованном ) российское Общество (сообщество одинаково сочувствующих или чувствующих граждан можно так называть, полагаю ) в 2014 году!
Вокруг вопиющая масса примеров «столыпчины», просто - кругом.
- нельзя поехать на Олимпиаду без разрешения ( кого то – чего то ) – факт ! ( или в «вагоне» или вне )
- нельзя ( без последствий , как минимум по статье 19.3 ч.1 КоАП РФ ) не повиноваться преступному требованию полицая-коррупционера – факт !( или в «вагоне» или вне ).
- нельзя суду ( ну например ) сказать , что судья – без совести чести и «заинтересована» отдельным… номенклатурным уродам, возможно даже произносить « в РУПОР» - судья продажная … и ничего не будет … ( или в «вагоне вместе с лже-судьей « или вне )
- нельзя выйти с плакатом ( в одиночном пикете ) « путин вор» ну или , « Олимпиада – воровской шабаш»! ( или вместе в вагоне с воровской «вечеринкой» Или ВНЕ )
- нельзя ВООБЩЕ СОПРОТИВЛЯТЬСЯ ЭТОЙ ВЛАСТИ ПОДЛЕЦОВ, ВОРОВ И УПЫРЕЙ! ( или в «вагоне» или ВНЕ)!
Между тем , ЖКХ нас ВСЕХ обворовывает ежеминутно .
Между тем , ФСБ нас не защищает ( «сахарные» доказательства не нужны !) .
Между тем , МВД нас умерщвляет ( анусобутылкисмерть – не в счет ) .
Межу тем , ФСИН просто издевается над нами ( палаточное «гестапо» на морозе - выдумали мы с Вами ) .
А … «правит» всем этим отребьем… питерский , «неудачник-стерх» , думающий, что хоть кто то будет любить его по настоящему ( но, увы , никто и НИКОГДА - ПО НАСТОЯЧЩЕМУ! ) за «перемены» на одной шестой части мира ( СУШИ ) …. Увы , Питер ВСЕГДА был наивным …сильно наивным и ВООБЩЕ ПРОСТО ….СМЕШНЫМ!
И «ЕГО» ( этого амфорного стерха –тигро-боттокса) , ДАЖЕ , ОДНАКО , ЖАЛКО , ИНОГДА, КАК … тяжелобольного … тьфу!
elavri | Лаври | 10.02.2014 15:47
Хочу добавить (из личного опыта) свое жуткое впечатление от поездки в Столыпине. Везли нас в колонию г Можайска, всего-то 100 км от Москвы. Но, все происходило очень медленно. Правда, без малого сутки!(от тюрьмы до ИК) Нас было всего 10 женщин в "купе"(повезло!),дышать было кое-как возможно...НО, конвой отказал нам в просьбе вывести в туалет! даже, во время движения поезда! До сих пор удивляюсь возможностям человеческого организма и человеческой жестокости!
davo11 | Дмитрий | 14.02.2014 11:13
Теснота, холод, жара, вонь, скотское отношение и унижение перед перевозкой ещё не познанные вещи! А вот когда к тебе подходит сопровождающий и объявляет что мл щас вас будут транспортировать туда то и туда то, вас будет сопровождать вооружённый конвой и в случае чего мы имеем право стрелять на поражение(На лице этого "человека" совершенно довольная улыбка предвкушения экшна). У меня было ощущение что эти люди едят человечинку и детишек своих в обязательном порядке к ней приучают!!!
QQ88RRT | Александр | 17.02.2014 03:03
Да вспомню эти все переезды , так диву даешься как вообще выживали . Когда ехал в Столыпине , так за день старался ничего не есть, потому что выход в туалет зависит от настроения конвоя. Приходилось в "бутылку" ходить по малому, я уже не говорю о другом. Про то вообще забыть можно. Автозак это вообще отдельная история, там не то что не пошевелиться , порой дышать тяжело. Набьют как рыб в консервы, и не скажи еще ничего. В общем жесть, как она есть.
Пресс-секретарь Кюлле Писпанен: +7 (925) 772-11-03
Электронная почта
© ПРЕССЦЕНТР Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, 2002-2014
Мы не несем ответственности за содержание материалов CМИ и комментариев читателей, которые публикуются у нас на сайте.
При использовании материалов www.khodorkovsky.ru, ссылка на сайт обязательна.

Rambler's Top100  
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru