СОБЫТИЯ
| ОБЖАЛОВАНИЕ ПРИГОВОРА
| ХОДОРКОВСКИЙ
| ЛЕБЕДЕВ
| ЗАЩИТА
| ПОДДЕРЖКА
| СМИ
| ВИДЕО
| ЭКСПЕРТИЗА
ПОИСК 
 

ДНИ В ЗАКЛЮЧЕНИИ: Михаил Ходорковский — НА СВОБОДЕ! (после 3709 дней в заключении), Платон Лебедев — НА СВОБОДЕ! (после 3859 дней в заключении)
Архив
Декабрь 2013
      1
7
1415
18
27
     
4.09.2014
21.08.2014
21.08.2014
15.08.2014
15.08.2014
14.08.2014
14.08.2014
12.08.2014
11.08.2014
11.08.2014
6.08.2014
6.08.2014
5.08.2014
4.08.2014
27.12.2013 г.

«Собеседник»: "Оторваться от разговора с ним невозможно..."

Жарова Валерия, "Собеседник.ru", 26.12.2013

Михаил Ходорковский сегодня – самый известный в мире россиянин. Даже если в тюрьме ему, как он сам признается, больше всего не хватало общения с умными собеседниками, и даже если считать себя умным собеседником, – стыдно обременять его. Но и оторваться от разговора с ним невозможно – это тот уровень самообладания, прямоты и анализа, от которого мы отвыкли.

С похожим чувством Россия в 1856 году встречала декабристов: ждала увидеть дряхлых стариков, а дряхлыми-то оказались те, кто остался. Приехали свежие, бодрые, умные, с огоньком 1820-х в глазах.

– Начну со странного вопроса: с каким чувством вы узнали о смерти Березовского?

– Можете верить или не верить – но вообще я вру очень редко, не вижу в этом необходимости. Я почувствовал сильную горечь – от самого факта смерти. И определенное недоверие – по поводу ее причины. Я знал Березовского бог знает сколько лет. Он был прежде всего жизнелюбом, и представить себе, что такой человек добровольно сведет счеты с жизнью, невозможно. Однако не доверять британским коронерам тоже нет никаких причин.

– А не было у вас ощущения, что вот уехал человек, и его там достали, а вы вопреки всем советам остались, и с вами теперь ничего уже не сделаешь?

– Вы все-таки думаете, что его достали?

– Не физически, нет. Просто сделали жизнь невыносимой.

– Если бы захотели, они бы и мою жизнь легко сделали невыносимой.

– Был недвусмысленный, широко известный сигнал начальству колонии от руководства ФСИН – «мочить козла». Хотя «козел» на лагерном сленге – вполне определенное понятие, примененное здесь явно не по делу.

– Да, я слышал. Почему это требование «мочить» или «прессовать» не было последовательно проведено в жизнь – объяснить трудно, но, вероятно, дело в изначальной слабости вертикалей, где каждый боится ближайшего начальника и боится взять на себя полную ответственность. Вертикаль вообще достаточно слаба сегодня – именно потому, что каждый испытывает личный страх. А почему меня вообще не убили – на этот вопрос у меня нет ответа, я рассчитываю получить его от кого-либо из умных собеседников. Ничто не мешало. На мнение Запада давно и откровенно плевать.

– Может, просто боялись испортить карму?

– Верят ли они в карму?

– У меня есть, знаете, не очень рациональное объяснение. Вы его двойник, как в «Тени» у Шварца. Вот он и боялся... Понимаете?

– Сильная версия.

– Но ясно же, что многими вы именно так и воспринимаетесь, потому-то он и впился именно в вас...

– Почему он впился именно в меня – ответ как раз вполне рациональный: был конкретный человек, который клал на стол президенту аналитические справки. Этот конкретный человек в этих справках повторял, что я стратегически опасен, что я хочу отдать Западу контроль над российской нефтью и т.д. Фамилия этого человека многократно называлась – во всяком случае, других кандидатур я тут не вижу.

– Это Игорь Сечин?

– Я думаю, что это так. И я, повторяю, редко говорю не то, что думаю. Но насчет двойничества... Мне не хотелось бы разочаровывать тех моих сторонников и защитников, которые хотят видеть меня своим либеральным единомышленником. Однако процентов на семьдесят мои представления о целях, о стратегических путях развития России совпадают с путинскими. Я – государственник и этого не скрываю. Наиболее грозной опасностью мне тоже представляется распад России.

Иное дело, что представления о средствах различаются радикально. Меня в свое время сильно позабавила статья Черкесова о чекистском крюке, на котором удержалась Россия. Если вы падаете в пропасть и вас ловят крюком, попадающим под ребро, – это ненамного лучше падения. Есть лекарства, которые ненамного легче болезни. Да, Путин в свое время спас страну от развала, но неверно было бы говорить, что у страны не было альтернативы. Она есть всегда. В тот момент, думаю, это был Примаков. Он лучше и глубже представлял ситуацию, он был опытнее, у него был другой опыт жизни и работы. Он, думаю, протянул бы не крюк, а руку.

– Хотелось бы получить от вас рецепт такого самосохранения. Может, гимнастика какая-то особенная? Лимонов вон в Лефортово сто раз отжимался на кулаках.

– Самосохранения духовного или физического?

– Всякого.

– Что касается физического, я каждое утро до тюрьмы бегал пять километров и вообще всегда старался много ходить. В тюрьме и в лагере тоже. А духовное... Я не знаю, что вы обо мне после этого подумаете, но когда совсем-совсем плохо, действительно плохо, – вы не пробовали читать «Отче наш»?

– Да, конечно.

– Это действительно помогает. Автор этого текста знал, что предложить.

Полную версию интервью читайте в свежем, 49-м номере газеты «Собеседник».




Комментарии
nataliya_dv | Наташа | 27.12.2013 15:51
""вы не пробовали читать «Отче наш»?

– Да, конечно.

– Это действительно помогает. Автор этого текста знал, что предложить.

"" Класс!!! До дела "Юкоса" Ходорковский был просто на слуху. То, что дали срок...как то удивило. То, что возникло "второе дело" напрягло. Начала следить. И все больше и больше, восхищаюсь этим человеком. Все интервью читаю с огромным удовольствием и прямо горжусь! ходом мыслей)))!!! Отлично!
Alex1973 | Александр | 29.12.2013 20:52
Аналогично, когда он был олигархом я даже не задумывался что он за человек. Потом случайно прочитал его дело, затем второе и затянуло так что не могу оторваться! Что не фраза, так в десятку!
gals101 | Ольга | 02.01.2014 18:25
Тоже читаю - перечитываю.
Например:
"Я всегда, все годы вкладывал все средства в развитие производства. В освоение месторождений, в строительство и реконструкцию заводов. Большие средства лично я передавал на образовательные проекты в нашей стране, на благотворительность. Сегодня компания осваивала бы Восточную Сибирь и развивала бы новую энергетику. А яхт, дворцов, бриллиантов, у меня никогда не было — мне это неинтересно, моей семье тоже."
Anita | Valentina | 30.12.2013 09:38
Вот! Как будто мною сказано, присоединяюсь!
vdemchenko | Владимир Сергеевич Демченко | 27.12.2013 16:03
//Но и оторваться от разговора с ним невозможно – это тот уровень самообладания, прямоты и анализа, от которого мы отвыкли//.

После многолетнего общения с "рафинированными интеллектуалами" на самом верху российской власти с их непременными "замучитесь пыль глотать", "сопли жевать", "мочить в сортире" и нечленораздельным мычанием по поводу перспектив развития России, любой образованный ПУБЛИЧНЫЙ человек с минимальной культурой речи и более менее опрятными мыслями покажется чудом. Что уж говорить о ТИТАНАХ мысли и духа, таких, как Михаил Ходорковский. Потому и гнобит таких ярких и талантливых людей серая власть, чтобы на их фоне не выглядеть ещё более жалко.
Kta555 | Татьяна | 28.12.2013 05:37
Самое страшное, что фразами "замучитесь пыль глотать", "сопли жевать", "мочить в сортире" говорит на одном языке, наверно с половиной россиян...
vdemchenko | Владимир Сергеевич Демченко | 27.12.2013 16:16
Неожиданное, небанальное, отличное интервью! Валерии Жаровой - "ПЯТЁРКА"!
IliaSmirnov | Ilia | 27.12.2013 18:27
Михаил Борисович, искренне рад за вас! Спасибо, что дали надежду, которой уже так давно не хватало.
kurnavka | Любовь | 27.12.2013 19:38
Читаю, наслаждаюсь каждым словом в ответах Ходорковского. И до сих пор не могу привыкнуть к мысли: он - на СВОБОДЕ. Смутная тревога не покидает: вдруг ОНИ что-то поменяют в своих решениях. Это же Россия, здесь всегда так было: сегодня - Анну на шею (царская награда), завтра - петлю...
lavsel | Сергей | 27.12.2013 22:57
Ну что же делать, если в России правит не здравый смысл, а именно те, кого во всём мире используют только в очень ограниченных количествах: стукачи, шептуны, доносчики, "серые кардиналы"...
Люди, лишённые собственного творческого потенциала, но реализующие себя в интриганстве, воровстве чужих идей, игре на подозрительности и недоверчивости хозяина-самодержца.
Вот об этом-то и говорит Михаил Борисович, объясняя зацикленность Путина на своей персоне:
–...Почему он впился именно в меня – ответ как раз вполне рациональный: был конкретный человек, который клал на стол президенту аналитические справки. Этот конкретный человек в этих справках повторял, что я стратегически опасен, что я хочу отдать Западу контроль над российской нефтью и т.д.
Вот коренная болячка монополии на власть одного человека!
Сергей Львович.
1502aa | Elena Urpalainen | 28.12.2013 03:53
Сергей, ответ не конкретно Вам, а на фразу "что же делать". В очередной раз россияне ждут доброго царя и пируют среди чумы. Люди сами готовы жить в грязи и рабстве, перешагиявая друг через друга. В этом -корень всех бед России."Низы " (Ц)выпили водки, закусили и все у них хорошо. Оглянитесь вокруг и все станет ясно. Россиянам не нужно сегодня жить по демократическим законам. В эом -то и вся беда.
yra-nik | юрий | 29.12.2013 12:26
Уважаемая Елена.
Ваше рассуждение (скорее описание). статично. Наверное нужно задать вопрос - почему это так?
Думаю все понимают - отсутствие веры в то что они что то могут изменить. Сто лет свободомыслие искоренялось из людей. Но говорить, что россияне готовы жить в грязи и рабстве ооочень не умно.
И следующий вопрос - что делать? И на него есть простой вопрос - изменить условия. А вот для этого нужны ДОСТОЙНЫЕ лидеры.
Одним из таких считаю МБХ. Почему? то же не стоит объяснять. Самое главное, он понимает, что корень всех зол - в слепой вере в доброго царя. Нужно изменить вектор веры. Научить верить в свои силы, в свободу и ответственность своего выбора. Эти условия изменят все.
ЮСН
Gennadiy | Матюхин Геннадий | 09.01.2014 20:36
Чуть добавлю: БАРИН НЕ ПРИЕДЕТ!
olegdamaskin | Олег Дамаскин | 28.12.2013 06:11
Всё же жаль, что Ходорковский государственник. Хотя формально определение этого слова достаточно нейтрально - "приверженец сильной государственной власти и сохранения единого государства", фактически многие понимают под государственником человека, который интересы государства (а фактически это сводится к интересам чиновников, представляющих государство) ставит выше интересов простого гражданина этого государства.
Я тоже за сохранение единства государства, но не любой ценой, а на основе свободного волеизъявления граждан этого государства, скорее даже той части государства, которая хочет или не хочет отделиться.
Поэтому политика государства должна строиться не на силовом удержании отдельных субъектов государства, а на создании таких условий жизни граждан государства, которые побуждали бы их сохранять государство, оставаться в этом государстве.
Gennadiy | Матюхин Геннадий | 09.01.2014 20:41
Да. Я уже полгода как предложил объявить мораторий на все виды противостояния и сесть за стол переговоров.
istoksi | сергей | 28.12.2013 08:47
Всем нам чего то не хватает "многим мудрости" читая ответы М.Б. Ходорковского, понимаешь
что есть у кого спросить совета.
Dharia | Мария Лурье | 28.12.2013 09:21
Спасибо за интервью. Михаил Борисович правильно подметил, что есть физическое, а есть духовное здоровье, причём первое напрямую зависит от второго. Духовное здоровье - важнее. В отношении президента страны, помимо его некой вульгарности и грубости и других качеств, нельзя не оценить его силу воли, а это не мало важно для лидера страны. Более того, как бы странным это не звучало, но президента страны выбирает Небо, а не люди. Всему есть причина. Какие люди, такой и президент, и об этом Михаил Борисович тоже говорил. Пока не изменится психология людей, не может изменится и ситуация во вне, которая является лишь зеркальным отображением внутренней составляющей народа.

Михаил Борисович человек более глубокий, и испытания ему даны более основательные. Десять лет лишения смогли лишь отшлифовать его силу волю и сделать его более мудрым человеком.

Что касается "Отче Наш", как человек глубоко верующий в Бога, посоветовала бы ему и всем прочесть хотя бы раз основную книгу духовной практики "Фалунь Дафа", "Чжуань Фалунь", которая внесена Краснодарским судом в чёрный список экстремистской литературы. Фалунь Дафа, это духовная практика самосовершенствования души и тела, основывающаяся на принципах: Истина, Доброта, Терпение, которая с 1999 года очень жестоко репрессируется компартией Китая. Не смотря на то, что она получила тысячи грамот и благодарственных писем от правительств по всему миру, в Китае за более 14 лет гонений, погибли миллионы практикующих. Жестокость пыток применяемых к практикующим, беспрецедентна. Даже во время гонения на христиан римским императором, большее на что были способны, это просто убийства людей. В Китае же, компартия наживается на насильственном извлечении органов у живых людей, которые продаются на трансплантационном рынке. Именно поэтому в Китае легче всего найти органы на пересадку и быстрее всего.

Один факт того, что зло так сурово подавляет мирных людей и духовную практику, а в России основная книга внесена в чёрный список, прольёт свет для мудрого человека, осознавшего проявления сил света и зла в этом мире с его обратными принципами. Книгу можно бесплатно скачать с главного сайта Фалунь Дафа.
inbor | boris | 28.12.2013 11:26
Михаил Борисович,не возвращайтесь в Россию!
Еще один гэбэшный-сечинский трюк мы не выдержим.
Пусть подавятся нефтью,деньгами,арктическими льдами.
Моя семья гордится Вами и желает всему Вашему семейному "клану" счастья и благополучия!
baMashka | Марина Драченко | 28.12.2013 15:19
Насчёт "Отче наш" - абсолютно верно замечено! Ещё как помогает!
aneka | Екатерина | 28.12.2013 21:58
люди, будьте бдительны, фалунь-дафа - это секта.
yra-nik | юрий | 29.12.2013 12:10
А почему меня вообще не убили – на этот вопрос у меня нет ответа,
но когда совсем-совсем плохо, действительно плохо, – вы не пробовали читать «Отче наш»?"

Михаил Борисович. Вы практически сами ответили на свой вопрос. Если Отче ваш, то разве Он вас оставит. Тем более, что вы Ему еще нужны здесь.
Думаю вы включены в Его планы и с вас еще спросится.
Удачи.
ЮСН
nivamoroz | Мороз Нина Николаевна | 29.12.2013 18:54
Михаил Ходорковский - человек высокого плана , за прошедшие 10 лет Россия много потеряла, что он был ограничен в своей деятельности. Я верю в творческий потенциал Ходорковского и желаю всех благ. Н.Н. Мороз
EvaKinrova | Natalia | 03.01.2014 00:31
Невероятный, Потрясающий Михаил Борисович!
Мне 29 лет, когда произошла вся эта история мне было 19 и, признаться, как и многим моим сверстникам мне было не до этого.
Но сегодня я рукоплещу Михаилу Борисовичу! Вот уже вторую неделю я читаю все материалы, все статьи, слушаю и смотрю все интервью.
Михаил Борисович, наконец, у нас, у нашего поколения появилась надежда! Надежда, что все не зря! Что существуют люди, за которыми хочется идти, которым хочется верить и доверять.
Наконец, есть на кого равняться, к уровню личности которого хочется стремиться.
Всего Вам и Вашей семье самого доброго
Пресс-секретарь Кюлле Писпанен: +7 (925) 772-11-03
Электронная почта
© ПРЕССЦЕНТР Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, 2002-2014
Мы не несем ответственности за содержание материалов CМИ и комментариев читателей, которые публикуются у нас на сайте.
При использовании материалов www.khodorkovsky.ru, ссылка на сайт обязательна.

Rambler's Top100  
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru